Эволюция образа «особого человека» в зарубежном игровом кинематографе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронецкая-Соколова Ю. Г. Эволюция образа «особого человека» в зарубежном игровом кинематографе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 996–1000. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54463.htm.
Аннотация. Тема исследования – малоизученная в России проблема воплощения в западном игровом кинематографе образа «особого человека», то есть человека с инвалидностью и существенными отклонениями от общепринятой нормы. Используя метод диахронического подхода, автор анализирует основные этапы обращения к необычному персонажу создателей игровых картин. Данное явление рассматривается в контексте социокультурных исторических изменений, которыми детерминировано многообразие интерпретации образа, поскольку художественный кинематограф, являясь своеобразным зеркалом происходящего в обществе, остро реагирует на политические, культурные и философские изменения человеческого сознания. В то же время образ «особого человека» рассматривается как серьезный импульс для расширения инструментария художественно-выразительных средств киноязыка и творческих поисков кинорежиссеров. В статье определена основная тенденция развития образа – от негативного клише аутсайдера к гуманистическому прочтению личности «особого человека» и его месту в современной экранной культуре.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ВоронецкаяСоколова Юлия Георгиевна.аспирант, старшийпреподаватель, ФГБОУ ВПО «Санкт Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения», г. СанктПетербургjuliaart2005@rambler.ru

Эволюция образа «особого человека» в зарубежном игровом кинематографе.

Аннотация. Тема исследования ‬малоизученная в России проблема воплощения в западном игровом кинематографе образа «особого человека»,то есть человека с инвалидностьюи существенными отклонениями от общепринятой нормы.Используя метод диахронического подхода, автор анализируетосновные этапы обращения к необычному персонажу создателей игровых картин. Данное явление рассматривается в контексте социокультурных исторических изменений, которыми детерминировано многообразие интерпретации образа,поскольку художественный кинематограф, являясь своеобразным зеркалом происходящего в обществе, остро реагируют на политические, культурные и философские изменения человеческого сознания.В то же время,образ «особого человека» рассматривается как серьезный импульсдлярасширенияинструментария художественновыразительных средств киноязыкаи творческих поисковкинорежиссеров. В статье определенаосновнаятенденцияразвития образа от негативного клише аутсайдера, к гуманистическому прочтению личности «особого человека» и его месту в современной экранной культуре.

Ключевые слова:кино, «особый человек», образ, кинокритик, кинорежиссер, общество.

Кинематограф, являясь своего рода зеркалом образов и явлений, имеющих место в реальной жизни,отражает самые различныеграни человеческого существования. Не обошел он вниманием и образ «особого человека», то есть человека с признаками инвалидности и значительными отклонениями от принятой физической и психической нормы.Этот термин («exceptionalpeople», «exceptionalchildren», «peoplewithexceptionalneeds») активно используется зарубежными, и все чаще ‬отечественнымисоциологами, психологамиикоррекционнымипедагогами, что позволяет применять его и в искусствоведении как наиболее корректное определение[1]. Первоначальноепоявление «особого человека»на экране было связано с балаганными трюками, комическими сценками,стержнем которых было ироничное отношение к калеке, к его социальному положению аутсайдера.В первых короткометражках во множестве представлены калеки, нищиемошенники, асам обман, который демонстрировалиэти персонажи,создавалосновную интригу произведения(«Обман нищих» 1900, «Блеф слепого» 1903, «Мнимый слепой» 1905). Исследователь таких образовМартин Норден отмечает, что трюки, основанные на разных типахинвалидности,использовалив своих фарсовых комедиях американская кинокомпания «Биограф» (глухотаи немота

«Маскарад глухонемых» 1907),французскаяфирма«Гомон» (комедии абсурдных ситуаций‬«Безногий бегун» 1907, «Свадьба калек» 1909) [2,p.21].

Иногда приглашались актеры с видимой инвалидностью с целью привлечь внимание зрителей именно использованием внешности персонажа. Так, фирма«Пате»имела устойчивое сотрудничество с акробатами цирка,у которых были аномальные(ампутированные) тела [2, p.25].

