Особенности выставочной работы музея Международного общества «Мемориал» г. Москва в конце 1980-х – 2000-е гг.
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Путилова
Е.
Г. Особенности выставочной работы музея Международного общества «Мемориал» г. Москва в конце 1980-х – 2000-е гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1581–1585. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54580.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности выставочной работы музея Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». Автор сосредоточен на сопоставлении этапов выставочной работы данного общественного движения в 1980-е, 1990-е и 2000-е гг. При подготовке материала статьи были использованы ценные источники из архива Международного «Мемориала», г. Москва, а также материалы интервью с заведующей музеем «Мемориала».
Текст статьи
Путилова Елена Геннадьевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и права ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социальнопедагогическая академия», г.Нижний Тагилputilovaelena2011@mail.ru
Особенности выставочной работы музея Международного общества «Мемориал»
г. Москва в конце 1980х –2000е гг.
Аннотация.В статье рассматриваются особенности выставочной работы музея Международного историкопросветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». Автор сосредоточен на сопоставлении этапов выставочной работы данного общественного движения в 1980е, 1990е и 2000е гг. При подготовке материала статьи были использованы ценные источники из архива Международного «Мемориала», г. Москва, а также материалы интервью с заведующей музеем «Мемориала».Ключевые слова: музей, экспозиция, Общество «Мемориал», политические репрессии
Музейная коллекция Общества «Мемориал» начала складываться в 1988 году во время проведения документальных выставок Общества в Москве. Вместе с документами, родственники репрессированных приносили памятные вещи, рисунки, фотографии, которые передавали на хранение в «Мемориал». В 1990 году был организован Музей, первым директором которого стала искусствовед В.А.Тиханова. С этого же времени началось целевое комплектование фондов. Основным источником комплектования были семьи репрессированных, в которых сохранились вещественные реликвии, живописные и графические работы; часть экспонатов поступила в результате экспедиций по местам бывших лагерей; фонд фотографий пополнялся во многом за счет копирования в государственных архивах.Сегодня, в музее «Мемориала» находится уникальная коллекция живописи, графики, скульптуры, произведений декоративноприкладного искусства, выполненных заключенными, и подлинных предметов, отражающих реалии лагерной жизни[1].К собственно музейному собранию примыкают материалыФотоархива–около 12000 единиц хранения. Это оригинальные и копийныедокументальные фотографии, отражающие историю политических репрессий в СССР в 1920–1980х годов, жизнь и труд заключенных Гулага, повседневную жизнь СССР, советскую пропаганду, деятельность Общества «Мемориал» и т.п. В фотоархиве имеется фонд негативов, копийных отпечатков и электронных копий. Ведется систематическая картотека, база данных с контрольными изображениями[2]. К середине 2011 года в музейной коллекции насчитывалось более 2200 подлинных предметов лагерного искусства и быта (период 1920–1960). Основную часть собрания (около 1500 единиц) составляют графические и живописные работы заключенных художников –жанровые зарисовки, портреты, интерьеры, пейзажи. Среди авторов –как признанные мастера (например, Василий Шухаев, Михаил Соколов, Михаил Рудаков, Борис Свешников, Лев Кропивницкий, Юло Соостер, Ростислав Горелов, так и безвестные любители, побывавшие в лагерях и ссылках[3].В музейной коллекции сложился и значительный комплекс ремесленных изделий и бытовых вещей лагерного происхождения –одежда, орудия труда, посуда, сувениры, деревянные чемоданы[4]и др. (около 700 единиц). Во вспомогательных фондах представлены также материалы лагерной пропаганды, печатная продукция, личные документы репрессированных художников. Кроме этого, в музее хранятся эскизы костюмов и декораций, сценические разработки пьес русской и зарубежной классики. По ним можно судить, что в лагерях ставились не только драматические спектакли, но и оперетты, иногда даже оперы, скорее всего в отрывках; партитуру порой музыканты восстанавливали по памяти[5].Для части экспонатов есть фонд негативов, слайдов, сканированных изображений. Помимо документов внутреннего учета (книга поступлений, инвентарная книга), в Музее имеется научносправочный аппарат: электронный каталог основного собрания, картотека репрессированных художников и т.п. По состоянию на 1998 год издан печатный иллюстрированный каталог (1039 единиц хранения)[6]. Музейная коллекция «Мемориала» –уникальная в своем роде, поскольку ни один музей не имеет такого собрания материалов. Причем, все это –абсолютно подлинное. Большинство экспонатов имеют под собой фамилию репрессированного[7].Вплоть до начала 2000х гг., рассматривая организуемые «Мемориалом» выставки, мы можем увидеть качественные изменения в их содержании. Какого рода были эти изменения?Безусловно, нельзя не заметить прямой преемственности выставочной работы с идеологией Движения «Мемориал» в целом. Рассматривая деятельность Общества с этих позиций, отметим, что в 1988 году основная задача мемориальцев заключалась в том, чтобы «донести» до общественности свои планы, рассказать о специфике мемориальскойработы, привлечь в свои ряды новых добровольцев. Поэтому, среди мероприятий «Мемориала» в этом году, мы увидим, например, встречи с интеллигенцией –представителями московских ВУЗов (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1988 году
ДатаНазвание/содержание выставки19–25 ноября 1988 г.Выставка «Неделя Совести», МЭЛЗ, г. Москва (выставка проектов «Мемориала»; экспозиция исторических материалов; проведение вечеров памяти)[8]28 ноября 1988 г.Авторский вечер Евгения Евтушенко «Памяти жертв сталинизма», Кремлевский Дворец Съездов, г. Москва (кроме этого, на вечере состоялся сбор средств на сооружение в Москве памятника жертвам репрессий; вечер проводился под лозунгом «Помогайте «Мемориалу»)[9]20 декабря 1988 г. Встреча с «Мемориалом» в Институте философии (разговор о целях и задачах Общества «Мемориал»; сбор средств в фонд помощи Армении раненым армянским детям, лежащим в Филатовской больнице в г. Москве)[10]21 декабря 1988 г.Встреча мемориальцев с учеными МГУ (А. Рогинский, Ю. Афанасьев беседовали с научной интеллигенцией о том, что есть «Мемориал», его цели, будущее)[11]Кроме того, принимая во внимание тот факт, что в 1988 году Мемориалом» проводилась активная работа по разработке проектов памятника жертвамрепрессий в Москве, то все выставочные мероприятия «Мемориала» были нацелены на реализацию «дополнительной» задачи –выставки проектов памятника, а также сбором средств на его сооружение. 1989 год был наиболее «богат» на выставки (см. Таблицу 2). К этому времени, мемориальцы понимают, что, помимо воздвижения памятника жертвам политических репрессий, их миссия –гораздо более глубокая: «сохранение и увековечение памяти обо всех жертвах тоталитаризма; восстановление исторической правды о преступлениях сталинизма, изучение их причин и следствий»[12].В связи с этим, и выставочные мероприятия «Мемориала» в 1989 году носили ярко выраженный исторический характер, и были посвящены истории тоталитаризма, истории политических репрессий в СССР. Кроме этого, видно, что многие из этих мероприятий проводились при содействии Союза художников СССР, поэтому, исторические выставки облачаются в красочную художественную форму.
Таблица 2.Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1989 году
ДатаНазвание/содержание выставки16 января–14 февраля 1989 г.
