Конституционные основы гражданского общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стеблецова Н. Н. Конституционные основы гражданского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 466–470. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54357.htm.
Аннотация. Конституционные основы гражданского общества – это малоразработанная тема. Статья восполняет это пробел, раскрывая конституционные положения и их реализацию в научно-исследовательской работе и общественно-политической практике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Стеблецова Надежда Николаевна,кандидат политических наук, ст. преподаватель кафедры экономики и управления,ведущий специалист отдела науки и международных связей, ФГБОУ ВПО «Орловскийгосударственныйинститут искусств и культуры»,г. ОрёлStebl_n@mail.ru

Конституционные основы гражданского общества

Аннотация.Конституционные основы гражданского общества –это мало разработанная тема. Статья восполняет это пробел, раскрывая конституционные положения и их реализациюв научноисследовательской работе и общественнополитической практике.Ключевые слова:Конституция РФ, конституционное законодательство, государство, общество, институты гражданского общества, общественные объединения, организации и движения.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. торжественно подчеркивается, что «возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы»[1],многонациональный народ России будет добиваться гражданского мира и согласия, стремиться обеспечить благополучие и процветание страны. Это означало, что за становление и развитиеновой государственности, демократии, мира и согласия будет в ответе не только государство, но и граждане иобъединения.Определяя основы конституционного строяв Конституции РФ,ст. 3 подчеркивает, что «носителем суверенитета и источником власти в странеявляется её многонациональный народ»[1]. Далее в той же статьеуказывается на важнейший механизм осуществления народомвласти –«непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»[1].Общеизвестно, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, а этоозначает, что «органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»[1].Важнейшие идеи становления и развития гражданского обществанашли свое воплощение в дальнейших законах РФ, Указах Президента РФ, Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию[2,3], выступлениях и статьях[4,5,6,7].Конституционные положения, реализованные в федеральных нормативных документах,дали мощный толчок институционализации, структуризации гражданского общества на местах, принятиюнормативных актов субъектов РФ, а также на уровне местного самоуправления. Все это создало условиядля многогранной работы по созданию федеральных и региональных Общественных палат, общественных и некоммерческих организаций, Общественных советов при министерствах и ведомствах и т.д.Становление и развитие гражданского общества является составной частью процесса модернизации современного российского общества. В.В. Путин, в своих выступлениях, статьях и особенно Посланиях неоднократно подчёркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех социальных групп населения, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общества[2,3]. Эту проблему он выдвинул в качестве первостепенной стратегической задачи, решение которой может успешно решаться по мере углубления реформирования и демократизации российского общества, стабилизации государственной и муниципальной власти, активизации деятельности политических партий и общественных движенийкак совокупности функционирования общественных и некоммерческих организаций, являющихся определенными субъектами общественнополитического процесса, наделенными значительными правами и свободами, реализация которыхосуществляется в деятельности политических партий, профсоюзов, местного самоуправления, религиозных сообществ, средств массовой информации на основе Конституции РФ, федеральных и региональных законов, артикуляции и отстаивания политических, общественных интересов.Анализ политического процесса становления и развитиягражданского общества, функционального многообразия его деятельности свидетельствует, что в процессе формирования общества в нашей стране просматриваются различные подходы исходя из консервативной, либеральнодемократической, социальнодемократическойи социалистической идеологий.Теоретики и политики, принадлежащие к либеральнодемократическим традициям, вышевсех ценностей ставили свободу. Как известно,на первом этапе реформирования либералызанимали лидирующее положение, были представлены в органах государственной власти, в политической системе, а также в институтах гражданского общества.Разумеется,идеи либерализма стали составной частью демократических преобразований. Под воздействием политических и социальных реалий свободы, равенства, справедливости произошел процесс создания общественных объединений, но они оказались нежизненными, поскольку не осознавали место и роль государства в обществе. Ведь зачастую требуется активное вмешательство именно государства, чтобы люди располагали ресурсами, необходимыми для пользования этой свободой, которуюпропагандировалилибералы.К примеру, реализациягосударственных грантов на Западе, а затем и в России для общественных и некоммерческих организаций способствовалапоявлению новых СМИ,другихобщественных организаций и движений,проведению конференций, исследований, осуществлению международных контактов по обмену опытом работы.И все же хорошо известно, что общественные объединения либералов так и не стали массовым движением, доминирующим фактором демократии и продолжают оставаться тонким слоем интеллигенции и чиновничества, что крайне недостаточно для самостоятельной либеральной политики.Приверженцы социалдемократических традицийили социалистической направленности на всех этапах историипризнавали гражданское общество важнейшей частью своей политики, поскольку при всех её недостатках и ограничениях использовали глубинные, вековые черты менталитета российскогои других народов.Но в их деятельности,наоборот,происходила чрезмерная опека со стороны государства. По их мнению,именно государствопризвано участвовать в обеспечении функционирования гражданских объединений и движений, чтобыгарантировать их активноеучастиев решении жизнеобеспечения населения. С этой целью общественные институты идвижения открыто поддержали курс на модернизацию страны по социальноэкономическому, духовнонравственному развитию общества с учетом все той же специфики.Трудности во взаимоотношениях государства и гражданского общества, с которыми столкнулись представители либеральнодемократической и социалдемократической традиций,в известной мерекомпенсируются консервативным подходом,в большей степениотвечающиминтересам дальнейшего развития и демократизации общества. В этой связи институты гражданского общества исходят из того, что сохраняется и получает дальнейшее развитие сложившееся государственное и общественное устройство.Они выступают за традиционные ценности –это семья, вера, патриотизм, свободный труд, собственность, коллективная соборность, национальные традиции, любовь к Родине и своему народу, бережное отношение к своей истории[8]. Кроме того, институты гражданского общества выступают за повышение эффективности в различных аспектах модернизации российского общества.