Детская маргинальность и социальная изоляция

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казакова А. Ю., Калиниченко О. Ю. Детская маргинальность и социальная изоляция // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1576–1580. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54579.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования особенностей поведения и адаптации/дезадаптации в условиях социальной изоляции детей с разным социальным статусом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Казакова Анна Юрьевна,кандидат социологических наук, социолог аналитик ООО «Новое видение» (журнал «Инновации в регион»), Калугаkazakova.a.u@yandex.ru

Калиниченко Оксана Юрьевнакандидат биологических наук, доцент кафедры социальной работы и социальных технологий ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет имени К.Э.Циолковского", Калугаcalinichenko.oxana@yandex.ru

Детская маргинальность и социальная изоляция

Аннотация.Статья посвящена вопросамформирования особенностей поведения и адаптации/дезадаптации в условиях социальной изоляции детейс разным социальных статусом. Ключевые слова:маргинальность, девиация, адаптивный/дезадаптивный тип личности, социальная изоляция.

Положение о воздействующей, «принудительной» силе жизненной среды, которая структурируется за счет типовых социальных взаимодействий, определяющих позиции личностей и групп в социальной структуре, размер социальной дистанции между ними, формы и способы ее поддержания/ увеличения/сокращения, показывает, что значимым фактором маргинализации и механизмом воспроизводства маргинальных слоев выступает изоляция –полная или частичная, групповая или индивидуальная, эндоили экзогенного характера, добровольная или принудительная.Она может выступать:как маркер (индикатор) существующей социальноролевой маргинальности, связанной с принадлежностью к группе, которую общество расценивает как девиантную и (или) «чуждую»; как источник маргинализации вполне «конформной» по отношению к«ближайшей» социальной среде личности,усвоившейнормы и ценности, которые противоречатномам и ценностям широкого социума,и в ситуациях «конфликта культур» сталкивающейсяс проблемой когнитивного диссонанса (социокультурная маргинальность, в особо сложных случаях, в результате процессов групповой динамики отягощенная социальнопсихологической маргинальностью–низким личным статусом в группе членства). Оценитьвозможность распространения процессов маргинализации, люмпенизации, девиации надетей и подростков значит не только охарактеризовать современную социальную структуру, но и прогнозировать будущую. Однако, ни понятие «детской маргинальности», ни отдельные комплексные составляющие данного явления, насколько нам известно, ранее не становились объектом специального научного рассмотрения. Более того, если для социологов в констатации факта девиантного поведения важен самый факт регулярного отклонения группы или личности от существующей (действенной) социальной нормы, то психологи задаются вопросом о том, в какой мере ярлык «девианта» применим к индивиду, не завершившему своего личностного развития

ребенку и подростку, –и в некоторых случаях отвергают саму постановку проблемы. Обоснование и характеристика ранней маргинальности определяется спецификой «детства»и «отрочества»как социокультурныхфеноменов, связанных с коллективным осмыслением типовых практик прохождения соответствующих стадий жизненного цикла. Специфическаякультурная«антинорма» современного детства реконструируетсянами на основании контентанализа более 240 выложенных в Сеть1анекдотов о знаменитом Вовочке, который мы осуществили в маеиюне 2012 г. Вовочка преждевременно «взросл» во всех отношениях: сексуальном (львиная доля всех анекдотов –мотив искушенностиВовочки в половом вопросе),интеллектуальном (высмеиваются попытки родителей и прочих взрослых «сюсюкать», говорить на «детском» языке, адаптировать к «детскому восприятию» объяснение тех или иных проблем, в ответ на что Вовочка неизменно демонстрирует полную осведомленность), нездоровых развлечений(курение, алкоголь, азартные игры, стриптиз), отлично ориентируется в социальных отношениях и даже политической жизни. Вовочка не смущаясь нарушает этикетные нормы (испускает газыв классе,ковыряет в носу,использует ненормативную лексику, вслух обсуждает особенности внешности учительницы, фамильярно обращается ко взрослым), в отношениях с людьми исключительнопрагматичен(например, спасает тонущего одноклассника, т.к. на том были Вовочкины плавки). Основные черты «характера» Вовочки –логичность, находчивость, цинизм и полное отсутствие авторитетов, чем и определяется его устойчиво маргинальный статус.Анекдоты позволяют нам выделить индикаторы индивидуальной маргинализации:А)Номинация2, подчеркивающая «особость».

