Воспитание патриотизма студентов педагогического вуза в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сысоева
Н.
А. Воспитание патриотизма студентов педагогического вуза в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
366–370. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54334.htm.
Аннотация. Рассматривается понятие «патриотизм будущего учителя». Выделяются функции и структурные компоненты понятия «патриотизм будущего учителя». Обосновывается модель воспитания патриотизма будущего учителя. Описываются этапы опытно-экспериментальной работы по воспитанию патриотизма будущего учителя в Волгоградском государственном социально-педагогическом вузе на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
Ключевые слова:
позиция, патриотизм, патриотизм будущего учителя, система патриотического воспитания, функции патриотизма будущего учителя, структурные компоненты патриотизма будущего учителя
Текст статьи
Сысоева Наталия Александровна, кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры иностранных языков,ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоградsysoeva76@mail.ru
Воспитание патриотизма студентов педагогического вуза в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Аннотация.Рассматривается понятие «патриотизм будущего учителя». Выделяются функции и структурные компоненты понятия «патриотизм будущего учителя». Обосновывается модель воспитания патриотизма будущего учителя. Описываются этапы опытноэкспериментальной работы по воспитанию патриотизма будущего учителя в Волгоградском государственном социальнопедагогическом вузе на занятиях дисциплины «Иностранный язык».Ключевые слова:патриотизм, патриотизм будущего учителя, позиция, система патриотического воспитания, функции патриотизма будущего учителя, структурные компоненты патриотизма будущего учителя.
Cовременный этап модернизации российского образования в условиях перехода к ФГОС ВПО требует переосмысления ценного опыта высшего профессионального образования в России, накопленного в течение многих десятилетий. С одной стороны, сохранение преемственности богатейшего опыта воспитания и образования становится одной из основных задач современного образования. С другой стороны, присоединение России к Болонскому процессу в 2003г. требует настоятельной необходимости внедрения в практику российского образования новых технологий, разработку новых концепций, которые позволят России влиться в единое европейское пространство высшего образования, более успешно формировать конкурентноспособных специалистов. Выполнение новых задач, стоящих перед современным образованием, актуализирует проблему сохранения российской идентичности в рамках реализации новой Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в условияхвнедрения новых образовательных стандартов.Вместе с тем, врезультате глубоких социальноэкономических изменений обострилась проблема воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Поиск новых путей социальноэкономического развития общества, сопровождающийся распадом системы социальных отношений, развалом общественных структур, идеологическим вакуумом, дегуманизацией и криминализацией общества подверг разрушительному воздействию воспитание как одно из социальных и культурологических явлений. Условия нестабильного общества повлекли пересмотр сложившихся ценностей и способов воспитания подрастающего поколения. Низкий уровень культуры характеризует учебновоспитательные учреждения страны в ее кризисном этапе. Вследствие этого происходит духовное и нравственное падение личности российского педагога, теряющего свою профессиональную дееспособность. Разрушение традиций ведет к отрыву молодых людей от своих исторических корней. Потеря идентичности приводит к подрыву нравственной основы социальной деятельности и поведения молодого человека, его социокультурной дезадаптации. В основе этих проблем многие исследователи обнаруживают несформированность чувства патриотизма у молодых людей в современных условиях социальноэкономических перемен.На современном этапе введения новых образовательных стандартов в России школа испытывает острую потребность в педагоге, способном воспитывать патриотов, готовых защищать свою Отчизну, быть преданными своему народу и трудиться на благо своей страны и народа.Патриотизм, ключевая нравственная категория это чувство любви к родине, выражающееся в преданности, заботе о ее интересах, готовности к ее защите от врагов, гордости за достижения родной страны, уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к национальнокультурной традиции. Как известно, патриотизм это стержневое нравственное качество личности человека, без которого невозможно существование любого народа и государства.Патриотизм, как высшее проявление нравственных чувств, присущих человеку, необходим для обеспечения дальнейшего развития общества. В связи с этим, понятно особое значение патриотизма для учителя, являющегося главным звеном в создании и передаче культурноисторического наследия следующим поколениям.Патриотизм будущего учителяпонимается как нравственная позиция, характеризующаяся чувством любви (гордостью, преданностью, уважением и ответственностью) по отношениюк детям, родным людям, родному краю, природе, своему народу, его историческому прошлому и культурным традициямсвоей Родины;выражающаяся в сформированности профессионального самоопределения и активной творческой подготовке к профессиональной педагогической деятельности (развитие чувства любви к Родине, формирование отношения к ней и становление патриотизма как принципадеятельности).