Творческая лаборатория как форма развития вербального мышления
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мацкевич
Е.
С. Творческая лаборатория как форма развития вербального мышления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1466–1470. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54557.htm.
Аннотация. Статья посвящена инновационной форме работы с подростками – творческой лаборатории, которая была посвящена развитию вербального мышления обучающихся.
Текст статьи
Мацкевич Екатерина Сергеевна,педагог дополнительного образования, Дом Детского Творчества «Фонтанка32», г. СанктПетербургKaterina.matskevich@gmail.com
Творческая лаборатория как форма развития вербального мышления
Аннотация: Статья посвящена инновационной форме работы с подростками –творческой лаборатории, которая была посвящена развитию вербального мышления обучающихся.Ключевыеслова: творчество, вербальное мышление, развитие, инновация
ВведениеВ своей педагогической и методической работе я очень часто сталкиваюсь с распространенной проблемой обучающихся и даже педагогов –неумением выражать свои мысли вслух и письменно. В связи с этой проблемой я решила в экспериментальном водном лагере в июле 2013года провести творческую лабораторию под соответствующим названием «Буквомирие». Форма творческих лабораторий подразумевает разновозрастную группу участников, заинтересованных в исследовании заявленной ведущим тематики. В обучающей системе экспериментального водного лагеря (далее –ЭВЛ) все ребята разделяются на группы по стажу занятий в наших туристских кружках. И только в творческих лабораториях такого разделения нет –их могут посещать как обучающиеся, так и педагоги. Участие разновозрастных и поразному подготовленных исследователей создает напряженное творческое поле и требует большого мастерства от ведущего при подготовке и проведении лаборатории.Системная позиция творческой лаборатории в надсистеме ЭВЛКак уже было сказано во введении, творческая лаборатория как система является частью надсистемы –экспериментального водного лагеря. Поэтому в этой части хотелось бы рассказать об экспериментальном водном лагере (ЭВЛ).В течение учебного года с обучающимися, которые занимаются по образовательным программам туристского отдела ДДТ «Фонтанка32», проводятся теоретические занятия на базе школ, где они получают основные знания по технике туризма, принципам межличностного взаимодействия, развитию интеллектульных способностей (внимания, памяти и т.п.). Полученные знания они применяют на практике во время выездов за город, проходящих каждые выходные, и туристских походов в каникулярное время. В летние каникулы проходит т.н. «летняя кампания по организации летнего отдыха школьников», в рамках которойпроводится четыре похода –три пеших и экспериментальный водный лагерь. В программу экспериментального водного лагеря включены все направления, необходимые для гармоничного развития подростков. ЭВЛ длится 20 дней, первые 10 дней проходят на базе –это т.н. «сухая часть», далее совершается водный поход на лодках и байдарках по ладожским шхерам, где ребята на практике закрепляют полученные знания. В программу «сухой» части входят спортивные и беговые тренировки (развитие на физическом уровне), теоретические курсы и творческие лаборатории (развитие на психологическом и интеллектуальном уровне). Все это вписано в достаточно жесткий режим дня, где на каждый курс отводилось 1 час 20 минут с перерывами по 5 минут, столько же на тренировку вместе с обязательным купанием, по часу на еду, и 2,5 часа на вечерний обощающий курс «Человековедение». Такой график про его соблюдении дает необходимую для разновозрастной туристской группы из 70 человек дисциплину и снижает психологическое напряжение и усталость, возникающие у подростков в ситуации неопределенности. На дневных курсах ребята объединены по стажу занятий по программам туристского отдела (1 группа –1 год, 2ая –2 и т.д.) При таком объединении у каждой группы примерно одинаковый уровень подготовки и владения необходимой информацией и соответствующими навыками. В ЭВЛ 2013года проходили такие курсы: «Радость думать», «Основы здорового образа жизни», «Психология для начинающих», «Сила характера». В творческих лабораториях , как уже говорилось во введении, объединяютсяпо интересам к заявленной тематике, а не по возрастам. В ЭВЛ 2012 года проводились следующие лаборатории: «Буквомирие», «Искусство видеть», «Аутентичное движение», «Сознание» и «Философия». И вечером обычно проходит подытоживающий и всеобъемлющий курс «Человековедение», где на занятиях присутствуют все поехавшие в ЭВЛ (обучающиеся и педагоги). В ЭВЛ 2010 года я проводила курс «Человековедение» и написала об этом методическую разработку, отмеченную дипломом конкурса научнометодических разработок, проводившимся в Москве Федеральным Институтом Развития Образования. В системе ЭВЛ важным является отрыв от привычной среды на довольно продолжительное время (это самый длинный поход в году). Таким образом подростки могут воспринимать больше новой информации и, главное, применять ее на практике в условиях большой туристской разновозрастной группы. Перефразируя известную цитату, не только «лето –маленькая жизнь», но, скорее, «водный лагерь –маленькая жизнь», в которой ребята могут попробовать разные стратегии и принципы организации бытия и выбрать для себя наиболее удачные и работающие на достижение цели. В основе программы экспериментального водного лагеря лежит идея исследования возможности построения «здорового общества» (термин выдающегося психологагуманиста Эриха Фромма) в рамках большой туристской группы. Вот что Эрих Фромм писал об этом: «Подход нормативного гуманизма основан на допущении, что проблему человеческого существования, как и любую другую, можно решить правильно и неправильно, удовлетворительно и неудовлетворительно. Если человек достигает в своем развитии полной зрелости в соответствии со свойствами и законами человеческой природы, то он обретает душевное здоровье. Неудача такого развития приводит к душевному заболеванию. Из этой посылки следует, что мерилом психического здоровья является не индивидуальная приспособленность к данному общественному строю, а некий всеобщий критерий, действительный для всех людей, удовлетворительное решение проблемы человеческого существования»[1]. В теории самоактуализации А.