Обоснование актуальности исследования эффективности социально-экономических механизмов регуляции рынка труда и занятости молодежи в Украине

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Федотова Т. А. Обоснование актуальности исследования эффективности социально-экономических механизмов регуляции рынка труда и занятости молодежи в Украине // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1351–1355. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54534.htm.
Аннотация. Исследованы имеющиеся научные работы по вопросам занятости молодежи на рынке труда и социально-экономических механизмов его регулирования. Проведен анализ эффективности действия на практике обновленных положений законодательства о занятости в отношении рынка труда Украины и молодежного сегмента рынка труда.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Федотова Татьяна Анатольевна,

кандидатэкономическихнаук, доцент, кафедры экономики и управления национальным хозяйством Днепропетровскогонациональногоуниверситета им. О. Гончара, г. Днепропетровск fedotova@ua.fm

Обоснование актуальности исследования эффективности социальноэкономических механизмов регуляции рынка труда и занятости молодежи в Украине

Аннотация.Исследованы имеющиеся научные работы по вопросам занятости молодежи на рынке труда и социальноэкономических механизмов регуляции его регулирования. Проведен анализ эффективности действия на практике обновленных положений законодательства о занятости в отношениирынка труда Украины и молодежного сегмента рынка труда.Ключевые слова:молодежь, рынок труда, занятость молодежи, социальноэкономические механизмы, регулирование, эффективность регулирования.

