Состояние и основные проблемы развития малых форм хозяйствования на селе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глеба О. В. Состояние и основные проблемы развития малых форм хозяйствования на селе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1281–1285. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54520.htm.
Аннотация. Малые формы хозяйствования на селе без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способны успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы, поэтому формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе является одним из ключевых моментов в решении задач агропродовольственной политики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глеба Ольга Владимировна,кандидат юридических наук,доцент РГСУ, г. НароФоминск olga_gleba@mail.ru

Состояние и основные проблемы развития

малых форм хозяйствования на селе

Аннотация:Малые формы хозяйствования на селе без поддержки государства и безсобственного внутригруппового взаимодействия не всегда способны успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы, поэтому формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе является одним из ключевых моментов в решении задач агропродовольственной политики.Ключевые слова: сельское хозяйство, малые формы хозяйствования, государственная поддержка, направления развития.

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства(далее КФХ и ЛПХ), а также обслуживающие их сельскохозяйственные потребительские кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом.Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе страны вносят большой вклад в производство сельхозпродукции. В этом секторе производится более 50% от общего объема валовой продукции сельского хозяйства: свыше 20% зерновых, 90% картофеля, 87% овощей, более 50% мяса и молока [7].Помимо важной роли в производстве сельскохозяйственной продукции, они выполняют еще целый ряд народнохозяйственных функций:способствуют решению социальных проблем села, налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и росту доходов сельского населения; обеспечивают сохранение сельского образа жизни, социального контроля над территориями, народных традиций, культурного разнообразия страны; значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передачи производственного и социального опыта; вносят заметный вклад в сохранение разнообразия биогеоценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности.Вместе с тем производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.Вопервых, не сформирована достаточная правовая основа для развития сектора малых форм хозяйствования,должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.Вовторых, фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансовокредитных ресурсов в силу слабой доступности для малого бизнеса (несмотря на положительную динамику) рынка коммерческого кредита, недостаточного развития сельской кредитной кооперации.Втретьих, не налажена эффективная система материальнотехническогои производственного обслуживания малых форм хозяйствования и сбыта их продукции.Во многом это связано с тем, что развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в целом и по отдельным ее направлениям находится на начальном этапе.Особенно труднодоступны владельцам семейных хозяйств высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур, высокопродуктивные породы скота и птицы. В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда.Вчетвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, повышении квалификации.Наконец, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей малых форм хозяйствования и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.Решение проблем развития малых форм хозяйствования на селе должно носить комплексный подход, включающий следующие основные направления. Для совершенствования правовой базы развития малых форм агробизнеса необходимо внести ряд изменений в федеральные законы: «О развитии сельского хозяйства»[2]в части расширенияучастиясоюзов и ассоциаций в формировании и реализации государственной аграрной политики, а именно: содействие в обмене передового опыта, в том числе участие в проведении выставок, ярмарок, конкурсов по вопросам малых форм хозяйствования; проведение мониторинга и предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в сфере развития малых форм хозяйствования.Значительно усложняет процесс эффективного развития сельского хозяйства, в том числе и малых форм хозяйствования, неурегулированность земельных отношений. В связи с чем,назрела необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности, которая предусматривала быоформление полностью или частично за счет федерального бюджета земельных паев граждан –от межевания до выдачи свидетельств о праве собственности. Также необходимо внести в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[1]изменения, направленные на созданиеусловий для сокращения сроков, упрощения и удешевления процедуры оформления прав собственности на землю.Совершенствование земельных отношений должно быть направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, укрупнение землепользования КФХ и ЛПХ. Необходимо завершить переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Особого внимания заслуживают следующие мероприятия: введение повышенной ставки земельного налога на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения; упрощение процедуры землеустройства и регистрации земельных участков; разработка системы льготного долгосрочного кредитования на цели приобретения земельных участков, в том числе выкуп арендованной земли.Важным звеном развития малых форм хозяйствования является совершенствование инфраструктуры их обслуживания посредством создания сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.Долгое время сельскохозяйственная кооперация как направление аграрного развития и решения важной социальной задачи –содействия более полной занятости и повышению доходов сельского населения –не находила достойного места в государственной политике. Реализация в 2006 году приоритетного национального проекта «Развитие АПК» дала заметный толчок формированию сельских потребительских кооперативов, в рамкахкоторого были приняты различные меры их поддержки[10, с. 79]. Среди них можно выделить общие меры поддержки: выплата субсидий на уплату процентов по займам, привлекаемым в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; предоставление региональных и муниципальных гарантий для обеспечения обязательств по займам, а также специальные меры для поддержки исключительно кредитных кооперативов: выделение субсидий на формирование паевых фондов; предоставление имущества в безвозмездное пользование.

