Совершенствование системы профессионального непрерывного медицинского образования в Республике Беларусь: мнение медицинских сестёр

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвейчик Т. В., Шваб Л. В. Совершенствование системы профессионального непрерывного медицинского образования в Республике Беларусь: мнение медицинских сестёр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1646–1650. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54593.htm.
Аннотация. В 2013 г. изучено мнение 115 медицинских сестер и старших медицинских сестер больничных организаций Республики Беларусь о соответствии имеющихся практических навыков тем, которые используются на практике, и о возможном влиянии возраста и профиля работы на исполнение должностных обязанностей и желание осваивать новое.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвейчик Татьяна Владимировна,кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения государственногоучрежденияобразования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», г. Минскmatveichik51@rambler.ru

Шваб Любовь Валентиновна,старший преподаватель кафедрыэкономики и бухгалтерского учета в здравоохранении с курсом медицинской информатики государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», г. Минск

Совершенствование системы профессионального непрерывного медицинского образования в Республике Беларусь: мнение медицинских сестер

Аннотация: В 2013г. изучено мнение 115 медицинских сестер и старшихмедицинских сестер больничных организацийРеспублики Беларусь о соответствии имеющихся практических навыков тем, которые используются на практике и о возможном влиянии возраста и профиля работы на исполнение должностных обязанностей и желание осваивать новое.Ключевыеслова: медицинская сестра, мотивация к непрерывному образованию, практические навыки.

Девизом на 2014г. стал посыл Международного совета сестер: «Медицинские сестры: движущая сила перемен, жизненно важный ресурс здравоохранения», благодаря которому привлечено внимание к большому отряду медицинских работников как двигателю прогресса и определено его место как источника дальнейшего развития в медицине.В связи с этим, изучение отношения самих медицинских сестер к уровню образования и перспективам измененияобъема выполняемой не лимитированной работы является актуальным. Цельисследования: изучение соответствия обучения уровню используемых в практической работе умений и навыков медицинской сестры в непрерывном дополнительном образовании взрослых.Задачи:1.Изучение соответствия имеющихся у сестры практических навыковтем, которые используются далее в практической работе после повышения квалификации;2.Определить перечень не свойственных функций в работе сестры больничной организации;3.Имеет ли место влияние возраста и профиля работы на исполнение прямых должностных обязанностей и желание осваивать новое;4.Узнать отношениереспондентов к идее непрерывного образования и уровень мотивации к учебе по собственным оценкам.Материал и методы.В период с сентября по ноябрь2013г. сплошным методом анонимного анкетирования изучено мнение 115медицинских и старших медицинских сестер нескольких больничных организаций Республики Беларусь, названиякоторыхпо этическим соображениям авторами не раскрываются.Из отделений хирургического профиля было 92 чел (80%) и 23 чел. (20 %) из отделений терапевтического профиля.Анкета содержала 4 вопросас вариантами ответов:«Мои навыки позволяютмневыполнять более сложные обязанности»;

«Мои навыки соответствуют моимобязанностям»;«Мненеобходимоучиться дальшедля выполнения моих обязанностей»;«Случалось ли Вам выполнять не свойственные сестре функции».

По возрасту,анкетированные медицинские сестрыраспределились следующим образом(рис.1):До 25 лет 8чел –7,0%;2635 лет –28чел –24,3 %;3645 лет –39 чел. –33,9%;4655 лет –33 чел. –28,7%;Старше 55 лет –76 чел. 6,1%.

Рис.1. Распределение по возрасту всех анкетированных

Распределение по возрасту у медицинских сестер терапевтического профиля было следующим(рис.2):До 25 лет –02635 лет –3 чел –13,0 %;3645 лет –9 чел. –39,1 %;4655 лет –7 чел. –30,4 %;Старше 55 лет –4 чел. 17,4%.

Рис.2. Распределение по возрасту медицинских сестер терапевтического профиля.

Распределение по возрасту у медицинских сестер хирургического профиля было иным(рис.3):До 25 лет 8чел –8,7%;2635 лет –25чел –27,2%;3645 лет –30чел. –32,6%;4655 лет –26 чел. –28,3%;Старше 55 лет –3чел. –3,3%.

