Психологические риски современного киберпространства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова С. А. Психологические риски современного киберпространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 376–380. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54336.htm.
Аннотация. Проблема информационной безопасности в современных исследованиях представлена широким кругом вопросов, отражающих не только информационно-технологический, но и правовой, психолого-социальный, культурный аспекты. В статье представлен краткий обзор характеристик современного виртуального пространства, определены потенциальные риски для психологического и социального благополучия пользователей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филиппова Светлана Анатльевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тулаwega04@yandex.ru

Психологическиерискисовременного киберпространства

Аннотация.Проблема информационнойбезопасностив современных исследованиях представлена широким кругом вопросов, отражающихне только информационнотехнологический, но иправовой, психологосоциальный, культурныйее аспекты. В статье представлен краткий обзор характеристик современного виртуального пространства, определены потенциальныерискипсихологическому и социальному благополучию пользователей.Ключевые слова.Киберпространство, информационная безопасность, психологическое благополучие, психологические риски.

Информационные технологиииИнтернетпостепенно проникают во все новые и новые сферы социального пространства: общение, обучение, развлечения, работа, творчество и мн. др. Объединяя страны и континенты, Всемирная сеть предоставляет безграничное количество возможностей: мгновенный доступ к информации, получение образовательных услуг, осуществление профессиональных функций,виртуальное общение и путешествия –лишь краткий переченьвозможностей Сети. Интернет расширяет жизненное пространство людей с ограниченными возможностями здоровья, делает социальное взаимодействие более доступным. Однако, наряду с позитивными тенденциями, существуют риски, связанныес нахождением пользователей вСети: Всемирная паутинав ряде случаев несет угрозу психологическому, психическому, социальному благополучию пользователей. Изучая современное состояние проблемы взаимодействия человека с информационнымпространством Сети и анализируя различные ее аспекты, мы ставили перед собой 3 задачи: определитьосновные характеристикисовременного Интернетпространствас пользовательской точки зрения,

выявитьпотенциальные риски, связанные с нахождением пользователей в Сети,

определить группы риска: слои населения, наиболее уязвимые к тому или иному виду негативного влиянияИнтернета.

Учитывая современныйуровеньразвития Интернеттехнологий можно утверждать, что в группуриска попадаютпрактически все категории граждан: дети, подростки, учащаясяи работающая молодежь, специалисты, домохозяйки, пенсионеры, –в той или иной форме взаимодействующие с Интернетом. Кроме того, определенным психологическим рискам, косвенно связанным с Интернетом подвергаются лица, не являющиеся пользователямиСети. Негативные эффекты, обусловленные взаимодействием с Интернетом,варьируются от достаточно легкихсостояний психологического дискомфорта (таких как психологический дискомфорт неуверенного пользователя), до достаточно тяжелых психических расстройств (например, аддикций)и состояний острогонеблагополучия в социальной сфере.Висключительных случаях взаимодействие с Интернетом может спровоцировать ситуации, напрямую угрожающиежизни и здоровьючеловека. В общем виде основные характеристики современного Интернетпространства исвязанные с ним потенциальные рискиможно объединить в несколько групп. Доступность Интернетуслуг и, в частности, Интернетуслуг развлекательного характера. Число пользователей Сети увеличивается с каждым годом, доступ к Интернету перестает быть предметом роскоши. Развлекательные услуги –одна из основных сфер Интернетпространства, существенную массуразвлеченийсоставляют компьютерные игры. Интернет наполнен играми на любой вкус: это и простыекарточные пасьянсы, и требующие серьезных навыкови интеллектуальных усилий квесты, одиночные и командныеигры, бесплатные и дорогостоящие, развивающие игры для детей и браузерные многопользовательские ролевые онлайн игры для взрослых со сложным сюжетом, тщательно разработанным виртуальным миром, который зачастую ярче и привлекательней реального. Проблема Интернетаддикций возникла практически сразу с распространением Всемирной паутины: игромания, нарушениеспособности контролироватьвремяпребывания в Сети и частотуобращений к сетевым ресурсам, синдром отмены, отказ от осуществления какихлибо действий в пользупребывания за компьютером, свертывание взаимодействий с социальным окружением в пользу пребывания в Сети,–наиболее распространенные проблемы активных Интернетпользователей[7]. Интернетзависимость чревата виртуализацией жизни, когда происходит обеднение интересов и осуществляемых в реальной жизни действий в пользу взаимодействия с Интернетом, реальныедействия заменяютсясетевыми аналогами: общение с друзьями, спортивные увлечения, хобби заменяются чатами, форумами, онлайниграми. Происходит постепенное притуплениечувства реальности: действия в реальной жизни осуществляются для того, чтобы опубликовать отчеты о них в Twitter,соцсетях и т.п.[8,9].