Персонажи с аномальными телами и вычурным поведением становились элементами, близкими структуре цирковых зрелищ. «Кинематограф явился удобной формой, в которой свободное от психологических и философских сложностей авантюрное повествование вновь становилось тем, чем оно некогда было, т.е. зрелищной формой, системой показа»

отмечает исследователь культуры и искусства Н. А. Хренов. Каждое происшествие авантюрного повествования ‬этовидимое происшествие, требующее его воспроизведения воочию[3, с.90].

Экранизации в немом кино известных литературных произведений воплотилина экране такиеизвестные«особые» персонажи, какгорбун собора Парижской богоматери и Гуинплен(«Эсмиральда» 1905, «Горбун» 1909, «Любовь Горбуна» 1910и «НотрДам де Пари» 1911«Горбун из НотрДама» 1923,«Человек который смеется»1928). По мнению социологов,занимающихся проблемой «особого человека»,кинематографна начальном этапе своего развитиязакреплял образ инвалидности в значении странности и причудливости, а физическая деформация становилась синонимом злодейства, фактором страха, символом преступника. Такие роли, как Квазимодо, Призрак получали свое воплощение не один раз, образность слегка менялась, но стереотипы изоляции, страха и трагедии укреплялись и воспроизводились[4, с. 225].Не удивительно, чтогерои с физическими отличиями, пугающими атрибутами перекочевали в зарождавшийся жанр фильма ужасов. Нередкокинообразы и актеры с физической инвалидностью и аномалиями служили для создания шокирующих образов злодеев(«Нечестивая троица» 1925, «Неизвестный»1927,«Уродцы» 1932).

Во времятравмирующего опыта Первой мировой войны рефлексия на явление инвалидности стала носить иной характер. Образы ветеранов в трактовке режиссеров становятсязнаком чести. Не углубляясь и не раскрывая личный опыт инвалидности,кино представляло статичные образы травмы милитаризма, окрашенные романтическим ореолом. Полные драматизма истории ветеранов не могли быть воплощены тогда в полной мере в связи с неуместностью в и без того тяжелой ситуации[2,p.73].

Что касается показа на экране психическихотклонений,то они давали режиссерамбогатую почву для экспериментирования в области художественно выразительных средств создания субъективного видения, иной реальности на экране. Болезнь, опьянение, душевный кризис и сумасшествие позволялирежиссерам раннего кино свободно прибегать к новаторству в области пластического решения кадра, его эстетики («Безумие доктора Тюбе» реж. А. Ганс 1915, «Пражский студент» реж. Стелан Рийе, Пауль Вегенер ‬1913. реж. Хенрик Галеен ‬1926).В 1920е годыпоявляютсяболее сложные эстетические трактовки образа с психическими отклонениямикак отклик на сложную внутриполитическую ситуацию в Германии после Первой мировойвойны. Зарождающийся фашизм давал почву для создания образов сумасшедшихнаделенных властью. «…Многие тогдашние критики убеждали режиссеров в том, что специфические возможности нового искусства проявляются в изображении не реально существующих предметов, а вымышленных созданий, порожденных игрой фантазий»,

писал по этому поводуизвестный историк и теоретиккино Зигфрид Кракауэр[5, с. 36].Эксперименты немецкого экспрессионизма воплощеныв этапном произведении Роберта Вине "Кабинет доктора Калигари"(1920).«Превратив картину в пластическую проекцию психологическихпроцессов, экспрессионистское оформление «Калигари» гораздо убедительнее, чем обрамляющий рассказ, символически воплотило всеобщее бегство в самих себя, которое переживали немцы в послевоенные годы»[5, с. 77].Впоследовавшемциклео докторе Мабузе(«Доктор Мабузе

