Система информационной подготовки кадров в условиях применения конфигураций «1С: Предприятие»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богатенков С. А., Богатенков Д. С. Система информационной подготовки кадров в условиях применения конфигураций «1С: Предприятие» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54295.htm.
Аннотация. Внедрение информационных технологий приводит к повышению эффективности решения профессиональных задач и к возрастанию роли информационной подготовки кадров. В статье описана система информационной подготовки кадров в условиях применения конфигураций «1С: Предприятие» на основе классификации должностей персонала по их уровням подготовки и требованиям к качеству, включающим наличие соответствующих сертификатов фирмы 1С.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Богатенков Сергей Александрович,кандидат технических наук, ведущий научный сотрудниккафедрыподготовки педагогов профессионального обученияи предметных методик,ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. ЧелябинскSerbogatenkov@yandex.ru

Богатенков Дмитрий Сергеевич,кандидат экономическихнаук, доценткафедрыинформационных технологий, вычислительной техники и предметных методик,ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскbogdim@yandex.ru

Системаинформационнойподготовкикадров

в условиях примененияконфигураций «1С: Предприятие»

Аннотация. Внедрениеинформационных технологий приводитк повышению эффективности решения профессиональных задач и к возрастанию роли информационной подготовки кадров. В статье описанасистемаинформационной подготовкикадров в условиях примененияконфигураций «1С: Предприятие» на основе классификации должностей персонала по их уровням подготовки и требованиям к качеству, включающим наличие соответствующих сертификатов фирмы 1С.

Ключевые слова:информационная подготовка кадров, проектирование, 1C:Предприятие, конфигурации.

Начиная с последних десятилетий прошлого века, во всех сферах деятельности активно применяются информационные и коммуникационные технологии. Более чем на 80% предприятий России используются программные комплексы «1С: Предприятие» для решения экономических задач и задач управления предприятием.

Перспективным направлением развития современного образования является практикоориентированный подход. Премьерминистр РФ Дмитрий Медведев указал на целесообразность привлечения в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт работы в производственных цехах, конструкторских бюро, маркетинговых и сервисных компаниях особенно дляразвития новых форм образования, таких какприкладной бакалавриат и технологическая магистратура. «Эти профи со знанием дела покажут молодым умам, как на деле работает современное автоматизированное производство, и как будет применяться 1С Бухгалтерия», отметил премьер министр [1].Приведенные факты свидетельствуют об актуальности задачи выявления требований к информационной подготовке кадров в условиях применения конфигураций «1С:Предприятие» с целью повышения ее качества.Анализ вакансийперсоналана предприятиях г. Челябинска за последний квартал 2013 г.[2]показал востребованность в кадрах для работы сконфигурациями«1С:Предприятие» (таблица1).Нами предлагаетсясистема информационной подготовки кадров в условиях примененияконфигураций «1С: Предприятие»для персонала с различным уровнем образования.Система основана на классификации должностей персонала по их уровням подготовки и требованиям к качеству информационной подготовки, включающей наличие соответствующих сертификатов фирмы 1С (таблица 2).





2Таблица 1

Вакансии персонала для работы с конфигурациями

«1С: Предприятие» на предприятиях г. Челябинска

ДолжностьЗарплата,

тыс. руб.ОбязанностиПредприятиеПреподавательпо 1С15

20

1. Подготовка пользователей программ 1С

Компания«Микос»

Оператор1С

18 23

1. Формирование заявок в 1С. 2. Работа с первичной документацией 3. Контроль правильности оформления

документов



Компания«Сатурн»

Консультанттехнолог1С

21 231. Обновление 1С(типовой и не типовой)2. Написание ТЗ для программистов,

тестирование и приемка работ.3. Консультации пользователей

и написание инструкций



КомпанияООО «АСМ Ресурс»

Оператор1С

23 251. Оформление первичной документации

на вывоз товара2. Проведение приходных документов в 1С.3. Работа с Заявками на отгрузку в 1С.4. Отчеты по складу 5. Ведение реестров



Компания«Zenden»

Программистконсультант1С

30351. Консультации клиентов по использованию

типовыхпродуктов 1С8. 2. Выполнение небольших программ.



КомпанияООО «Софт»

Руководительгруппысопровождения



371. Работа с заявками по вопросам 1С

(доработкаи автоматизация)2. Тестирование ПО3. Разработка требований к ТЗ4. Разработка отчетовинструкцийи обработок5. Размещение на сайте

КомпанияООО

«Бизнес инновации и консалтинг»

Программист 1С

451. Разработка и модернизация ПО 1С

в соответствии с техническим заданием.2. Разработка инструкций, требуемых для

тестирования разработанного ПО.3. Создание технической документации4. Поддержка пользователей.



