ЕГЭ и социальные процессы: проблемы и выводы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вареникова Л. В., Акимова И. Е. ЕГЭ и социальные процессы: проблемы и выводы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 846–850. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54433.htm.
Аннотация. За последние годы в образовании России наметился рост негативных явлений и преступлений. МВД России сообщено, что объем коррупции в образовании исчисляется миллиардом долларов, в составе преступлений отмечаются злоупотребления, служебный подлог, хищения, взятки и т. д. Исследование показывает, что чрезмерная зависимость от установленных стандартов имеет серьезные негативные последствия, которые присутствуют на каждом уровне системы образования. Статистика указывает на то, что причиной негативных явлений и распространения коррупции является высокая ставка тестирования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вареникова Лилия Викторовна,учитель немецкого языка,МБОУ «СОШ № 19», х. Коржевский, Славянский район

varenikova.liliya@mail.ru

Акимова Инна Евгеньевна,учитель английского языка,МБОУ «СОШ № 18», г.СлавянскнаКубаниhousefan@mail.ru

ЕГЭ и социальные процессы: проблемы и выводы

Аннотация. За последние годы в образовании России наметился рост негативных явлений и преступлений. МВД России сообщено, что объем коррупции в образовании исчисляется миллиардом долларов, в составе преступлений отмечаются злоупотребления, служебный подлог, хищения, взятки и т.д.Исследование показывает, что чрезмерная зависимость от установленных стандартов имеет серьезные негативные последствия, которые присутствуют на каждом уровне системы образования. Статистика указывает на то, что причиной негативных явлений и распространение коррупции, является высокая ставка тестирования.Ключевые слова: коррупция, искажение, образование, качество, причины, результат.

За последние годы в образовании России наметился рост негативных явлений и преступлений. По сообщениям МВД России объем коррупции в образовании исчисляется миллиардом долларов. В составе преступлений отмечаются злоупотребления, служебный подлог, хищения, взятки и т.д.Исследование причин такого роста показывает, что чрезмерная зависимость от конечного результата, каким явились ЕГЭ и ГИА, имеет серьезные негативные последствия, которые присутствуют на каждом уровне системы образования. Коррупция и искажение результата приняли угрожающий характер для нравственных устоев общества, так как уже не считаются мошенничеством в общественном мнении и не осуждаются обществом. Обыденными явлениями стали: подмена качественного бесплатного образования репетиторством, искажение отчетности для улучшения результата, сращивание действий управленцев, родителей и детей в организации подлога, организация сдачи тестов подготовленными студентами за нерадивых и т.д.Стандарты результата (в отличиеот стандартов условий и процессов) изменилироссийскую школу. Именно в условияхполученияне ниже среднего места в рейтинге любой ценой, стали нарастать явления сужения школьного обучения путем исключения всех «ненужных» для тестирования предметов, «натаскивания» на выполнение тестовых заданий, репетиторство, искажение отчетности, мошенничество, подлог и, наконец, подмена самой цели образования, когда целью становится тест, а не ученик. Эта цель искажает весь учебный процесс и его результат. ЕГЭ стал главным показателем оценки качества обучения. С этим показателем связана вся система поощрений: ученика, учителя, школы, района, региона. При этом принята методика постоянного (ежемесячного) отслеживания в форме тестов подготовки к ЕГЭ, с надеждой на повышение качества.Оправдались ли такие надежды? Почему в образовании возросли негативные явления в виде коррупции, приписок и фальсификаций результатов?Наше исследование, направленное на изучение этих проблем в образованиибыло сосредоточено на изучении влияния главного показателя ЕГЭ, как доминирующего в оценке качества.Мы предполагаем, что причины коррупции и негативных явлений в образовании зарождаются в самом учебном процессе, в системе оценивания и распределения поощрительных привилегий. Если ЕГЭ оставить не единственным показателем, а одним из показателей успешности выпускника, то условия для негативных проявлений значительно минимизируются. Исследования анаморфоза, связанного с тестированием и универсализацией какоголибо показателя не единичны в странах, где эти показатели используются 1520 лет.В образовании России пока такие исследования не могут иметь окончательных выводов изза ограниченного срока использования ЕГЭ и отсроченного результата в оценке качества в образовании.Однако анализ первых результатов не позволяет сделать оптимистичный прогноз качества. Мы сравнили цели, с которыми вводился ЕГЭ с полученными результатами:Таблица 1

