Социализация духовности, нравственности, патриотизма: конституционный подход
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васютин
Ю.
С. Социализация духовности, нравственности, патриотизма: конституционный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
461–465. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54356.htm.
Аннотация. Конституция РФ является не только главным законом, но и основой духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Важнейшим фактором на этом пути является общественно-патриотическая социализация молодежи.
Ключевые слова:
регион, нравственность, социализация, субъекты рф, традиции, патриотизм, духовность, конституция рф, конституционный подход, политическая культура
Похожие статьи
- День народного единства: история и современность
- Трудовая деятельность: психология и нравственность
- Православные нравственные традиции в преподавании предметов ОРКСЭ и МХК
- Творчество А. С. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания учащихся киргизских школ
- Патриотические традиции в современной системе образования молодежи
Текст статьи
Васютин Юрий Сергеевич,
доктор исторических наук, профессор, кафедры политологии, государственного и муниципального управления,ФГБОУВПО «Российская академиянародного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»(Орловский филиал), г. ОрелY.S.Vasutin@yandex.ru
Социализация духовности, нравственности, патриотизма: конституционный подход
Аннотация. Конституция РФявляется не только основным законом, но и основой духовнонравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, и на этой основе подготовка егок труду, защите Родины, ответственности за судьбу страны. Важнейшим фактором на этом пути является общественнопатриотическая социализация молодежи.Ключевые слова:Конституция РФ, конституционныйподход, духовность, нравственность, социализация,патриотизм,регион, субъекты РФ, традиции, политическая культура.
«Чувство ответственности за страну это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции России, это призыв к каждому из нас».В.В. Путин[1]
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что духовнонравственное,патриотическое воспитание представляет собой актуальную задачу для органов муниципальной и региональной власти, социальных институтов,общественных объединений как составной части общественной социализации подрастающего поколения.На этом пути можно отметить:государственную федеральную программу патриотического воспитания, принятую в 2001 г., разработку проектов новых учебников по истории российского общества в 2013 г., новый порядок подготовки к воинской службе в общеобразовательных учебных заведений и студентов вузов, подготовкузаконопроектао патриотическом воспитании граждан. Содержательный опыт в этом плане накоплен на региональном уровне. В частности, администрация Орловской области, где в марте 2011 года принята Программа«Воспитаниегражданственности и патриотизма у молодежи Орловской области как важнейшей духовнонравственной ценности»[2].Именно в процессе социализации, проводимой органами государственной и муниципальной власти, институтами гражданского общества формируются социальные и патриотические качества личности, усваиваются идеи и идеалы, ценности, нормы правила поведения, социальные роли, социальнополитические и моральнонравственные установки, традиции и наконец, общественнопатриотическая ответственность за свою малую и большую Родину. Причём происходит это практически на протяжении всей жизни индивидуума: на начальной его стадии, т.е. в детстве, подростковом возрасте,стадии становлениягражданственности, когда активно идёт процесс обучения и воспитания, когда человек начинает нести ответственность не только за себя, ноужеи за семью, школу, вуз, первые производственные отношения и общество в целом.И хорошо, когда индивидуумы, целые поколения и общество в целом на всех этапах опираются на лучшие традиции народа[3], развиваются на основе преемственности, адекватности,что предполагает определённую предсказуемость, гармоничность, удовлетворённость самим процессом. А если этого нет, а если возникает разрыв преемственностиили неумолимый кризис социальной и политической идентичности. Если возникает разрыв между периодами и этапами социализации? Подобные явления, как известно, имели место в истории. Возьмите Германию. Гдеиндивидуумы, целые поколения, социальные группы проходилиодну социализацию, а в предвоенные и военные годыжить и работать, воевать и истреблять другие народы пришлось уже в условиях другой социализациивоинствующего фашизма, нападения на другие государства.Но носителямгерманского фашизма, его индивидуумам и социальным группам, вооруженным силам и самому государству противостояла в годы Великой Отечественной войны наша Родина другой социализациейвсенародного патриотизма, духовности, колоссального трудолюбия, готовности к защите Родины. Патриотическая социализация молодёжи, старшего поколения и государства выстояла и победила, освободила не только свой народ, свою Родину, ноицелый континент. Пусть это была не та социализация, какдумают и говорят на Западе и к большому сожалению,некоторые подпевают и подхватывают и у нас. Обсуждая трагедию блокады Ленинграда в годыВеликой Отечественной Войны некоторые журналисты и писатели в телепередаче «Дождь»,не осознавая, что этот город и его жители стали великим символом Родиныматери, стойкости и героизма всего народа в противостоянии фашизму, наконец, важнейшей стратегии, роли Ленинградского фронта в защите Москвы и всей России, даже всей Европы в пылу полемики заявили, что не стоилотакой дорогой ценой защищать Ленинград, надо было все жесдать его фашистам. Эта точка зрения оскорбила память павших и незамедлительно получила резкую отповедь, прежде всего в самих СМИ, повсеместное осуждение ветеранами войны, труда, патриотическими объединениями, молодежьюи т.д.Выступая 28 января 2014 г. на митинге,посвященном 70летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады,Президент РФ В.В. Путин с болью в сердце сказал, что Ленинград и ленинградцы, наши войска были убедительным примером стойкости, непокоренности, массового героизма. Необходимо, чтобы все поколения нашей страны знали и понимали подвиг ленинградцев, знали и берегли свою историю, несоизмеримые наши потери по сравнению с союзникамипоантигитлеровской коалиции[4].Более того, сложность международного положения и вызовы,бросаемые нашей стране, необходимость укрепления обороноспособности страны, о чём так убедительно говорил Президент России в своём Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года[1],указывают нам необходимостьтворческого изучения и использования опыта патриотической социализации предвоенных и тем более военных лет. На мой взгляд,опыт Курска, Орла, Воронежа, Брянска,как и других субъектов,в этом плане бесценен.