Вообще для создания любого кооператива требуются значительные материальные и финансовые средства, ибо без соответствующей материальной базы они не смогут выполнять свои функции. По расчётам, даже для самого простого и небольшого торговозакупочного кооператива требуется 1015 млн рублей, а для более сложных, например, перерабатывающих, многие десятки миллионов. Ни КФХ, ни ЛПХ не могут мобилизовать такие ресурсы. Привлечение на эти цели субсидированных кредитов, которые начали предоставлятьсяв рамках национального проекта,было сопряжено с определёнными проблемами, прежде всего, с невозможностью их возврата в ближайшие 510 лет (период освоения). Эту проблему не в силах решить и создаваемые кредитные кооперативы. Единственный выход в этой ситуации –государственная поддержка образования и первоначального обустройства сельских потребительских кооперативов. В качестве примера такого решения можно сослаться на опыт США[11, с. 265], где на первоначальное обустройство кооперативов государством были выделены значительные средства. В результате за короткое время была создана сеть потребительских кооперативов практически во всех сферах АПК. В России сейчас имеется возможность повторить этот опыт. Разумеется, должны быть задействованы и другие меры поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в частности, созданы условия для гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции и обеспечения кооперативов квалифицированными кадрами и пр. Острой проблемой являются несвоевременные выплаты субсидий по кредитам, привлекаемым малыми формами хозяйствования. Решение этого вопроса возможно путём изменения порядка оформления и перечисления субсидий посредством выдачи кредитов по процентным ставкам, уменьшенным на величину причитающихся им субсидий, что позволит получать кредитные ресурсы по низким процентным ставкам. Необходимо также расширить действующие направления субсидированиясубъектов малого агробизнеса, в частности, предоставлять субсидированные кредиты на такие цели, как приобретение в собственность построенных ранее и неиспользуемых сельскохозяйственных объектов, на строительство подъездных путей к объектам недвижимости сельскохозяйственного назначения. Так как фермеры несут большие затраты на этапах проектирования на строительство хозяйственных объектов, включая оплату за установленную мощность по электричеству, то и эти затраты также должны компенсироваться из средств федерального и региональных бюджетов. Всё это потребует внесения дополнений в Госпрограммуразвития сельского хозяйствана 20132020 гг. [3].Для повышения производительности и устойчивости малых форм хозяйствования необходимо создать систему финансовокредитного и инвестиционного обеспечения, направленную на создание условий для развития и укрепления их материальнотехнической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности мелкотоварного производства, в том числе: создание гарантийных фондов для финансового обеспечения возвратности кредитов, упрощение процедуры получения гарантий и поручительствиз залоговых и гарантийных фондов, в том числе,за счёт средств федерального бюджета; предоставление государственных гарантий в реализации готовой продукции (в том числе введение системы целевых государственных заказов на поставку мясной, молочной, овощной и другой продукции в школы и др. спецпотребителям).В последние годы значительно возросли объёмы государственной поддержки сельского хозяйства, значительная часть которых направлена на субсидирование процентных ставок по кредитам. Однако это вовсе не означает, что государственная поддержка строится только на субсидированном кредитовании. Законодательством предусмотрены и другие меры поддержки малых форм хозяйствования, такие как выплата прямых субсидий и компенсаций, проведение закупочных интервенций, осуществление лизинга с участием государства и др., которые не связывают сельскохозяйственных товаропроизводителей с кредитными отношениями.