Взаимосвязи композиционно - конструктивных параметров дагестанской народной одежды
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаджибекова
И.
А. Взаимосвязи композиционно - конструктивных параметров дагестанской народной одежды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
771–775. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54418.htm.
Аннотация. В данной статье выделены и сопоставлены результаты исследования дагестанской народной одежды и современной специальной одежды по частоте встречаемости в ней членений различного направления и различных цветов, по преимущественному использованию застежек различного вида. Также выявлены варианты варьирующих конструктивных элементов. Проведенное автором исследование показало, что широко понятое использование традиций народного костюма может послужить одним из творческих источников при разработке образцов специальной одежды, что позволяет выявить закономерности, объясняющие особенности развития современной одежды.
Ключевые слова:
цвет, конструкция, одежда, членение, цепочка взаимосвязей, конструктивный элемент, застежка, пройма
Текст статьи
Гаджибекова Ирада Аслановна,кандидат технических наук,доцент кафедры товароведения и экспертизы ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкалаnaina.92@mail.ru
Взаимосвязикомпозиционно конструктивных параметров дагестанской народной одежды
Аннотация В данной статьевыделеныи сопоставленырезультатыисследованиядагестанскойнародной одеждыи современной специальнойодежды по частоте встречаемости в ней членений различного направления и различных цветов,по преимущественному использованию застежек различного вида. Такжевыявленыварианты варьирующих конструктивных элементов. Проведенное авторомисследование показало, что широко понятое использование традиций народного костюма может послужить одним из творческих источников при разработке образцов специальной одежды, что самое главное, позволяет выявить закономерности, объясняющие особенности развития современной одежды.Ключевые слова: Одежда,цвет, членение, цепочка взаимосвязей,конструктивный элемент, конструкция, застежка, пройма.
Народная одежда для труда представляет огромный интерес для современных дизайнеров не только в качестве великолепного творческого источника, ни и как интереснейший материал для теоретического осмысления истоков и закономерностей художественного конструирования, а также путей его дальнейшего развития.
В отличие от широко распространенного и вполне объяснимого интереса исследователей к праздничной народной одежде с ее красочностью, насыщенностью декором и монументальностью, народная одежда для труда в большинстве случаев отличается внешней эффектностью, однако в ней четко прослеживается ряд черт, роднящих ее с принципами дизайна.
Такая одежда идеально отвечала необходимым конкретным требованиям, комплекс функцийбыл строго определен и оптимально реализован в рациональной, лаконичной форме.
На протяжении многих лет автор настоящей работы находила и исследовала в музеях народную одежду для различных видов труда. Были выполнены зарисовки, фотографии и развертки крояобразцов костюма народов Дагестана.
Быламногократно апробирована методика изучения народного костюма и использования его традиций в проектировании современной одежды, понимаемая как выявление закономерностей гармонизации, эволюционно трансформировавшихся из законов природы. Каждый образец подробно анализировался с позиций выявления примененных в нем уровней композиционно конструктивных элементов и средств. Затем определялась их частота встречаемости в народной одеждерегиона.На основании полученных данных была выдвинута гипотеза о наличии корреляционных связей между этими элементами, что составляет эмпирически сформировавшуюся основу гармонии, постоянно развиваемую в процессе исторического развития.В процессе проведения настоящей работы удалось выделить и сопоставить результатыисследованиядагестанскойнародной одеждыи современной специальнойодежды по частоте встречаемости в ней членений различного направления и различных цветов,по преимущественному использованию застежек различного вида. Такжевыявленыварианты варьирующих конструктивных элементов.Из данных таблицы 1.1. следует, что в современной спецодежде использование вертикальных и горизонтальных членений находится примерно на одном уровне, а в дагестанскойнародной одеждеочень явным является преобладание горизонтальных членений. Заметна общая тенденция постепенной замены горизонтальных линий на вертикальные. Наклонные членения используются мало и в равной степени.