Адаптационные возможности личности современного студента и индивидуально-психологические характеристики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бойченко Я. С. Адаптационные возможности личности современного студента и индивидуально-психологические характеристики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 411–415. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54345.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются успешная деятельность современного студента, адаптационные возможности, связанные межполушарной асимметрией. Описывается исследование, главной целью которого является изучение влияния индивидуального типа функциональной асимметрии на специфику формирования адаптационных возможностей личности студентов. Гипотеза нашего исследования состояла в том, что процесс адаптации современного студента неразрывно связан с индивидуально-психологическими характеристиками и типом функциональной асимметрии мозга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бойченко Янина Сергеевна,ассистент кафедры возрастной и социальной психологии, аспирант, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. БелгородBoichenko@bsu.edu.ru

Адаптационные возможностиличности современного студента и индивидуальнопсихологическиехарактеристики

Аннотация.В статье рассматриваютсяуспешная деятельность современного студента, адаптационные возможности,связанныемежполушарной асимметрией. Описывается исследование, главной целью которого является изучениевлияния индивидуального типа функциональной асимметрии на специфику формирования адаптационных возможностей личности студентов. Гипотеза нашего исследования состояла в том, что процессадаптации современного студента неразрывносвязанс индивидуальнопсихологическимихарактеристиками и типом функциональной асимметрии мозга.Ключевые слова:адаптация,личность, индивидуальнопсихологическиехарактеристики,функциональная межполушарнаяасимметрия.

Процесс адаптации современного студента неразрывно связан с индивидуальнопсихологическими характеристиками итипом функциональной асимметрии мозга. ВВУЗе,адаптация связана с включением студентов в новые условия, выходящие за пределы их привычного образа жизни. В психологии каждый фактор влияет не отдельно, а в совокупности, для этого необходимо создавать моделиадаптации современного студента. В моделях будет включена вся совокупность мер по сопровождению студента и адаптации в контексте личностнопрофессионального развития студента как субъекта учения.Подготовка специалистов, студентов ВУЗов, в современных условиях напрямую связана с практическими трудностями в обучении.В свою очередь,вызванные,наличием индивидуальнопсихологических характеристиксовременного студента. Необходимость перестройки системы становится явной.В настоящее время и сами педагоги стали обращать внимание на необходимость учёта функциональных асимметрий учащихся в образовательном процессе. Подниматься проблема о том, что необходимы новые образовательные технологии третьего тысячелетия, которые должны обязательно строиться с учётом функциональных асимметрий человека. Иконечно, в соответствии с конкретными условиями влияния,будут учитыватьсяиндивидуальныйтип функциональной асимметрииучащегося и связанная с ним успеваемостьстудента в ВУЗе.Проблема структурных основ ФМА тесным образом связана не только с методическим уровнем исследования, но и с методологией подхода к вопросу о соотношении между структурнойорганизации мозга с различными проявлениями индивидуальной психической деятельности человека. Индивидуальныенейропсихологические основы индивидуальных различий здоровых людей могут быть связаны с вариабельностью сочетаний, парциального доминирования, сенсорных и моторных признаков, что должно определять их различный вклад в процессы реализации высших психических функций. Прогрессирующая в ходе эволюции специализация полушарий головного мозга и связанное с этим усложнение межполушарных взаимоотношений, является одной из центральных и широко обсуждаемых специалистами разного профиля проблем.Вместе с тем остаются малоизученным психофизиологический феномен как индивидуальнопсихологическая характеристика и адаптационная возможность личности современного студентав контексте субъекта учения.Личность, по Л.С. Выготскому, понятие социальное, четкого определения понятия «личность» у Л.С. Выготского нет [1].Профессор Б.В.Зейгарникговорила о недостаточнойразработанности в отечественной психологии собственной типологии индивидуальностиличности[2].Е.Д. Хомская, обсуждая перспективы развития экспериментальной нейропсихологии, также остановилась на анализе исследований эмоциональноличностной сферы. Былоотмечено, что «этот раздел экспериментальной нейропсихологии разработан менее других. Возможности здесь огромны»[3].Н.Данилова говорит о педагогическойпсихофизиологии как об одном из важнейших направлений в психофизиологии, отмечает необходимость применения знаний психофизиологии для оптимизации процесса обучения и тем самым для улучшения индивидуально–психологических и адаптационных возможностях современной личности, в нашем случае студентов и учащихся. Дифференцированное обучение и более полный учёт индивидуальных особенностей студентов позволит адекватно психологически и социально адаптироваться к обучениюв ВУЗе, в результате которого студент начнёт самостоятельно выстраивать перспективу собственногобудущего, формулировать личностные, в том числе профессиональныепланы[4].Проблема межполушарной асимметрии имежполушарного взаимодействия —одна из наиболее актуальных проблем естествознания.В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Поведенческопсихологический латеральный диморфизм проявляется в бинарных характеристиках: «правши» адаптивны в стабильнойсреде, рациональной стратегией поведения, а «левши» к изменчивой среде с иррациональной стратегией перемен.«Левополушарные» формальнологические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст. Стратегия «правополушарного» компонента мышления формирование многозначного контекста, что делает ее важнейшим участником творческого процесса[5].Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительнопространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. Также было выявлено, что левое полушарие, большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое —на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования. И только в определенном возрасте закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции, в функциях и выделении праворукости и леворукости. В наше время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из основополагающих закономерностей работы мозга. И являетсязакономерностью взаимодействия полушарий мозга в обеспечении психической деятельности человека.Однако в практической работе педагогов и психологов системы образования довольно редко учитываются данныеоб индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, подростка, юношества. Так же не учитываются,адаптационныевозможностисовременного студентав системе образования. В период реформирования образования всё актуальнее становятся проблемы процесса адаптации студентов к новым формам и условиямжизнедеятельности, что вызывает потребность совершенствования психологического обеспечения учебновоспитательного процесса. В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Без изменения отношения к проблеме адаптации современного студента, нельзя оптимально организоватьучебновоспитательный процесс, пробудить общественную активность студентов. Процесс адаптациитрактуется учёными поразному.И.С. Конпонимал,под адаптацией, какактивныйпроцессприспособления,и волевуюреализациюусвоенныхнорм. Иценностей в условиях конкретнойситуации[6].В.Т. Хорошко, Р.Р.Бибрих, Г.М. Чайченко, Л.И. Томилина считают, что под адаптацией,следует понимать процессприведения в соответствие основныхпараметров, социальной и личностной характеристикстудента, в состояние динамическогоравновесия с новыми условиями вузовской средыкак внешнего факторапо отношению к студенту[7].

