Организация работы провинциальных школ в середине XIX в. (на примере Усманского уезда Тамбовской губернии)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малышева О. В. Организация работы провинциальных школ в середине XIX в. (на примере Усманского уезда Тамбовской губернии) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 901–905. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54444.htm.
Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы организации церковно-приходских школ и школ грамоты, квалификации педагогических кадров, методики преподавания, материально-технического состояния учебных заведений на территории Усманского уезда Тамбовской губернии во второй половине XIX в.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малышева Оксана Владимировна,кандидат исторических наук, доценткафедры российской истории и археологии, «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елецksenijmel@mail.ru

Организация работы провинциальных школ в середине XIXв. (на примере Усманского уезда Тамбовской губернии)

Аннотация.Вданной статье затрагиваются вопросы организации церковноприходских школи школ грамоты,квалификация педагогических кадров, методика преподавания, материальнотехническое состояние учебных заведений натерритории Усманского уезда Тамбовской губернии во второй половине XIXв.

Ключевые слова:реформа образования, отмена крепостного права, церковноприходская школа, школа грамоты, Усманский уезд Тамбовской губернии.

На современном этапе развития системы школьного образования важнейшим направлением является переосмысление ранее накопленного опыта. Необходимо обращаться к истории формированияшкол дореволюционной и советской России для того, чтобы выработать наиболее эффективный путь развития и не допустить ошибок прошлого. В настоящее время стоит остро вопрос о дальнейшей судьбе малокомплектных школ. Но именно школа стала тем центром, вокруг которого сплачивались жители небольшого населенного пункта. Дореволюционное правительство прекрасно понимало, что церковь и школа станут той связующей нитью, способной сплотить весь народ. Через школу, основанную на религиозных доктринах, планировалось воспитатьв нашей стране мыслящего человека. Несмотря на то, что правительство не могло оказывать должной поддержке школам для крестьян, само население стремилось развивать сеть учебных заведений. И правительство, хотя бы законодательно пыталосьсодействовать в данном вопросе. Накануне реформы 1861 г. сеть общеобразовательных учреждений в основном состояла из гимназий, приходских и уездных училищ. По данным опубликованным Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел за 1856 г. в стране, кроме Польши и Финляндии, насчитывалось 8.227 приходских и уездных училищ. В них обучалось 450.002 учащихся. Таким образом, в среднем по стране на каждые 100 человек приходилось только 7 учащихся.[1]После отмены крепостного права с середины XIXв. церковноприходские школы и школы грамоты стали играть особую роль в повышении культурного уровня широких слоев населения. Популярность данного типа образовательных учреждений была связана с недостаточным числом школ других ведомств, их отдалённостью от сельской местности и наличием высокой платы за обучение.Императором Александром II14 июля 1864 г. утверждается «Положение о начальных народных училищах». Данный шаг явился официальным итогом большой подготовительной работы по реформе начального образования.Основная цель нового «Положения» состояла в утверждении «в народе религиозных и нравственных понятий, полезных знаний».[2]На первое место ставилась определяющая роль всего государства, желавшего воспитать верноподданного Российской империи посредством религии.Церковь считала, что народное образование должно иметь религиозно –нравственную направленность, именно поэтому образование рекомендовалось передать в руки священников. Им разрешалось организовывать школы в своих приходах, преподавать не только Закон Божий, но и выполнять роль народного учителя. Основная цель начальной школы состояла в распространении и утверждении религиозных и нравственных понятий, первоначальных полезных знаний. Взаимодействие образования и церкви способствовало перспективному развитию школьной системы. Только в церкви правительство видело хранительницу традиционной русской культуры, и только она могла передать весь накопленный вековой опыт будущему поколению.

