Дуэт: механизмы реализации ФГОС в современной школе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жданова
О.
А. Дуэт: механизмы реализации ФГОС в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1641–1645. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54592.htm.
Аннотация. Современная школа является сложной системой многофакторного развития личности каждого ребенка. Новые стандарты образования выдвигают новые требования к деятельности педагога. Расширяется методическая база учителя, изменяется подход к обучению и воспитанию детей, однако очевидна необходимость практического сопровождения образовательного процесса несколькими специалистами. Педагогу важна помощь в перестройке его мышления, организации рабочего пространства, анализе воспитательной и развивающей работы. Совместная деятельность учителя и психолога может стать рабочим механизмом реализации ФГОС в современной школе.
Ключевые слова:
фгос, преемственность, сотрудничество, взаимодействие психолога и педагога, интеллектуальный марафон.
Текст статьи
Жданова Олеся Аркадьевна,педагогпсихолог ГБОУ СОШ №1987 г. Москваzhdanova@s1987.ru
Дуэт: механизмы реализации ФГОС в современной школе
Аннотация.Современная школа является сложной системоймногофакторного развития личности каждого ребенка. Новые стандарты образования выдвигают новые требования к деятельности педагога. Расширяется методическая база учителя, изменяется подход к обучению и воспитанию детей, однако очевидна необходимость практического сопровождения образовательного процесса несколькими специалистами. Педагогу важнапомощь в перестройке его мышления, организации рабочего пространства, анализе воспитательной и развивающей работы. Совместная деятельность учителя и психолога может стать рабочим механизмом реализации ФГОС в современной школе. Ключевые слова:преемственность, взаимодействие психолога и педагога, ФГОС, сотрудничество, интеллектуальный марафон.
Ориентация на развитиеуниверсальных учебных действий в системе образования отвечает актуальнымсоциальным запросам. Целью образованиястановится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.Изменение концепции педагогического образования превращаетего по существу в образование психологопедагогическое, ориентированногона развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.Введение ФГОСсущественно изменяет образовательную ситуацию в школе, определяя новоеместо формам и видам приложения психологических знаний.Психологическая школьная служба традиционно осуществляладиагностическую, развивающую и коррекционную работу с детьми. Однако нередко помощь специалиста оставалась локальнойи узконаправленной. В рамках реализации ФГОС психологическое сопровождение становитсярабочим механизмом продуктивной развивающей образовательной деятельности.
Актуальностьпроекта «Дуэт»
Предлагаемая концепция является инновационной разработкой, вытекающей из десятилетнего опыта работы психологической службы в нашей школе. Мышление педагога подчинено цели обучить ребенка, поэтому его деятельность структурированаи методически подкреплена. За короткий промежуток времени учитель должен повторить пройденный материал, указать цель урока, предоставить новую информацию и оценить уровень знаний учеников. Активность сосредоточена на взрослом, который знает материал и доносит его до слушателей. Мышление психолога подчинено цели развития способностей детей. Специалист составляет индивидуальные портреты учеников с помощью наблюдения и диагностических методик. Психолог редко работает в урочной форме, а прибегает к иным формам взаимодействия (деление на группы или пары, творческие взаимодействия, самопрезентации, работа с наглядным материалом). Активность находится на стороне детей, а взрослый умело направляет и корректирует учебную деятельность.
ПедагогиПсихологическаяслужбаУчащиесяАдминистрацияПо новым стандартам общего образования педагог добавляет к своим знаниям и умениям новые для негоформы деятельности, которыми в полной мере владеет психолог. Самостоятельно перестроиться учителю практически невозможно, поскольку ощутима нехватка времени, знаний динамики развития группы, права на ошибку, внутреннего потенциала и мотивации. Потерять контроль надпроцессом обучения и перенести активность на учеников кажется сверхзадачей для учителя.
