Нормативно-критериальные основы реализации дифференцированного подхода в организации занятий по лыжной подготовке в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Веряскина Н. П. Нормативно-критериальные основы реализации дифференцированного подхода в организации занятий по лыжной подготовке в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1516–1520. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54567.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации обучения способам передвижения на лыжах с использованием методики исправления ошибок на основе реализации дифференцированного подхода с выявлением ценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Веряскина Наталья Павловна,руководитель физвоспитания, ГБОУ СПО «Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе», г. Павлово Нижегородской областиmalinka32264@mail.ru

Нормативнокритериальные основыреализации дифференцированного подхода в организации занятий по лыжной подготовке в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы организации обучения способам передвижения на лыжах с использованием методики исправления ошибок на основе реализации дифференцированного подходас выявлениемценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры. Ключевые слова: дифференцированный подход, критериидифференцированного подхода, техника двигательных действий, оптимальное физическое развитие, самосовершенствование.

В настоящее время большое влияние на качество обучения и уровень развития физических качеств у обучающихсяобразовательных учрежденийсреднего профессиональногообразования оказывает дифференцированиенагрузки на занятиях по лыжной подготовке, в процессе которыхрешаются следующие основные задачи: изучение и совершенствование техники передвижения на лыжах, оздоровление и закаливание занимающихся, развитие физических качеств, привитие интереса к регулярным занятиям на лыжах, воспитание необходимых компетенцийдля самостоятельных занятий, сообщение знаний по гигиене занятий на лыжах. Метод дифференцированного подхода в организации занятий по лыжной подготовкеосуществляется путём изменения числа повторений прохождения отрезков; чередованием различных способов передвижения на лыжах; сменой рельефа местности и крутизны склонов при изучении горнолыжной техники: изменением интервалов отдыха между повторениями отрезков, прохождениями учебных кругов, продолжительностью объяснения и общего времени передвижения на лыжах.При организации обучения способам передвижения на лыжах с использованием дифференцированного подходамною были определенынормативнокритериальные основы

реализациитехнологии дифференцированного подхода:1 критерий–обучающиеся делятсяпо половомупризнаку.

В группе, с которой проводятся занятия, обучаются только юноши. 2 критерий–обучающиеся делятся по состоянию здоровьяна три группы:

основная;

подготовительная;

специальная медицинская группа.3 критерий –обучающиеся распределяются на 3 уровня по отношению к физической культуре.В настоящее время приходится констатировать наличие противоречий между неуклонно растущими требованиями общества к личности и недостаточным уровнем её физического развития.Специалистами замечено, что специфика мышечной деятельности и особенности характера человека, который ею занимается систематически и целенаправленно, взаимно обусловлены [1].

В связи с этим были выявлены уровни отношения обучающихся к физической культуре, в соответствии с которыми осуществлялся подбор форм, методов и средств дифференцированного подхода к обучающимся в процессе физического воспитания.Пассивнонегативный уровень(отрицательный). Компетенции обучающихся проявляются на уровне знакомства с учебным материалом, потребность в познавательной активности отсутствует. Обучающиеся не признают связи физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки, поэтому пассивны на занятиях по физическому воспитанию. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. Уровень их физических возможностей может быть различным.Индифферентнонеустойчивый уровень(нейтральный). Знания обучающихся ограниченны и бессистемны. На занятиях по физическому воспитанию они проявляют эпизодическую активность, так как основной целью ставят укрепление здоровья и физическое развитие. Иногда принимают участие в некоторых видах физкультурноспортивной деятельности во вне

