Анализ развития малых форм хозяйствования на примере Краснодарского края
Выпуск:
ART 85550
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кобелева
Е.
А. Анализ развития малых форм хозяйствования на примере Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2746–2750. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85550.htm.
Аннотация. В статье раскрывается роль малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, проанализированы основные направления, по которым реализуются программы поддержки доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края.
Ключевые слова:
агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, малые формы хозяйствования, программы развития
Текст статьи
Кобелева Елена Анатольевна,преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.Тихорецкkobelevaelena@inbox.ru
Анализ развития малых форм хозяйствования на примере Краснодарского края
Аннотация.В статье раскрывается роль малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, проанализированы основные направления,по которым реализуются программыподдержки доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края.Ключевые слова:Агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, малые формы хозяйствования, государственная поддержка, программы развития.
СельскоехозяйствоиграетглавнуюрольвагропромышленномкомплексеиявляетсяосновнойотрасльювформирующейсяэкономикеРоссии.Этогарантируетнаселениюбесперебойноеснабжениепродуктамипотребления,аперерабатывающуюпромышленностьсырьем.
Механизм управления экономикой региона –это основная составляющая системы управления, самая сложная ее зона, представляющая собой множество составных частей (органов управления, их структуры и функций; стратегических установок; принципов, методов), близкосвязанных между собой, образующих подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия на региональное хозяйство, условия жизнедеятельности населения, предприятия и, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения уровня социальноэкономического развития региона и качества жизни населения в нем [1, 2].Аграрныйбизнесвсегдаявлялсясамымрискованнымсекторомэкономическойотрасли,состояниекоторойзависитотмногихобъективныхфакторов,такихкакконъюнктуравнутреннегоивнешнегорынка,общаяэкономическаяситуация,атакжеприроднаяклиматическаясоставляющая[3].ДляэтоговсельскохозяйственномпроизводствеКраснодарскогокраяразработанымерыгосударственнойподдержкиорганизациямврамкахосуществлениякраевыхицеленаправленныхпрограмм,которыеулучшаютжилищныеусловияграждан, живущихвсельскойместности.Данные процедуры реализуются следующими программами: «Развитие АПК»,«О личном подсобном хозяйстве» государственные; «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 20132020 годы», «Развитие малых форм хозяйствованияв агропромышленномкомплексе Краснодарского края на2013–2015 годы» краевые. Сегодня эффективно функционирует комплекспо переработке продукции сельского хозяйства, благодаря развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе края, содействию развитию инфраструктуры сельскохозяйственной отрасли, предоставлению субсидий субъектам АПК[4, 5].В данный момент малые формы хозяйствования это физические и юридические лица, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, малые сельскохозяйственные организации и потребительские кооперативы. Совершенствование малых форм на сегодняшний момент является основным обстоятельством прогрессивного развития всего АПК, так как повысит всю национальную экономику страны. В настоящее время личные подсобные хозяйства изготавливают до половины всей сельскохозяйственной продукции в крае.Законодательное инвестиционное поле Краснодарского края одно из самых передовых в стране. Одним из основных направлений государственной поддержки инвесторов краевым законодательством предполагается льготное налогообложение, предоставляются государственные гарантии, субсидирование из краевого бюджета части затрат на оплату процентов по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели. Инвесторам на территории Краснодарского края обеспечивается защита прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Возможным инвесторам предлагаются различные формы участия в реализации проектов. В текущих социальноэкономических условиях именно низкая доходность сельского хозяйства остается одной из главных причин, вызывающих и усиливающих многие существенные негативные тенденции в развитии аграрной сферы. Объемы государственной поддержки отечественного сельского хозяйства, как правило, соответствуют планируемым годовым лимитам, но их уровень остаетсяв государственной программе значительно меньше, чем в большинстве экономически