Анализ проведенных диссертационныхисследованийи опубликованных монографий по вопросам регулирования рынка труда и занятости молодежипоказал, что данная проблематика в основном освещена в работах по социологиии в юридических работах.Относительно темы работы висследованиях экономического характера, тостоит отметить их незначительное количество и освещение в период первого десятилетия21 века. В дальнейшем данная тема перестала привлекать внимание ученых, несмотря на то, что вопрос остался нерешенным, и его проблематика не утратила своей актуальности, о чем также свидетельствует принятие в новом законодательстве о занятости ряда норм относительно трудоустройства молодежи.Работы экономического направления в основном датируются до 2006 г. Следовательно,на данный момент они уже потеряли свою актуальность, как в статистическом измерении, так и спозиции многочисленных изменений законодательства стех пор. Кроме того, существенно изменилась жизненная и трудовая позиция молодежи иситуация на рынке труда в целом. А с введением в действие положений нового законодательства о занятости с2013 г. все эти труды окончательноутратили свою актуальность. По этой же причине возникла острая необходимость проведения исследования поновым положениям законодательства и выявления их влияния на экономическую ситуацию относительно положения и занятости молодежи на рынке труда.Результаты исследования данных вопросов в других странах не могут быть автоматически применены на территорииУкраины, к тому же во многом они базируются на материалах функционирования зарубежных рынков труда, механизм которых существенно отличается от рынка труда Украины. Поэтому результаты многочисленныхисследованийзанятости молодежи на рынке труда, преодоления молодежной безработицы, регуляции труда молодежи в современных условиях России не могут быть применены для решения ситуации в Украине. Они могут лишь служить в качестве заимствования определенного позитивного опытав решении проблем в данной сферес обязательной их интерпретацией к особенностям функционирования рынка труда в Украине.Также следует отметить, что кнастоящему времени попыток исследовать совместно регуляцию труда и занятости молодежи в Украине не было, в основном имели место разрозненные и разнотематические исследования в рамках обозначенной проблемы. Поэтому даннаятематика исследования является одной из самых актуальных в современных условиях.В качестве дополнительногообоснованияактуальности темыследует привести содержание принятых норм в отношении трудоустройства и занятости молодежи.Так, 1го января 2013 года вступил в силу Закон Украины "О занятости населения", принятый Верховным СоветомУкраины 5 июля 2012 года. Значительные изменения касаются трудоустройства молодежи. Все эти изменения еще достаточно не исследовались в научных трудах. Не проводился анализ их эффективности на практике и изменения данных статистики после принятия Закона. Данными аспектами усиливается актуальность тематики исследования. К категориям граждан,недостаточно конкурентоспособным на рынке труда,принадлежит молодежь, которая закончила учебу или освободилась сосрочной военной службы и которая впервые принимается на работу.Для обеспечения эффективного трудоустройства молодежи государство вводит жесткие регулятивные инструменты, а именно устанавливает квоты на предприятиях, учреждениях и организациях [1, ст. 14]. Закон также предусматривает предоставление работодателями отчетов установленного образца вГосударственнуюслужбузанятости относительно трудоустройства молодежи.Работодателям, которые трудоустроили на новое рабочее место молодого работника, сроком неменее чем на 2 года, ежемесячно компенсируются расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее трудоустроенное лицо. В случае увольненияработника по инициативе работодателя сумма предоставленных средств должна быть возвращенав Фонд в полном объеме.Также изменения в трудоустройстве касаются государственной поддержки молодых работников, устраивающихся наработу в селах и поселках.Молодой работник, заключивший трудовой договор на срок не менеетрех лет с субъектом хозяйственной деятельности, расположенном в сельской местности, получает жилье на срок его работы и одноразовую адресную помощь (10 минимальных заработных плат) из Государственного бюджета Украины. Кабинетом Министров Украины утвержден Порядок выплаты и перечень профессий (специальностей. После десяти лет работы в таком населенном пункте жилье передается молодому работнику в собственность.Кроме того законодательно добавлена возможность повышения конкурентоспособности молодежи. После получения студентами профессии (квалификации) квалификационного уровня "квалифицированный рабочий", "младший специалист", "бакалавр", "специалист", продолжающими учиться на следующем образовательном квалификационном уровне, они имеют право на прохождение стажировки по получаемой профессии (специальности) на предприятиях всех форм собственности и вида деятельности. Условия прохождениятакой стажировки определяются договором о стажировке в свободное от учебы время.Срок стажировки по такому договору не может превышать шесть месяцев, а руководить ей может только работник со стажем работы по соответствующей профессии (специальности) не менее трех лет. Впервые предусмотрено внесение работодателем записи о прохождении стажировки в трудовую книжку. Законом также предусмотрено за выполнение в период стажировки молодым специалистом профессиональных работ выплату заработной платы по установленной системе оплаты труда с учетом коэффициентов, надбавок и доплат. Это положение предоставляет возможность работодателям дать профессиональный опыт молодым специалистам, что сделает их последующее трудоустройство более конкурентным.В целом за период действия в 2013 году новых норм законодательства о занятости на рынке труда Украины имели место позитивные тенденции(табл. 1). Однако следуетотметить тот факт, что под конец года сложившиеся тенденции улучшения ситуации были изменены в связи с возникшим в стране политическим противостоянием в ноябре и декабре наблюдается дестабилизация показателей. Такжесреднеучетная численность штатных работников в среднем по Украине в декабре 2013 г. уменьшилась по сравнению декабрем 2012 года на 401 тыс. чел.и составляла 9 млн. 958 тыс. чел. [2]. Сокращение численности работающих состоялось во всех регионах Украины.Таблица 1Спрос,предложение и трудоустройство рабочей силы в 2013 году[2](на конец отчетного периода)

Месяца Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел.Потребность предприятий в работниках на замещение вакантных должностей, тыс. чел.Нагрузка зарегистрированных безработных на 10 свободных рабочих мест, чел.Трудоустроено зарегистрированных безработных за месяцтыс. чел.в % к безработным на протяжении месяцаЯнварь 564,554,110415,82,6Февраль 589,159,010023,23,6Март 571,667,88442,76,6Апрель 534,769,57777,611,8Май 501,075,06755,49,2Июнь 465,378,75955,89,8Июль 451,579,75749,69,0Август 435,488,64941,17,9Сентябрь 422,188,74849,39,6Октябрь 394,677,65170,113,6Ноябрь 423,867,86334,66,9Декабрь 487,747,510326,84,8

Проанализируем, как новые нормы привлечения молодежи к работе в сельской местности, изменили ситуацию на этих рынках труда.Если проводить параллель соотношения безработного городского и сельского населения в динамике в течение 2013 года, то по данным табл. 2 можно придти к выводу, что в целом ситуация имеет незначительные положительные изменения. Так за 2013 год численность безработного сельского населения снизилась на 15,8 % на фоне снижения данного показателя среди городского населения на 13,6 %. Кроме того, изменилось структурное соотношение по данным группам населения: на момент вступления в силу новых законодательных положений оно составляло 56,2 к 43,8 с преобладанием городского населения, а через год действия этих положений –57,3 к 42,7. Однако данные официальной статистики не позволяют провести факторный или более структруризированный анализ, чтобы выявить, за счет каких именно мероприятий произошли данные изменения на рынке труда. Поэтому сложно утверждать, какой именно процент изменений имел место непосредственно под действием вновь принятых положений о трудоустройствемолодежи в сельской местности.

