Активизация самостоятельной работы студента технического вуза с использованием учебника физики на лекционном занятии

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дубик М. А. Активизация самостоятельной работы студента технического вуза с использованием учебника физики на лекционном занятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 636–640. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54391.htm.
Аннотация. В статье рассматривается формирование у студента технического вуза деятельности конструирования личностно ориентированного модуля учебника как способа активизации самостоятельной работы студента с учебником на лекционном занятии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дубик Мария Артемьевна,кандидат педагогических наук, доценткафедры физики, методов контроля и диагностики?ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»,г. ТюменьMariyaDubik@yandex.ru

Активизация самостоятельной работыстудентатехнического вузас использованием учебникафизикина лекционном занятии

Аннотация.В статье рассматриваетсяформирование у студента технического вуза деятельности конструирования личностно ориентированного модуля учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебник физики как способаактивизациисамостоятельной работы студента с учебником на лекционном занятии.Ключевые слова:самостоятельная работа, учебник, личностно ориентированный преемственный учебник физики.

Снижение компетентности профессионалов в любой области знаний и практики обусловлено тем, что вузовский преподаватель в большинстве случаев ориентируется на усреднённую модель выпускника вуза, чтобы хоть както выполнить основную образовательную программу курса.В период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира развитие экономики России невозможно без мощного инженерного корпуса. Будущее страны связано с инженерной деятельностью, а значит, с инженерным образованием.В связи с этим возникает необходимость повышения качества инженерного образования до международных стандартов: формирование инженера с новыми профессиональными компетенциями, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.В условиях, когда 98 % выпускников средней общеобразовательной школы становятся студентами вузов, формирование самостоятельной познавательной деятельности студентов вузов, в том числе технических,и её активизация всеми доступными средствами и способами является одной из актуальных задач современного образования [1].Без фундаментальной (естественнонаучной) составляющей инженерного образования реальный сектор экономики страны получит функционально неграмотного выпускника технического вуза. Нами проведены исследования готовностистудентовпервокурсников к обучению физике в техническом вузе. Результаты исследования: для 65 % опрошенных студентов недостаточно доходчивы читаемые лекции и понимаемы вузовские учебники(учебные пособия)физики, рекомендованные Министерством образованияи науки РФ[2]. Анализ результатов исследования подвёл нас к выводу: с учётом реального уровня довузовской подготовки студентовпервокурсников вузовскому преподавателю физики необходимо создатьтакие условия обучения студентов, которые далибы преподавателювозможность компенсировать то малое количество отводимого в техническом вузе учебного времени на изучение курса физики.Лекция является основной формой организации обучения в вузе.С середины XIXв. назначение лекции педагогами видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой.На современном этапе развития вузовского образования:

существуют противники лекционного изложения учебного материала, аргументируя свою точку зрения тем, что лекция тормозит самостоятельную познавательную деятельность студента;

сторонники ‬лекция, являясь источником научной информации, закладывает основы научных знаний. Она, не повторяя учебника, заставляет студента обращаться к учебнику.Каждое время несёт с собой новые технологии (постиндустриальная эпоха ‬информационнокоммуникативные технологии и Интернет) и с ними нужно учиться работать наряду с тем, что уже есть. Не отрицая старого (учебной книги), нужно дополнять его тем (информационнокоммуникативными технологиями и Интернет), что приносит новый век.Сегодня, когда темпы обновления научной информации возросли, для студента учебникостаётся одним из основных средств, обеспечивающих готовность его к самоорганизации самостоятельной работы с текстовой информацией на любом носителе информации. В этих условиях особую актуальность приобретает обучение самостоятельной работе студентов с учебником.Мы придерживаемся точки зрения сторонников лекционного изложения учебного материала.В условиях массовой высшей школы, информационной перегрузки, внедрения в вузы электроннобиблиотечных систем и onlineобучения сцелью обоснования актуальности самостоятельной работы студентов с книжным учебником на лекционном занятии обратились к результатам исследования, выполненногов 60 гг. XXв. А. Ф. Соловьевой[3].Ознакомились сопытом вузовских преподавателей организации самостоятельной работы студентов с учебником, что позволило выявитьсостояниепроблемы самостоятельная работастудентовпервокурсников с учебником на лекционном занятии. Аименно:

выполнили хронометраж. Результаты хронометража показали, что на лекции учебник не используется в организации самостоятельной мыслительной деятельности студентов для решения познавательных задач (на 51 учебном занятии самостоятельная работа с учебником составила 0 % учебного времени);

диагностирование умения студентов самостоятельно работать с учебником физики. Результаты диагностирования показали, что из 114 студентов не справились с заданием 78 студентов, частично справились ‬31, справились ‬5;

анализ основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению образования и профилю обучения в техническом вузе. Результаты проведённого анализа показали, что в техническом вузе физика не является профилирующей дисциплиной.Анализ результатов исследования подвёл нас к выводу: в техническом вузе проблема организации и активизации самостоятельной работы с учебником физики на аудиторном (лекционном) занятии не получила развития.Конечно, возможен переход студентовпервокурсников без адаптационного периода к вузовской форме обучения при условии: ещё в школе у них сформированы информационнокоммуникативные (читательские) компетенции. Нами проведён опрос вузовских преподавателей с целью выявления уровня готовности студентовпервокурсников к самостоятельному обучениюв техническом вузе. Результаты опроса: недостатками самостоятельной познавательной деятельности студентовпервокурсников вузовские преподаватели считают:1) неумение работать с учебной литературой ‬53 %;2) пассивное восприятие лекций на низком уровне ихусвоения ‬39 %;3) отсутствие навыков работы с компьютером ‬21 %.Анализ результатов опроса подвёл нас к выводу: при условии, когдау студентапервокурсника не сформированы информационнокоммуникативные (читательские) компетенции, преподавателю на лекционном занятии необходимо формировать у него самостоятельную познавательную деятельность с учебником, деятельность конспектирования лекции, умение работать с компьютером.С целью учёта в содержании лекции уровня готовности отдельно взятого студента намииспользуется методикадидахографии (1 + 4): на лекционном занятии работа преподавателя (система 1) дополняется деятельностью студентов с учебным пособием (система 4) и под непосредственным наблюдением преподавателя.В. П. Беспалько подчёркивает, что применение дидахографии на лекции воспринимается некоторыми вузовскими преподавателями как «школярство», тогда как именно этот путь наиболее эффективный для активизации слушателей. Учёныйотмечает, что, применяя дидахографию, надо знать ее принципиальные возможности. Исследование принципиальных возможностей дидахографии как системы управления познавательной деятельностью студентов пока составляет недостаточно исследованную проблему[4].Намивыявлены возможности дидахографии какформы организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с учебником и системы управления преподавателем их самостоятельной познавательной деятельностью на лекционном занятии.План лекционного занятия по методике дидахографии строим с опорой на текст учебника:1) на фоновые знания учебного текста на этапе мотивации;2) текстовую компоненту учебного текста ‬изучения нового знания;3) внетекстовую компоненту учебного текста ‬закрепления нового знания и его рефлексии.На лекционном занятии организация самостоятельной работы студентов осуществляется в четыре этапа:Этап 1. Период организации самостоятельной работы студента непосредственно преподавателем, требующий от преподавателя непосредственного участия в деятельности студентов.Этап 2. Период организации самостоятельной работы студента непосредственно преподавателем, требующий от преподавателя опосредованного участия в деятельности студентов.Этап 3. Период организации самостоятельной работы студента опосредованно преподавателем, требующий от преподавателя опосредованного участия в деятельности студентов.Этап 4. Период самоорганизации, когда не требуется участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.На этапах 1 ‬3 самостоятельная работа студента протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные или опосредованные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной познавательной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через контроль и коррекцию ошибочных действий. На этапе 4 студент сам организует познавательную деятельность и сам осуществляет познание.Начиная с первоголекционного занятия,преподавательлектор непосредственно организует самостоятельную работу студента с учебником и управляет ею:

сцелью усвоения учебного текста студент работает с заголовком учебного текста главы учебника. Находит главное в учебном тексте. Ищет доказательства и иллюстрации главного;

поиска доказательства и иллюстрации главного ‬с заголовком параграфов учебника. Выявляет то, что он уже знает и умеет и то, что он ещё не знает и не умеет.Вместе с преподавателемлекторомстудентыслушателиформулируют тему лекционного занятия и составляют его план.План лекции является важнейшимусловиемпреодоления трудности линейного восприятия вербального текста. Строго следование ему позволяет студентуслушателю представить лекцию в целом и, находясь в каждый момент речи в определённой её точке, соотносить данный отрезок с целым рассуждением.С целью усвоения вербального учебного текста (содержания лекции) студентслушательдолжен уметь выполнить деятельность конспектирования лекции.Мы задаём всю систему ориентировочных действий в виде специальных инструкционных карточек, на которых записаны все инструкции о действиях в той системеи последовательности, которую надо осуществлять при составлении конспекта лекции.План деятельности конспектирования лекции по физике (инструкционная карточка):1)

выделить главное в тексте в целом. (Главное в вербальном тексте в целом совпадает с названиемтемы лекции);2)

выделить главное в смысловой части текста. (Главное в смысловой части вербального текста совпадает с названием пункта плана лекции);3)

выполнить сортировку учебного материала по его значимости: а) выявить основное в тексте (определить род знания главного в смысловой части текста); б) его доказательство или аргументирование (описать содержание основных структурных элементов знаний по обобщённому плану изучения научного факта, понятия, закона и теории[5]); в) иллюстрации к нему (записать примеры);4)

выполнить самопроверку (сопоставить конспект лекции (результат) с соответствующим текстом (эталоном) одного из альтернативных учебников): а) определить полноту выполнения конспекта лекции; б) определить элементы проверки (то, что нужно проверить) и порядок проверки выявленных элементов;5)

выполнитькоррекцию ошибочных действий (Взависимости от обнаруженных ошибок на этапе контрольные действия студент выполняет возврат на этапы ориентировочные и исполнительские действия, выполняет вновь исполнительскиеи контрольные действия).С целью «получить» студентапервокурсника, усвоившего деятельность конспектирования лекции, на лекционном занятии формируем у студента ориентировочные и исполнительские действия деятельности конспектирования лекции (пункты 1 ‬3 инструкционной карточки). На после лекционном занятии студент осваивает контрольные и корректировочные действия (пункт 4 ‬5 инструкционной карточки).В современной методике существует несколько типов конспектирования. При выборе системы конспектирования необходимо учитывать психологические особенности студентов [6].В период организации самостоятельной работы студента непосредственно преподавателемпод его непосредственным участиемв деятельности студента последний усваивает учебную информацию «вместе» с преподавателем. В процессе конспектирования лекции выполняет аудиторную самостоятельную работу по переводу им нового знания из устной речи лекторапреподавателя в свою письменную речь, овладение которой ему столь же необходимо, как и устной.Продуктом самостоятельной работыстудента на лекционном занятии по физике являетсяконспект лекции ‬конспект лекционного модуля учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебникфизики.Личностно ориентированный преемственный учебник ‬это учебникконструкция, который состоит из отдельных учебников, а учебники ‬из отдельных модулей, «сшитых» в тематический блок. Тематический блок ‬структурная единица личностно ориентированногопреемственного учебника (рис.).