развитых и даже развивающихся стран. При этом отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители находятся не только в более сложных и неблагоприятных природных, но и худших макроэкономических условиях, чем зарубежные фермеры Низкая и неустойчивая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, накладываясь на другие негативные моменты, во многом способствует сохранению системных проблем в развитии сельского хозяйства. Именно она не обеспечивает необходимые воспроизводственные возможности отрасли, вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не может использовать достижения научнотехнического прогресса для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции, осуществления системной техникотехнологической модернизации производства[6, 7].В настоящее время в Краснодарском крае 888 тыс. семей ведут личное подсобное хозяйствона общей площади 174,5 тыс. гектаров, а 18 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занятых в сельскохозяйственном производстве, ведут свою деятельность на площади 989 тыс. гектаров.Таким образом, важность развитиямалых форм хозяйствованияна селеувеличивается,и имеютогромныйпотенциалв развитии и ростепроизводства сельскохозяйственной продукции,и снабдитьпродуктами питания сельского населения.Так как,личное подсобное хозяйство является основным источником обеспечения сельских жителейпродовольствием, а так же средством к существованию, то основными развитыми направлениями деятельности малых форм хозяйствованияв АПКявляются животноводствои растениеводство.Личные подсобные хозяйства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственном производстве, испытывают сложности в приобретении племенного молодняка сельскохозяйственных животных, кормов, средств производства, а также в сбыте сельскохозяйственной продукции. Проблемой развития малых форм хозяйствования в АПК является также недостаточное их техническое оснащение.
Состояниемалых форм хозяйствования в АПК улучшается только прикомплексном подходе к решению проблем. Поэтому для поддержки малых форм хозяйствования в АПК органами исполнительной власти Краснодарского края принимаютсяорганизационные и финансовые меры, которые позволят улучшить уровень жизни сельских жителей. Одним из направлений государственной поддержки является возмещение малым формам хозяйствования в АПК части понесенных ими затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг [8].Для этого исполнительной властьюКраснодарского края разработана Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулированиерынков сельскохозяйственной продукции, сырьяи продовольствия», которая предусматривает предоставление грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитиесемейных животноводческих ферм. Существуют и другие виды программ, а так же подпрограмм для помощи и развития малых форм хозяйствования, а именно: «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края». Данная программа содержитследующие направленияна:поддержку начинающих фермеров;развитие семейных животноводческих ферм в Краснодарском крае;организация сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края;государственную поддержку кредитования малых форм хозяйствования в АПК (крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность в области сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные на их основе).Эффективным решением многих проблем малых форм хозяйствованияв АПКявляется создание сельскохозяйственных кооперативов,а такжесовершенствованиеих взаимодействияс перерабатывающимиорганизациямии заготовителямина договорнойоснове.Для поддержки малых форм хозяйствованияв АПКисполнительные органы власти края предпринимают организационныеи финансовыемеры, которые позволят улучшитьуровень жизни сельских жителей [9].Однимиз важнейшихэлементовстимулирования развития личных подсобных хозяйств является финансовая поддержкасо сторонывласти Краснодарского края, которая выражается в предоставлениисубсидийза счеткраевого бюджета.Например,для граждан,ведущих личные подсобные хозяйства, предусматривается возмещение части затратна приобретение маточного поголовья племенных овцематок пород мясного направления(из расчета80 рублей за1 кгживого веса); племенного поголовья кроликоматок (400 рублей за1 голову);гусей, индеек(не более100 рублейна1 голову). За производство реализуемого мяса КРС владельцы ЛПХ получают по5 рублейза1 кгживого веса, аза сданноемолоко –по2 рубляза1 кг, а так же другие виды субсидий. Для тех владельцев ЛПХ, кто выбрал направление растениеводство, существенной помощью стали субсидиина строительствопленочных теплиц. Ставкасубсидии 300 рублейза1 кв.