И это совершенно справедливо, так как долгие годы развитие системы кредитования как инструмента бюджетного обеспечения происходило в условиях убыточности и закредитованности большинства хозяйств, их неплатёжеспособности и низкой ликвидности имеющихся активов, что не позволяло выступать сельскохозяйственным организациям равноправными и платёжеспособными партнёрами кредитного сектора экономики. Повышение эффективности и устойчивости малых форм хозяйствования будет способствовать увеличению объемов сельскохозяйственного производства, улучшению занятости и благосостояния сельского населения, а также социального климата в сельской местности, сохранению и развитию сельских территорий.В условиях глобализации экономики и интеграции России в систему мирового хозяйствования с учётом вступления во Всемирную торговую организацию (далее –ВТО) существенно возрастают угрозы и повышается ряд факторов, воздействующих на развитие малых форм хозяйствования.Поэтому вопрос повышения их конкурентоспособности и обеспечение продовольственной независимости России в целом является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным. Особенностью ВТО по отношению к сельскому хозяйству является ограничение и разделение мер государственной поддержки сельхозпроизводителей на три корзины: «зеленая корзина» –поддержка без ограничений (социальное развитие села, развитие мелиорации, развитие сельскохозяйственной науки и обучение специалистов); «желтая корзина» –ограниченная поддержка, включающая предоставление субсидий по кредитам, субсидирование производства продукции, компенсация затрат на электричество, ГСМ и пр. Иначе говоря, это те меры поддержки, которые сегодня позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям иметь положительный уровень рентабельности и получать прибыль при ведении сельского хозяйства. «Голубая корзина» –ограничение производства. Фактически эта корзина в России не действует, так как сегодня нет ограничений производства (кроме исключительных случаев, например, ситуации с развитием африканской чумы свиней, при которой запрещается разведение свиней на неблагополучных территориях).Россия отстаивала право на вступление в ВТО с середины 90х годов, официально став членом этой организации 22 августа 2012 года [9].В связи с тем, что Россия вступила в ВТО, необходимо понимать, какие трудности этот шаг принесет сельскому хозяйству. По мнению юристов, следовало сначала определить,сколько нормативных правовых актов потребуется изменить и сколько принять новых после вступления в ВТО. А это гдето порядка тысячи актов. Поэтому, предпринимая какиелибо кардинальные шаги, следует предвидеть правовые последствия, которые будет иметь место для аграрной отрасли нашей страны. Нельзя видеть одни лишь преимущества от вступления в ВТО, не учитывая проблему изменения и дополнения тысячи нормативных правовых актов, составляющих аграрное законодательство, инвентаризация которых должна осуществляться на базе Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства» основополагающего документа аграрной сферы экономики.Например, на уровне закона необходимо урегулировать вопросы развития сельскихтерриторий как носителей российского менталитета, теряющих вследствие обострения демографических и иных проблем своё население [4, с. 71]. Кроме того, в связи с повышением рыночных цен на продовольственные товары и обострением сельскохозяйственных проблемв мировом масштабе возникает необходимость в принятии федерального закона об обеспечении продовольственной безопасности России [4, с. 72], поскольку в настоящее время импорт сельскохозяйственной продукции предельно высок, составляя 20 процентов в общем объеме рынка.Тем самым Россия теряет свою продовольственную безопасность.В настоящее время развитие российского сельского хозяйства требует повсеместного внедрения инновационных технологий. Отечественное сельскохозяйственное производство в 5 раз боле энергоёмко, а производительность в нём в 10 раз ниже, чем в США, Канаде и ведущих государствах Евросоюза. Сократить этот разрыв реально, внедряя инновационные технологии, проводя тотальную модернизацию АПК, тем самым обеспечивая собственную продовольственную безопасность. [5, с.4]Переход на инновационный путь развития базируется на ускорения темпов научнотехнического прогресса в сельском хозяйстве. В современных условиях, степень освоения инноваций товаропроизводителями остается недопустимо низкой: реализуетсялишь 23% из общего числа рекомендованных к внедрению Минсельхозом России прикладных научнотехнических разработок. [6, с. 26]