В настоящее время разработаны программы по развитию компетентностей педагогов. Психолог обладает необходимыми аналитическими способностями, которые помогают каждому учителю развить саморефлексию. Меняясь, педагог преобразует и свою педагогическую деятельность. Психологи не стесняются ошибок, они на них учатся. Для них естественна ситуация супервизии: собирается группа профессионалов, помогающая специалисту разобраться в сложных ситуациях, посмотреть на себясо стороны.Подобную форму контроля качества образовательного процесса можно ввести и в школе. Важен состав супервизии, поскольку психологически необходимоэмоционально поддерживатьколлегпри разборе неудач, выводить учителя на новый для нихуровень сознания. Введение ФГОС требуют структурной перестройкишкольной системы взаимодействия. Теоретически преобразования оправданы и отвечают актуальным запросам со стороны развивающегося общества. Теперь важно практически поддержать педагога, не усложнять ему педагогическую деятельность новыми задачами, а дополнить образовательный процесс нововведениями, которыесделают учебную жизнь творческой, рефлексивной, свободной и продуктивной. Разработанный проект «Дуэт» предлагает готовые механизмы по реорганизации школьной среды с минимальными системными перестройками.
Структурнаямодель проекта «Дуэт»
Психологопедагогическое сопровождение учеников осуществляется по запросу классных руководителей или администрации школы. Классическая модель такого взаимодействия отражена на рисунке 1. Педагог ведет обучающий процесс с детьми, в который психолог не вмешивается. Психолог ведет свою психологическую работу с детьми. Редко осуществляется развивающая работа со всем классом, поскольку это невозможно организовать в сложной системе учебного расписания. Психолог ведет развивающую и коррекционную работу с небольшой частью детей во внеурочное время. Однако нередко положительная динамика на психологических занятиях обнуляется при возвращении ребенка в ученический коллектив, поскольку действуют законы развития группы и распределения ролей в ней. Психолог оставляет за собой диагностику, однако не может отследить, как ее результаты используются классным руководителем в учебном процессе. В полной мере психолог может осуществить только консультационную работу, но это локальный процесс решения проблем.
Рисунок 1.
УчащиесяПсихологическаяслужбаПедагоги
Структурная модель проекта «Дуэт» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2.
Разберем особенности второй модели. Психолог находится в непосредственном взаимодействии с учителем, создавая и направляя учебный процесс. Эффективность работы психолога будет зависеть от количества закрепленных за ним детей. Предположим, что один психолог ведет по две параллели: 12 классы, 34 классы, 56 классы, 78 классы, 911 классы. Итого, для продуктивного взаимодействия необходимо как минимум пять психологов. Психолог растет вместе с детьми, что позволяет в полной мере удовлетворить задачи преемственности, особенно при переходе из начальной в основную школу. Приобретая нового классного руководителя, ученики сохраняют своего психолога. Выпуская 11 класс, психолог на будущий год берет первоклашек.
В данном случае дуэт класспсихолог создает ситуацию эмоционального психологического комфорта в коллективе. Ученикии родители находятся в постоянном взаимодействиис психологом, что позволяет изнутри наблюдать за развитием детей, корректировать проблемные моменты. Ежедневное присутствие психолога в жизни класса помогает педагогупродуктивно уделять внимание каждому ребенку. Увеличение численности классов до 30 человек делает невозможным индивидуальное обучение. При наличии второго специалиста учебный процесс выстраивается в более эффективнойформе.Психолог не должен постоянно присутствовать на всех уроках класса. Необходимо выработать периодичность. Задача психолога не мешать педагогу донести материал, а помочь преобразовать рабочее пространство, разработать новые формы подачи информации, проанализировать динамику группы, зафиксировать слабые моменты, проанализировать деятельность учителя. Например, психолог обращает внимание педагога на следующие моменты:1)Ведется работа в урочной форме, когда учитель объясняет материал, дети записывают. Педагогу предлагается разделить детей на пары, предоставив им возможность самостоятельно найти информацию;2)Учитель спрашивает референтную группу детей. Психолог предлагает формы взаимодействия, затрагивающие застенчивых и маломотивированных детей;3)Психолог предоставляет информацию педагогу о личностных особенностях детей, что учитывается в образовательном процессе;4)При переходе в 5 класс, психолог знакомит нового классного руководителя с групповыми особенностями в данном классе, помогая адаптироваться взрослому и детям.