Компания«Магнит»,розничная сеть

Программист 1С

501. Интеграция 1Сс интернетмагазином2. Доработка функционала 1С

под требованиякомпании3. Внедрение новых перспективных систем

области финансов, логистики,

консолидированного учета



Компания

ООО«ТерминалНСК»

Программист 1С8.*(разработка)

60901. Проектирование и реализация проектов

по автоматизации на платформе

1Сv8.1,v8.2.



Компания «Ingate»

Ведущийпрограммист 1С

701. Разработка и модернизация ПО 1С

в соответствии с ТЗ.2. Разработка инструкций, требуемых для тестирования разработанного ПО3. Создание технической документации 4. Организация разработокПО



Компания«Магнит»,розничная сеть

Руководительсектораразработки



801. Руководство сектором разработчиков 1С.2.Управление, контроль и

приоритезация задач внутри сектора.3. Оперативное планирование деятельности

сектора4. Мотивация сотрудников на достижение

результата



Компания«Магнит»,розничная сеть

3

Таблица 2

Классификация должностейперсонала с различным уровнем образованияв условиях

применения конфигураций «1С: Предприятие»

Технический персонал(среднепрофессиональное образование) Специалистыи инженеры(высшее:

бакалавриат или

специалитет)Руководители подразделений(высшее:

магистратура или

специалитет)Заместителируководителей по ИТ(высшее: магистратура илиаспирантура)Должности 1. Оператор 1С,2. Консультант

технолог 1С

1. Преподаватель по 1С2. Программист

консультант 1С3. Программист 1С4. Ведущий

программист1С1. Руководитель

группы

сопровождения 1С2. Руководитель

сектора

разработки 1СЗаместительруководителя по 1С Требования

Эффективноеуправлениеэлектроннымдокументооборотомс помощью 1СЭффективное управлениепроцессами в рамкахфункциональныхобязанностей с помощью 1СЭффективноеуправлениепроцессамиподразделенияс помощью 1СРешение проблем,связанныхс применением 1ССертификаты 1С Профессионал1. 1С Профессионал2. 1С Преподаватель3. 1С Специалист4. 1С Специалист

консультант1. 1С Профессионал2. 1С Преподаватель3. 1С Специалист4. 1С Специалист

консультант5. 1С Руководитель

проекта

1. 1С Профессионал2. 1С Преподаватель3. 1С Специалист4. 1С Специалист

консультант5. 1С Руководитель

проекта6. 1С Эксперт по

технологическим

вопросам

С целью повышения качества информационной подготовки персонала фирма 1С разработаласертификацию и разбила ее на два квалификационных уровня –Профессионал и Специалист. Эти уровни являются проверкой на знание типовых решений и технологической платформы 1С.Лица, обладающие соответствующими сертификатами (см. табл.2), имеют преимущество при приеме на высокооплачиваемую работу. Ниже приводится справочная информация, отражающая особенности получения сертификатов фирмы 1С как в очной, так и в дистанционной форме. Подробную информацию можно получить на сайте фирмы 1С [3].

1С Профессионал. Данный тип испытания является первым уровнем проверки знаний обучающегося. Экзамен заключается в проверке теоретических знанийи проводится в виде теста, в котором содержится 14 вопросов. На решение теста отводится 30 минут времени, что вполне достаточно. Он имеет две оценки –зачет/не зачет. Наличие 12 правильных ответов и более из 14возможныхявляется

основаниемдля выдачи аттестата.

Подготовка1С Преподавателей сертифицированных курсов проводится в дваэтапа. На первомэтапеприобретаютсяи самостоятельно изучаются комплектыметодических материалов сертифицированныхкурсов. Приобрести комплект методических материалов преподавателя сертифицированного курса можно впартнерском отделе фирмы 1Сили урегиональных дистрибьюторов.При этом время на изучение материалов курса не регламентируется.

4На второмэтапе необходимо пройти обязательный тренингпреподавателя сертифицированного курса и сдатьэкзамен.Прохождение методических тренингов возможно только для партнеров, имеющих договор с центром сертифицированного обучения (ЦСО).