На наш взгляд, не только войны, кризисы, но и другие коренные переломы, особенно если они связаны с реформированием политической системы, политических, социальных, экономических, организационных и идеологических основ общества, даже если они направлены в качественно лучшую сторону (подчеркиваем это),предполагают огромную научнотеоретическую, методологическую и организационнопрактическую деятельность институтов государства и общества, институтов гражданского общества, различных социальных групп и,естественно,индивидуумов, нацеленнуюна разработку и осуществление целенаправленной социализации, на реализацию программ и проектов реформирования и демократизации российского общества.В новой России на основе новой Конституции РФ (1993 г.) разработана и осуществляется качественно новая демократическая социализация правового, демократического, социального, светского государства. В чём состоят качественно новые сущностные моменты этой социализации?В Конституции РФ в ст. 3,п.1,2[5]установлены основы Конституционного строя РФсреди них важнейшее положение,смелое, чёткое, нравственное, что единственным источником властив нашем обществе является её многонациональный народ. Именно народ(см. ст. 4)[5]осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления на всей территории РФ.Кроме того, Конституция РФобъявила человека высшей ценностью и поручила государству соблюдать это неукоснительно (ст.2)[5]; предоставила гражданам широкие права и,естественно,обязанности. Глава 2, в которой около 50 статей, посвященаправам и свободам человека и гражданина. Разумеется, Конституция РФ в этой и других главах определяет и важнейшие конституционные обязанности, которые также являются составной частью социализации. В частности, ст.59,ч.1[5]гласит, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ и гражданин призван нести военную службу в соответствии с федеральным законодательством(ст.59,ч.2).Таким образом, я утверждаю, что Конституция РФ, возлагая на народ право и обязанность быть единственным источником власти, готовым к защите своей Родины, укреплениюеёсоциальнополитического и оборонного могущества, одновременно предоставила все права и обязанности государству, обществу осуществлять необходимую социализацию вообще и общественнопатриотическую в частности индивидуумов, социальных групп и всего общества для исполнения этих поистине великих прав иобязанностей.Различные ветви власти, государственные институты и все политические системы осуществляют общественнополитическую социализацию прежде всего через образование и воспитание в дошкольных учреждениях, школах и вузах, непрерывную подготовку и переподготовку государственных и общественных кадров, а также бизнесструктур. Разумеется,здесь есть определённые достижения, но инемало трудностей, проблем,откровенных недостатков и упущений,на которые обращают внимание Президент РФ, органы власти, гражданское общество.Как известно, за это время дважды принимались федеральные законы об образовании, неоднократно на уровне субъектов РФ принимаются региональные законы, постановленияореформированиисистемы школьного и вузовского образования с учетом региональных возможностей и особенностей, в которых значительное место отводится общественнопатриотической социализации.Основной целью Программы патриотической социализации одобренной органамивласти местного самоуправления г. Орла является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализациимолодых граждан. В рамках этой Программы реализуется комплекс мероприятий,направленных на «патриотическое, нравственное и гражданское воспитание молодежи, профилактику экстремизма в молодежной среде»,в частности:повышение престижа военной службы и готовности достойно и честно выполнять обязанности гражданина;воспитание в молодых гражданах чувства гордости и уважения к Отечеству, российской символике, историческому и культурному наследию России, традициям и обычаям Родины;формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовнонравственным ценностям;содействие формированию правосознания и нравственных ценностейвсредемолодежи.Основными механизмами работы по данному направлению являются:информирование молодежи о реализуемых мероприятиях патриотической и гражданской направленности, повышение привлекательности таких мероприятий для молодых людей;совершенствование программнометодической базы, направленной на улучшение условий нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи;популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная позиция, ответственность) посредством социальной рекламы и использованияпрограмм общественных объединений;совершенствование работы с допризывной молодежью, в том числе посредством проведения Дней призывника, акций по повышению престижа военнойслужбы;организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов как с живыми примерами проявления истинного патриотизма, взаимодействие с ветеранскими организациями;стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, организация посещения молодежью мест боевой славы, объектов историкокультурного наследия;взаимодействие с молодежными организациями патриотической направленности и поддержка молодежных инициатив, направленных на формирование у молодежи российской идентичности и патриотическое воспитание молодого поколения, поисковую деятельность, восстановление памятников культуры, воинских званий;осуществление профилактических мероприятий совместно с правоохранительными органами, УВД города Орла по предупреждению правонарушений и недопущению распространения национализма, экстремизма и ксенофобии среди молодежи;проведение мероприятий по ознакомлению с культурой и традициями различных народов, совместных мероприятий с участием представителей других стран, династий, направленных на воспитание толерантности[6].Исключительно важное место и роль в социализации отводятся семье. Именно через институт семьи, основанныйна браке или кровном родстве осуществляется воспроизводство потенциала страны, заботао развитии, воспитании, организации досуга и отдыха,детстве, осуществление социального контроля заавторитетомсемьи, взаимодействие с властью и общественностью, утверждение личностных качеств подрастающего поколения, его духовнонравственногоотношения к власти, интересам Родины.Именно в семье закладываются основы духовности, патриотизма, которые передаются из поколения в поколение,и в этом велика роль школы, старшего поколения, ветеранов войны, участников боевых действий.Разумеется,на этом пути сделано и делается немало, вместе с тем в самом процессе участия семьи в социализации детей и молодёжи немало противоречий, проблем, упущений, в том числе в формировании отношения к труду, социальной ответственности, общественнополитической активности, духовнонравственных и патриотических качеств подрастающего поколения. Тревожное состояние с проявлением алкоголизации и наркотизации, правонарушениямисреди подрастающего поколения, недостаточнойподготовленностьюмолодых пар к браку и семейной жизни. Следует отметить, что идеология отношения к семье, детству в отдельных странах Запада ставит вообще под сомнение дальнейшее существование семьи. Этой тенденции не лишены и другие страны мира.Возрастающее влияние на социализацию индивидуумов социальных групп населения и всего общества оказывает наша четвёртая власть, т.