Дуэт психолога и педагога решает поставленные задачи при реализации ФГОС в школе. Структурная модель «Дуэт» позволяет обеспечитьпсихологопедагогические условияреализации программы по следующимнаправлениям:1)психологопедагогическое сопровождение основной образовательной программы для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;2)выявление и развитие способностей обучающихся;3)работа с одаренными детьми;4)психологопедагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;5)использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа;6)психологопедагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся;7)психологопедагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации.Специалистыпроекта «Дуэт»в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программысовместно принимают участие в планировании и реализацииее составляющих:1)программы формирования и развития универсальных учебныхдействий у обучающихся;
2)программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);3)программы духовнонравственного развития,воспитания обучающихся;4)программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;5)программы воспитания и социализации обучающихся;6)программы коррекционной работы.Таким образом, деятельностьпедагогов и психологов объединяется едиными целями и задачами. Каждый специалист вносит свои знания в учебный процесс, свою энергетику. За счет идентичности структурных компонентов в каждой школьной параллели создается дружный профессиональный коллектив, готовый к изменениям и диалогу. Супервизии позволяют не отрицать проблемы, а каждому учителю выстроить собственный маршрут развития его компетентностей. Совместно психолог и педагог приходят к решению, какие формы взаимодействия необходимы в данном классе,сообща находят методы их реализации. Контроль за качеством образовательного процесса становится более прозрачным. Родители и учащиеся непосредственно чувствуют со стороны сотрудников школы заботу о психологическом здоровье детей и усилия по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Примеры реализации программы «Дуэт»
В нашей школе психологи стараются помочь учителям развивать универсальные учебные действия детей.Психологи разработали интеллектуальный марафон, позволяющий ученикам и учителямпредметникам оценить свои метапредметные знания и качество УУД. Интеллектуальный марафон–это коллективная игра611 классов, направленная на развитие у детей познавательного интереса и активности. Психологи не ставят целью проверить конкретные знания учеников по тем или иным предметам. Память ребенка не должна быть главным механизмом его познания. Необходимо делать упор на способности детей к обобщению, анализу, синтезу информации, систематизации имеющихся знаний, развивать логику и дивергентное мышление. С психологической точки зрения залогом учебной успеваемости является высокая мотивация к познанию. Любая деятельность начинается с желания, с потребности, поэтому марафон концентрируется на развитии у детей интеллектуальной инициативы. Подлинное познание всегда связано с активностью, смекалкой, изобретательностью, с личностным ростом. В определении Л.И. Божович «Личность это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития»1. Одна из существенных характеристик того, что человек действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами: он способен так же сознательно управлять и самим собой. Развитие личности ребенка является первостепенной задачей образования. Поэтому активность, 1Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: издво "Институт практической психологии", 1995. –102 с.
инициативность, стремление к самореализации сущностные характеристики личности.Структура интеллектуального марафона построена таким образом,что позволяет не только получить представление о развитии тех или иных универсальных учебных действий школьников, но и одновременно побуждать детей к саморазвитию.Экспериментальный трехлетний проект марафона позволяет систематизировать полученные данные.
Развитие коммуникативных УУДСтруктура. Марафон является командной соревновательной интеллектуальной игрой. От каждого класса отбираются по 5 участников, таким образом, одновременно играют по 34 коллектива. Разыгрываются 10 вопросов, на размышление дается одна минута. Каждая команда обдумывает ответ, записывает его и передает бланк жюри. Затем у микрофона представители от классов защищают свои интеллектуальные версии. За год проводится три игры, что позволяет всем желающим принять участие в марафоне. Выводы. Посредством интеллектуального марафона развивается способность детей осуществлять коммуникативную деятельность. В игре происходит сплочение коллектива. Ученики стараются не только донести свои версии друг другу, но и обобщить информацию, придя к конкретной точке зрения. Построение продуктивного диалога оказывается нелегкой задачей для учеников. Отмечено, что разобщенные коллективы хуже справляются с поставленной в марафоне задачей, несмотря на хорошую успеваемость по предметам. В игре ученики пытаются самостоятельно организовывать свою речевую деятельности в устной и письменной форме. Необходимо не только договориться внутри коллектива, но грамотно письменно обобщить итоги, а также выступить с презентацией своего ответа. Школьникам приходится преодолевать свои речевые барьеры. Условиями интеллектуального марафона оговорено, что важно не столько найти правильный ответ, сколько продуманно, красноречиво и развернуто его защитить.
Развитие регулятивных УУДВ ходе игры отражается способность детей строить учебнопознавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).Структура. Игра происходит в достаточно высоком темпе. За 57 минут командам необходимо прочитать (услышать) вопрос, дать на него письменный и устный ответ, выслушать мнение жюри. Выводы. Успешность коллективной работы во многом зависит от развитой саморегуляции ее участников. Дети находятся в стрессовой ситуации, поскольку за короткий промежуток времени необходимо достичь высоких результатов. Происходит постоянное сравнение своей деятельности с возможностями других классов. У детей развиваются такие навыки как удержание цели деятельности до получения ее результата; выработка алгоритма действий; оценивание весомости приводимых рассуждений(«убедительно, истинно, ложно, существенно, не
существенно»); корректировка своего поведения; анализ эмоционального состояния от успешности (не успешности) деятельности.