При этом профессиональная педагогическая деятельность рассматривается как форма патриотической деятельности, которая направлена на возрождение, сохранение чести и славы Родины и своего народа, традиций национальной культуры, исторической памяти народа, природных богатств Родины с целью передачи следующим поколениям.Воспитание студентов педагогического вуза представляет собой один из компонентов системы патриотического воспитания молодежи, которая, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РоссийскойФедерации на 2011 2015годы» [1], должна охватывать все периоды обучения учащейся молодежи, т.е. является составной частью системы непрерывного педагогического образования. В этом аспекте подсистема высшего педагогического образования приобретает особое значение, поскольку от качества профессиональной подготовки учителя во многом зависит результат воспитания подрастающего поколения. Таким образом, патриотическое воспитание будущих учителей выступает как неотъемлемая часть системы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.Специфика патриотического воспитания будущих учителей заключается в том, что оно является целостной педагогической системой, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем. Первая подсистема это собственно патриотическое воспитание студентов как граждан российского государства, а вторая направлена на подготовку будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся, которая не только готовит их к активной самостоятельной педагогической деятельности по данному направлению воспитательной работы, но и оказывает дополнительное воспитательное воздействие на развитие нравственных качествличности (становление патриотизма как нравственной позиции). Следовательно, патриотическое воспитание студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно (при воздействии на личность) и опосредованно (через процесс профессиональнопедагогическойподготовки). Такой подход к пониманию патриотического воспитания будущих учителей определяет двойственный (бинарный) характер цели патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе, которая включает становление патриотизма будущих учителей как нравственной позиции и готовности к реализации патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.Патриотическое воспитание будущих учителей представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на становление патриотизма будущих учителей как нравственной позиции. Решение задач патриотического воспитания будущих учителей в единстве с другими направлениями нравственного воспитания является основой осуществления целостного педагогического процесса. В данном случае выделение патриотического воспитания в отдельное направление в системе нравственного воспитания личности будущего учителя заключается не в противопоставлении его другим направлениям воспитательной работы, а их интеграцию. Основным критерием для определения роли и места патриотического воспитания в системе нравственного воспитания, как отмечает М.А.Терентий, «является его конечная цель: формирование патриота,… человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделатьвсе для процветания Родины» [2, с.31].Опираясь на исследования педагогов и психологов о сущности понятия позиции,а также рассматривая позицию как «способ понимания себя в профессии»[3, с.42],вслед за Н.М.Борытко,патриотизмкак цель воспитания будущего учителя понимается нами как нравственная позиция, характеризующаяся чувством любви по отношению к своей Родине и выражающаяся в подготовке к профессиональной деятельности (принцип). При этом педагогическая деятельность рассматривается как одна из формпатриотической деятельности, поскольку деятельность педагога направлена на возрождение, сохранение чести и славы Родины и своего народа, традиций национальной культуры, исторической памяти народа, природных богатств Родины с целью передачи следующим поколениям. Исходя из этого, сущность патриотизма будущего учителя понимается нами как совокупность трех составляющих: чувства гордости, преданности, уважения и ответственности за судьбу своей Родины и своего народа, а также любви к детям как будущему своей Родины, выражающихся в сформированности профессионального самоопределения; нравственно осознанного, гуманного отношения к детям, родным людям, родному краю, природе, своему народу, его историческому прошлому и культурным традициям, выражающегося в активной творческой подготовке к профессиональной педагогической деятельности и поведении, соответствующем нравственным принципам. Проявление данных характеристик осуществляется через реализацию функций: эмотивной(развитие чувства, не оставляющее человека безразличным к судьбе родных, окружающих людей и, прежде всего, детей, Родины, ее природы и культурноисторических ценностей), гуманитарной (аккумулирование и систематизация научных знаний об Отечестве, соотнесение научного знания с нравственным опытом, накопленнымнародной педагогикой) и регулятивной(развитие у будущего учителя элементов самокритичности, самовоспитания и саморегуляции поведения).На основе выделенных функций определяются структурные компоненты патриотизма будущего учителя: эмоциональный(способствует развитию чувства любви к Родине), ценностный(направлен на получение глубоких и системных знаний о Родине, формирование нравственных отношений к объектам и субъектам, связанных с Родиной), поведенческий (помогает будущему учителю сделать правильный и осознанный выбор нравственных идеалов и норм, гармонирующих с гуманным отношением к Родине, а также добиться устойчивости патриотического поведения). Взаимодействие всех структурных компонентов, а, следовательно, их функций обеспечивает реализацию целеобразующей функции, которая является системообразущей в структуре патриотизма будущего учителя и определяет ценностносмысловые ориентации будущего учителя, профессиональнопедагогическую направленность, а также мотивацию учебной деятельности будущего учителя.