Этнические и психологические доминанты как фактор влияния на эквивалентность внешней торговли

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А. Этнические и психологические доминанты как фактор влияния на эквивалентность внешней торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1336–1340. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54531.htm.
Аннотация. В статье поднимается проблема существования иных причин неравноценного обмена в ходе внешнеторговых операций, кроме извлечения прибыли. В качестве одной из ведущих причин анонсируется формирующийся в подсознании этнопсихологический механизм, реализующийся в массовом сознании человеческой популяции, влияющий на качество принятия решений. Степень проявления возможной симпатии/антипатии в межэтнических торговых отношениях может реализоваться в величине извлекаемой прибыли из внешнеторговых операций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук,доцент кафедры маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. РостовнаДонуVikodiver@yandex.ru

Этнические и психологические доминанты как фактор влияния на эквивалентность внешней торговли

Аннотация.В статье поднимается проблема существования иных причин неравноценного обмена в ходе внешнеторговых операций, кроме извлечения прибыли. В качестве одной из ведущих причин анонсируется формирующийся в подсознании этнопсихологический механизм, реализующийся в массовом сознании человеческой популяции, влияющий на качество принятия решений. Степень проявления возможной симпатии/антипатии в межэтнических торговых отношениях может реализоваться в величине извлекаемой прибыли из внешнеторговых операций. Ключевые слова: психологический механизм, межэтнические контакты, массовое сознание, внешняя торговля, неэквивалентный обмен, страны постиндустриального пула, страны –экспортеры ресурсов