Появляется потребность постоянно находиться онлайн.Интернетзависимость, вопросы ее профилактики и преодоления, влияние ИТ на формирование личностных и психологических особенностейдостаточно хорошо изучены и широко представленыв специальной литературе[1,4]. Рост популярности Интернеткоммуникации.Интернеткоммуникация –это скорость, удобство, отсутствие препятствий в виде государственных границ и социальных предрассудков. При помощи специальных средств Интернеткоммуникации можнопообщаться практическислюбым зарегистрированным в них пользователем, будь то бывшие одноклассники, иностранные коллеги, звезды кино или президенты государств. Коммуникация в Сети позволяет решать множество проблем профессионального и социального взаимодействия, но вместе с тем, несет в себе многочисленные угрозы психологической безопасности личности. Возможность оставаться анонимным в Интернеткоммуникации спровоцировало широкое распространение в Сети таких явлений, как кибербуллинг, моббинг, троллинг; среди детей и подростков растет число жертв сексуальных домогательств; все большее число пользователей социальных сетей и подобных ресурсов рискуют стать жертвами разного рода мошенников. Очень многие социальные проблемы нашли новую ветвь развития в виртуальной среде: издевательство над одноклассниками в подростковой среде с использованием сетевых ресурсов многократно усиливаетмасштабы трагедии для ребенка, подвергающегося травле; общение педофилов с детьми в Интернете не сразу вызывает у родителей беспокойство, потому что «ребенок просто сидит за компьютером». Однако возможность стать жертвой –не единственный риск пользователя, не исключена вероятность стать агрессором, поддавшись мысли о безнаказанности действий, анонимно осуществляемых в Сети. Эту проблему также иллюстрирует кибербуллинг и моббинг, когда оскорбительные или хулиганские действия осуществляют дети и взрослые,ничего подобного не позволяющие себе в реальном социальном окружении. Вопросы формирования культуры поведения в Сети (киберэтики) находят отражение в современных исследованиях[3,5]. Целому ряду психологических рисков подвергаются активные пользователи социальных сетей. Помимо ежегодного роста числа киберпреступлений, направленных на извлечение материальной выгоды, пользователи Сети подвергаются действиям хакеров, осуществляющих взлом персональных страниц ради удовольствия. Вторжение в личное пространство и распространение в Сети конфиденциальной информации –чрезвычайно травмирующие факторы. В подростковой среде социальные сетичасто служат средством, формирующим статусное положение в группе сверстников: количество виртуальных друзей, членство в закрытых группах, число «лайков» на фотографиях –являются показателями популярности или непопулярности подростка. Нередки случаи, когда оценки к фото, возможность внести пользователяв «черный список», удалить из списка друзейиспользуются для шантажа и манипуляций. С каждым годом растет число жертв брачных аферистов, использующих Интернет для знакомства и общения с людьми, находящимися в поиске партнера.Особенность Интернеткоммуникации в данном случае состоит в формировании искаженного, излишнеромантизированного образапартнера по общению, которыйосновывается на красивых историях, рассказанных о себе и не менее красивых фотографиях, зачастую фальшивых. Результатом такого общения является формирование психологической зависимости от партнера по переписке, невозможность адекватно оценивать свои действия, готовность идти на необдуманные и рискованные поступки (оказание финансовой помощи, поездки в другую страну, согласие на вступление в брак). В ряду негативных эффектов подобных ситуаций: психологический стресскак следствие неоправданияожиданий, формирование недоверия к лицам противоположного пола, психологические проблемы поспешных межэтнических браков. Несмотря на попытки разработчиков сетевых ресурсов вводить возрастной ценз для пользователей, разрабатывать системы защиты от проникновения на персональные страницы,модерировать информацию в открытых чатах, несмотря на усилия педагогов и психологов, направленные на профилактику школьной травлив Сети, несмотря на выступления в СМИ жертв киберпреступлений, проблеманегативных эффектов Интернеткоммуникации остается масштабной.Увеличение объема профессиональных функций, осуществляемыхпри помощи Интернета.Бесспорные преимущества Интернета: удобствокоммуникации, быстрота документооборота, оперативныйдоступ к информации, мобильность–являются причиной роста его популярности в профессиональной сфере. Немногие специалисты на рабочих местах сейчас могут обойтись без Интернета. Осуществление некоторых профессиональных функций (работа секретарей, программистов, туристических агентов)напрямуюсвязана с работой в Сети: поиск и обработка информации, ведение корреспонденции, общение с клиентами и коллегами. Выполнение профессиональныхфункцийв условиях зависимости от Интернетасвязано с целым рядом рисков. Помимо необходимой информации на экран монитора и в почтовый ящик пользователя попадает большое количество ненужных текстов и видео, рекламы, спама. Ежедневная работа с большим количеством разнообразной информации, непрерывным потоком корреспонденции,сопряженас постоянным психическим напряжением. Стрессогенными факторами являютсянестабильно работающий Интернет,компьютерные вирусы,препятствующие осуществлению профессиональной деятельности, а также угроза доступа конкурентов к конфиденциальной информации фирмы.