игрок»1922,«Завещание доктора Мабузе»1933)ФрицЛанг также демонстрируют привнесение театральной сильно искажающей мощивыразительных средств с целью передать безумие на экране.Опыты с визуальным воплощением субъективного мира психически больного человека было для художников возможностьюувидеть мир глазамигероя. Их трюки с камерой,оптикой,трансформациейпространства кадра были обусловлены стремлением иначе показать привычный мир или совсем его изменить, создав на экраненовую реальность. Художественные поиски лишь косвенно касались проблемы инвалида как такого.Фокусих активности смещался в сторону эстетической составляющей, что было обусловлено их творческими замыслами,векторомрасширения возможностей инструментария съемочной аппаратуры, монтажаипредкамерного пространства.Раскрытие внутреннегомира, виденияреальностиглазами нездорового персонажа былоструктурообразующим и формообразующим каркасомпроизведений. Художественный троп метафоры и преувеличения как нельзя лучше воплощался через образ «особого человека» с психическими отклонениями. Предлогом поисков новой выразительности были и эксперименты французских авангардистов, стремящихся передать через экранное воплощение состояние души героя. «Сделать зримым незримое

оттенки чувств и даже движение в кино может выражаться и в своего рода неподвижности персонажа, в его движущихся и меняющихся ощущениях»

писала Жермен Дюлак[6,с.73].Этот тезис режиссерноваторвоплотила в образепарализованного героякинокартины "Смерть солнца"(1920). Французские авангардисты использовали замутнение и расфокус оптики с целью показать слезы и другие переживания,обусловленные эмоциями или болезнью.Метафора, воплощавшаяся в образе человека с физическими и психическими отклонениями,традиционно сигнализировалао негативном стереотипе. Таковыкарлики в лентах Жана Виго «Ноль по поведению» (Франция, 1933) и Ж. Делануа "Вечное возвращение" (Франция, 1943).В картине "Человекзверь" (1938) ЖанаРенуаравыведен образмашиниста паровоза, с тяжелой психической болезнью, превращающейего в зверя. Таким образом, уже в немом кино можно отметить две основных тенденции в трактовке образа «особого человека»

в качестве негативной метафоры при показе персонажей с физическими отклонениями и как способ субъективизации, создания на экране искаженнойреальностив случае персонажа с психическими отклонениями.После Второй мировой войны к образу инвалидаобращаются как к проблеме целого поколения ветеранов, которое с трудом адаптируется кгражданской жизни.В это время зарождается глубокое отношение к проблеме инвалидности, ставшеймассовым явлением. Кроме антимилитаристскойнаправленности набирает силу и фокусирование на проблеме индивидуального опыта реабилитации и проживания инвалидности.Тяготы и потери войны породили в людях более серьезное отношение к жизни: в годы испытаний они слишком хорошо познали суровуюреальность. Историки кино отмечают, что в это время происходит вполне закономерноеизменениевкусовпублики,отдающейпредпочтение экранному показу событий и персонажей, которые помогли бы разобраться в сложной послевоенной действительности[7, с. 97]. Экранные истории рассказывалио проблемах травмированных войной мужчин, о программах медицинской реабилитационной терапиии коммуникативных сложностях большой группы населения,пережившей не только физическую, но и психическую травму.

Революционные 60е годы,закончившиесябунтом молодежи в Европе,принесли мощные волны преобразования и изменения философии человека в целом, ознаменовав собой новую страницу в самоидентификации личностив мире.В то же время именно этигоды подарили миру так называемое авторское кино, сугубо индивидуальное художественное воплощение на экране идей, не вписывавшееся в общий поток массовой кинопродукции. Эти фундаментальные подвижки привели к тому,что на экране стали появляться сложные художественные рефлексиипритчи философского характера,где образ «особого человека»использовался метафорично, часто с опорой на архетипы и сюрреалистические аллюзии. Таковы картины «И карлики начинали с малого» (1970) В. Херцога, «Эль Топо» (1971), «Фанда и Лис»(1975) А. Ходоровски, «Жестяной барабан» (1979) Ф. Шлёндорфа. На новый художественный уровень выводится проблемавзаимодействиячеловека и общества. В этот период уродство, инвалидность и инаковость оказываются разделены.Уродство становится способом выражения метафоры, художественным приемом,аинвалидность приобретает черты личного испытания на жизненном пути, инаковость рассматривается в философском аспекте. Все больше заметен разрыв между экранной трактовкой уродстваи инвалидности, в первом случаеявно прослеживается негативная коннотацияэтического аспекта, во втором характеристика обстоятельств конкретного индивидуума.Этот период ознаменованфильмамипротеста и бунта по отношению к существующему порядку («Коляска» 1960,«Женщинаобезьяна» 1963,«Кулаки в кармане» 1965,«Жизнь на изнанку» 1965,«Спасибо, тетя» 1968,«Карл, живой или мертвый» 1969).Садизм и патология, облеченные в более или менее зашифрованные символывслед за «Кулаками» стали одним из расхожих проявлений «рассерженности» и «протеста»[8, с.128129]. Имитация образа «особого человека» как бегстводемаршот реальности характерно для ведущих персонажейкинолент, созданных по разные стороны Атлантики («Выкорми воронов» Испания, 1975, «Пролетая над гнездом кукушки» США, 1975).