Создание благоприятного климата для развития сельского хозяйства (модернизация, инновации, инвестиции и. т. д) в условиях вступления России в ВТО может осуществляться только благодаря активному участию государства. Необходимо отметить, что в последние годы одним из приоритетных направлений является поддержка малых форм хозяйствования, на которые распространяются все существующие формы государственной поддержки –субсидирование процентных ставок, субсидии на минеральные удобрения, племенное животноводство, семена, страхование.

С 2012 г. были введенытри новых направления поддержки малых форм хозяйствования: компенсация 50% расходов на оформление земель в собственность (в 2012 г. было выделено более 1,4 млрд. руб для оформления в собственность около 3 млн. га земель); финансирование программы поддержки начинающих фермеров (выделено 2 млрд. руб. на гранты на создание, бытовое обустройство хозяйств, компенсацию первоначального взноса по лизингу); финансирование программы развития семейных молочных ферм в объеме 1,5 млрд. руб.

Минсельхоз также увеличил финансирование семейных молочных и мясных ферм, овощеводческих хозяйств. В 2013году на их развитие в бюджете заложено 1,5 мллрд рублей. Дополнительные субсидии в 2013году от государства получат компании, занимающиеся переработкой мяса свиней и крупного рогатого скота. Деньги пойдут на модернизацию производства, чтобы сделать продукцию отечественных компаний более конкурентноспособной. Предполагается, что ежегодно на модернизацию таких компаний будут направлять по 6 млрд рублей [8].Вступление России в ВТО существенно изменит структуру государственной поддержки сельского хозяйства. Вступив в ВТО, Россия должна сократить меры поддержки именно «желтой» корзины, которые стимулируют сельскохозяйственную деятельность а, значит, создают помехи национальному производству остальных странучастниц ВТО. Между тем в запасе у государства остается достаточное количество мер «зеленой» корзины, направленных на повышение правовой защищённости отечественных сельхозтоваропроизводителей и позволяющих беспрепятственно субсидировать стратегические направления развития сельского хозяйства, –элитное семеноводство, племенное дело, повышение квалификации работников отрасли, строительство объектов инфраструктуры (связь, дороги, линии электропередач и пр.), предоставление консультационной помощи и пр.Эти меры получили законодательное закрепление в Федеральном Законе «О развитии сельского хозяйства». При этом, несмотря на серьезную поддержку сельского хозяйства государством, существует ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения, так как в условиях вступления в ВТО недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции поставит под угрозу не только продовольственную, но и экономическую безопасность.В этой связи необходимо принять следующие меры по исправлению сложившейся ситуации:1. рассмотреть возможность увеличения мер государственной поддержкив 2014 2015 гг.При этом в 2014году возможно увеличить размер поддержки именно тех направлений,которые уже предусмотрены действующей Государственной программой развития сельского хозяйства и на реализацию которых недостаточновыделеносредств (напримерсубсидии по краткосрочным кредитам и прочие), сегодня это можно сделать не меняя нормативноправовую базу, просто увеличив объемы лимитов средств и доведя их до конца года до сельскохозяйственных товаропроизводителей. На 2015год необходимо внести изменения в федеральный бюджет, предусмотрев меры прямой поддержки сельскохозяйственного производства. При этом необходимо обратить особое внимание на ту поддержку, которая будет сокращена и недоступна в 2015 году (желтую корзину); 2. рассмотреть и перенять лучшие примеры мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства странучастниц ВТО, для этого нужно собрать соответствующую информацию, провести её анализ и внести предложения по внедрению новых механизмов государственной поддержки (все это необходимо делать при участии ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей); 3. увеличить и сделать эффективной государственную поддержку, которая относится к «зеленой корзине» и не нормируется ВТО путем внедрения новых эффективных механизмов. Приэтом в некоторых случаях потребуется лишь изменение названий –вместо субсидий на приобретение удобрений, можно ввести поддержку почвенного плодородия или борьбу с эрозией почв, таким образом, привязав её к обеспечению экологии, а не увеличению производства. Главный вопрос, который необходимо решить сегодня для реализации указанных мер –это выделение дополнительных бюджетных средств на развитие сельскохозяйственного производства с обязательным доведение их до сельскохозяйственных товаропроизводителей. Несомненно, это сложный процесс, включающий необходимость доказать потребность в средствах Минфину России, Минэкономразвития России, защиты бюджета в Правительстве Российской Федерации, но именно решение данного вопроса сегодня окажется фактором, определяющим перспективу развития сельского хозяйства в ближайшие годы.

Ссылки на источники:1. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ред. 28.12.2013)// СЗ РФ. 2013. N 52 (часть I).

Cт. 7011.2. Федеральный закон от 29 декабря 2006г. N264ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ред. 23.07.2013)// СЗ РФ. 2013 г. N 30 (часть I). Ст. 4069.3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 –2020 гг.»// СЗ РФ. 2012. №32. –Ст. 4549.4. Боголюбов С.А. Закон о развитии сельского хозяйства –важный шаг в его государственной поддержке/ Правовой механизм государственного регулирования и поддержки АПК. М., 2009.5. Давлетшин А.Н. Социальноэкономические аспекты вступления России в ВТО// Экономические исследования. 2011. №6. 6. Мельников А. Б., Вертий М. В., Приоритетные направления научнотехнического прогресса в аграрном секторе экономики Краснодарского края. Краснодар, 2011.7. Минсельхоз решает вопросы развития о поддержке малых форм хозяйствования в АПК//Московские новости. 17 февраля 2011 года.8. Муравьев И. Как ВТО изменит российское сельское хозяйство// Крестьянские ведомости. 29.02.2012. 9. Россия вступит в ВТО 22 августа// ИТАРТАСС. 24/07/201210. Ткач А.В., Романова Ю.А. Основные направления участия потребительской кооперации в реализации приоритетного национального проекта// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №11. 11.Харитонов Н.С. Сельской кооперации нужны системный подход и поддержка государства / В сб. «Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий».М.: ВИАПИ, 2007.

Gleba Olga Vladimirovnacandidate of legal Sciences, associate Professor of Russian state social University, G. NaroFominskSTATE AND MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT SMALL ECONOMY FORMS IN RURAL AREASAbstract: Small farms in rural areas without state support and without own intragroup interactions are not always able to successfully withstand competitive large capital to defend its economic, political and social interests, so the formation of the system of state support of small economy formsin rural areas is one of the key points in the decision of tasks of agrifood policy.Keywords:agriculture, small entities, the state support, development directions