Арт-проект как механизм отражения социокультурной деятельности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Максимова Н. В., Мосина В. Р. Арт-проект как механизм отражения социокультурной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1001–1005. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54464.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сущность организации и механизма работы менеджера художественного арт-проекта в области социокультурной деятельности. Затрагиваются проблемы, отражающие необходимость в подготовке профессиональных менеджеров арт-проектов и специалистов в области дополнительного образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мосина Вера Романовна,кандидат педагогических наук, профессор,Московский государственный гуманитарный институт им. М.А. Шолохова,г. Москваmosinavera@mail.ru

Максимова Наталья Вячеславовна,доцент,Московский государственный гуманитарный институт им. М.А. Шолохова,г. Москваnatashas@mail.ru

Артпроект как механизм отражения социокультурной деятельности

Аннотация:Встатье рассматривается сущность организации и механизма работы менеджера художественного артпроекта в области социокультурной деятельности. Затрагиваются проблемы, отражающие необходимость в подготовке профессиональных менеджеров артпроектов и специалистов в области дополнительного образования.Ключевые слова:социокультурная деятельность, менеджмент артпроектов, художественнотворческая деятельность, дополнительное образование.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена новым подходом к реализации современного художественного,дополнительного образованияи менеджмента артпроектов. В современном социуме©менеджмент стал неотъемлемой частью деятельности социокультурных учрежденийª.[2]

Дополнительному образованиюв области художественного творчестваи менеджмента артпроектовотводится непростая, но важнаяроль по обучению и воспитанию современной молодежи.Необходимость данного института определяется научным осмыслением художественноэстетического, социокультурного и организационногоаспектами, что отражает востребованность социума в подготовкепрофессиональных кадров, специалистов в области социокультурной деятельности и артменеджмента, а,следовательно,в развитиисферы дополнительного образования.Профессор Мосина В.Р. в методической работе ©Художественное образованиеª отмечает, ©изучение социокультурной реальности, способы отражения действительности в процессе ее познания, анализ отличительных признаков этих способовотражения социокультурной реальности ‬объекты научного и художественнотворческого исследования магистровª. [4] Вэтой связи воснову исследования и отражения социокультурной реальности положим следующие ©блокикомпонентыª, выделенные доктором социологии Глотовым М.Б., длясистемы социальных институтов: художественное производство, художественная коммуникация, художественное познание и художественное потребление.[1]Для социокультурной художественнопедагогической деятельностиопределяются все приведенные выше компонентыи художественное производство, ихудожественная коммуникация, художественное познание и потребление. В процессереализации исследовательской работы, художественно ‬педагогической и социокультурной деятельности в соответствии с компонентами может служить художественный артпроект, или художественнотворческий проект, который,вопервых, будет отвечать, и соответствовать принципам организации познания, коммуникации, потребления.И,вовторых,способен отвечать главной цели отражения социокультурной реальности ‬организация и рациональное заполнение свободного времени современных молодых людей.Представим схематично сущность организации художественного артпроекта,таблица1:

Образование Художественно Управление,

творческая организация деятельностьСоциокультурная деятельность Воспитание







Художественный

артпроет контроль

целеполагание



критерии

конечногопланированиерезультата

прогнозирование синтезрезультата художественно

творческой разработка и деятельности

реализация



Менеджмент художественного артпроекта.

Где в художественнотворческой деятельности, образовании и воспитании отражается

художественное познание, в управлении и организацииотражается

художественная коммуникация, а социокультурная деятельностьотражает художественное потребление,следовательно,художественный артпроект организованная художественнотворческая, образовательновоспитательная формареализациисоциокультурной деятельности, которую можно определить как менеджмент художественногоартпроекта.Менеджмент по средствам ряда ведущихфункцийуправления, таких как цель, планирование, прогнозирование, контрольи др. примененныхв отношении художественного творчества, способен решать организационную задачу по реализации артпроекта.Однако, при подготовке специалиста в области менеджмента художественного проекта, нужно уделять не маловажное значение теории и практике искусства, приемам, способам и технологиям изобразительного и декоративного творчества, что позволит привести в единуюсистему механизм под названием менеджмент артпроектов, где функции управления будут соотнесены с условиями художественного творчества.

