Особенности правового положения лиц, за которыми установлен постпенитенциарный контроль
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абатуров
А.
И. Особенности правового положения лиц, за которыми установлен постпенитенциарный контроль // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
586–590. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54381.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы правового положения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, за которыми установлен административный надзор. Особое внимание уделяется сравнительно-правовому анализу обжалования действий государственных органов, нарушающих конституционные права поднадзорных лиц. В статье представлены различные точки зрения в этой области, а также авторское видение этого вопроса.
Ключевые слова:
суд, конституция рф, постпенитенциарный контроль, полиция, административный надзор, прокуратура, профилактика преступлений
Текст статьи
Абатуров Александр Иванович,кандидат юридических наук, начальник кафедры организации исполнения уголовных наказаний,ФКОУ ДПО «Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России», г.Кировcfyznrf@yandex.ru
Особенностиправового положениялиц, за которымиустановлен постпенитенциарный контроль
Аннотация.В статье рассматриваются актуальные проблемы правового положения лиц, освобожденных из мест лишения свободы,за которыми установлен административный надзор. Особое внимание уделяется сравнительноправовому анализу обжалования действий государственных органовнарушающих конституционные права поднадзорных лиц. В статье представлены различные точки зрения в этой области, а также авторское видение этого вопроса.Ключевые слова:конституция РФ, постпенитенциарный контроль, полиция, суд, административный надзор, прокуратура, профилактика преступлений.
Конституция РФ декларирует, что на территории России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства[1].Такие ограничения могут быть связаны, в частности с применением административного надзора к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Административный надзор, некоторые авторы используют термин "постпенитенциарный контроль", который, по нашему мнению, наиболее точно раскрывает смысл этой дефиниции[2], введен и применяется в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свобод" (далее–ФЗ "Об административном надзоре")[3].Специфика правового положения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, заключается и в том, что некоторые из них, наиболее криминально запущенные и потенциально готовые совершить преступление, определенное время могут находиться под контролем со стороны органов внутренних дел. В юридической литературе такой контроль именуют "профилактическим", "криминологическим", "постпенитенциарным". Его сущность заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, проведении с ним персональных профилактических мероприятий, оказании ему помощи и т.д. В некоторых случаях надзирающий субъект наделен законодателем правом самостоятельного применения мер превентивного характера.Постпенитенциарный контроль, будучи мерой профилактики по недопущению совершения преступлений, влечет за собой некоторые ограничения для поднадзорных. При этом необходимо подчеркнуть, что закон максимально ограждает поднадзорных лиц от излишнего ущемления их прав. Усечение правового положение гражданина РФ, в отношении которого установлен надзор, нашло свое отражение в некоторых позициях законодательства, детализирующего вопросы административного надзора. Однако, следует еще раз подчеркнуть, что неотъемлемые конституционные права гражданина РФ у поднадзорного остаются, и лишить их или минимизировать государство не имеет право.Так, поднадзорное лицо имеет право на жизнь. Данное право закреплено всеми международноправовыми актами о правах человека[4]и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни.Равным образом поднадзорное лицо пользуется конституционными правами на частную собственность, труд, отдых, образование, социальное обеспечение по возрасту, а в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, гарантированную возможность получать государственные пенсии и социальные пособия и т.д.Анализируя нормативные правовые акты, детализирующие постпенитенциарный контроль в советское время[5]и в современный период, можно сделать вывод, что если в первом случае законодатель не счел нужным закрепить вопросы правового положения поднадзорных лиц, то в современной редакции данный пробел устранен и права лица, в отношении которого установлен надзор, нашли свое отражение в статье10 главы3 ФЗ «Об административном надзоре». В рамках заявленной темы нашей статьи проанализируем правовую возможность поднадзорного лица обжаловать действия (бездействие) полиции при исполнении постпенитенциарного контроля.Статья 45Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами[6].
