Расследование уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы: проблемы теории и практики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова Е. В. Расследование уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы: проблемы теории и практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 626–630. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54389.htm.
Аннотация. Статья посвящена наиболее значимым уголовно-процессуальным и криминалистическим проблемам расследования уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ионова Екатерина Владимировна,кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистического обеспечения расследования преступлений,ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. СаратовTeemur2005@yandex.ru

Расследованиеуклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы: проблемы теории и практики

Аннотация.Статья посвящена наиболее значимымуголовнопроцессуальным и криминалистическимпроблемам расследования уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.Ключевые слова:расследование, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, проблемы теории и практики.

Положениями ст. 328 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Ежегодно Вооруженные Силы России не досчитываются более 200 тысяч призывников, что наносит ущерб обороноспособности страны и свидетельствует обуровне патриотизма современного общества.

Исследованием вопросов, связанных с уклонением от прохождения военной и альтернативной гражданской службы в основном занимались и занимаются специалисты в области уголовного права и криминологии (Амирова Р.Р.[1], Горев О.Г.[2], Плохова В.И.[3], Рамазанов Р.Г.[4]и др.). Не смотря на то, что методика расследования отдельных видов преступлений как раздел криминалистики, на сегодняшний день активно развивается за счет разработки криминалистических рекомендаций, касающихся проблем расследования ранее не охваченных криминалистическими знаниями составов общественно опасных деяний криминалистические аспекты расследования уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы изучены недостаточно полно.

Кроме того, изменениязаконодательства, регулирующего вопросы уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы;имеющиетенденцию к качественной и количественной модификациипричины нежелания призывников отдавать конституционно закрепленный воинский долг Отечеству;сложности с которыми сталкиваются сотрудники военных комиссариатов при инициировании уголовного преследованияпост. 328 УК РФ и следователиприрасследовании данных преступлений свидетельствуют о необходимости дальнейших комплексных исследований этоговопроса.При изучении проблем расследования уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы на теоретическом и эмпирическом уровне представляется возможным выделить наиболее значимые из них, связанныес рассматриваемым видом деятельности.1.Проблема предоставления в правоохранительные органы военными комиссариатами материалов, не содержащих юридических фактов уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.Особенностьюразрешения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 328 УК РФ, является то, что основание к возбуждению уголовного дела содержится в материалах, предоставленных военным комиссариатом. Проведенным опросом следователей установлено, что у 73 % из нихпроверка первичной информации о преступлении сводится к получению объясненийи изучению полученной документации. 27% опрошенныхсочетают указанные действияс требованием о передачедополнительныхдокументов, материалов и сведений.

Многие следователи указывают на отдельные недостатки в качестве предоставленных материалов из военных комиссариатов.Изучение материалов об отказе в возбуждении уголовного дела показало, что зачастуюоснованием для отказа являетсянесоблюдениесотрудниками военных комиссариатов требований ч. 2 ст. 31 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»[5]. Данная нормапрямо предписывает необходимость наличия личной подписи призывника на приказной повестке, свидетельствующей о личном уведомлении последнего явиться в военный комиссариат. Работники военных комиссариатов допускают вручение приказной повестки под подписьродственникам призывников,текстповестки в ряде случаев не содержит указание на возможные правовые последствия неявки на прохождение военной и альтернативнойгражданскойслужбы, чтотакжепредусмотреноч. 2 ст.31 указанного закона. Также имеют место случаи вручения призывникам повесток с прошедшей календарной датой явки в военный комиссариат.

Единственным фактом, не содержащимся в документах, поступивших из военного комиссариатав правоохранительные органы, но показанном к установлению на стадии возбуждения уголовного дела (в соответствии с диспозицией ст. 328 УК РФ), является выяснение следователем наличия или отсутствия у призывника уважительных причин неявки по повестке в военный комиссариат или по месту прохождения альтернативной гражданской службы.При этом, законодательуказываетнаслучаи, которые могут быть признаны уважительными причинами(заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина). Расширить этот перечень следователь по своему усмотрению не может, этим правом наделены лишь призывная комиссия, комиссияпо первоначальнойпостановке на воинский учет и суд.Факты предоставления в правоохранительные органы компетентными органами некачественного материаладля инициации уголовного преследования по ст. 328 УК РФ необходимо искоренять. Это возможнопутем проведения методических семинаров с участием сотрудников правоохранительных органови военных комиссариатов, а так же внедрения в деятельность последнихметодических рекомендаций по подготовке соответствующей документации.