Таблица 2Количество зарегистрированных безработных по местожительству в 2013 году[2]

(на конец отчетного периода; тыс. чел.)Месяца123456789101112Всего564,5589,1571,6534,7501,0465,3451,5435,4422,1394,6423,8487,7Городское

население316,9326,2325,4322,3308,9291,4286,2278,0272,3260,3265,2279,2сельское

население247,6262,9246,2212,4192,1173,9165,3157,4149,8134,3158,6208,5

В профессиональном разрезе ситуация в сельской местности после принятия новых положений законодательства о занятости выглядит следующим образом в течение 2013 г. (табл. 3).Таблица 3Профессиональный состав и потребность в работниках сельского хозяйства за 2013 г.[2]

Группы профессий Профессиональныйсостав безработныхКоличествовакансийЧисленность трудоустроенныхДефицит (излишек) вакантных местВсего 15374361203203541939334233Квалифицированныесельскохозяйственныеработники ирыбалки, в том числе:

57799310801820726719

садовники иземлеробы

15869957260816297

животноводы 16371753946348832

работники сельскогохозяйства в сфереземледелияи животноводства11645521827456427

работники лесногохозяйства11788687935434909

работники рыбного промысла, охотники212618721204254Работники, обслуживающие сельскохозяйственные и другие передвижныеустановки

90361614064338528955Простейшиепрофессиив сельском хозяйстве, рыбной ловле1920611330108947876

Мы видим, что наибольший уровень безработицы имеет место среди работников, обслуживающих сельскохозяйственные и другие передвижные установки. В то же время по данной группе профессий в наличии имеется и наибольшее число вакантных рабочих мест.На втором месте находится группа квалифицированных сельскохозяйственных работников.Следовательно, действие новых положений о привлечении специалистов в сельскую местность на практике не показало своей эффективности, т.к. приведенные выше группы профессий формируются в основном за счет выпускников вузов. В то время как по данным статистики в группах сельскохозяйственных рабочих наименьший уровень безработицы и в них существует наименьшая потребность. Единственным положительным моментом можно отметить, что данные группы аналогично занимают первое и второе места по численности трудоустроенных. Однако, как нами уже отмечалось ранее, мы не имеем более детальных аналитических данных для того, чтобы определить, за счет каких именно факторов имеет место данная тенденция. Но однозначно в данном контингенте присутствует определенная доля лиц, трудоустроенных в сельскую местность согласно новых положений привлечения молодых специалистов.

Следует отметить такую специфическую особенность, явно прослеживаемую по данным официальной статистики, как изменение ситуации по профессиональным группам в конце года в отличие от проанализированной выше в течение 2013 года (табл. 4). Таблица 4Профессиональный состав и потребность в работниках сельского хозяйства на 31.12.2013 г.[2]

Группы профессий Профессиональный состав безработныхКоличество вакансийДефицит (излишек) вакантных местНагрузка на 1 свободное местоВсего 4876914745244023910Квалифицированные сельскохозяйственные работники и рыбалки, в том числе:232946862260834

садовники и землеробы

6100361573917

животноводы 5589190539929

работники сельского хозяйства в сфере земледелия и животноводства6742346708198

работники лесного хозяйства418993409645

работники рыбного промысла, охотники674866684Работники, обслуживающие сельскохозяйственные и другие передвижные установки

124022121856Простейшие профессии в сельском хозяйстве, рыбной ловле356509313471938

Здесь наибольший уровень безработицы в группе простейших профессий в сельском хозяйстве и рыбной ловле. Тем не менее,количество вакансий в ней в 3,5 раза меньше численности безработных, хотя по удельному весу в общем количестве занимает первое место. Частично изменение ситуации на рынке труда может быть объяснено сезонностью сельскохозяйственной отрасли, когда под конецгода всегда значительно снижается потребность в работниках и уровень занятости.По данным на конец 2013 гола мы также не наблюдаем существенных изменений в обеспечении сельской местности молодыми специалистами.