Любое применение должностными лицами мер принуждения таит в себе реальную угрозу нарушения или ущемления прав граждан. В связи с этим в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность сотрудников внутренних дел, закреплено, что любые действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РоссийскойФедерации либо в суд[7].Институт обжалования незаконных действий сотрудников полиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом самозащиты поднадзорными лицами своих прав и восстановления нарушенных законных интересов. Одновременно это и эффективное средство укрепления правопорядка и законности в деятельности полиции.Известно, что жалоба представляет собой письменное обращение поднадзорного лица в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с просьбой о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.Предметом обжалования могут быть любые действия (решения) или бездействие сотрудников полиции, в результате которых:
нарушены субъективные права и свободы поднадзорного;
созданы препятствия для осуществления поднадзорным прав и свобод, например, невозможна реализация своего активного избирательного права в связи с запретом посещения массовых мероприятий;
на поднадзорного возложена обязанность, не сформулированная в статье11 ФЗ "Об административном надзоре";
поднадзорное лицо незаконно привлечено к ответственности.Законодательно устанавливается три возможных способа обжалования незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции:
вышестоящему органу или должностному лицу полиции;
в органы прокуратуры;
в суд.Эти способы обжалования альтернативны. Право решать, какой из них использовать в той или иной конфликтной ситуации, предоставлено поднадзорному лицу.Рассмотрим каждый из этих способов, обозначив примерный механизм действий поднадзорного лица по реализации этого права.Обжалование незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции вышестоящему органу или должностному лицу полиции.В органах внутренних дел действует нормативно закрепленный порядок по работе с обращениями граждан[8]. В соответствии с этим приказом жалобы направляются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица полиции, действия (бездействие) которых обжалуются. По общему правилу жалобы разрешаются в течение 30 дней со дня поступления в орган или лицу, обязанному разрешить их по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки –безотлагательно, но не позднее 15 дней.Жалоба поднадзорного останется без рассмотрения, если она анонимна, некорректна по содержанию или изложению, а также многократна, то есть содержащая вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и во вновь поступившей жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.Обжалование незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции в органы прокуратуры.Общие правила рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, а также организации приема граждан и других лиц урегулированы Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"[9], статьей10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[10]и нормативными правовымиактами Генерального прокурора Российской Федерации[11]. За 2013г. органами прокуратуры было рассмотрено 1217107 заявлений, жалоб и иных обращений, из них 610428 на действия сотрудников правоохранительных органов (в 2012г. данный показатель составил 591225 обращений)[12].В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов. При этом решение, принятое прокурором, не препятствует обращению за защитой своих прав в суд.Какихлибо специальных требований к оформлению письменных обращений в органы прокуратуры, в отличие, например, от исковых заявлений в суд, законодательство не устанавливает, поэтому составляться они могут в произвольной форме. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, о чем в семидневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.Обжалование незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции в суде.Конституция РФ гарантирует каждому гражданину персональную судебную защиту его прав и свобод (ст.46). Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде, а такжев межгосударственных органах по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.Порядок судебного обжалования урегулирован Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[13].