2.Проблема эффективности взаимодействия следователя с сотрудниками военных комиссариатов, учреждениями здравоохранения, религиозными организациями и органами дознания в ходе расследования.Анализ содержания нормативных актов и судебно ‬следственной практики свидетельствует о том, что при расследовании уклонения от прохождения военной или альтернативной гражданской службы возникает необходимость взаимодействия военных комиссариатов с сотрудниками военных комиссариатов, органами дознания, учреждениями здравоохранения и религиозными организациями. До возбуждения уголовного дела активная роль по сбору материала обуклонении принадлежит военным комиссариатам (административное руководство). С момента принятия письменного сообщения из военного комиссариата, содержащего сведения об уклонениипризывника от прохождения военной или альтернативной гражданской службы, проверка первичных материалов и последующее расследование преступления осуществляется следователем (процессуальное руководство).

Как указывалось выше, взаимодействие следователя с военными комиссариатами осуществляется в процессе проверки относимости, достоверности и полноты материалов об уклонении призывника от прохождения военной или альтернативной гражданской службы, представленных военными комиссариатами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В свою очередь, имеют место случаи непредставления правоохранительными органами сведенийо возбуждении уголовного дела в отношении недобросовестного призывникавоенному комиссариату, направившему сообщение о совершении претступления. Данная информацияпередается, чаще всего, по запросам военного комиссариата, что свидетельствует онарушении требований уголовно ‬процессуального законодательства.Взаимодействие следователя с органами дознания прирасследовании преступлений регламентируется п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ в соответствии с которымследователь уполномочен давать органу дознания … обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативнорозыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении[6].В статье 210 УПКРФ предусмотрено взаимодействие следователя и органов дознания при розыске обвиняемого. В тех случаях, когда местонахождение обвиняемого неизвестно,следовательпоручаетего розыскорганамдознания,очем указываетвпостановленииоприостановлениипредварительного следствия или выносит отдельное постановление (ч. 1 ст. 210УПК РФ).Опрос следователейпоказал,что уровень взаимодействияс органами внутренних дел при расследованииуклонения от прохождения военной или альтернативной гражданской службы достаточно низок (помощь оперативных работников используется только при задержании «уклониста») и встречается лишь в 33 % изученныхнамиуголовных дел. Типичные случаи назначения судебныхэкспертиз при расследовании общественно опасного деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 328 УК РФ, продиктованы спецификой данного состава преступления, а именно типичными способами его совершения: неявка по повестке в военкомат для отправкипо месту военной службы или по месту прохождения альтернативной гражданской службы; симуляция болезни или членовредительство;ведение в заблуждение относительно вероисповедания, убеждений или национальности, дающих основание для прохождения альтернативнойгражданской службы;дача взятки;подделка документов.При расследовании рассматриваемых преступлений для установления отдельных обстоятельств по уголовному делу, возбужденному по ст. 328 УК РФ, довольно частовозникает необходимость в назначении судебно ‬медицинских, психолого‬психиатрических, религиоведческих и этнологических экспертиз.К сожалению, по данному виду уголовных делпрактически не применяются религиоведческие и этнологические знания, которые необходимы для установления факта уклонения от призыва путем введения в заблуждения относительно религиозных убеждений призывника или принадлежности ккоренныммалочисленнымнародам.Взаимодействие следователя с медицинскими учреждениями при расследовании уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы в 31 % случаев происходит при истребовании документов, материалов и сведений о состоянии здоровьяпризывника.