Механизм артменеджмента можно рассмотреть на таблице 2:



Менеджмент, управление. Изобразительное

искусство, художественное

творчество.



Целеполагание, Теория, практика, планирование, способы, приемы,

прогнозирование, технологии и др. контроль и др.

Управление творческим процессом,

управление творческим коллективом,

организация и реализация новых

художественных форм.



Менеджер артпроектов.

Коммуникатор Контролер

Координатор

В менеджменте артпроектов в основе лежат:умелое владение традиционными управленческими

функциями, профессиональная компетентность в области изобразительного искусства,знание технологий и приемов художественного творчества, где подготовка в области управления позволяет рационально осуществлять делегирование заданий, правильно выстроить коммуникативный процесс, а знания теории и практики изобразительного искусства и художественного творчества,

верно,осуществлять контроль.Т.Н. Суминова отмечает, что ©артменеджерамнеобходимо разбираться не только в видах искусства (как сердцевине художественной культуры), но и в специфике и технологических процессах/алгоритмах создания многочисленных культурных форм….ª и далее ©…что без знания сущности артосферы и ее информационнойсоставляющей невозможен квалифицированный подход к пониманию собственно творческого/креативного/инновативного пути автора/художника/творца, реализующего идею и воплощающую ее в конкретном материале..ª [5]Научная концепция менеджмента художественного артпроекта в социокультурной деятельности имеет психологическое и социальнопедагогическое обоснование, которое заключается в необходимости осуществления социального воспитания, обученияи развития через общую научную систему.[3]

Менеджмент и искусство вобщей взаимосвязанной системе научной концепции имеют множество граней соприкосновения, что доказывает существование синтеза управления художественным творчеством и его процессами.Таблица 3.

Менеджмент,

управление. Искусство.

Философия



Педагогика

Социология



Психология

Эстетика

арт

проект

музыка вокал

хореография литература

изобразительное и

театр художественное





творчество





Художественныйартпроект.

Принимая во внимание вариативность творческой деятельности, возникает необходимость в выделениииз рядаартпроектов непосредственно изобразительнохудожественныйпроект, так как под термином ©артª возможно понимание всего спектра творческой деятельности человека это и музыкальное, и поэтиколитературное, и хореографическое творчествои др.

Но следует помнить, что данное выделение символично в виду того, что любой артпроект ‬это синтез вариативности, лишь профессиональная концепция определяет основное творчество суть, которойзаключается в применении законов композиции, где отдельные элементы подчиняются целому и поддерживают целостность всего проекта.[3] Безусловно, оченьважнов современном подходе к высшему профессиональному образованию и конкурентности на рынке труда,чтобыменеджер художественных артпроектов былспециалистомс высоким уровнем профессиональной подготовки, владеющиммеханизмами управления и творческого процесса.

Ссылки на источники1. Глотов М.Б.Менеджмент в художественной культуре. Социология культуры. СПГУП, СП., 2000.2. Командышко Е.Ф.Специфика технологий артменеджментав подготовкебудущих специалистов социокультурной деятельности. Вестник Военного университета №2, 2011.3. Максимова Н.В.Художественный артпроект как средство реализации современного художественного образования. Научные исследования современности. Сборник научных докладов. Катовице, Польша, 2013.4. Мосина В.Р., Мосина Вал.Р.Художественное образование. Магистратура.Москва, Редакционноиздательский центр, 2010.5. Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) /Т.Н.Суминова.М.:Академический Проект, 2006.

Mosina Vera Romanovna,Candidate of pedagogical sciences, professor,The Moscow state humanitarian institute of M. A. Sholokhov,Moscow.Maksimova Natalya Vyacheslavovna,Associate professor, The Moscow state humanitarian institute of M. A. Sholokhov,Moscow.ART PROJECT AS MECHANISM OF REFLECTION OF SOCIOCULTURAL ACTIVITY.Summary:in article the essence of the organization and the mechanism of work of the manager of the art art project in the field of sociocultural activity is considered. The issues reflecting need for training of professional managers of art projects and experts in the field of additional education are touched.Keywords: sociocultural activity, management of art projects, art and creative activity, additional education.