Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника отдела внутренних дел в ходе ведения допроса
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кошелева
Д.
В. Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника отдела внутренних дел в ходе ведения допроса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1526–1530. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54569.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу условий развития профессиональных качеств будущих сотрудников отдела внутренних дел.
Ключевые слова:
допрос, профессиональные качества
Текст статьи
Кошелева Дарья Владимировна,преподаватель ,ГБОУ СПО Колледж полиции г.Москваdkosheleva@mail.ru
Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника отдела внутренних дел в ходе ведения допроса
Аннотация: Статья посвящена анализу условий развития профессиональных качеств у будущих сотрудников отдела внутренних дел.Ключевые слова:допрос, профессиональные качества.
Происходящие в российском обществе процессы предъявляют к сотрудникам органов внутренних дел, к уровню их профессионализма, компетентности повышенные требования. Важными качествами сотрудников ОВД выступают профессиональноделовые качества, от развития которых напрямую зависит эффективность и продуктивность всей правоохранительной сферы. В настоящее время проблема совершенствования профессиональных качеств сотрудников ОВД пока еще не достаточно изучена, особенно в отношении условий развития личности сотрудников. Вместе с тем не выявлены критерии оценивания уровня сформированности профессиональных качеств и профессиональных компетенций будущего сотрудника ОВД. Научная новизна работы заключается в следующем: выявлен, теоретически обоснован и содержательно представлен комплекс условий эффективного развития профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД, содержащий: создание практикоориентированной образовательной среды, стимулирующей инновационную, проектную и творческую деятельность будущих сотрудников ОВД; включение в образовательный процесс курсантов ГБОУ СПО Колледжа полиции курса «Психологиядеятельности сотрудников ОВД» с ориентацией на изучение Нейролингвистического Программирования, элементов «Теории лжи», невербальных средств общения и их практическую отработку в ходе изучения дисциплин «Психология общения», «Менеджмент». Разработаны итеоретически обоснованы критерии оценивания уровня сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД. Практическая значимость исследования определяется внедрением в деятельность подразделения ОВД (Отдела Дознания) системы развития профессиональных качеств сотрудника ОВД; разработкой и реализацией учебнометодического комплекса по дисциплинам «Психология деятельности ОВД», «Менеджмент», «Психология общения» с детальным ориентированием на формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся; выявлением критериев определения уровней сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД. Материалы могут быть использованы в процессе социальнопсихологической адаптации будущего сотрудника ОВД. При корректировке авторской анкеты в условиях образовательного учреждения, материалы также могут быть использованы социальными педагогами и психологами для составления профессиограммы будущего выпускника и его самоопределения.Цель работы–разработать критерии оценивания уровня сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД.В качестве объектавыступают профессиональные качества будущего сотрудника ОВД, предмета –критерии оценивания уровня сформированности профессиональных качеств.Задачи: 1.Изучить профессиональные качества, профессиональные компетенции будущих сотрудников ОВД;2.Проанализировать профессиограмму будущего сотрудника ОВД;3.Выявить условия развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД;4.Провести опытно –экспериментальную работу по разработке критериев оценивания уровня сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД. Этапы работы: изучение состояния научных разработок по теме проекта; разработка алгоритма проекта, подбор конкретных методик; проведение исследования, анализ и статистическая обработка результатов, разработка методических рекомендаций.Первая часть работы «Теоретико –методологическое обоснование развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД» посвящена аналитическому обзору отечественной и зарубежной уголовноправовой и психологической литературы, отражающей различные подходы к изучению профессиональных качеств сотрудника ОВД. Определяются основополагающие понятия, рассматриваются подходы к проблеме развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД, дается содержательная характеристика процесса развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД. Также выявляется и обосновывается комплекс условий развития профессиональных качеств сотрудника ОВД. Успешное выполнение служебных задач будущих сотрудников ОВД России, совершенствование процесса профессионального становления личности будущего специалиста напрямую связаны с формированием и развитием его профессиональных качеств. Организационная структура взаимоотношений в коллективах ОВД (строгой иерархии и субординации) требует жесткой регламентации взаимоотношений субъектов служебной деятельности между собой и с непосредственными участниками административного и уголовного производства, закрепленной в должностных инструкциях, уставах и иных нормативных документах МВД России. Весь этот спектр указанных взаимоотношений выдвигает серьезные требования к личности сотрудника органов внутренних дел, его ценностномотивационным, эмоциональноволевым, интеллектуальным и иным психологическим компонентам. Существуют социальнопсихологические особенности деятельности сотрудника ОВД и необходимые профессионально значимые качества личности, зависящие от рода осуществляемой профессиональной деятельности и обеспечивающие эффективность служебной деятельности в специфических условиях. Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к будущему сотруднику ОВД и способствующие успешному овладению профессией. С одной стороны, профессиональные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны –они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями. Понятие профессионально важные качества вошло в категориальный аппарат психологии труда еще в начале ХХ в. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда –успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Современные исследования профессионально важных качеств (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, А.В. Карпов)проводятся на основе системного подхода. Любая деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств. Это означает, вопервых, что каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, а вовторых, последняя является не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Формирование системы профессионально важных качеств –достаточно сложный психологический процесс. Суть его А.В. Карпов определяет как функциональное объединение отдельных профессионально важных качеств, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимодействия. Существуют две важнейшие категории профессионально важных качеств. Вопервых, профессионально важные качества, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущихпрофессионально важных качеств.Вовторых, те профессионально важные качества, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовыхпрофессионально важных качеств.Базовые и ведущие профессионально важные качества являются основой для формирования общихи профессиональных компетенций. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются остальные качества субъекта, необходимые для обеспечения профессиональной деятельности и ее основных действий, функций. Поэтому профессионально важные качества являются структурообразующими для той или иной деятельности.Выделяя профессиональные качества будущего сотрудника ОВД, особо отметимследующие базовыекачества—индивидуальноличностныеи социальнопсихологическиекачества человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При сравнении профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД наиболее продуктивным оказывается сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и менее успешных курсантов (будущих сотрудников ОВД), что позволяет составить эталонный профиль для каждой позиции.Рассмотрим основные профессиональные качества будущего сотрудника ОВД:Практический интеллект—способность мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои
знания и опыт в решении практических задач. Эффективность деятельности в равной мере зависит, как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Социальный интеллект—способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Адекватная самооценка —
выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности
и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, сотрудник ОВД отбрасывает информацию, которая могла бы
снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать коллег не по объективным результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что сотрудник берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами.Профессиональные знания.Установлено, что по мере приближения к вершине иерархии потребностей (А.Маслоу) объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается.
Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области деятельности сотрудника ОВД ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.С повышением уровня развития сотрудника возрастают требования к таким его психологическим
качествам, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД наиболее оптимальным и эффективным нам видится в процессе прохождения практики. Будущий сотрудник ОВД проходит практику в Отделе Дознания ГУ МВД, где участвует в ходе ведения допроса. Для успешного осуществления допроса, необходимо четкое представление, какую информацию и с помощью каких приемов и средств можно ее получить. В зависимости от процессуального положения различают допрос: свидетеля; потерпевшего; подозреваемого; обвиняемого; эксперта. Особым видом является допрос на очной ставке. Важную роль в выборе тактики допроса играет выбор линии поведения, коммуникативной позиции, средств и методов психологического воздействия, способов нейтрализации психологического противодействия. Данное положение играет важную, а иногда решающую роль в ходе допроса. Любое общение подразумевает наличие у сторон той или иной позиции общения, которая определяет ведущую роль ее участника. Далеко не всегда допрашиваемый принимает ведущую роль допрашивающего, а в случае жесткого нажима может вообще отказаться от дачи показаний.Использование таких психологических приемов, как «невербальные средства общения», элементов «Теории лжи» и «Нейролингвистического программирования» позволяют своевременно изменять тактику применения тех или иных приемов и методов допроса, а подвергнутые анализу и оценке по завершении допроса станут опорными точками для выработки тактики последующих допросов и стратегии расследования в целом. Допрос представляет собой процессуально сложный, психологически напряженный и многообразный по применяемым приемам иметодам процесс взаимодействия допрашиваемого и допрашивающего, основанный на знании психологических закономерностей формирования показаний, оперирования доказательствами, выдвижения и реализации следственных версий, преодоления лжи и запирательства, психологического воздействия и психологической защиты, расшифровки «языка тела», психологического анализа и оценки результатов, подчиненный основной цели –получению объективной, процессуально значимой информации о событии преступления, механизме совершения и лицах, к нему причастных.Изменение условий функционирования правоохранных структур государства, форм, методов преступности и ее уровня диктует необходимость применения в следственной деятельности широкого спектра самых современных психотехнологий, изменения традиционных, а точнее, устаревших взглядов на средства и методы борьбы с преступностью, этических и нравственных критериев оценки допустимости и возможности средств психологической борьбы.