Контакты с представителями религиозных организаций и сотрудниками военных комиссариатовкак свидетелями на допросеосуществляют 13 % следователей.Таким образом, заканчивая рассмотрение вопроса, касающегося взаимодействия следователя с сотрудниками военкоматов, учреждений здравоохранения, религиозных организаций и органов дознания, считаем нужным указать на необходимость повышения уровня его эффективности. Этого можно достичь путем более жесткого контроля за исполнением обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, которые касаются отношений по взаимодействию следователя сразличными органами, учреждениями и организациями в рамкахпредварительного расследования.3.Проблема ограниченности круга следственных действий, производимых в ходе расследованияи их тактического сопровождения.Следственный осмотр имеет разновидности, при этом основная его классификация обусловлена особенностями объекта, подлежащего восприятию. Учитывая характеристики объектов, нуждающихся в непосредственном исследовании следователя при расследовании уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, считаем нужным подчеркнуть, что в данном случае, как правило, имеет место осмотр документов и предметов. Данное следственное действие фигурировало в 11 % изученных нами уголовных дел.Объектами данного вида осмотра при расследовании рассматриваемого преступления всегда являются материалы, направленные из военного комиссариата. Наряду с этим изредка имеет место осмотр документов, полученных из иных источников. Вот некоторые из них.В случае совершения преступления путем симуляции болезни необходимопроизводить осмотр медицинских документов подозреваемого (обвиняемого): А. медицинских документов «уклониста», выданных до призыва в Вооруженные СилыРФ (медицинские карты пациента различных медицинских учреждений, отдельные справки и заключения о состоянии здоровья, проведенных исследованиях и т.д.); Б. медицинских документов, направленных из военного комиссариата (карта призывника, карта медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, справка о состоянии на учете в психоневрологическом, наркологическом, противотуберкулезном, кожно ‬венерологическом кабинете); В. медицинских документов, полученных призывником после прохождения военно ‬врачебной комиссии (результаты медицинских исследований о состоянии здоровья призывника).

Если преступление совершено путем введения в заблуждение относительно вероисповедания, убеждений или национальности, дающих основание для прохождения альтернативной гражданской службы, то объектами осмотра могут стать:А. документы, подтверждающие членство подозреваемого (обвиняемого) в религиозной организации или ином обществе и объединении (удостоверение или справка о членстве, видеозапись и фотографии мероприятия по вступлению в общество и т. д.);Б. документы, подтверждающие национальность «уклониста», ведение им традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами (свидетельство о рождении призывника с указанием национальности матери и отца, справкао месте проживания «уклониста», трудовая книжка и т.д.).

При совершениипреступления путем дачи взяткиобъектами следственного осмотра может стать:А.видео , аудио фиксация процесса передачи взятки; Б. материальный носитель информации о вымогательстве взятки или предложении ее дать (к примеру, лист бумаги с указанием суммы взятки).

При подделке документов осмотру должны подвергнуться:А. поддельные документы (трудовые книжки, свидетельства о браке, удостоверения и т.д.);Б. подлинные документы, содержащие информацию о том же факте, что и поддельные, ноимеющие противоположный смысл.

В случае уклонения путем неявки по повестке в военный комиссариат или по месту прохождения альтернативной гражданской службы объектами осмотра могут стать:А. документы, подтверждающие факт отъезда призывника куда ‬либо в то время когда он должен был прибыть на призывной пункт для отправки по месту службы (проездной билет железнодорожного или автотранспорта и т.д.);Б. документы, подтверждающие факт присутствия призывника по месту жительства, в то время как он заявляет о невозможности прибытия на призывной пункт для отправки по месту службы в связис отсутствием (подпись на бланке получения телеграммы и т.д.).