Маслоу об этом сказано так: «Сейчас уже очевидно, что полная актуализация возможностей человека имея в виду общество в целом может иметь место только при некоторых <благоприятных условиях>. Или, если говорить еще более прямо, чтобы человек был хорошим, ему нужны хорошие условия жизни и хорошее окружение. С другой стороны, я полагаю, нормативная философия биологии должна принять на вооружение теорию хорошего общества, основой которой могло бы стать следующее определение: <Хорошее общество –это общество, которое благоприятствует наиболее полному развитию и раскрытию человеческих возможностей>» [2]. Именно этим –развитием и раскрытием человеческих возможностей мы и занимаемся с подростками . Подростковый возраст –время выбора жизненной стратегии, постановки целей и осмысления мира. Для этого ему необходима соответствующая информация –о существующих стратегиях и последствиях выбора каждой из них, о достойных и мелких целях, о возможностях в личностном росте и осмыслении мира и своего места в нем. Мы не просто даем подросткам эту информацию, но учим способам ее поиска и отличия значимой информации от проходной, которая ежедневно обрушивается на него из интернета, с экранов телевизиров и т.п.Творческая лаборатория «Буквомирие»(содержание занятий)Целью творческой лаборатории было развитие вербального мышления как одного из основных видов коммуникации между людьми. Задачами лаборатории были:
Развитие «чувства стиля» участников, знакомство с основными стилями письменной речи
Развитие устной и письменной речи участников как способов творческого самовыраженияОсобенность проведения творческой лаборатории заключается не только в разном уровне подготовки участников, но и в рождении ее содержания непосредственно в процессе проведения. Каждый день сухой части лагеря настолько насыщен новыми впечатлениями, разнообразной информацией, межличностным взаимодействием, что в городе при подготовке курса просто невозможно представить, куда пойдет процесс в походе. В городе был подготовлен только «костяк» курса, книги и материалы. Мне показалось, что дать понятие о разных стилях и развить чувство стиля можно только на примерах. Я подготовила много отрывков из разных литературных произведений, которые мы потом читали на встречах лаборатории. В творческой лаборатории, в отличие от программы теоретического курса ЭВЛ, нет жестко заданной схемы –той информации, которую необходимо дать. Однако благостная аморфность тоже неприемлема. Необходимо балансировать на грани между теорией и практикой, тем, что считает нужным рассказать ведущий и тем, что интересно участникам и что они готовы воспринять.На самой первой встрече я начала занятие с сообщения слушателям о том, что все они гениальны, и на встречах творческой лаборатории мы будем учиться эту гениальность выражать. На последующих встречах я не уставала повторять это выражение, и оно оказывало чудесное влияние –даже самые зажатые участники расцветали и действительно начинали верить в свою гениальность. Далее я предложила каждому по кругу рассказать о себе, уложившись в две минуты, причем так, чтобы за это короткое время заинтересовать собой даже незнакомого человека. Участники делали это практически без подготовки. После того, как высказался каждый (некоторым заявленного времени было явно мало, а некоторым –слишком много), я поинтересовалась у них, как они считают, действительно ли отражают их эти истории. Многие признались, что не совсем, часто их заносило в сторону от основного сюжета или в абстрактные рассуждения о жизни вообще. Я рассказала, что выражать свою гениальность, рассказывать свою историю это как писать книгу. Компоненты гениальной истории каждого те же, что и у книги –повествовательная нить (сюжет), хорошие темы, которые говорят о вас (универсальные идеи, всплывающие на поверхности любой истории), уникальный словарный запас , отражающий стиль, суть сообщения и того, кто его передает. Словарный запас набирается не только чтением качественных текстов, но и написанием кратких заметок о происходящем. Поэтому я предложила участникам в течение дня записывать в свою тетрадку разные слова, которые говорят о вас и чемто вас цепляют. С прочтения этого «словарного дневника» у нас начинались все последующие встречи. Так создавалось ядро словарного запаса, отражающее сущность каждого из присутствующих. Потомя предложила участникам вспомнить слова, которые мотивируют их в процессе жизни, восхищают или заставляют восклицать: «Да, это я». Эти слова нужно было записать на отдельных листочках и разбросать по пространству перед собой (на страницах тетради, поскольку мы сидели кружком на скамейках и столов у нас не было). На этом пространстве их можно было перемещать, перекладывать в разном порядке, чтобы определить их приоритетность и значение для личности участника. Когда этот процесс был завершен, я поздравила всех с началом словарного журнала, в основу которого лягут эти слова, и еще раз повторила «домашнее задание» про записывание слов в течение дня. Затем я предложила попробовать каждому написать свою историю на основе вышесказанных мной компонентов: связного сюжета, темы –универсальной идеи с иллюстрациямииз жизни и словарного запаса. На этом время встречи подошло к концу (к сожалению, на занятие лаборатории в графике сухой части было отведено всего лишь 1 час 20 минут) и всем не успевшим дописать свою историю (а таких было большинство) я предложила сделать это в любое свободное время в течение последующего дня. Хотя при достаточно жестком распорядке дня такого было очень мало, особенно у ребят 12 года.Вторая встреча творческой лаборатории началась с прочтения пришедшими накопленных за прошедший день слов. Пока мы этим занимались, прибежали опоздавшие, и мы были готовы слушать написаные участниками истории. Не все смогли или успели их написать. Но то,что мы послушали, оказалось на болееменее достойном уровне. Я отметила, что почти во всех историях прослеживался сюжет, универсальная тема и иллюстрации к ней.