Вцелом,о кинематографе 6070хгодовможноговорить как о времени наиболее бурного и широкого развития на Западе концептуального, философского кино, сосредоточенного в немалой мере на проблемах сущности человека, оценке его сил и возможностей, цели и смысла его бытия, места, роли и перспектив в современном мире[9, с.15].Экзистенциальная драма особенно созвучна последней трети ХХ века,когда«человек «брошен в мир», в котором страх составляет основную ситуацию его существования. Человек «это конечное, заключенное между рождением и смертью, исполненное боязни, греховное создание, прикованное «бегом к смерти», к осуществлению самых человеческих возможностей своего бытия, чье бытие есть «бытие смерти». Отсюдаважность для экзистенциалистского искусства темы страха, разобщения людей, а также темы «пограничных ситуаций», жизни на острие ножа, «на последнем дыхании»[10, с. 7677].Творчество И. Бергмана, Р. Брессона обращается к сложному миру души человека находящегося перед выбором, ищущего выход в своем существовании, за которое отвечает он сам.Изменение философии человека, осознание его личностного участия в своей судьбе и жизни общества обуславливает и трансформациюсоциополитической ситуации.Более полутора десятилетий упорной борьбы за гражданские правалюдей с различными тяжелыми недугами приводят к преодолению изоляции. В 1971 была принята Декларация о правах умственно отсталых людей, а в1975 году Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООНДекларация о правах инвалидов. В 1977 году была принята Статья 504 Акта о реабилитациив США. Таким образом, одним из достижений этого периодастало изменение статуса человека с инвалидностью. Из ужасающей метафоры особый человек постепенно начал превращаться в члена общества, в его активную единицу, замеченную культурой и искусством.

Появление в конце 70х 80х реалистичных картин, представляющих собой историибиографии«особых» людей (не ветеранов) фундаментально измениломир кино, мир иллюзий, прорвав пелену отстраненности конкретным индивидуальным опытом реальных героев.Зрителю предлагается не метафора, не обобщенныйобраз, а детальный рассказ отяжеломопыте инвалидностии ранее незаявленных на экране заболеваний(«Джони, история жизни» 1979, «Габи правдивая история» 1987, «Моя левая нога» 1989).Появление в конце ХХ века героев с ранее малоизученными заболеваниями, аутизмом(«Будучи там» 1979, «Птаха» 1988, «Человек дождя» 1988), синдромом Дауна («Седьмое знамение» 1988, «День восьмой» 1996) начали формировать свои мифы экранного происхождения, делая акцент на чистоте и простодушии героев с этими отклонениями.Социально ориентированные телевизионные сериалы с непременным участием «особых людей» медленно, но верно интегрировали человека с инвалидностьюв повседневность и вырабатывалиу массового зрителяпостепенное принятие инакового.Современный этап экранного воплощения образа «особого человека» характерен все большим перемещением акцента с физических ограничений в область инакового.Эпоха мультикультурализма и толерантности, родиной которойстали США,породила экранные образы совершенно разных по внешнему обличью персонажей, которые внедрялись как уникальные,но не уродливые. Инвалидность приравниваетсяк инаковому, наряду с другим цветом кожи и языком общения.Тенденция массового кино на создание положительного имиджа «особого человека» характерна увеличением коммуникативной привлекательности персонажа посредством ухода от амплуа монстражертвы и усилением акцента на сходстве, апелляции к общим позитивным переживаниям. «Веселое новаторство в отношении инвалида в игровом кино и уникальное решение проблемы разрушения стереотипа изюминка стиля братьев Фаррелли,приглашающих необычных актеров для своих комедий» («Заводила» 1996, «Без ума от Мэри» 1998, «Любовь зла» 2001, «Я,снова яиИрэн» 2000,«Скажи, что это не так» 2001, «Симулянт» 2005)[11]. Развитие компьютерных технологий далостарт историямс нестандартными персонажами,которые как нельзя лучше вписались в фантастические сказочные повествования,соединив в одном экранном пространстве обычного человека и представителей других цивилизаций, народов («Бандиты времени»1981, «Уиллоу»1988,«Звездные войны»19772013, «Хроники Нарнии»1988, 2005, «Гарри Поттер»20012011и др.).