Отсутствие качественной и своевременной цензуры информации, размещаемой в Сети.Вопрекипопыткамзаконодательных органов сделать Всемирную сеть более безопасной и повысить ее моральный облик, Интернет попрежнемуявляется информационным пространством, плохо поддающимся цензуре. Технологическиевозможности ограничения доступа к небезопасной информации недают абсолютной гарантии. В связи с этим существует вероятность доступадетей и подростков к сетевым ресурсам, содержащим потенциально опасную для психики ребенка информацию:сексуального характера, демонстрирующую насилие, склоняющую к суициду[10]. Существует огромное количество экстремистских обществ, пропагандирующих свои идеи при помощи Сетии привлекающих подростков и молодежь в свои ряды.Подобную практикуиспользуют религиозные секты, псевдорелигиозные организации, а также всевозможные «школы» и «учения» смысл и содержание деятельности которых сложнопонять. Негативные эффектыот длительного контакта с такого рода информацией трудно переоценить, поскольку воздействию подвергается личность человека, в случае с детьми и подростками –личность еще несформировавшаяся.Ответственность за решение данной проблемы на этапе первичной профилактикилежит на родителях, но ситуацию осложняет то, что очень часто взрослыеузнают о проблеметолько тогда, когда негативные последствия уже наступили.

Отсутствие контроля за качеством размещенной в Сети информации, отсутствие однозначных критериев, позволяющих определить компетентность Интернетресурсов.Эффективное использование Интернетресурсов предполагает определенную компетентность пользователя. Большое количество людей, пользующихся Интернетом,не представляют себе, как устроена Всемирная сеть и каким образом происходит размещение в ней информации. В связи с этим возникает эффект неадекватного преувеличениянекомпетентными пользователями возможностей Интернета. К сожалению, это свойственно школьникам и учащейся молодежи: дети считают, что в Интернете «все есть», включая индивидуальные авторские задания, требующие личноготворчества, старшие школьники и студенты, не задумываясь,осуществляют плагиат.Неумение критически оценивать качество размещенной в Сети информации, осуществлять поиск компетентных Интернетресурсов, соблюдать авторские права, работаяс текстами, ведет к снижению качества знаний,распаду навыков учебной деятельностиу учащихся, а также снижению профессиональной эффективности специалистов. Можно говорить о необходимости формирования компетентности в работе с информацией,размещенной в Сети, а также криберэтикии правовой грамотностиеще на этапеначальной школы[5]. Некомпетентность в использовании Интернетресурсов также формируетгруппу риска среди лиц, находящихся в трудных жизненных ситуациях, испытывающих необходимость в общении со специалистами различного профиля (медиками, психологами, юристами и т.п.)Существует потенциальный риск ухудшения качества жизнипользователей, склонныхвоспринимать всю информацию размещенную в Сети, как заслуживающуюдоверия и компетентную: люди обращаются заонлайнконсультациямисомнительныхспециалистов, заменяют поход к врачу или психологуинформацией, полученнойна различных форумах.Молодые мамына сайтах для родителейсамостоятельно ставят диагнозы и делятся советами по лечению и воспитанию детей,«психологи» предсказывают судьбу по Skype, «астрологи»–успех в бизнесе по SMS.Минимальный вред от такого рода шарлатанства –испорченное настроение.Получение некачественных услугпсевдоспециалистовчерез Интернет снижает степень доверия к представителям профессии в целом, формирует негативное отношение к Сети.

Преодоление подобныхнегативных эффектов взаимодействия с Интернетом возможно в основном за счет повышения компетентности самих пользователей.