Хотелось бы подчеркнуть, что на занятия лаборатории «Буквомирие» записались не те, кто считал себя мастером во владении словом, а как раз наоборот те, кто хотел научиться этому искусству. На встречах лаборатории я старалась избегать жестких оценок и давала обратную связь в основном по соответствию заданной форме и стилю. Вообще на всех наших занятиях –как в городе, так и в походах –мы стараемся придерживаться гуманистического подхода, где существует понятие «помогающих отношений». Помогающие отношения (термин психологагуманиста, создателя личностноориентированного подхода Карла Роджерса) –это такие отношения, в которых по крайней мере одна из сторон поощряет другую к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Они основываются на принципах искренности (конгруэнтности, прозрачности), принятия другого как ценности и эмпатического понимания. Именно на этих принципах строятся отношения в наших туристских группах, и на теоретических занятиях. Атмосфера принятия и понимания царила и на встречах нашей творческой лаборатории, поэтому там были исключены оценочные высказывания. Однако каждый мог сказать о своих впечатлениях от прочитанного. Я, как уже было замечено выше, давала обратную связь о стиле работ.Вторая встреча лаборатории посвящалась эпистолярному стилю. Но перед тем, как перейти к этой теме, я сообщила участникам о том, что человек, владеющий разными стилями речи, может мыслить разными способами, общаться в разных регистрах. Всвязи с распространением смсок и электронных писем, эпистолярный жанр стал забываться, однако письма –это мощное средство воздействия на другого человека. А также письма –это еще один способ выразить свою гениальность и постараться заметить ее в другом. Далее я коротко сообщила о функциях писем: информационной (передача информации); интерактивной (поддержание связей); экспрессивной (выражение чувства на бумаге); прагматической (обеспечение реальных дел).Потом я раздала участникам специально подобранные мной письма известных людей –писателей, поэтов, философов.Сначала участники быстренько проглядывали выбранные ими письма, а потом старались, по моему заданию, зачитать их так, как прочитал бы их тот, кто их написал. Так они пытались проникнуть в личность автора письма, сопережить ему и таким образом уловить его индивидуальный стиль. После этого я предложила каждому написать свое письмо другому человеку одному (или нескольким), отношения с которым для вас наиболее важны и значимы именно сейчас. Можно выбирать и тех, с кем уже не общаетесь, кого нет на этом свете или тех, с кем отношения прервались на резкой ноте (положительной или отрицательной). Задача –донести до него свои чувства и мысли, не забывая о сюжете, теме и словарном запасе. Это упражнение тоже плавно перетекло в «задание на завтра».Третья встреча была посвящена передаче информации в интервью, отчетах о событиях, людях, свидетельских показаниях о происшествиях (без отношенияк происходящему, только факты)Группебыло дано задание: описать какоенибудь происшествие из похода или личного опыта в соответствии со следующими принципами: конкретность, отказ от общих рассуждений, избегание общих фраз, информативность, отсутствие оценки.Вот пример одного такого информационного сообщения: «Вчера, 2 июля 2012 года, на вечернем занятии нашим специальным корреспондентом было замечено отсутствие одного из педагогов. Данный факт был установлен путем визуального осмотра помещения. Также отсутствие педагога было зафиксировано некоторыми из его коллег.К 2100 местонахождение участника не было установлено. В 2230 был произведен опрос свидетелей, которые могли обладать информацией о данном происшествии. Третий опрошенный заявил, что отсутствующий педагог «спит в палатке». Более подробный опрос позволил установить, что спит он потому, что его соседу «было жалко его будить». Приведенное сообщение позволяет говорить о хорошем овладении стилем и соответствии текста упомянутым принципам.Далее я коротко познакомила слушателей с основами конспектирования (что могло им пригодится уже вечером на занятии курса «Человековедение», отличающегося большой информативной насыщенностью). Теория конспектирования была взята мной из брошюры Г.К.Трофимовой «Русский язык и культура речи (Курс лекций для студентовнефилологов)», с.84 [4].Четвертая встреча «Буквомирия» была посвящена стихотворному творчеству. При сочинении стихов человек учится структурировать текст нужным образом, преодолевая ограничения по форме и размеру.Для разминки я предложила участникам популярные в интернете стишки«пирожки». Пирожки —это малый поэтический жанр, рожденный и процветающий в рунете. Каноны пирожковой поэзии просты. Четырехстопный ямб, написанный строчными буквами без знаков препинания и дефисов. Количество слогов по строкам 9898, этакое русское хокку. Для примера я раздала участникам пирожки, которые я для них подобрала, и предложила написать свои. От не очень серьезных пирожков мы перешли к настоящей поэзии. Я раздала участникам разные стихи поэтовклассиков: Бунина, Тютчева, Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Гумилева. При прочтении нужно было попробовать проникнуться стилем и ритмом стиха, понять, как все это работает на впечатление и передачу чувств и мыслей поэта. Потом желающие зачитывали те строчки, которые их чемто затронули.Далее мы попробовали сами сочинять стихи. Предварительно я попросила участников попробовать передать какоето свое яркое чувство или образ, не забывая следить за размером и рифмой. Через некоторое время выяснилось, что это гораздо более сложное задание по сравнению с «печением пирожков». Не у всех получилось создать чтото стоящее, у многих хромала рифма или размер. Подытоживая, мы сделали вывод о необходимости читать много стихов, чтобы уметь схватывать и ритм и размер, а также учиться фиксировать и выражать свои чувства, для начала хотя бы в прозе. На пятой встрече мы читали отрывки из художественной прозы. Я подобрала рассказы современных писателеймастеров русского слова. Задача читающихбыла –уловить идею рассказа и какими способами она передается. Особо понравившиеся отрывки можно было зачитать. Участники, пришедшие на лабораторию, мало читают в обычной жизни, а уж в походе тем более, поэтому на занятиях мы так много читали. Я придерживаюсь мнения, что хорошо писать невозможно без чтения выдающихся образцов русской прозы. Эту мысль я старалась донести и до членов лаборатории.После того, как все желающие поделились отрывками из рассказов, я предложила каждому написать рассказик про себяна одну из следующих тем:
Самый лучший момент в моей жизни? Что привело к нему и что случилось потом?
