Адвокатирование конкуренции как способ защиты права на конкуренцию

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косинов В. А. Адвокатирование конкуренции как способ защиты права на конкуренцию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1531–1535. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54570.htm.
Аннотация. Статья посвящена одному из видов деятельности антимонопольного органа, направленному на укрепление рыночных отношений, защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности с помощью активных взаимоотношений с различными государственными органами и учреждениями, а также общественными организациями и обществом в целом, повышающих степень понимания выгод конкуренции и необходимости её защиты от деятельности монополий широкими кругами общественности. Указанный вид деятельности называется адвокатирование конкуренции. В статье рассмотрены методы данного вида деятельности, указаны его цели и положительные последствия от его применения, необходимость расширения адвокатирования конкуренции в Российской Федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Косинов Виктор Андреевич,аспирант Национального Института Бизнеса, drduke90@mail.ru

Адвокатирование конкуренции как способ защиты права на конкуренцию

Аннотация. Статья посвящена одному из видов деятельности антимонопольного органа, направленному на укрепление рыночных отношений, защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности с помощью активных взаимоотношений с различными государственными органами и учреждениями, а также общественными организациями и обществом в целом, повышающих степень пониманиявыгод конкуренциии необходимости её защиты от деятельности монополийширокими кругами общественности. Указанный вид деятельности называется адвокатирование конкуренции. В статье рассмотрены методы данного вида деятельности, указаны его целии положительные последствия от его применения, необходимость расширения адвокатирования конкуренции в Российской Федерации.Ключевые слова: конкурентное законодательство, участники рынка, антимонопольное регулирование, конкуренция, ФАС РФ, органы государственной власти, потребитель.

Одним из наиболее актуальных направлений государственной конкурентной политики в настоящее времяв Россииявляется адвокатирование конкуренции,котороедля российского законодательства является относительно новым инструментом защиты конкуренции. Мировая история адвокатирования конкуренции началась в конце XX–начале XXIвв. Первые программы по адвокатированию конкуренции появились в США в середине 1970х годов. В настоящее время идея адвокатирования конкуренции приобрела относительно большую популярностьпрактически во всем мире, в том числе, и в России. Однако, по настоящее время концепция адвокатирования конкуренции не получила надлежащего отображенияни в нормативноправовых актах, ни в деятельности государственных органов, в том числе, антимонопольных.В связи с вышеуказанными обстоятельствами возникает необходимость в детальном рассмотрении данного вопроса как на уровне органов государственной власти и органов местного самоуправления,так и на научном уровне. Под адвокатированием конкуренции понимается совокупность определенных видов деятельности антимонопольных органов, нацеленных на формирование, укрепление и поддержание конкурентной среды. При этом инструменты реализации данного направления деятельности антимонопольных органов не входят в разряд принудительных мер к соблюдению установленных правил, но направлены на осознание органами государственной власти, хозяйствующими субъектами, в том числе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также гражданским обществом,выгод самой конкуренции.[1]Чтобы понять суть адвокатирования конкуренции, необходимо обратиться к определению конкурентной политики. При этом, следуетотметить, что с начала 90х годов XXвекав Российской Федерациипроизошла подмена понятий, а именно: понятия «конкурентная политика» и«конкурентное законодательство» были замещены понятиями«антимонопольная политика» и«антимонопольное законодательство»соответственно. Данные понятия следует отличать, так как в мировой практике они не тождественны. Под антимонопольной политикой подразумеваетсяполитика, направленная на борьбу с монополиями, картельными сговорами,с использованием исключительно санкций. В свою очередь государственная конкурентная политика включаетв себя два основных направления. Первым направлением является активное развитие конкуренции на товарных рынках. Однако, следуетучитывать, что конкуренция не может рассматриваться как неоценимыйидеал, к которому нужно всегда стремиться. В некоторых случаяхнаряду с конкуренцией на рынкецелесообразна и кооперация (которая не тождественна сговору). Кроме тогов российских условиях важна роль института государственногорегулирования экономикииестественных монополий. Конкуренция рассматривается как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий,устойчивого экономического роста, достижения общественного благосостоянияиинвестиционной привлекательности страны, привлечения