В эпоху информационного обществавсе более актуальной становится тема коммуникации и романтизация аутсайдераинакового,репрезентуяконфликт человека и повседневного стресса, груза соответствия времени («Амели» 2001, «Радио» 2003, «Босиком по мостовой» 2005, «Без ума от любви»2005, «Бен Х»2007,«Вавилон» 2006, «Король говорит» 2010).Тесное взаимодействие в дуэтах «особого человека» и «культурного героя»выявляет в необычном персонаже функции трикстера, который удивительным образом приобщает своего партнера к высшим ценностям(«Человек дождя» 1988, «День восьмой» 1996, «Последняя песнь Мифуне» 1999).

Экзистенциальная драма «особого человека» развиваятему болезникак явлениячеловеческой жизни,воплощаетсяв кино,фокусируясь напреодолениии жертвенной любви(«Рассекая волны» 1996, «Танцующая в темноте» 2000, «Внутри себя я танцую» 2004, «Скафандр и бабочка» 2007, «Эта жизнь для тебя» 2008).Попытка победить страдания физические и душевныевсе глубже раскрываетпроблемуэвтаназии («Истинные ценности» 1998, «Нашествие варваров»2003, «Море внутри»2004, «Третья звезда»2010, «Любовь»2012). Начавшееся в70егодыгуманистическое прочтение образа «особого человека»серьезно потеснило, но не уничтожило полностью негативные клише.Знаковым стал запрет прокатав сорока трех странах мираремейка ленты Т. Браунинга 1932 года «Уродцы» «Шоу уродов» (2007) Дрю Белла. Увлечение темой «фриков», доведенноедо предела, демонстрирует здесь деградацию нравов и тут же попадает под цензуру. «Особый человек»можетбыть субъектом борьбысветлого и темного начал в обществе, становясь полем драмы.Но этот персонаж никак не долженбыть объектомили носителем зла в соответствии с современным прочтением явления. «Персонажинвалид, мечущийся между добром и злом и склоняющийся в итоге к злу,нетипичен для гуманистической культурной традиции», считает киновед Сергей Фоменко[12].

Из приведенного выше краткого анализа основных этапов развития экранного образа «особого человека» можно сделать вывод, что существуют определенныеустойчивые направления в расширении и усложнении интерпретацииэтого образа. От визуального аттракциона и гэга раннего кино образ необычного героя, проходя фазу аллегории человеческих порокови наглядной формы устрашенияв зарождающемся жанре фильма ужасов (с 1920х), трансформируется и демонстрирует антимилитаристскую эмблему, знак героизма ветерана(с середины 40х), проходит фазу социальнополитическойметафорыкино протеста и бунта (6070е), вступает в эпоху внимания к личности «особого человека»(в конце 70х)и занимает свое местов сложной мозаике мультикультурализма,становясь полноправной частью современной картины мира человека.Несомненно,сегодняосновной вектор развития образа «особого человека»в зарубежном кинематографе соответствует гуманистической философии,в центре которой находится ценность человека как сердцевина современной культуры.Эволюция образа особого человека происходила,подчиняясь двум основным факторам ‬историческому изменению социокультурного контекста и эволюции художественно выразительных средствязыка. Первый фактор, трансформирующий художественный экранный образ, связан с историческим процессом и важнейшими событиями, изменяющими культурные и аксиологические приоритеты в обществе. Этот аспект включает и изменение философии человека, нового понимания его личности, месте в обществе и процессе самореализации, самоопределении. С другой стороны, использование образа «особого человека» позволяло экспериментировать в области экранных выразительных средств, передавая эстетически субъективное восприятие мира человека с физическими и психическими отклонениями от нормы.