Каким был ваш главный момент озарения, когда к вам пришло глубокое откровение, изменившее вашу жизнь?
Какую самую дикую вещь вы сделали в своей жизни? Что заставило вас так поступить? Какие последствия были у этого поступка?В качестве примера могупривести историю одного из участников без указания его анкетных данных (история приводится в сокращении):«Когда мне было восемь лет, я почти каждый день ходил на занятия по спортивным танцам. Мама встречала меня вечером после окончания и отводила домой. Но однажды зимой она не пришла за мной. Долгое время я ждал. Всех других ребят из кружка давнымдавно забрали домой, ушел преподаватель, в здании выключили свет. Тогда я решился –вышел и отправился домой один. До этого я никогда не ходил один по улицам. Мне было очень страшно, я шел медленно и постоянно оглядывался по сторонам –вдруг мама появится и меня заберет. До дома мне идти было не так уж далеко, однако мне тогда этот путь показался неимоверно длинным. Я шел, преодолевая свой страх. От последнего перекрестка я почти побежал, пронесся вврех по лестнице, позвонил в дверь и… Вот она, мама! Я снова был в безопасности! Я сидел в своей комнате, дрожал от пережитого страха и в то же время гордился собой. Я смог, я сделал это. Это была моя первая победа над страхом!»Это, несомненно, была история про один из поворотных и ярких моментов в жизни ребенка. Другие истории были не хуже. Можно было сделать вывод, чтона занятиях практически все участники научились выражать свои мысли и вошли во вкус этого процесса.Последняя, шестая встреча была посвящена подведению итогов лаборатории. Мы прочитали по очереди все слова из наших словарных журналов –за эти дни их накопилось довольно много. Обсудили, насколько ведение этих журналов помогало нам на занятиях и расширяло наш словарный запас. Многие участники вошли во вкус записи слов и собирались продолжать это делать даже на водной части похода. Далее я предложила упражнение «Автопортрет» (взято из книги Д.Рудан «Практическая гениальность», с.88) [3]. Надо было на большом листе бумаги нарисовать таблицу с шестью ячейками. Каждая ячейка представляет один ингредиент вашего практического гения: страстные увлечения, ценности, творческие способности, а также сильные стороны, умения и компетентность. В каждую ячейку нужно было поместить изображения, символы, образцы цветов или любые другие визуальные средства, которые отражают ваш уникальный гений в данной области. После заполнения каждой ячейки можно увидеть автопортрет своего практического гения, поражающий и вдохновляющий.Данное упражнение представляет обратную связь каждого участника самому себе, то, чего он смог достичь и что сам о себе думает, с какими образами ассоциирует свои качества. Портрет, который получился, вдохновил самого автора и познакомил всех остальных с его образным символическим представлением о себе. Это стало хорошим итогом наших встреч. Заключение
На самом курсе мной отдельно не проводилось никаких итоговых опросов, поэтому судить о результатах творческой лаборатории можно только по качеству написанных участниками работ и по наблюдениям и устным отзывам от всех, кто приходил на встречи. По моим наблюдениям, коллектив научился более связно выражать свои мысли, как в письменной, так и в устной форме. Многие участники отметили это как свое главное достижение всей сухой части ЭВЛ. Косвенно результатом проведенной лаборатории можно назвать появление статей посещавших ее в газете туристского отдела под названием «Карабинчик».Программа данной лаборатории может быть использована педагогами, желающими развить вербальное мышление у своих подопечных. Задания можно адаптировать под любой возраст школьников и студентов, подбирая соответствующий литературный материал.