Рис. 3. Распределение по возрасту медицинских сестер хирургического профиля.На 1 вопрос «Мои навыки позволяют выполнять более сложные обязанности» утвердительно ответил 101 чел. (87,8 %), отрицательно –4 чел. (7,69 %). При этом 22 сестры терапевтического профиля ответили утвердительно (95,7 %), а 1 чел. –отрицательно (4,3 %). 79 сестер (85,9 %) хирургического профиля ответили утвердительно, отрицательно –13 чел. (14,1 %).При проверке2 вопроса о личноммненииреспондентов по соответствиюих навыков выполняемым обязанностям, установлено, что они вполне соответствуют их обязанностям у 110 чел. (95,7%). Считают, что их навыки не соответствуют обязанностям 3 чел. (2,6 %), не ответили на вопрос 2 чел. –1,7%. Анализируя ответы на вопросы, касающиеся имеющихся навыков медсестери необходимости дальнейшей учебыпо критерию 2 (p=0,19 для п.1, p=1,0 для п.2, p=0,9 для п.3) существенных различий в ответах медсестер терапевтического и хирургического профиля не выявлено. Этоможет свидетельствовать об отсутствии влияния профиля деятельности на желание учиться.Анализ ответов о необходимости дальнейшей учебы в зависимости от возрастной группы дал следующую картину (табл. 1).Таблица 1Мнение о необходимости дальнейшей учебы сестры в зависимости от возрастаНеобходимо учиться для выполнения моих обязанностейданетдо25 лет100,0%0,0%2635 лет89,3%10,7%3645 лет71,8%28,2%4655 лет54,5%45,5%более 55 лет71,4%28,6%



Необходимость дальнейшей учебы отмечают все медицинские сестры в возрасте до 25 лет и 89,3% в возрасте 2635 лет. В то же время, наибольшую уверенность в своем профессионализме ощущают медсестры в возрасте 4655 лет (45,5% не испытывают потребности в обучении) (табл. 1).Интересен также ответ на вопрос«Мои навыки позволяют выполнять более сложные обязанности» в зависимости от возрастной группы (табл. 2).Таблица 2Мнение о возможности выполнения сестрой сложных обязанностей в зависимости от возраста

Мои навыки позволяют выполнять более сложные обязанностиданетдо 25 лет62,50%37,50%2635 лет78,57%21,43%3645 лет92,31%7,69%4655 лет93,94%6,06%более 55 лет100,00%0,00%

Желание выполнять более сложные обязанности напрямую зависит от возраста (табл. 2).Чем старше возраст, тем выше осознание своего профессионализма и желание его реализовать.По терапевтическому профилю работы утвердительно ответили 22 чел. –95,7%, отрицательно 1 чел. 4,3%. Среди сестер хирургического профиля положительный ответ о соответствии обязанностям получен от 88 респондентов –96,7%, отрицательный, то есть о несоответствии обязанностей, ответ получен от 2 чел. 2,2%, не ответило 2 чел. 2,2%. Наряду с этим отмечено, что 84 чел. (73,1%)из всеханкетированных считают необходимой дальнейшую дополнительную подготовку. Средихирургических сестер таких было 67 чел.(72,8%), а среди терапевтических –17 чел. (73,9%), что в целом свидетельствует о высоком уровне мотивации на дополнительное обучение в среде анкетируемых.Определение уровня компетентности в профессии медицинской сестры осуществлялось в странах Европейского Союза. Согласно исследованиям Европейского Бюро ВОЗ (2010) установлено, что, по мнению 30% сестер, их навыки позволяют выполнять более сложные задания; навыки соответствуют обязанностям у 53%; а необходима дополнительная подготовка для 17% сестер Европейского Союза. Отношение респондентов к идее непрерывного медицинского образования(вопрос 3)было косвенно определено по мотивации к выполнению более сложных обязанностей, по степени личной удовлетворенности своими навыками, либо по определенно высказанному желанию учиться дальше длялучшего выполнения своих обязанностей.Выяснение этого вопроса заранее полезно, поскольку может сказаться на планировании дополнительного обучения взрослых при условии скрытого неприятия сестрами этой идеи.На вопрос, считают ли анкетируемые сестры необходимой дальнейшую учебу для выполнения своих обязанностей, утвердительно ответили 84 чел (73,0 %), отрицательно 31 чел. (27,0 %). При этом, ответы терапевтических и хирургических сестер были сходными. Так, среди терапевтических сестер согласны учиться 17 чел. (73,9 %), а не хотят учиться 6 чел. (26,1 %), в то время как хирургические сестры 67 чел. (72,8 %) ответили, что учиться хотят, а 25 чел. (27,2%) не желают этого.