м, ноне более100%от фактическихзатрат ине болеечем за 0,2 га. Кроме того, овощеводам выплачиваются субсидиина приобретениесистем капельного орошениядля выращивания овощей закрытогогрунта 20%от понесенныхрасходов, ноне более90 тысячрублей. С целью развития молочного животноводствав ЛПХза счетсредств краевого бюджета в муниципалитетахзакладываются культурные пастбища. Сохранениеи увеличение молочного поголовья, улучшение генетического потенциала КРС, повышение уровня потребления молочной продукции обеспечивает комплекс мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Развитие молочного скотоводствав Краснодарском крае».Многие ЛПХ перепрофилировали свою деятельность на выращиваниидомашней птицы. Наиболее востребованными стали мясноеи молочноескотоводство, овцеводство, кролиководство [10].Анализ целевой программы приобретения племенныхи товарныхсельскохозяйственных животных, показал, чтосубсидируется:
50 рублейза1 кгживоговеса –крупнорогатого скота,
57 рублейза1 кгживоговеса мелкого рогатого скота,не более400 рублейза однуголову кроликов ине более100 рублейза однуголову птицы (гуси, индейки).Ставкиодинаковыдля всех форм хозяйствования,подключаяфермеров, бизнесменов, сменившихсвиноводство наостальныевиды животноводства, и которыеимеют все шансызаполучитькомпенсациюиздержекпо приобретениюнаучнотехническогооснащения,однаконенаиболее50% отиздержек(насодержаниеКРС –2200руб.на одно скотоместо, овец и коз –1050руб., птицы икроликов 250 и 1000руб.).Программа работаетпри условиипроизведенной ликвидации свиней с 1 января 2012 года, решениясельского поселенияо сохранностиприобретенногопоголовья животных втечениедвухлет со дняпокупкии его учета в территориальном органе.Значимымподспорьем для тех, кто лишьсобираетсяразвивать свое фермерское хозяйство, стала заработаннаяв краеподпрограмма «Поддержка начинающих фермеров»,в рамкахкоторой предусмотрены мероприятия по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйстви индивидуальныхпредпринимателей, занятыхв сфересельхозпроизводствана начальномэтапе своей деятельности.Субсидии предоставляются по следующим направлениям:на возмещениезатрат, связанныхс созданием,расширением, модернизацией производственной базы претендента (размер субсидиине можетпревышать1500 тыс.рублей);на возмещениезатрат, понесенных претендентами при строительстве или приобретении жилья, благоустройствеи бытовомобустройстве жилья претендентовна начальномэтапе деятельности (размер субсидиине долженпревышать250 тыс.рублей).ВКраснодарскомкраеоблегченпорядокполучениясубсидийпоцелевымкредитам.Собственникличногоподсобногохозяйстваможетобратитьсявбанк,минуяорганыместногосамоуправления.Приусловии,чтодляподтвержденияцелевогоиспользованиякредитабанкприготовитнеобходимыедокументынаправопользованиясубсидииинаправляетвМинистерствосельскогохозяйстваКраснодарскогокраянаутверждение.ПриотсутствииорганизационныхифинансовыхмергосударственнойподдержкиразвитиямалыхформхозяйствованиявАПКличныеподсобныеикрестьянские(фермерские)хозяйстванесмогутинтенсивноподниматьсельскоехозяйство,расширятьживотноводствоиобъемыпроизводимойпродукции.
Данноеположениеприведеткпадениюдоходовсельскихжителей, окажетвлияниенасоциальноэкономическоеположениесельскогопоселенияиусилитуровеньбезработицы,чтовзаключениинежелательноотразитсянаэкономикекраявцелом.Всвязисэтимвозникланеобходимостьразработкипрограммноцелевогометода,предусматривающегоорганизационныеифинансовыемеры,которыепозволятпродолжитьразвитиемалыхформхозяйствованиявАПКкакврастениеводстве,такивживотноводстве,ивозможностьпривлечениявустановленномпорядкесредствфедеральногобюджета.Анализируя, деятельностьмалых форм хозяйствования в АПК к 2015 году поголовье животных составило:крупного рогатого скота 223,1 тыс. голов, в том числе коров 102,6 тыс. голов;овец и коз 152,6 тыс. голов.В связи с этим появилась потребностьнеобходимость разработки программноцелевого метода, предусматривающего организационные и финансовые меры, которые позволят продолжить развитие малых форм хозяйствования в АПК как в растениеводстве, так и в животноводстве, и возможность привлечения в установленном порядке средств федерального бюджета.Проведенный анализ показал, чтона современном этапе развития малых форм хозяйствованияособенно важно создание объективно необходимых предпосылок организационноэкономического и социального характера на основе повышения государственной поддержки, что позволит вывестисельскохозяйственных товаропроизводителейна качественно новый уровень развития.При этом необходимы такие меры стимулирования роста производства продукции, которые бы способствовали повышению доходности сельхозтоваропроизводителей, надежному обеспечению населения качественной продукцией по приемлемым ценам.