Выставка исторических материалов из Архива «Мемориала», а также, проектов памятника жертвам сталинизма. Мероприятие проводилось совместно с ДК Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. В рамках выставки проводились встречи с ученымиисториками, деятелями искусства. Кроме этого, были организованы вечера памяти (например, 24 января –вечер памяти репрессированных генетиков; 27 января –вечер памяти репрессированных физиков; 3 февраля –вечер памяти Н. ТимофееваРессовского; и т.д.)[13]4 марта 1989 г.Выставка «Неделя Совести», МГИМО, г. Москва[14]24 марта 1989 г.Выставка произведений московских художников «Памяти жертв сталинизма», Центральный Дом художников, г. Москва (совместное мероприятие «Мемориала» и Союза художников СССР)[15]20 мая 1989 г.Вечер репрессированной религии, ДК «Серп и молот», г. Москва[16]? 1989 г. Выставка «Н.С. Хрущев. Те десять лет», Дворец молодежи, г. Москва[17]15 сентября 1989 г.Безымянная выставка Музея Революции[18]9 октября 1989 г.Выставка «Политическое завещание Ленина»[19]15 ноября 1989 г.Вечер памяти Якова Евгеньевича Харона, Дом кинематографистов, г. Москва[20]1 декабря 1989 г.Выставка «Возвращенные имена», посвященная москвичам –жертвам сталинских репрессий, Музей истории, г. Москва1118 декабря 1989 г.Цикл вечеров «Поэты против тоталитаризма» (совместное мероприятие Московского отделения «Мемориал» и литературномузыкальной студии «Прямая речь»)[21]20 декабря 1989 г.Панихида у Румынского посольства («выражая волю тысяч москвичей просим передать народу наши поздравления по случаю свержения тиранического режима Чаушеску… Верим в демократическое будущее Румынии»)
[22]июль–август 1989 г.Выставка «Мемориала» в Музеезаповеднике на Соловках (от «Мемориала» был Охотин Никита Глебович)[23]20 августа 1989 г.Круглый стол демократической общественности, посвященный межнациональным проблемам в Советском Союзе, Дом художников СССР[24]2330 августа 1989 г.Выставка к 50летию пакта Молотова–Риббентропа «Дружба, скрепленная кровью…»С особенным размахом, в 1989 году прошла выставка к 50летию Пакта МолотоваРиббентропа, которая получила широкий общественный резонанс и привлекла внимание научного сообщества государств Советского Союза. Выставка «Дружба, скрепленная кровью…» была организована Научноинформационным центром Всесоюзного общества «Мемориал» (ДК им. Русакова, г. Москва). В выставке участвовали: Общество «Тремтинис (Литва), Бременский университет (ФРГ), Варшавский гражданский комитет «Солидарность», Центр Второго Мира (Амстердам), Общество «Мартиролог Белоруссии», Общество «Мементо» (Эстония), Львовская организация «Мемориал», Институт истории и географии Восточной Европы (ФРГ) и др. [25]Содержание выставки было очень насыщенным. Так, прозвучал доклад «Советскогерманский договор о ненападении и его исторические последствия» (С.З. Случ); организован показ документальных кинофотодокументов; показ художественного фильма «Человек из мрамора» (реж. А. Вайда, ПНР), документальных фильмов: «Белые пятна истории» (Рига), «Мемориал» (Рига). В рамках выставки историкопросветительское общество «Мемориал» провело тематический кинопоказ «Кино тоталитарной эпохи». Были показаны следующие фильмы: «Триумф воли» (реж. Л. Рифеншталь, Германия, 1935 г.); «Колыбельная» (реж. Д. Вертов, СССР, 1937 г.); «Великое зарево» (реж. М. Чиаурели, СССР, 1937 г.); «Юный гитлеровец Квекс» (реж. Х. Штайнхоф, Германия, 1933 г.); «Старая гвардия» (реж. А. Блазетти, Италия, 1935 г.); «Бежин луг» (реж. С. Эйзенштейн, СССР, фотофильм); «Предатель» (реж. К. Риттер, Германия, 1936 г.); «Ошибка инженера Кочина» (реж. А. Мачерет, СССР, 1939 г.); «Концерт по заявкам» (реж. Э. фон Борсоди, Германия, 1940 г.); «Трактористы» (реж. И. Пырьев, СССР, 1939 г.)Специфика выставок «Мемориала» в 1989 году заключалась еще и в том, что практически все они сопровождались кинопоказами художественных/документальных фильмов по теме репрессий. Данный факт визуализации, по нашему мнению, служил хорошей основой для привлечения граждан к мемориальской тематике, действуя на психоэмоциональную составляющую человеческого сознания.Исторический характер выставочной работы «Мемориала» в 1989 году, как и в следующем, 1990м году, по нашему мнению, был актуален еще и по той причине, что в это время происходит массовое открытие архивных документов по репрессивному прошлому страны, вследствие чего, мемориальцы получили неплохую источниковую базу для исследований «белых пятен» истории. С 1990х гг., со спадом общественного интереса к теме репрессий, с началом процесса засекречивания архивных документов –историческое направление работы «Мемориала» теряет ту актуальность, которую оно имело в конце 1980х гг.
Среди выставочных мероприятий «Мемориала» в 1990м году, особого особо хотелось бы отметить –выставку «Соловецкие лагеря особого назначения 19231939 гг.» и серию мероприятий «Мемориала», посвященных 50летию трагических событий в Катыни, а также выставку«Творчество в лагерях и ссылках».Выставка «Соловецкие лагеря особого назначения 19231939 гг.», Донской монастырь, г. Москва. В рамках выставки проводились встречи с бывшими заключенными ГУЛАГа, писателями, поэтами, художниками, кинематографистами; показхудожественного публицистического фильма «Власть Соловецкая» и документального фильма «Соловецкие лагеря особого назначения» [34].С 22 апреля по 10 мая 1990 г.в московском Киноцентре прошла выставка под названием «Катынь», посвященная 50летию Катынскойтрагедии –расстрела польских офицеров в апреле–мае 1940 года. Решение о проведении выставки было принято Правлением «Мемориала» в конце 1989 года. Выставка состояла из двух частей. Первая часть представляла собой портретную галерею –довоенные фотографии400 и 15 000 польских офицеров, расстрелянных органами НКВД на территории СССР весной 1940 года в Катыни и в других местах, тогда еще неизвестных. Эти снимки Станислав Янковский собирал по всей Польше у семей жертв Катыни. Вторая часть выставки включала копии документов, освещавших историю развития отношений Германии и России с 1939 по 1945й год, а также современные советские публикации на тему Катыни [35].
Таблица 3. Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1990е гг.ДатаНазвание/содержание выставки15 февраля 1990 г.Вечер «Трагедия победителей» –проводился «Мемориалом» к Дню Советской Армии и ВМФ. На вечере прозвучали сообщения мемориальцев о репрессиях в Красной Армии 1920х –30х гг., выставка фото, архивных документов и реликвий[26]май 1990 г.Выставка «Соловецкие лагеря особого назначения 19231939 гг.», Донской монастырь, г. Москва.22 апреля–10 мая 1990 г.Серия мероприятий «Мемориала», посвященных 50летию трагических событий в Катыни5 июня 1990 г.Выставка «Творчество в лагерях и ссылках», ДК Молодежи, г. Москва[27]20 –23 декабря 1991 г.«Четыре вечера с Мастером» –посвящены памяти Л.Л. Оболенского (Общество «Мемориал» совместно с областным фондом культуры, областным киновидео объединением, кинотеатром «Знамя», областной молодежной газетой «Команда»), кинотеатр «Знамя», г. Москва[28]? 1991 –начало 1992 гг.Выставка «Мемориала» по становлению правовой культуры в странах Западной Европы и Америки[29]6 марта 1992 г.Киновечер «Сталин умер вчера» и премьера художественного фильма «А в России опять окаянные дни», кинотеатр «Форум», г. Москва[30]9 июня 1995 г.Выставка «Творчество в лагерях и ссылках», Фотоцентр, г. Москва[31]12 ноября 1996 г.Вечер памяти Юрия Айхенвальда и презентация первого российского издания его книги «Дон Кихот на русской почве»[32]19 ноября 1995 г.Вечер «70 лет со дня рождения Юлия Даниэля», Дом Актера, г. Москва[33]
В рамках мероприятия, осуществлялась поездка членов Польской делегации в Катынь, научная конференция, совместная выставка с Краковским музеем исторической фотографии, а также, показ Польских художественных фильмов: «Без обезболивания» (реж. А. Вайда); «Былджаз» (реж. Ф. Фальк); «Константа» (реж. К. Занусси); «Человек из мрамора» (реж. А. Вайда); «Больница преображения» (реж. Е. Жебровский); «Открытка с дороги» (реж. В. Дзики), «Был джаз», «Больница преображения», «Человек из железа» (реж. А. Вайда), документальный фильм «Катынский лес» (реж. Марсель Лозиньский)[36].По словам В.А. Тихановой, организатора выставки «Искусство ГУЛАГа», при отборе работ на выставку строго соблюдалось лишь одно условие –место исполнения произведения. Эстетические критерии оставлялись в стороне, потому что за каждым предметом, рисунком –человеческая трагедия, все они –драгоценные реликвии того времени, свидетельства истории.Отбывающему срок в исправительнотрудовом лагере художнику, прежде чем официально получить право трудиться хотя бы около своей профессии, надо было отбыть на общих работах: на лесоповале, сплаве, руднике, золотом прииске, стройке и так далее. После этого он уже мог получить статус маляра, оформителя стенгазеты и клуба, сценографа там, где была самодеятельность, а вместе с этим –доступ к бумаге, карандашам, краскам и к рисованию –тайно, урывками –для себя. Эти произведения, выполненные графитным карандашом или пером и тушью, фиолетовыми чернилами, отдельные, чудом уцелевшие работы маслом составляют фонд собственно репрессированного искусства. Если в условиях ссылки творчество, кроме внутренних причин, зависело от наличия необходимых материалов, то в лагере зависимость была куда более многоступенчата и сложна.Рисовали больше всего простыми и цветными карандашами, а также тушью, чернилами и пером или палочкой, спичкой, щепочкой; гуашью, акварелью, иной раз мудреной смесью из зубного и медицинского порошков и даже свиной кровью. Лагерный режим диктовал свои жесткие условия. В ходу были небольшие самодельные тетрадки и альбомчики типа записных книжек, нередко заполненные набросками лагерной жизни.Проявление творческих способностей в условиях террора, изоляции от привычного мира вещей и дружественных связей в условиях, нацеленных, прежде всего на умерщвлениев человеке его сущности, индивидуальности, а в конечном итоге –на физическое истребление, не было явлением исключительным. Об этом и свидетельствовала выставка. Многие ее экспонаты подарены «Мемориалу» и легли в основу Музея Общества «Мемориал»[37].Таким образом, если в 1990м году проводится ряд выставочных мероприятий по истории репрессий в СССР (см. Таблицу 3), то, уже с 1991 года, работа в данном направлении ослабевает. В выставках 1990х гг. мы не встретим (или крайне редко увидим) обращение к тоталитарному прошлому. Преимущественно, это –Вечера памяти поэтов, писателей, художников, –внесших огромный вклад в культурную жизнь нашей страны.