На 4 вопрос: «Случалось ли Вам выполнять не свойственные сестре функции»из 3х вариантов ответа «никогда», «иногда», «часто» ответы распределились следующим образом:Иногда –66 чел. –57,4 %Никогда –24чел. –20,9%Часто –21 чел. –18,3%Отказалось ответить 4 чел. –3,5%

В ответах наэтот вопрос,проводя анализ по пункту «Никогда» по критерию 2 (p=0,2069) статистически значимых отличий между ответами медсестер терапевтического и хирургического профиля не выявлено.По пункту «Иногда» в ответах на вопрос «Приходилось ли Вам выполнять не свойственные Вам функции», проводя анализ по критерию 2 (p=0,4470) статистически значимых отличий между ответами медсестер терапевтического и хирургического профиля не выявлено.Однако, 22,8% медсестер хирургического профиля ответили, что им часто приходится выполнять не свойственные им функции, в то время, как никто из опрошенных медсестер терапевтического профиля такой ответ не выбрал.Это может свидетельствоватьо гибкости в выполнении обязанностей сестрами терапевтического профиля в соответствии с потребностями пациента и имеющимися сиюминутными возможностямипрактики(рис. 4).

Рис. 4.Сравнительный анализ выполнения не свойственных сестре функций в терапевтических и хирургических отделениях

Выводы:

1.Изучено соответствие обучения уровню используемых в практической работе умений и навыков медицинской сестры в непрерывном дополнительном образовании взрослых, которое можетбыть использованодля совершенствования пакета образовательной деятельности.2.Наиболее молодыми,по результатам анкетирования,были сестры хирургического профиля, поскольку доля лиц в возрасте 2535 лет составила 35,9%, а доля тех, кто был старше 55 лет –3,3%. У терапевтических медицинских сестер доля лиц 3655 лет составила 79,5%, доля тех, кто был старше 55 лет –17,4%. 3.Возраст исполнителей сестер больничной организации влияет на мотивацию к обучению обратно пропорционально: чем моложе возраст медицинских сестер, тем выше желание осваивать новые функции и технологии, что согласуется с выводами в других исследованиях.4.В системе непрерывного дополнительного образования медицинских сестер, согласно их собственного мнения, отмечено, что перечень несвойственных им функций, выполняемых в больничных организациях, содержит 4позиции(раздача пищи, переноска пациентов, транспортировка трупа в морг,помывка пациентов). 5.Среди медицинских сестер терапевтического профиля соответствие выполняемым обязанностям отметили 7 чел. (30,43%), а несоответствие 17 чел. (73,9%). В ответах хирургических медицинских сестер соответствие выполняемым обязанностям отметили 13 чел. (44,82%), а несоответствие 16 чел. (55,17%).В силу специфики хирургической деятельности функциональные обязанности хирургических сестер более конкретизированы, их деятельность является примером командной работы с четким разделением ролей и полномочий. Это отличается от направленности деятельности сестер терапевтического профиля, компонент командной работы