иностранного капитала. При этом, задачи, конкурентной политикив процессе реализации могут изменяться, не может быть единой статичной политики на века. Второе направление совершенствование механизмов защиты конкуренции, а именно:совершенствование законодательства и правоприменительной практики, установление справедливых и соразмерных санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших участников рынка. Таким образом, государственная конкурентная политика –это системапоследовательныхмер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции на рынках, формирование системообразующих правил и механизмов, реализующих данные правила. К подобным правилам относятся: Конституция РФ, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135ФЗ "О защите конкуренции", Закон РФ от 07.02.1992 N 23001"О защите прав потребителей", Федеральный закон от 13.03.2006 N 38ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 17.08.1995 N 147ФЗ "О естественных монополиях", отдельные положения Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, подзаконные акты по вопросам конкуренции и деятельности монополий. Помимо нормативноправовых актов, позволяющих отличать легальную деятельность участников рынка от нелегальной, существенное значение имеет пониманиезадачи целейконкурентной политики потребителями, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти(их должностными лицами). В настоящее время далеко не все из вышеуказанных субъектов понимают значение конкурентной политики, задачи антимонопольного регулирования, отличают антимонопольную политику от конкурентной, понимают содержание тех или иных мер, принимаемых государственными органами.Значительные трудности осознания необходимости антимонопольного регулирования связаны с тем, чтодеятельность антимонопольного органа направлена на защиту рынка от действий монополистов, от создания монополий и картельных сговоров, ущемляющих права потребителей и иных участников рынка. Как правило, действия антимонопольного органа носят пресекательный характер, то есть ограничение деятельности, влияющей на рынок в целом, а не на каждого отдельного потребителя или хозяйствующего субъекта. В связи с указанными обстоятельствами, может показаться, что его деятельность не нужна. Следует отметить, что при правоприменении в области защиты конкуренции и ограничениямонополистической деятельности существенное значение имеет возможность выявления фактов нарушения действующего законодательства. В связи с тем, что возможности государственного органа самостоятельно получить всю необходимую информацию о подобных нарушениях ограничены, огромную роль играет поведение хозяйствующих субъектов, которые подобной информацией располагают. Привлечение участников рынка к реализации мер антимонопольного регулирования позволяетдостичь значительных результатов в выявлении нарушений антимонопольного законодательства, так как именно они располагают наиболее полной и достоверной информацией о нарушениях и их последствиях. При этом, для того, чтобы участники рынка имели возможность квалифицировать те или иные действия как нарушение антимонопольного законодательства они должны хорошо представлять содержание законодательства в данной сфере, обладать высоким уровнем правовой культуры.В настоящее время сложившаяся реалия в России такова, что многие участники рынка не имеют представления о действующем законодательстве в РФ хотябы приблизительно. В связи с указанными обстоятельствами многие предприниматели не осознают, что совершают нарушение конкурентного законодательства, или не могут отличить правомерное поведение от неправомерного других участников рынка. Помимо информирования об антимонопольном законодательстве субъектов рынка, с помощью адвокатирования конкуренции осуществляется тиражирование информации и о конкретных действиях антимонопольных органов по правоприменению поднадзорного законодательства и конкретных санкциях, применяемых на участников рынка, нарушивших закон в той или иной его части. Указанные функции адвокатирования конкуренции реализуются, прежде всего, в действиях антимонопольных органов и заключаются в следующем. Вопервых, адвокатирование конкуренции —часть активной информационной политики антимонопольных органов. Один из принципов деятельности указанного государственной структуры —открытость и прозрачность ее действий, активно способствует распространению информации (в том числе, посредством СМИ) как о правоприменении поднадзорного антимонопольным органам законодательства, так и о конкретных результатах деятельности данной структуры. Вовторых, в целях популяризации преимуществ конкуренции, антимонопольными органами осуществляется взаимодействие как с научной общественностью, так и с гражданским обществом, вследствие чего информация о действующем законодательстве, о необходимости его добровольного соблюдения становится доступной для широкого круга общественности, способствует пониманию наиважнейшего принципа развития современного государства —открытой и честной конкуренции. Таким образом, вследствие специфики такого направления конкурентной политики как адвокатирование конкуренции, особенностей его целей и задач, данное направление приобретает все большую актуальность и особое значение, так как сегодня именно конкуренция рассматривается как одно из важнейших условий прогрессивного развития в самых разных сферах жизни государства и отраслях экономической деятельности.