Развитие познавательных УУДТщательный подбор заданий для марафона позволяет расширять систему способов познания окружающего мира, выстраивать самостоятельный процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Структура. Вопросы к каждой игре психолог подбирает из разных областей знаний. Задания для интеллектуального марафона должны отвечать следующим критериям: не иметь прямолинейного ответа, выводимого энциклопедическими знаниями; актуализировать компетенции учеников; обобщать имеющиеся знания, умения и навыки; развивать дивергентное мышление школьников. Ответы команд оцениваются по 10бальной системе. Для максимальной оценки необходимо дать правильный развернутый ответ. 9,8 баллов получают коллективы, рассуждающие в верном направлении. 7,6 баллов: ответы, далекие от правильного, но с логичным рассуждением, исходя из условий вопроса. 4,5 баллов: неверный ответ, алогичный, не связанный с вопросом. За отказ от ответа –0 баллов. Несколько примеров. Категория «Религия». Вопрос: «В православном богословиисуществует понятие «умная молитва». Как должен молиться православный христианин, чтобы его молитва была умной?» Ответ: Про себя, не произнося слова молитвы вслух, т.е. молиться в уме.Категория «Физика». Вопрос: «Может ли звук сильного взрыва на Луне бытьслышен на Земле?» Ответ: Нет, звук не распространяется в вакууме, так как нет упругой среды. Категория «Литература». Вопрос: В оригинале эта сказка имеет еще и второе название, которое на русский язык можно перевести как «Обувь, отороченная мехом».Однако в некоторых изданиях этой сказки французское слово «мех для оторочки» было заменено схожим по звучанию словом «стекло». Эта ошибка отразилась и в ряде переводов на другие языки, поэтому мы имеем несколько иное представление об этой обуви, нежели это задумывалось автором.Под каким названием эту историю знаем мы? Ответ: Золушка.Туфелька в сказке Ш. Перро была не хрустальной, а меховой. В некоторых французских изданиях
слово vair –«мех для оторочки»
было по ошибке заменено словом
verre –«стекло», так в иностранных переводах появился образ хрустальной туфельки.
Выводы. Интеллектуальный марафон пытается с разных сторон подтолкнуть учеников к познавательной активности, продумывая формулировку каждого вопроса. Поиск ответов на вопросы открытого типа позволяет:
работать с письменной и устной информацией;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;
находить дополнительную информацию, опираясь на логику построения вопроса;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один илинесколько объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное (существенное и несущественное);
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинноследственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот вариант?»);
выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать информацию: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
презентовать подготовленную информацию в вербальном виде.
Развитие личностных УУДПсихологи интеллектуального марафона стараются задать определенную систему ценностей для учеников. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «верующий» и др.). Структура. Развитие у школьников личностной сферы происходит посредством обсуждаемой проблематики и собственного примера поведения. В каждой игре присутствуютвопросы из отечественной истории, литературы, искусства, религии. Выводы. Интеллектуальный марафон прикасается к личности каждого ребенка. Процесс игры позволяет:
воспринимать речь психолога (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различать основные нравственноэтические понятия;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Таким образом, интеллектуальный марафон отвечает поставленным задачам. Он помогает в игровой форме осуществлять процесс познания. С одной стороны, психолог по результатам игры может диагностировать проблемные области УУД в каждом классе или отдельных учеников. С другой стороны, проведение марафона подталкивает детей к саморазвитию, к проявлению активности и интеллектуальной инициативы. Насегодняшний день проведено тридцатьигр интеллектуального марафона. Ведется структуризация информации по вопросам. В базе данных находится более 300 заданий открытого типа. Анализируются положительные и проблемные стороны в процессе игры.
Интеллектуальный марафон является продуктивной инновационной формой взаимодействия всех участников образовательной среды. Психолог разрабатывает и проводит игры, в которых прослеживается эффективность процесса обучения. Ученики проверяют развитие собственных УУД. Педагоги оценивают эффективность своих методов передачи информации по предмету. Учащиеся школы 111 классов оказывают эмоциональную поддержку в зрительном зале. Родители могут посещать интеллектуальный марафон, наблюдая за успешным выступлением детей.