В соответствии с данным законом, каждое лицо, в отношении которого установлен административный надзор,вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) сотрудники полиции нарушилиего права и свободы.Жалоба подается по усмотрению поднадзорного лица либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа внутренних дел.На орган внутренних дел, на должностных лиц, действия (решения) которых обжалуются поднадзорным лицом, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Поднадзорное лицо освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязано доказать факт нарушения своих прав и свобод.По результатам рассмотрения жалобы суд может признать обжалуемое действие (решение) сотрудника полиции незаконным, отменив при этом примененные к поднадзорному меры ответственности либо иным путем восстановив его нарушенные права и свободы.Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии защиты прав поднадзорного лица от незаконных действий (бездействия) органов внутренних дел, направленные на реализацию положений статей 52и 53Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.В статье1069Гражданского кодекса РФпредусмотрено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со статьей1082Гражданского кодексаРФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. Гарантией обеспечения возможности использования поднадзорным лицом своих прав и свобод является также закрепленный в законе принцип индивидуализации применения административных ограничений, сформулированных в ст.4 ФЗ "Об административном надзоре". Они избираются для поднадзорного лица, исходя из особенностей его поведения, образа жизни и совершения данным лицом нарушений установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы или административных правонарушений после освобождения.Применительно к вышесформулированному тезису следует обозначить проблему исполнения поднадзорным лицом своего конституционного права в части реализацииактивного избирательного права. Так, вст.32 Конституции РФ гарантировано право граждан России избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах. Однако,в случае применения административного ограниченияв виде запрещенияпосещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, поднадзорный лишается конституционного права участвовать в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, что, на наш взгляд, абсолютно неприемлемо в правовом государстве. Учитывая это, в судебном решении должно быть оговорена возможность использования поднадзорным лицом своего активного избирательного права.Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне созданы основы правового положения статуса лиц, в отношении которых установлен постпенитенциарный контроль. Несмотря на административные ограничения и обязанности, устанавливаемые при административном надзоре, эти лица находятся под конституционнойзащитой Российскогогосударства. На основании всего вышеизложенного можно сформулировать несколько выводов, имеющих теоретикометодологическое значение для дальнейшего исследования правового положения поднадзорных лиц, его состояния и гарантий в современном российском обществе:С целью недопущения случаев нарушения прав и свобод поднадзорных лиц, предлагается увеличениеих процессуальных гарантий в действующем законодательстве.Для реализации данного положения мы предлагаем:
дополнитьстатью10 ФЗ "Об административном надзоре",включив пункт3:"При рассмотрении дела об административном надзорев суде:а) знакомиться с материалами дела;б)давать объяснения;в) представлять доказательства;г) заявлять ходатайства;д)при рассмотрении жалобы в суде пользоваться юридической помощью адвоката;е) выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство».Далее по тексту.
в целях иметь гарантированную юридическую возможность для каждого поднадзорного лица участвовать в выборах в качестве избирателя, мы предлагаем внести корректировку в п.2 ч.1 ст.4 ФЗ "Об административном надзоре"и читать её в следующей редакции: "запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, за исключением участия в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований".
