Некоторые проблемы информатизации общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мельникова Е. Н. Некоторые проблемы информатизации общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 751–755. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54414.htm.
Аннотация. Статья посвящена некоторым проблемам информатизации общества. Автор раскрывает задачи, стоящие при использовании в современном обществе информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание обращается на негативные стороны бурного развития информационных технологий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мельникова Елена Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин,НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. Невинномысск_melena77_@mail.ru

Некоторые проблемы информатизации общества

Аннотация.Статья посвящена некоторым проблемам информатизации общества. Автор раскрывает задачи, стоящие при использовании в современном обществе информационнокоммуникационных технологий. Особое внимание обращается на негативныестороны бурного развития информационных технологий.Ключевые слова:информатизацияобщества, информационнокоммуникационные технологии, образование.

Состояние общества на современном этапе своего развития характеризуется качественными изменениями в научной, технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Это связанно с распространением и широким применением информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Такую экспансию ИКТ в разные сферы человеческого бытия называют информационной революцией, а точнее информатизацией.В настоящий момент сложно переоценить значение передовых информационных технологий для современного человека. Информационные технологии в целом и интернет в частности нынче повсюду. Едва ли найдется сфера деятельности человека, которую еще не охватывает всемирная паутина. Почему же это происходит? Информационные технологии дают много преимуществ для современного человека, жителя большого города, мегаполиса. Человек, активно пользующийся,например,сетью интернет без труда сможет сделать быстрее любые повседневные дела: изучить прогноз погоды, узнать последние новости в стране и за рубежом, оплатить мобильный телефон, заказать пиццу и т.д. Это просто, быстро, дешево и надежно. Но все ли так безоблачно в сфере информационных технологий как представляется нам? Давайте попробуем немного разобраться в том, какие негативные аспекты развития личности и общества проявляются в связи с информатизацией жизни современного человека.Попробуем представить себе,например,средневековую Европу. Исследователитого времени, для того чтобы ознакомиться с какимнибудь трактатом вынуждены за год сделать заявку специальнообученному переписчику для копирования этой книги на специальныхлистах. Можно себе представить,как дорога была такая книга обладателю, как дорого было ему то, что написано в ней. Но как обстоят дела в настоящий момент? В большом городе вы можете купить практически любую книгу за несколько часов, объехав парутройку крупных магазинов в центре мегаполиса. А с использованием современных информационных технологий, сети интернет вы можете иметь доступ к источникуза какието 3040 секунд, введя в строке поисковой системы незамысловатый запрос.Очевидно, что человек в таком случае будет гораздо меньше ценить информацию. Другой заключается в том, что в настоящий момент, когда человек нажимает кнопку пульта своего жк

телевизора или открывает интернетбраузер, на него сразу же обрушивается огромная информационная лавина. Вперемежку с необходимой целевой информацией человек получает много ненужной, «паразитной» информации. Яркие рекламные баннеры увлекают чувства и он невольно начинает интересоваться объявлениями, предлагающими увеличение мужской потенции или невероятный заработок, ему приходится переходить с сайта на сайт. Так он бродит по сети в поисках чегото интересного, переходя с одного сайта на другой, попросту говоря, «убивая свое время». В сети сейчас появились даже специальные сервисы

«таймкиллеры», занимающие чувства людей, такие как,например,социальные сети, в которых люди проводят огромное количество времени. Один из лучших примеров разработка от Яндекса «Интересы в прямом эфире» («Перед вами прямая трансляция запросов к поиску Яндекса. Вы можете видеть, что интересует людей из разных стран прямо сейчас»). Абсолютно бесполезный, но очень увлекательный сервис. Таким образом, увлекаясь различными «интересными» сайтами в сети, пользователь получает впечатление, что необходимо все изучать быстро и бегло, «нет времени» на погружение в один тип информации, в один сайт. Впрочем, нет и пространства, куда можно погрузиться, поразмышлять, как над «Преступлением и наказанием» или «Войной и миром», все как бы «плоское», в одном измерении.Как продолжение и следствие второго рассмотренного выше недостатка «информатизации» можно выделить потерю в сознании смысловой связки таких фундаментальных понятий как информация и знание. В наше время люди очень много «знают», но счастливее от этого не становятся. Почему? Почему люди обладают огромным количеством информации, но не «знают», как же ее применить в жизни на практике? Типичный пример. Человек, допустим, очень хорошо осведомлен, что курить вредно, что это портит здоровье, тратит его драгоценное время, вызывает постоянные неудобства и т.д. Но он не в силах оставить эту привычку, т.е. он не в силах реализовать полученную информацию в виде знания. Нет связи информации с его настоящей жизнью. Происходит как бы виртуализация процесса познания: происходит наращивание степени осведомленности о чемлибо с потерей применимости этих знаний. Но какже получить эту связь? Как заставить свое сознание работать не в холостую? Один из методов очень прост необходимо начать постоянно задавать себе вопрос «зачем».«Зачем я делаю то или это?» В конечном счете,необходимо попытаться понять, куда направляется наша жизнь в целом. Если человек постоянно пытается найти ответ на вопрос «зачем», тогда жизнь человека действительно становится успешной. Если ты знаешь, куда плывешь, плыть гораздо проще и интересней, но самое главное ты достигаешь цели. Это можно сравнить с поездкой на автобусе с пересадками в большом городе. Если ты увлекаешься обилием ярких красивых автобусов,и каждый раз садишься в тот, который привлекательнее на первый взгляд, то вряд ли тебе удастся достичь пункта назначения. Однако если человек поставил какуюлибо цель и старается по возможности не обращать внимания на побочные явления, он быстро достигает своей цели. Так и в сети интернет современному пользователю необходимо четко осознавать цель,к которой он стремится, тогда путешествие будет результативным.И так человек, непрерывно задающий себе вопрос «зачем», в целом в своей жизни встает на путь самосознания, самореализации, начинает движение к личностному успеху. Он будет бережно относиться к информации, используя ее правильным образом и получая знание. Ведь процесс познания заключается не в том, чтобы накопить как можно больше информации по той или иной теме, а в том, чтобы раскрыть внутренний духовный потенциал личности. Такая личность будет способна правильно использовать все последние достижения в сфере информационных технологий, избегая перечисленных недостатков.В нашей стране сегодня использование информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах жизни общества: государственном управлении, образовании, бизнесе, культуре и других сферах представляет только начальные формы. Этот факт влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:коммуникативные,критическое и системное мышление,умение работать в команде,способность к анализу,социальная ответственность и толерантность,саморазвитие и самообразование,творчество и креативность,умения в области ИКТ(рис.1).