Высокая стоимость средств доступа к сети Интернет и необходимость подготовки пользователей.Использование возможностей Сети сопряжено с необходимостью овладения определенными знаниями и навыками, кроме того, оборудование для доступа в Интернет является достаточно дорогостоящим.Всвязи с этим,определенная часть населения не имеет возможности пользоваться данными услугами. Возникает ряд психологических рисков, которым подвержены неуверенные пользователии люди, не имеющие доступа к Сети. Состояниям психологического дискомфорта подвергаются люди пожилого возраста, вынужденные использовать технологические новинки при решении бытовых вопросов (терминалы оплатыуслуг и записив поликлинику, госучреждения). Психологические барьерывзаимодействия с Интернетомвозникают у лиц, не имеющих необходимых навыков работы в Сети: предпочитают отказаться от более перспективной должности, предполагающей активное взаимодействие с Интернетом, отказываютсяот общения с родственниками из других городов при помощи Сети и т.п.[6].

Серьезную проблему представляют психологические состояния людей(чаще всего детей и подростков), не имеющих доступа к Сети. Отсутствие в семье средств для приобретения модных гаджетов, невозможностьпринимать участие в увлечениях окружающих (общения в соцсетях, форумах, онлайниграх)провоцирует отчужденностьиснижение статусного положения в группесверстников.Всему этому способствует следующая особенность современного Интернетпространства.Агрессивная реклама, направленная на формирование стереотипа необходимости использования Интернета.Негативным психологическим эффектам этого стереотипа подверженопрактически все работоспособное население, а также, дети, подростки, учащаяся молодежь. Желаниесоответствовать имиджу современного «продвинутого» человека порождает гаджетоманию –навязчивое состояние, выраженное в потребности постоянного приобретения новинок доступа к Сети[8]. Технические новинки(смартфоны, планшетные компьютеры, игровые консоли) превращаются в предмет, формирующий статусное положение в группе сверстников или коллег. Данное явлениепредставляет собой психологическуюи социальнуюпроблему, напрямую связаннуюс культурой потребления, которая зависит от уровнямассовой культурыи сознания.На нынешнем этапе социального развития нашей странырешение данной проблемы осуществляется за счет традиций семейного воспитания, а в случаях необходимости –проведения психологической коррекции и терапии.