В вузе адаптация связана с включением студентов в новые условия, выходящие за пределы их привычного образа жизни.Адаптация –это процесс, вопервых, непрерывный, так как не прекращаетсяни на один день, а вовторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные формы и сферы: деятельность, общение, самосознание. В первый год обучения студентыпервокурсники одновременноосуществляюттри вида адаптации в комплексе. Впроцессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам.Профессиональная адаптация

это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии.Социальнопсихологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение. Психологическая адаптация–это наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности.Исходя, из важнейших сфер становления личности основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить так:новое отношение к профессии; освоение новых учебных норм, оценок, способов и других требований; приспособлениек новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям[8].Психологическое содержание понятия «адаптация» является значительно более широким, чем в биологических науках. В широком смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды. На уровне социальнопсихологического анализа адаптация выступает как приспособление личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и др.). На уровне педагогического и психологопедагогического анализа процесс адаптации связан в основном с включением субъекта в новую учебновоспитательную ситуацию и служит показателем успешности обучения.Исследование основных функций адаптационных процессов восходит к представлениям о значении адаптации в биологических науках, в частности, в связи с изучением стресса. По мнению Ф.Б. Березина, благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек среда»[9]. Без личностной заинтересованности своей будущей профессиональной деятельностью невозможно, на наш взгляд, подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего такими качествами, как профессиональная самостоятельность, активность, творчество.Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности.В профессиональной деятельности студентов ВУЗов особое внимание уделяется профессиональному поведению как системе взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий при достижении поставленной цели.Таким образом, возникает необходимость в выявлении и разработке комплекса педагогических условий позволяющих повысить результативность профессиональной адаптации студентов вуза.Для изучения адаптации современного студента с индивидуальнопсихологическими характеристикамиразличнымитипамифункциональной асимметрии мозга.Было проведено исследование, в котором участвовали респонденты 1 курса «ИФФ» НИИ «БелГУ» (технической специальности) и«ФаПси» НИИ «БелГУ (гуманитарный специальности): из них 166 девушки (83 «ФаПси»,83 «ИФФ»,) 34 юноши (17 «ФаПси»,7 «ИФФ») студенты первых курсов НИУ БелГУ города Белгорода.Методологическим основанием исследования стали общенаучные принципы познания; теоретические разработки вобласти общей психологии ипсихофизиологии [10,11].Методики, применяемые в нашем исследовании:Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛОАМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина; Оценка мануальной асимметрии: Опросник М. Аннетт, моторные пробы, теппингтест,оценка слухоречевой асимметрии, оценка зрительной асимметрии, определение ведущей руки, ноги, уха, глаза; Программаадаптационного тренинга, проводимая после, первичного среза испытуемых (разработка и авторство Я.С. Бойченко).Набор методов математической статистики, использованный для обработки фактического материала, определялся целью исследования, содержанием конкретных задач, характером собранных данных. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета прикладных программ ««SPSS17», различия между зависимыми группами были проанализированы с использованием непараметрического теста по критерию Уилкоксона. Оценка зависимости между двумя переменными вычислялась покоэффициенту корреляции t