В начале же 1990х, «Мемориал» начинает «погружаться» в правозащитную тематику (несмотря на то, что, правозащитой, Общество занимается с 1988 года). Данный факт нашел отражение и в содержании выставочных мероприятий «Мемориала». Так, в конце 1991го начале 1992 гг., была запланирована выставка по становлению правовой культуры в странах Западной Европы и Америки, в рамках которой предусматривалось организовать подборку материалов по развитию права в дореволюционной России и СССР.Начало 2000х гг. является периодом расцвета всех направлений деятельности «Мемориала». Качественное содержание выставок в начале 2000х гг. стало иным (см. Таблицу 4). Мы не имеем в виду, что в ранний период более многочисленный состав выставок «Мемориала» был качественно низким. Нет. Поменялось качество иного плана: «Мемориал» стал выходить в буквальном смысле, на мировой уровень, о чем свидетельствуют, например, международные выставки в Брюсселе, Женеве, Милане.С огромным размахом прошла с 4 декабря 1999 по 23 января 2000 года, в Милане, документальная выставка «ГУЛАГ: Система лагерей в СССР». В экспозиции были представлены несколько сотен фотографий и документов, рисунки художниковзаключенных, предметы лагерного быта. За полтора месяца выставку посетили около 60 тысяч человек.По словам одного из кураторов выставки –Н. Г. Охотина, –«было несколько главных образов, формирующих идеологическое пространство выставки, –толпа, стена, дорога. Они всплыли неумышленно, их вытолкнул сам материал, и оказалось, что неважно, когда и где остановилось мгновенье: на Беломорканале, на Соловках, на Колыме, на БАМе или еще где. Люди чтото делают, муравьино копошатся или идут кудато строем или толпой. Люди, отделенные от других стеной, проволокой, забором, насыпью, лесом. И бесконечная, бесцельная дорога. Недаром чаще всего задавали вопрос: «а зачем был ГУЛАГ?» –Действительно, зачем? И еще другой: «А почему не боролись?» –Действительно, почему?»[40]
Таблица 4. Выставочная работа Общества «Мемориал» в начале 2000х гг.
ДатаНазвание/содержание выставки4 декабря 1999 –23 января 2000 гг.Документальная выставка «ГУЛАГ: Система лагерей в СССР»,Милан (Италия)июнь 2002 г.Выставка «Мемориала» в Брюсселе[38]мартапрель 2003 г.
Выставка «Мемориала» в Женеве, посвященная истории борьбы за права человека в России, Дворец Наций, Женева[39]24 декабря 2004 –13 февраля 2005 гг.Выставка "Скажи мне, кто твой враг" (Политехнический музей, Институт культурной политики, Международное историкопросветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал"), Мраморный выставочный зал Политехнического музея г. Москва11 апреля 2005 г.Международная выставка «Невольники Третьего Рейха»с 29 апреля –6 мая 2009 г.
Художественная выставка «Времена не выбирают». Москва, Центральный выставочный зал Московского дома художников. 2009. Совместно с Правительством Москвы, Союзом художников и др.2010 г.Художественная выставка «Михаил Рудаков. Графика. 1940–1960». Участие «Мемориала»: 65 экспонатов. Москва, Центральный дом художника. Совместно с Галереей «Wellum»Сильнее всего работали большеформатные фотографии. Мы подобрали более 500 документальных снимков самого разного времени –от 1920х до нынешних дней (заброшенные зоны). В основном лагерная жизнь, работа, но были и портретные фото, и фотографии с политических процессов, и снимки тюремных интерьеров, пейзажи. Сравнительно небольшое место занимала лагерная графика –жанровые и портретные зарисовки. И дветри витрины лагерного быта –посуда,одежка, самоделки разные. Документов тоже было мало –читать их иностранцу невозможно, да и кто читает на выставке, кроме редкостных зануд. Поэтому немногочисленные документы (и подлинные, и копии) играли роль вещей или картинок: вот крохотная тайная ксива из тюрьмы, а вот детские каракули мамезэчке к празднику, вот список бригады (опять люди в клеточках), а вот семейный снимок с вырезанным чьимто лицом. И тому подобное. Зато была большая карта лагерей, графики и таблицы (статистика всякая), хроника репрессий, другие пояснительные тексты –если кого факты заинтересуют. На мониторах крутились документальные фильмы –хроники сталинских времен, «Власть соловецкая», две видеоленты, которые сделали для «Мемориала» в лаборатории устной истории РГГУ Дарья Хубова и Ирина Щербакова[41].Задача выставки "Скажи мне, кто твой враг" разобраться в истинных причинах растущих настроений враждебности и нащупать пути действенного распространения идей толерантности. Выставка адресована широкой публике, всем, кто готов задуматься над реалиями современной России и не ищет простого ответа на хрестоматийный вопрос "Кто виноват?". Образы "врагов народа" навязчиво сопровождали всю советскую историю, обосновывая красный и белый террор, репрессии, идеологические погромы, милитаризацию жизни и экономики. На смену помещикам и капиталистам, приходили нэпманы и кулаки, "вредители" и "диверсанты", "космополиты" и тунеядцы. В наши дни спектр предложения на рынке враждебности постоянно расширяется: олигархи, "лица кавказской национальности", "мафия", исламисты, коммунисты, либералы. Выставка организована в виде цепочки сменяющих друг друга экспозиционных пространств: Площадь, Двор, Комната, Информационное пространство, Пространство общения или выбора. В одних разделах происходит смешение времен, к примеру "Площадь" соединяет 1918, 1937, 1993 и 2004 годы. Другие разделы, напротив, привязаны к современности и отчасти заглядывают в будущее. Выставка "Скажи мне, кто твой враг" это прямой разговор об опасности использования стереотипов массового сознания в ситуации социальной нестабильности. Проект осуществляется при поддержке: Института "Открытое общество" и Фонда Фридриха Наумана[42].На выставке «Времена не выбирают» были представлены работы бывших узников сталинских лагерей и художников, чьи родители были расстреляны в годы Большого террора. В экспозиции рядом с работами из музейных собраний талантливые произведения молодых современных художников. В предлагаемом выставочном проекте, организованном при поддержке Комитета общественных связей Правительства Москвы и Постоянной межведомственной комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, участвуют: Международное общество «Мемориал», Содружество художников Москвы –жертв политических репрессий «Этап», Организация художников в помощь жертвам репрессий «Вера и Надежда», Московский союз художников, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, ЦМКП «Москва город мира»[43].В целом, спецификой выставочной работы «Мемориала» начала 2000х гг. стало –стремление рассматривать те или иные проблемные темы в комплексе, в системе. То есть, если ранее мы наблюдали выставки либо на исторические, либо на правовые темы, либо выставки в виде вечеров памяти, либо в виде кино, фотопоказов, либо выставки в рамках научнопрактических конференций/семинаров, то, сейчас –в одной выставке могут присутствовать в комплексе все вышеперечисленные компоненты.Таким образом, повышение уровня организованности подобных мероприятий, использование научных подходов к их организации, системность и плановость –все это позволяет нам охарактеризовать выставочную работу начала 2000х гг. –как «выставки нового формата». Здесь же, отметим, что с начала 2000х гг. к организации проведения выставок мемориальской направленности начали подключаться государственные структуры, государственные архивы, благотворительные фонды, расширяется круг международных организаций, с которыми «Мемориала» вступает в сотрудничество. В качестве одного из ярких примеров подобных мероприятий можно отметить Международную выставку «Невольники Третьего Рейха» (2005 г.), подготовленную в рамках реализации Перечня основных мероприятий программы «Победа», утвержденного Президентом Российской Федерации. Выставка проходила в Центральном государственном музее современной истории России, г. Москва. Организаторы мероприятия: Международное Общество «Мемориал», ФГУ «Фонд взаимопонимания и примирения», Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации, Благотворительный фонд «Долг Совести». В подготовке выставки приняли участие представители государственных и общественных организаций Белоруссии, Украины, Польши, Чехии, Германии и Австрии[44].