Адвокатирование конкуренции позволяет не только повысить эффективность правоприменения, но и расширить число объектов конкурентной политики. Согласно действующему российскому законодательству объектами конкурентной политики являются не только участники рынка, но и органы государственной власти, в первую очередь исполнительной, а также органы местного самоуправления. В свою очередь, адвокатирование конкуренции позволяет включить в число таких объектов,деятельность которых оказывает серьезное влияние на конкурентную среду, но при этом не регулируется антимонопольным законодательством (общественность, суды, органы законодательной власти). В настоящее время основным субъектом адвокатирования конкуренции является ФАС РФ, которое осуществляетадвокатирование конкуренции в целях создания справедливых конкурентных условий на основе расширения взаимодействия с другими государственными органами и организациями, ассоциациямипредпринимателей, общественными организациямии представителями научных кругов, а также за счет повышения информированности общественности опреимуществахи пользеконкуренции, ее влияниина создание правил осуществления хозяйственной деятельности равных для всех субъектов рынка.Однако, с целью повышения уровня конкуренции необходимо привлечение иных государственных органов, а также общественных организаций к данной деятельности. В связи с указанными обстоятельствами адвокатирование конкуренции обладает большими преимуществами по сравнению с антимонопольным регулированием как способ вовлечения большего круга участников рынка в деятельность по развитию и защите конкуренции.В отличие от конкурентного законодательства адвокатирование конкуренции является элементом активной конкурентной политики, инструментом создания модели поведения участников рынка. Таким образом, адвокатирование конкуренции дополняет антимонопольное принуждение, позволяет информировать участников рынка о содержании антимонопольных норм, что повышает их уровень правовой культуры. Кроме того, адвокатирование конкуренции улучшает информированность участников рынка, позволяет воздержаться от нарушения закона и снижает возможность противоречия действий государственных органов «правилам рынка». Адвокатирование конкуренциинеобходимо там, где одно лишь воздействие антимонопольного регулирования недостаточно.В условиях реформирования экономики и внедрения инноваций, когда конкуренция появляется на рынках, ранее являвшихся вотчиной естественных монополий, наиболее важным является создание условий для возникновения конкуренции и дальнейшее ее развитие. В период создания конкурентной среды на государственное регулирование ложатся такие новые задачи как создание правил деятельности на новых рынках, порядок доступа к ключевым мощностям, тарифное регулирование и многое другое. На данном этапе создание конкуренции и ее последующая защита не могут обеспечиваться лишь антимонопольным законодательством.Актуальность адвокатирования конкуренции в России связана с необходимостью вовлечения большей части населения в рыночные правоотношения, предпринимательскую деятельность, вступлением в ВТО, новой волной приватизации, а также необходимостью уменьшения влияния государства на экономику.Необходимость адвокатирования связана с многочисленными нарушениями антимонопольного законодательства со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, повышением уровня конкуренции в различных сферах, восстановлением промышленного производства, в первую очередь легкой промышленности, а также ограниченной рациональность участников рынка.Успешным примером адвокатирования конкуренции является опыт Великобритании. Управлением по финансовым услугам Великобритании была разработана «Методика анализа влияния решений регулирующих органов на конкуренцию», в которой были описаны основные цели и инструменты конкурентной политики государства на финансовых рынках, а также анализ влияния отдельных решений органов банковского регулирования на конкуренцию.[2]Данный пример подтверждает, что адвокатированиеконкуренции может включать действия не только антимонопольных органов, но и иных органов государственной власти в целом.