критерия Спирмена. Для определения системы взаимосвязи применялся латентно структурный факторный анализ.Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе нашего эксперимента результаты позволяют сделать следующий вывод пооценке мануальной асимметрии: по соотношению всех трех видов асимметрий «рука ухо ведущий глаз», могут быть выделены следующие варианты профилей у студентов: ППП, ПЛП, ПЛЛ, ППЛ, характеризуют различные варианты правшества, а также ЛЛЛ, ЛЛП, ЛПЛ, ЛПП, характеризующие левшество.Наиболее распространёнными типами среди студентов первого курса факультета «ИФФ»НИИ «БелГУ» оказались:ППП, ПЛП характеризующиеправшество и менее распространёнными ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП, характеризующие левшество.Наиболее распространённымитипами среди студентов первогокурса факультета«ФаПси»НИИ «БелГУ» оказались: ППП, ПЛП,ППЛ, характеризующие правшество и полное отсутствие ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП характеризующие левшество. Полученные нами данные в табл.1, позволили нам разделить испытуемых на 4 группы по развитию возможных типов ИПЛО: «чистые правши», праворукие, амбидекстры, леворукие, «чистые левши».1 группа «чистые правши» ПППю составили в целом 2,5 %, ПППд 14,5% из этих показателей составили девушкидвух факультетов.2группа праворукие с левшеством ППЛю составили в целом 4,5 %, ППЛд 28%. В этой группе тоже преобладали также девушки по сравнению с юношами, студенты обоих факультетов.3 группа праворукие с левшеством асимметрии слуха, правшеством зрения ПЛПю составили 5,5%, ПЛПд 29%.4 группа леворукие (ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛЛЛ) составили меньшую часть от всех студентов 1 курса «ИФФ» из них «чистые левши» ЛЛЛю 3,5% юношей, «чистых левшей» ЛЛЛд 9,5 % девушек. Так же ЛПЛю –0,5% юношей, ЛПЛд 0,5% девушек, ЛЛПю –0,5% юношей, ЛЛПд1,5% девушек, ЛПП0% юношей, 0% девушек.Так же, мы наблюдались следующие результаты, по обследованным студентам. Как полное отсутствие, амбидекстров. В работе Е.Д. Хомской (1997), где было обследовано более 500 человек, отсутствовали амбидекстры. Такие данные приведены в работе Е.С. Молодых (2005),обследовано 200 человек, амбидекстрыотсутствовали, или встречались редко,именно амбидекстральные типы, так же,как и в нашей работепри обследовании 200 человек,что может говорить о том, что эти типы редко встречаются среди различныхвыборок[12].

В результате в нашей генеральной выборке среди студентов двух факультетов, большую часть составили,студенты,характеризующие правшество,справополушарной асимметрией мозга и в частности «чистые правши».Девушек в нашей генеральной выборке наблюдалось большее количество, чем юношей,на каждом из факультетов.Таблица1Распределение моторных асимметрий у студентов1курса«ФаПси»НИИ «БелГУ» и «ИФФ»НИИ «БелГУ» (%)









В табл. 2 представлены показатели по методике многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛОАМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина,адаптационных способностей у студентов до эксперимента и после.Таблица 2Показатели адаптации пометодике“Адаптивность” (МЛОАМ)и межполушарной асимметриимозга по проведению коррекционной работы и созданию педагогических условий