Ссылки на источники1. Колесин А.Н. Творческая реабилитация особых людей как феномен культуры.//Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: материалы международной научнопрактической конференции30 ноября

1 декабря 2001 года.СПб.: ГАООРДИ. 2001. С. 2328.

2.Norden M. The cinema of isolation: a history of physical disability in the movies. New Brunswick, New Jersey: Rutgers UniversityPress,1994. 384p.3.Хренов Н.А.Кино: реабилитация архетипической реальности.М.: Аграф, 2006. 704 с. (Серия «Кабинет визуальной антропологии»)4.ЯрскаяСмирнова Е.Р., Романов П.В. Коламбия Пикчерз не представляет… Поэтика и политика кинорепрезентации инвалидности.// Визуальные аспекты культуры:сборникнаучныхстатей. Ижевск: УдмГУ, 2006.С. 214233.5.Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера.М.: Искусство,1977. 352с.6.Виноградов В. В. Стилевые направления французскогокинематогрфа.М.:"Канон+" РООИ "Реабилитация", 2010.384с.7.История зарубежного кино (19452000) / отв. ред. В. А. Утилов.М.:Прогресс,2005.566с.8.Мифы и реальность:сборник статей. Вып. 3.М.:Искусство,1972.341 с.9.Капралов Г. Человек и миф: Эволюция героя западного кино (19651980).М.:Искусство,1984. 397 с.10.Мифы и реальность: Буржуазное кино сегодня:сборник статей. М.:Искусство,1966. 325 с.11. ShannonJeff.Access Hollywood: Disability in Recent Film and Television// New mobility. Themagazineforactivewheelchairusers.01.05.2003.[Электронный ресурс]. ‬URL:http://www.newmobility.com/2003/05/accesshollywooddisabilityinrecentfilmandtelevision/(дата обращения: 24.01.2014).

12Фоменко С. Возрожденный запрет. Фриккультура и «Шоу уродов» Дрю Белла. // Искусство кино.Журнал.[М.]. 2011.№3.[Электронный ресурс]. ‬URL:http://kinoart.ru/ru/archive/2011/03/n3article22(дата обращения: 24.01.2014).

VoronetckaiaSokolova JuliaPostgraduate Student, Department of Art History, teacher of Department of TV direction and TV journalism of SaintPetersburg State University of Cinema and Television, Saint PetersburgEmail: juliaart2005@rambler.ruEvolution of the image of «exceptional people» in foreign feature film.Abstract:The main topic of the research is the representation of «exceptional people»in Western fictional films, i.e. of disabled people and people who essentially deviate from the standard, an issue, which hitherto has been little investigated by Russian scientists.Using a diachronic approach, the author analyzes the main stages of treatment to the unusual character by fiction film directors.The phenomenon is investigated in the context of sociocultural historical changes, which determine the diversity of interpretation of the image. The fictional film reflects like a special kind of mirror the ongoing social processes and reacts to political, cultural and philosophical changes in human consciousness. At the same time, the image of «exceptional people»givesa strong impetus for the expansion of artistic tools, the development of expressive means of cinematic language and for the creative work of filmmakers. In this paper it will be looked at the main development of the image from the negative clichés of an outsider to the humanistic interpretation of an"exceptionalperson" and its role in the contemporary cinematic culture.Keywords:cinema, «exceptional people»,image,cinema critic,director,society.