НадеждыФакты1. ЕГЭ уберёт коррупцию из системы образования.Вместо этого масштабы коррупции увеличились. Коррупция в школах, с момента введения ЕГЭ, выросла в 2025 раз. По данным информационного интернетпортала «Югополис»:Написание заданий ЕГЭ за ученика:от 20 000 рублей. Поступление в государственные ВУЗы на бюджетные места:250 000 300 000 рублей[1].Совершенно изменился уровень репетиторских услуг. Раньше репетитор давал знания –выступал как дополнительная образовательная система, то теперь он занимается конкретным натаскиванием на набор заданий заранее известного единого государственного экзамена. Даже репетиторство исказилось. ВУЗы не получают нужный контингент студентов. —Я занимаюсь индивидуальной подготовкой школьников к сдаче ЕГЭ по русскому и литературе, –говорит вузовский преподаватель, филолог, кандидат наук. —Прошлым летом ко мне обратились люди с просьбой написать за их детей задания по ЕГЭ. В день экзамена мне привозили копии заданий прямо домой, а едва я их выполняла, увозили. Как родители добывали задания, как передавали их обратно, я не знаю. За каждую тестовую работу мне заплатили по 25 тысяч. Потом оказалось, что эти работы получили 67 и 72 балла[1].2. ЕГЭ снимет напряжение с выпускника. Вместо 2х экзаменов за лето –выпускного и вступительного –он будет сдавать 1 –ЕГЭ.Теперь это напряжение переместилось в два старших классасредней школы: выбор нужного репетитора, выбор нужного ВУЗа, выбор нужных подготовительных курсов, частые и в большом количестве мониторинги и тестирование.3. ЕГЭ –это возможность доступного поступления в ВУЗы.Да, выпускник может подать документы в любой ВУЗ. Но не всегда может поехать на обучение и не всегда оно будет доступным для него.

Преподаватель одного из технических вузов кубанской столицы так обрисовывает ситуацию:—Поступление абитуриента с недостаточно высокими баллами по ЕГЭ стоит столькоже, сколько годовое обучение на платной основе. Гарантированное поступление на бюджет вдвое дороже ежегодной платы за коммерческое обучение. Деньги за поступление платятся постфактум. Если их просят вперед –это гарантированное мошенничество. Если вы поступите, но не заплатите обещанного, ребенок вылетит после первой же сессии. Деньги примут не у всякого, только у своих[1].«Липовые 100бальники», не могут дотянуть до первой сессии, они не способны не просто сдать зачёты, они не способны понять содержание учебных задач, имея 100 баллов по русскому языку.4.Усилится мотивация.Ученики перестают посещать школу. Некоторые не ходят на занятия, потому что посещают репетиторов или курсы по подготовке к ЕГЭ, переводятся на экстернат. Учащиеся сосредотачиваются только на тех предметах, по которым будут сдавать ЕГЭ.ВУЗам приходится «охотиться» за успешными абитуриентами, а не наоборот, как было раньше. Причина данного явления –возможность подавать документы сразу в несколько ВУЗов, которую ЕГЭпредоставил выпускникам школ.Учащиеся понимают, что не самостоятельно справились с ГИА в 9 классе и принимают решение в пользу ухода из школы. Так, в школе № 25 ст. Анастасиевской (Славянского района) из 70 учащихся 9 класса в 10й пришел 41 человек; вшколе № 19 х. Коржевского из 34 учащихся пришли 20, в школе № 17 г. Славянска –на –Кубани из 56 учащихся 9 класса в 10й пришли 28 человек.Причем причинами прекращения обучения являются отсутствие мотивации, отсутствие надлежащей базы для дальнейшего обучения, неуверенность, боязнь ЕГЭ.

Учащиеся и учителя чувствуют постоянное повышение уровня различных мониторинговых заданий. По замыслу и цели их частого проведения результаты должны улучшаться. Однако практика показывает, что более изощренной становится подготовка (натаскивание), а не качество. По данным опроса «Ваше отношение к ЕГЭ», проведённого среди учащихся 1011 классов МБОУ СОШ № 19 хутора Коржевского Славянского района ответы распределились следующим образом:

«безразличное»– 25 %,

«надеюсь, что ЕГЭ поможет поступить в ВУЗ» –11 %,

«надеюсь, что мне ктонибудь поможет» –8 %,

«ЕГЭ помешает мне раскрыть мои способности» 56 %.