Тема выставки звучала как: принудительный труд, нарушения прав человека во всех его проявлениях. В программе данного мероприятия, также, предполагалось провести 6 мая –награждение победителей 6го ежегодного конкурса «Человек в истории»; 7 мая –дискуссия «Мосты между поколениями»,в рамках которой проходила встреча победителей школьного конкурса с ветеранами, узниками концлагерей и ГУЛАГа. Кроме этого, в рамках выставки прошел научнопрактический семинар для учителей из регионов по проблемам преподавания темы Великой Отечественной войны «Судьба под знаком OST».Таким образом, на основе документальных отчетов по выставочной работе, хранящихся в Архиве Международного Общества «Мемориал», мы попытались проанализировать выставочные мероприятия Общества с 1988 по начало 2000х гг. В ходеисследования, мы заметили, что содержание выставок во многом объяснялось целями и задачами мемориальского движения в целом. Отметим, что выставочная работа «Мемориала» в некоторой степени, отличается от подобной формы работы в музеях или архивах: под мемориальскими выставками понимались не только экспозиции архивных документов или музейных экспонатов, –выставки сопровождались вечерами памяти, просмотром кинолент, обсуждением научных проблем истории репрессий.Положительные изменения пережила выставочная работа «Мемориала» и в плане расширения круга вовлеченных в организацию проведения выставок: если, первоначально, с конца 1980х гг. в числе организаторов были лишь организацииучредители Общества, то, в конце 1990х –начале 2000х гг. к этой работе подключаются государственные органы, государственные архивы, музеи, другие общественные организации, и, безусловно, зарубежные партнеры. Не стоит забывать о том, что самостоятельная выставочная работа «Мемориала» вомногом осложнялась отсутствием собственного выставочного зала. На прежнем адресе (Малый Каретный пер.), где долгое время располагался «Мемориал» (1990 –2011 гг.), была лишь небольшая комнатка (25 кв. м.), где осуществлялось музейное хранение[45]. Все это позволялоодновременно показать не более 80 экспонатов. Здесь проводились бесплатные экскурсии для школьников и других посетителей. В настоящее время фонды Музея перемещены в новое здание.Основная выставочная деятельность Музея проводится на внешних площадках, в сотрудничестве со многими партнерами: Архив Открытого общества при ЦентральноЕвропейском университете(Будапешт), Ассоциация «МемориалИталия»(Милан), Мемориал Германия(Берлин), Дом встреч с историей(Варшава), Женевский музей этнографии(Швейцария), Издательство «РОССПЭН»(Москва) и др. [46]В период с 1989 по 2011 год Музей организовал более 50 художественных и документальных выставок. Кроме того, материалы Музея ежегодно экспонируются на нескольких выставках, устроенных различными музеями и галереями в Москве, в других городах России и стран Европы. С 1990 г. экспонаты Музея участвовали более, чем в 100 сторонних выставочных проектах. Широко используются материалы Музея и в различных виртуальных экспозициях, наиболее обширные подборки см., например: «Гулаг: дни и жизни»(Центр Розенцвейга, США), «Гулаг»(Ассоциация «МемориалИталия»), «Виртуальный музей Гулага»(НИЦ «Мемориал», СПб.), «Гулаг»(OSA, Budapest), в биографическом разделесайта «Карта Гулага» (Мемориал Германия) и др.Кроме этого, материалы Музея используются в изданиях «Мемориала», часто предоставляются для публикаций в книгах и СМИ, в том числе на TV. Сотрудники музея консультируют историков, журналистов, учителей, музейных работников[47].Сегодня, выставочные мероприятия «Мемориала» также сопровождаются показом художественных и документальных фильмов, а также наглядным изображением экспонатов, не вошедших в ту или иную выставку, но вхожих в ее тематику. Для этого, используется плазменный телевизор[48]. Каталог экспонатов «Мемориала», изданный в 1998 году, и о котором мы упоминали выше, –существует в электронном виде на сайте Международного Общества «Мемориал». Более того, в настоящее время создается База данных музейной коллекции, однако,пока, она действует только для внутреннего пользования.
Ссылки на источники1.Краткая информация о структурах и программах НИПЦ «Мемориал» // Архив Международного Общества «Мемориал». г. Москва. С. 1. Папка № 59.2.Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный архив] http://www.memo.ru/s/65.html(дата обращения 10.05.2013 г.)3.Там же.4.Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре 2013 г. // Архив автора5.Творчество и быт ГУЛАГа: Каталог музейного собрания общества «Мемориал»/ Сост. и вступ. ст.: В.А.Тиханова; предисл.: С.А.Ковалев; худ.: Б.В.Трофимов; отв.ред.: Н.Г.Охотин.—М.: Звенья, 1998. —208 с. –С. 11.6.Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный архив] http://www.memo.ru/s/65.html(дата обращения 10.05.2013 г.)7.Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой,хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре 2013 г. // Архив автора.8.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.9.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.10.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.11.Там же.12.Устав Всесоюзного добровольного историкопросветительского общества «Мемориал» от 28 января 1989 года // Архив Международного общества «Мемориал». Папка №19.13.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.14.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.15.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.16.Там же.17.Отчет о работе по разделу выставок за 1989 год В.А. Тихановой // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.18.Там же.19.Там же.20.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.21.Там же.22.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.23.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.24.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.25.Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.26.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 7127.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.28.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.29.Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.30.Там же.31.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.32.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.33.Там же.34.Там же.35.Катынь. Выставка. Мемориальный комплекс // URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/69.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)36.Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.37.Валентина Тиханова. Из предисловия к каталогу «Творчество в лагерях и ссылках». М., 1990 // URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/72.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)38.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.39.Там же.40.Если музу видит узник, Гулаг –Система лагерей в СССР //URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/72.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)41.Там же.42.Скажи мне, кто твой враг // URL: [Электронный архив] http://www.museum.ru/N20414 (дата обращения 10.05.2013 г.)43.
«Времена не выбирают» творчество в лагерях и на воле // URL: [Электронный архив] http://old.sakharovcenter.ru/museum/exhibitionhall/vremenanevibirayut (дата обращения 10.05.2013 г.)44.Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.45.Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре 2013 г. // Архив автора.46.Партнёры Музея ««Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный ресурс] http://www.memo.ru/s/216.html(дата обращения 10.05.2013 г.)47.Музей «Творчество и быт ГУЛАГа»// URL: [Электронный ресурс] http://www.memo.ru/s/65.html(дата обращения 10.05.2013 г.) 48.Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре 2013 г.// Архив автора.