Поскольку нами выявлено, что ведущей функцией является целеобразующая функция, то гармоничное взаимодействие и взаимообусловленность эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов будет являться показателем становления патриотизма как нравственной позиции. Период обучения студентов в вузе соответствует юношескому возрасту (1723 года). Как отмечают исследователи, в юношеском возрасте самоопределение становится центральным новообразованием и определяется как «внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем» [4, с. 120]. Психологофизиологические особенности данного возрастного периода и социального статуса будущего учителя таковы, что позволяют предположить ведущую роль в структуре патриотизма поведенческого компонента, т. е. превосходства в развитии мотивации как основы для деятельности над эмоциональным и ценностным. Однако наши наблюдения и экспериментальные данные позволяют констатировать, что, в большинстве случаев, наоборот, в ней преобладает ценностный компонент. Таким образом, опираясь на исследования возрастных особенностей юношеского периода, мы рассматриваем этот возрастной промежуток как период интенсивного становления патриотизма. Предлагаемая модель становления патриотизма будущего учителярассматривается как движение, связанное с проявлением соотношения эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов патриотизма будущего учителя. На основании изучения сущностных характеристик и структуры патриотизма, а также возрастных особенностей юности и своих наблюдений, мы выделяем три стадии становления патриотизма будущего учителя.Критериями выделения стадий служат: глубина чувства любви к Родине; осознанность ценностного отношения к Родине; устойчивость патриотического поведения; активность в патриотической деятельности. Показатели патриотизма можно проследить по ряду признаков: степень устойчивости чувства, патриотического поведения; степень осознанности чувства, установок на патриотическое поведение; степень сформированности ценностных ориентаций, умений по организации патриотической деятельности; характер мотивов патриотического поведения. Теоретическая стадияхарактеризуется относительно слабым проявлением индивидуальносубъектных характеристик к осуществлению патриотической деятельности, отсутствиемвзаимосвязей между компонентами патриотизма, доминированием эмоционального компонента. Характерным признаком является отсутствие целеобразующей функции.Чувство любви к Родине является не осознанным, а лишь образным отражением в сознании, возникшим вследствие предшествующего эмпирического опыта. Мотивация патриотического поведения не сформирована. Субъект не проявляет интереса к получению знаний о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Он не проявляет активности в патриотической деятельности.Умения по организации патриотической деятельности не сформированы. На этой стадии субъект имеет поверхностные, эмпирические знания о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Он не занимается самообразованием. Уровень нравственной воспитанностинизкий, характеризующийся малоосознанной степенью усвоения нравственных требований. Такой будущий учитель не занимается нравственным самовоспитанием. Профессиональное самоопределение у такого субъекта не сформировано.Стимулирующими факторами саморазвития патриотизма являются: стремление к объединению, эмоциональная привлекательность, интерес к процессу деятельности. Мировоззренческая стадияхарактеризуется достаточным проявлением индивидуальносубъектных характеристик к осуществлению патриотической деятельности, ситуативными взаимосвязями компонентов патриотизма, наличием всех структурных элементов патриотизма, усилением гуманитарной и нормативной функций. Характерным признаком на этой стадии является появление целеобразующей функции, однако она развитанедостаточно. Чувство любви к Родине является осознанным и будущий учитель способен контролировать чувственные проявления. Мотивация патриотического поведения сформирована, однако субъект недостаточно самостоятелен в формировании мотивации. Субъект проявляет ситуативный интерес к получению знаний о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Будущий учитель не регулярно, без инициативы, принимает участие в патриотической деятельности. Умения по организации патриотической деятельности сформированы.На этой стадии субъект имеет научные знания о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Он ситуативно занимается самообразованием. Уровень нравственной воспитанности средний (фрагментарной нравственной убежденности), который включает не только знание определенного круга норм, но и некое понимание их общественноличностной значимости, хотя значительная их часть не включается субъектом в сферу его потребностей. Будущий учитель на этом уровне оказывает лишь ситуативное внимание к нравственному самовоспитанию.Такой будущий учитель обычно определяет цели своей патриотической деятельности, но выбрать оптимальные пути достижения их не в состоянии. Профессиональное самоопределение у такого субъекта до конца не сформировано.