учебное время. Имеют элементарные практические компетенции. Уровень здоровья и физической подготовленности может быть различным.Позитивноустойчивый уровень(положительный).Знания, убеждения, практические компетенциипозволяют обучающимся грамотно выполнять разнообразную физкультурноспортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи преподавателя или самостоятельно.Главной целью являются высокое качество выполнения конкретного упражнения, требующего сложного управления различными движениями и их отдельными параметрами. Такие обучающиеся имеют положительно осознанное отношение к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научнопопулярной литературы [2].Выявление ценностных ориентаций обучающихся в сфере физической культуры позволило создать оптимальные условия для стимуляции и самодвижения обучающихся к общекультурному, профессиональному и физическому развитию.Для обучающихся, относящихся к нейтральному и отрицательному уровням,организационнометодические приёмы занятий были направлены на развитие социально, профессионально и личностно значимых мотивов обучающихся в сфере физической культуры. Дифференцированный подходвключал следующий состав средств формирования мотивов: знания (актуализация ценностей физической и профессиональной культуры); деятельность (оценка и подкрепление результатом); обеспечение условий реализации физкультурноспортивных потребностей; дифференцированный и индивидуальный подходы в коррекции деятельности; отношения сотрудничества и доверия между обучающимися; создание положительного эмоционального фона занятий, поддержка коллективом усилий личности; создание условийдля реализации личностных интересов, свободный выбор физкультурноспортивной деятельности, создание ситуаций проявления волевых усилий.Учебная деятельность была построена с учётом устранения противоречия между теоретическими знаниями и реальным опытом обучающихся в физкультурноспортивной деятельности. Характер и направленность учебного материала по физической культуре согласовывались с реальными знаниями, способностями и возможностями обучающихся, что способствовало выработке у них собственной точки зрения, открывало возможности управления самовоспитанием. Повышение уровня самосознания и ответственности у обучающихся, относящихся к положительному уровню, позволило им оценивать своё физическое развитие и физическую подготовленность, контролировать свою деятельность в сфере физической культуры и спорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущей профессиональной деятельности.С помощью методики дифференцированного подхода выявлена динамика отношения обучающихся к физкультурноспортивной деятельности. Количество обучающихся пассивнонегативного уровня снизилось, а положительноустойчивого –увеличилось.Эти данные указывают на успешность реализации дифференцированного подхода, так как они нашли отражение в позитивных изменениях мышления, самосознания, отношения, активности, самоопределения обучающихся в физкультурноспортивной деятельности.4 критерий–обучающиеся распределяются на подгруппы по уровню физической подготовленности.В этом случае дифференцированный подход заключается в выборе индивидуального темпа обучения и определении меры учебной нагрузки в «зоне ближайшего развития» обучающегося.Для формирования подгрупп по уровню физической подготовленностиобучающимсябыла проведена«входящая» диагностикав виде контрольных нормативов, представленныхв таблице 1.

Таблица 1

Контрольные нормативы уровня физической подготовленности

Контрольные упражненияОценка подготовленностиотличнохорошоудовлетворительно1. бег 100м. (сек.)13,513,914,52. бег 1000м. (мин., сек.)3,003,153,303. прыжок в длину с места (см.)2302202104. на высокой перекладинеа) подтягивание (раз)б) подъём переворотом (раз)

1212

1010

99

Проанализировав результаты тестирования,обучающиеся были распределены мною по следующим подгруппам:Iподгруппа –сильные;IIподгруппа –средние;IIIподгруппа –слабые. Во время организации занятий по лыжной подготовке каждая подгруппа выполняет задания на своих тренировочных кругах, которые отличаются по метражу и по рельефу местности.

Первая подгруппапередвигается по кругу длиной 800м. с подъёмом в 5 градусов. Обучающиеся выполняют задание группами по 35 человек. Втораяподгруппа –по кругудлиной 600м., содержащему небольшой «тягун» (23º), третья подгруппа передвигается по равнинному кругу длиной 400м. Для индивидуальной работы внутри кругов прокладывается ещё один учебный круг, на который поочерёдно вызываются отдельные обучающиеся, допускающие наибольшее количество ошибок. Таким образом, осуществляется дифференцирование индивидуального подхода.

Обучающиеся второй подгруппыпередвигаются по учебному кругу парами: впереди обучающийся, хорошо освоивший технику, за ним владеющий ею слабее. Дистанция между парами 1520 метров.

Задача обучающегося, передвигающегося вторым –наблюдать за ведущим и исправлять свои ошибки в технике.