Проблема взаимной выгодности во внешнеторговых отношениях является одной из традиционных темв специализированной научной литературе. Дискуссии поэтому поводу периодически возникают вэкономическойпечати. Если проанализировать проблемный ракурс работ по внешней торговле за последние 150 лет, то мы многократно столкнемся с обсуждением феномена диспропорций во внешнеторговых отношениях. Причем, в практической сфере помимо использования силового и военного давления для извлечения максимальной прибыли и постановки контрагента в откровенно невыгодное положение экономическими методами, мы отметим наличие торговых отношений, в которых интересы партнеров соблюдаются в течение длительного времени на основе заключенных договоренностей, несмотря на откровенно слабую позицию одного из партнеров. Если бы стороны исходили бы из сугубо рациональных позиций извлечения максимальной прибыльности внешней торговли, то такие примеры было бы невозможно объяснить с позиций формальной логики. Приходится признать существование неких нематериальных причинне логичного (нерационального) поведения одного или обоих контрагентов при осуществлении процедур внешней торговли. Присутствуют попытки объяснения своеобразного компромисса одной или обеих сторон на встречу друг другу, вследствие многократных повторных трансакций для закрепления постоянства торговых контактов. Однако этот аргумент представляется не достаточно состоятельным ввиду наличияпримеров многолетних торговых взаимоотношений с постоянным доминированием одной из сторон, постоянно извлекающей прибыль из сложившейся ситуации в ущерб другой стороне, с постоянным поддержанием неэквивалентности внешнеторговых отношений[1]. Следует отметить, что расширение процессовглобализации экономики не изменяет сущности внешнеторговых отношений и не отражается прямо на градиенте их эквивалентности. В качестве классического примера неэквивалентности внешней торговли, существующей в течение длительного времени и характеризующейся смещением равновесия в извлечении прибыли в пользу одной из сторон можно привести внешнеторговые отношения между государствами постиндустриального пула и странами с транзитивнойэкономикой, ориентированной на торговлю сырьевыми ресурсами. На современном этапенеэквивалентность внешней торговлимежду указанными сторонамипроявляется в торговых диспропорциях и закрепляетсяв дисбалансе уровня жизниграждан,населяющих развитые и развивающиеся государства. Этот феномен принятоименовать ассиметрией взаимной зависимости, характеризующейся, по сути,неравенствомв торговле, проявляющимсяв существованииквотирования объемов реализации и ценовых ограниченийна товарный ассортимент. Рассмотрение торговлина внешнихрынках в паресырьевых ресурсов инаукоемких и капиталоемкихтоваровприводит к фиксации объективногоразличия в вопросах ценообразования. При уставлениицен на наукоемкие и капиталоемкие товары помимо добавленной стоимости в процессе производства товара, большое значение оказывают различные нематериальные активы, такие как: патенты, ноухау, торговая марка и т.д. При ценообразовании на первичные сырьевые ресурсы с низкой добавленной стоимостьюотправнойточкой в определении их ценывыступает подсчет затрат на добычу и траспортировку к месту реализации исходя из среднемировых цен. То есть, их цена складывается из затрат, плюс определенная премия, предполагающая рентабельность или вознаграждение собственников и управляющих элит. Обычно затраты на рекультивацию территории и экологические тратыне входят в цену реализуемого ресурсаи являются проблемой, откладываемой на неопределенный период времени. Принципиальное различиев вопросах ценообразования на представленные группы товаров, посуществу,восходит к определенным историческим традициям, когда ресурсы, извлекаемые из природы непосрественно оценивались лишь только, как цена их добычии никому не приходило в голову взимать плату за сам ресурс, который подарен человеку Богом. Тогда как, товары, полученные в процессе обработки или улучшения, стоимость которых возрастала в результате приложения человеческого труда или таланта, оценивались относительно дорого именно вследствие воздействия на них человека. Однако, если мы примем предложенную точку зренияна ценообразование товаров, то стоимость ресурсов должна оцениваться в этом случае с учетом приложения человеческого труда, затраченного на приобретение и удержание территории добычи ресурсов. Причем, указанные трудозатраты могут быть достаточно велики. Например, колонизация русскими Сибири или конкиста испанцами южноамериканских территорий с их ресурсной базой. Тем не менее, совокупное общественное мнение на современном этапе не учитывает данную составляющую стоимости ресурсов. В этой связи можно отметить, что основным фактором, влияющим на стоимость сырьевых ресурсов на современном этапе, является понятие, так называемой «справедливой цены», поддержание которой позволяет формировать рост экономики в развитых странах не менее 45% вгоди получать достаточные средства для странэкспортеров ресурсов. То есть, ценообразование происходит на основе определенного консенсуса, который не исключает определенного давления, как с одной, так и с другой стороны. Процесс ценообразования на ресурсы очень подвержен влиянию различных неэкономических факторов, политических и военных процессов. Ведущим моментом в процессе ценообразования на ресурсы является, по существу, готовность подавляющего большинства развитых государств залатить ту или иную цену на нихв каждом конкретном случае на каждом временном отрезке. При этом, не всегда основообразующим элементом конкретных трансакций является извлечение прибыли в ходе данной сделки непосредственно, а периодически желание оказать экономическую помощь исоздать предпосылки для включения контрагента в какуюлибо международную организацию (по типу ВТО). Само понятие выгоды от торговой деятельности как основного инструмента самовоспроизводящейся организации движения товаров принадлежит А. Смиту («принцип невидимой руки») [2]. Тем не менее, широко известны различные факты, когда торговля организовывалась и проводилась метрополиями без особой прибыльности, а, например, для поддержания уровня жизни населения колоний. Также из классических работ по монополистической конкуренции широко известны случаи не просто бесприбыльной торговли, а убыточной хозяйственной деятельности в целях недобросовестной конкурентной борьбы, в расчете на будущие прибыли при установлении монопольного ценообразования[3].Акцент на использование внерыночных факторов в международной торговле имеет место быть и в настоящий период времени, именуется демпингом и значительно искажает мировые экономические конъюнктуры. Если мы абстрагируемся отосознания необходимости непременной взаимной прибыльности торговых операций на основании взаимоучета спроса и предложения, то сможем легко обнаружить, как в исторической перспективе, так и в настоящее время, множество попыток воздействовать неэкономическими методами на контрагентов в международной торговле.Это справедливо как в отношении так называемой «политики канонерок», так и призаключении различного рода крупных международных сделок с использованием дипломатического давления, применяемого одной из сторон, равно как и контр давления с другой стороны.Повседневной практикой стало установление торговых отношений и определение объемов международной торговли правительствами без учета интересов конкретных сторон. Для поддержания торговых балансов до сих пор применима практика назначения экономических санкций, либо торговых ограничений в виде эмбарго, а также военной угрозы для закрытия или ограничения торговой экспансии какойлибо национальной экономики. Зачастую, подобные угрозы, не реализуясь на практике, являются средством психологического воздействия на торгового контрагента.Таким образом, основной характеристикой внешней торговли в бытовом понимании этого термина являетсяпонятие «неэквивалентная торговля», т.е. неравноценный обмен. Следует отметить, что творцытеории стоимости (Д. Рикардо, К. Маркс) полагали возможным и достижимым эквивалентный обменпри мене равных стоимостей, чему пытались найтитеоретическое обоснование [4]. В современной рыночной экономике соотношение спроса и предложения на конкретные товарные единицы на конкретных торговых площадках(преимущественно, биржах), конкретными торговыми агентами определяет стоимость указанных товарных единиц. Сознавая, что данный процесс определения стоимости может не гарантировать справедливости и не являться оптимальным, следует отметить, что другого пути относительно демократического определения стоимости не существует.