Во второй части работы –«Экспериментальная работа по разработке критериев оценивания уровня сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД» определяются цель, задачи и этапы экспериментальной работы, описывается реализация комплекса условий развития профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД, определяются критерии и показатели уровня развития профессиональных качеств, анализируются полученные результаты и проводится их обработка.Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе определялись уровни развития профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД –курсантов ГБОУ СПО Колледжа полиции. Степень развития профессиональных качеств оценивалась с помощью авторской анкеты, направленной на изучение мотивационных качеств курсантов, удовлетворенности своей будущей профессией; 16и факторного личностного опросника Рэймонда Кеттела и анализа процента успеваемости и процента качества обучения курсантов. Критерии развития профессиональных качеств были определены соответственно структурным компонентам –профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.С учетом выделенных критериев и на основе использования уровневого подхода были определены уровни развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД: высокий, средний, низкий. Переход участников эксперимента на более высокий уровень развития профессиональных качеств являлся основным критерием эффективности развития профессиональных качеств курсантов.1, 3 этапы исследования проводились по адресу
125363, г.Москва, ул.Фабрициуса, д.26, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж полиции».Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная (72 человека) и контрольная группы (60 человек). Анализ результатов констатирующего эксперимента представлен ниже в диаграммах 1,2.
Диаграммы1,2
2 этап исследования осуществлялся на базе практики курсантов –143300, Московская область, Нарофоминский район, ул. Володарского, д.9, ОД УМВД России по МО Нарофоминского района. В исследовании принимала участие экспериментальная группа.Формирующий этап эксперимента предполагал решение следующих задач: реализацию навыков невербального общения, использование элементов «Теории лжи», средств невербального общения в ходе ведения допроса курсантами колледжа на практике, оценку эффективности использования вышеперечисленных 18%50%32%Уровень развития профессиональных качеств в контрольной группе.Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень25%46%29%Уровень развития профессиональных качеств в экспериментальной группе.Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньпсихотехник, определение и анализ динамики изменений в развитии профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД.После прохождения практики курсантами выпускного курса Колледжа полиции был проведен повторный анализ уровня развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД в экспериментальной группе. Результаты повторного анализа показали, что при применении курсантами элементов НЛП, «Теории лжи» и невербальных средств общения, допрос и работа в ОВД в целом становится более эффективной. Так же это очень сильно влияет на то, как курсанты относятся к работе в ОВД. Результаты повторного анкетирования дали более высокие результаты. Общение с курсантами после практики, показало, чтоони применяли элементы НЛП, «Теории лжи» и средства невербального общения во время ведения допроса, что по их словам значительно облегчило проведение данного следственного действия и помогло во время допроса понять, врет человек (допрашиваемый) или нет и проанализировать дальнейшую тактику допроса. Результаты повторного анализа представлены на диаграмме 3.Диаграмма 3
Диаграмма свидетельствует о количественном росте высокого и среднего уровня развития профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД.Таким образом, предложенные нами элементы психотехник НЛП, «Теории лжи» и средств невербального общения, и в последующем их практическое применение повышает уровень развития профессиональных качеств.Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в работе задачи выполнены, цель достигнута.
Ссылки на источники1.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2004.2.Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., РоссинскаяЕ.Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред.Р.С. Белкина. М., 2001.3.Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3х тт. М., 2007. Т.2 и 3.4.Еникеев М.И. Юридическая психология. –М.: Норма, 2013.5.Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003.6.Лившиц Е. М, Белкин Р.С. Тактика следственных действий. М: Новый Юрист, 2010.7.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000.8.Научнопрактический комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред.В.М. Лебедева; научн. ред.В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002.9.Пол Экман. Узнай лжеца по выражению лица. Питер, 2010.10.
Просвирнин В.Г. Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст.к. ю. н. Волгоград, 2001. 16 с.11.Семенова О.Ф. Особенности смысловой сферы несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. психологических наук.М., 2001. 28 с.12.Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред.В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. 704 с.13.Усманов У.А. Справочник следователя. М., 2000.
12%38%50%Результаты повторного анализа уровня профессиональных качеств в экспериментальной группе.Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньKosheleva Darya Vladimirovna,
State educational institution of secondary professional education of the city of Moscow "the police College", educatorThe development of the professional qualities of a future employee of Department of internal Affairs in the course of interrogationAbstract:The article is devoted to analysis of conditions of development of the professional qualities of the future employees of Department of internal Affairs.Keywords: interrogation, professional skills.
Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника отдела внутренних дел в ходе ведения допроса
Аннотация: Статья посвящена анализу условий развития профессиональных качеств у будущих сотрудников отдела внутренних дел.Ключевые слова:допрос, профессиональные качества.
Происходящие в российском обществе процессы предъявляют к сотрудникам органов внутренних дел, к уровню их профессионализма, компетентности повышенные требования. Важными качествами сотрудников ОВД выступают профессиональноделовые качества, от развития которых напрямую зависит эффективность и продуктивность всей правоохранительной сферы. В настоящее время проблема совершенствования профессиональных качеств сотрудников ОВД пока еще не достаточно изучена, особенно в отношении условий развития личности сотрудников. Вместе с тем не выявлены критерии оценивания уровня сформированности профессиональных качеств и профессиональных компетенций будущего сотрудника ОВД. Научная новизна работы заключается в следующем: выявлен, теоретически обоснован и содержательно представлен комплекс условий эффективного развития профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД, содержащий: создание практикоориентированной образовательной среды, стимулирующей инновационную, проектную и творческую деятельность будущих сотрудников ОВД; включение в образовательный процесс курсантов ГБОУ СПО Колледжа полиции курса «Психологиядеятельности сотрудников ОВД» с ориентацией на изучение Нейролингвистического Программирования, элементов «Теории лжи», невербальных средств общения и их практическую отработку в ходе изучения дисциплин «Психология общения», «Менеджмент». Разработаны итеоретически обоснованы критерии оценивания уровня сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД. Практическая значимость исследования определяется внедрением в деятельность подразделения ОВД (Отдела Дознания) системы развития профессиональных качеств сотрудника ОВД; разработкой и реализацией учебнометодического комплекса по дисциплинам «Психология деятельности ОВД», «Менеджмент», «Психология общения» с детальным ориентированием на формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся; выявлением критериев определения уровней сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД. Материалы могут быть использованы в процессе социальнопсихологической адаптации будущего сотрудника ОВД. При корректировке авторской анкеты в условиях образовательного учреждения, материалы также могут быть использованы социальными педагогами и психологами для составления профессиограммы будущего выпускника и его самоопределения.Цель работы–разработать критерии оценивания уровня сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД.В качестве объектавыступают профессиональные качества будущего сотрудника ОВД, предмета –критерии оценивания уровня сформированности профессиональных качеств.Задачи: 1.Изучить профессиональные качества, профессиональные компетенции будущих сотрудников ОВД;2.Проанализировать профессиограмму будущего сотрудника ОВД;3.Выявить условия развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД;4.Провести опытно –экспериментальную работу по разработке критериев оценивания уровня сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД. Этапы работы: изучение состояния научных разработок по теме проекта; разработка алгоритма проекта, подбор конкретных методик; проведение исследования, анализ и статистическая обработка результатов, разработка методических рекомендаций.Первая часть работы «Теоретико –методологическое обоснование развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД» посвящена аналитическому обзору отечественной и зарубежной уголовноправовой и психологической литературы, отражающей различные подходы к изучению профессиональных качеств сотрудника ОВД. Определяются основополагающие понятия, рассматриваются подходы к проблеме развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД, дается содержательная характеристика процесса развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД. Также выявляется и обосновывается комплекс условий развития профессиональных качеств сотрудника ОВД. Успешное выполнение служебных задач будущих сотрудников ОВД России, совершенствование процесса профессионального становления личности будущего специалиста напрямую связаны с формированием и развитием его профессиональных качеств. Организационная структура взаимоотношений в коллективах ОВД (строгой иерархии и субординации) требует жесткой регламентации взаимоотношений субъектов служебной деятельности между собой и с непосредственными участниками административного и уголовного производства, закрепленной в должностных инструкциях, уставах и иных нормативных документах МВД России. Весь этот спектр указанных взаимоотношений выдвигает серьезные требования к личности сотрудника органов внутренних дел, его ценностномотивационным, эмоциональноволевым, интеллектуальным и иным психологическим компонентам. Существуют социальнопсихологические особенности деятельности сотрудника ОВД и необходимые профессионально значимые качества личности, зависящие от рода осуществляемой профессиональной деятельности и обеспечивающие эффективность служебной деятельности в специфических условиях. Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к будущему сотруднику ОВД и способствующие успешному овладению профессией. С одной стороны, профессиональные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны –они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями. Понятие профессионально важные качества вошло в категориальный аппарат психологии труда еще в начале ХХ в. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда –успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Современные исследования профессионально важных качеств (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, А.В. Карпов)проводятся на основе системного подхода. Любая деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств. Это означает, вопервых, что каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, а вовторых, последняя является не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Формирование системы профессионально важных качеств –достаточно сложный психологический процесс. Суть его А.В. Карпов определяет как функциональное объединение отдельных профессионально важных качеств, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимодействия. Существуют две важнейшие категории профессионально важных качеств. Вопервых, профессионально важные качества, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущихпрофессионально важных качеств.