Факторами, стимулирующими развитие патриотизма являются: саморазвитие и рефлексия будущего учителя, интерес к результату деятельности. Творческая стадияхарактеризуется высокой степенью готовности к осуществлению патриотической деятельности, устойчивые взаимосвязи компонентов патриотизма образуют единое целое. Характерным признаком на этой стадии является гармоничное развитие целеобразующей функции, которая формирует патриотизм как нравственную позицию будущего учителя. Чувство любви к Родине является глубоким, устойчивым и полностью осознанным, которое проявляется в ценностном отношении к Родине, патриотическом поведении и деятельности будущего учителя. Мотивация патриотического поведения сформирована, субъект самостоятелен в формировании мотивации. Субъект проявляет активность в получении знаний о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Будущий учитель принимает активное и творческое участие в патриотической деятельности. Умения по организации патриотической деятельности сформированы. На этой стадиисубъект обладает глубокими системными научнымизнаниямиоб Отечестве, его истории и традициях национальной культуры. В сознании будущего учителя постоянно происходит расширение научной картины мира, за счет настойчивых и регулярных занятий самообразованием. Уровень нравственной воспитанности высокий (полная нравственная убежденность), характеризующийся тем, что уже все основные моральные требования осознаются субъектом одновременно и как общественно, и как личностно необходимые и, следовательно, внутренне принимаются им, становятся его убеждениями. Такой будущий учитель постоянно занимается нравственным самовоспитанием.На этой стадиибудущий учитель обычно четко определяет цели своей патриотической деятельности и самостоятельно может выбрать оптимальные пути их достижения, проявляя при этом творческий подход. Профессиональное самоопределение у такого субъекта сформировано.Учебный предмет «Иностранный язык» относится к гуманитарным наукам, дисциплинам, изучающим человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Н.М.Борытко и О.А.Мацкайлова видят проявление тенденции гуманитаризации современного образования в том, что «системообразующим элементом обучения сегодня стало педагогическое взаимодействие, при котором каждый из субъектов не просто содействует развитию другого, а именно в этом находит условия для собственного развития. ... Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют пространство обучения как пространство взаимодействия педагога и обучаемого» [5, с.44]. Как гуманитарная дисциплина, «Иностранный язык» имеет большие возможности в нравственном воспитании студентов, и, в частности, в воспитании патриотизма и толерантности студентов педагогического вуза.Опытноэкспериментальная работа по воспитанию патриотизма будущих учителей в вузе, проводимая нами в Волгоградском Государственном социальнопедагогическом университете на занятиях дисциплины «Иностранный язык», составляет часть системы патриотического воспитания студентов, осуществляемой в рамках данного вуза.Воспитание патриотизма будущих учителей на занятиях дисциплины «Иностранный язык» проходит в три этапа. На первом (ознакомительном) этапе в первом семестре первого курса студенты получают информацию и обсуждают следующие темы: «Моя семья», «Мой родной город», «Мой университет», «Жизнь студента». Сфера получения знаний о Родине «малая Родина». Формы работы на данном этапе, в основном, сводятся к чтению и анализу текстов, беседам по содержанию изученного материала. Цель работы на данном этапе заключается в развитии эмоционального и ценностного компонентов в структуре становления патриотизма будущего учителя. На втором(эвристическом)этапе во втором семестре первого курса студенты изучают темы: «Страны изучаемого языка», «Путешествия», «Особенности национальной кухни», «Великая Россия». Сфера получения знаний о Родине «Большая Родина» и «Моя Родина в мире». Формы работы на данном этапе предполагают большую самостоятельность студента по поиску информации в разных источниках (в том числе и в сети Интернет) и направлены на обобщение знаний о Родине и осмысление ее роли в мире. Цель работы на данном этапе состоит в развитии ценностного и поведенческого компонентов в структуре становления патриотизма будущего учителя. Воспитанию толерантности студентов также уделяется пристальное внимание в ходе бесед по данной проблематике.На третьем (креативном)этапе в первом семестре второго курса студенты изучают следующие темы: «Система образования в странах изучаемого языка», «Система образования в России», «Профессия учителя», «Моя будущая профессия». Данный этап относится к сфере «Будущая профессия» и направлен на становление профессионального самоопределения студента. Формы работы на данном этапе преимущественно творческие: написание докладов с последующим обсуждением на занятиях, создание компьютерных презентаций по данной тематике с представлением их группе и преподавателю на занятиях. Целью работы на данном этапе является становление патриотизма будущего учителя как нравственной позиции. Таким образом, гуманитарное содержание программы учебной дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете способствует становлению патриотизма будущих учителей, а также готовит их к реализации патриотического воспитания в будущей педагогической деятельности.
Ссылки на источники1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015годы» [Электронный ресурс] // http:www. archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
2. Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения[Текст] / М.А.Терентий. Кишинев: Стипница, 1978. 276 с.3. Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагогавоспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 75. № 11. С. 41 45.4. Психология развития и возрастная психология: учебнометодический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторысоставители О.В.Шапатина, Е.А. Павлов. Самара: Издво «Универсгрупп», 2007. 204с.5. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С.37 42.