Ссылки на источники1. Кобелева Е.А. Ключевые направления развития агропромышленного комплекса Краснодарского краяСоциальноантропологические проблемы информационного общества. Выпуск 2: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова // Концепт. 2013. –Приложение № 11. –Киров: МЦИТО. URL: http://ekoncept.ru/ext/61. [Дата обращения 20.04.2015].2. Королюк Е.В. Специфические характеристики формирования институциональнохозяйственных систем в современной России// Вопросы экономики и права. 2012.№51. С. 5460.3. Королюк Е.В. Специфика земельного рынка юга России. В сборнике:Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развитиясборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. Тамбов, 2014. С. 6769.4. Кобелева Е.А. Анализ приоритетных направлений государственной поддержки по развитию агропромышленного комплекса в Краснодарском крае // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 28. –С. 2630. –ART 14827. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14827.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN2304120X. [Дата обращения 21.04.2015].5. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (ред. от 21.06.2011).6. Кобелева Е.А. Оценка аграрной политики после вступленияв ВТО // Развитие современного общества в условиях реформ: Вопросы экономики и управления. Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции. Филиал ФГБОУ ВПО КубГУ в г.Тихорецке, 2014. –С.7882.7. Королюк Е.В. Интегрированные субъекты рынка как основа эффективного хозяйствования. В сборнике:Актуальные вопросы развития социальноэкономических систем в современном обществе.Материалы V международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. С. 6367.8. Постановление об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексеКраснодарского края на 2013 2015 годы» от 12 ноября 2012 г. № 1343.9. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. №1204 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».10. Программа «Поддержка начинающих фермеров» http://www.dsh.krasnodar.ru
Анализ развития малых форм хозяйствования на примере Краснодарского края
Аннотация.В статье раскрывается роль малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, проанализированы основные направления,по которым реализуются программыподдержки доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей Краснодарского края.Ключевые слова:Агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, малые формы хозяйствования, государственная поддержка, программы развития.
СельскоехозяйствоиграетглавнуюрольвагропромышленномкомплексеиявляетсяосновнойотрасльювформирующейсяэкономикеРоссии.Этогарантируетнаселениюбесперебойноеснабжениепродуктамипотребления,аперерабатывающуюпромышленностьсырьем.