Объектами осмотра предметов, в рамках досудебного следствия по ст. 328 УК РФ, являются предметы, предоставленные подследственным или его адвокатом в подтверждение доводовстороны защиты (предметы культа, поддельные печати, денежные средства (если преступление совершено путем дачи взятки), иные предметы, подлежащие изъятию в ходе различных следственных действий. При осмотре указанных предметов действуют общепринятые криминалистические рекомендации, касающиеся производства данного следственного действия. При проверке версий о симуляции болезни, подделки документов, введении в заблуждение относительно права на прохождение альтернативной гражданской службы в качестве участника осмотра предметов и документов следует приглашать специалиста. При фиксации результатов осмотра следовательбудет использовать специальную терминологию, в ходе осмотра специалист укажет на специфику исследуемых объектов.Основным следственным действием, производимым следователем при расследовании уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службыявляется допрос. В 100% случаев допрашиваемыми являютсяподозреваемые и обвиняемые (призывники), свидетели (родственники и близкие призывника) и лица, осуществлявшие розыск уклонявшегося призывника (как правило, это сотрудники военного комиссариата). В ходе допроса в конфликтной ситуации, преследуя цель получения правдивых показаний, следователь может применять весь спектр тактических приемов по своему усмотрению. Однако, на наш взгляд, наиболее эффективными представляются такие тактические приемы как демонстрация возможностей следствия (уведомление «уклониста» относительно планов назначения судебно ‬медицинской экспертизы), предъявление доказательств (протоколов допроса эксперта, специалиста или свидетелей, разоблачающих ложь подозреваемого; заключения судебно ‬медицинской экспертизы, текстов нормативных актов, касающихся вопросов призыва на военную службу). Важно отметить, что на сегодняшний день фактически отсутствуют криминалистические рекомендации, касающиеся тактики допроса лица, заявляющего о своем праве на замену военной службы по призыву альтернативнойгражданской службой. В таком случае в качестве основных допрашиваемых лиц должны выступать не только «уклонисты», их родственники и близкие, но и единомышленники по вероисповеданию или убеждениям, специалисты в области религиоведения, политологии, истории, филологии, этнологии и т.д. Как правило, допрос в рамках расследования преступления, совершенного путемвведения в заблуждение относительно вероисповедания, убеждений или национальности, дающих основание для прохождения альтернативнойгражданскойслужбы происходит в условиях конфликтной ситуации.

При допросе «уклониста»данного типаособенное внимание следует уделять ответам на следующие вопросы:А. признает ли он факт введения в заблуждение относительно вероисповедания, убеждений или национальности, дающих основание для прохождения альтернативнойгражданскойслужбы;Б. дата принятия веры или примерный период времени формирования убеждений;В. кто или что побудило «уклониста» к принятию веры или формированию убеждений;Г. к какой национальности относятся родители лица, настаивающего на своей принадлежности к малочисленным коренным народам;Д. что привлекло в этом вероисповедании или идеологии;Е. как в образе жизни «уклониста» проявляется то, что он является верующим, убежденным в какой ‬либо идеологии, представителем определенной национальности;Ж. возможно ли привести несколько эпизодов из жизни допрашиваемого, которые характеризовали бы его как верующего или разделяющего определенные убеждения;З. возможно ли привести несколько эпизодов из жизни допрашиваемого, которые характеризовали бы его как представителя малочисленного коренного народа, ведущего традиционный образ жизни, осуществляющего традиционное хозяйствование, а также занимающегося традиционными промыслами;И. может ли «уклонист» пояснить структуру основного письменного источника своей веры или убеждения, ориентируется ли в нем, знает ли его содержание;К. может ли сформулировать основные идеи и принципы вероисповедания или убеждения;Л. может ли «уклонист» пояснить сущность и особенноститрадиционного образа жизни, традиционного хозяйствования, традиционных промыслов малочисленного коренного народа, к числу которого он якобы принадлежит;М. владеет ли допрашиваемый национальным языком и может ли в рамках расследования продемонстрировать свои способности;Н. почему служба в армии противоречит его вероисповеданию или убеждению;О.что именноввоеннойслужбепротиворечитвероисповеданию или убеждениям «уклониста».