Sysoeva Natalya,Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, Chair of the English Language, Vоlgograd State Social Pedagogical University, Volgogradsysoeva76@mail.ruUpbrining of patriotism of students at pedagogical universities in the conditions of introduction of new educational standardsAbstract.In the article the term “future teacher‱s patriotism” is under discussion. Specific character of future teacher‱s upbringing is analyzed. Functions and structural components of the term “future teacher‱s patriotism” are identified. The model of upbringing of future teacher‱s patriotism is proved. Stages of experimental work for future teacher‱s patriotism in Volgograd State Social Pedagogical University during English lessons are described.Key words:patriotism, future teacher‱s patriotism, position, the system of patriotic upbringing, functions of future teacher‱s patriotism, structural components of future teacher‱s patriotism.
Воспитание патриотизма студентов педагогического вуза в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Аннотация.Рассматривается понятие «патриотизм будущего учителя». Выделяются функции и структурные компоненты понятия «патриотизм будущего учителя». Обосновывается модель воспитания патриотизма будущего учителя. Описываются этапы опытноэкспериментальной работы по воспитанию патриотизма будущего учителя в Волгоградском государственном социальнопедагогическом вузе на занятиях дисциплины «Иностранный язык».Ключевые слова:патриотизм, патриотизм будущего учителя, позиция, система патриотического воспитания, функции патриотизма будущего учителя, структурные компоненты патриотизма будущего учителя.
Cовременный этап модернизации российского образования в условиях перехода к ФГОС ВПО требует переосмысления ценного опыта высшего профессионального образования в России, накопленного в течение многих десятилетий. С одной стороны, сохранение преемственности богатейшего опыта воспитания и образования становится одной из основных задач современного образования. С другой стороны, присоединение России к Болонскому процессу в 2003г. требует настоятельной необходимости внедрения в практику российского образования новых технологий, разработку новых концепций, которые позволят России влиться в единое европейское пространство высшего образования, более успешно формировать конкурентноспособных специалистов. Выполнение новых задач, стоящих перед современным образованием, актуализирует проблему сохранения российской идентичности в рамках реализации новой Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в условияхвнедрения новых образовательных стандартов.Вместе с тем, врезультате глубоких социальноэкономических изменений обострилась проблема воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Поиск новых путей социальноэкономического развития общества, сопровождающийся распадом системы социальных отношений, развалом общественных структур, идеологическим вакуумом, дегуманизацией и криминализацией общества подверг разрушительному воздействию воспитание как одно из социальных и культурологических явлений. Условия нестабильного общества повлекли пересмотр сложившихся ценностей и способов воспитания подрастающего поколения. Низкий уровень культуры характеризует учебновоспитательные учреждения страны в ее кризисном этапе. Вследствие этого происходит духовное и нравственное падение личности российского педагога, теряющего свою профессиональную дееспособность. Разрушение традиций ведет к отрыву молодых людей от своих исторических корней. Потеря идентичности приводит к подрыву нравственной основы социальной деятельности и поведения молодого человека, его социокультурной дезадаптации. В основе этих проблем многие исследователи обнаруживают несформированность чувства патриотизма у молодых людей в современных условиях социальноэкономических перемен.На современном этапе введения новых образовательных стандартов в России школа испытывает острую потребность в педагоге, способном воспитывать патриотов, готовых защищать свою Отчизну, быть преданными своему народу и трудиться на благо своей страны и народа.Патриотизм, ключевая нравственная категория это чувство любви к родине, выражающееся в преданности, заботе о ее интересах, готовности к ее защите от врагов, гордости за достижения родной страны, уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к национальнокультурной традиции. Как известно, патриотизм это стержневое нравственное качество личности человека, без которого невозможно существование любого народа и государства.Патриотизм, как высшее проявление нравственных чувств, присущих человеку, необходим для обеспечения дальнейшего развития общества. В связи с этим, понятно особое значение патриотизма для учителя, являющегося главным звеном в создании и передаче культурноисторического наследия следующим поколениям.Патриотизм будущего учителяпонимается как нравственная позиция, характеризующаяся чувством любви (гордостью, преданностью, уважением и ответственностью) по отношениюк детям, родным людям, родному краю, природе, своему народу, его историческому прошлому и культурным традициямсвоей Родины;выражающаяся в сформированности профессионального самоопределения и активной творческой подготовке к профессиональной педагогической деятельности (развитие чувства любви к Родине, формирование отношения к ней и становление патриотизма как принципадеятельности).При этом профессиональная педагогическая деятельность рассматривается как форма патриотической деятельности, которая направлена на возрождение, сохранение чести и славы Родины и своего народа, традиций национальной культуры, исторической памяти народа, природных богатств Родины с целью передачи следующим поколениям.