Б) Внешний вид «маргинала»имеет резкие и неустранимые отличия от социальноэстетического образца (стандарта или эталона) «нормативнонормальной» группы («жирдяй/дистрофан», «ботан/очкарик», «урод / гоблин/ упырь»и пр.)3. В случае анекдотов о Вовочке подчеркивается его маскулинность и гиперсексуальность (именно его гениталии выбирают как наглядное пособие на уроке по анатомии и пр.). В) Коммуникативностилевые проявления общения.Язык на собственно лингвистическом (словарный запас, соответствие литературной норме) и экстралингвистическом (тезаурус, осознание соответствия ситуативным/ стилистическим этикетным нормам), речь в ее ораторскопсихологических характеристиках–значимый индикатор маргинальности. Вовочка демонстрирует 1Изначально была предпринята попытка сбора анекдотов от самих детей, чтобы оценить значимость современного городского фольклора в плане формирования социализационной «антинормы». Однако от нее пришлось отказаться. Мы столкнулись с проблемой стеснения детей, осмеливавшихся рассказывать взрослым только «причесанные» и вполне «пристойные» анекдоты. 2Мама Вовочки говорит папе:

Сходи в детский сад забери Вовочку.

Да я ж там никогда не был!

Ничего, разберешься. Там таблички на дверях все, что надо, написано. Приходит папа в детский сад.Видит табличка на двери: "Дети".Думает: "Вовочка тоже дите, значит здесь."Заходит: Мой Вовочка здесь? Нет, выше поднимитесь.

Поднялся на следующий этаж, табличка: "Плохие дети".

Мой Вовочка случайно не здесь?

Нет, выше поднимитесь.

Поднялся, читает: "Ужасные дети".

Мой Вовочказдесь?

Нет, выше поднимитесь.Поднимается, на двери табличка: "Звери, а не дети".

И здесь моего Вовочки нету?

Нет, выше поднимитесь.Поднимается, табличка: "Вовочка". 3Выделенныеэмпирически в беседах со школьниками о «несимпатичных» одноклассникахноминации включают семантику «отталкивающего» внешнего вида.

манипулятивный стиль общения, сознательно нарушаякоммуникативныенормы(мат, обсуждение «табуированных» тем или, напротив, подчеркнуто интеллектуальная «заумь») как средство самоутверждения и психологического «прессинга» по отношению к старшим. Г) Поведение по отношению к группечленствав соотношении с поведением по отношению к референтным группам. Вовочкапроявляет равное неуважение как к школьному миру, так и к собственной семье. Его позиция –это позиция убежденного аутсайдера.Тем не менее, у него есть друзья, которые приходят к нему домой в отсутствие родителей;референтными для него являются сверстники группы криминального риска4.Д) Поведение группы в отношении формального члена. Вовочка не лидер и не изгой. Кроме половых связей с одноклассницами, мы лишь изредка обнаруживаем мотивы взаимодействия Вовочкисосверстниками (подсказки, списывания или драка). Отсутствуют какиелибо совместные действия. Вовочка намеренно дистанцируется от одноклассников, которые, в свою очередь, относятся к нему настороженно, не пытаясь применять «групповое давление». Он часто прогуливает, отсутствуя в группе и физически. Е) Поведение со стороны значимых «третьих лиц», выполняющих роль «арбитра» в ситуациях личностногруппового конфликта (учителя, родители, старшие товарищи, «группы поддержки»), в соотношении с их поведением в отношении других членов группы. Вовочка «стигматизируется» как девиант, поскольку все окружающие постоянно ожидают от него непристойного и провоцирующего поведения(учительница упорно игнорирует поднятую Вовочкину руку, чтобы избежать конфуза). Примечательно, что наименее четко определяемая на основе анекдотического «сверхтекста» характеристика социальное происхождение Вовочки. В отдельных случаях речь и манеры его родителей несут отчетливую печать «рабочей культуры», отмечается злоупотребление алкоголем, сексуальная распущенностьв сочетании с последовательной ориентацией на внешнее соблюдение сексуальной морали. Отец Вовочки оказывается то дальнобойщиком, то летчиком, то букмекером или бухгалтером;с экономической точки зрения семья достаточно благополучна (маме рекомендуется завернуть в тысячную купюрумелочь на мороженое, чтобы не потерялась;устойчив мотив шантажа родителей с достаточно крупными суммами;у отца имеется гараж и автомобиль и пр.). Сам Вовочка иногда оказывается «интеллигентным очкариком лет пятнадцати», в доме которого естьи рояль, и книги научного характера, и даже будущим президентом Путиным. Иными словами, детская маргинальность и изоляция обнаруживаетсяне только в среде «андеркласса», но и в самых различных слоях общества. 4Учительница на уроке литературы вызывает Вовочку к доске.