Таким образом, процесс обучения, построенный на продуктивном взаимодействии дуэта психолога и педагога с детьми и их родителями, является эффективной моделью будущего образования.
Zhdanova OlesiaPsychologist, Moscow, GBOU SOSH №1987zhdanova@s1987.ruDuet: mechanisms for the implementation of the FGOS in modern school.Modern school is a complex system of multifactor personal development of each child. New standards of education put forward new requirements to activity of a teacher. Expanding the methodological basis of the teachers, changing the approach to the training and education of children, but it is obvious the need for practical support of the educational process by several specialists. Teacher important help in the rebuilding of his thinking, the organization of working space, the analysis of educational and developmental work. The joint activity of the teacher and psychologist can become a work mechanism of implementation of the FGOS in the modern school.Key words:continuity, the interaction of a psychologist and educator, FGOS, cooperation, intellectual marathon.
Дуэт: механизмы реализации ФГОС в современной школе
Аннотация.Современная школа является сложной системоймногофакторного развития личности каждого ребенка. Новые стандарты образования выдвигают новые требования к деятельности педагога. Расширяется методическая база учителя, изменяется подход к обучению и воспитанию детей, однако очевидна необходимость практического сопровождения образовательного процесса несколькими специалистами. Педагогу важнапомощь в перестройке его мышления, организации рабочего пространства, анализе воспитательной и развивающей работы. Совместная деятельность учителя и психолога может стать рабочим механизмом реализации ФГОС в современной школе. Ключевые слова:преемственность, взаимодействие психолога и педагога, ФГОС, сотрудничество, интеллектуальный марафон.
Ориентация на развитиеуниверсальных учебных действий в системе образования отвечает актуальнымсоциальным запросам. Целью образованиястановится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.Изменение концепции педагогического образования превращаетего по существу в образование психологопедагогическое, ориентированногона развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.Введение ФГОСсущественно изменяет образовательную ситуацию в школе, определяя новоеместо формам и видам приложения психологических знаний.Психологическая школьная служба традиционно осуществляладиагностическую, развивающую и коррекционную работу с детьми. Однако нередко помощь специалиста оставалась локальнойи узконаправленной. В рамках реализации ФГОС психологическое сопровождение становитсярабочим механизмом продуктивной развивающей образовательной деятельности.
Актуальностьпроекта «Дуэт»
Предлагаемая концепция является инновационной разработкой, вытекающей из десятилетнего опыта работы психологической службы в нашей школе. Мышление педагога подчинено цели обучить ребенка, поэтому его деятельность структурированаи методически подкреплена. За короткий промежуток времени учитель должен повторить пройденный материал, указать цель урока, предоставить новую информацию и оценить уровень знаний учеников. Активность сосредоточена на взрослом, который знает материал и доносит его до слушателей. Мышление психолога подчинено цели развития способностей детей. Специалист составляет индивидуальные портреты учеников с помощью наблюдения и диагностических методик. Психолог редко работает в урочной форме, а прибегает к иным формам взаимодействия (деление на группы или пары, творческие взаимодействия, самопрезентации, работа с наглядным материалом). Активность находится на стороне детей, а взрослый умело направляет и корректирует учебную деятельность.
ПедагогиПсихологическаяслужбаУчащиесяАдминистрацияПо новым стандартам общего образования педагог добавляет к своим знаниям и умениям новые для негоформы деятельности, которыми в полной мере владеет психолог. Самостоятельно перестроиться учителю практически невозможно, поскольку ощутима нехватка времени, знаний динамики развития группы, права на ошибку, внутреннего потенциала и мотивации. Потерять контроль надпроцессом обучения и перенести активность на учеников кажется сверхзадачей для учителя.