Согласно «Положения» от 1864 г., к работе в уездных и губернских училищных советахнадлежалопривлекать представителей всех ведомств, местных органов самоуправления и частных лиц, которые возьмут на себя функцию по содержанию начальных школ.[3]За духовным ведомством закреплялось право на открытие православных начальных учебных заведений, содержавшихся как на казённые, так и на общественные средства. «Положение» сохраняло лишь низшее звено начальной школы, которое дробилось на разные типы учебных заведений. К низшему звену начальной школы относились приходские и начальные училища, находящиеся в ведомстве Министерства народного просвещения. Финансирование осуществлялось из казны или на пожертвования частных лиц. Основное назначение училищ заключалось в распространении грамотности среди населения. Образование в данных учебных заведениях носило религиозный характер. Поэтому, основными предметами церковноприходских училищ, воскресных школ являлись: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Также рекомендовались занятия ремёслами для мальчиков и рукоделием для девочек. При наличии участка вокруг школы, проводились занятия по садоводству и пчеловодству. Обучение в училищах велось только на русском языке.Все имевшиеся приходские и уездные школы на момент утверждения законопроекта изменениям не подвергались. Открывающиеся новые школы, за исключением церковных, управлялись уездными и губернскими училищными советами, и обучение проводилось по единому курсу. [4]Школы грамотности предназначались для обучения чтению, элементарному письму,начальным арифметическим действиям и воспитания детей в православном духе. Они могли открываться без разрешения со стороны власти. Тем самым создавались условия для проявления широкой общественной инициативы.В массовом порядке школы грамоты и церковноприходские стали открываться после 1869 г. В этом году был утверждён проект создания начальных школ повышенного типа, получивших название двухклассных и одноклассных сельских училищ. На территориях в основном создавались одноклассные сельские школы. В них обучались в течение трёх лет. Двухклассные встречались реже, в них курс наук проходили за пять лет.К 1884 г. правительство утвердило новый документ, под названием «Правила о церковноприходских школах». В соответствие с «Правилами» инициатором открытия новых учебных заведений должна стать не церковнообщественная сила в лице приходского попечительства, а частная инициатива духовенства и отдельных прихожан. В них четко прописывалась ответственность священника за функционирование учебного заведения. По данным статистики в 1887 г. церковноприходских школ в России было 5.517, в 1889 г. –17.715, в 1898 г. –34.836, а в 1905 г. –42.696 почти с 2 миллионами учащихся.Усманский уезд относился к Тамбовской губернии. После отмены крепостного права и введения «Положения о мерах к распространению образования среди сельского населения» на его территориистали открываться школы для крестьян. На 1 января 1864 г. в семи сельских школах уезда числилось 278 учеников из них 14 девочек. Основнымконтингентом,посещающимшколы данного типа,были выходцы из сельского сословия. В отчётныхведомостяхв школах Усманского уезда числилось 1.485 человек, что составляло 95 %, городского сословия –53 ребёнка, духовенства –10, дворянских детей –6.[5]

Для успешной работы школ в уезде 3 июля 1866 г. организуется Училищный Совет, во главе которого стоял протоиерей В.И. Никольский. На одном иззаседаний, он резко отозвался об учителях из числа приходских священников, волостных писарей, отставных фельдфебелей и других полуграмотных людях. Им указывалось на необходимость передачи дел народного просвещения в ведение Уездного земства. Все сельскиешколы осенью 1867 г.были отданы в ведениеУездному земству. Их материальное положение было крайне плачевным. Государство не имело возможности оказывать школам финансовуюпомощь, поэтомунаселению предлагалось ежегодно вносить плату за свое обучение в размере 25 коп. в год. Платное образование не останавливало интерес крестьян к просвещению. В Усманском уезде продолжают организовываться школы для простого люда. В 1867 г. открыты четыре школы, в 1868м –восемь, в 1869м –две, в 1870 г. –десять, в 1872м –семь, в 1873м –одна и в 1874м –три школы.[6]К 1875 г. в ведении земства находилось 39 школ, из них одиннадцать располагались в бывших помещичьих сёлах. В 1876 и 1877 гг. их число увеличилось до 48.[7] А к 1881 г. в уезде уже насчитывалось 57 сельских школ, где обучались 2.336 мальчиков и 147 девочек. За пятилетие (с 1875 г.) количествоцерковноприходских школувеличилось на 9 %, а численностьучащихся –на 27 %. В 1887 г. в Усманском уезде обучались 2.841 человек. Непосредственно в церковноприходских –2.683. Занятия проводили 50 священнослужителей и 50 учителей. В 1887 г. в сёлах: Верхняя Матрёнка обучалось 60 детей, Верхняя Плавица –77, Дурово –42, в Демшинское–30, Замарай —24, Нижняя Матрёнка –28, Новочеркутино –170, Ольховка –36,Отскочном –35, Павловское–45, Пушкинское –106, Приозёрское –24, Сафоновское –25, Хворостянское–45, ЧемлыкоНикольское –80, Чемлыко –Талицкое –136, Чуевское –49 и т.д.[8] По данным отчётной ведомости за 1890 –1891 гг. в уезде проживало 202.658 душ. Из них детей школьного возраста насчитывалось 31.723. Учебные заведения всех типов посещало 5.808, что составляло 18 % от общего числа детей. Без обучения оставалось более 25.915 (82 %) детского населения уезда.[9]К1890 г. функционировало 56 церковноприходских школ и школ грамоты, их посещали 1.553 ребёнка. В 1892 –1893 уч. г. население в уезде уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 2,7 % и составило 198.291 человек.Несмотря на сокращение общего числа жителей, количество детей школьного возраста увеличилось на 1,5 % и достигло 32.206. Учебные заведения посещали 6.201 ребёнок, что на 6,4 % больше по сравнению с прошлым учебным годом, не охваченными оставались 14.194 ребенка, что составило 44,1 % от общего числа детей. Количество сельских школ в уезде не изменилось (56), но посещать их стало 2.848 детей.[10]