На положительный результат рассчитывают только 11 % учащихся.Для исследования нашей проблемы мы использовали закон Д. Кэмпбелла, которыйзаключается в следующем: «Чем сильнее отдельный количественный социальный фактор используется для обоснования социальных решений, тем сильнее он подвержен искажающим влиянием и тем больше он сам ведет к тому, чтобы исказить и сфальсифицировать социальные процессы»[2].Идея использования этого закона в образовании носит одновременно и гносеологический, и эмпирический характер. Мы можем рассматривать различные варианты применения закона, согласно целям анализа.В нашем исследовании мы рассмотрели действие этого Закона с позиций разных субъектов образовательного процессав условиях, когда показатель ЕГЭ становится единственной целью, на его основании принимаются очень важные социальные решения: о зачислении в университет, об установлении высокой категории учителю, о присвоении статуса школе, представлению к наградам, оценка качества образования в школе, муниципалитете, субъекте.Надо признать, что недостатка в критических замечаниях и неудовлетворенности по этому поводу в отечественных СМИ нет, однако все выводыносят интуитивный характер. Используя закон Д.Кэмпбелла,мы можем проследить рост негативных явлений, рожденных желанием повысить качество за счет повышения требований. Аргументацию закона Д. Кэмпбелла можно найти и в оценке деятельности преподавателей и учителей. Например, как только показатель количества публикаций в журналах ВАК стал доминирующим, значительно возросли цены за публикации, появился рынок посредников, рынок целых организаций, выдающих сертификаты за участие в конференциях, где соискатель не участвовал, дипломы лауреатов, где не побеждал. На основании закона Д. Кэмпбелла такой анаморфозный результат предсказуем. Использование поискового метода дляаргументации действия закона Кэмпбелла в Российском образовании позволило нам классифицировать искажения результата и формы коррупции в образовании.Анализировались материалы социальных сетей, выпускиновостей, электронной почты, СМИ, результаты бесед с учителями и руководителями образовательных организаций. Полученные нами данные сгруппированы в группы по субъекту, участвующему в искажении результата.Таблица 2

СубъектФорма деянияНаказание1. Ученик, студент Использование мобильных телефонов, шпаргалок, публикация вариантов в интернете.Возбуждение уголовного дела об административном правонарушении, денежные штрафы, пересдача экзамена в следующем году.2.ПреподавательСдача экзаменов вместо учеников, взяточничество,самоустранение от контроля, выполнение заданий ЕГЭ и передачародителям, замена «ненужных» предметов для подготовки к ЕГЭ, организации обязательных подготовок за дополнительную плату.Увольнение, наложение штрафовв размере 25–100кратно увеличенной взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до3х лет либо с лишением свободы на срок от 3 до 15 лет ст. 290 УК РФ.

3. ЧиновникВскрытие документации по ЕГЭ накануне экзамена, передача копий материалов директорам школ для решения экзаменов, передача руководителям пунктов сдачи ЕГЭ списков с фамилиями для установления положительных оценок, фальсификация справок освобожденных от экзамена.Привлечение к уголовной ответственности предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), запрещение занимать должности на государственной службе и в системе образования сроком на 2 года.

4.РодительДача взятки должностному лицу лично или через посредника для оказания содействия вполучении более высоких баллов наэкзаменах, подкуп учителей, поиск ответов в интернете, оплата дополнительных занятий.Штраф в размере 1090кратно увеличенной взятки, либо штраф и лишение свободы на срок до 12 лет (при особо крупном –более 1 млн рублей размере взятки) –ст. 291 УК РФ.

5. Субъекты, не связанные с учебным процессом (врачи, администрация)Выдача справок, позволяющих сдавать ЕГЭ досрочно.

Административная и уголовная ответственность, штраф (в зависимости от тяжести преступления).