Ссылки на источники1.Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. М: ACT: Транзиткнига, 2005.2.Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999.3.Рудан Д. Практическая гениальность. ПИТЕР, 20124.Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. Курс лекций. М., «Флинта.Наука» 20085.Белянин В.П., Шкуратова И.П. Диалоги о человеке говорящем и пишущем. СПб, Речь. 2011
Mackiewicz Ekaterina, teacher of additional education, House of Children's Creativity "Fontanka32", St. Petersburg Katerina.matskevich @ gmail.com Creative laboratory as a form of development of verbal thinking Abstract:This paper is devoted to an innovative way of working with young people creative lab, which was devoted to the development of verbal thinking of students. Keywords:creativity, verbal thinking, development, innovation
Творческая лаборатория как форма развития вербального мышления
Аннотация: Статья посвящена инновационной форме работы с подростками –творческой лаборатории, которая была посвящена развитию вербального мышления обучающихся.Ключевыеслова: творчество, вербальное мышление, развитие, инновация
ВведениеВ своей педагогической и методической работе я очень часто сталкиваюсь с распространенной проблемой обучающихся и даже педагогов –неумением выражать свои мысли вслух и письменно. В связи с этой проблемой я решила в экспериментальном водном лагере в июле 2013года провести творческую лабораторию под соответствующим названием «Буквомирие». Форма творческих лабораторий подразумевает разновозрастную группу участников, заинтересованных в исследовании заявленной ведущим тематики. В обучающей системе экспериментального водного лагеря (далее –ЭВЛ) все ребята разделяются на группы по стажу занятий в наших туристских кружках. И только в творческих лабораториях такого разделения нет –их могут посещать как обучающиеся, так и педагоги. Участие разновозрастных и поразному подготовленных исследователей создает напряженное творческое поле и требует большого мастерства от ведущего при подготовке и проведении лаборатории.Системная позиция творческой лаборатории в надсистеме ЭВЛКак уже было сказано во введении, творческая лаборатория как система является частью надсистемы –экспериментального водного лагеря. Поэтому в этой части хотелось бы рассказать об экспериментальном водном лагере (ЭВЛ).В течение учебного года с обучающимися, которые занимаются по образовательным программам туристского отдела ДДТ «Фонтанка32», проводятся теоретические занятия на базе школ, где они получают основные знания по технике туризма, принципам межличностного взаимодействия, развитию интеллектульных способностей (внимания, памяти и т.п.). Полученные знания они применяют на практике во время выездов за город, проходящих каждые выходные, и туристских походов в каникулярное время. В летние каникулы проходит т.н. «летняя кампания по организации летнего отдыха школьников», в рамках которойпроводится четыре похода –три пеших и экспериментальный водный лагерь. В программу экспериментального водного лагеря включены все направления, необходимые для гармоничного развития подростков. ЭВЛ длится 20 дней, первые 10 дней проходят на базе –это т.н. «сухая часть», далее совершается водный поход на лодках и байдарках по ладожским шхерам, где ребята на практике закрепляют полученные знания. В программу «сухой» части входят спортивные и беговые тренировки (развитие на физическом уровне), теоретические курсы и творческие лаборатории (развитие на психологическом и интеллектуальном уровне). Все это вписано в достаточно жесткий режим дня, где на каждый курс отводилось 1 час 20 минут с перерывами по 5 минут, столько же на тренировку вместе с обязательным купанием, по часу на еду, и 2,5 часа на вечерний обощающий курс «Человековедение». Такой график про его соблюдении дает необходимую для разновозрастной туристской группы из 70 человек дисциплину и снижает психологическое напряжение и усталость, возникающие у подростков в ситуации неопределенности. На дневных курсах ребята объединены по стажу занятий по программам туристского отдела (1 группа –1 год, 2ая –2 и т.д.) При таком объединении у каждой группы примерно одинаковый уровень подготовки и владения необходимой информацией и соответствующими навыками. В ЭВЛ 2013года проходили такие курсы: «Радость думать», «Основы здорового образа жизни», «Психология для начинающих», «Сила характера». В творческих лабораториях , как уже говорилось во введении, объединяютсяпо интересам к заявленной тематике, а не по возрастам. В ЭВЛ 2012 года проводились следующие лаборатории: «Буквомирие», «Искусство видеть», «Аутентичное движение», «Сознание» и «Философия». И вечером обычно проходит подытоживающий и всеобъемлющий курс «Человековедение», где на занятиях присутствуют все поехавшие в ЭВЛ (обучающиеся и педагоги). В ЭВЛ 2010 года я проводила курс «Человековедение» и написала об этом методическую разработку, отмеченную дипломом конкурса научнометодических разработок, проводившимся в Москве Федеральным Институтом Развития Образования. В системе ЭВЛ важным является отрыв от привычной среды на довольно продолжительное время (это самый длинный поход в году). Таким образом подростки могут воспринимать больше новой информации и, главное, применять ее на практике в условиях большой туристской разновозрастной группы. Перефразируя известную цитату, не только «лето –маленькая жизнь», но, скорее, «водный лагерь –маленькая жизнь», в которой ребята могут попробовать разные стратегии и принципы организации бытия и выбрать для себя наиболее удачные и работающие на достижение цели. В основе программы экспериментального водного лагеря лежит идея исследования возможности построения «здорового общества» (термин выдающегося психологагуманиста Эриха Фромма) в рамках большой туристской группы. Вот что Эрих Фромм писал об этом: «Подход нормативного гуманизма основан на допущении, что проблему человеческого существования, как и любую другую, можно решить правильно и неправильно, удовлетворительно и неудовлетворительно. Если человек достигает в своем развитии полной зрелости в соответствии со свойствами и законами человеческой природы, то он обретает душевное здоровье. Неудача такого развития приводит к душевному заболеванию. Из этой посылки следует, что мерилом психического здоровья является не индивидуальная приспособленность к данному общественному строю, а некий всеобщий критерий, действительный для всех людей, удовлетворительное решение проблемы человеческого существования»[1]. В теории самоактуализации А.