е. средства массовой информациикак совокупность различных каналов массового оперативного информирования населения и всего общества[10],а с другой стороны целенаправленной общественнопатриотической социализации, в том числеартикулированияобщественных и социальных интересов патриотического воспитания,формирования политической культуры, воспитания гражданственности и патриотизма,поддержанияполитической стабильности в обществе путём формированияпозитивных идеалов, оценок, мнений и перспектив.Разумеется, демократическиеСМИ это великое завоевание, особенно как фактор свободного обмена мнениями, своей духовной продукцией. Но где границы этой демократии, особенно в условиях кризисных и посткризисных явлений, когда отдельные средства массовой информации превращаются в рынки сбыта своих идей, мнений, своей продукции, далёкой от потребностей патриотической социализации (как это уже отмечалось о телеканале «Дождь»)? Взависимости от социального заказа отдельные СМИ могут развернутьсяивыдать продукцию,далёкую от интересов индивидуумов и всего общества когда включается манипулирование общественным сознанием индивидуумов и целых социальных групп. Особенно это было заметно в деятельности отдельных СМИ на первом этапе реформирования российского общества. Надо сказать, что манипулированияобщественным мнением хватает и сегодня в условиях сложной международной обстановки,социальноэкономического кризиса, конфронтации отдельных индивидуумов, социальных групп, политических партий.Социализацию индивидуумов, социальных групп и всего общества в различных её видахкакмы уже говорили, осуществляет государство через различные государственные институтыи ведомства. Но есть ещё один субъект политической системы, который в такой же степенив ответе за этот процесс, это гражданское общество, которое уже в период раннего детства и обучения, становления, зрелости и трудовой деятельности активно участвует в образовательной, трудовой и политической социализации, всемерно способствуя самореализации, самооценке, самоидентификации, реализации жизненной позиции, отражающей патриотизм, духовность, ответственность за свою Родину.Миллионы людей участвуют сегодня в Общероссийском народном фронте, Общественной палате РФ и региональных Общественных палатах, Общественных советах министерств и ведомств, общественных и самодеятельных движенияхи многочисленных военнопатриотических объединениях, некоммерческих организациях или,оставаясь индивидуумом,самостоятельно выражают общественные интересы в различных государственных органах, в бизнесструктурах и в самих институтах гражданского общества, военнопатриотического характера.Достижение поставленных целей общественнопатриотическойнаправленности в городе Орле осуществляется путем тесного взаимодействия с институтами гражданского общества, управлением образования, учреждениями дополнительного образования, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав, ветеранскими организациями, с военным комиссариатом Орловской области, воинскими частями, с общественными организациями патриотической направленности.Совместно с этими организациями за последнее время тысячи детей и подростков участвовали в конкурсах «Дети военной поры», военнопатриотической игре «Зарница 2013», акциях«Великое освящение воды», посвященнойправославному празднику Крещение,и «Молодецкие потешные игры» в рамках фестиваляправославной молодежи «Святой Георгий». Кроме того, с участием «Всероссийской школы Православной культуры «Русский богатырь» Знаменской богатырской заставы проведена акция «Под флагом России», посвященная Дню Государственного флага Российской Федерации.В целях формирования у молодого поколения чувства гордости и сопричастности к величайшей роли страны в победе над фашизмом в канун празднования Дня Победы организуются: городской творческий конкурс чтецов «Память в наших сердцах», «Георгиевская ленточка», торжественные церемонии вручения паспортов, парад победителей, экологическая акция «Мы помним» на территории Троицкого и Крестительского кладбищ, в сквере Танкистов, молодежные конкурсы «Солдатская песня», «Моё представление о подвиге», «Отчизны верные сыны», «День призывника», торжественные проводы граждан в ряды Вооруженных Сил, экскурсии в войсковые части, торжественные митинги памяти, посвященные Дню пограничника, Дню ВоенноМорского флота, Дню ВоздушноДесантных войск, Дню танкиста.В целях формирования у молодого поколения чувства гордости и сопричастности к величайшей роли страны в победе над фашизмом совместно с Орловской областной общественной организацией «Союз ветеранов спорта Орловщины» ежегодно в июле организуются молодежная акция «Первый салют», посвященная освобождению города Орла от фашистских захватчиков, автопробег«Дорогами боевой славы Орловщины», возложение цветов у памятникаучастникамлокальных войн и военных конфликтов на Наугорском шоссе. В канун празднования 70летия освобождения Орла от немецкофашистских захватчиков были организованы и проведенывоенноисторическая реконструкция «Победный август 43го», конкурс уличного граффити «Артфест», фестиваль молодежного творчества «В твою честь,любимый город».В ходе проведения этих мероприятий проявлялось высокое чувство любви молодых граждан страны к своей Родине, а также глубокое осознание ими гражданского, профессионального и воинскогодолга перед своим государством, а это нечто иное,как сплав идей, убеждений, чувств и действий, направленных на постоянное развитие, процветание любимойРодины.Характерной особенностью общественнопатриотической социализации является то, что,имея легитимный мандат общественнополитической деятельности, молодежные, общественные,патриотические объединения придерживаются табу на политическоеи властноевмешательствов деятельность института государства, в тоже время молодежь активно проявляет высокие личные качества, понимание долга, осознание своих прав и обязанностей, добивается успешного выполнения возложенных на неёобязанностей общественнопатриотической социализации.Анализсодержания и опыта общественнопатриотической социализации молодежизаставляет задуматься о некоторых приоритетах и особенностях этой деятельности и даже методологической некорректности[8]. В частности в системе социализации сегодня господствует акцент в основном на социальноэкономическиеи материальныепотребности. С детства, на этапе юности и молодости, и тем более в солидном возрасте акцентируется внимание в основном на сугубо потребительском подходе, т.е. на зарплате, безусловной прибыли, материальных выгодах и вознаграждениях и т.д. Разумеется,всем понятно, что этоважно, необходимо, но не до такой степени идеализации. Агде же тогда общественнопатриотический, духовный, нравственный, ценностный аспектысмысла и цели жизни человека,тем более молодого? Ведь что будет заложено на входе,тот жерезультат, как показывает реальность, мы получаем на выходе востребованность незаработанного честным трудом потребительства любыми средствами в плоть до административноуголовных правонарушений.