Putilova Elena Gennad’evnaCandidate of historical sciences (PhD), an Associate professor of the Social work, Management and Law Department of Nizhniy Tagil State Social and Pedagogical Academy, Nizhniy TagilThe peculiarities of the museum’s work of the International movement “Memorial”Annotation.The author considers the peculiarities of the museum’s work of the International movement “Memorial”, especially on the main periods of this work in 1980s, 1990s and 2000th years. In a preparing of this article were used the materials of the Archive of the International movement “Memorial” (Moscow) and the interview with the keeping of the funds of this museum.Key words: museum, exhibition, “Memorial” movement, political repressions.
Особенности выставочной работы музея Международного общества «Мемориал»
г. Москва в конце 1980х –2000е гг.
Аннотация.В статье рассматриваются особенности выставочной работы музея Международного историкопросветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». Автор сосредоточен на сопоставлении этапов выставочной работы данного общественного движения в 1980е, 1990е и 2000е гг. При подготовке материала статьи были использованы ценные источники из архива Международного «Мемориала», г. Москва, а также материалы интервью с заведующей музеем «Мемориала».Ключевые слова: музей, экспозиция, Общество «Мемориал», политические репрессии
Музейная коллекция Общества «Мемориал» начала складываться в 1988 году во время проведения документальных выставок Общества в Москве. Вместе с документами, родственники репрессированных приносили памятные вещи, рисунки, фотографии, которые передавали на хранение в «Мемориал». В 1990 году был организован Музей, первым директором которого стала искусствовед В.А.Тиханова. С этого же времени началось целевое комплектование фондов. Основным источником комплектования были семьи репрессированных, в которых сохранились вещественные реликвии, живописные и графические работы; часть экспонатов поступила в результате экспедиций по местам бывших лагерей; фонд фотографий пополнялся во многом за счет копирования в государственных архивах.Сегодня, в музее «Мемориала» находится уникальная коллекция живописи, графики, скульптуры, произведений декоративноприкладного искусства, выполненных заключенными, и подлинных предметов, отражающих реалии лагерной жизни[1].К собственно музейному собранию примыкают материалыФотоархива–около 12000 единиц хранения. Это оригинальные и копийныедокументальные фотографии, отражающие историю политических репрессий в СССР в 1920–1980х годов, жизнь и труд заключенных Гулага, повседневную жизнь СССР, советскую пропаганду, деятельность Общества «Мемориал» и т.п. В фотоархиве имеется фонд негативов, копийных отпечатков и электронных копий. Ведется систематическая картотека, база данных с контрольными изображениями[2]. К середине 2011 года в музейной коллекции насчитывалось более 2200 подлинных предметов лагерного искусства и быта (период 1920–1960). Основную часть собрания (около 1500 единиц) составляют графические и живописные работы заключенных художников –жанровые зарисовки, портреты, интерьеры, пейзажи. Среди авторов –как признанные мастера (например, Василий Шухаев, Михаил Соколов, Михаил Рудаков, Борис Свешников, Лев Кропивницкий, Юло Соостер, Ростислав Горелов, так и безвестные любители, побывавшие в лагерях и ссылках[3].В музейной коллекции сложился и значительный комплекс ремесленных изделий и бытовых вещей лагерного происхождения –одежда, орудия труда, посуда, сувениры, деревянные чемоданы[4]и др. (около 700 единиц). Во вспомогательных фондах представлены также материалы лагерной пропаганды, печатная продукция, личные документы репрессированных художников. Кроме этого, в музее хранятся эскизы костюмов и декораций, сценические разработки пьес русской и зарубежной классики. По ним можно судить, что в лагерях ставились не только драматические спектакли, но и оперетты, иногда даже оперы, скорее всего в отрывках; партитуру порой музыканты восстанавливали по памяти[5].Для части экспонатов есть фонд негативов, слайдов, сканированных изображений. Помимо документов внутреннего учета (книга поступлений, инвентарная книга), в Музее имеется научносправочный аппарат: электронный каталог основного собрания, картотека репрессированных художников и т.п. По состоянию на 1998 год издан печатный иллюстрированный каталог (1039 единиц хранения)[6]. Музейная коллекция «Мемориала» –уникальная в своем роде, поскольку ни один музей не имеет такого собрания материалов. Причем, все это –абсолютно подлинное. Большинство экспонатов имеют под собой фамилию репрессированного[7].Вплоть до начала 2000х гг., рассматривая организуемые «Мемориалом» выставки, мы можем увидеть качественные изменения в их содержании. Какого рода были эти изменения?Безусловно, нельзя не заметить прямой преемственности выставочной работы с идеологией Движения «Мемориал» в целом. Рассматривая деятельность Общества с этих позиций, отметим, что в 1988 году основная задача мемориальцев заключалась в том, чтобы «донести» до общественности свои планы, рассказать о специфике мемориальскойработы, привлечь в свои ряды новых добровольцев. Поэтому, среди мероприятий «Мемориала» в этом году, мы увидим, например, встречи с интеллигенцией –представителями московских ВУЗов (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1988 году
ДатаНазвание/содержание выставки19–25 ноября 1988 г.Выставка «Неделя Совести», МЭЛЗ, г. Москва (выставка проектов «Мемориала»; экспозиция исторических материалов; проведение вечеров памяти)[8]28 ноября 1988 г.Авторский вечер Евгения Евтушенко «Памяти жертв сталинизма», Кремлевский Дворец Съездов, г. Москва (кроме этого, на вечере состоялся сбор средств на сооружение в Москве памятника жертвам репрессий; вечер проводился под лозунгом «Помогайте «Мемориалу»)[9]20 декабря 1988 г. Встреча с «Мемориалом» в Институте философии (разговор о целях и задачах Общества «Мемориал»; сбор средств в фонд помощи Армении раненым армянским детям, лежащим в Филатовской больнице в г. Москве)[10]21 декабря 1988 г.Встреча мемориальцев с учеными МГУ (А. Рогинский, Ю. Афанасьев беседовали с научной интеллигенцией о том, что есть «Мемориал», его цели, будущее)[11]Кроме того, принимая во внимание тот факт, что в 1988 году Мемориалом» проводилась активная работа по разработке проектов памятника жертвамрепрессий в Москве, то все выставочные мероприятия «Мемориала» были нацелены на реализацию «дополнительной» задачи –выставки проектов памятника, а также сбором средств на его сооружение. 1989 год был наиболее «богат» на выставки (см. Таблицу 2). К этому времени, мемориальцы понимают, что, помимо воздвижения памятника жертвам политических репрессий, их миссия –гораздо более глубокая: «сохранение и увековечение памяти обо всех жертвах тоталитаризма; восстановление исторической правды о преступлениях сталинизма, изучение их причин и следствий»[12].В связи с этим, и выставочные мероприятия «Мемориала» в 1989 году носили ярко выраженный исторический характер, и были посвящены истории тоталитаризма, истории политических репрессий в СССР. Кроме этого, видно, что многие из этих мероприятий проводились при содействии Союза художников СССР, поэтому, исторические выставки облачаются в красочную художественную форму.
Таблица 2.Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1989 году
ДатаНазвание/содержание выставки16 января–14 февраля 1989 г.