В результате сравнения данных за 1890 –1892 гг. было выявлено, что количество девочек,посещающих сельские школы,увеличилось. Если в 1890 г. в приходских школах училось 107 девочек, а в школах грамоты только 17, то в 1891 г. числилось соответственно 312 и 388 учениц. В 1901 г. в уезде насчитывалось 62 церковноприходских школы, в них обучалось2.213 мальчиков и 601 девочка. Кроме того, в 24 церковных школах грамоты посещали412 мальчиков и 101 девочка. Таким образом, на одну церковноприходскую школув среднемприходилось 45 учеников, а на школу грамоты –21 учащийся.[11]

По переписи в 1920 г. в уезде грамотных насчитывалось 19,9 %. Наиболее высоким уровнем грамотности отличались: Новочеркутинская волость(39,6 %), Добринская(39,4 %), Сафоновская (31,7 %), а наименьшим–Матренская волость (13,6). В уезде в этот период функционировало248 школ.[12]Для обучения принимались сельские дети в возрасте от 7 до 12 лет обоего пола. Таккакв стране не хватало денег для строительства школ, в которых обучение проводилось бы раздельно, то церковноприходской школе разрешалось проводить занятия для мальчиков и девочек совместно в одном помещении. Единственным ограничением служил запрет усаживать разнополых детей на одну лавку и за один стол. Священники, преподающие в школах, не имели возможности выполнять данное требование правительства. В помещениях, отведенных под классы, часто вообще отсутствовала какаялибо мебель. Встречались случаи, когда детям приходилось укладываться на пол при письме. Такое положение дел не обеспечивало возможность рассаживать детей по половому признаку.[13]Основная часть школ духовного ведомства располагалась в крупных сёлах, которые имели слабую материальную базу. В отчётных ведомостях по церковноприходским школам и школам грамотности содержится информация о состоянии помещений и оборудованииклассов. Большинство из них констатируют отсутствие приспособленных под школу зданий, в выделенных помещениях не было отопления и освещения, а так же неоднократно упоминается недостача книг, столов и писчих принадлежностей. Так, например, Барятинская школа Усманского уезда, размещалась в кирпичном сыром здании. Печь сильно дымила и плохо отапливала помещение. В некоторых школах печка вообще не топилась, пол был земляным и не убирался. Школы не имели ни раздевалок, ни отхожих мест.В связи с отсутствием специально построенных зданий школы располагались в церковных караулках, не имели собственного двора и приусадебного участка. Из 56 школ духовного ведомства, функционирующих на территории Усманского уезда, лишь 7 находились в съёмных помещениях, остальные при церквях.[14]

Церковноприходские школы давали религиозное воспитание и навыки элементарной грамотности. Обязательными предметами преподавания были: Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, история, церковное пение, черчение. Если имелся приусадебный участок, то вводился предмет садоводство и огородничество, а при наличии дополнительныхсредств и возможностей, девочек обучали рукоделию, а мальчиков ремёслам. У большинства школ узда отсутствовали пришкольные участки, что не позволяло приглашать для обучения садоводов.[15]Преподавание основных дисциплин проводилось с применением специальных книг, присылаемых православным училищным советом. Для этого использовались: «Священная история Ветхого и Нового Завета» протоирея Крылова, «Молитвы, заповеди и символ веры» протоирея Соколова, «Азбука русская и церковно –славянского языка» Викторина,Никольского, «Обучение церковно –славянской грамоте» Ильминского, «Первая Пчёлка» Поливанова, «Сборник арифметических задач» Лубенца, Полубояринова, «Русская пропись», «Уроки чистописания» Гербача, «Руководство по квадратной ноте» Соловьёва, и другие.[16]Преподавание Закона Божьего входило в обязанность священника или особого законоучителя. Занятия могли проводить либо церковнослужители, либо лицами, получившимиразрешение уездного Училищного Совета.Процесс обучения в школах духовного ведомства сводился к изучению арифметических действий, чтению статей и передачи прочитанного своими словами, заучиванию басен и стихов. Ученики знакомились с текстами основных молитв, «с объяснением буквального значения слова и выражения, символа веры, десятью заповедями»,Ветхозаветной Священной историей. Важная роль в воспитании детей отводилась урокам церковного пения. [17]