Формат статьине позволяет описать всю фактическую собранную нами базу. По каждому субъекту она составляет от 20 до 50 фактов. Представленный нами анализдоказываетсогласно закону Д. Кэмпбелла неизбежность искажений результата при использовании одного сильного показателя, от которого зависит принятие важных социальных решений.Однако этот анализ нуждается в доработке.Вопервых, мы не можем утверждать как часто повторяются те или иные виды искажений и нарушений, являются ли они репрезентативными для всей страны или присущи отдельным регионам, образовательным организациям. Надо учесть и довольно сильные искажения, связанные с деятельностью вертикали власти, предпринимающей усилия для скрытия негативных фактов, что не позволяет учитывать фактор места происхождения нарушения.Вовторых, количество выявленных нарушений год от года растет. Максимальное их количество в 2013 году –свыше 1,5 тысяч. По мнению министра образования и науки РФ Д. Ливанова «ЕГЭ из инструмента оценки качества образования постепенно превратился в предмет политических заявлений и высказываний, сопровождаемый бесчисленными скандалами»[3]. Министр видит выход в расширении возможностей общественного наблюдения. Является ли такая мера достаточной? Если учесть что такие явления как списывание, «натаскивание», искажение отчетности, мошенничество и т.д. не находят осуждения в обществе, а иногда даже вызывают восхищение, поощрение ловкачейв группах или коллективах, то такое обилие общественных наблюдателей, может создать дополнительныевозможности при их участиидля искажения результата.К тому же, отстраняя учителя отфункции итогового контроля, система образования подчеркивает недоверие к учителю, снижается уровень ответственности, а некоторые педагоги расценивают такое отстранение как унижение.Таким образом, исследование влияния одного показателя на результат в различных условиях с дифференциацией по субъекту, по виду нарушений, по месту проявления, по сфере локализации позволили нам высказать идею, которая заключается в следующем: выявление нами закономерности

зависимость оценки качества образования, поощренийи наказаний от одного показателя неизбежно приводит к искажению результата, коррупции и вступает в противоречие с целями образования.Так же наше исследование подтверждает гипотезу, что причины негативных явлений и коррупции зарождаются в учебном процессе, когда один показатель становится единственным в оценке качества влияет на статусность и благополучие участников образования. Мы обращаем внимание на тенденцию увеличения количества нарушений и преступлений, на появление новых видов более изощренных нарушений,несмотря на ужесточение мер противодействия.Но наше исследование позволяет сделать более жесткий вывод: нарушение закона Д. Кемпбеллапривносит в систему образования безнравственность, учит обучающихся обманывать, закладывает почву для формирования негативных ценностных ориентаций. Отсев из школы по причине боязни ГИА И ЕГЭ может привести к снижению уровня образованности населения, невыполнению ФЗ «О всеобщем среднем образовании», а в сочетании с падением нравственных устоев, к пополнению слоя бескультурных, деградированных молодых людей.Наше исследованиенельзя считать завершенным. Ономожет рассматриваться как предложение к дискуссии об изменении значения системы тестирования и ЕГЭ в оценке результатас учетом российской ментальности и традиций.Таким образом, материалы исследования, изложенные в настоящей статьемы рассматриваем как возможность сделать некоторые выводы о необходимости учитывать факторы, влияющие на искажение результата и достижения желаемого качества. При дальнейшем использовании ЕГЭ:результаты в формировании компетенций повысить не удается, а негативв обществе будет расти;увеличится отсев детей, минимизируются возможности влиянияобщества на их воспитание;сужаются рамки учебного процесса, «ненужные» предметы выбрасываются;снижается влияние школы на уровень культуры населения;создаются условия для формирования безнравственности, минимизируется влияние на формирование ценностных ориентаций.

Ссылка на источники1.http://www.yugopolis.ru/articles/social/2013/01/25/47167/krasnodarkorrupciyaobrazovanievzyatki;

2.http://en.wikipedia.org/wiki/Campbell%27S_Law;3.Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году (2013г.). –URL: http://минобрнауки.рф/новости/3753.

Varenikova Liliya,a teacher of German at the municipal budget comprehensive school secondary school № 19, Korzhevsky Krasnodar region.Akimova Inna, аteacher of English at the municipal budget comprehensive school secondary school № 18 SlavyanskonKuban Krasnodar regionAbstract.In recent years in education of Russia and the growth of the negative phenomena and crimes.Ministry of internal Affairs of Russia informed that the volume of corruption in education is calculated billion dollars, in the structure of the crimes there are abuses, forgery, theft, bribery etc. Research shows that excessive dependence on establishedstandards has serious negative consequences that are present at every level of the education system. Statistics indicates that the cause of the negative phenomena and corruption, is the high rate of testing.Key words: corruption, distortion, education, quality, reasons, result.