Механизм управления экономикой региона –это основная составляющая системы управления, самая сложная ее зона, представляющая собой множество составных частей (органов управления, их структуры и функций; стратегических установок; принципов, методов), близкосвязанных между собой, образующих подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия на региональное хозяйство, условия жизнедеятельности населения, предприятия и, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения уровня социальноэкономического развития региона и качества жизни населения в нем [1, 2].Аграрныйбизнесвсегдаявлялсясамымрискованнымсекторомэкономическойотрасли,состояниекоторойзависитотмногихобъективныхфакторов,такихкакконъюнктуравнутреннегоивнешнегорынка,общаяэкономическаяситуация,атакжеприроднаяклиматическаясоставляющая[3].ДляэтоговсельскохозяйственномпроизводствеКраснодарскогокраяразработанымерыгосударственнойподдержкиорганизациямврамкахосуществлениякраевыхицеленаправленныхпрограмм,которыеулучшаютжилищныеусловияграждан, живущихвсельскойместности.Данные процедуры реализуются следующими программами: «Развитие АПК»,«О личном подсобном хозяйстве» государственные; «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 20132020 годы», «Развитие малых форм хозяйствованияв агропромышленномкомплексе Краснодарского края на2013–2015 годы» краевые. Сегодня эффективно функционирует комплекспо переработке продукции сельского хозяйства, благодаря развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе края, содействию развитию инфраструктуры сельскохозяйственной отрасли, предоставлению субсидий субъектам АПК[4, 5].В данный момент малые формы хозяйствования это физические и юридические лица, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, малые сельскохозяйственные организации и потребительские кооперативы. Совершенствование малых форм на сегодняшний момент является основным обстоятельством прогрессивного развития всего АПК, так как повысит всю национальную экономику страны. В настоящее время личные подсобные хозяйства изготавливают до половины всей сельскохозяйственной продукции в крае.Законодательное инвестиционное поле Краснодарского края одно из самых передовых в стране. Одним из основных направлений государственной поддержки инвесторов краевым законодательством предполагается льготное налогообложение, предоставляются государственные гарантии, субсидирование из краевого бюджета части затрат на оплату процентов по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели. Инвесторам на территории Краснодарского края обеспечивается защита прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Возможным инвесторам предлагаются различные формы участия в реализации проектов. В текущих социальноэкономических условиях именно низкая доходность сельского хозяйства остается одной из главных причин, вызывающих и усиливающих многие существенные негативные тенденции в развитии аграрной сферы. Объемы государственной поддержки отечественного сельского хозяйства, как правило, соответствуют планируемым годовым лимитам, но их уровень остаетсяв государственной программе значительно меньше, чем в большинстве экономически развитых и даже развивающихся стран. При этом отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители находятся не только в более сложных и неблагоприятных природных, но и худших макроэкономических условиях, чем зарубежные фермеры Низкая и неустойчивая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, накладываясь на другие негативные моменты, во многом способствует сохранению системных проблем в развитии сельского хозяйства. Именно она не обеспечивает необходимые воспроизводственные возможности отрасли, вследствие чего основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не может использовать достижения научнотехнического прогресса для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции, осуществления системной техникотехнологической модернизации производства[6, 7].В настоящее время в Краснодарском крае 888 тыс. семей ведут личное подсобное хозяйствона общей площади 174,5 тыс. гектаров, а 18 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занятых в сельскохозяйственном производстве, ведут свою деятельность на площади 989 тыс. гектаров.Таким образом, важность развитиямалых форм хозяйствованияна селеувеличивается,и имеютогромныйпотенциалв развитии и ростепроизводства сельскохозяйственной продукции,и снабдитьпродуктами питания сельского населения.Так как,личное подсобное хозяйство является основным источником обеспечения сельских жителейпродовольствием, а так же средством к существованию, то основными развитыми направлениями деятельности малых форм хозяйствованияв АПКявляются животноводствои растениеводство.Личные подсобные хозяйства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственном производстве, испытывают сложности в приобретении племенного молодняка сельскохозяйственных животных, кормов, средств производства, а также в сбыте сельскохозяйственной продукции. Проблемой развития малых форм хозяйствования в АПК является также недостаточное их техническое оснащение.