Параметры сравненияПоказателии их достоверность

До тренингаПосле тренингаTкритерия Спирмена

Адаптация и левополушарная латерализация мозгаЮДЮДД\Ю14,28%0%57,14%47,37 %р≤0,05Адаптация и правополушарная латерализация мозга20%21,05%60%68,63%р≤0,05Нервнопсихическая устойчивость «стрессоустойчивость»левополушарная латерализация мозга0%0%85,71%89,47%р≤0,01Нервнопсихическая устойчивость «стрессоустойчивость»правополушарная латерализация мозга50%26,31%75%52,63%р≤0,01051015202530ЛЛЛ ю (n=7)ЛЛЛ д (n=19)ППП ю (n=5)ППП д (n=29)ПЛП ю (n=11)ПЛП д (n=58)ЛПЛ ю (n=1)ЛПЛ д (n=1)ЛЛП ю (n=1)ЛЛП д (n=3)ППЛ ю (n=9)ППЛ д (n=56)3,59,52,514,55,5290,50,50,51,54,528процентыКоммуникативные особенности левополушарная латерализация мозга57,14%84,21%100%100%р≤0,01Коммуникативные особенности правополушарная латерализация мозга50%78,95%75%84,21%р≤0,01Моральная нормативностьлевополушарная латерализация мозга28,57%26,32%42,86%100%р≤0,05Моральная нормативностьправополушарная латерализация мозга50%78,95%75%100%р≤0,01

Были получены результаты попроведению коррекционной работы.В период адаптации к Вузу,нами была разработанапрограммаадаптационного тренинга. Цель программы: психологическая и социальная адаптация к вузовскомуобучению, в результате которой студент начинает самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные, в том числе профессиональные планы.Задачи программы:1.Подготовка студента кновой социальной роли.2.Формирование жизненных планов и стратегий и их реализация.3.Развитие социальных умений и формированию учебной мотивации.4.Обучениеумению самостоятельно решать проблемы.5.Решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям.Предмет коррекции: совокупностьсистем,социально психологических мероприятий, направленных на решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям. Обучения, жизни, досуга, принятием установок, норм, ценностей нового коллектива. Средства коррекции: ролевые игры, групповые дискуссии, сказкотерапия, элементы психогимнастики, арттерапефтическиеметоды, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.

Анализ результатов сравнения показателей социальнопсихологической адаптации имежполушарной специализации мозга при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выделить ряд значимых корреляционных показателей. А именно: В результате,анализакорреляционных данных,по показателям исследованиянервнопсихической устойчивостиу студентов факультета «ФаПси».Вкорреляционной плеяде,у студентов 1 курса, с правополушарной латерализацией мозга. Была выявлена значительная,положительнаявзаимосвязь (r=0,325;p0,01).Это, предполагает,определенную степень стабильности,состояниянервно психической устойчивости у студентов с правополушарной латерализацией мозга. Среднее значение по группе по данной характеристикеМ= 5,56 балла. Этот показатель говорит нам о том, что студенты с помощью нервнопсихической устойчивости добиваются удовлетворениясвоих потребностей, тем самым такпроявляютсявозможная их адаптационнаяспособность.Анализируя полученные корреляционные данные студентов с правополушарной латерализацией мозга, мы выявили, что нервнопсихическая устойчивость студентов позволяет принимать ответственность за свои действия и ситуации. И также, обратная положительная взаимосвязь, умение принимать ответственностьприводит к нервнопсихической устойчивости (r=0,347;p0,01).Так же, возможно предположить, что это у студентов «стрессоустойчивость»,плюс способность регулировать свое поведение или характеристика реакцией адекватного поведения. Студенты с адекватным поведением в среднем получили М=5,7 балла.Студенты инженернотехнического факультета в среднем получили М=4,7 балла. Данные, по неадекватному реагированию, студентов «ИФФ» ниже данных адекватного реагирования студентов «ФаПси».В результатесовременный студент с неадекватным реагированием,менее успешен в учебной деятельности, более обособлен и социально не адаптирован. Адаптационная способность студентов говорит о возможности решения и планирования решения учебных проблем, хорошем настроении, силе личности и её неуязвимости, что наблюдается у студентов «ФаПси» (r=0,325;p<0,01).По результатам левополушарной асимметриимозга у студентов факультета «ИФФ» и взаимосвязанной реакцией по отношению к адаптационным способностям, среднее значение по группе М= 7,6 балла. Студенты в среднем оценили себя на М=7,41 балла. Это говорит о том, что современный студент с левополушарной асимметриеймозга оценивает свои адаптационные способности низко(r=0,367;p0,05).Порезультатамкорреляционной плеядылевополушарных студентов,мы наблюдаем и можем предположить, что низкая адаптационная способность влечёт за собой не активность студентов, низкие коммуникативные способности, уязвимость личности и как следствие в дальнейшем, с большой долей вероятности низкую успешность в учебной деятельности.Анализируя эти данные, мы выяснили, что левое полушарие связано с не высокой адаптивностью, плохой конформностью, наиболее склонны к нервно психическимсрывам. И возможно,в связи с поведенческипсихологическими особенностями, латеральным диморфизмом,выявленныхв бинарных характеристика. Которые мы наблюдаем в результатах проведённого тестирования. Так «правши» адаптивны в стабильной среде. Возможно, адаптация к студенческой жизни явилась фактором стабильности,рационально повторяющихся нагрузок и требований ирациональной стратегией поведения.Студенты «левши» адаптивны к изменчивой среде с иррациональной стратегией перемен (иррациональные стратегии не применяются в преподавании и требованиях вуза). И по этому показателю можно сделать вывод в необходимости системной коррекционной и тренинговой работе с данными типами студентов. Следовательно, условием качественной подготовки специалиста,является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы впрофессиональной деятельности.Результатов, которыхв свою очередь, мы добились при проведении адаптационного тренинга. Тренинг распределённа 3дня, организованного по типу «погружение».Продолжительность каждого дня 6 часов. Тренинговые занятия проводят кураторы в своих группахсовместно с психологом, занятия построены в соответствии с основнымтребованиями, предъявляемыми к социальнопсихологическому тренингу, с применениемразличных психотехнических упражнений.Предмет коррекции: совокупность, систему социальнопсихологическихмероприятий, направленных на решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиямобучения, жизни, досуга, принятиемустановок, норм, ценностей нового коллектива.Средства коррекции: ролевые игры, групповые дискуссии, сказкотерапия, элементы психогимнастики, арттерапефтические приемынеигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.Учитывая особенности студенческого возраста, мы можем предполагать, что системообразующим личностным свойствам саморазвития является рефлексия. Опираясь на работы С.Л. Рубинштейна, Крупнов А. И, Д.Н. Узнадзе, К.А. АбульхановойСлавской о рефлексии, жизни человека в целом или отдельных ее этапов отметим, что, повидимому, студенческий возраст является наиболее сензитивным к развитию рефлексивных способностей, осмысления себя относительно окружающих [13,14,15,16].Анализ научных источников позволяет нам рассматривать профессиональную компетентность студентов как интегративное образование. В теории профессиональной деятельности особое внимание уделено профессиональному поведению. В профессиональной деятельности студентов ВУЗов особое внимание уделяется профессиональному поведению как системе взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий при достижении поставленной цели.Таким образом, возникает необходимость в выявлении и разработке комплекса педагогических условий позволяющих повысить результативность профессиональной адаптации студентов вуза.