Ссылки на источники1.Ст.55Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6ФКЗ, от 30.12.2008 №7ФКЗ)//Российская газета,–2009.–№7(декабрь).2.Андреева, Ю.В. Постпенитенциарная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. /Ю. В. Андреева; Науч. рук. Ю.Ф.Кардополов, Н.В.Щедрин.–Красноярск, 2008.–С.7; Предварительная работа с лицами, освобождаемыми из исправительных учреждений, как основа постпенитенциарного контроля//Криминалистика в системе уголовноправовых наук: актуальные направления развития теории и практики: Материалы второго Всероссийского «круглого стола». 15–16 мая 2009 года. ДЮИ. РостовнаДону. 2009. С.111–115; Городнянская, В.В. Постпенитенциарный рецидив: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. /В.В. Городнянская; Науч. рук. В.А. Уткин.–Томск, 2011. –22 с.3.Федеральный закон от 06.04.2011г. №66ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Собрание законодательства РФ.–2011.–№ 15. –11 апреля.–ст.2039.4.Т.3 "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета.–1998.–10 декабря; ст.2 "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950)//Собрание законодательства РФ.–2001.–№2.–08января.–ст.163; ст.2 Хартии Европейского Союза по правам человека 2000г.(Ницца, 7.12.2000г.). URL: http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=38537[Дата обращения 17. 02. 2014].; Ст.6 Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах".Бюллетень Верховного Суда РФ.–1994.–№12; Ст.4 "Американская конвенция о правах человека" (Заключена в г. СанХосе 22.11.1969).Международные акты о правах человека. Сборник документов.–М.:НормаИНФРАМ, 1998. С. 720–736; П.2 ст.2 Основного закона Федеративной Республики Германии от 23.05.1949г. URL: http://lawersssu.narod.ru/subjects/constzs/germany.htm[Дата обращения 16. 02.2014]5.«Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 №5364–VI, в редакции Указа ПВСС от 12.06.70 № 5255–VII, 3–Указа ПВСС от 05.03.81 № 4087X, 4–Указа ПВСС от 22.09.83 № 10007–X//Ведомости ВС СССР. –1966. –№ 30. –27 июля. –Ст. 597.6.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ)//Российская газета. –2009. –№7. –21 января.7.Ст. 53 Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)//Парламентская газета. –2011. –№7, 11. –17 февраля.8.Приказ МВД РФ от 12.12.2011 №1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.03.2012 № 23424) // Российская газета. –2012. –№ 73. –04 апреля.9.Федеральный закон от 02.05.2006 №59ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"//Российская газета.–2006.–№95.–05 мая.10.Федеральный закон от 17.01.1992 №22021 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»//Российская газета. –1995. –№39. –25 ноября.11.Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" //Законность. –2013. –№4.12.СтатистическиеданныеобосновныхпоказателяхдеятельностиоргановпрокуратурыРоссийскойФедерацииза2013г.Официальный сайт Генеральной прокуратуры. Режим доступа: : URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/[Дата обращения 16. 02.2014]13.Закон РФ от 27.04.1993 №48661 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»//Ведомости СНД и ВС РФ. –1993. –№19. –13 мая. –Ст. 685.
Abaturov Alexander Ivanovich,Candidate of Law, head of the Department of criminal punishment organization of theFederal state educational institution of additional professional education,Kirov Institute of advanced training of employees of the Federal Service for Execution of Punishmentsof Russia, Kirovcfyznrf@yandex.ruFeatures of legal status of persons under the postpenitentiary controlAbstract.The article deals with urgent problems of the legal status of the persons released from places of imprisonment, which are under an administrative supervision. Special attention is paid to comparative legal analysis of the appeal of actions of state bodies violating constitutional rights of supervised entities. In the article different points of view in this area are presented as well as the author's vision of the issue.Key word:The Constitution of the Russian Federation, the postpenitentiary controls, police, court, administrative supervision,the Prosecutor's office, crime prevention.
Особенностиправового положениялиц, за которымиустановлен постпенитенциарный контроль
Аннотация.В статье рассматриваются актуальные проблемы правового положения лиц, освобожденных из мест лишения свободы,за которыми установлен административный надзор. Особое внимание уделяется сравнительноправовому анализу обжалования действий государственных органовнарушающих конституционные права поднадзорных лиц. В статье представлены различные точки зрения в этой области, а также авторское видение этого вопроса.Ключевые слова:конституция РФ, постпенитенциарный контроль, полиция, суд, административный надзор, прокуратура, профилактика преступлений.