Маслоу об этом сказано так: «Сейчас уже очевидно, что полная актуализация возможностей человека имея в виду общество в целом может иметь место только при некоторых <благоприятных условиях>. Или, если говорить еще более прямо, чтобы человек был хорошим, ему нужны хорошие условия жизни и хорошее окружение. С другой стороны, я полагаю, нормативная философия биологии должна принять на вооружение теорию хорошего общества, основой которой могло бы стать следующее определение: <Хорошее общество –это общество, которое благоприятствует наиболее полному развитию и раскрытию человеческих возможностей>» [2]. Именно этим –развитием и раскрытием человеческих возможностей мы и занимаемся с подростками . Подростковый возраст –время выбора жизненной стратегии, постановки целей и осмысления мира. Для этого ему необходима соответствующая информация –о существующих стратегиях и последствиях выбора каждой из них, о достойных и мелких целях, о возможностях в личностном росте и осмыслении мира и своего места в нем. Мы не просто даем подросткам эту информацию, но учим способам ее поиска и отличия значимой информации от проходной, которая ежедневно обрушивается на него из интернета, с экранов телевизиров и т.п.Творческая лаборатория «Буквомирие»(содержание занятий)Целью творческой лаборатории было развитие вербального мышления как одного из основных видов коммуникации между людьми. Задачами лаборатории были:
Развитие «чувства стиля» участников, знакомство с основными стилями письменной речи
Развитие устной и письменной речи участников как способов творческого самовыраженияОсобенность проведения творческой лаборатории заключается не только в разном уровне подготовки участников, но и в рождении ее содержания непосредственно в процессе проведения. Каждый день сухой части лагеря настолько насыщен новыми впечатлениями, разнообразной информацией, межличностным взаимодействием, что в городе при подготовке курса просто невозможно представить, куда пойдет процесс в походе. В городе был подготовлен только «костяк» курса, книги и материалы. Мне показалось, что дать понятие о разных стилях и развить чувство стиля можно только на примерах. Я подготовила много отрывков из разных литературных произведений, которые мы потом читали на встречах лаборатории. В творческой лаборатории, в отличие от программы теоретического курса ЭВЛ, нет жестко заданной схемы –той информации, которую необходимо дать. Однако благостная аморфность тоже неприемлема. Необходимо балансировать на грани между теорией и практикой, тем, что считает нужным рассказать ведущий и тем, что интересно участникам и что они готовы воспринять.На самой первой встрече я начала занятие с сообщения слушателям о том, что все они гениальны, и на встречах творческой лаборатории мы будем учиться эту гениальность выражать. На последующих встречах я не уставала повторять это выражение, и оно оказывало чудесное влияние –даже самые зажатые участники расцветали и действительно начинали верить в свою гениальность. Далее я предложила каждому по кругу рассказать о себе, уложившись в две минуты, причем так, чтобы за это короткое время заинтересовать собой даже незнакомого человека. Участники делали это практически без подготовки. После того, как высказался каждый (некоторым заявленного времени было явно мало, а некоторым –слишком много), я поинтересовалась у них, как они считают, действительно ли отражают их эти истории. Многие признались, что не совсем, часто их заносило в сторону от основного сюжета или в абстрактные рассуждения о жизни вообще. Я рассказала, что выражать свою гениальность, рассказывать свою историю это как писать книгу. Компоненты гениальной истории каждого те же, что и у книги –повествовательная нить (сюжет), хорошие темы, которые говорят о вас (универсальные идеи, всплывающие на поверхности любой истории), уникальный словарный запас , отражающий стиль, суть сообщения и того, кто его передает. Словарный запас набирается не только чтением качественных текстов, но и написанием кратких заметок о происходящем. Поэтому я предложила участникам в течение дня записывать в свою тетрадку разные слова, которые говорят о вас и чемто вас цепляют. С прочтения этого «словарного дневника» у нас начинались все последующие встречи. Так создавалось ядро словарного запаса, отражающее сущность каждого из присутствующих. Потомя предложила участникам вспомнить слова, которые мотивируют их в процессе жизни, восхищают или заставляют восклицать: «Да, это я». Эти слова нужно было записать на отдельных листочках и разбросать по пространству перед собой (на страницах тетради, поскольку мы сидели кружком на скамейках и столов у нас не было). На этом пространстве их можно было перемещать, перекладывать в разном порядке, чтобы определить их приоритетность и значение для личности участника. Когда этот процесс был завершен, я поздравила всех с началом словарного журнала, в основу которого лягут эти слова, и еще раз повторила «домашнее задание» про записывание слов в течение дня. Затем я предложила попробовать каждому написать свою историю на основе вышесказанных мной компонентов: связного сюжета, темы –универсальной идеи с иллюстрациямииз жизни и словарного запаса. На этом время встречи подошло к концу (к сожалению, на занятие лаборатории в графике сухой части было отведено всего лишь 1 час 20 минут) и всем не успевшим дописать свою историю (а таких было большинство) я предложила сделать это в любое свободное время в течение последующего дня. Хотя при достаточно жестком распорядке дня такого было очень мало, особенно у ребят 12 года.Вторая встреча творческой лаборатории началась с прочтения пришедшими накопленных за прошедший день слов. Пока мы этим занимались, прибежали опоздавшие, и мы были готовы слушать написаные участниками истории. Не все смогли или успели их написать. Но то,что мы послушали, оказалось на болееменее достойном уровне. Я отметила, что почти во всех историях прослеживался сюжет, универсальная тема и иллюстрации к ней.