Здоровьесберегающее образование в призме философии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ахмедьянова А. Х. Здоровьесберегающее образование в призме философии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 876–880. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54439.htm.
Аннотация. В статье обоснована актуальность философского подхода к здоровью учащихся в дискурсе восточного направления, через призму практикований боевых искусств и различных видов спортивных состязаний на уроках физической культуры как стратегических направлений, ориентированных на укрепление и сохранение здорового потенциала школьников в условиях школьной системы образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
АхмедьяноваАлина Халиловна,аспирантсоискатель,Башкирскийгосударственныйуниверситет,учитель истории, МБОУ «Лицей №1»,г.Учалы РеспубликиБашкортостанalina.axmedyanova.84@mail.ru

Здоровьесберегающее образование в призме философии

Аннотация. В статье обоснована актуальность философского подхода к здоровью учащихся в дискурсе восточного направления,черезпризму практикований боевых искусств и различных видов спортивных состязанийна уроках физической культурыкак стратегических направлений,ориентированных на укреплениеи сохранение здорового потенциала в школьникахв условиях школьной системыобразования.Ключевые слова:здоровьесберегающее образование, философский подходк здоровью, онтогносеология, аксиология, бытие.

Сегодня,в век глобализации российского образования, перехода к демократическому обществу и правовому государству, к рынку конкуренций высококвалифицированных специалистов, к процессу преодоления отсталости от мировой экономики,важную роль играет будущее поколение, а именно–здоровое поколение, от которых зависит дальнейшее процветание государства и благополучное развитие всех общественных сфер. К проблеме здоровьяне только школьников, но и всего народа,проживающего на территории России, обратили внимание буквально недавно, практически после опубликованных данных ООН по продолжительности жизни российского общества, заболеваний среди школьников и высокой детской смертности[1].

Современный научнотехнический прогресс приводитк тому, что человек все меньше понимает, что такое физический труд, тем более маленький ребенок, у которого развивается привычка «любить компьютер». За прошлое столетие, как выяснили ученые, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. И скорее всего все заметили, что главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Все без исключения люди понимают, как важно и нужно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, свой дух и тело, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше.Поэтому сегодня школе отводят главную роль в формировании культуры здоровья у учащихся. Школаявляется важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, а именно категория философии здоровья ориентированной на формированиемотивации«на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих».Необходимо отметить более конкретные причинноследственныефакторы, негативно влияющих на здоровье учащихся, это:

интенсификацию учебного процесса;стрессовые последствия авторитарной педагогики (она существует наряду с педагогикой сотрудничества);раннее начало дошкольного систематического обучения;несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;недостаточную подготовку родителей и педагоговв вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;недостатки в существующей системе физического воспитания;отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.В связи с этимиданными, ПравительствоРоссийскойФедерации, в том числе и Правительство нашейРеспублики,целенаправленно огласили требования по созданию во всех школьных учрежденияхтаких здоровьесберегающих условий обучения, где были бы предусмотрены психологические, физиологические, личностные, индивидуальные,онтогносеологические и аксиологическиекритерии в дискурсе воспитания здорового выпускника школы.На сегодняшний деньвопрос здоровья учащихся становится приоритетным направлением современной школы, где главной целью являетсявоспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной эмпирическими и теоретическими знаниями, открытой к созиданию бытия и конструированию здорового социума.Подобное здоровьесберегающее условие формируется различными методами и с применением различных технологий современного постиндустриального общества, и главное,здесь не навредить самому ученику, так как не все инновационные проекты приемлемыприукреплении анатомической и физиологической основы учащегося. И преждечем автор данной статьи предложитсвою методику организации здоровой среды в обучении школьников, нужно будет обратить внимание на само понятие «здоровьесберегающееобучение».Здоровьесберегающее обучение –это совокупность методов, приёмов, средств обучения и различных подходов к процессу воспитания и обучения детей, котороесостоит лишь из четырех постулатов –это осознаниеиндивидуальности и особенности ученика; формированиев ребенке особых психологических и философсконравственных знаний,ориентированных на умения самостоятельно защищаться отобид, стрессов, оскорблений;предотвращениефизических, внутренних, интеллектуальных перегрузок в призме усвоения школьного материала; а также созданиетаких условий в образовательной среде, которые бы пространственно и всеобъемлюще создавали благоприятный здоровый климат в самом ученическом коллективе.Очень понятно и доступно сформулировал принципы здоровьесберегающегообучения профессора Н. К. Смирнов, он выделил следующие аспекты[2]:•«Не навреди!» —все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вредаздоровью ученика и учителя.Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося —все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.Непрерывность и преемственность —работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.Субъектсубъектные взаимоотношения —учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся —объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.Комплексный, междисциплинарный подход —единство в действиях педагогов, психологов и врачей.Успех порождает успех —акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.Активность —активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.Вроде бы все вышеперечисленные категории здоровьесберегающего обучениядостичь не так уж и трудно, однако на практике мы сталкиваемся с различными препятствиями и со стороны родителей, и со стороны администрации школы. Поэтомуавтор статьипредлагает наиболее простейшей и эффективный метод в формировании здравого и здорового будущего поколения. Эта методология, которая направленана то, чтобы уделить большоевниманиена внутреннееи внешнее психофизиологическое состояние ученика, то есть школьное обучение должно в первую очередь ориентироватьсяна такие понятия,как духовность, добродетельность, ценность, нравственность, мораль, культура воспитания, гигиена духа и тела, укрепления внутреннего «Я» в ракурсе уроков физической культуры и через призму различных видов спортивных состязаний, спортивной борьбы, на которые мы с вами должны смотреть не как на простые обыденные методы воспитания школьников учителем физкультуры и тренером, а как на занятия, основанныена философских категориях, раскрывающих и укрепляющих силу духа и теларебенка.К подобному философскому воззрению на обучениев дискурсе школьной системы образованияавтор статьи пришел в ходе изучения и анализа диссертаций КудряцеваК.Н. [2],ИшмуратоваМ.М. [3], работАбаева Н.В. [4],Синенко В.Я. [5], Безруких М. М. [6], учения Лаоцзы[7]и ДалайЛамы [8]и сделал прагматический вывод о том, что только возвращениек основам первой науки в мире –философии есть одиниз путей решения гносеологических, онтологических и аксиологическихпроблем, ориентирующих каждого ученика на самосознание, на осознаниесвоего бытия и отношения к окружающему миру.В этом направлении достаточно объективно выразил свое отношение ДалайЛама: «Самое основное в отношениях с детьми –это постоянная забота о том, чтобы процесс их образования в самом широком смысле слова –усвоение знаний, а также развитие основных человеческих качеств –протекал наиболее гармонично. Именно в детствезакладываются основные качества, необходимые для жизни. Способ мышления, который мы усваиваем в решающие годы формирования личности, характера, интеллект, в дальнейшем обязательно существенно повлияет на всю жизнь, подобно тому, как питание и соблюдение гигиены тела непременно отразятся на нашем будушем здоровье» [8].Философское отношениек своему бытию, кпсихосоматическому состоянию, к своему духу, душе, телу, к содержанию их в гигиене и чистоте должно закладываться с первого класса на предметных урокахи наурокефизкультуры. Итак, философия –это мудрость, любовь к мудростии мудроеотношениек себе и окружающим. Однозначноподобное учение должно стать пракселогизмом, хотя и в узкомсмысле, на уроках первоклассника. ДалайЛама восклицает: «Я убежден втом, что возможность продвижения человечества по пути совершенствования или упадка в значительной степени обусловлена степенью и важностью ответственности, которая лежит на плечах воспитателей и педагогов» [5], значит,учитель начальных классов должен закладывать в ученике с самого начала,что такое добро и зло, любить и уважать одноклассников, учителей и родителей, заставлять методом убеждения говорить «спасибо», «пожалуйста» так, как гласит Лаоцзы, «повторяя слова,«люблю», «добро», «спасибо», «хорошо»и,«пожалуйста»,взращиваетсявнутренний дух ученика, и окутывает его внешнее тело в целях предотвращения попадания болезней извне…» [7]. Конечно, философию трудно понять и применять на практике, но стоит попробоватьвоспитать в наших детях категориюдобродетеля, так как только в личности,рождающей добрые мысли, душа чиста и сердце спокойно, а значит,и мысли его чисты и добры, следовательно, такой человек здоров и здраво мыслит, аздоровый ребенок спокойно усваиваетшкольный материал, думает и анализирует знания, полученные на уроке, осознает,для чего живет, осознает, как заботиться и беречь себя,чтобы прожить многомного лет. И если учитель заложил в начальном классе понятия эстет и мудрость, то это будет с учеником до конца жизни, хотя и неосознанно, но подсознательно.И в дальнейшемздоровьесберегающее образование должно поддерживаться в среднем и старшем звене на уроках физкультуры. Данный предмет должен быть каждодневными своеобразным. Например, почему бы в системе школьного обучения не ввести восточные боевые искусства, национальные виды спортивных состязаний башкирского и русского народов,как методоввоспитания здорового духаи тела в подрастающем поколении. Практиковать какието движения, упражнения и гимнастику ушу, айкидо, каратэдо, борьбы курэш и самбо.