Приближение к максимально эквивалентному обмену представляется возможным в условиях внутренней торговли какоголибо государственного образования, где ее правила регламентированы различного родаограничениямии запретами нанесениявредасоплеменнику, согражданину либо устанавливающими максимальный предел потенциальной прибыльноститорговой сделки. В отношении внешней торговли, напротив, существуют у разных народов определенные правила, религиозные установления илиобычаи, позволяющие извлекать всю возможную прибыль из внешнеторговой сделки, ставя своего контрагента в стесненные обстоятельства вплоть до угрозы разорения и угрозы военного давления. По нашему мнению, в основе такого отношения к внешнеторговым партнерам лежит универсальный психологический феномен «Мы» и «Не мы», обусловленный физиологическими особенностями представителей различных человеческих популяций[5]. Смысл феномена в том, что отношения между «Мы» и «Мы» в одной популяции и «Мы» и «Не мы» в разных популяциях (обществах, этносах, народах, религиозных общинах) всегда разнятся более чем на порядок, а, соответственно, в отношении своего внешнеторгового партнерапозволительны утаивание правдивых сведений, предоставление заведомо не достоверных данных о рыночных конъюнктурах и состоянии хозяйствующих объектов. Методом исключения установлено, что воздействие особенностей человеческой психики, позволяющее воспринимать своих оппонентов в качестве чужих, обладающих чемто нужным для нашей общины, проявляет себя в качестве причины, не имеющей экономической первоосновы, отклонений от эквивалентного обмена в долгосрочной перспективе при осуществлении торговых сделок с «несимпатичными чужаками». Такой психологический феномен способствует подавлению чувств несправедливости и совести, присущих всем высокоорганизованным существам, в ходе межэтнического общения, к которому, безусловно, относятся внешнеторговые отношения. Понятно, что в силу того же Естественно, что наши контрагенты находятся под воздействием того же психологического феномена и осуществляют сходный модус поведения в ходе торговых контактов[6].Представляется очевидным, что отсутствие эквивалентности приобменных операциях может иметь место не только при контактах с «чужими», но и со «своими», в ходе внутриэтнических торговых контактов. Однако такие действия в отношении соотечественников воспринимаются окружающими их членами сообщества, как не совсем нормальные и могут осуждаться. Более того, нам известно об исторических традициях, узаконивающих разное отношение к торговым сделкам с соплеменниками и иноплеменниками (законы Хаммурапи, статья 88[7]).Разница выражалась в величине ссудного процента при кредитовании, жестко ограниченного в отношении соплеменников, и не лимитированного, по сути, в отношении иноплеменников. Другим примером, подтверждающим анонсированный тезис, являются жесткие ограничения в древнееврейском обществе, закрепленные в бытовых обычаях и нормах религии, разрешающих только рассрочку платежа при кредитовании внутри общины, и сколь угодно высокий процент при кредитовании внешнеторговых партнеров[8]. Формируясь, в подсознании отдельных индивидов, симпатии и антипатии, обусловливают определенные особенности поведения. Прорываясь из подсознания на уровень осознания проблемы, данные неосознанные симпатии или антипатии находят рациональное объяснение в сознании личности в виде экономической категории «прибыльности торговой операции», ее большей или меньшей величине. По существу, в маргинальных случаях величина прибыльности конкретной трансакции может соотноситься со степенью симпатии или антипатии торгующих сторон на индивидуальном уровне. При суммировании сходных чувств у значительного числа индивидов, принадлежащих к одной этнической группе или популяции, указанные подсознательные мотивы могут влиять на качество принятия решений уже на популяционном уровне, трансформируясь в психологические максимы, позволяющие смириться с меньшей прибыльностью торговых отношений при максимальной симпатии к контрагентам, либо настаивать на беспощадной прибыльности при антипатичности к оппонентам. При этом может не присутствовать ясное осознание принимаемых решений, а истинные мотивы маскируются формируемыми национальными мифами. Проявление психологического феномена «свой» «чужой» или, что то же «Мы» и «Не мы», не столь однозначно, как может показаться. Какието отдельные индивиды могут испытывать сильную антипатию, вплоть до ненависти к «чужакам» и призывать своих соплеменников к их дискриминации без видимых причин. Другие индивиды могут быть индифферентны к чужакам, а какието отдельные личности испытывать и проявлять симпатию. Суммируясь по всей популяции, эти симпатии, антипатии и индифферентное отношение, формируют общий популяционный модус отношения к другой популяции, обществу, с которыми осуществляются контакты и торговые отношения. Таким образом, могут проявляться значительные отличия в отношении к чужим этносам и обществам. К какимто будет проявляться мощное антипатическое настроение, будут гипертрофироваться отдельные направления неприязни, провоцироваться конфликты. К другим, отношение может быть более сдержанным, а к третьим, вообще, можетпроявляться легкая симпатия, опосредующая отказ от жестких мер и дискриминационных ограничений. Реализуясь во внешнеторговых отношениях, указанный психологический феномен может определять крайне жесткие реакции в отношении одних торговых партнеров и чрезвычайно мягкие благожелательные условия внешней торговли для других. И те и другие варианты торгового поведения, зачастую, не имеют какихлибо видимых материальных причин и для их обоснования формируются какието теоретические конструкты, вторично (типа «вечная борьба леса со степью» [9,10]. В плане примера крайней антипатии в торговых отношениях между контрагентамипоказательна ситуация между североамериканскимииндейцами, коренными жителями Северной Америки, и эмигрантамипротестантами англосаксами из Великобритании. Внешнеторговая политика последних, не видевших в своих контрагентах достойных партнеров и практиковавших крайне неэквивалентный обмен, привела к полному обнищанию коренного населения, резкому сокращению его территории и численности. В плане противоположного примера можно привести торговые отношения Португалии и индийского княжества с центром в Гоа (бывшая португальская колония), а на современном этапе –торговые отношения между США и Канадой. Во внешней торговле этих пар стран отсутствуют явные проявления неэквивалентности, попытки силового и военного давления и получения односторонних преимуществ. Следует отметить, что технический прогресс, формирование постиндустриального общества и тенденции к глобализации внешней торговли не изменили состояния неэквивалентности в обменных процедурах. Во внешнеторговых операцияхотношения внешнеторговых партнеров друг к другу тоже могут быть различными от симпатии через «точку» равнодушия до полной антипатии. Определеннымидеалом во внешнеторговых операциях будет являться чисто деловой рациональный подход, свободный от эмоциональных наслоений. Несмотря на нематериальную природу феномена большей симпатии или антипатии между различными популяционными группами в человеческом сообществе, этносами и нациями, этот феномен оказывает большое влияние на мировую внешнюю торговлю, смещая «точку» эквивалентности в торговых отношениях от равновесия. Это обстоятельство опосредует, в значительной мере, объективно существующие диспропорции в международном обмене между условными группами стран –продавцов ресурсов и стран –их реципиентов с высоким уровнем экономического развития.К примеру, мероприятия, предпринимаемые группой стран ОПЕК (организация стран экспортеров нефти