Все виды социализации,особенно общественнопатриотическая социализация молодежи идругих категорий, социальных групп,да и самого общества, почемуто востребованыв основном на уровне целого ряда регионов на этапе прихода к власти новых сил. Но забывается о том, что потребность эта ещё более возрастает при осуществлении программ, проектов в ходе практической деятельности в субъекте РФ, укрепления единства и могущества конкретного региона, формирования новых ветвей власти, аппарата управления, т.е. при повседневном сочетании объективного и субъективного, представляющих собой обе стороны единого процесса социализации.Многочисленные исследования показывают (разумеется,до юбилейных торжеств Российской Конституции), что широкие массы населения, местное сообщество муниципалов, представители региональныхорганов власти слабо знают сущность Основного закона нашего государства КонституцииРФ, а представители регионов и местного самоуправления своих Конституций Уставов (основныхзаконов) областей,субъектов РФ, что снижает сущность, эффективностьобщественнопатриотической социализации, направленной на формирование массовой политической грамотности, духовнонравственных качеств и патриотизма, общественнополитической активности, социальнополитического участия в управлении делами государства.Надо отдать должное, чтовключение мощного потенциала Президента РФ В.В. Путина, на этапе подготовкик празднованию20летия Конституции РФ,его буквально ручное управление этим процессом в видевстреч с ОНФ, отдельными институтами гражданского общества, конституционными судьями, заведующими кафедрами конституционного права, членами Правительства, Совета Безопасности, выступление на обучающемсеминаре с мэрами и, наконец, обращениес Посланием к Федеральному Собранию РФ, а также на юбилейных торжествах произошло серьёзное озарение региональной элиты, региональных органов власти и управления, научной общественности да и всегонаселения о месте и роли Конституции в жизни общества, управлении делами государства. Всё это подняло на должный уровень роль Основного закона в общественнополитической жизни, а следовательно,и в патриотическом воспитании подрастающего поколения, значительно усилилонашу государственность, политическую систему, представителей региональной элиты, а в рамках нашей темы эффективностьобщественнополитической социализации индивидуумов, социальных групп и всего общества,особенно подрастающего поколения.И в заключение, хотелось бы сделать основной вывод и высказать пожелания.Дело в том, что социализация, тем болееобщественнопатриотическая, очень близка по своей идентичности к понятию демократической идеологии, т.е.приверженностидемократии, правами свободам человека; политическим и социальным идеям, идеалам и интересам различных слоёв общества; целями программамдальнейшего развития, укрепленияи защиты Родины,её государственных символов и т.д. В принципе,эта категория в Конституции РФ есть. В части 1 ст. 13 говорится:«В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие»[5], речь идёт о современной демократической идеологии правового, социального, светского и демократического государства, без которой не могутсуществовать ни одно государство, ни один субъект Федерации, важнейшие институты государства и общества, наконец,национальная культура, духовность, нравственность, ив целом общественнопатриотическая социализацияподрастающего поколения. События,происшедшие в Украине,показали, что с начала 90х годов там фактически не существовало государственной идеологии патриотического воспитания, формирования у молодежи готовности к защите государственности, целостности страны, дружбыи сотрудничества западных и восточных частейкомпактного проживания. Эту инициативу перехватили западные идеологи и украинские националистические организации, которые сформировали и представили на Майдан боевые отряды численностью до 10 тыс. человек, вооружили их боевым и самодельным оружием и противопоставили правоохранительным органам для открытой вооруженной борьбы, захвата правительственных зданий и органов регионального управления, выражения далеко не дружественных акций против русских и России. В ходе противостояния их активно поддерживали официальные представители западных стран, националистические и религиозные украинские лидеры, представители бизнесструктур и интеллигенции.Противостояние на Украине,как известно,продолжается, но уже заметно, что большинство населения, особенно восточных районов,выступает за защиту украинской государственности, недопустимость националистической идеологии, нормализациюотношений с Россией и другими братскими народами.Как известно, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Исходя из этого, хотелось бы обратиться к Посланию Президента РФ Федеральному Собранию, в котором говоритсяо «… ценностных смыслах, которые заложены в Основном законе нашей страны». В Конституции РФ общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики»[9], отметил глава государства.Таким образом, мы видим, что,исходя из внутренней и внешней политики Российского государства,фактически в настоящем Послании определена политика и общественнопатриотическойсоциализации подрастающего поколения, ибо она рассматривается как общественносоциальное явление, связанное с подготовкой подрастающего поколения к труду на благо Отечества, формированиеми развитиемличности, способной любить и защищать свою Родину, отстаивать ее интересы, «опираясь на лучшие традиции нашего народа»[10],всей своей жизньюутверждать высокие патриотические убежденияво славусвоей Родины.
Ссылки на источники1.Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации12.12.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/198252.Текущий архив администрации Орловской области. «Воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи Орловской области как важнейшей духовнонравственной ценности» 2011г.Подобная программа «патриотическое воспитание молодежи в городе Орле» была принята мэрией города3.Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации12.12.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/198254.Выступление В.В. Путина 28.01.2014 на митинге, посвященном 70летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/198255.Конституция РФ. М., 2010. 6.Текущий архивмэрии г.Орла. программа «Патриотическое воспитание молодежи». 2013. С. 12.7.Огнева В.В. Информационная открытость, как фактор повышения уровня компетенции госслужащих. // Вестник Черниговского государственного технического университета. Серия «Экономические науки». 2012. №2. С. 285291.8.Васютин Ю.С. Конституционные основы социализации Российского общества. Материалы Межвузовской научнопрактической конференции. 20летие Конституции Российской Федерации: основные направления развития государства и общества. 17 декабря 2013 г.. (г. Брянск РАНХиГС Брянский филиал). С. 4556.9.
Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/1982510.Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации12.12.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/19825
Vasyutin Y.S.