Особенности производства обыска и выемки при расследовании уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы проявляются так жев зависимости от способа совершения преступления.При подозрении симуляции заболевания в целях уклонения от прохождения военной службыцелью производства обыска должно стать отыскание предметов и документов, подтверждающих или опровергающих версию следователя. Прежде всего, обыск должен быть произведен по месту жительства подозреваемого и лиц близких ему (место жительства родителей и т.д.). Если симуляция болезни производилась с помощью медицинских работников, то обыск и выемку следует проводить по месту ихжительстваи работы.Обыск должен быть направлен на отыскание орудия преступления (если имеют место подозрения о членовредительстве), лекарственных средств, которые должен принимать «уклонист» при наличии заболевания, которое приписывает себе, медицинских документов и т. д. Особое внимание следует уделить так называемым негативным обстоятельствам. В соответствии с собственной тактической линией следовательспособен варьировать время проведения указанных следственных действий и судебно ‬медицинской экспертизы подозреваемого. В зависимости от следственной ситуации следователю рекомендуетсяиспользовать стандартный набор тактических приемовподробно описанныйв специальной криминалистической литературе(«эмоциональный эксперимент», побуждение к действию, убеждение, демонстрация тактических возможностей следствия и т. д.). При подозрении о введении в заблуждение относительно вероисповедания, убеждений или национальности, дающих основание для прохождения альтернативнойгражданскойслужбыустановлению истины по уголовному делу может способствовать проведение личного обыска «уклониста», обыска и (или) выемки по месту жительства подозреваемого, его родственников и близких лиц. Эффективно производство обыскаи (или) выемки в организациях о причастности к которым заявляет «уклонист». Обыск должен быть направлен на отыскание предметов культа, литературы, аудио , видео , цифровых носителей, свидетельствующих об убеждениях или вероисповедании призывника;предметов традиционного хозяйствования или традиционных промысловкоренных малочисленных народов;документов, подтверждающих или опровергающихнациональность, место работы, убеждения, вероисповедание подозреваемого. В том случае, если «уклонист» настаивает на своем членстве в какой ‬либо организации и это может стать юридическим фактом, то обыск и выемка должны проводиться по месту нахождения данной организации. Особое внимание следует уделить пакету документов,свидетельствующих о целях и задачах деятельности данной организации. Отличительной особенностью тактики обыска и выемки, производимых при расследовании уклонения от прохождения военной службы, совершенное рассматриваемым способом является то, что обязательным участником данных следственных действий должен стать специалист (политолог, философ, филолог, психолог, историк, религиовед, этнограф). По результатам обыска и выемки в рассматриваемой ситуации могут назначаться психологопсихиатрическая, религиоведческая и искуствоведческаяэкспертизы.Если уклонение совершено путем дачи взятки, то обыск и выемку следует проводить, прежде всего,по месту работы и жительства предполагаемого взяткополучателя, а такжепо месту жительства предполагаемого «уклониста».Обыск должен быть направлен на отыскание предмета взятки, документов, свидетельствующих о преступном деянии (подтверждающих законность обязанности призывника по защите Отечества) и т. д. Обыск и выемкав данном случае, вероятнее всего, будут проходить в условияхконфликтной ситуации. Чаще всегосоучастниками рассматриваемого преступления являются должностные лица (сотрудники военных комиссариатов, медицинские работники и т.д.), которые систематически вымогают взятки запомощь в уклоненииотпрохождениявоенной и альтернативной гражданской службы. Здесь следователю при подготовке к проведению обыска и выемки необходимо учитывать типичные личностныекачества подобных лиц (цинизм, стойкость в отрицании вины, обусловленные моральной готовностью к разоблачению). Поэтому при выборетактическихприемовпроведения данных следственных действий, следует обратить особенное внимание на потенциал использования демонстрации технических возможностей следствия и наблюдения за поведением подозреваемых.