Существенным элементом адвокатирования конкуренции может стать практическое применение принципа «презумпции конкуренции», который означает выбор и применение таких методов регулирования, которые наносят наименьший ущерб конкуренции. Также, важнейшим элементом адвокатирования конкуренции является создание и развитие конкурентной культуры, то есть осознание преимуществ, связанных с защитой и развитием конкуренции, различными общественными группами и обществом в целом. В связи с тем, что в странах с развивающейся рыночной экономикой опыт проведения конкурентной политики относительно невелик, значимость конкуренции не всегда очевидна как дляучастников рынка, так и для государственных органов. Адвокатирование конкуренции построено на информированиии убеждении, в отличие от антимонопольного регулирования. Кроме того, если антимонопольное законодательство, в большей его части, осуществляется постфактум, то адвокатирование конкуренции –активный элемент конкурентной политики, служащий формированию норм и правил, способствующих развитию конкуренции в настоящеевремя. Таким образом, адвокатирование конкуренции становится инструментом, способствующим соблюдению действующего законодательства. Именно вследствие данного обстоятельства, по сравнению со стандартными мерами антимонопольного регулирования, адвокатирование конкуренции имеет немалые преимущества как способ привлечь внимание широкого круга участников рынка к существующим ограничениям конкуренции и их причинам.При этом, следует иметь ввиду, что конкурентная политика как правило вступает в противоречие с промышленной политикой. Несмотря на то, что в долгосрочном периоде их цели совпадают, в краткосрочном периоде их цели и инструменты вступают в противоречие. Если для государства приоритетной становится промышленная политика, определенные сектора экономики выводятся из досягаемости конкурентной политики. Кроме того, противодействие адвокатированию конкуренции обусловлено действиями лобби со стороны монополистов, крупных холдингов и вертикально интегрированных компаний. Несмотря на значительные затруднения в осуществлении адвокатирования конкуренции следует отметить, что дальнейшее его развитие будет иметь положительное воздействие на создание конкурентного рынка, а именно: привлечение квалифицированныхспециалистовк решению задач поразвитию конкуренции; информированиеобщественности одеятельности ФАС РФ и её территориальных подразделенияхкак органа, существующего на деньги налогоплательщиков;созданиечеткихправил«игры»на рынке,как для российских, так идля зарубежных хозяйствующих субъектов;повышениеправовойкультурыпотребителей; формирование общественного мнения о деятельности антимонопольного органа, открытое обсуждение тех или иных проблем, возникающих в российской экономике и нахождение путей их решения не только путем деятельности государственныхорганов в форме императивных актов, но и применение научного подхода.Таким образом, широкое применение метода адвокатирования конкуренции позволит: 1.усилитьлиберализация антимонопольного регулирования;2.сконцентрироватьсяФАС РФ нанаиболее серьезных нарушениях антимонопольногозаконодательства;3.повыситьзначимостимер, направленных на стимулирование правомерного поведения участников рынка;4.повысить роль предупреждающегосдерживания антиконкурентных действий по сравнению с мерами антимонопольного реагирования по факту совершившегося нарушения законодательства;5.уменьшить количество нарушений антимонопольного законодательства;6.снизить необходимость«жесткого» государственного регулирования экономических процессов; 7.снизить затраты на антимонопольное регулирование;8.повысить уровень правовой культуры участников рынка;9.построить диалог с обществом по вопросам защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности; 10.повысить уровеньвлияния ФАС РФна экономические процессы.Подводяитог, необходимоотметить, что в настоящее время в Россииадвокатирование конкуренции как элемент конкурентной политики стал применятьсясовсем недавно и не имеет достаточного развития. В связи с указанными обстоятельствами со стороны государственных органов требуется активное участие в развитии данного направления деятельности с целью развития конкуренции, реформы антимонопольного законодательстваРФи повышения уровня правовой культуры участников рынка.

Ссылки на источники1.Advocacy and Competition Policy. International Competition Network, ICN`s Conference, Naples, Italy, 2002, p. i, 25.2.А. Шаститко. С. Авдашева. Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики. Вопросы экономики № 12, 2005 г. с. 116.

Kosinov Victor Andreevich, agraduate student of the National Institute of Business,drduke90@mail.ruCompetition advocacy as a way to protect the right to competitionAnnotation: the article is devoted to one of the activities of the Antimonopoly authority, aiming at the strengthening of market relations protection of competition and restriction of monopolistic activity with the help of active relations with various government authorities and agencies, public organizations and society in General, increasing the degree of understanding of the broader public benefits of competition and the need for its protection from the activities of monopolies. this form of activity is called competition advocacy. The article considers the methods of this kind of work identifies goals and the positive effects of its application, the need for expansion of competition advocacy in the Russian Federation.Key words: competition legislation, market participants, antimonopoly regulation, competition, FAS the Russian Federation, bodies of state power, the consumer.