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Психология развития человека.

М.: Издво Смысл; Издво Эксмо, 2005.с.136.2.Зейгарник Б.В. Перспективы патопсихологических исследований в свете учения Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. —М., 1981.с.6364.3.Хомская Е.Д. Нейропсихология: проблемы и перспективы развития, Вестник МГУ. Сер.14.Психология.1983.№1.с. 621.4.ДаниловаН.Н. Психофизиология . Учебник для вузов.Аспект пресс.М.2000.5.Москвин В.А.Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.: МГУ, 2002. с.4047.6.Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение,1976.7.Савонько И.П. Личностная адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе и ее роль в академической успешности. М., 1977. с. 176 196.8.Делеу М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентовпервокурсников в условиях адаптации к учебному процессу в ВУЗе, Кишинев, 1990. с. 29.9.Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.с.270.10.Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики: автореф. дис. дра психол. Наук/ С.А. Богомаз. —Томск, 1999. 11.Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека/ Н.Н. Брагина, Т.А.Доброхотова. —2е изд. перераб. идоп. —М.:Медицина, 1988.—237с. 12.Молодых, Е.С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц юношеского возраста: дис. канд.биолог.наук:14.00.33./Молодых Евгения Сергеевна.М.2005. с.92.13.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.с.126.14.Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопр. психологии, 1984, № 3, с. 2533.15.Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М. 1966.16.Абульханова К. А. Психология и сознание личности. М. 1999.

Boichenko Yanina Sergeevna,Graduate student of MOSGU, assistant, NIU "BELGU" Belgorod state research university, BelgorodBoichenko@bsu.edu.ruAdaptation possibilities of the identity of the modern student and individual and psychological characteristicsAbstract.In article successful activity of the modern student, adaptation opportunities connected by mezhpolusharny asymmetry are considered. The research which main goal is studying of influence of individual type of functional asymmetry on specifics of formationof adaptation opportunities of the identity of students is described. The hypothesis of our research consisted that process of adaptation of the modern student is inseparably linked with individual and psychological characteristics and type of functional asymmetry of a brain.Keywords:adaptation, personality, individual and psychological characteristics, functional mezhpolusharny asymmetry.