Методические тренинги преподавателей проводятся в очном и дистанционном формате.Очные тренингипроводятся по регулярному расписаниюв 1С:Учебном центре №1 авторами сертифицированных курсов.До тренинга допускаются преподаватели при условии, наличия сертификата 1С:Профессионал (по той компоненте по которой он будет в дальнейшем читать курс) и изученного комплекта методических материалов для преподавателя.Основное внимание в процессе обучения преподавателей на тренинге уделяется методическим аспектам построения курса обучения, особенностям его проведения и систематизации знаний материалов курса преподавателями. Однозначно предполагается, что первый этап приобретение и самостоятельное изучение комплекта методических материалов с выполнением практических заданий курса выполнен заранее.Именно поэтому тренинг больше обращен на методическую работу, и, по сути, является этапом доводки и окончательной подготовки по следующим вопросам:1.Донесение цели, идеи и канвы курса;2.Подача материала в различных условиях; oДля «сильной» группыoДля «слабой» группы3.Передача технологий и приемов преподавания;oКак обеспечить внимание аудитории в течениевсего курсаoКак вести курс в условиях неоднородности групп («зубры и начинащие»)oКак распределять время на прохождение темoКак обеспечить усвоение наиболее важных моментовoПровокационные вопросыoПровокационные ответыoДемонстрация эффективных решенийКроме того, очное общение с автором курса помогает на месте и быстро прояснять возникающие вопросы,как по способу подачи материала курса, так и по его содержанию.Сразу после прохождения методической части тренинга сдается сертификационный экзамен преподавателя на право проведения курса обученияДистанционныйтренингпозволяет полноценно подготовиться к экзамену на право преподавания выбранного курса без отрыва от учебного или производственного процесса.До тренинга не допускаются преподаватели, если у них нет сертификата 1С:Профессионал по той компоненте по которой он будет в дальнейшем читать курс. Для прохождения тренинга в дистанционном формате необходимо приобрести методическое пособие дистанционного тренинга.Следует обратить особое внимание, что методическое пособие дистанционного тренинга дополняет комплект методических материалов для слушателей по соответствующему сертифицированному курсу,но не заменяет его. Предполагается, что в процессе тренинга кандидат на звание сертифицированного преподавателя прорабатывает и методику для слушателя, и методику дляпреподавателя соответствующего сертифицированного курса(обе методики входят в комплект методических материалов по сертифицированному курсу).При разработке дистанционных тренингов методические пособия создавались с учетом того, что при дистанционной форме обучения отсутствует непосредственный "живой" контакт слушателя и ведущего тренинг преподавателя.В пособии, входящем в комплект каждого дистанционного тренинга, рассматривается общая схема взаимо 5действия фирмы"1С" и партнеров ЦСО, анализируется роль каждого участника этого процесса, формулируются основные задачи, которые призваны решать преподаватели, объясняется значение их сертификации. Методические пособия дистанционных тренингов изложены ярким живым языком, формирующим у преподавателя ЦСО настрой на участие в общем большом проекте фирмы "1С".В дополнение, пособие содержит краткий обзор имеющейся методической литературы, издания фирмы "1С", которая позволит преподавателям, предпочитающим самостоятельное освоение материала, быстро и всесторонне углубиться в изучаемый предмет.Технология дистанционного тренинга предполагает прохождение следующих этапов:1.Получение новых знаний. Каждый раздел методического материала для слушателей сертифицированного курса содержит теоретические материалы, необходимые для осмысленного выполнения практических заданий.По мере изменения законодательной базы, а также нормативных документов раздел обновляется.2.Выполнение практических заданий. Это ключевой этап прохождения нашего курса. Курс имеет строго практическую направленность, поэтому выполнению практических заданий уделяется особое внимание. Практикумы, представленные в методическом пособии, напоминают пошаговую инструкцию (схему выполнения задания). Разбор вопросов, которые вызывают у Вас сложность в освоении.3.Выполнение самостоятельной работы. Данный этап необходим для отработки и закрепления полученных навыков. В каждой теме курса представлены задания для самостоятельного выполнения.4.Контроль результатов преподавателем. Преподаватель проводит контроль выполнения самостоятельной работы.Если допущены какието недочеты, то будут даны рекомендации по их устранению. Контроль объема освоения необходимых материалов5.Неограниченные консультации с преподавателем. Данной услугой можно воспользоваться,если при выполнении заданий возникли трудности. Когда Вы становитесь слушателем дистанционного курса, Вам назначается личный преподавательконсультант, с которым Вы будете общаться по электронной почте.Дистанционный формат тренинга заключается в выдаче рекомендаций к изучению материалов по определенной схеме (в рамках данного пособия) и обязательном общении с автором курса по электронной почте.Аттестация “Специалист” подразумевает под собой наличие серьезных практических навыков экзаменуемого. Экзамены проводятся в виде очного или удаленного решения “реальной” задачи. Решение задач всегда индивидуально, не бывает правильного единственногорешения.На решение отводится от 3 до 5 часов времени, по истечению которого Вы обязаны быть готовы обосновать своё решение.Для получения допуска к испытанию необходимо сдать соответствующий экзамен квалификации “профессионал”. Исключение –при сдаче профессионала по УПП–Вы можете быть допущены сразу ко всем видам, кроме Специалиста по платформе.Сертификаты данной квалификации 1С бывают двух типов: Специалистконсультант и Специалист.Сертификация1С Специалистпредназначенадля мастеров по программированию 1С. Она проверяет как знание программирования, так и знание прикладного решения.Существует пять видов заданий:1.“Специалист по платформе” –проверка знаний и применения технологической платформы 1С (самый трудный)2.“Специалист по Управлениюторговлей” –экзамен на конфигурирование и знание торговых решений фирмы 1С