Занимающиеся в третьей подгруппепередвигаются друг за другом на дистанции 1012 метров. Преподаватель передвигается по параллельной лыжне навстречу лыжникам и даёт необходимые указания. Группы комплектуются из обучающихся одинаковой подготовленности. В отдельных случаях включаются в наиболее сильную группу один или двое обучающихся, обладающих чуть меньшей скоростью и выносливостью, это позволяет им при передвижении с более подготовленными учащимися повысить свою тренированность. При такой организации занятиявиден дифференцированный подход,заключающийся в сочетании коллективной и индивидуальной форм обучения. Дифференцированный подход позволяет организовать обучение различных групп обучающихся, адекватное их типовым и индивидуальным особенностям, с учётом специфики содержания и целей обучения. При развитии физических качеств также можно успешно сочетать оба вида работы. Так, при развитии быстроты повторным методом обучающиеся распределяются на несколько команд, примерно равных по силам, и проводятся соревновательные эстафеты на короткие дистанции. На следующем занятии развитие быстроты можно проводить индивидуально обучающиеся проходят отрезок дистанции с раздельного (через 510 сек.) старта.Далее обучающиеся разбиваются по парам, равным по физической подготовленности и по уровню владения техникой или, наоборот, один из обучающихся должен быть лучше подготовлен. В последнем случае менее подготовленный ориентируется на сильного как по технике, так и по скорости передвижения.Кроме развития скорости, скоростной и общей выносливости, включаются упражнения для развития силы: длительное непрерывное передвижение одновременными ходами на отрезках 50 –200 метров, а также скольжение за счёт попеременных отталкиваний палками (без движений ног).

Длина отрезков выбирается в зависимости от условий скольжения, подготовленности обучающихся и выбранного способа передвижения.Проанализировав результаты уровня физической подготовленности, мною был сделан вывод, что основная часть обучающихся хорошо усвоила методику на основе технологии проблемного обучения.5 критерий–обучающиеся распределяются по уровню овладения техникой

передвижения на лыжах. Обучение технике лыжных ходов осуществляется не по внешней структуре движений, а с помощью регулирования действий в зависимости от меняющихся условий. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.В настоящеевремя применяется методика дифференцированного обучения,основанная на подводящих упражнениях, при которой попеременный двухшажный ход разбивается на элементные части. Каждая изученная часть должна быть основой для изучения следующей части. В результате обучающийся может овладеть всем лыжным ходом в целом, без значительных ошибок. Для формирования навыков современной техники попеременного двухшажного хода более оптимальными являются упражнения, близкие по структуре к передвижению на лыжах.Применение специальных упражнений при обучении попеременному двухшажному ходу даёт значительный положительный эффект.

Для обучающихся второй подгруппызанятия проводились на ровной поляне. Основная часть занятия начинается с передвижений на подъёмах и спусках крутизной 5 –7º. После этого подгруппа располагается по всей длине поляны на расстоянии 2м. друг от друга. Обучающимся даётся задание выбрать перед собой точку на другой стороне поляны и, двигаясь строго в этом направлении, пересечь поляну, повернуться на 180º через правое плечо и вернуться к месту старта. При возвращении обучающийся должен выправить неровности своего следа и повернуться на 180º через левое плечо. Следующее задание включает в себя передвижениена лыжах по своему следу туда и обратно с применением лыжных палок. Повороты выполняются различными способами и в разные стороны. Третье упражнение отличается от первого некоторым затягиванием шага. По завершению первых трёх заданийнеобходимо повторить первое и второе упражнение без помощи палок.Четвёртое упражнение с применением лыжных палок отличается от предыдущего тем, что выполняется с небольшим прокатом. Все перечисленные упражнения входят в первую серию. Первую серию необходимо повторять2 –3 раза и только после этого можно выполнить переходк следующему упражнению –обучающиеся бегут на лыжах по плотной лыжне под уклон в замедленном темпе с растянутым шагом; палки держат ниже ремешков, при этом руки выполняют активную постановку палки. Это упражнение чередуетсяс таким же упражнением, выполняемым в противоположную сторону.Серию этих упражнений необходимо повторять2 –3 раза, после чего переходим на учебный круг с плотной лыжнёй.

Продвижение по плотной лыжне необходимо чередовать с прохождением по мягкой лыжне.Заканчивается занятие катанием на лыжах со склонов крутизной 57º.На последующих занятияхприменяются перечисленные упражнения и передвижение под уклон за счёт попеременного отталкивания руками, передвижение по учебному кругу с палками и без палок.Первые четыре упражнения из первой серии необходимо выполнять до того уровня, когда по мере становления навыка отпадёт необходимость в использовании палок[3].Так как подход к изучению техники должен бытьдифференцированным,то на основании проведённой работы мною были классифицированы ошибки обучающихся при выполнении попеременного двухшажного хода и составленатаблица оценки техникидвижений (табл.2и 3).Таблица 2

Классификация ошибок при выполнении попеременного двухшажного хода

ОшибкиКлассификация ошибокГрубыеНарушение общей координации.Потеря равновесия.Общая скованность.Незаконченные рабочие фазы (свыше 50%).ЗначительныеНезаконченные рабочие фазы (2550%).Несвоевременное начало активных фаз.Нарушение в пассивных фазах.Нарушение направления активных фаз.МелкиеНезаконченные рабочие фазы (1025%).Отсутствие расслабления после активных фаз.Дополнительные движения после окончания активных фаз.