Рис. 1

Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются огромные средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.Для России так же приоритетом в развитии образования является его глобальная информатизация –процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИКТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.Информатизация образования рассматривается как обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества. Цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формирования новой информационной культуры путем индивидуализации образования. За период существования персональной информатики разработаны новые образовательные технологии, выявилось особая роль сети Интернет в образовании.В последнее время произошли качественные изменения в использовании информации и информационной среды в процессе обучения. Формирование среды обучения –сложный процесс, на который влияют как социальноисторические факторы, так и атмосфера в школе и личность учителя. Процесс обучения происходит в конкретной информационной среде и связан с передачей определенных знаний, умений и схем поведения. Принципиальным этапом в моделировании и конструировании информационных сред стало использование компьютера. Перед педагогом стоит основная задача: использовать компьютер как технологическое средство в организации учебной и воспитательной работы. Применение ПК дает возможность преподавателям поставить педагогический процесс на качественно новый уровень, т. к. процесс обучения носит более деятельностный и операционный характер, а методы обучения активными. Использование информационнокоммуникационных технологий придает обучению технологичность, при этом снижаются объем рутинной работы учителя и увеличивается эффективность его труда[1]. При методически грамотном подходе к применению информационных технологий в учебном процессе школы учащиеся приобретут умение квалифицированно находить информацию, анализировать полученные знания и оформлять информацию с применением компьютерных приложений. Сегодня практически каждый педагог понимает важность внедрения ИКТ в педагогический процесс, видит все преимущества их использования[2].Применение ИКТ позволяют решить такие проблемы, как усилить мотивацию обучения, повысить скорость усвоения знаний, качество обучения, активность учащихся, обеспечить контроль за преподаванием и усвоением, установить тесную обратную связь(рис.2).











Рис. 2

Однако сразу возникает вопрос, как учитель, проработавший десять и более лет в школе, сразу будет применять ИКТ на уроке. Откуда у него возьмутся базовые навыки работе с ПК? Эффективность компьютерных технологий зависит от того, как мы ихиспользуем, что всё зависит от способов и форм применения этих технологий.Сегодня состояние образования нашей страны и направления развития общества требуют оперативного решения задачи опережающего развития системы образования на основе ИКТ. В стране должна быть создана единая образовательная информационная среда. Необходимо существенно изменить содержание, методы и формы организации образовательного процесса. Использование современных информационных и коммуникационных технологийв образовательномпроцессепозволяет повысить качество образования.Для решения рассмотренных проблем нужно совместное и регулярное взаимодействие представителей образования и науки, а также мощная поддержка этого процесса со стороны государства и органов местного самоуправления.Таким образом, мы разобрали некоторые негативные стороны бурного развития информационных технологий, такие как потеря ценности информации в сознании индивида, приличная доля «паразитной» информации и тенденция общества к потери связи понятий знание

информация, недостаточное развитие образовательных технологий. Конечно, фундаментально раскрыть суть этих явлений в небольшой работе не представляется возможным, но мы и не ставили таких целей. Важно хотя бы обратить внимание на существование данных проблем. А особенно необходимо задуматься над этими проблемами людям, активно занимающимся развитием информационных технологий. Крайне важнопонимать как преимущества, так и недостатки современных информационных технологий, максимально плодотворно используя информационные технологии в повседневной жизни на основе разумного осознанного существования личности.

Ссылки на источники1.Колин К.К. Информационные технологии катализатор процесса развития современного общества / К.К. Колин // Информационные технологии. 2003 № 1. С. 28.2.http://nsportal.ru/new/polls

Melnikova Elena Nikolaevnacandidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of mathematical and natural science disciplines NOU VPO «NevinnomysskyInstitute of Economics, management and law», Nevinnomyssk_melena77_@mail.ruSome problems of society InformatizationAbstract.The article is devoted to some problems of Informatizationof a society. The author reveals the challenges when used in a modern society of information and communication technologies. Particular attention is drawn to the negative side of rapid development of information technology.