Платон был прав, когда много лет тому назад написал следующее высказывание о здоровье общества: «Кто занимается философией или имеет другую профессию, связанную с большими духовными усилиями или умственным развитием, тот должен также усердно заботиться и о достаточной мере физического развития в виде гимнастики или других систем телодвижений, и наоборот, уделяет внимание по роду своих занятий, прежде всего, формированию тела, тот должен непрерывно заботиться и о духовном росте посредством занятий музыкой и прочими интеллектуальными дисциплинами…» [9].Действительно, среди учеников, где работает автор данной статьи, естьте, кто профессионально занимается борьбой курэш, самбо и восточнымбоевым искуством, иникто из них ни разу не болел, все воспитанники подобных секцийсобраны, пунктуальны, сдержанны, спокойны, любознательны, доброжелательныи всегда стремятся познать изучающий предмет досконально, они чувствуют,что находятся в гармонии с самим собой и с окружающим миром, здоровы и готовы развиваться внутренне и внешне.Таков философский подход автора статьик созданию здоровьесберегающего образования в системе школьного обучения и воспитания. Над этим методом необходимо задуматься. Не случайно в интервью сгазетойАМИТАСС ДиректорДепартамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения и социального развития Российской ФедерацииВалентина Широкова отметила: «Здоровье страны начинается с привычки детей к здоровому образу жизни» [10].

Поданным государственной отчетности и территориальных служб Роспотребнадзора, за последнее десятилетие общая заболеваемость детей в возрасте от 1 года до 14 лет возросла в полтора раза и достигла 187 тыс. на 100 тысяч детей[1]. И эту проблему такие ученые,как Вайнер Э.Н. [11] и Базелюк Н.Н. [12],связывают с интенсификацией учебного процесса,с нарушениемгигиены в условиях обучения, с малоподвижностьюи пассивностьюдетей (с времяпровождениемза компьютерами), с низкой мотивациейк здоровому образу жизни.