63.“Специалист по Бухгалтерии” –экзамен на понимание Бухгалтерского учета и программированию4.“Специалист по Зарплате и управлениюперсоналом” –основы кадрового учета и программирования5.“Специалист по Зарплате и кадрамбюджетного учреждения” –знания кадрового учета в бюджетных организацияхСертификация1С Специалистконсультантподразумевает знание конфигураций и умение осуществить внедрение и настройку типового решения.Она представлена в пяти различных видах:1.“Специалистконсультант по Управлениюторговлей“ умение применить торговое решение по требованиям клиента2.“Специалистконсультант по Бухгалтерии” –на понимание Бухгалтерского учета и настройки программы3.“Специалистконсультант по Зарплате и управлениюперсоналом” –понимание кадрового учета и делопроизводства4.“Специалист по Управление производственным предприятием” –не смотря на отсутствие “консультант” в названии, здесь проверяется понимание именно методологии ведения производственного учета5.“Специалистконсультант по Бухгалтерии государственного учреждения”вы должны знать особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях.Цель сертификации Эксперт по технологическим вопросамкрупных внедрений–подготовка высококвалифицированных программистов, способных решать вопросы производительности крупных информационных систем для большого количества пользователей.Аттестация проходит в очень интересной форме –сначала преподаватель опрашивает слушателей, затем проводится тренинг. Тренинг состоит из теоретической и практической части.Решение о выдачи сертификата осуществляется на основании общей оценки участия на экзамене и на тренинге.Для сдачи необходимо знать технические нюансы клиент

серверного варианта 1С предприятия и знание технических методик оптимизации 1С предприятия.Цель сертификации1С Руководитель проекта–получение практических и теоретических знаний по основам управления проектами.Для получения звания “1С Руководитель проекта” необходимо:1.Прохождение дистанционного курса по управлению проектами и успешная сдача итогового теста.2.Участие в аттестационном вебинаре, проводимом фирмой 1С.3.Наличие квалификации ”1С Профессионал”.

Ссылки на источники1.Медведев предлагает начать в России подготовку студентов под непосредственный заказ предприятий // "Новости бизнеса", 04.09.2013. http://www.uznayvse.ru/ekonomika/medvedevpredlagaetnachatvrossiipodgotovkustudentovpodneposredstvennyiyzakazpredpriyatiy53833.html2.Работа «Вакансии 1С» в Челябинске.http://rabota.yandex.ru

3.Сайтфирмы1С.www.1C.ru

BogatenkovSergey,PhD,LeadingResearcher oftrainingteachers of vocational trainingand substantiveproceduresFGBOUVPO "Chelyabinsk State Pedagogical University",ChelyabinskSerbogatenkov@yandex.ruBogatencovDmitry,PhD,assistantprofessorofinformationtechnology,computertechnology,youandsubstantiveproceduresFGBOUVPO"ChelyabinskStatePedagogicalUniversitygovernmental",Chelyabinskbogdim@yandex.ru

7InformationManagementSystemTraining

inconditionsofapplicationconfigurations"1C:Enterprise"Abstract. Introductionofinformationtechnologyincreasestheeffectivenessofthesolutionofprofessionalproblemsandtoincreasetheroleofinformationtraining.Thisarticledescribesaninformationsystemtraininginconditionsofapplicationconfigurations"1C:Enterprise"basedonjobclassificationaccordingtotheirlevelsofstafftrainingandqualityrequirements,includingtheavailabilityofappropriatecertificates1C.

Keywords:training information, requirements, computeraided design.