Воспитание студентов педагогического вуза представляет собой один из компонентов системы патриотического воспитания молодежи, которая, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РоссийскойФедерации на 2011 2015годы» [1], должна охватывать все периоды обучения учащейся молодежи, т.е. является составной частью системы непрерывного педагогического образования. В этом аспекте подсистема высшего педагогического образования приобретает особое значение, поскольку от качества профессиональной подготовки учителя во многом зависит результат воспитания подрастающего поколения. Таким образом, патриотическое воспитание будущих учителей выступает как неотъемлемая часть системы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.Специфика патриотического воспитания будущих учителей заключается в том, что оно является целостной педагогической системой, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем. Первая подсистема это собственно патриотическое воспитание студентов как граждан российского государства, а вторая направлена на подготовку будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся, которая не только готовит их к активной самостоятельной педагогической деятельности по данному направлению воспитательной работы, но и оказывает дополнительное воспитательное воздействие на развитие нравственных качествличности (становление патриотизма как нравственной позиции). Следовательно, патриотическое воспитание студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно (при воздействии на личность) и опосредованно (через процесс профессиональнопедагогическойподготовки). Такой подход к пониманию патриотического воспитания будущих учителей определяет двойственный (бинарный) характер цели патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе, которая включает становление патриотизма будущих учителей как нравственной позиции и готовности к реализации патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.Патриотическое воспитание будущих учителей представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на становление патриотизма будущих учителей как нравственной позиции. Решение задач патриотического воспитания будущих учителей в единстве с другими направлениями нравственного воспитания является основой осуществления целостного педагогического процесса. В данном случае выделение патриотического воспитания в отдельное направление в системе нравственного воспитания личности будущего учителя заключается не в противопоставлении его другим направлениям воспитательной работы, а их интеграцию. Основным критерием для определения роли и места патриотического воспитания в системе нравственного воспитания, как отмечает М.А.Терентий, «является его конечная цель: формирование патриота,… человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделатьвсе для процветания Родины» [2, с.31].Опираясь на исследования педагогов и психологов о сущности понятия позиции,а также рассматривая позицию как «способ понимания себя в профессии»[3, с.42],вслед за Н.М.Борытко,патриотизмкак цель воспитания будущего учителя понимается нами как нравственная позиция, характеризующаяся чувством любви по отношению к своей Родине и выражающаяся в подготовке к профессиональной деятельности (принцип). При этом педагогическая деятельность рассматривается как одна из формпатриотической деятельности, поскольку деятельность педагога направлена на возрождение, сохранение чести и славы Родины и своего народа, традиций национальной культуры, исторической памяти народа, природных богатств Родины с целью передачи следующим поколениям. Исходя из этого, сущность патриотизма будущего учителя понимается нами как совокупность трех составляющих: чувства гордости, преданности, уважения и ответственности за судьбу своей Родины и своего народа, а также любви к детям как будущему своей Родины, выражающихся в сформированности профессионального самоопределения; нравственно осознанного, гуманного отношения к детям, родным людям, родному краю, природе, своему народу, его историческому прошлому и культурным традициям, выражающегося в активной творческой подготовке к профессиональной педагогической деятельности и поведении, соответствующем нравственным принципам. Проявление данных характеристик осуществляется через реализацию функций: эмотивной(развитие чувства, не оставляющее человека безразличным к судьбе родных, окружающих людей и, прежде всего, детей, Родины, ее природы и культурноисторических ценностей), гуманитарной (аккумулирование и систематизация научных знаний об Отечестве, соотнесение научного знания с нравственным опытом, накопленнымнародной педагогикой) и регулятивной(развитие у будущего учителя элементов самокритичности, самовоспитания и саморегуляции поведения).На основе выделенных функций определяются структурные компоненты патриотизма будущего учителя: эмоциональный(способствует развитию чувства любви к Родине), ценностный(направлен на получение глубоких и системных знаний о Родине, формирование нравственных отношений к объектам и субъектам, связанных с Родиной), поведенческий (помогает будущему учителю сделать правильный и осознанный выбор нравственных идеалов и норм, гармонирующих с гуманным отношением к Родине, а также добиться устойчивости патриотического поведения). Взаимодействие всех структурных компонентов, а, следовательно, их функций обеспечивает реализацию целеобразующей функции, которая является системообразущей в структуре патриотизма будущего учителя и определяет ценностносмысловые ориентации будущего учителя, профессиональнопедагогическую направленность, а также мотивацию учебной деятельности будущего учителя.