Для исправления грубых ошибоку обучающихся применяются упражнения для развития равновесия:

прыжки поочерёдно на правой и левой ноге в пределах ширины специально вычерченной дорожки (впоследствии постепенное её сужение); продолжительный прокат на одной лыже до её остановки;

имитация лыжного хода с акцентом на выполнение маха и загрузки маховой ноги; выполнение скользящего шага без лыжных палок в подъём; передвижение коньковым ходом; упражнение «самокат».Для исправления незаконченных рабочих фаз обучающимся рекомендуется:

принять оптимальную посадку лыжника (без лыж) и на месте имитировать поочерёдно отталкивание правой и левой ногами;

изучить более низкую посадку;

выполнить скольжение на более согнутой ноге;

обязательно производить подседание перед отталкиванием и энергичный перекат над стопой.Для исправления значительных ошибок:

на отрезке лыжни намечаются ориентиры –направление для выполнения отталкивания;

обучающиеся стараются более активно выполнить перекат вперёд над стопой. Это упражнение также они выполняют под небольшой уклон;

обучающиеся наклоняют туловище и многократно выполняют отталкивание ногой на месте, с энергичным разгибанием в колене и переносом массы тела на другую ногу;

обучающиеся выполняют продвижение одновременным бесшажным ходом под уклон (12º), при этом следят за полным выпрямлением рук в конце отталкивания.Мелкие ошибкиустраняются при передвижении обучающихся по учебной лыжне. Их внимание обращается на то, что ритм движений должен быть постоянным и,по возможности, не нарушаться.Таблица 3

Критерии оценивания техники двигательных действий в лыжной подготовке

ОценкиХарактеристика ошибки ОтличноДопускается одна незначительная ошибка.ХорошоДопускается одна значительная или до трёх мелких ошибок.УдовлетворительноДопускается не более двух значительных ошибок.НеудовлетворительноДопускается одна грубая или более двух значительных ошибок.

К оценке конкретных ошибок отношение должно быть осторожным, так как зачастую то, что в одних условиях является ошибкой, в других может оказаться положительным фактором.Так, например, при передвижении по плотной лыжне, при хороших показателях трения постановка палки чуть позже, чем принято, не играет существенной роли, в то время как при плохих показателях трения поздняя постановка палки значительно снижает технические результаты.Одновременные ходысчитаются более быстрыми, чем попеременные. Они требуют от обучающихся хорошей физической подготовленности.

В основе одновременного одношажного хода лежит одновременное отталкивание лыжными палками в сочетании с выполнением одного скользящего шага. Применяя дифференцированный подход,1 группа (основная) использует скоростной вариант этого способа, где частота шагов выше, чем в основном варианте. В связи с недостаточной подготовленностью 2 группа использует основной вариант хода. Фазовая структура обоих ходов одинакова.Наиболее распространёнными ошибками у обучающихся первойподгруппы являются:подседание во время отталкивания руками и отбрасывание рук с палками вверх по его окончании. Это уменьшает скорость и длину проката.Для исправления этой ошибки необходимо выполнить упражнение несколько раз на месте и закрепить правильную технику движения.преждевременное отталкивание руками, резкое выпрямление туловища и вынос рук вперёд. Это вызывает резкое падение скорости скольжения, а частое повторение этой ошибки приводит к быстрому утомлению.Для исправления этой ошибки необходимо проделать упражнение на счёт. На счёт «раз» выполнить отталкивание руками и приставить толчковую ногу. На счёт «два» выпрямить туловище. У обучающихся второйподгруппы были выявлены следующие ошибки:недостаточный наклон туловища, способствующий уменьшению силы отталкивания, так как в этом случае она будет направлена вперёдвверх, а надо только вперёд.Для исправления этой ошибки необходимо обратить внимание на подседание –предварительное сгибание ноги перед отталкиванием.палки ставятся широко, в результате чего голова и плечи проваливаются между ними.Для исправления необходимо держать лыжные палки на уровне ширины плеч.при одновременных ходах учащиеся выполняют короткие скользящие шаги, как бы разбег перед отталкиванием руками.Исправить ошибку помогут ориентиры (флажки), расставленные на учебной лыжне.При применении дифференцированного подходав изучении техники преодоления подъёма перваяподгруппа выполняет задание на пересечённой местности. Впоследствии приобретённый навык закрепляется на тренировочной лыжне.