Использование Интернетресурсов как средства воздействия на общественное мнение, агрессивная Интернетреклама, использующая технологии воздействия на подсознание.При помощи Сети пользователь получает огромное количество информации, практически не тратя усилий на ее поиск. В отличие от других источников информации, например, книг, массмедиа действуют по принципу максимального привлечения внимания. Зрителю и читателю предлагают то, что по статистике быстрее всего продать: новости, развлечения, информациюо детях, политике, здоровье, спорте. Технологии продвижения информации в Интернете практически не учитывают компетентность источников, на запрос пользователя первыми выдаются либо самые популярные, либо продвинутые ссылки. Представленная в Интернете информация зачастую страдает однобокостью.Не зная фамилий компетентных авторов и адресов заслуживающих доверия сайтов, пользователь рискует получитьнекачественную, стереотипную информацию, сгруппированную по принципу популярности. С целью формирования общественного мнения Интернет используют PRагентстваикомпании, продвигающие на рынок свои товары и услуги. Последние, к тому же, предлагают вариант Интернетпокупок: достаточно 23 несложных манипуляций на сайте и товар отправляется по почте или с курьером. Удобство и экономия времени –одна сторона медали, другая –риск возникновения навязчивой зависимости от покупок в Интернете, сопровождающейся снижением рациональности потребительского поведения, ухудшением самочувствия от длительного пребывания за компьютером, возникновением проблем с социальным окружением.Интернетсайты пестрят рекламными баннерами, содержание которых подчас вызывает много споров. В Интернете достаточно много информации и рекламы о похудении: рецепты диет, медицинские клиники, курсы аэробики на компактдисках. Добросовестная реклама призывает «проконсультироваться с врачом», недобросовестная обещает «результат за 5 дней». Потенциальный психологический риск подобной информации –формирование стереотипов красоты и успешности, попытки достижения которых могут спровоцировать тяжелыеневротические расстройства(анорексию, булимию, депрессию). Реклама пластической хирургии действует подобнымжеобразом. Навязчиваяинформацияо необходимости совершенствования собственного телаусугубляет состояние девушек и женщин, склонных к дисморфофобии ипобуждает их обращатьсяк услугам пластических хирургов, зачастую неоднократных, но при этом, не приносящих клиентке удовлетворениясвоей внешностью. В связи с рекламой в Интернете отдельную группу риска составляют узнаваемые люди. Помимо проблемы вторжения в частную жизньс целью публикациив СМИ новостей и слухов, очень часто лицаизвестных актеров и певцовиспользуются для рекламыв Интернетебез их ведомаи согласия.Реклама пластической хирургии и диет –излюбленныетемынедобросовестных рекламодателей, рассчитывающих на то, что авторитет «звезд» будет способствовать привлечению клиентов. Сложно оценить моральный ущерб, наносимый и известным персонам и людям, поверившим рекламе.Подводя итог, стоит отметить, что социальной группой, наименее защищенной от негативного воздействия Интернета, являются дети и подростки. За обеспечение безопасности ребенка, в том числе ив Сети, отвечают взрослые. Однако очень часто дети являются более уверенными пользователями, чем родители, которые, к тому же, склонны воспринимать Интернетпространство как безопасную среду, считая «пусть уже лучше играет дома в компьютер, чем неизвестно где на улице». Родительская компетентность в обеспечении безопасности ребенка в Интернете складывается изнескольких составляющих. Достаточный уровень владения навыками использования сети Интернетизнание элементарных средств ограничениядоступа ребенка к непроверенным сайтам позволяет родителям управлять многими рисками. Неадекватное восприятие родителями Интернетпространства как безопасной среды создает предпосылки длячрезмерного увлечения ребенка компьютером и заставляет родителей закрывать глаза на негативные моменты.Вто время как от взрослыхтребуется своевременное реагирование на любые изменения психологического состояния ребенка, взаимодействующего с Интернетом: будь то усталость и раздражительность, обусловленная чрезмерным увлечением играми или внезапно появившаяся скрытность и сниженный фон настроения, также позволяющиепредположить наличие какихлибо проблем.Наиболее эффективным и безопасным вариантом освоения и взаимодействия ребенка с Интернетом (как и освоение любого другого вида деятельности) является совместная деятельность совзрослым[9]. Самоустранение родителей, предоставление ребенка самому себе чревато погружением ребенка в виртуальный мир, предлагающийему любые аналоги социальной реальности. В технологически развитых странах (Японии, Китае, Южной Корее, США, Великобритании) в последние десятилетия наблюдается рост числа людей, стремящихся к максимальнойсоциальной самоизоляции –хикикомори. Практически все хикикомори –подростки имолодые люди, страдающие темили иным невротическим расстройством. Они ни с кем не общаются, нигде не работают, многие по нескольку лет не покидают свою комнату. Характерно, что единственным способом связи с внешним миром для хикикомори является Интернет (возможно, он же является причинойухода от внешнего мира). В нашей стране это явление не распространено, однако, среди российских детей и молодежи японская анимекультура пользуется большой популярностью, а хикикомори –довольно часто встречающиеся персонажияпонских мультфильмов. Синдромхикикомори –специфичное для дальневосточных стран социальное явление, однако, и в нашей стране уже отмечаются случаи добровольного затворничества среди подростков и молодежи.Проблему Интернетбезопасности принято воспринимать как проблему защиты личной информации, размещенной в компьютере или соцсетях, защиту от киберпреступлений. Однако, современные исследования значительно расширяютпонятие Интернетбезопасности личности, совершенно справедливо включая в него психологический и социальный аспект. Обеспечение психологической безопасности личности в Интернете –это комплексная проблема, на данном этапе ее решения существует необходимость интеграции усилий, предпринимаемыхзаконодательнымиорганами, образовательными, медицинскими, социальнымиучреждениями,специалистамив области ИТисредств массовой информации,психологами иродителями.

Ссылки на источники1.Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследованияв Интернете. –М., 2000.2.Бондаренко С.В. Социальная структуравиртуальных сетевых сообществ. –РостовнаДону: Издво Ростовского университета, 2004.3.Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. –М., 2000.4.Войскунский А.Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал. –М., 2010.5.Войскунский А. Е., Дорохова О. А. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы // Вопросы философии. –2010. 6.Доронина О.В. Страх пред компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. –М., 1993. 7.Интернетзависимость: психологическая природа и динамика развития / Под ред. А. Е. Войскунского. –М., 2009.8.Мандель Б.Р. Гаджеты, Интернет, компьютер, телевизор, мобильный телефон –технологические аддикции переходят в наступление // Вестник практической психологии образования. –М., 2013.9.Мустафьева Г.Н. Социальные аспекты Интернетзависимости // Национальный психологический журнал. –М., 2012.10.

Смирнова В.Е. Истоки современной педоистерии // Вестник практической психологии образования. –М., 2013.

S. Filippova,Tula State Pedagogical UniversityThe psychological risks of modern cyber spaceAbstract.The modern ITresearches include such problems as: information safety at the technological, legal, social, psychological, cultural spheres. The present virtual space situation is connected with potential risks to psychological and social human wellbeing. The article deals with the some generalized characteristics of modern cyber space.Key words: cyber space, information safety, psychological wellbeing.