Выставка исторических материалов из Архива «Мемориала», а также, проектов памятника жертвам сталинизма. Мероприятие проводилось совместно с ДК Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. В рамках выставки проводились встречи с ученымиисториками, деятелями искусства. Кроме этого, были организованы вечера памяти (например, 24 января –вечер памяти репрессированных генетиков; 27 января –вечер памяти репрессированных физиков; 3 февраля –вечер памяти Н. ТимофееваРессовского; и т.д.)[13]4 марта 1989 г.Выставка «Неделя Совести», МГИМО, г. Москва[14]24 марта 1989 г.Выставка произведений московских художников «Памяти жертв сталинизма», Центральный Дом художников, г. Москва (совместное мероприятие «Мемориала» и Союза художников СССР)[15]20 мая 1989 г.Вечер репрессированной религии, ДК «Серп и молот», г. Москва[16]? 1989 г. Выставка «Н.С. Хрущев. Те десять лет», Дворец молодежи, г. Москва[17]15 сентября 1989 г.Безымянная выставка Музея Революции[18]9 октября 1989 г.Выставка «Политическое завещание Ленина»[19]15 ноября 1989 г.Вечер памяти Якова Евгеньевича Харона, Дом кинематографистов, г. Москва[20]1 декабря 1989 г.Выставка «Возвращенные имена», посвященная москвичам –жертвам сталинских репрессий, Музей истории, г. Москва1118 декабря 1989 г.Цикл вечеров «Поэты против тоталитаризма» (совместное мероприятие Московского отделения «Мемориал» и литературномузыкальной студии «Прямая речь»)[21]20 декабря 1989 г.Панихида у Румынского посольства («выражая волю тысяч москвичей просим передать народу наши поздравления по случаю свержения тиранического режима Чаушеску… Верим в демократическое будущее Румынии»)
[22]июль–август 1989 г.Выставка «Мемориала» в Музеезаповеднике на Соловках (от «Мемориала» был Охотин Никита Глебович)[23]20 августа 1989 г.Круглый стол демократической общественности, посвященный межнациональным проблемам в Советском Союзе, Дом художников СССР[24]2330 августа 1989 г.Выставка к 50летию пакта Молотова–Риббентропа «Дружба, скрепленная кровью…»С особенным размахом, в 1989 году прошла выставка к 50летию Пакта МолотоваРиббентропа, которая получила широкий общественный резонанс и привлекла внимание научного сообщества государств Советского Союза. Выставка «Дружба, скрепленная кровью…» была организована Научноинформационным центром Всесоюзного общества «Мемориал» (ДК им. Русакова, г. Москва). В выставке участвовали: Общество «Тремтинис (Литва), Бременский университет (ФРГ), Варшавский гражданский комитет «Солидарность», Центр Второго Мира (Амстердам), Общество «Мартиролог Белоруссии», Общество «Мементо» (Эстония), Львовская организация «Мемориал», Институт истории и географии Восточной Европы (ФРГ) и др. [25]Содержание выставки было очень насыщенным. Так, прозвучал доклад «Советскогерманский договор о ненападении и его исторические последствия» (С.З. Случ); организован показ документальных кинофотодокументов; показ художественного фильма «Человек из мрамора» (реж. А. Вайда, ПНР), документальных фильмов: «Белые пятна истории» (Рига), «Мемориал» (Рига). В рамках выставки историкопросветительское общество «Мемориал» провело тематический кинопоказ «Кино тоталитарной эпохи». Были показаны следующие фильмы: «Триумф воли» (реж. Л. Рифеншталь, Германия, 1935 г.); «Колыбельная» (реж. Д. Вертов, СССР, 1937 г.); «Великое зарево» (реж. М. Чиаурели, СССР, 1937 г.); «Юный гитлеровец Квекс» (реж. Х. Штайнхоф, Германия, 1933 г.); «Старая гвардия» (реж. А. Блазетти, Италия, 1935 г.); «Бежин луг» (реж. С. Эйзенштейн, СССР, фотофильм); «Предатель» (реж. К. Риттер, Германия, 1936 г.); «Ошибка инженера Кочина» (реж. А. Мачерет, СССР, 1939 г.); «Концерт по заявкам» (реж. Э. фон Борсоди, Германия, 1940 г.); «Трактористы» (реж. И. Пырьев, СССР, 1939 г.)Специфика выставок «Мемориала» в 1989 году заключалась еще и в том, что практически все они сопровождались кинопоказами художественных/документальных фильмов по теме репрессий. Данный факт визуализации, по нашему мнению, служил хорошей основой для привлечения граждан к мемориальской тематике, действуя на психоэмоциональную составляющую человеческого сознания.Исторический характер выставочной работы «Мемориала» в 1989 году, как и в следующем, 1990м году, по нашему мнению, был актуален еще и по той причине, что в это время происходит массовое открытие архивных документов по репрессивному прошлому страны, вследствие чего, мемориальцы получили неплохую источниковую базу для исследований «белых пятен» истории. С 1990х гг., со спадом общественного интереса к теме репрессий, с началом процесса засекречивания архивных документов –историческое направление работы «Мемориала» теряет ту актуальность, которую оно имело в конце 1980х гг.
Среди выставочных мероприятий «Мемориала» в 1990м году, особого особо хотелось бы отметить –выставку «Соловецкие лагеря особого назначения 19231939 гг.» и серию мероприятий «Мемориала», посвященных 50летию трагических событий в Катыни, а также выставку«Творчество в лагерях и ссылках».Выставка «Соловецкие лагеря особого назначения 19231939 гг.», Донской монастырь, г. Москва. В рамках выставки проводились встречи с бывшими заключенными ГУЛАГа, писателями, поэтами, художниками, кинематографистами; показхудожественного публицистического фильма «Власть Соловецкая» и документального фильма «Соловецкие лагеря особого назначения» [34].С 22 апреля по 10 мая 1990 г.в московском Киноцентре прошла выставка под названием «Катынь», посвященная 50летию Катынскойтрагедии –расстрела польских офицеров в апреле–мае 1940 года. Решение о проведении выставки было принято Правлением «Мемориала» в конце 1989 года. Выставка состояла из двух частей. Первая часть представляла собой портретную галерею –довоенные фотографии400 и 15 000 польских офицеров, расстрелянных органами НКВД на территории СССР весной 1940 года в Катыни и в других местах, тогда еще неизвестных. Эти снимки Станислав Янковский собирал по всей Польше у семей жертв Катыни. Вторая часть выставки включала копии документов, освещавших историю развития отношений Германии и России с 1939 по 1945й год, а также современные советские публикации на тему Катыни [35].
Таблица 3. Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1990е гг.ДатаНазвание/содержание выставки15 февраля 1990 г.Вечер «Трагедия победителей» –проводился «Мемориалом» к Дню Советской Армии и ВМФ. На вечере прозвучали сообщения мемориальцев о репрессиях в Красной Армии 1920х –30х гг., выставка фото, архивных документов и реликвий[26]май 1990 г.Выставка «Соловецкие лагеря особого назначения 19231939 гг.», Донской монастырь, г. Москва.22 апреля–10 мая 1990 г.Серия мероприятий «Мемориала», посвященных 50летию трагических событий в Катыни5 июня 1990 г.Выставка «Творчество в лагерях и ссылках», ДК Молодежи, г. Москва[27]20 –23 декабря 1991 г.«Четыре вечера с Мастером» –посвящены памяти Л.Л. Оболенского (Общество «Мемориал» совместно с областным фондом культуры, областным киновидео объединением, кинотеатром «Знамя», областной молодежной газетой «Команда»), кинотеатр «Знамя», г. Москва[28]? 1991 –начало 1992 гг.Выставка «Мемориала» по становлению правовой культуры в странах Западной Европы и Америки[29]6 марта 1992 г.Киновечер «Сталин умер вчера» и премьера художественного фильма «А в России опять окаянные дни», кинотеатр «Форум», г. Москва[30]9 июня 1995 г.Выставка «Творчество в лагерях и ссылках», Фотоцентр, г. Москва[31]12 ноября 1996 г.Вечер памяти Юрия Айхенвальда и презентация первого российского издания его книги «Дон Кихот на русской почве»[32]19 ноября 1995 г.Вечер «70 лет со дня рождения Юлия Даниэля», Дом Актера, г. Москва[33]
В рамках мероприятия, осуществлялась поездка членов Польской делегации в Катынь, научная конференция, совместная выставка с Краковским музеем исторической фотографии, а также, показ Польских художественных фильмов: «Без обезболивания» (реж. А. Вайда); «Былджаз» (реж. Ф. Фальк); «Константа» (реж. К. Занусси); «Человек из мрамора» (реж. А. Вайда); «Больница преображения» (реж. Е. Жебровский); «Открытка с дороги» (реж. В. Дзики), «Был джаз», «Больница преображения», «Человек из железа» (реж. А. Вайда), документальный фильм «Катынский лес» (реж. Марсель Лозиньский)[36].По словам В.А. Тихановой, организатора выставки «Искусство ГУЛАГа», при отборе работ на выставку строго соблюдалось лишь одно условие –место исполнения произведения. Эстетические критерии оставлялись в стороне, потому что за каждым предметом, рисунком –человеческая трагедия, все они –драгоценные реликвии того времени, свидетельства истории.Отбывающему срок в исправительнотрудовом лагере художнику, прежде чем официально получить право трудиться хотя бы около своей профессии, надо было отбыть на общих работах: на лесоповале, сплаве, руднике, золотом прииске, стройке и так далее. После этого он уже мог получить статус маляра, оформителя стенгазеты и клуба, сценографа там, где была самодеятельность, а вместе с этим –доступ к бумаге, карандашам, краскам и к рисованию –тайно, урывками –для себя. Эти произведения, выполненные графитным карандашом или пером и тушью, фиолетовыми чернилами, отдельные, чудом уцелевшие работы маслом составляют фонд собственно репрессированного искусства. Если в условиях ссылки творчество, кроме внутренних причин, зависело от наличия необходимых материалов, то в лагере зависимость была куда более многоступенчата и сложна.Рисовали больше всего простыми и цветными карандашами, а также тушью, чернилами и пером или палочкой, спичкой, щепочкой; гуашью, акварелью, иной раз мудреной смесью из зубного и медицинского порошков и даже свиной кровью. Лагерный режим диктовал свои жесткие условия. В ходу были небольшие самодельные тетрадки и альбомчики типа записных книжек, нередко заполненные набросками лагерной жизни.Проявление творческих способностей в условиях террора, изоляции от привычного мира вещей и дружественных связей в условиях, нацеленных, прежде всего на умерщвлениев человеке его сущности, индивидуальности, а в конечном итоге –на физическое истребление, не было явлением исключительным. Об этом и свидетельствовала выставка. Многие ее экспонаты подарены «Мемориалу» и легли в основу Музея Общества «Мемориал»[37].Таким образом, если в 1990м году проводится ряд выставочных мероприятий по истории репрессий в СССР (см. Таблицу 3), то, уже с 1991 года, работа в данном направлении ослабевает. В выставках 1990х гг. мы не встретим (или крайне редко увидим) обращение к тоталитарному прошлому. Преимущественно, это –Вечера памяти поэтов, писателей, художников, –внесших огромный вклад в культурную жизнь нашей страны.