Конституция РФ декларирует, что на территории России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства[1].Такие ограничения могут быть связаны, в частности с применением административного надзора к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Административный надзор, некоторые авторы используют термин "постпенитенциарный контроль", который, по нашему мнению, наиболее точно раскрывает смысл этой дефиниции[2], введен и применяется в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свобод" (далее–ФЗ "Об административном надзоре")[3].Специфика правового положения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, заключается и в том, что некоторые из них, наиболее криминально запущенные и потенциально готовые совершить преступление, определенное время могут находиться под контролем со стороны органов внутренних дел. В юридической литературе такой контроль именуют "профилактическим", "криминологическим", "постпенитенциарным". Его сущность заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, проведении с ним персональных профилактических мероприятий, оказании ему помощи и т.д. В некоторых случаях надзирающий субъект наделен законодателем правом самостоятельного применения мер превентивного характера.Постпенитенциарный контроль, будучи мерой профилактики по недопущению совершения преступлений, влечет за собой некоторые ограничения для поднадзорных. При этом необходимо подчеркнуть, что закон максимально ограждает поднадзорных лиц от излишнего ущемления их прав. Усечение правового положение гражданина РФ, в отношении которого установлен надзор, нашло свое отражение в некоторых позициях законодательства, детализирующего вопросы административного надзора. Однако, следует еще раз подчеркнуть, что неотъемлемые конституционные права гражданина РФ у поднадзорного остаются, и лишить их или минимизировать государство не имеет право.Так, поднадзорное лицо имеет право на жизнь. Данное право закреплено всеми международноправовыми актами о правах человека[4]и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть в произвольном порядке лишен жизни.Равным образом поднадзорное лицо пользуется конституционными правами на частную собственность, труд, отдых, образование, социальное обеспечение по возрасту, а в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, гарантированную возможность получать государственные пенсии и социальные пособия и т.д.Анализируя нормативные правовые акты, детализирующие постпенитенциарный контроль в советское время[5]и в современный период, можно сделать вывод, что если в первом случае законодатель не счел нужным закрепить вопросы правового положения поднадзорных лиц, то в современной редакции данный пробел устранен и права лица, в отношении которого установлен надзор, нашли свое отражение в статье10 главы3 ФЗ «Об административном надзоре». В рамках заявленной темы нашей статьи проанализируем правовую возможность поднадзорного лица обжаловать действия (бездействие) полиции при исполнении постпенитенциарного контроля.Статья 45Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами[6].
Любое применение должностными лицами мер принуждения таит в себе реальную угрозу нарушения или ущемления прав граждан. В связи с этим в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность сотрудников внутренних дел, закреплено, что любые действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РоссийскойФедерации либо в суд[7].Институт обжалования незаконных действий сотрудников полиции, как и других должностных лиц государственных органов, является важным способом самозащиты поднадзорными лицами своих прав и восстановления нарушенных законных интересов. Одновременно это и эффективное средство укрепления правопорядка и законности в деятельности полиции.Известно, что жалоба представляет собой письменное обращение поднадзорного лица в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с просьбой о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.Предметом обжалования могут быть любые действия (решения) или бездействие сотрудников полиции, в результате которых:
нарушены субъективные права и свободы поднадзорного;
созданы препятствия для осуществления поднадзорным прав и свобод, например, невозможна реализация своего активного избирательного права в связи с запретом посещения массовых мероприятий;
на поднадзорного возложена обязанность, не сформулированная в статье11 ФЗ "Об административном надзоре";
поднадзорное лицо незаконно привлечено к ответственности.Законодательно устанавливается три возможных способа обжалования незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции:
вышестоящему органу или должностному лицу полиции;
в органы прокуратуры;
в суд.Эти способы обжалования альтернативны. Право решать, какой из них использовать в той или иной конфликтной ситуации, предоставлено поднадзорному лицу.Рассмотрим каждый из этих способов, обозначив примерный механизм действий поднадзорного лица по реализации этого права.Обжалование незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции вышестоящему органу или должностному лицу полиции.В органах внутренних дел действует нормативно закрепленный порядок по работе с обращениями граждан[8]. В соответствии с этим приказом жалобы направляются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица полиции, действия (бездействие) которых обжалуются. По общему правилу жалобы разрешаются в течение 30 дней со дня поступления в орган или лицу, обязанному разрешить их по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки –безотлагательно, но не позднее 15 дней.Жалоба поднадзорного останется без рассмотрения, если она анонимна, некорректна по содержанию или изложению, а также многократна, то есть содержащая вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и во вновь поступившей жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.