Organisation of the PetroleumExporting Countries), постоянно парируются объединенными усилиями государствимпортеров ресурсов. При этом обе группы государств уверены в своей правоте и проводимой ими политике в отношении ценообразования на ресурсы в международном обмене. В мировой экономическойнауке существуют две полярные точки зрения на вопросы возможности реализации эквивалентного обмена между данными группами стран. Экономисты, претендовавшие на объяснение подобных диспропорций в фарватере идей К.Маркса, Ф.Энгельса, В. УльяноваЛенина трактовали их как заговор мировой финансовой олигархии, делившейся крохами своих доходов с верхушкой рабочего класса своих государств. Очевидно, что несостоятельность подобных построений на текущий момент подтверждается существованием значительной прослойки населения в благополучных странах, так называемого среднего класса, лиц с достаточными и стабильными доходами, профессионально востребованных, с относительно высоким уровнем жизни. Их противники считают аксиомой, что в рыночных условиях внешняя торговля всегда эквивалентна, поскольку стороны торгуют товарами и услугами, пользуясь собственными конкурентными преимуществами и преимуществами своих территорий. Сторонники этого направления последовательно развивают его теоретическое обоснованиеоттеорииХекшераОлина к теории СтолпераСамуэльсона[11]. Если рассматривать их построения, находясь в парадигме их ценностей, не удается найти убедительных аргументов их неправоты.Однако сопоставление основных макроэкономических показателей по группам анализируемых стран с демонстрацией ВВП на душу населения в течение длительного периода времени (3050) лет позволяет отметить существование стойких длительных диспропорций в их внешнеторговом обмене [12]. Зримым проявлением существования отмеченных диспропорций можно считать сохраняющийся и углубляющийся разрыв в уровне жизни населения развитых стран и стран третьего мира. Кроме того, отмечается пропорциональное развитие инфраструктуры народного хозяйства высокоразвитых стран –импортеров ресурсов, без значительных билатеральных деформаций, тогда как в экономике странэкспортеров преобладает непропорционально развитая инфраструктура внешнеэкономической деятельности, ориентированная на экспорт ресурсов часто в ущерб инфраструктуре внутреннего рынка (Саудовская Аравия, Нигерия, Россия). Отметим, что при этом существующие элементы неэквивалентности торгового обмена консервируются и пролонгируются, находя теоретическое обоснование в различных теориях конкурентных преимуществ во внешней торговле. Подобные отношения во внешней торговле были характерны в течение длительного времени. Теоретические разработки последних лет утверждают, что противоречия такого рода сглаживаются на цивилизованных рынках современности под влиянием процессов либерализации торговых отношений и доминирования наднациональных финансовоэкономических институтов, а также внедрения общемировых правил ведения международных трансакций, обязательных для всех или хотя бы для многих (например, устав ВТО). Но, поскольку, психология человека и человеческих коллективов в своей основе не изменились, а только наиболее крайние формы поведения подавляются достижениями цивилизации, то можно предположить прологнирование воздействия выше указанного феномена в практике международной торговли в настоящее времяи в среднесрочном периоде.