В начале же 1990х, «Мемориал» начинает «погружаться» в правозащитную тематику (несмотря на то, что, правозащитой, Общество занимается с 1988 года). Данный факт нашел отражение и в содержании выставочных мероприятий «Мемориала». Так, в конце 1991го начале 1992 гг., была запланирована выставка по становлению правовой культуры в странах Западной Европы и Америки, в рамках которой предусматривалось организовать подборку материалов по развитию права в дореволюционной России и СССР.Начало 2000х гг. является периодом расцвета всех направлений деятельности «Мемориала». Качественное содержание выставок в начале 2000х гг. стало иным (см. Таблицу 4). Мы не имеем в виду, что в ранний период более многочисленный состав выставок «Мемориала» был качественно низким. Нет. Поменялось качество иного плана: «Мемориал» стал выходить в буквальном смысле, на мировой уровень, о чем свидетельствуют, например, международные выставки в Брюсселе, Женеве, Милане.С огромным размахом прошла с 4 декабря 1999 по 23 января 2000 года, в Милане, документальная выставка «ГУЛАГ: Система лагерей в СССР». В экспозиции были представлены несколько сотен фотографий и документов, рисунки художниковзаключенных, предметы лагерного быта. За полтора месяца выставку посетили около 60 тысяч человек.По словам одного из кураторов выставки –Н. Г. Охотина, –«было несколько главных образов, формирующих идеологическое пространство выставки, –толпа, стена, дорога. Они всплыли неумышленно, их вытолкнул сам материал, и оказалось, что неважно, когда и где остановилось мгновенье: на Беломорканале, на Соловках, на Колыме, на БАМе или еще где. Люди чтото делают, муравьино копошатся или идут кудато строем или толпой. Люди, отделенные от других стеной, проволокой, забором, насыпью, лесом. И бесконечная, бесцельная дорога. Недаром чаще всего задавали вопрос: «а зачем был ГУЛАГ?» –Действительно, зачем? И еще другой: «А почему не боролись?» –Действительно, почему?»[40]
Таблица 4. Выставочная работа Общества «Мемориал» в начале 2000х гг.
ДатаНазвание/содержание выставки4 декабря 1999 –23 января 2000 гг.Документальная выставка «ГУЛАГ: Система лагерей в СССР»,Милан (Италия)июнь 2002 г.Выставка «Мемориала» в Брюсселе[38]мартапрель 2003 г.
Выставка «Мемориала» в Женеве, посвященная истории борьбы за права человека в России, Дворец Наций, Женева[39]24 декабря 2004 –13 февраля 2005 гг.Выставка "Скажи мне, кто твой враг" (Политехнический музей, Институт культурной политики, Международное историкопросветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал"), Мраморный выставочный зал Политехнического музея г. Москва11 апреля 2005 г.Международная выставка «Невольники Третьего Рейха»с 29 апреля –6 мая 2009 г.
Художественная выставка «Времена не выбирают». Москва, Центральный выставочный зал Московского дома художников. 2009. Совместно с Правительством Москвы, Союзом художников и др.2010 г.Художественная выставка «Михаил Рудаков. Графика. 1940–1960». Участие «Мемориала»: 65 экспонатов. Москва, Центральный дом художника. Совместно с Галереей «Wellum»Сильнее всего работали большеформатные фотографии. Мы подобрали более 500 документальных снимков самого разного времени –от 1920х до нынешних дней (заброшенные зоны). В основном лагерная жизнь, работа, но были и портретные фото, и фотографии с политических процессов, и снимки тюремных интерьеров, пейзажи. Сравнительно небольшое место занимала лагерная графика –жанровые и портретные зарисовки. И дветри витрины лагерного быта –посуда,одежка, самоделки разные. Документов тоже было мало –читать их иностранцу невозможно, да и кто читает на выставке, кроме редкостных зануд. Поэтому немногочисленные документы (и подлинные, и копии) играли роль вещей или картинок: вот крохотная тайная ксива из тюрьмы, а вот детские каракули мамезэчке к празднику, вот список бригады (опять люди в клеточках), а вот семейный снимок с вырезанным чьимто лицом. И тому подобное. Зато была большая карта лагерей, графики и таблицы (статистика всякая), хроника репрессий, другие пояснительные тексты –если кого факты заинтересуют. На мониторах крутились документальные фильмы –хроники сталинских времен, «Власть соловецкая», две видеоленты, которые сделали для «Мемориала» в лаборатории устной истории РГГУ Дарья Хубова и Ирина Щербакова[41].Задача выставки "Скажи мне, кто твой враг" разобраться в истинных причинах растущих настроений враждебности и нащупать пути действенного распространения идей толерантности. Выставка адресована широкой публике, всем, кто готов задуматься над реалиями современной России и не ищет простого ответа на хрестоматийный вопрос "Кто виноват?". Образы "врагов народа" навязчиво сопровождали всю советскую историю, обосновывая красный и белый террор, репрессии, идеологические погромы, милитаризацию жизни и экономики. На смену помещикам и капиталистам, приходили нэпманы и кулаки, "вредители" и "диверсанты", "космополиты" и тунеядцы. В наши дни спектр предложения на рынке враждебности постоянно расширяется: олигархи, "лица кавказской национальности", "мафия", исламисты, коммунисты, либералы. Выставка организована в виде цепочки сменяющих друг друга экспозиционных пространств: Площадь, Двор, Комната, Информационное пространство, Пространство общения или выбора. В одних разделах происходит смешение времен, к примеру "Площадь" соединяет 1918, 1937, 1993 и 2004 годы. Другие разделы, напротив, привязаны к современности и отчасти заглядывают в будущее. Выставка "Скажи мне, кто твой враг" это прямой разговор об опасности использования стереотипов массового сознания в ситуации социальной нестабильности. Проект осуществляется при поддержке: Института "Открытое общество" и Фонда Фридриха Наумана[42].На выставке «Времена не выбирают» были представлены работы бывших узников сталинских лагерей и художников, чьи родители были расстреляны в годы Большого террора. В экспозиции рядом с работами из музейных собраний талантливые произведения молодых современных художников. В предлагаемом выставочном проекте, организованном при поддержке Комитета общественных связей Правительства Москвы и Постоянной межведомственной комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, участвуют: Международное общество «Мемориал», Содружество художников Москвы –жертв политических репрессий «Этап», Организация художников в помощь жертвам репрессий «Вера и Надежда», Московский союз художников, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, ЦМКП «Москва город мира»[43].В целом, спецификой выставочной работы «Мемориала» начала 2000х гг. стало –стремление рассматривать те или иные проблемные темы в комплексе, в системе. То есть, если ранее мы наблюдали выставки либо на исторические, либо на правовые темы, либо выставки в виде вечеров памяти, либо в виде кино, фотопоказов, либо выставки в рамках научнопрактических конференций/семинаров, то, сейчас –в одной выставке могут присутствовать в комплексе все вышеперечисленные компоненты.Таким образом, повышение уровня организованности подобных мероприятий, использование научных подходов к их организации, системность и плановость –все это позволяет нам охарактеризовать выставочную работу начала 2000х гг. –как «выставки нового формата». Здесь же, отметим, что с начала 2000х гг. к организации проведения выставок мемориальской направленности начали подключаться государственные структуры, государственные архивы, благотворительные фонды, расширяется круг международных организаций, с которыми «Мемориала» вступает в сотрудничество. В качестве одного из ярких примеров подобных мероприятий можно отметить Международную выставку «Невольники Третьего Рейха» (2005 г.), подготовленную в рамках реализации Перечня основных мероприятий программы «Победа», утвержденного Президентом Российской Федерации. Выставка проходила в Центральном государственном музее современной истории России, г. Москва. Организаторы мероприятия: Международное Общество «Мемориал», ФГУ «Фонд взаимопонимания и примирения», Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации, Благотворительный фонд «Долг Совести». В подготовке выставки приняли участие представители государственных и общественных организаций Белоруссии, Украины, Польши, Чехии, Германии и Австрии[44].