Вовочка, ты Пушкина знаешь?

Нет.

А Лермонтова знаешь?

Нет.

А Некрасова знаешь?

Нет.

Тогда садись, двойка, и пусть родители завтра зайдут в школу.после уроков Вовочка останавливает учительницу и говорит:

Ты Федьку Долговязова знаешь?

Нет.

А Тольку Вырви Глаз?

Нет.

А Кольку Окурка?

Нет.

Так зачем ты на уроке меня своей бандой пугала?

Это подтверждают результаты нашего исследования «аддиктивных» подростков(учащихся «престижной» школы и школы, пользующейся славой «неблагополучной»и «криминальной»)и юношей(учащихся коммерческого вуза, что предполагает достаточно высокий уровень материальной обеспеченности семьи, и гидромелиоративного техникума), проведенное в Калуге в 2012 г. при помощи методики оценки склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орла).

На основании вопросов «паспортички» испытуемые(в итоговом количестве 60 человек) были разделены нами на две равные группы с точки зрения социального положения семьи. Первую составили выходцы из «классических» неблагополучных семей; вторую –члены семей, которые нельзя отнести к семьям «социального риска» по традиционным основаниям,выделяемым практикамисоциальной работы5. В обеих группах(«риска»и «благополучных») среди испытуемых были выделены как социальноадаптированные, так и дезадаптированные личности, хотя доля последних вгруппе семей «социального риска» выше(более чем на20 %). Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между типами личностей (с позиций адаптации/дезадаптации, а также социальноклассовой принадлежности) малозначимы (0,35).Так же слабо выражена зависимость между возрастными группами (подростками и юношамиадаптивных и дезадаптивных групп): коэффициент ранговой корреляции для подростков равен 0,24, а юношей 0, 32. Коэффициент ранговой корреляции между адаптивными типами личностей разных возрастных и социальноклассовых групп составил 0,72, а дезадаптивными типами личностей равен 0,7, что указывает на прямую зависимость анализируемых показателей.

Среди психологических и социальных факторов риска склонности к аддиктивному поведению у адаптивных и дезадаптивных типов личностей в подростковой (далее А) и юношеской группе (далее В) выявлено:1.наличие выраженной индивидуальногедонистической направленности личности для группы А и наличие умеренно выраженной индивидуальногедонистической направленности личности для группы В;2.слабый волевой контроль у дезадаптивных личностей группы А и средний уровень волевого контроля у испытуемых группы В;3.высокий уровень тревожности и в группе А, и средний с тенденцией к завышению в группе В;4.наличие агрессивных и деликвентных тенденций и в группе А, и в группе В;5.выраженная потребность к аддиктивному поведению в группе А и предрасположенность к зависимостям в группе В;6.неполная семья, наличие конфликтов с родителями, частое употребление алкоголя в семье, негативное отношение к учебе, которое проявляется в систематических прогулах, конфликтах с преподавателями у дезадаптивных лиц группы А и неполная семья, наличие конфликтов с родителями у дезадаптивных лиц группы В;7.в группе В среди дезадаптивных личностей отсутствуют девушки;8.в обеих группах среди адаптивных личностей отсутствуют выходцы из высоко религиозных семей; 5Неполная семья: с одним отцом или матерью, одинокая мать с незарегистрированным браком, с гражданским браком, один из родителей находится в местах заключения.Полная семья: многодетная; с неработающими родителями; семья иммигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; с детьмиинвалидами; с родителямиинвалидами; приемная семья; малоимущая семья.