Состояниемалых форм хозяйствования в АПК улучшается только прикомплексном подходе к решению проблем. Поэтому для поддержки малых форм хозяйствования в АПК органами исполнительной власти Краснодарского края принимаютсяорганизационные и финансовые меры, которые позволят улучшить уровень жизни сельских жителей. Одним из направлений государственной поддержки является возмещение малым формам хозяйствования в АПК части понесенных ими затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг [8].Для этого исполнительной властьюКраснодарского края разработана Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулированиерынков сельскохозяйственной продукции, сырьяи продовольствия», которая предусматривает предоставление грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитиесемейных животноводческих ферм. Существуют и другие виды программ, а так же подпрограмм для помощи и развития малых форм хозяйствования, а именно: «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края». Данная программа содержитследующие направленияна:поддержку начинающих фермеров;развитие семейных животноводческих ферм в Краснодарском крае;организация сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края;государственную поддержку кредитования малых форм хозяйствования в АПК (крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность в области сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные на их основе).Эффективным решением многих проблем малых форм хозяйствованияв АПКявляется создание сельскохозяйственных кооперативов,а такжесовершенствованиеих взаимодействияс перерабатывающимиорганизациямии заготовителямина договорнойоснове.Для поддержки малых форм хозяйствованияв АПКисполнительные органы власти края предпринимают организационныеи финансовыемеры, которые позволят улучшитьуровень жизни сельских жителей [9].Однимиз важнейшихэлементовстимулирования развития личных подсобных хозяйств является финансовая поддержкасо сторонывласти Краснодарского края, которая выражается в предоставлениисубсидийза счеткраевого бюджета.Например,для граждан,ведущих личные подсобные хозяйства, предусматривается возмещение части затратна приобретение маточного поголовья племенных овцематок пород мясного направления(из расчета80 рублей за1 кгживого веса); племенного поголовья кроликоматок (400 рублей за1 голову);гусей, индеек(не более100 рублейна1 голову). За производство реализуемого мяса КРС владельцы ЛПХ получают по5 рублейза1 кгживого веса, аза сданноемолоко –по2 рубляза1 кг, а так же другие виды субсидий. Для тех владельцев ЛПХ, кто выбрал направление растениеводство, существенной помощью стали субсидиина строительствопленочных теплиц. Ставкасубсидии 300 рублейза1 кв.м, ноне более100%от фактическихзатрат ине болеечем за 0,2 га. Кроме того, овощеводам выплачиваются субсидиина приобретениесистем капельного орошениядля выращивания овощей закрытогогрунта 20%от понесенныхрасходов, ноне более90 тысячрублей. С целью развития молочного животноводствав ЛПХза счетсредств краевого бюджета в муниципалитетахзакладываются культурные пастбища. Сохранениеи увеличение молочного поголовья, улучшение генетического потенциала КРС, повышение уровня потребления молочной продукции обеспечивает комплекс мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Развитие молочного скотоводствав Краснодарском крае».Многие ЛПХ перепрофилировали свою деятельность на выращиваниидомашней птицы. Наиболее востребованными стали мясноеи молочноескотоводство, овцеводство, кролиководство [10].Анализ целевой программы приобретения племенныхи товарныхсельскохозяйственных животных, показал, чтосубсидируется:
50 рублейза1 кгживоговеса –крупнорогатого скота,
57 рублейза1 кгживоговеса мелкого рогатого скота,не более400 рублейза однуголову кроликов ине более100 рублейза однуголову птицы (гуси, индейки).Ставкиодинаковыдля всех форм хозяйствования,подключаяфермеров, бизнесменов, сменившихсвиноводство наостальныевиды животноводства, и которыеимеют все шансызаполучитькомпенсациюиздержекпо приобретениюнаучнотехническогооснащения,однаконенаиболее50% отиздержек(насодержаниеКРС –2200руб.на одно скотоместо, овец и коз –1050руб., птицы икроликов 250 и 1000руб.).Программа работаетпри условиипроизведенной ликвидации свиней с 1 января 2012 года, решениясельского поселенияо сохранностиприобретенногопоголовья животных втечениедвухлет со дняпокупкии его учета в территориальном органе.Значимымподспорьем для тех, кто лишьсобираетсяразвивать свое фермерское хозяйство, стала заработаннаяв краеподпрограмма «Поддержка начинающих фермеров»,в рамкахкоторой предусмотрены мероприятия по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйстви индивидуальныхпредпринимателей, занятыхв сфересельхозпроизводствана начальномэтапе своей деятельности.Субсидии предоставляются по следующим направлениям:на возмещениезатрат, связанныхс созданием,расширением, модернизацией производственной базы претендента (размер субсидиине можетпревышать1500 тыс.рублей);на возмещениезатрат, понесенных претендентами при строительстве или приобретении жилья, благоустройствеи бытовомобустройстве жилья претендентовна начальномэтапе деятельности (размер субсидиине долженпревышать250 тыс.рублей).ВКраснодарскомкраеоблегченпорядокполучениясубсидийпоцелевымкредитам.Собственникличногоподсобногохозяйстваможетобратитьсявбанк,минуяорганыместногосамоуправления.Приусловии,чтодляподтвержденияцелевогоиспользованиякредитабанкприготовитнеобходимыедокументынаправопользованиясубсидииинаправляетвМинистерствосельскогохозяйстваКраснодарскогокраянаутверждение.ПриотсутствииорганизационныхифинансовыхмергосударственнойподдержкиразвитиямалыхформхозяйствованиявАПКличныеподсобныеикрестьянские(фермерские)хозяйстванесмогутинтенсивноподниматьсельскоехозяйство,расширятьживотноводствоиобъемыпроизводимойпродукции.