Хотелось бы подчеркнуть, что на занятия лаборатории «Буквомирие» записались не те, кто считал себя мастером во владении словом, а как раз наоборот те, кто хотел научиться этому искусству. На встречах лаборатории я старалась избегать жестких оценок и давала обратную связь в основном по соответствию заданной форме и стилю. Вообще на всех наших занятиях –как в городе, так и в походах –мы стараемся придерживаться гуманистического подхода, где существует понятие «помогающих отношений». Помогающие отношения (термин психологагуманиста, создателя личностноориентированного подхода Карла Роджерса) –это такие отношения, в которых по крайней мере одна из сторон поощряет другую к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Они основываются на принципах искренности (конгруэнтности, прозрачности), принятия другого как ценности и эмпатического понимания. Именно на этих принципах строятся отношения в наших туристских группах, и на теоретических занятиях. Атмосфера принятия и понимания царила и на встречах нашей творческой лаборатории, поэтому там были исключены оценочные высказывания. Однако каждый мог сказать о своих впечатлениях от прочитанного. Я, как уже было замечено выше, давала обратную связь о стиле работ.Вторая встреча лаборатории посвящалась эпистолярному стилю. Но перед тем, как перейти к этой теме, я сообщила участникам о том, что человек, владеющий разными стилями речи, может мыслить разными способами, общаться в разных регистрах. Всвязи с распространением смсок и электронных писем, эпистолярный жанр стал забываться, однако письма –это мощное средство воздействия на другого человека. А также письма –это еще один способ выразить свою гениальность и постараться заметить ее в другом. Далее я коротко сообщила о функциях писем: информационной (передача информации); интерактивной (поддержание связей); экспрессивной (выражение чувства на бумаге); прагматической (обеспечение реальных дел).Потом я раздала участникам специально подобранные мной письма известных людей –писателей, поэтов, философов.Сначала участники быстренько проглядывали выбранные ими письма, а потом старались, по моему заданию, зачитать их так, как прочитал бы их тот, кто их написал. Так они пытались проникнуть в личность автора письма, сопережить ему и таким образом уловить его индивидуальный стиль. После этого я предложила каждому написать свое письмо другому человеку одному (или нескольким), отношения с которым для вас наиболее важны и значимы именно сейчас. Можно выбирать и тех, с кем уже не общаетесь, кого нет на этом свете или тех, с кем отношения прервались на резкой ноте (положительной или отрицательной). Задача –донести до него свои чувства и мысли, не забывая о сюжете, теме и словарном запасе. Это упражнение тоже плавно перетекло в «задание на завтра».Третья встреча была посвящена передаче информации в интервью, отчетах о событиях, людях, свидетельских показаниях о происшествиях (без отношенияк происходящему, только факты)Группебыло дано задание: описать какоенибудь происшествие из похода или личного опыта в соответствии со следующими принципами: конкретность, отказ от общих рассуждений, избегание общих фраз, информативность, отсутствие оценки.Вот пример одного такого информационного сообщения: «Вчера, 2 июля 2012 года, на вечернем занятии нашим специальным корреспондентом было замечено отсутствие одного из педагогов. Данный факт был установлен путем визуального осмотра помещения. Также отсутствие педагога было зафиксировано некоторыми из его коллег.К 2100 местонахождение участника не было установлено. В 2230 был произведен опрос свидетелей, которые могли обладать информацией о данном происшествии. Третий опрошенный заявил, что отсутствующий педагог «спит в палатке». Более подробный опрос позволил установить, что спит он потому, что его соседу «было жалко его будить». Приведенное сообщение позволяет говорить о хорошем овладении стилем и соответствии текста упомянутым принципам.Далее я коротко познакомила слушателей с основами конспектирования (что могло им пригодится уже вечером на занятии курса «Человековедение», отличающегося большой информативной насыщенностью). Теория конспектирования была взята мной из брошюры Г.К.Трофимовой «Русский язык и культура речи (Курс лекций для студентовнефилологов)», с.84 [4].Четвертая встреча «Буквомирия» была посвящена стихотворному творчеству. При сочинении стихов человек учится структурировать текст нужным образом, преодолевая ограничения по форме и размеру.Для разминки я предложила участникам популярные в интернете стишки«пирожки». Пирожки —это малый поэтический жанр, рожденный и процветающий в рунете. Каноны пирожковой поэзии просты. Четырехстопный ямб, написанный строчными буквами без знаков препинания и дефисов. Количество слогов по строкам 9898, этакое русское хокку. Для примера я раздала участникам пирожки, которые я для них подобрала, и предложила написать свои. От не очень серьезных пирожков мы перешли к настоящей поэзии. Я раздала участникам разные стихи поэтовклассиков: Бунина, Тютчева, Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Гумилева. При прочтении нужно было попробовать проникнуться стилем и ритмом стиха, понять, как все это работает на впечатление и передачу чувств и мыслей поэта. Потом желающие зачитывали те строчки, которые их чемто затронули.Далее мы попробовали сами сочинять стихи. Предварительно я попросила участников попробовать передать какоето свое яркое чувство или образ, не забывая следить за размером и рифмой. Через некоторое время выяснилось, что это гораздо более сложное задание по сравнению с «печением пирожков». Не у всех получилось создать чтото стоящее, у многих хромала рифма или размер. Подытоживая, мы сделали вывод о необходимости читать много стихов, чтобы уметь схватывать и ритм и размер, а также учиться фиксировать и выражать свои чувства, для начала хотя бы в прозе. На пятой встрече мы читали отрывки из художественной прозы. Я подобрала рассказы современных писателеймастеров русского слова. Задача читающихбыла –уловить идею рассказа и какими способами она передается. Особо понравившиеся отрывки можно было зачитать. Участники, пришедшие на лабораторию, мало читают в обычной жизни, а уж в походе тем более, поэтому на занятиях мы так много читали. Я придерживаюсь мнения, что хорошо писать невозможно без чтения выдающихся образцов русской прозы. Эту мысль я старалась донести и до членов лаборатории.После того, как все желающие поделились отрывками из рассказов, я предложила каждому написать рассказик про себяна одну из следующих тем:
Самый лучший момент в моей жизни? Что привело к нему и что случилось потом?