На наш взгляд, в историческом опыте взаимодействия гражданского общества и государства мы наблюдаем, что, с одной стороны, соотношение государственных и гражданских институтов близко к оптимальному, с другой стороны, роль государства чрезмерна, но оновсе же признает деятельность гражданского общества и заинтересованов дальнейшем их становлении и развитии. На современном этапе определилась тенденция, когда при демократическом режиме гражданское общество стремится активно взаимодействовать с государством, хотя при других режимах в других странах гражданскомуобществуприходитсялавировать, ожидать, а порой и вступать в конфликтные ситуации.Это вытекает из различных национальных и политических условий формирования гражданского общества. В западных странах данный процесс осуществлялся на основе постепенного развития и накопления демократических традиций, развития экономических и политических свобод. В других же странахформирование гражданского общества происходит в условиях, когда на предыдущих этапах развития наблюдался определённый разрыв между декларированными, формальными принципами общественной организации и реальными общественными отношениями. Если говорить о современном этапе развития гражданского общества этих стран, то они имеют свои позитивные и негативные аспекты, функции,характерные черты и особенности. Гражданское общество на этапе реформирования и демократизации успешно выполняет целый ряд важнейших социальных функций. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткойрегламентации государством и другими политическимиструктурами. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек ипротивовесов» стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самымспособствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях по поддержкетех или иных требований, в формировании общественного мнения, в частностис помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах[9]. Гражданское общество выполняет также функциисоциального контроляикоммуникационную по отношению к своим членам. Оно располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы ипотребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информацийобо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества –информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии) оно «подставляет свое плечо» –прочные структуры гражданского общества –государству.В целях укрепления становления и развития в России гражданского общества созданы и действуют такие институты гражданского общества как Общественная палата Российской Федерации, Общероссийский народный фронт, Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», политические партии, общественные объединения и организации, Совет по развитию гражданского общества и правам человека.Появились и распространяются такие формы участия общественности в этом деле, как:формирование института общественных экспертов;обучение граждан формам противодействия коррупции;телефоны доверия («горячие линии»);открытие Общественных приемных, в которых было принято большое количество заявлений и обращений граждан и юридических лиц;мониторинг информации в СМИ, по результатам которого направляется информация в государственные органы;направление обращений в государственные органы в целях защиты прав граждан[10].Гражданскому обществу соответствует правовое государство, которое законодательно (и в первую очередь на конституционном уровне) закрепляет права и свободы человека и гражданина, обеспечивает их соблюдение всеми, включая государственные органы.К идеям и принципам, лежащим в основе гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны обычно относят:экономическую свободу, многообразие форм собственности, рыночные отношения;безусловное признание и защиту прав человека и гражданина;равенство всех перед законом и правосудием, надежную правовую защищенность личности;правовое государство,основанное на принципе разделения властей;политический и идеологический плюрализм, многопартийность, представительную и непосредственную демократию;невмешательство государства в частную жизнь граждан;легитимность и стабильность основ конституционного строя, национальное согласие.В.В. Путин в своем выступлении отмечал, что «основы правового положения личности, сформулированные в тексте Конституции, они и есть одновременно система норм Конституции, которая фиксирует основы гражданского общества, то есть те же самые конституционные основы общественных отношений» [11].Гражданское общество также характеризуют степень отчуждения личности гражданина от дел общества и государства, уровень и качество реализации его прав и свобод, наличие (или отсутствие) элементов развитой демократии в обществе; понимание ответственности личности за положение в государстве и обществе и,наоборот, ответственности государства перед гражданином, личностью[12].Говоря о современном гражданском обществе, следует отметить, что это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, этнические, конфессиональные и другие объединения. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои интересы, обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества[13].Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.)позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальностьчеловеческого существа. Этопроизводная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (Раздел 1. Глава 1. Ст. 2.)[1], как известно,«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является владение его членами конкретной собственностью или участие в обладании ею, право использовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наличие собственности выступает базовым, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе.При этом, как записано вконституциях ряда стран, «собственность обязывает». Данное положение особенно актуально для Российской Федерации, где владение –пользование –распоряжение собственностью должно быть дополнено повышением ответственности собственника, пунктуальным выполнением взятых на себя обязательств, как требуют того Европейская социальная хартия 1996 года (обновленная) и российское законодательство. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Раздел 1. Глава 1. Ст. 6,п.2)[1]: «Каждый гражданин РоссийскойФедерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».Следующим условием развития гражданского общества является высокий уровень политического, социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренняя свобода и способность к полной самостоятельности при включении в тот или иной институт общественной жизни. Это подтверждается и правом, закрепленным в Конституции Российской Федерации (Раздел 1. Глава 8. Ст. 131)[1]:«Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».Кроме того,особое внимание данной проблеме уделяет В.В. Путин отмечая, что «в России очень давние традиции местного самоуправления, они сыграли огромную роль в становлении гражданского общества, да и в укреплении нашей государственности»[14].В настоящее время формирование высокоорганизованного гражданского общества является одной из актуальных проблем российского общества. Тем не менее его становлениесталкивается с определенными трудностями, такими как:­недостаточнаявостребованность исторических традиций самоорганизации граждан в России и их отдельных групп в разные периоды истории нашей страны (например, земства и городское самоуправление в имперской России, созданные в результате реформ Александра II, первый опыт деятельности политических партий до 1917 года, работа в советский период профсоюзов, ВЛКСМ, различных клубов интернациональной дружбы и т.д.);­до настоящего времени встране не сложилась необходимаядля формирования полноценных институтов гражданского общества благоприятная экономическая ситуация, особенно в сельской местности;­социальная структура, призванная отражать все богатство и многообразие интересов различныхсоциальныхгрупп и слоевв России, остается все еще на низком уровне развития.