9.в группе В значение индекса агрессивности и индекса враждебности ниже, чем тех же показателей в группе А.Таким образом, различия в социальном статусе семьи перестают детерминировать социальное поведение в условиях формирования устойчивой алкогольной или наркотической зависимости, а также других выраженных форм девиантного поведения.Некоторые различия между подростковой и юношеской группами обозначают различную «глубину» девиантной инкультурации. Это косвенно подтверждают полученные нами ранее результаты. Проведенный в 2005 г. миниэксперимент6по трудоустройству, предоставлению места для временного проживания и восстановлению документов конкретного лица БОМЖиЗ с целью оценки влияния внешних факторов (самой социальной ситуации) на девиантное поведение (неисполнение родительских обязанностей7, расточительноев экономическом отношении поведение, антитрудовые установки на праздность, сексуальная распущенность) личности дал негативный результат (не зафиксировано коррекциисоциального поведенияв итоге изменения внешних обстоятельств). Мы полагаем, что шансы реадаптации к «большому» социуму зависят от глубины ресоциализации на «социальном дне» и, возможно, гендерных особенностей, а не наличия дурных привычек (характерно, что в данном случае мы имели дело с ситуацией, не отягощенной алкогольной или наркотической зависимостью).Исходя из социокультурных особенностей современного детства и возможных факторов нарушения «нормативной» социализационной траектории, мы предприняли попытку классификации оснований (источников) и проявлений детскоподростковой маргинальности, которую представляем в таблице 1.

Таблица 1. Виды детской и подростковой маргинальности(по источникам возникновения).

Изоляция: условияи источникиИндивидуальная изоляцияГрупповая изоляция

123Характеристика условийДети изолированы в малой «группе членства», встроенной в структуру «большого» социума и имея ряд других социальных связейДети интегрированы в малые, референтные группы, изолированные от «большого» социума, не имея иных (кроме данной группы) каналов связи с нимВид статусаДостигнутый личный (социальнопсихологический) статус изгоя/лидера, аутсайдера, «козла отпущения»Предписанный (возможно, наследуемый) статус «чужака» маргиналаХарактер отклонений от нормативной траектории социализацииДеструкция, асоциальность, делинквенцияНа учете в детской комнате милиции, под домашним арестом, «на особом счету» у педагоговВ колониях, исправительных заведенияхИнвалидность, дефекты В условиях домашнего В специализированных 6Казакова А.Ю., Казакова А.С. Человеческая история с позиций журналиста и социолога (на примере кейсстади лица БОМЖ). Практикоориентированный подход к подготовке специалистов в гуманитарном вузе. Материалы региональной научнопрактической конференции студентов и преподавателей. Калуга: КФ МГЭИ, 2006. С. 26 –29.

7Типичный пример предписанногостатуса лица БОМЖиЗ: ребенок, не имеющий прав собственности на жилище, отнят у данной матери и помещен в детский дом. Гражданство матери республика Казахстан СССР.