Поскольку нами выявлено, что ведущей функцией является целеобразующая функция, то гармоничное взаимодействие и взаимообусловленность эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов будет являться показателем становления патриотизма как нравственной позиции. Период обучения студентов в вузе соответствует юношескому возрасту (1723 года). Как отмечают исследователи, в юношеском возрасте самоопределение становится центральным новообразованием и определяется как «внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем» [4, с. 120]. Психологофизиологические особенности данного возрастного периода и социального статуса будущего учителя таковы, что позволяют предположить ведущую роль в структуре патриотизма поведенческого компонента, т. е. превосходства в развитии мотивации как основы для деятельности над эмоциональным и ценностным. Однако наши наблюдения и экспериментальные данные позволяют констатировать, что, в большинстве случаев, наоборот, в ней преобладает ценностный компонент. Таким образом, опираясь на исследования возрастных особенностей юношеского периода, мы рассматриваем этот возрастной промежуток как период интенсивного становления патриотизма. Предлагаемая модель становления патриотизма будущего учителярассматривается как движение, связанное с проявлением соотношения эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов патриотизма будущего учителя. На основании изучения сущностных характеристик и структуры патриотизма, а также возрастных особенностей юности и своих наблюдений, мы выделяем три стадии становления патриотизма будущего учителя.Критериями выделения стадий служат: глубина чувства любви к Родине; осознанность ценностного отношения к Родине; устойчивость патриотического поведения; активность в патриотической деятельности. Показатели патриотизма можно проследить по ряду признаков: степень устойчивости чувства, патриотического поведения; степень осознанности чувства, установок на патриотическое поведение; степень сформированности ценностных ориентаций, умений по организации патриотической деятельности; характер мотивов патриотического поведения. Теоретическая стадияхарактеризуется относительно слабым проявлением индивидуальносубъектных характеристик к осуществлению патриотической деятельности, отсутствиемвзаимосвязей между компонентами патриотизма, доминированием эмоционального компонента. Характерным признаком является отсутствие целеобразующей функции.Чувство любви к Родине является не осознанным, а лишь образным отражением в сознании, возникшим вследствие предшествующего эмпирического опыта. Мотивация патриотического поведения не сформирована. Субъект не проявляет интереса к получению знаний о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Он не проявляет активности в патриотической деятельности.Умения по организации патриотической деятельности не сформированы. На этой стадии субъект имеет поверхностные, эмпирические знания о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Он не занимается самообразованием. Уровень нравственной воспитанностинизкий, характеризующийся малоосознанной степенью усвоения нравственных требований. Такой будущий учитель не занимается нравственным самовоспитанием. Профессиональное самоопределение у такого субъекта не сформировано.Стимулирующими факторами саморазвития патриотизма являются: стремление к объединению, эмоциональная привлекательность, интерес к процессу деятельности. Мировоззренческая стадияхарактеризуется достаточным проявлением индивидуальносубъектных характеристик к осуществлению патриотической деятельности, ситуативными взаимосвязями компонентов патриотизма, наличием всех структурных элементов патриотизма, усилением гуманитарной и нормативной функций. Характерным признаком на этой стадии является появление целеобразующей функции, однако она развитанедостаточно. Чувство любви к Родине является осознанным и будущий учитель способен контролировать чувственные проявления. Мотивация патриотического поведения сформирована, однако субъект недостаточно самостоятелен в формировании мотивации. Субъект проявляет ситуативный интерес к получению знаний о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Будущий учитель не регулярно, без инициативы, принимает участие в патриотической деятельности. Умения по организации патриотической деятельности сформированы.На этой стадии субъект имеет научные знания о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Он ситуативно занимается самообразованием. Уровень нравственной воспитанности средний (фрагментарной нравственной убежденности), который включает не только знание определенного круга норм, но и некое понимание их общественноличностной значимости, хотя значительная их часть не включается субъектом в сферу его потребностей. Будущий учитель на этом уровне оказывает лишь ситуативное внимание к нравственному самовоспитанию.Такой будущий учитель обычно определяет цели своей патриотической деятельности, но выбрать оптимальные пути достижения их не в состоянии. Профессиональное самоопределение у такого субъекта до конца не сформировано.Факторами, стимулирующими развитие патриотизма являются: саморазвитие и рефлексия будущего учителя, интерес к результату деятельности. Творческая стадияхарактеризуется высокой степенью готовности к осуществлению патриотической деятельности, устойчивые взаимосвязи компонентов патриотизма образуют единое целое. Характерным признаком на этой стадии является гармоничное развитие целеобразующей функции, которая формирует патриотизм как нравственную позицию будущего учителя. Чувство любви к Родине является глубоким, устойчивым и полностью осознанным, которое проявляется в ценностном отношении к Родине, патриотическом поведении и деятельности будущего учителя. Мотивация патриотического поведения сформирована, субъект самостоятелен в формировании мотивации. Субъект проявляет активность в получении знаний о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Будущий учитель принимает активное и творческое участие в патриотической деятельности. Умения по организации патриотической деятельности сформированы. На этой стадиисубъект обладает глубокими системными научнымизнаниямиоб Отечестве, его истории и традициях национальной культуры. В сознании будущего учителя постоянно происходит расширение научной картины мира, за счет настойчивых и регулярных занятий самообразованием. Уровень нравственной воспитанности высокий (полная нравственная убежденность), характеризующийся тем, что уже все основные моральные требования осознаются субъектом одновременно и как общественно, и как личностно необходимые и, следовательно, внутренне принимаются им, становятся его убеждениями. Такой будущий учитель постоянно занимается нравственным самовоспитанием.