Ссылки на источники1. Бондаренко В.А. Трансформационные сдвиги инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и экстраполярная модель неэквивалентной внешней торговли в контексте мирового экономического кризиса // Terra Economicus. 2009. Т. 7. №23. С. 291295.2. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth ofNations. London. 1790.3.Ленин В. Империализм как высшая стадия капитализма Полное собрание сочинений В.И. Ленина, изд. 5, т. 27, с. 299427.4. Irwin D.A. A Brief History of International Trade Policy. Princeton: PUP, 2001. 5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1993. С.71. 6. Бондаренко В.А. О неэквивалентности внешней торговли и трансформациях ее инфраструктуры // Вестник РГЭУ (РИНХ). 2010. № 2 (31).С. 216224. 7. Якобсон В.А.Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 1982. С. 103—108.8. Библия. Книги Ветхого Завета. Вторая книга Моисеева. Гл.22. Стих 25. Чикаго, 1990. С.82.9.Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1892. Т. 1. С. 159; Т. 2. С. 4647.10.Соловьев С.М. История Россиис древнейших времен. М.: «Мысль», 1988. Кн. 1. С. 57. 11. Киреев А.П. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1997 –416 с.12. БондаренкоВ.А.Биржевой элемент инфраструктуры внешнеэкономической деятельности как инструмент квазирынка в условиях глобальной экономики,М.:ИздвоВузовская книга, 2011.

208 с.

VictoriaBondarenko,Doctor of Economics, associate professor at the chair of marketing and advertising of RostovState EconomicsUniversity(RINKH), RostovonDonEthnic and psychological dominant influence on the equivalence of foreign tradeAbstract.The article raises the problem of the existence of other causes of unequal exchange in foreign trade operations, except for profit. As one of the leading causes announced emerging in the subconscious psychological mechanism implemented in the mass consciousness of the human population, affecting the quality of decision making. The degree of showcase of possible liking/disliking interethnic trade relations can be realized in the recoverable profits fromforeign trade operations. Keywords:psychological mechanism of interethnic contacts, mass consciousness, external trade, unequal exchange, the country's postindustrial pool, the country's exporters resources.