Обжалование незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции в органы прокуратуры.Общие правила рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, а также организации приема граждан и других лиц урегулированы Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"[9], статьей10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[10]и нормативными правовымиактами Генерального прокурора Российской Федерации[11]. За 2013г. органами прокуратуры было рассмотрено 1217107 заявлений, жалоб и иных обращений, из них 610428 на действия сотрудников правоохранительных органов (в 2012г. данный показатель составил 591225 обращений)[12].В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов. При этом решение, принятое прокурором, не препятствует обращению за защитой своих прав в суд.Какихлибо специальных требований к оформлению письменных обращений в органы прокуратуры, в отличие, например, от исковых заявлений в суд, законодательство не устанавливает, поэтому составляться они могут в произвольной форме. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, о чем в семидневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.Обжалование незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции в суде.Конституция РФ гарантирует каждому гражданину персональную судебную защиту его прав и свобод (ст.46). Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде, а такжев межгосударственных органах по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.Порядок судебного обжалования урегулирован Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[13].В соответствии с данным законом, каждое лицо, в отношении которого установлен административный надзор,вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) сотрудники полиции нарушилиего права и свободы.Жалоба подается по усмотрению поднадзорного лица либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа внутренних дел.На орган внутренних дел, на должностных лиц, действия (решения) которых обжалуются поднадзорным лицом, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Поднадзорное лицо освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязано доказать факт нарушения своих прав и свобод.По результатам рассмотрения жалобы суд может признать обжалуемое действие (решение) сотрудника полиции незаконным, отменив при этом примененные к поднадзорному меры ответственности либо иным путем восстановив его нарушенные права и свободы.Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии защиты прав поднадзорного лица от незаконных действий (бездействия) органов внутренних дел, направленные на реализацию положений статей 52и 53Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.В статье1069Гражданского кодекса РФпредусмотрено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Удовлетворяя требование о возмещении вреда в соответствии со статьей1082Гражданского кодексаРФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. Гарантией обеспечения возможности использования поднадзорным лицом своих прав и свобод является также закрепленный в законе принцип индивидуализации применения административных ограничений, сформулированных в ст.4 ФЗ "Об административном надзоре". Они избираются для поднадзорного лица, исходя из особенностей его поведения, образа жизни и совершения данным лицом нарушений установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы или административных правонарушений после освобождения.Применительно к вышесформулированному тезису следует обозначить проблему исполнения поднадзорным лицом своего конституционного права в части реализацииактивного избирательного права. Так, вст.32 Конституции РФ гарантировано право граждан России избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах. Однако,в случае применения административного ограниченияв виде запрещенияпосещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, поднадзорный лишается конституционного права участвовать в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, что, на наш взгляд, абсолютно неприемлемо в правовом государстве. Учитывая это, в судебном решении должно быть оговорена возможность использования поднадзорным лицом своего активного избирательного права.Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне созданы основы правового положения статуса лиц, в отношении которых установлен постпенитенциарный контроль. Несмотря на административные ограничения и обязанности, устанавливаемые при административном надзоре, эти лица находятся под конституционнойзащитой Российскогогосударства. На основании всего вышеизложенного можно сформулировать несколько выводов, имеющих теоретикометодологическое значение для дальнейшего исследования правового положения поднадзорных лиц, его состояния и гарантий в современном российском обществе:С целью недопущения случаев нарушения прав и свобод поднадзорных лиц, предлагается увеличениеих процессуальных гарантий в действующем законодательстве.Для реализации данного положения мы предлагаем:
дополнитьстатью10 ФЗ "Об административном надзоре",включив пункт3:"При рассмотрении дела об административном надзорев суде:а) знакомиться с материалами дела;б)давать объяснения;в) представлять доказательства;г) заявлять ходатайства;д)при рассмотрении жалобы в суде пользоваться юридической помощью адвоката;е) выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство».Далее по тексту.
в целях иметь гарантированную юридическую возможность для каждого поднадзорного лица участвовать в выборах в качестве избирателя, мы предлагаем внести корректировку в п.2 ч.1 ст.4 ФЗ "Об административном надзоре"и читать её в следующей редакции: "запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, за исключением участия в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований".