На этой стадиибудущий учитель обычно четко определяет цели своей патриотической деятельности и самостоятельно может выбрать оптимальные пути их достижения, проявляя при этом творческий подход. Профессиональное самоопределение у такого субъекта сформировано.Учебный предмет «Иностранный язык» относится к гуманитарным наукам, дисциплинам, изучающим человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Н.М.Борытко и О.А.Мацкайлова видят проявление тенденции гуманитаризации современного образования в том, что «системообразующим элементом обучения сегодня стало педагогическое взаимодействие, при котором каждый из субъектов не просто содействует развитию другого, а именно в этом находит условия для собственного развития. ... Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют пространство обучения как пространство взаимодействия педагога и обучаемого» [5, с.44]. Как гуманитарная дисциплина, «Иностранный язык» имеет большие возможности в нравственном воспитании студентов, и, в частности, в воспитании патриотизма и толерантности студентов педагогического вуза.Опытноэкспериментальная работа по воспитанию патриотизма будущих учителей в вузе, проводимая нами в Волгоградском Государственном социальнопедагогическом университете на занятиях дисциплины «Иностранный язык», составляет часть системы патриотического воспитания студентов, осуществляемой в рамках данного вуза.Воспитание патриотизма будущих учителей на занятиях дисциплины «Иностранный язык» проходит в три этапа. На первом (ознакомительном) этапе в первом семестре первого курса студенты получают информацию и обсуждают следующие темы: «Моя семья», «Мой родной город», «Мой университет», «Жизнь студента». Сфера получения знаний о Родине «малая Родина». Формы работы на данном этапе, в основном, сводятся к чтению и анализу текстов, беседам по содержанию изученного материала. Цель работы на данном этапе заключается в развитии эмоционального и ценностного компонентов в структуре становления патриотизма будущего учителя. На втором(эвристическом)этапе во втором семестре первого курса студенты изучают темы: «Страны изучаемого языка», «Путешествия», «Особенности национальной кухни», «Великая Россия». Сфера получения знаний о Родине «Большая Родина» и «Моя Родина в мире». Формы работы на данном этапе предполагают большую самостоятельность студента по поиску информации в разных источниках (в том числе и в сети Интернет) и направлены на обобщение знаний о Родине и осмысление ее роли в мире. Цель работы на данном этапе состоит в развитии ценностного и поведенческого компонентов в структуре становления патриотизма будущего учителя. Воспитанию толерантности студентов также уделяется пристальное внимание в ходе бесед по данной проблематике.На третьем (креативном)этапе в первом семестре второго курса студенты изучают следующие темы: «Система образования в странах изучаемого языка», «Система образования в России», «Профессия учителя», «Моя будущая профессия». Данный этап относится к сфере «Будущая профессия» и направлен на становление профессионального самоопределения студента. Формы работы на данном этапе преимущественно творческие: написание докладов с последующим обсуждением на занятиях, создание компьютерных презентаций по данной тематике с представлением их группе и преподавателю на занятиях. Целью работы на данном этапе является становление патриотизма будущего учителя как нравственной позиции. Таким образом, гуманитарное содержание программы учебной дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете способствует становлению патриотизма будущих учителей, а также готовит их к реализации патриотического воспитания в будущей педагогической деятельности.
Ссылки на источники1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015годы» [Электронный ресурс] // http:www. archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
2. Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения[Текст] / М.А.Терентий. Кишинев: Стипница, 1978. 276 с.3. Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагогавоспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 75. № 11. С. 41 45.4. Психология развития и возрастная психология: учебнометодический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторысоставители О.В.Шапатина, Е.А. Павлов. Самара: Издво «Универсгрупп», 2007. 204с.5. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С.37 42.
Sysoeva Natalya,Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, Chair of the English Language, Vоlgograd State Social Pedagogical University, Volgogradsysoeva76@mail.ruUpbrining of patriotism of students at pedagogical universities in the conditions of introduction of new educational standardsAbstract.In the article the term “future teacher‱s patriotism” is under discussion. Specific character of future teacher‱s upbringing is analyzed. Functions and structural components of the term “future teacher‱s patriotism” are identified. The model of upbringing of future teacher‱s patriotism is proved. Stages of experimental work for future teacher‱s patriotism in Volgograd State Social Pedagogical University during English lessons are described.Key words:patriotism, future teacher‱s patriotism, position, the system of patriotic upbringing, functions of future teacher‱s patriotism, structural components of future teacher‱s patriotism.