Из–за недостаточного снабжения книжными пособиями, в большинстве случаев, учитель вслух зачитывал отрывок, а ученики повторяли за ним. Отсутствие писчих принадлежностей не давали возможность сделать процесс обучения грамоте эффективным. Детям приходилось писать на обрывках бумаги, углем на досках, затем стирать написанноеи вновь приступать к работе. Плохое обеспечение мебелью заставляло детей при письме укладываться на пол. Вопрос подготовки квалифицированных учительских кадров оставался весьма сложным. Основную массу учителей давало духовное ведомство. В период 20 –70х гг. XIXв. духовные семинарии оставались ведущими учебными заведениями, поставлявшими педагогические кадры: некоторые выпускники духовных семинарий затем продолжали обучение в университетах, некоторые в учительских семинариях, большинство же занималось учительской деятельностью на основе полученного в духовной семинарии образования.В 1866 г. в духовных семинариях ввели курс педагогики и семинаристов обязывали проводить занятия в воскресных школах. Это было сделано по инициативе министра народного просвещения Д.А. Толстого. Окончивших духовную семинарию по новым правилам не назначали священниками и они не получали приход до тех пор пока не отработают два –три года учителями в начальных школах. [18]

В законодательном плане решение вопроса подготовки педагогических кадров для церковноприходских школ оформился в «Правилах о церковноприходских школах» 1884 г. Предполагалось создать высшие сельские школы, выпускающие будущие кадры, потом организовать в стране специальные учительские семинарии в духовном ведомстве. Но реализацию проектов тормозило отсутствие финансов в бюджете страны.В соответствие «Правилам», главным источником финансирования являлся церковный приход. В 1885 г. принимаются «Правила о школах грамоты», по которым учителей для школ данного типа подбирал священник после проведения беседы с потенциальным претендентом. Предметами обучения в школе грамоты являлись «Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковнославянское и русское, письмо и начальное счисление», а преподавание велось по учебным пособиям и руководствам, издаваемым Синодом. Пока правительство стремилось решить проблемудефицита кадров, священникам разрешалось брать на вакантные места выпускников народных школ. Для увеличения учительского штата школ грамоты разрешалось привлекать к преподаванию выпускников двухклассных школ. В основном в учебных заведениях работали два учителя и законоучитель, в одноклассных –учитель и законоучитель. У значительной частиучителейотсутствовала педагогическаяподготовка. В должности законоучителя в Усманском уезде в 1880 г. работало 55 человек. Все они получили образование в средних учебных заведениях и имели право преподавания. И только один законоучитель окончил курсы в семинарии и получил специальную подготовку к школьному делу.[19]

Из 63 учителей уезда и 5 учительниц только 2 получили специальную педагогическую подготовку, 21 учитель и 3 учительницы закончили средние учебные заведения. Остальные обучали грамоте без права преподавания. В 1891 –1892 уч. г. штат пополнился учителем и учительницей.[20]Некоторые учителя церковноприходских школ и школ грамотности работали совершенно бесплатно или получали вознаграждение в натуральном виде (продуктами, одеждой, жильем). Инспекторы в своих отчётах отмечали, необходимость повсеместного введения оплаты труда законоучителей, что в свою очередь увеличит количество желающих заниматься распространением знаний. В Усманском уезде в 1891 г. содержание в размере от 50 и до 250 руб. получали 13 преподавателей церковноприходских школ и школ грамотности. [21]В 1899 г. в уезде среди учителей 72 работало бесплатно, а 20 человек получали жалование в размере от 50 до 300 руб. Учительницам платили жалование от 3 до 9 руб.[22]