Вовторых, те профессионально важные качества, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовыхпрофессионально важных качеств.Базовые и ведущие профессионально важные качества являются основой для формирования общихи профессиональных компетенций. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются остальные качества субъекта, необходимые для обеспечения профессиональной деятельности и ее основных действий, функций. Поэтому профессионально важные качества являются структурообразующими для той или иной деятельности.Выделяя профессиональные качества будущего сотрудника ОВД, особо отметимследующие базовыекачества—индивидуальноличностныеи социальнопсихологическиекачества человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При сравнении профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД наиболее продуктивным оказывается сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и менее успешных курсантов (будущих сотрудников ОВД), что позволяет составить эталонный профиль для каждой позиции.Рассмотрим основные профессиональные качества будущего сотрудника ОВД:Практический интеллект—способность мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои
знания и опыт в решении практических задач. Эффективность деятельности в равной мере зависит, как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Социальный интеллект—способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Адекватная самооценка —
выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности
и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, сотрудник ОВД отбрасывает информацию, которая могла бы
снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать коллег не по объективным результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что сотрудник берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами.Профессиональные знания.Установлено, что по мере приближения к вершине иерархии потребностей (А.Маслоу) объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается.
Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области деятельности сотрудника ОВД ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.С повышением уровня развития сотрудника возрастают требования к таким его психологическим
качествам, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.Развитие профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД наиболее оптимальным и эффективным нам видится в процессе прохождения практики. Будущий сотрудник ОВД проходит практику в Отделе Дознания ГУ МВД, где участвует в ходе ведения допроса. Для успешного осуществления допроса, необходимо четкое представление, какую информацию и с помощью каких приемов и средств можно ее получить. В зависимости от процессуального положения различают допрос: свидетеля; потерпевшего; подозреваемого; обвиняемого; эксперта. Особым видом является допрос на очной ставке. Важную роль в выборе тактики допроса играет выбор линии поведения, коммуникативной позиции, средств и методов психологического воздействия, способов нейтрализации психологического противодействия. Данное положение играет важную, а иногда решающую роль в ходе допроса. Любое общение подразумевает наличие у сторон той или иной позиции общения, которая определяет ведущую роль ее участника. Далеко не всегда допрашиваемый принимает ведущую роль допрашивающего, а в случае жесткого нажима может вообще отказаться от дачи показаний.Использование таких психологических приемов, как «невербальные средства общения», элементов «Теории лжи» и «Нейролингвистического программирования» позволяют своевременно изменять тактику применения тех или иных приемов и методов допроса, а подвергнутые анализу и оценке по завершении допроса станут опорными точками для выработки тактики последующих допросов и стратегии расследования в целом. Допрос представляет собой процессуально сложный, психологически напряженный и многообразный по применяемым приемам иметодам процесс взаимодействия допрашиваемого и допрашивающего, основанный на знании психологических закономерностей формирования показаний, оперирования доказательствами, выдвижения и реализации следственных версий, преодоления лжи и запирательства, психологического воздействия и психологической защиты, расшифровки «языка тела», психологического анализа и оценки результатов, подчиненный основной цели –получению объективной, процессуально значимой информации о событии преступления, механизме совершения и лицах, к нему причастных.Изменение условий функционирования правоохранных структур государства, форм, методов преступности и ее уровня диктует необходимость применения в следственной деятельности широкого спектра самых современных психотехнологий, изменения традиционных, а точнее, устаревших взглядов на средства и методы борьбы с преступностью, этических и нравственных критериев оценки допустимости и возможности средств психологической борьбы.Во второй части работы –«Экспериментальная работа по разработке критериев оценивания уровня сформированности профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД» определяются цель, задачи и этапы экспериментальной работы, описывается реализация комплекса условий развития профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД, определяются критерии и показатели уровня развития профессиональных качеств, анализируются полученные результаты и проводится их обработка.Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе определялись уровни развития профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД –курсантов ГБОУ СПО Колледжа полиции. Степень развития профессиональных качеств оценивалась с помощью авторской анкеты, направленной на изучение мотивационных качеств курсантов, удовлетворенности своей будущей профессией; 16и факторного личностного опросника Рэймонда Кеттела и анализа процента успеваемости и процента качества обучения курсантов. Критерии развития профессиональных качеств были определены соответственно структурным компонентам –профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.С учетом выделенных критериев и на основе использования уровневого подхода были определены уровни развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД: высокий, средний, низкий. Переход участников эксперимента на более высокий уровень развития профессиональных качеств являлся основным критерием эффективности развития профессиональных качеств курсантов.1, 3 этапы исследования проводились по адресу
125363, г.Москва, ул.Фабрициуса, д.26, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж полиции».Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная (72 человека) и контрольная группы (60 человек). Анализ результатов констатирующего эксперимента представлен ниже в диаграммах 1,2.