В течение 2013 года официально зарегистрировано 1537436 безработных, из которых 132092 человек получили статус безработного в течение отчетного месяца. Среди них молодежь до 35 лет составила 52515 человек или 39,76 %.Данное процентное соотношение показывает, что проблема молодежной безработицы все еще остается нерешенным и актуальным вопросом для украинского рынка труда.Из числа безработного населения в 2013 году трудоустроено 541939 чел., в том числе в отчетном месяце –26897. Из этого числа молодежи до 35 лет трудоустроено 13794 чел.или 51,3 %[2].Этот показатель свидетельствует, что ситуация на молодежном рынке труда в аспекте трудоустройства решается только наполовину, и все еще остается актуальной. Для определения влияния обновленных законодательных норм следует провести сравнительный анализ аналогичных показателей в 2012 году.В 2012 году на учете в государственной службе занятости находилось 887,9 тыс. незанятых граждан в возрасте до 35 лет (или 48,6% общей численности лиц, которые находились на учете). По направлению государственной службы занятости в 2012 году было трудоустроено 375,8 тыс. или 49,2 %. Как видим за год действия обновленного законодательстваснизился удельный вес безработной молодежи и вырос процент ее трудоустройства. Таким образом, проведенный анализ динамики показателей и ситуации на рынке труда после реализации на практике новых законодательных положений в части регулирования рынка труда в целом дает основания придти к выводу об отсутствии существенных изменений. Также не выявлена прямая связь воздействия данных норм на улучшение ситуации, в том числе и относительно молодежного сегмента.Данными аспектами подтверждается необходимость дальнейших исследований и разработок в этом направлении и актуальность данного вопроса на современном этапе. Исследование эффективности социальноэкономических механизмов регуляции рынка труда и занятости молодежи нами предлагается проводить по таким направлениям: 1. Определение понятия социальноэкономического механизма регуляции рынка труда, его элементов, функций и принципов функционирования.2. Методология определения и исследования молодежного сегмента рынка труда.3. Выявление особенностей функционирования рынка труда молодежи, позиционирования молодежи на рынке труда, молодежной безработицы.4. Исследование состояния занятости молодежи на рынке труда Украины, эффективности мероприятий преодоления молодежной безработицы и механизма регуляции труда молодежи.5. Анализ уровня занятости молодежи на региональных рынках труда в Украине.6. Установление взаимосвязи состояния занятости молодых специалистов с сферой высшего образования.7. Исследование изменений относительно трудоустройства молодежи после вступления в силу нового Закона Украины "О занятости населения" с 1го января 2013 года, а также анализ эффективности новых положений на практике и выявление изменений статистических данных после принятия Закона.8. Оценка эффективности регулятивных инструментов относительно рынка труда молодежи в Украине и за рубежом, сравнительный анализ.9. Сравнительный анализ государственной поддержки молодых работников в Украине и за рубежом.10. Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижения уровня молодежной безработицы.

Ссылки на источники1. Закон Украины «О занятости» от 5.07.2012 г. №5067.2.Официальный сайтгосударственного комитета статистики Украины. –Режим доступа:ukrstat.gov.ua.

Fedotova Tatiana,candidate of economic Sciences, associate professorof the Department of Economics and national economy management, Oles Honchar Dnipropetrovsk National University,DnepropetrovskActuality of the research on the effectiveness of socioeconomic mechanisms of regulation of the labour market and youth employment in UkraineAbstract. Investigated the available scientific work on the questions of employment of youth in the labour market and socioeconomic regulation mechanisms of its regulation. The analysis of effectiveness in practice of the updated provisions of employment legislation in relation to the labour market of Ukraine and the youth segment of the labour market.Keywords: youth, labour market, employment of young people, socioeconomic mechanisms, regulation, regulatory efficiency.