Socialization of spirituality, morality, patriotism constitutional approach
Abstract.The Constitution of the Russian Federation is not only a basic law, but also the basis of spiritual, moral and patriotic education of the younger generation, and on this basis its preparation for labor, defense of the homeland, the responsibility for the fate of the country. The most important factor in this way is a socialpatriotic youth socialization.Key words:The constitution of the Russian Federation, constitutional approach, spirituality, moral,patriotic socialization, region, region of the RussianFederation, traditions, political culture.
доктор исторических наук, профессор, кафедры политологии, государственного и муниципального управления,ФГБОУВПО «Российская академиянародного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»(Орловский филиал), г. ОрелY.S.Vasutin@yandex.ru
Социализация духовности, нравственности, патриотизма: конституционный подход
Аннотация. Конституция РФявляется не только основным законом, но и основой духовнонравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, и на этой основе подготовка егок труду, защите Родины, ответственности за судьбу страны. Важнейшим фактором на этом пути является общественнопатриотическая социализация молодежи.Ключевые слова:Конституция РФ, конституционныйподход, духовность, нравственность, социализация,патриотизм,регион, субъекты РФ, традиции, политическая культура.
«Чувство ответственности за страну это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции России, это призыв к каждому из нас».В.В. Путин[1]
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что духовнонравственное,патриотическое воспитание представляет собой актуальную задачу для органов муниципальной и региональной власти, социальных институтов,общественных объединений как составной части общественной социализации подрастающего поколения.На этом пути можно отметить:государственную федеральную программу патриотического воспитания, принятую в 2001 г., разработку проектов новых учебников по истории российского общества в 2013 г., новый порядок подготовки к воинской службе в общеобразовательных учебных заведений и студентов вузов, подготовкузаконопроектао патриотическом воспитании граждан. Содержательный опыт в этом плане накоплен на региональном уровне. В частности, администрация Орловской области, где в марте 2011 года принята Программа«Воспитаниегражданственности и патриотизма у молодежи Орловской области как важнейшей духовнонравственной ценности»[2].Именно в процессе социализации, проводимой органами государственной и муниципальной власти, институтами гражданского общества формируются социальные и патриотические качества личности, усваиваются идеи и идеалы, ценности, нормы правила поведения, социальные роли, социальнополитические и моральнонравственные установки, традиции и наконец, общественнопатриотическая ответственность за свою малую и большую Родину. Причём происходит это практически на протяжении всей жизни индивидуума: на начальной его стадии, т.е. в детстве, подростковом возрасте,стадии становлениягражданственности, когда активно идёт процесс обучения и воспитания, когда человек начинает нести ответственность не только за себя, ноужеи за семью, школу, вуз, первые производственные отношения и общество в целом.И хорошо, когда индивидуумы, целые поколения и общество в целом на всех этапах опираются на лучшие традиции народа[3], развиваются на основе преемственности, адекватности,что предполагает определённую предсказуемость, гармоничность, удовлетворённость самим процессом. А если этого нет, а если возникает разрыв преемственностиили неумолимый кризис социальной и политической идентичности. Если возникает разрыв между периодами и этапами социализации? Подобные явления, как известно, имели место в истории. Возьмите Германию. Гдеиндивидуумы, целые поколения, социальные группы проходилиодну социализацию, а в предвоенные и военные годыжить и работать, воевать и истреблять другие народы пришлось уже в условиях другой социализациивоинствующего фашизма, нападения на другие государства.Но носителямгерманского фашизма, его индивидуумам и социальным группам, вооруженным силам и самому государству противостояла в годы Великой Отечественной войны наша Родина другой социализациейвсенародного патриотизма, духовности, колоссального трудолюбия, готовности к защите Родины. Патриотическая социализация молодёжи, старшего поколения и государства выстояла и победила, освободила не только свой народ, свою Родину, ноицелый континент. Пусть это была не та социализация, какдумают и говорят на Западе и к большому сожалению,некоторые подпевают и подхватывают и у нас. Обсуждая трагедию блокады Ленинграда в годыВеликой Отечественной Войны некоторые журналисты и писатели в телепередаче «Дождь»,не осознавая, что этот город и его жители стали великим символом Родиныматери, стойкости и героизма всего народа в противостоянии фашизму, наконец, важнейшей стратегии, роли Ленинградского фронта в защите Москвы и всей России, даже всей Европы в пылу полемики заявили, что не стоилотакой дорогой ценой защищать Ленинград, надо было все жесдать его фашистам. Эта точка зрения оскорбила память павших и незамедлительно получила резкую отповедь, прежде всего в самих СМИ, повсеместное осуждение ветеранами войны, труда, патриотическими объединениями, молодежьюи т.д.Выступая 28 января 2014 г. на митинге,посвященном 70летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады,Президент РФ В.В. Путин с болью в сердце сказал, что Ленинград и ленинградцы, наши войска были убедительным примером стойкости, непокоренности, массового героизма. Необходимо, чтобы все поколения нашей страны знали и понимали подвиг ленинградцев, знали и берегли свою историю, несоизмеримые наши потери по сравнению с союзникамипоантигитлеровской коалиции[4].Более того, сложность международного положения и вызовы,бросаемые нашей стране, необходимость укрепления обороноспособности страны, о чём так убедительно говорил Президент России в своём Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года[1],указывают нам необходимостьтворческого изучения и использования опыта патриотической социализации предвоенных и тем более военных лет. На мой взгляд,опыт Курска, Орла, Воронежа, Брянска,как и других субъектов,в этом плане бесценен.На наш взгляд, не только войны, кризисы, но и другие коренные переломы, особенно если они связаны с реформированием политической системы, политических, социальных, экономических, организационных и идеологических основ общества, даже если они направлены в качественно лучшую сторону (подчеркиваем это),предполагают огромную научнотеоретическую, методологическую и организационнопрактическую деятельность институтов государства и общества, институтов гражданского общества, различных социальных групп и,естественно,индивидуумов, нацеленнуюна разработку и осуществление целенаправленной социализации, на реализацию программ и проектов реформирования и демократизации российского общества.