Диаграммы1,2
2 этап исследования осуществлялся на базе практики курсантов –143300, Московская область, Нарофоминский район, ул. Володарского, д.9, ОД УМВД России по МО Нарофоминского района. В исследовании принимала участие экспериментальная группа.Формирующий этап эксперимента предполагал решение следующих задач: реализацию навыков невербального общения, использование элементов «Теории лжи», средств невербального общения в ходе ведения допроса курсантами колледжа на практике, оценку эффективности использования вышеперечисленных 18%50%32%Уровень развития профессиональных качеств в контрольной группе.Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень25%46%29%Уровень развития профессиональных качеств в экспериментальной группе.Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньпсихотехник, определение и анализ динамики изменений в развитии профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД.После прохождения практики курсантами выпускного курса Колледжа полиции был проведен повторный анализ уровня развития профессиональных качеств будущего сотрудника ОВД в экспериментальной группе. Результаты повторного анализа показали, что при применении курсантами элементов НЛП, «Теории лжи» и невербальных средств общения, допрос и работа в ОВД в целом становится более эффективной. Так же это очень сильно влияет на то, как курсанты относятся к работе в ОВД. Результаты повторного анкетирования дали более высокие результаты. Общение с курсантами после практики, показало, чтоони применяли элементы НЛП, «Теории лжи» и средства невербального общения во время ведения допроса, что по их словам значительно облегчило проведение данного следственного действия и помогло во время допроса понять, врет человек (допрашиваемый) или нет и проанализировать дальнейшую тактику допроса. Результаты повторного анализа представлены на диаграмме 3.Диаграмма 3
Диаграмма свидетельствует о количественном росте высокого и среднего уровня развития профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД.Таким образом, предложенные нами элементы психотехник НЛП, «Теории лжи» и средств невербального общения, и в последующем их практическое применение повышает уровень развития профессиональных качеств.Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в работе задачи выполнены, цель достигнута.
Ссылки на источники1.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2004.2.Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., РоссинскаяЕ.Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред.Р.С. Белкина. М., 2001.3.Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3х тт. М., 2007. Т.2 и 3.4.Еникеев М.И. Юридическая психология. –М.: Норма, 2013.5.Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003.6.Лившиц Е. М, Белкин Р.С. Тактика следственных действий. М: Новый Юрист, 2010.7.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000.8.Научнопрактический комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред.В.М. Лебедева; научн. ред.В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002.9.Пол Экман. Узнай лжеца по выражению лица. Питер, 2010.10.
Просвирнин В.Г. Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст.к. ю. н. Волгоград, 2001. 16 с.11.Семенова О.Ф. Особенности смысловой сферы несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. психологических наук.М., 2001. 28 с.12.Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред.В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. 704 с.13.Усманов У.А. Справочник следователя. М., 2000.
12%38%50%Результаты повторного анализа уровня профессиональных качеств в экспериментальной группе.Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньKosheleva Darya Vladimirovna,
State educational institution of secondary professional education of the city of Moscow "the police College", educatorThe development of the professional qualities of a future employee of Department of internal Affairs in the course of interrogationAbstract:The article is devoted to analysis of conditions of development of the professional qualities of the future employees of Department of internal Affairs.Keywords: interrogation, professional skills.