физического и (или) интеллектуального развитияпроживания или домашнего проживания и обученияшколах, домах интернатахАддикцииВ условиях домашнего проживания или домашнего проживания и обученияВ специализированных школах, домах интернатахПринадлежность к этнокультурным меньшинствамВ обычных классах с представителями титульной нацииТерриториальные общины национальных диаспорСоциальное сиротствоБезнадзорные дети, из т.н. «неблагополучных семей»В детских домах и прочих учреждениях для детейсирот«Воцерковленность» семьи(независимо от конфессии, включая секты)Дети из высоко религиозных семей в условиях светской системы образования и воспитанияВ монастырских (закрытых) и воскресных (полузакрытых) школахЧастые миграции семьи в связи с профессиональным факторомДети военных (или иных социальнопрофессиональных групп), часто меняющие место жительства и школыВ суворовских училищах (закрытых); в школах военных городков, поселков (полузакрытых).Раннее (по сравнению со сверстниками) конформное исполнение «взрослых» социальных ролей: отца/матери, жены, трудящегося(в связи с экономическим положением семьи или иными обстоятельствами)В домашних условиях –дети, включенные в систему общественнополезной оплачиваемой занятости или перегруженные в сфере домашнего (неоплачиваемого) труда по хозяйству, уходу за близкимиИнституциональных аналогов на современном этапе нет.В исторической перспективе –Работный дом; в рамках внеинституциональных форм, прямо преступных или граничащих с ними, детское рабство, в том числе сексуальное, бордель, гарем«Элитарность»семьи и (или) ребенкаДети властной, экономической, культурной элиты в условиях общеобразовательной школы: «золотая молодежь» и «вундеркинды»Закрытые/полузакрытые элитарные учебные заведения пансионы

Применительно к детскоподростковой среде маргинальность и изоляция будутиметь ряд специфических характеристик.Вопервых, маргинальный статус детейпочти всегдаявляется аскриптивным–автоматически унаследованным от маргинальных родителей или приписанным группой в результате эффекта стигматизации на основе восприятия «чуждости», «инакости». Лишь спорадически и только применительно к отдельной личности, ее социальнопсихологической роли в малой группе маргинальный статус может являться результатом сознательного выбора (дистанцирования от группы) или итогом групповой динамики (изоляция как мера социального воздействия –наказания –со стороны группы, отвергающей «чуждого» в социокультурном отношении формального члена). Вовторых, можно ожидать, что индивидуальная изоляция причиняет ребенку и подростку больше страданий, чем взрослому,поскольку общественное мнение референтной группы на данном этапе социализации играет решающую роль. Далее, из этого следует, что детская маргинальность, с одной стороны, формируясь и закрепляясь как статус на раннем этапе личностного развития, является более опасным социальным явлением, чем «приобретенная» маргинальность взрослого человека, поскольку она жестче программирует личность;с другой стороны, будучи вовремя диагностированной, она поддается коррекции и другим формам интервенции легчеи, вероятно, с большим (долговременным) эффектом.

Достигаемая изоляция ребенка (социальнопсихологический статус в малой группе) может вести к пополнению «социального дна»через формирование девиантной направленности личности, тогда как предписанная существующей структурой социальная изоляция предполагает сохранность конфигурации, состава, численности «социального дна», и не влияет на его динамику.Практическая значимость исследования определяется необходимостью ранней диагностики рисков различныхформ девиантного поведения и их развития.

Результаты проведенного исследования могут иметь прикладное значение в психопрофилактике, психокоррекции и психотерапии зависимого поведения для центров социальной и психологической реабилитации, наркологических диспансеров. Кроме того, они могут послужить ориентиром для практиков социальной работы в школах и интернатных учреждениях для детей –сирот и детей «групп риска».

Kazakova AnnaThe candidate of sociological sciences, the sociologist of JSC Novoye videniye (Innovations to the Region magazine), Kalugaemail:kazakova.a.u@yandex.ru.

Kalinichenko OxanaThe candidate of Biology, associate professor of social work and social technologies FGBOU VPO "The Kaluga state university of a name of K. E. Tsiolkovsky", Kalugaemail:

calinichenko.oxana@yandex.ruTHE CHILD MARGINALITY AND SOCIAL ISOLATION

The article is devoted to question of behavioral specifics and adaptation of children with different social status forming. The subject is examined in relation to social isolation conditions. Key words:marginality, deviation, an adaptive/ unadaptive personal type, social izolation