В современной спецодежде применяется гораздо меньшее количество цветов, чем в дагестанской народной одежде. Недооценка роли цвета на производстве приводит к повышению утомляемости, ухудшению настроения рабочих, а,следовательно, и снижению производительности труда. В дагестанскойнародной одеждепреобладает белый цвет, затем гамма теплых тонов во всем разнообразии оттенков. В современной спецодежде преобладают синий и черный, что не всегда отвечает необходимым требованиям эстетики, гигиены и безопасности труда (таблица 1.2).Виды застежек в современной спецодежде наоборот гораздо многочисленнее и разнообразнее, что иллюстрирует прогресс в области производства одежды для труда, а также появление большого количества рабочих специальностей (таблица 1.3).Проведенное исследование показало, что широко понятое использование традиций народного костюма может послужить одним из творческих источников при разработке образцов специальной одежды, что самое главное, позволяет выявить закономерности, объясняющие особенности развития современной одежды.Новая трактовка понятия преемственности и использования традиций народного костюма заключается в определенной методической последовательности ее анализа, выявлении и использовании закономерностей композиционно конструктивного построения образцов народного искусства.Путемобработки большого статистического материала были выявлены закономерно связанные цепочки конструктивнокомпозиционныхэлементов и средств, являющиеся теоретической основой гармонического построения современной одежды.Таблица 1
Частота встречаемости различных видов членений
ЧлененияЧастота встречаемости (%)В современной спецодеждеВ дагестанской
народнойодеждеВертикальные4526Горизонтальные4765Наклонные89Итого100100
Таблица 2Частота встречаемости цветов
ЦветЧастота встречаемости (%)В современной спецодеждеВ дагестанской
народнойодеждебелый440серый118черный115бежевый1
коричневый118желтый
4розовый
7оранжевый
1алый
3красный
16бирюзовый1
голубой11синий204хаки29
оливковый11
зеленый
3итого100100
Таблица 3Частота встречаемости застежки
ЗастежкаЧастота встречаемости (%)В современной спецодеждеВ дагестанской
народнойодежде123сквозная2523потайная53
на пряжках2
комбинированная9
ассиметричная с запахом179без застежки455итого100100
Основой целью этогоэтапа работы является определение, какие из цепочек взаимосвязей композиционно конструктивных параметров народной одежды являются наиболее характерными в каждом конкретном регионе. Это необходимо для их использования в проектировании современной одежды.Женская одежда народов Дагестана характеризуетсямногообразием материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Анализнательнойодежды, представленнойрубахами, платьямирубахамипоказал,что попокрою рубахи и платьярубахи можно подразделять два основных типа: туникобразныеи отрезные по талии[1].Поэтому целесообразным является проведение раздельного анализа этих типов конструкций. Результаты этого анализа представлены в таблице 3.4. для туникобразных рубах и в таблице 3.5. для рубах с отрезным лифом.Таблица 4Варианты конструктивных элементов туникообразных рубах
Конструктивный элементВарианты конструктивного элементаПлечиПрямые без шваСкошенные со
швом
РукаваПрямые с
ластовицамиС манжетами Расширяющиеся
книзуОкат рукаваСо сборкой Без сборки
ЛастовицаПрямоугольной формы
Наплечные накладкиПрямоугольнойформы
ПроймаПрямаяВыкройная
ЛифЦентральной
вставкойНакладной центральной вставкойУдлиненное переднее полотнищеБоковые клиньятрапециевидныепрямоугольные
Горловинаокруглаяформы треугольникаС воротником стойкойТаблица 5Варианты конструктивных элементоврубах отрезных по талии
Конструктивный элементВарианты конструктивного элемента12ПлечиПрямые целыеСкошенные со
швом
РукаваПрямые с манжетами
Зауженные с манжетамиРасширяющиеся
книзу со сборкой по окатуЮбка Прямое полот
нище и клиньяШирокое полотнище в складкуШирокое полотнище в сборкуПроймаПрямаяВыкройная
Лифс круглым вырезом у горла и вертикальным грудным
разрезом до пояса
В таблицах 1.4.и 1.5.представлены варианты конструктивных элементов без их взаимосвязей между собой. Проведённый анализ позволяет выявить следующие особенности взаимосвязей конструктивных элементов:1.Центральная наплечная накладка является конструктивной особенностью только туникообразных рубах с целыми плечами2.Наплечные накладки могут быть только в конструкции с прямой проймой3.Ластовицы могут бытьв конструкции с прямой проймой.4.Конструкция с выкройной проймой не встречается в сочетании с прямоугольными боковыми клиньями
Ссылки на источники1. Гаджиева Н.Н. Одежда народов Дагестана.Махачкала, Формат, 2002.