Данноеположениеприведеткпадениюдоходовсельскихжителей, окажетвлияниенасоциальноэкономическоеположениесельскогопоселенияиусилитуровеньбезработицы,чтовзаключениинежелательноотразитсянаэкономикекраявцелом.Всвязисэтимвозникланеобходимостьразработкипрограммноцелевогометода,предусматривающегоорганизационныеифинансовыемеры,которыепозволятпродолжитьразвитиемалыхформхозяйствованиявАПКкакврастениеводстве,такивживотноводстве,ивозможностьпривлечениявустановленномпорядкесредствфедеральногобюджета.Анализируя, деятельностьмалых форм хозяйствования в АПК к 2015 году поголовье животных составило:крупного рогатого скота 223,1 тыс. голов, в том числе коров 102,6 тыс. голов;овец и коз 152,6 тыс. голов.В связи с этим появилась потребностьнеобходимость разработки программноцелевого метода, предусматривающего организационные и финансовые меры, которые позволят продолжить развитие малых форм хозяйствования в АПК как в растениеводстве, так и в животноводстве, и возможность привлечения в установленном порядке средств федерального бюджета.Проведенный анализ показал, чтона современном этапе развития малых форм хозяйствованияособенно важно создание объективно необходимых предпосылок организационноэкономического и социального характера на основе повышения государственной поддержки, что позволит вывестисельскохозяйственных товаропроизводителейна качественно новый уровень развития.При этом необходимы такие меры стимулирования роста производства продукции, которые бы способствовали повышению доходности сельхозтоваропроизводителей, надежному обеспечению населения качественной продукцией по приемлемым ценам.
Ссылки на источники1. Кобелева Е.А. Ключевые направления развития агропромышленного комплекса Краснодарского краяСоциальноантропологические проблемы информационного общества. Выпуск 2: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова // Концепт. 2013. –Приложение № 11. –Киров: МЦИТО. URL: http://ekoncept.ru/ext/61. [Дата обращения 20.04.2015].2. Королюк Е.В. Специфические характеристики формирования институциональнохозяйственных систем в современной России// Вопросы экономики и права. 2012.№51. С. 5460.3. Королюк Е.В. Специфика земельного рынка юга России. В сборнике:Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развитиясборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. Тамбов, 2014. С. 6769.4. Кобелева Е.А. Анализ приоритетных направлений государственной поддержки по развитию агропромышленного комплекса в Краснодарском крае // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 28. –С. 2630. –ART 14827. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14827.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN2304120X. [Дата обращения 21.04.2015].5. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (ред. от 21.06.2011).6. Кобелева Е.А. Оценка аграрной политики после вступленияв ВТО // Развитие современного общества в условиях реформ: Вопросы экономики и управления. Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции. Филиал ФГБОУ ВПО КубГУ в г.Тихорецке, 2014. –С.7882.7. Королюк Е.В. Интегрированные субъекты рынка как основа эффективного хозяйствования. В сборнике:Актуальные вопросы развития социальноэкономических систем в современном обществе.Материалы V международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. С. 6367.8. Постановление об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексеКраснодарского края на 2013 2015 годы» от 12 ноября 2012 г. № 1343.9. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. №1204 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».10. Программа «Поддержка начинающих фермеров» http://www.dsh.krasnodar.ru