Правительство возлагало финансирование учебных заведений для крестьянства на городские и сельские общества.Земствам предписывалось изыскивать средства на содержание учителей. Уездный училищный совет следил за процессом обучения, осуществлял поставку книг и канцелярских принадлежностей.Первоначально большинство школ уездов содержались на средства родителей учеников. Они платили деньги, но чаще за проводимые уроки давали еду, одежду, а также предоставляли ночлег.В Усманском уезде на нужды школ духовного ведомства в 1885 г. земские расходы составили 15.953 руб., общественные – 6.972 руб., казенное пособие –220 руб., частные лица пожертвовали –1.216 руб. Всего на образование в 1885 г. израсходовано 22.461 руб., то есть на душу населения приходилось более 30 коп.[23]

В 1890 г. на поддержание школ Усманского уезда были выделены средства из казначейства Учительского совета –135 руб., земства – 236 руб., от городских и сельских обществ соответственно 560 руб. и 91 руб.[24] Постепенносубсидии казны на нужды церковноприходской школы возрастали и к концу века составляли 1,5 млн. руб. в год против 250 тыс. руб. на министерские училища. На содержание каждого ученика церковной школы правительственные затраты в 1896 г. были в 4,5 раза больше, чем в министерских. Церковная школа по источникам финансирования постепенно становилась государственной.Школы снабжались учебными пособиями, книгами и канцелярскими принадлежностями с книжных складов, имеющихся при каждом уездном отделении, а некоторые –из книжных складов епархиального совета. По сведениям за 1890 г. в школьные библиотеки Усманского уезда закуплено книг на сумму 48 руб. 3 коп., а учительский совет предоставил 2.778 книг.[25] Таким образом,учебные заведения духовного ведомства,сталиосновными вделераспространении грамотностина территории Усманского уезда,и благодаря им крестьянское население получило возможность для обучения своих детей.Несмотря на все трудности,с которыми пришлось столкнуться населению при организации школ, совместным усилием неравнодушной общественности, представителей церкви и правительства удалось наладить процесс распространения грамотности и увеличь к концу века число людей, обладающих элементарными навыками чтения и письма.

Ссылка на источники1.Катунцев С.И. Реформирование начальной школы России: общественно педагогическая мысль и государственная политика второй половины XIXвека. Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2005. С. 185.2.Там же. С. 86. 3.Фурсова С.В. Народное просвещение в Тамбовской губернии в пореформенный период: (1861 –1904 гг.). Автореф… дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 1998. С. 14.4.Там же. С. 14.5.ГАЛО. (Государственный архив Липецкой области). Ф. 44. Оп. 1. Д.7.6.Тонких В.Е. Система школьного образования Липецкой области: История, современность, будущее: Учебное пособие. Елец: ЕГПИ, 1998. С. 8.7.Там же. С. 613.8.Там же. С.9.9.ГАЛО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 7. Л. 1.10.ГАЛО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.11.Тонких В.Е. Система школьного образования Липецкой области: История, современность, будущее: Учебное пособие. Елец: ЕГПИ, 1998. С. 9.12.Липецкая школа /под ред. Тонких В.Е. [и др.]. Липецк–Рязань: ГЭЛИОН, 1995. С. 614.13.ГАЛО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1. Л. 139.14.ГАЛО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 7. Л. 115.ГАЛО. Ф.10. Оп. 1. Д. 10. Л. 7.16.ГАЛО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 10.17.Там же. Л. 3.18.Терещенко Д. А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX–начале ХХ веков (на материалах Курской губернии). Дис. …канд. ист. наук. Курск, 2005. С. 95.19.ГАЛО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 10.20.ГАЛО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 7. Л. 4. 21.Там же. Л. 4. 22.ГАЛО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1. Л. 160.23.ГАЛО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 7. Л. 124.Там же. Л. 125.ГАЛО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 7. Л. 5.

Malysheva Oksana Vladimirovna,candidate of historical Sciences, professor of department, Yelets state University name

I.A. Bunin, Eletsksenijmel@mail.ruOrganization of work of provincial schools in the middle of the 19th century (on the example of the Usman district of Tambov province).Аbstract.this article touches upon the issues of organization of parish schools and school diplomas, qualification of the teaching staff, teaching methods, material and technical condition of educational institutions on the territory of the Usman district of the Tambov province in the second half of the 19th century.Keywords:education reform, the abolition of serfdom, the parish school, school diplomas, Usman district, Tambov province.