В настоящее время разработаны программы по развитию компетентностей педагогов. Психолог обладает необходимыми аналитическими способностями, которые помогают каждому учителю развить саморефлексию. Меняясь, педагог преобразует и свою педагогическую деятельность. Психологи не стесняются ошибок, они на них учатся. Для них естественна ситуация супервизии: собирается группа профессионалов, помогающая специалисту разобраться в сложных ситуациях, посмотреть на себясо стороны.Подобную форму контроля качества образовательного процесса можно ввести и в школе. Важен состав супервизии, поскольку психологически необходимоэмоционально поддерживатьколлегпри разборе неудач, выводить учителя на новый для нихуровень сознания. Введение ФГОС требуют структурной перестройкишкольной системы взаимодействия. Теоретически преобразования оправданы и отвечают актуальным запросам со стороны развивающегося общества. Теперь важно практически поддержать педагога, не усложнять ему педагогическую деятельность новыми задачами, а дополнить образовательный процесс нововведениями, которыесделают учебную жизнь творческой, рефлексивной, свободной и продуктивной. Разработанный проект «Дуэт» предлагает готовые механизмы по реорганизации школьной среды с минимальными системными перестройками.
Структурнаямодель проекта «Дуэт»
Психологопедагогическое сопровождение учеников осуществляется по запросу классных руководителей или администрации школы. Классическая модель такого взаимодействия отражена на рисунке 1. Педагог ведет обучающий процесс с детьми, в который психолог не вмешивается. Психолог ведет свою психологическую работу с детьми. Редко осуществляется развивающая работа со всем классом, поскольку это невозможно организовать в сложной системе учебного расписания. Психолог ведет развивающую и коррекционную работу с небольшой частью детей во внеурочное время. Однако нередко положительная динамика на психологических занятиях обнуляется при возвращении ребенка в ученический коллектив, поскольку действуют законы развития группы и распределения ролей в ней. Психолог оставляет за собой диагностику, однако не может отследить, как ее результаты используются классным руководителем в учебном процессе. В полной мере психолог может осуществить только консультационную работу, но это локальный процесс решения проблем.
Рисунок 1.
УчащиесяПсихологическаяслужбаПедагоги
Структурная модель проекта «Дуэт» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2.
Разберем особенности второй модели. Психолог находится в непосредственном взаимодействии с учителем, создавая и направляя учебный процесс. Эффективность работы психолога будет зависеть от количества закрепленных за ним детей. Предположим, что один психолог ведет по две параллели: 12 классы, 34 классы, 56 классы, 78 классы, 911 классы. Итого, для продуктивного взаимодействия необходимо как минимум пять психологов. Психолог растет вместе с детьми, что позволяет в полной мере удовлетворить задачи преемственности, особенно при переходе из начальной в основную школу. Приобретая нового классного руководителя, ученики сохраняют своего психолога. Выпуская 11 класс, психолог на будущий год берет первоклашек.
В данном случае дуэт класспсихолог создает ситуацию эмоционального психологического комфорта в коллективе. Ученикии родители находятся в постоянном взаимодействиис психологом, что позволяет изнутри наблюдать за развитием детей, корректировать проблемные моменты. Ежедневное присутствие психолога в жизни класса помогает педагогупродуктивно уделять внимание каждому ребенку. Увеличение численности классов до 30 человек делает невозможным индивидуальное обучение. При наличии второго специалиста учебный процесс выстраивается в более эффективнойформе.Психолог не должен постоянно присутствовать на всех уроках класса. Необходимо выработать периодичность. Задача психолога не мешать педагогу донести материал, а помочь преобразовать рабочее пространство, разработать новые формы подачи информации, проанализировать динамику группы, зафиксировать слабые моменты, проанализировать деятельность учителя. Например, психолог обращает внимание педагога на следующие моменты:1)Ведется работа в урочной форме, когда учитель объясняет материал, дети записывают. Педагогу предлагается разделить детей на пары, предоставив им возможность самостоятельно найти информацию;2)Учитель спрашивает референтную группу детей. Психолог предлагает формы взаимодействия, затрагивающие застенчивых и маломотивированных детей;3)Психолог предоставляет информацию педагогу о личностных особенностях детей, что учитывается в образовательном процессе;4)При переходе в 5 класс, психолог знакомит нового классного руководителя с групповыми особенностями в данном классе, помогая адаптироваться взрослому и детям.