Для облегчения условий преодоления подъёмавтораяподгруппа выполняет задание на хорошо подготовленных ровных пологих склонах и только потом в более сложных условиях.При освоении подъёма скользящим шагом учитывается крутизна склона и в зависимости от неё перестраивается техника. Изменяется наклон туловища и лыжных палок.При освоении подъёма ступающим шагом обращают внимание на угол постановки и опоры лыжных палок.При овладении способами подъёмов полуёлочкой, ёлочкой и лесенкой обращают внимание на соответствующую подъёму постановку лыж на ребро и разведение носков лыж при подъёмахполуёлочкой и ёлочкой.Значительность спусков в лыжной подготовке довольно велика. От правильного выбора стойки зависит скорость движения. Поэтому при спусках главное –сохранять равновесие и устойчивость, которые определяют правильность хода обучающегосяв соответствующей стойке спуска: основной, высокой, низкой.

Обучающиеся первойподгруппы (более физически подготовленные) несколько раз меняют стойку спуска в разной последовательности.

Для обучающихся второйподгруппы начальное изучение проводится на открытых пологих спусках с основной стойки.

Основная стойка применяется на сложных склонах с поворотами и неровностями. При обучении технике спуска в основной стойке внимание обучающихся обращается на правильную постановку ног и положение туловища. Для лучшей устойчивости одну лыжу рекомендуется выдвинуть вперёд. Эта стойка достаточно устойчива при значительных скоростях и менее утомительна.При изучении спуска в низкой стойке обращается внимание на полное сгибание ног в коленном и тазобедренном суставах. Стойка способствует уменьшению сопротивления воздуха и увеличению скорости. Этот вид стойки применяют на прямых, длинных пологих спусках.В последнюю очередь обучающиеся изучают высокую стойку, которая служит для уменьшения скорости за счёт увеличения сопротивления воздуха и для отдыха, и только потом переходят к совершенствованию стоек в усложнённых условиях.При применении дифференцированного подхода обучение поворотам проводится на равнинных участках и на хорошо укатанных склонах средней крутизны.Обучающиеся первойподгруппы выполняют задание по прохождению поворотов следующими способами: переступанием, упором, на параллельных лыжах.

Обучающиеся второйподгруппы предварительно выполняют подготовительные упражнения на месте и в движении. При обучении способам поворота у обучающихся встречаются следующие ошибки:

замедленный или слишком поздний перенос веса тела на наружную лыжу;

загрузка внутренней лыжи при скольжении по дуге;

непараллельное ведение лыж при скольжении по повороту;

слабое вращательное движение туловища и плеч.

Для исправления этих ошибок вновь повторяются подготовительные упражнения.Вся приведённая выше методика является основной для обучения общей структуры движений, для становления общего технического базиса.Таким образом, эффективность моей технологии заключается в дифференцировании нагрузки на развитие физических качеств в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня функциональной подготовленности, что позволяет обучающимся справляться с довольно высокими физическими нагрузками. У юношей наблюдаются высокие темпы прироста выносливости.Следовательно, совершенствование техники на фоне различных по величине нагрузок более эффективно способствует устойчивости параметров технической подготовленности обучающихся при организации занятий по лыжной подготовке в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования. Применение дифференцированного подхода в совершенствовании техники на занятиях хорошо развивает специальную выносливость и способствует улучшению спортивных результатовобучающихся.

Ссылки на источники1. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.–М.: Мастерство, 2002.–152 с.2. Чичикин В.Т. Контроль эффективности физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. –Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.3. Чичикин В.Т.Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении/ В.Т. Чичикин, П.В. Игнатьев.—Н.Новгород: НГЦ, 2005.



Veryaskina Natalya Pavlovna,A head of physical education in an automotive technical college named by I.Lepse, Pavlovo, Nizhegorodsky regionThe differential approach which serves as a normative foundation for the realization of skiing lessons in educational institutions in accordance to the programs for specialized secondary education.Abstract.In this article we have analyzed various ways of skiing using a method of error correction through the differential approach, also we aretaking into account standards of value, these standards are vital aspects in the sphere of physical culture.Keywords:differential approach, criteria for differential approach, a motive technique, an optimal physical development, selfperfection.