Тема выставки звучала как: принудительный труд, нарушения прав человека во всех его проявлениях. В программе данного мероприятия, также, предполагалось провести 6 мая –награждение победителей 6го ежегодного конкурса «Человек в истории»; 7 мая –дискуссия «Мосты между поколениями»,в рамках которой проходила встреча победителей школьного конкурса с ветеранами, узниками концлагерей и ГУЛАГа. Кроме этого, в рамках выставки прошел научнопрактический семинар для учителей из регионов по проблемам преподавания темы Великой Отечественной войны «Судьба под знаком OST».Таким образом, на основе документальных отчетов по выставочной работе, хранящихся в Архиве Международного Общества «Мемориал», мы попытались проанализировать выставочные мероприятия Общества с 1988 по начало 2000х гг. В ходеисследования, мы заметили, что содержание выставок во многом объяснялось целями и задачами мемориальского движения в целом. Отметим, что выставочная работа «Мемориала» в некоторой степени, отличается от подобной формы работы в музеях или архивах: под мемориальскими выставками понимались не только экспозиции архивных документов или музейных экспонатов, –выставки сопровождались вечерами памяти, просмотром кинолент, обсуждением научных проблем истории репрессий.Положительные изменения пережила выставочная работа «Мемориала» и в плане расширения круга вовлеченных в организацию проведения выставок: если, первоначально, с конца 1980х гг. в числе организаторов были лишь организацииучредители Общества, то, в конце 1990х –начале 2000х гг. к этой работе подключаются государственные органы, государственные архивы, музеи, другие общественные организации, и, безусловно, зарубежные партнеры. Не стоит забывать о том, что самостоятельная выставочная работа «Мемориала» вомногом осложнялась отсутствием собственного выставочного зала. На прежнем адресе (Малый Каретный пер.), где долгое время располагался «Мемориал» (1990 –2011 гг.), была лишь небольшая комнатка (25 кв. м.), где осуществлялось музейное хранение[45]. Все это позволялоодновременно показать не более 80 экспонатов. Здесь проводились бесплатные экскурсии для школьников и других посетителей. В настоящее время фонды Музея перемещены в новое здание.Основная выставочная деятельность Музея проводится на внешних площадках, в сотрудничестве со многими партнерами: Архив Открытого общества при ЦентральноЕвропейском университете(Будапешт), Ассоциация «МемориалИталия»(Милан), Мемориал Германия(Берлин), Дом встреч с историей(Варшава), Женевский музей этнографии(Швейцария), Издательство «РОССПЭН»(Москва) и др. [46]В период с 1989 по 2011 год Музей организовал более 50 художественных и документальных выставок. Кроме того, материалы Музея ежегодно экспонируются на нескольких выставках, устроенных различными музеями и галереями в Москве, в других городах России и стран Европы. С 1990 г. экспонаты Музея участвовали более, чем в 100 сторонних выставочных проектах. Широко используются материалы Музея и в различных виртуальных экспозициях, наиболее обширные подборки см., например: «Гулаг: дни и жизни»(Центр Розенцвейга, США), «Гулаг»(Ассоциация «МемориалИталия»), «Виртуальный музей Гулага»(НИЦ «Мемориал», СПб.), «Гулаг»(OSA, Budapest), в биографическом разделесайта «Карта Гулага» (Мемориал Германия) и др.Кроме этого, материалы Музея используются в изданиях «Мемориала», часто предоставляются для публикаций в книгах и СМИ, в том числе на TV. Сотрудники музея консультируют историков, журналистов, учителей, музейных работников[47].Сегодня, выставочные мероприятия «Мемориала» также сопровождаются показом художественных и документальных фильмов, а также наглядным изображением экспонатов, не вошедших в ту или иную выставку, но вхожих в ее тематику. Для этого, используется плазменный телевизор[48]. Каталог экспонатов «Мемориала», изданный в 1998 году, и о котором мы упоминали выше, –существует в электронном виде на сайте Международного Общества «Мемориал». Более того, в настоящее время создается База данных музейной коллекции, однако,пока, она действует только для внутреннего пользования.
Ссылки на источники1.Краткая информация о структурах и программах НИПЦ «Мемориал» // Архив Международного Общества «Мемориал». г. Москва. С. 1. Папка № 59.2.Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный архив] http://www.memo.ru/s/65.html(дата обращения 10.05.2013 г.)3.Там же.4.Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре 2013 г. // Архив автора5.Творчество и быт ГУЛАГа: Каталог музейного собрания общества «Мемориал»/ Сост. и вступ. ст.: В.А.Тиханова; предисл.: С.А.Ковалев; худ.: Б.В.Трофимов; отв.ред.: Н.Г.Охотин.—М.: Звенья, 1998. —208 с. –С. 11.6.Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный архив] http://www.memo.ru/s/65.html(дата обращения 10.05.2013 г.)7.Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой,хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре 2013 г. // Архив автора.8.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.9.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.10.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.11.Там же.12.Устав Всесоюзного добровольного историкопросветительского общества «Мемориал» от 28 января 1989 года // Архив Международного общества «Мемориал». Папка №19.13.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.14.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.15.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.16.Там же.17.Отчет о работе по разделу выставок за 1989 год В.А. Тихановой // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.18.Там же.19.Там же.20.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.21.Там же.22.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.23.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.24.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.25.Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.26.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 7127.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.28.Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.29.Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.30.Там же.31.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.32.Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.33.Там же.34.Там же.35.Катынь. Выставка. Мемориальный комплекс // URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/69.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)36.Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.37.Валентина Тиханова. Из предисловия к каталогу «Творчество в лагерях и ссылках». М., 1990 // URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/72.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)38.Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.39.Там же.40.Если музу видит узник, Гулаг –Система лагерей в СССР //URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/72.htm (дата обращения 10.05.2013 г.)41.Там же.42.Скажи мне, кто твой враг // URL: [Электронный архив] http://www.museum.ru/N20414 (дата обращения 10.05.2013 г.)43.
«Времена не выбирают» творчество в лагерях и на воле // URL: [Электронный архив] http://old.sakharovcenter.ru/museum/exhibitionhall/vremenanevibirayut (дата обращения 10.05.2013 г.)44.Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.45.Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре 2013 г. // Архив автора.46.Партнёры Музея ««Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный ресурс] http://www.memo.ru/s/216.html(дата обращения 10.05.2013 г.)47.Музей «Творчество и быт ГУЛАГа»// URL: [Электронный ресурс] http://www.memo.ru/s/65.html(дата обращения 10.05.2013 г.) 48.Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре 2013 г.// Архив автора.
Putilova Elena Gennad’evnaCandidate of historical sciences (PhD), an Associate professor of the Social work, Management and Law Department of Nizhniy Tagil State Social and Pedagogical Academy, Nizhniy TagilThe peculiarities of the museum’s work of the International movement “Memorial”Annotation.The author considers the peculiarities of the museum’s work of the International movement “Memorial”, especially on the main periods of this work in 1980s, 1990s and 2000th years. In a preparing of this article were used the materials of the Archive of the International movement “Memorial” (Moscow) and the interview with the keeping of the funds of this museum.Key words: museum, exhibition, “Memorial” movement, political repressions.