Ссылки на источники1.Ст.55Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6ФКЗ, от 30.12.2008 №7ФКЗ)//Российская газета,–2009.–№7(декабрь).2.Андреева, Ю.В. Постпенитенциарная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. /Ю. В. Андреева; Науч. рук. Ю.Ф.Кардополов, Н.В.Щедрин.–Красноярск, 2008.–С.7; Предварительная работа с лицами, освобождаемыми из исправительных учреждений, как основа постпенитенциарного контроля//Криминалистика в системе уголовноправовых наук: актуальные направления развития теории и практики: Материалы второго Всероссийского «круглого стола». 15–16 мая 2009 года. ДЮИ. РостовнаДону. 2009. С.111–115; Городнянская, В.В. Постпенитенциарный рецидив: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. /В.В. Городнянская; Науч. рук. В.А. Уткин.–Томск, 2011. –22 с.3.Федеральный закон от 06.04.2011г. №66ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Собрание законодательства РФ.–2011.–№ 15. –11 апреля.–ст.2039.4.Т.3 "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета.–1998.–10 декабря; ст.2 "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950)//Собрание законодательства РФ.–2001.–№2.–08января.–ст.163; ст.2 Хартии Европейского Союза по правам человека 2000г.(Ницца, 7.12.2000г.). URL: http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=38537[Дата обращения 17. 02. 2014].; Ст.6 Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах".Бюллетень Верховного Суда РФ.–1994.–№12; Ст.4 "Американская конвенция о правах человека" (Заключена в г. СанХосе 22.11.1969).Международные акты о правах человека. Сборник документов.–М.:НормаИНФРАМ, 1998. С. 720–736; П.2 ст.2 Основного закона Федеративной Республики Германии от 23.05.1949г. URL: http://lawersssu.narod.ru/subjects/constzs/germany.htm[Дата обращения 16. 02.2014]5.«Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 №5364–VI, в редакции Указа ПВСС от 12.06.70 № 5255–VII, 3–Указа ПВСС от 05.03.81 № 4087X, 4–Указа ПВСС от 22.09.83 № 10007–X//Ведомости ВС СССР. –1966. –№ 30. –27 июля. –Ст. 597.6.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ)//Российская газета. –2009. –№7. –21 января.7.Ст. 53 Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)//Парламентская газета. –2011. –№7, 11. –17 февраля.8.Приказ МВД РФ от 12.12.2011 №1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.03.2012 № 23424) // Российская газета. –2012. –№ 73. –04 апреля.9.Федеральный закон от 02.05.2006 №59ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"//Российская газета.–2006.–№95.–05 мая.10.Федеральный закон от 17.01.1992 №22021 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»//Российская газета. –1995. –№39. –25 ноября.11.Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" //Законность. –2013. –№4.12.СтатистическиеданныеобосновныхпоказателяхдеятельностиоргановпрокуратурыРоссийскойФедерацииза2013г.Официальный сайт Генеральной прокуратуры. Режим доступа: : URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/[Дата обращения 16. 02.2014]13.Закон РФ от 27.04.1993 №48661 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»//Ведомости СНД и ВС РФ. –1993. –№19. –13 мая. –Ст. 685.
Abaturov Alexander Ivanovich,Candidate of Law, head of the Department of criminal punishment organization of theFederal state educational institution of additional professional education,Kirov Institute of advanced training of employees of the Federal Service for Execution of Punishmentsof Russia, Kirovcfyznrf@yandex.ruFeatures of legal status of persons under the postpenitentiary controlAbstract.The article deals with urgent problems of the legal status of the persons released from places of imprisonment, which are under an administrative supervision. Special attention is paid to comparative legal analysis of the appeal of actions of state bodies violating constitutional rights of supervised entities. In the article different points of view in this area are presented as well as the author's vision of the issue.Key word:The Constitution of the Russian Federation, the postpenitentiary controls, police, court, administrative supervision,the Prosecutor's office, crime prevention.