Г ГБ ГП ГЛО

ДБ ДП ДЛОPк(i) PкБ(i) PкП(i) PкВ1(i) PкВ2(i)







ИБ ИП ИЛО

Модуль БЗ Модуль ОЗ Модуль Л Модуль ЛО Базовыйучебник

Преемственный учебник

Личностно ориентированный преемственный учебник

Рис. Структурнофункциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника физики:‬главное; доказательство (аргументирование) главного; иллюстрации главного

В иллюстрации модели:

величина Pк(i) соответствует уровню знаний, полученных студентом до начала его работы с учебником;

величина PКБ(i) соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с модулем базовые знания (БЗ) базового учебника;

величина Pкп(i) соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с модулем основные знания (ОЗ) базового учебника;

величина PКВ1(i) соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с лекционным модулем (Л) преемственного учебника;

величина PКВ2(i) соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с личностно ориентированным модулем (ЛО) личностно ориентированного преемственного учебника.Параметр (i) соответствует номеру блока темы и последовательно принимает значения 1, 2, … n. Индекс (Б) обозначает базовый, (П) ‬повышенный, (В 1) и (В 2) ‬соответственно высокий и более высокий уровень знаний студента.С помощью такой модели можно осваивать содержание учебной, в перспективеестественнонаучной и профессиональной информации. А именно, выявить в учебном тексте:

главное в тексте (Г). В иллюстрации модели видно, что главное в тексте расширяется и углубляется при переходе от одного учебника (модуля учебника) к другому;

доказательство (аргументирование) главного в тексте (Д). В иллюстрации модели видно, авторы базового (ДБ), преемственного (ДП), личностно ориентированного (ДЛО) учебника приводят своё доказательство (аргументирование) главного в тексте, то есть формулируют свою точку зрения;

иллюстрации доказательства главного в тексте (И). В иллюстрации модели видно, авторы базового (ИБ), преемственного (ИП), личностно ориентированного (ИЛО) учебника приводят свои примеры, иллюстрирующие доказательство главного в тексте.Стрелочки в иллюстрации модели служат инструкцией к выполнению деятельности конструирования личностно ориентированного преемственного учебника в определённом направлении.Деятельность конструирования личностно ориентированного учебника учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебник состоит из совокупности познавательных действий и операций. Действие включает определённую совокупность операций, выполняемых в определённом порядке и в соответствии с определённым правилом [7].Таким образом, в процессе самостоятельной познавательной деятельности студента с лекционным модулем личностно ориентированного преемственного учебника физикисоздаём условия для сознательного и прочного усвоения науки физика, а в перспективе ‬освоения учебной, естественнонаучной и профессионально ориентированной технической литературы на любом носителе информации, а значит, и повышения качества инженерного образования до международных стандартов.

Ссылки на источники1.

Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Письмо Минобразования РФ от 27.11. 2002 № 1455996 ин\15 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.arhcity.ru/data/264/Pismo2.doc(дата обращения 24.12.2013).2.

Трофимова Т. И. Курс общей физики: уч. пособ. для вузов. ‬М.: Академия, 2007. ‬560 с.3.

Соловьева А. Ф. Самостоятельная работа учащихся с учебником на уроке // Сов. педагогика. 1960. № 2. ‬С. 102 ‬112.4.

Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия).‬М.: МПСИ, 2008. ‬352 с.5.

Усова А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. ‬Челябинск ‬Магнитогорск: ЧГПУ, 2000. ‬239 с.6.

Егоров О.Г. Лекционносеминарская система занятий в профильной школе // Педагогика. 2007. № 4. С. 29 ‬34.7.

Дубик М. А. Личностно ориентированный преемственный учебник (учебник физики нового поколения для студентов технического вуза). ‬Тюмень: ТГНГУ, 2012. ‬116 с.

DubikMaria,CandidateofPedagogicalSciences, associateprofessoratthechairofphysics,monitoringmethodsanddiagnosticsTyumen State Oil and Gas University, Tyumen.Revitalization of the independent work of the student technical university with the using textbook on physics on lectureAbstract.The article discusses designing the personality oriented and successive textbook on physics as a way to revitalization the independent work of the student with textbook on lecture.Keywords: the independent work, thetextbook, the personality oriented and successive textbook on physics.