До сих пор не получила должного развития система повышения правосознания и правовой грамотности граждан, формирования у них представления о значимости активного и компетентного политического и гражданского участия в жизни общества и государства.Однаконад этими и другими проблемами гражданского общества сегодня работают ведущие институты гражданского общества, в том числе Совет по правам человека и гражданскому обществу при Президенте РФ, Общественная палата РФ, региональные общественные и некоммерческие организации,и залогом их работы являются пока ещедо конца нереализованные конституционные основы совершенствования государства и общества.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации. –12.12.1993 г. –М., 2010 г. С.1. Глава 1. Ст. 3, Ч.1.; Ст. 3, п. 2.; Ст. 15 Ч. 2.2.Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12.12.2012.–С. 21[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://2002.kremlin.ru/events/380.html; 3.Послание ПрезидентаРФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12.12.2013. –С. 2. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://2002.kremlin.ru/events/380.html4.Интервью Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путинателеканалам «Первый канал», «Россия» и НТВ 17 октября 2011 /asfunction:_root.jumpToItem,_level0.speech.spContentHolder.item1.5.Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. –2012. // http://premier.gov.ru; 6.Путин В.В. Россия в меняющемся мире // Московские новости. –2012.7.Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: // http://premier.gov.ru.8.Васютин Ю.С. Партийная идеология: сравнительный анализ. –// Образование и общество. –№3(74) –Май–июнь.–2012. – С. 122–127.9.Васютин Ю.С. Институты гражданского общества молодежи в управлении делами государства. Личность, общество, государство, право. Проблемы соотношения и взаимодействия: материалы IIIмеждународной научнопрактической конференции 1516 октября 2013 г. –Прага: Vtdtckovydavatelskecentrum«SociosferaCZ», 2013. –232с. –С. 86

91.10.Шапкина Е.А. Конституционные основы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в противодействии коррупции // Вопросы теории, истории государтва и права. –

№2. –2011. –С. 5357.11.Встреча В.В. Путина с заведующими кафедрами конституционноправовых дисциплин 7 ноября 2013 года.Московская область, НовоОгарёво [Электронный ресурс]. Режим доступа:// http://kremlin.ru/news/19579.12.Глотов С.А., Кочетков В.В., Сальников С.В., Ходусов А.А. Европейская социальная хартия: право Совета Европы и российская практика / под ред. дра юрид. Наук, проф. С.А.Глотова, Научнопедагогический центр прав человека РГСУ, АПКиППРО. –М.: 2010. –328 с.13.Стеблецова Н.Н. Гражданское общество в региональном социальнополитическом процессе современной России: приоритеты деятельности, тенденции развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Орловская региональная академия государственной службы. –Орел, 2010. –23 с.14.Встреча с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований8 ноября 2013 года.Москва, Кремль [Электронный ресурс]. –Режим доступа:// http://kremlin.ru

Stebletsova N.N. Constitutional foundations of civil societyAbstract.Constitutionalfoundations of civil society is not enough to develop the topic. Article fills this gap, opening the constitutional provisions and their implementation in the scientific research and political practice.Key words:The constitution of the Russian Federation, constitutional legislation, state, society, civil society institutions, associations, organizations and movements.