В новой России на основе новой Конституции РФ (1993 г.) разработана и осуществляется качественно новая демократическая социализация правового, демократического, социального, светского государства. В чём состоят качественно новые сущностные моменты этой социализации?В Конституции РФ в ст. 3,п.1,2[5]установлены основы Конституционного строя РФсреди них важнейшее положение,смелое, чёткое, нравственное, что единственным источником властив нашем обществе является её многонациональный народ. Именно народ(см. ст. 4)[5]осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления на всей территории РФ.Кроме того, Конституция РФобъявила человека высшей ценностью и поручила государству соблюдать это неукоснительно (ст.2)[5]; предоставила гражданам широкие права и,естественно,обязанности. Глава 2, в которой около 50 статей, посвященаправам и свободам человека и гражданина. Разумеется, Конституция РФ в этой и других главах определяет и важнейшие конституционные обязанности, которые также являются составной частью социализации. В частности, ст.59,ч.1[5]гласит, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ и гражданин призван нести военную службу в соответствии с федеральным законодательством(ст.59,ч.2).Таким образом, я утверждаю, что Конституция РФ, возлагая на народ право и обязанность быть единственным источником власти, готовым к защите своей Родины, укреплениюеёсоциальнополитического и оборонного могущества, одновременно предоставила все права и обязанности государству, обществу осуществлять необходимую социализацию вообще и общественнопатриотическую в частности индивидуумов, социальных групп и всего общества для исполнения этих поистине великих прав иобязанностей.Различные ветви власти, государственные институты и все политические системы осуществляют общественнополитическую социализацию прежде всего через образование и воспитание в дошкольных учреждениях, школах и вузах, непрерывную подготовку и переподготовку государственных и общественных кадров, а также бизнесструктур. Разумеется,здесь есть определённые достижения, но инемало трудностей, проблем,откровенных недостатков и упущений,на которые обращают внимание Президент РФ, органы власти, гражданское общество.Как известно, за это время дважды принимались федеральные законы об образовании, неоднократно на уровне субъектов РФ принимаются региональные законы, постановленияореформированиисистемы школьного и вузовского образования с учетом региональных возможностей и особенностей, в которых значительное место отводится общественнопатриотической социализации.Основной целью Программы патриотической социализации одобренной органамивласти местного самоуправления г. Орла является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализациимолодых граждан. В рамках этой Программы реализуется комплекс мероприятий,направленных на «патриотическое, нравственное и гражданское воспитание молодежи, профилактику экстремизма в молодежной среде»,в частности:повышение престижа военной службы и готовности достойно и честно выполнять обязанности гражданина;воспитание в молодых гражданах чувства гордости и уважения к Отечеству, российской символике, историческому и культурному наследию России, традициям и обычаям Родины;формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовнонравственным ценностям;содействие формированию правосознания и нравственных ценностейвсредемолодежи.Основными механизмами работы по данному направлению являются:информирование молодежи о реализуемых мероприятиях патриотической и гражданской направленности, повышение привлекательности таких мероприятий для молодых людей;совершенствование программнометодической базы, направленной на улучшение условий нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи;популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная позиция, ответственность) посредством социальной рекламы и использованияпрограмм общественных объединений;совершенствование работы с допризывной молодежью, в том числе посредством проведения Дней призывника, акций по повышению престижа военнойслужбы;организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов как с живыми примерами проявления истинного патриотизма, взаимодействие с ветеранскими организациями;стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, организация посещения молодежью мест боевой славы, объектов историкокультурного наследия;взаимодействие с молодежными организациями патриотической направленности и поддержка молодежных инициатив, направленных на формирование у молодежи российской идентичности и патриотическое воспитание молодого поколения, поисковую деятельность, восстановление памятников культуры, воинских званий;осуществление профилактических мероприятий совместно с правоохранительными органами, УВД города Орла по предупреждению правонарушений и недопущению распространения национализма, экстремизма и ксенофобии среди молодежи;проведение мероприятий по ознакомлению с культурой и традициями различных народов, совместных мероприятий с участием представителей других стран, династий, направленных на воспитание толерантности[6].Исключительно важное место и роль в социализации отводятся семье. Именно через институт семьи, основанныйна браке или кровном родстве осуществляется воспроизводство потенциала страны, заботао развитии, воспитании, организации досуга и отдыха,детстве, осуществление социального контроля заавторитетомсемьи, взаимодействие с властью и общественностью, утверждение личностных качеств подрастающего поколения, его духовнонравственногоотношения к власти, интересам Родины.Именно в семье закладываются основы духовности, патриотизма, которые передаются из поколения в поколение,и в этом велика роль школы, старшего поколения, ветеранов войны, участников боевых действий.Разумеется,на этом пути сделано и делается немало, вместе с тем в самом процессе участия семьи в социализации детей и молодёжи немало противоречий, проблем, упущений, в том числе в формировании отношения к труду, социальной ответственности, общественнополитической активности, духовнонравственных и патриотических качеств подрастающего поколения. Тревожное состояние с проявлением алкоголизации и наркотизации, правонарушениямисреди подрастающего поколения, недостаточнойподготовленностьюмолодых пар к браку и семейной жизни. Следует отметить, что идеология отношения к семье, детству в отдельных странах Запада ставит вообще под сомнение дальнейшее существование семьи. Этой тенденции не лишены и другие страны мира.Возрастающее влияние на социализацию индивидуумов социальных групп населения и всего общества оказывает наша четвёртая власть, т.е. средства массовой информациикак совокупность различных каналов массового оперативного информирования населения и всего общества[10],а с другой стороны целенаправленной общественнопатриотической социализации, в том числеартикулированияобщественных и социальных интересов патриотического воспитания,формирования политической культуры, воспитания гражданственности и патриотизма,поддержанияполитической стабильности в обществе путём формированияпозитивных идеалов, оценок, мнений и перспектив.