При подозрении в совершении рассматриваемого преступления путем подделки документов, местами производства обыска и выемки должны стать место жительства «уклониста» и возможных соучастников преступления, а также место работы указанных лиц. Определение качества, уровня подделки и установление средства, при помощи которого она совершена, тип документа, подвергшегося изменению, позволят следователю определиться с предполагаемыми объектами, подлежащими отысканию и (или) изъятию. В случае высокого уровня подделки документов с использованиемспециальных средств строятся версии относительно профессиональных навыков лица, совершившего указанное деяние. Это может быть сам «уклонист» (если данные о его личности свидетельствуют о соответствующем жизненном опыте) или иное, лицо (близкие, родственники, знакомые, обладающие какими ‬либо профессиональными знаниями, имеющие криминальное прошлое и т.д.) В соответствии с данными выводами, следователь способен планировать проведение обыска у названных лиц. Главной целью производстварассматриваемых следственных действий является отыскание и (или) изъятие предметов, способных по своим свойствам стать средством подделки. Результаты проведения технико ‬криминалистической экспертизы документов должны содержать указание на данные свойства (например, габаритыи внешний вид).Тем не менее, обыск и выемка могут и должны быть направлены на получение доказательственной информации различного рода (помимо орудия преступления это могут быть предметы и документы, подтверждающиеналичие умысла «уклониста» на совершение преступления, негативные обстоятельства). Если уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы совершено путем неявки по повестке в военкомат или по месту прохождения альтернативной гражданской службы, то проведение рассматриваемых следственных действийдолжно бытьнаправлено на выяснение местонахождения разыскиваемого лица, а в последствии на подтверждение или опровержение его виновности в совершении преступления.Местонахождение «уклониста» можно установить посредством производства обыска по месту его жительства, регистрации, месту работы. Также обыску подлежат жилые и нежилые помещения, находящиеся в ведении его родственников и близких лиц. Информацию о предполагаемом местонахождении подозреваемого можно получить посредством производства допросов сведущих лиц, осмотров предметов и документов. Выемка может производиться в риэлтерских фирмах, воспользовавшись услугами которых подозреваемый сменил место жительства,операторов связи, оказывающихсоответствующие услуги«уклонисту» и его близкому окружению и т.д.Опять же, в данном случаеможно обнаружить предметы и документы, указывающие не только на место укрытия «уклониста» (письма, расшифровочная ведомость по междугородним переговорам и т.д.), но и на виновность его в совершении преступления. Отыскание «уклониста» всегда протекает в условиях конфликтной следственной ситуации. Он объявляется в розыск. В соответствии с этим, в числе участников обыска и выемки всегда должны быть оперативные работники. Укрываясь от сотрудниковвоенных комиссариатов и правоохранительных органов отдельные лица, совершающие преступление, предусмотренное ст. 328 УК РФ, проявляют изобретательность (прячутся в погребах, подвалах, колодцахи т.д.). Обобщая вышесказанное, необходимо отметить,что вданном исследовании выделены и рассмотренылишь некоторые, наиболее существенные уголовнопроцессуальные и криминалистические проблемы расследования уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Их спектр гораздо шире инуждается в дальнейшем комплексном исследовании. Ведь не смотря на то, что этотвид общественно опасного деяния законодателем относится к категории преступлений небольшой тяжести,проведение некачественногои неэффективногорасследованияуголовных дел, возбужденных по ст. 328 УК РФ,и, как, следствие принятие следователем ошибочных решенийпо уголовному делуимеет существенное как частное, так и общесоциальное значение.

Ссылки на источники1. Амирова Р.Р. Уголовноправовая и криминологическая характеристика уклонения от прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы (по материалам Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.2.Горев О.Г. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы и его уголовноправовая характеристика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.3.Плохова В.И. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы: монография. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2013.4.Рамазанов Г.Р. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (по материалам Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005.5.Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 25 ноября 2013 г.) // Собр. законодательства РоссийскойФедерации. 1998. №13, ст. 1475.6.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. ЗаконодательстваРоссийскойФедерации. 2001. № 52 (ч.1), ст. 4921.

Ionova Yekaterina,Candidate of LawSciences, associate professor at the chair of providing forensic investigation of crimes Saratov State Academy of Law, Saratov.Investigation of evading military and alternative civilian service: Theory and PracticeAbstract. Paper is devoted to the most significant criminal procedure and forensic investigation issues of evading military and alternative civilian service.Keywords:investigation, evading military service and alternative civilian service, theory and practice.