Hajibeyov Irada AslanovnaCandidate of technical Sciences, associate Professor of the chair of commodity research and examination of Dagestan state technical University, Mahachkalaemail: naina.92@mail.ruThe relationship of compositional and structural parameters of the Dagestani people's serviceAbstract.This article highlighted and compared the results of the study of the Dagestani people's service and modern special clothes frequency of occurrence in her articulation of different directions and different colors, according to predominant use of fasteners of different types. Also identified options ranging structural elements. Conducted by the author of the study showed that is widely understood the use of traditional folk costume can be a creative sources when designing imagesamples of special clothes, most importantly, to identify patterns, explaining the features of the development of modern service.Keywords: сlothing, color, partitioning, chain linkages, constructive element, design, clasp, armhole.
Взаимосвязикомпозиционно конструктивных параметров дагестанской народной одежды
Аннотация В данной статьевыделеныи сопоставленырезультатыисследованиядагестанскойнародной одеждыи современной специальнойодежды по частоте встречаемости в ней членений различного направления и различных цветов,по преимущественному использованию застежек различного вида. Такжевыявленыварианты варьирующих конструктивных элементов. Проведенное авторомисследование показало, что широко понятое использование традиций народного костюма может послужить одним из творческих источников при разработке образцов специальной одежды, что самое главное, позволяет выявить закономерности, объясняющие особенности развития современной одежды.Ключевые слова: Одежда,цвет, членение, цепочка взаимосвязей,конструктивный элемент, конструкция, застежка, пройма.
Народная одежда для труда представляет огромный интерес для современных дизайнеров не только в качестве великолепного творческого источника, ни и как интереснейший материал для теоретического осмысления истоков и закономерностей художественного конструирования, а также путей его дальнейшего развития.
В отличие от широко распространенного и вполне объяснимого интереса исследователей к праздничной народной одежде с ее красочностью, насыщенностью декором и монументальностью, народная одежда для труда в большинстве случаев отличается внешней эффектностью, однако в ней четко прослеживается ряд черт, роднящих ее с принципами дизайна.
Такая одежда идеально отвечала необходимым конкретным требованиям, комплекс функцийбыл строго определен и оптимально реализован в рациональной, лаконичной форме.
На протяжении многих лет автор настоящей работы находила и исследовала в музеях народную одежду для различных видов труда. Были выполнены зарисовки, фотографии и развертки крояобразцов костюма народов Дагестана.
Быламногократно апробирована методика изучения народного костюма и использования его традиций в проектировании современной одежды, понимаемая как выявление закономерностей гармонизации, эволюционно трансформировавшихся из законов природы. Каждый образец подробно анализировался с позиций выявления примененных в нем уровней композиционно конструктивных элементов и средств. Затем определялась их частота встречаемости в народной одеждерегиона.На основании полученных данных была выдвинута гипотеза о наличии корреляционных связей между этими элементами, что составляет эмпирически сформировавшуюся основу гармонии, постоянно развиваемую в процессе исторического развития.В процессе проведения настоящей работы удалось выделить и сопоставить результатыисследованиядагестанскойнародной одеждыи современной специальнойодежды по частоте встречаемости в ней членений различного направления и различных цветов,по преимущественному использованию застежек различного вида. Такжевыявленыварианты варьирующих конструктивных элементов.Из данных таблицы 1.1. следует, что в современной спецодежде использование вертикальных и горизонтальных членений находится примерно на одном уровне, а в дагестанскойнародной одеждеочень явным является преобладание горизонтальных членений. Заметна общая тенденция постепенной замены горизонтальных линий на вертикальные. Наклонные членения используются мало и в равной степени.В современной спецодежде применяется гораздо меньшее количество цветов, чем в дагестанской народной одежде. Недооценка роли цвета на производстве приводит к повышению утомляемости, ухудшению настроения рабочих, а,следовательно, и снижению производительности труда. В дагестанскойнародной одеждепреобладает белый цвет, затем гамма теплых тонов во всем разнообразии оттенков. В современной спецодежде преобладают синий и черный, что не всегда отвечает необходимым требованиям эстетики, гигиены и безопасности труда (таблица 1.2).Виды застежек в современной спецодежде наоборот гораздо многочисленнее и разнообразнее, что иллюстрирует прогресс в области производства одежды для труда, а также появление большого количества рабочих специальностей (таблица 1.3).