Разумеется, демократическиеСМИ это великое завоевание, особенно как фактор свободного обмена мнениями, своей духовной продукцией. Но где границы этой демократии, особенно в условиях кризисных и посткризисных явлений, когда отдельные средства массовой информации превращаются в рынки сбыта своих идей, мнений, своей продукции, далёкой от потребностей патриотической социализации (как это уже отмечалось о телеканале «Дождь»)? Взависимости от социального заказа отдельные СМИ могут развернутьсяивыдать продукцию,далёкую от интересов индивидуумов и всего общества когда включается манипулирование общественным сознанием индивидуумов и целых социальных групп. Особенно это было заметно в деятельности отдельных СМИ на первом этапе реформирования российского общества. Надо сказать, что манипулированияобщественным мнением хватает и сегодня в условиях сложной международной обстановки,социальноэкономического кризиса, конфронтации отдельных индивидуумов, социальных групп, политических партий.Социализацию индивидуумов, социальных групп и всего общества в различных её видахкакмы уже говорили, осуществляет государство через различные государственные институтыи ведомства. Но есть ещё один субъект политической системы, который в такой же степенив ответе за этот процесс, это гражданское общество, которое уже в период раннего детства и обучения, становления, зрелости и трудовой деятельности активно участвует в образовательной, трудовой и политической социализации, всемерно способствуя самореализации, самооценке, самоидентификации, реализации жизненной позиции, отражающей патриотизм, духовность, ответственность за свою Родину.Миллионы людей участвуют сегодня в Общероссийском народном фронте, Общественной палате РФ и региональных Общественных палатах, Общественных советах министерств и ведомств, общественных и самодеятельных движенияхи многочисленных военнопатриотических объединениях, некоммерческих организациях или,оставаясь индивидуумом,самостоятельно выражают общественные интересы в различных государственных органах, в бизнесструктурах и в самих институтах гражданского общества, военнопатриотического характера.Достижение поставленных целей общественнопатриотическойнаправленности в городе Орле осуществляется путем тесного взаимодействия с институтами гражданского общества, управлением образования, учреждениями дополнительного образования, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав, ветеранскими организациями, с военным комиссариатом Орловской области, воинскими частями, с общественными организациями патриотической направленности.Совместно с этими организациями за последнее время тысячи детей и подростков участвовали в конкурсах «Дети военной поры», военнопатриотической игре «Зарница 2013», акциях«Великое освящение воды», посвященнойправославному празднику Крещение,и «Молодецкие потешные игры» в рамках фестиваляправославной молодежи «Святой Георгий». Кроме того, с участием «Всероссийской школы Православной культуры «Русский богатырь» Знаменской богатырской заставы проведена акция «Под флагом России», посвященная Дню Государственного флага Российской Федерации.В целях формирования у молодого поколения чувства гордости и сопричастности к величайшей роли страны в победе над фашизмом в канун празднования Дня Победы организуются: городской творческий конкурс чтецов «Память в наших сердцах», «Георгиевская ленточка», торжественные церемонии вручения паспортов, парад победителей, экологическая акция «Мы помним» на территории Троицкого и Крестительского кладбищ, в сквере Танкистов, молодежные конкурсы «Солдатская песня», «Моё представление о подвиге», «Отчизны верные сыны», «День призывника», торжественные проводы граждан в ряды Вооруженных Сил, экскурсии в войсковые части, торжественные митинги памяти, посвященные Дню пограничника, Дню ВоенноМорского флота, Дню ВоздушноДесантных войск, Дню танкиста.В целях формирования у молодого поколения чувства гордости и сопричастности к величайшей роли страны в победе над фашизмом совместно с Орловской областной общественной организацией «Союз ветеранов спорта Орловщины» ежегодно в июле организуются молодежная акция «Первый салют», посвященная освобождению города Орла от фашистских захватчиков, автопробег«Дорогами боевой славы Орловщины», возложение цветов у памятникаучастникамлокальных войн и военных конфликтов на Наугорском шоссе. В канун празднования 70летия освобождения Орла от немецкофашистских захватчиков были организованы и проведенывоенноисторическая реконструкция «Победный август 43го», конкурс уличного граффити «Артфест», фестиваль молодежного творчества «В твою честь,любимый город».В ходе проведения этих мероприятий проявлялось высокое чувство любви молодых граждан страны к своей Родине, а также глубокое осознание ими гражданского, профессионального и воинскогодолга перед своим государством, а это нечто иное,как сплав идей, убеждений, чувств и действий, направленных на постоянное развитие, процветание любимойРодины.Характерной особенностью общественнопатриотической социализации является то, что,имея легитимный мандат общественнополитической деятельности, молодежные, общественные,патриотические объединения придерживаются табу на политическоеи властноевмешательствов деятельность института государства, в тоже время молодежь активно проявляет высокие личные качества, понимание долга, осознание своих прав и обязанностей, добивается успешного выполнения возложенных на неёобязанностей общественнопатриотической социализации.Анализсодержания и опыта общественнопатриотической социализации молодежизаставляет задуматься о некоторых приоритетах и особенностях этой деятельности и даже методологической некорректности[8]. В частности в системе социализации сегодня господствует акцент в основном на социальноэкономическиеи материальныепотребности. С детства, на этапе юности и молодости, и тем более в солидном возрасте акцентируется внимание в основном на сугубо потребительском подходе, т.е. на зарплате, безусловной прибыли, материальных выгодах и вознаграждениях и т.д. Разумеется,всем понятно, что этоважно, необходимо, но не до такой степени идеализации. Агде же тогда общественнопатриотический, духовный, нравственный, ценностный аспектысмысла и цели жизни человека,тем более молодого? Ведь что будет заложено на входе,тот жерезультат, как показывает реальность, мы получаем на выходе востребованность незаработанного честным трудом потребительства любыми средствами в плоть до административноуголовных правонарушений.Все виды социализации,особенно общественнопатриотическая социализация молодежи идругих категорий, социальных групп,да и самого общества, почемуто востребованыв основном на уровне целого ряда регионов на этапе прихода к власти новых сил. Но забывается о том, что потребность эта ещё более возрастает при осуществлении программ, проектов в ходе практической деятельности в субъекте РФ, укрепления единства и могущества конкретного региона, формирования новых ветвей власти, аппарата управления, т.е. при повседневном сочетании объективного и субъективного, представляющих собой обе стороны единого процесса социализации.