тут по большей части отсутствует.6.Профиль деятельности –терапевтический или хирургический –влияет на выполнение несвойственных функций. Часть хирургических сестер выполняют не свойственные функции (22,8%), в то время как опрошенные медицинские сестры терапевтического профиля такого не отмечают. 7.Установленоотсутствие воздействия специфики деятельности на желание учиться в ответах медицинских сестер терапевтического и хирургического профиля, а также выражено стремление к обучению.8.Число медицинских сестер, которые считают, что их навыки позволяют им выполнять более сложные обязанности, в 3 раза выше у белорусских сестер, чем у сестер Европейского Союза. Это может подтверждать тезис об осознаваемой сестрами нашей страны недооценке врачами и обществом их знаний и навыков. При этом, удовлетворенность сестер своими практическим навыками в Республике Беларусь в 2 раза выше, чем у сестер Европейского региона. Считают необходимой дальнейшую учебу, испытывают желание учиться, приобретать дополнительные навыки в профессиональной деятельности сестры Беларуси в 4 раза чаще (73,1%), чем Европейского Союза. (17%).

ПредложенияВыраженную мотивацию медицинских сестер Республики Беларусь к дополнительной учебе и получению практических навыков следует учитывать при осуществлении разработки программ в системе дополнительного обучения взрослых с учетом наиболее оптимального для обучения возраста. Для хирургического профиля деятельности сестер это возраст 2535 лет. При этом сместить максимум обучения сестер терапевтического профиля на возраст 2545 лет, поскольку постарение сестер в этом виде деятельности выше, что снизит их мотивацию к учебе в будущем. Учитывать возраст терапевтическихсестер2645 лет и в диапазоне наивысшей познавательной активности полезным может быть применение наиболее активных форм обучения.В целях сокращения объема функций, не соответствующих должностным обязанностям сестер в больничной организации следует оптимизировать кадровый состав и функции вспомогательного медицинского персонала.В мотивации к непрерывному обучению учитывать специфику (терапевтическую или хирургическую) труда, активнее воздействуя на сестер терапевтической направленности деятельности.Исходя из тенденций развития непрерывного дополнительного образования медицинских сестер в мире, вне периода повышения квалификации или переподготовки в больничных организациях целесообразно применение новых технологий: мастерклассов[1],обучающих круглогодичных семинаров силами как членов Совета сестер, так и привлекая педагогов колледжей и вузов.Пример ближайших соседей –Российской Федерации и Польши –свидетельствуют о возрастании практической направленности научных исследований по сестринскому делу. Статистика подобного процесса в Республике Беларусь свидетельствует о подобной тенденции и в нашей стране [2], однако его объем меньше. Материалы исследования могут быть полезными для разработки программ повышения квалификации в системе дополнительного обучения взрослых[3], и совершенствования качества сестринской помощи в стране на отдаленную перспективу посредством оптимизации должностных обязанностей терапевтических сестер больничных организаций.В целом получена объективная оценка соответствия качества образовательных материалов уровню имеющихся навыков, которые отражают начинающую набирать силутенденцию развития непрерывного обучения среди медицинских сестер, аналогичную мировым направлениям развития сестринского дела[4].Роль медицинских сестер как двигателя прогресса и источника дальнейшего развития в медицине определена поступательными изменениями в здравоохранении.Для медицинских сестер уместен совет Конфуция: «Делай то, что не хотят делать другие, тогда добьешься того, чего не могут другие».

Ссылки на источники1. http://med.by/content/ellibsci/BELMAPO/matvim.pdf2..http://med.by/content/ellibsci/BELMAPO/matvsest.pdf3.http://med.by/content/ellibsci/BELMAPO/matvosp.pdf4.Организация и проведение исследований в области сестринского дела: монография /Г.М. Перфильева [и др.]. М.: Тво научн. изданий КМК,2006.162с.

Matveychik Tatyana Vladimirovna,PhD, Docent, Department of Public Health and Healthcare Management, State Education Establishment “Belarusian Medial Aademy of PostGraduate Eduation”, Minskmatveichik51@rambler.ruShvab Lyubov ValentinovnaSenior Teacher, Department of Economics and Accounting in Healthcare System with the course of Medical Informatis, State Eduation Establishment “Belarusian Medial Aademy of PostGraduate Eduation”, MinskImproving the system of continuous professional medical education in the Republic of Belarus: view of nurses