Проведенное исследование показало, что широко понятое использование традиций народного костюма может послужить одним из творческих источников при разработке образцов специальной одежды, что самое главное, позволяет выявить закономерности, объясняющие особенности развития современной одежды.Новая трактовка понятия преемственности и использования традиций народного костюма заключается в определенной методической последовательности ее анализа, выявлении и использовании закономерностей композиционно конструктивного построения образцов народного искусства.Путемобработки большого статистического материала были выявлены закономерно связанные цепочки конструктивнокомпозиционныхэлементов и средств, являющиеся теоретической основой гармонического построения современной одежды.Таблица 1
Частота встречаемости различных видов членений
ЧлененияЧастота встречаемости (%)В современной спецодеждеВ дагестанской
народнойодеждеВертикальные4526Горизонтальные4765Наклонные89Итого100100
Таблица 2Частота встречаемости цветов
ЦветЧастота встречаемости (%)В современной спецодеждеВ дагестанской
народнойодеждебелый440серый118черный115бежевый1
коричневый118желтый
4розовый
7оранжевый
1алый
3красный
16бирюзовый1
голубой11синий204хаки29
оливковый11
зеленый
3итого100100
Таблица 3Частота встречаемости застежки
ЗастежкаЧастота встречаемости (%)В современной спецодеждеВ дагестанской
народнойодежде123сквозная2523потайная53
на пряжках2
комбинированная9
ассиметричная с запахом179без застежки455итого100100
Основой целью этогоэтапа работы является определение, какие из цепочек взаимосвязей композиционно конструктивных параметров народной одежды являются наиболее характерными в каждом конкретном регионе. Это необходимо для их использования в проектировании современной одежды.Женская одежда народов Дагестана характеризуетсямногообразием материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Анализнательнойодежды, представленнойрубахами, платьямирубахамипоказал,что попокрою рубахи и платьярубахи можно подразделять два основных типа: туникобразныеи отрезные по талии[1].Поэтому целесообразным является проведение раздельного анализа этих типов конструкций. Результаты этого анализа представлены в таблице 3.4. для туникобразных рубах и в таблице 3.5. для рубах с отрезным лифом.Таблица 4Варианты конструктивных элементов туникообразных рубах
Конструктивный элементВарианты конструктивного элементаПлечиПрямые без шваСкошенные со
швом
РукаваПрямые с
ластовицамиС манжетами Расширяющиеся
книзуОкат рукаваСо сборкой Без сборки
ЛастовицаПрямоугольной формы
Наплечные накладкиПрямоугольнойформы
ПроймаПрямаяВыкройная
ЛифЦентральной
вставкойНакладной центральной вставкойУдлиненное переднее полотнищеБоковые клиньятрапециевидныепрямоугольные
Горловинаокруглаяформы треугольникаС воротником стойкойТаблица 5Варианты конструктивных элементоврубах отрезных по талии
Конструктивный элементВарианты конструктивного элемента12ПлечиПрямые целыеСкошенные со
швом
РукаваПрямые с манжетами
Зауженные с манжетамиРасширяющиеся
книзу со сборкой по окатуЮбка Прямое полот
нище и клиньяШирокое полотнище в складкуШирокое полотнище в сборкуПроймаПрямаяВыкройная
Лифс круглым вырезом у горла и вертикальным грудным
разрезом до пояса
В таблицах 1.4.и 1.5.представлены варианты конструктивных элементов без их взаимосвязей между собой. Проведённый анализ позволяет выявить следующие особенности взаимосвязей конструктивных элементов:1.Центральная наплечная накладка является конструктивной особенностью только туникообразных рубах с целыми плечами2.Наплечные накладки могут быть только в конструкции с прямой проймой3.Ластовицы могут бытьв конструкции с прямой проймой.4.Конструкция с выкройной проймой не встречается в сочетании с прямоугольными боковыми клиньями
Ссылки на источники1. Гаджиева Н.Н. Одежда народов Дагестана.Махачкала, Формат, 2002.
Hajibeyov Irada AslanovnaCandidate of technical Sciences, associate Professor of the chair of commodity research and examination of Dagestan state technical University, Mahachkalaemail: naina.92@mail.ruThe relationship of compositional and structural parameters of the Dagestani people's serviceAbstract.This article highlighted and compared the results of the study of the Dagestani people's service and modern special clothes frequency of occurrence in her articulation of different directions and different colors, according to predominant use of fasteners of different types. Also identified options ranging structural elements. Conducted by the author of the study showed that is widely understood the use of traditional folk costume can be a creative sources when designing imagesamples of special clothes, most importantly, to identify patterns, explaining the features of the development of modern service.Keywords: сlothing, color, partitioning, chain linkages, constructive element, design, clasp, armhole.