Каким был ваш главный момент озарения, когда к вам пришло глубокое откровение, изменившее вашу жизнь?
Какую самую дикую вещь вы сделали в своей жизни? Что заставило вас так поступить? Какие последствия были у этого поступка?В качестве примера могупривести историю одного из участников без указания его анкетных данных (история приводится в сокращении):«Когда мне было восемь лет, я почти каждый день ходил на занятия по спортивным танцам. Мама встречала меня вечером после окончания и отводила домой. Но однажды зимой она не пришла за мной. Долгое время я ждал. Всех других ребят из кружка давнымдавно забрали домой, ушел преподаватель, в здании выключили свет. Тогда я решился –вышел и отправился домой один. До этого я никогда не ходил один по улицам. Мне было очень страшно, я шел медленно и постоянно оглядывался по сторонам –вдруг мама появится и меня заберет. До дома мне идти было не так уж далеко, однако мне тогда этот путь показался неимоверно длинным. Я шел, преодолевая свой страх. От последнего перекрестка я почти побежал, пронесся вврех по лестнице, позвонил в дверь и… Вот она, мама! Я снова был в безопасности! Я сидел в своей комнате, дрожал от пережитого страха и в то же время гордился собой. Я смог, я сделал это. Это была моя первая победа над страхом!»Это, несомненно, была история про один из поворотных и ярких моментов в жизни ребенка. Другие истории были не хуже. Можно было сделать вывод, чтона занятиях практически все участники научились выражать свои мысли и вошли во вкус этого процесса.Последняя, шестая встреча была посвящена подведению итогов лаборатории. Мы прочитали по очереди все слова из наших словарных журналов –за эти дни их накопилось довольно много. Обсудили, насколько ведение этих журналов помогало нам на занятиях и расширяло наш словарный запас. Многие участники вошли во вкус записи слов и собирались продолжать это делать даже на водной части похода. Далее я предложила упражнение «Автопортрет» (взято из книги Д.Рудан «Практическая гениальность», с.88) [3]. Надо было на большом листе бумаги нарисовать таблицу с шестью ячейками. Каждая ячейка представляет один ингредиент вашего практического гения: страстные увлечения, ценности, творческие способности, а также сильные стороны, умения и компетентность. В каждую ячейку нужно было поместить изображения, символы, образцы цветов или любые другие визуальные средства, которые отражают ваш уникальный гений в данной области. После заполнения каждой ячейки можно увидеть автопортрет своего практического гения, поражающий и вдохновляющий.Данное упражнение представляет обратную связь каждого участника самому себе, то, чего он смог достичь и что сам о себе думает, с какими образами ассоциирует свои качества. Портрет, который получился, вдохновил самого автора и познакомил всех остальных с его образным символическим представлением о себе. Это стало хорошим итогом наших встреч. Заключение
На самом курсе мной отдельно не проводилось никаких итоговых опросов, поэтому судить о результатах творческой лаборатории можно только по качеству написанных участниками работ и по наблюдениям и устным отзывам от всех, кто приходил на встречи. По моим наблюдениям, коллектив научился более связно выражать свои мысли, как в письменной, так и в устной форме. Многие участники отметили это как свое главное достижение всей сухой части ЭВЛ. Косвенно результатом проведенной лаборатории можно назвать появление статей посещавших ее в газете туристского отдела под названием «Карабинчик».Программа данной лаборатории может быть использована педагогами, желающими развить вербальное мышление у своих подопечных. Задания можно адаптировать под любой возраст школьников и студентов, подбирая соответствующий литературный материал.
Ссылки на источники1.Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе: [пер. с нем.] / Э. Фромм. М: ACT: Транзиткнига, 2005.2.Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999.3.Рудан Д. Практическая гениальность. ПИТЕР, 20124.Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. Курс лекций. М., «Флинта.Наука» 20085.Белянин В.П., Шкуратова И.П. Диалоги о человеке говорящем и пишущем. СПб, Речь. 2011
Mackiewicz Ekaterina, teacher of additional education, House of Children's Creativity "Fontanka32", St. Petersburg Katerina.matskevich @ gmail.com Creative laboratory as a form of development of verbal thinking Abstract:This paper is devoted to an innovative way of working with young people creative lab, which was devoted to the development of verbal thinking of students. Keywords:creativity, verbal thinking, development, innovation