Следовательно, с самого раннего возраста, а особенно в рамках школьного обучения должно закладываться такое понятие, как «мудрое отношение к своему телу и внутреннему миру» на основе применения таких философских категорий,как добродетельность добро, здоровый дух –здоровое тело, здоровый ученик –успешная личность, спорт –это жизнь, спорт –это крепость и стойкость к болезням и недугам, спорт –это молодостьили здоровье –здравая личность,от которого зависит будущее нации и страны. Вракурсе рассматриваемой проблемы необходимоотметить, что сегодня очень важен положительный показатель физическогоздоровья, так как онявляется главнымпризнаком, определяющим в целом уровень здоровья населения. Показательфизического здоровья применяетсядля выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, это своеобразный контрольза физическим развитием детей и важный категориальный аппарат в оценкеэффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей.Таким образом, философский подход является одним из онтологических и аксиологический методов в создании здоровьесберегающего образования в ракурсе физической культуры и спортав призме национального самосознания и возрождения национальных видов борьбы, в практикеприменения философии восточных боевых искусств,ориентированныхна современные школы и здоровьеучащегося.То есть здоровьесберегающее образование в призме философии направлено на формированиенового мировоззрения и отношения ученикак своему здоровью, к осознаниютого, что триада здорового духадушитела есть гармония самогочеловеческого бытия с внутренним и внешним миром. Здоровый образ жизни сегодня пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Однаковсе зависит от нас, от родителей, учителей: мы просто обязаны и должны научитьдетей с самого раннего возраста беречь, ценитьи укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном исоциальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.Сегодня нампросто необходимашкола, в которойбыобучализдоровью, вырабатывалиединый подход к решению вопросов сохраненияздоровья, основанный непосредственно на научном обосновании оздоровительного воспитательнообразовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, конституциональных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия –вот основная цель школьного образования на современном этапе развития.

Ссылки на источники1.Анализ положения детей в Российской Федерации: Анализ ЮНИСЕФ. –URL: http://www.unicef.ru/documents/facts_figures/[дата обращения21.02.2014].2.Кудряцев К.Н. Традиционнонародные приемы физического и духовнонравственного воспитания подростков/ диссер. на соиск. учен. степени к. пед. наук. –Магнитогорск, 2004. 3.Ишмуратов М.М. Восточные единоборство как онтологическое явление/ диссер. на соиск. учен. степени к. ф. наук. –Уфа, 2004.4.Абаев Н.В. Психофизические упражнения ушу. –УланУдэ, 1989. –342 с.5.Синенко В.Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема [Текст] / В.Я. Синенко // Сибирский учитель. 2005. №4.6.Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] /М. М. Безруких. М.: Московский психологосоциальный институт, 2004. –240с.7.Лаоцзы. Да дэ цзин// Дао: гармония мира. –М.: ЭКСМОПресс, 1999. –С.911.8.ДалайЛама. 365 медитаций на каждый день. –М.: Яуза, Эксмо, 2007. –158.9.Платон. Сочинение в 3х томах/под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. Т.1. –М.: Мысль, 1968. –С.124.10.Валентина Широкова: Здоровье страны начинается с привычки детей к здоровому образу жизни. –URL: http://www.amitass.ru/article/53191.html [дата обращения 21.02.2014].11.Вайнер Э.Н. Реформы школьного образования и проблемы здоровья учащихся// Валеология. –2002. №1. –С. 1315.12.Базелюк Н.Н. Социальнофилософские проблемы здорового образа жизни и индивидуального (валеологического) здоровья. Автореф. дис. канд. пед. наук. –Москва, 2008. –29 с.

A.H.Ahmedjanova Care of health in an education system in a philosophy prismAbstract.As actual problem in a modern global society the problem of strengthening of health of pupils in the conditions of educational institutions which demands creation of the new approach and the workings out of methods promoting formation здоровьесберегающегоof formation with a view of development and reception of the healthy, spirituallymoral and competent graduate acts. In article the urgency of the philosophical approach in a discourse of east direction in a prism практикованийmartial arts and various kinds of sports meets at physical training lessons as strategic directions focused on strengthenings and to preservation of health of pupils in the conditions of school system is proved.Keywords:Care of health in an education system, the philosophical approach to health, ontognoseology, an axiology, life.