Многочисленные исследования показывают (разумеется,до юбилейных торжеств Российской Конституции), что широкие массы населения, местное сообщество муниципалов, представители региональныхорганов власти слабо знают сущность Основного закона нашего государства КонституцииРФ, а представители регионов и местного самоуправления своих Конституций Уставов (основныхзаконов) областей,субъектов РФ, что снижает сущность, эффективностьобщественнопатриотической социализации, направленной на формирование массовой политической грамотности, духовнонравственных качеств и патриотизма, общественнополитической активности, социальнополитического участия в управлении делами государства.Надо отдать должное, чтовключение мощного потенциала Президента РФ В.В. Путина, на этапе подготовкик празднованию20летия Конституции РФ,его буквально ручное управление этим процессом в видевстреч с ОНФ, отдельными институтами гражданского общества, конституционными судьями, заведующими кафедрами конституционного права, членами Правительства, Совета Безопасности, выступление на обучающемсеминаре с мэрами и, наконец, обращениес Посланием к Федеральному Собранию РФ, а также на юбилейных торжествах произошло серьёзное озарение региональной элиты, региональных органов власти и управления, научной общественности да и всегонаселения о месте и роли Конституции в жизни общества, управлении делами государства. Всё это подняло на должный уровень роль Основного закона в общественнополитической жизни, а следовательно,и в патриотическом воспитании подрастающего поколения, значительно усилилонашу государственность, политическую систему, представителей региональной элиты, а в рамках нашей темы эффективностьобщественнополитической социализации индивидуумов, социальных групп и всего общества,особенно подрастающего поколения.И в заключение, хотелось бы сделать основной вывод и высказать пожелания.Дело в том, что социализация, тем болееобщественнопатриотическая, очень близка по своей идентичности к понятию демократической идеологии, т.е.приверженностидемократии, правами свободам человека; политическим и социальным идеям, идеалам и интересам различных слоёв общества; целями программамдальнейшего развития, укрепленияи защиты Родины,её государственных символов и т.д. В принципе,эта категория в Конституции РФ есть. В части 1 ст. 13 говорится:«В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие»[5], речь идёт о современной демократической идеологии правового, социального, светского и демократического государства, без которой не могутсуществовать ни одно государство, ни один субъект Федерации, важнейшие институты государства и общества, наконец,национальная культура, духовность, нравственность, ив целом общественнопатриотическая социализацияподрастающего поколения. События,происшедшие в Украине,показали, что с начала 90х годов там фактически не существовало государственной идеологии патриотического воспитания, формирования у молодежи готовности к защите государственности, целостности страны, дружбыи сотрудничества западных и восточных частейкомпактного проживания. Эту инициативу перехватили западные идеологи и украинские националистические организации, которые сформировали и представили на Майдан боевые отряды численностью до 10 тыс. человек, вооружили их боевым и самодельным оружием и противопоставили правоохранительным органам для открытой вооруженной борьбы, захвата правительственных зданий и органов регионального управления, выражения далеко не дружественных акций против русских и России. В ходе противостояния их активно поддерживали официальные представители западных стран, националистические и религиозные украинские лидеры, представители бизнесструктур и интеллигенции.Противостояние на Украине,как известно,продолжается, но уже заметно, что большинство населения, особенно восточных районов,выступает за защиту украинской государственности, недопустимость националистической идеологии, нормализациюотношений с Россией и другими братскими народами.Как известно, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Исходя из этого, хотелось бы обратиться к Посланию Президента РФ Федеральному Собранию, в котором говоритсяо «… ценностных смыслах, которые заложены в Основном законе нашей страны». В Конституции РФ общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики»[9], отметил глава государства.Таким образом, мы видим, что,исходя из внутренней и внешней политики Российского государства,фактически в настоящем Послании определена политика и общественнопатриотическойсоциализации подрастающего поколения, ибо она рассматривается как общественносоциальное явление, связанное с подготовкой подрастающего поколения к труду на благо Отечества, формированиеми развитиемличности, способной любить и защищать свою Родину, отстаивать ее интересы, «опираясь на лучшие традиции нашего народа»[10],всей своей жизньюутверждать высокие патриотические убежденияво славусвоей Родины.
Ссылки на источники1.Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации12.12.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/198252.Текущий архив администрации Орловской области. «Воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи Орловской области как важнейшей духовнонравственной ценности» 2011г.Подобная программа «патриотическое воспитание молодежи в городе Орле» была принята мэрией города3.Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации12.12.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/198254.Выступление В.В. Путина 28.01.2014 на митинге, посвященном 70летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/198255.Конституция РФ. М., 2010. 6.Текущий архивмэрии г.Орла. программа «Патриотическое воспитание молодежи». 2013. С. 12.7.Огнева В.В. Информационная открытость, как фактор повышения уровня компетенции госслужащих. // Вестник Черниговского государственного технического университета. Серия «Экономические науки». 2012. №2. С. 285291.8.Васютин Ю.С. Конституционные основы социализации Российского общества. Материалы Межвузовской научнопрактической конференции. 20летие Конституции Российской Федерации: основные направления развития государства и общества. 17 декабря 2013 г.. (г. Брянск РАНХиГС Брянский филиал). С. 4556.9.
Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/1982510.Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации12.12.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/19825
Vasyutin Y.S.
Socialization of spirituality, morality, patriotism constitutional approach
Abstract.The Constitution of the Russian Federation is not only a basic law, but also the basis of spiritual, moral and patriotic education of the younger generation, and on this basis its preparation for labor, defense of the homeland, the responsibility for the fate of the country. The most important factor in this way is a socialpatriotic youth socialization.Key words:The constitution of the Russian Federation, constitutional approach, spirituality, moral,patriotic socialization, region, region of the RussianFederation, traditions, political culture.