Дуэт психолога и педагога решает поставленные задачи при реализации ФГОС в школе. Структурная модель «Дуэт» позволяет обеспечитьпсихологопедагогические условияреализации программы по следующимнаправлениям:1)психологопедагогическое сопровождение основной образовательной программы для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;2)выявление и развитие способностей обучающихся;3)работа с одаренными детьми;4)психологопедагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;5)использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа;6)психологопедагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся;7)психологопедагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации.Специалистыпроекта «Дуэт»в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программысовместно принимают участие в планировании и реализацииее составляющих:1)программы формирования и развития универсальных учебныхдействий у обучающихся;
2)программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);3)программы духовнонравственного развития,воспитания обучающихся;4)программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;5)программы воспитания и социализации обучающихся;6)программы коррекционной работы.Таким образом, деятельностьпедагогов и психологов объединяется едиными целями и задачами. Каждый специалист вносит свои знания в учебный процесс, свою энергетику. За счет идентичности структурных компонентов в каждой школьной параллели создается дружный профессиональный коллектив, готовый к изменениям и диалогу. Супервизии позволяют не отрицать проблемы, а каждому учителю выстроить собственный маршрут развития его компетентностей. Совместно психолог и педагог приходят к решению, какие формы взаимодействия необходимы в данном классе,сообща находят методы их реализации. Контроль за качеством образовательного процесса становится более прозрачным. Родители и учащиеся непосредственно чувствуют со стороны сотрудников школы заботу о психологическом здоровье детей и усилия по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Примеры реализации программы «Дуэт»
В нашей школе психологи стараются помочь учителям развивать универсальные учебные действия детей.Психологи разработали интеллектуальный марафон, позволяющий ученикам и учителямпредметникам оценить свои метапредметные знания и качество УУД. Интеллектуальный марафон–это коллективная игра611 классов, направленная на развитие у детей познавательного интереса и активности. Психологи не ставят целью проверить конкретные знания учеников по тем или иным предметам. Память ребенка не должна быть главным механизмом его познания. Необходимо делать упор на способности детей к обобщению, анализу, синтезу информации, систематизации имеющихся знаний, развивать логику и дивергентное мышление. С психологической точки зрения залогом учебной успеваемости является высокая мотивация к познанию. Любая деятельность начинается с желания, с потребности, поэтому марафон концентрируется на развитии у детей интеллектуальной инициативы. Подлинное познание всегда связано с активностью, смекалкой, изобретательностью, с личностным ростом. В определении Л.И. Божович «Личность это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития»1. Одна из существенных характеристик того, что человек действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами: он способен так же сознательно управлять и самим собой. Развитие личности ребенка является первостепенной задачей образования. Поэтому активность, 1Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: издво "Институт практической психологии", 1995. –102 с.
инициативность, стремление к самореализации сущностные характеристики личности.Структура интеллектуального марафона построена таким образом,что позволяет не только получить представление о развитии тех или иных универсальных учебных действий школьников, но и одновременно побуждать детей к саморазвитию.Экспериментальный трехлетний проект марафона позволяет систематизировать полученные данные.
Развитие коммуникативных УУДСтруктура. Марафон является командной соревновательной интеллектуальной игрой. От каждого класса отбираются по 5 участников, таким образом, одновременно играют по 34 коллектива. Разыгрываются 10 вопросов, на размышление дается одна минута. Каждая команда обдумывает ответ, записывает его и передает бланк жюри. Затем у микрофона представители от классов защищают свои интеллектуальные версии. За год проводится три игры, что позволяет всем желающим принять участие в марафоне. Выводы. Посредством интеллектуального марафона развивается способность детей осуществлять коммуникативную деятельность. В игре происходит сплочение коллектива. Ученики стараются не только донести свои версии друг другу, но и обобщить информацию, придя к конкретной точке зрения. Построение продуктивного диалога оказывается нелегкой задачей для учеников. Отмечено, что разобщенные коллективы хуже справляются с поставленной в марафоне задачей, несмотря на хорошую успеваемость по предметам. В игре ученики пытаются самостоятельно организовывать свою речевую деятельности в устной и письменной форме. Необходимо не только договориться внутри коллектива, но грамотно письменно обобщить итоги, а также выступить с презентацией своего ответа. Школьникам приходится преодолевать свои речевые барьеры. Условиями интеллектуального марафона оговорено, что важно не столько найти правильный ответ, сколько продуманно, красноречиво и развернуто его защитить.
Развитие регулятивных УУДВ ходе игры отражается способность детей строить учебнопознавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).Структура. Игра происходит в достаточно высоком темпе. За 57 минут командам необходимо прочитать (услышать) вопрос, дать на него письменный и устный ответ, выслушать мнение жюри. Выводы. Успешность коллективной работы во многом зависит от развитой саморегуляции ее участников. Дети находятся в стрессовой ситуации, поскольку за короткий промежуток времени необходимо достичь высоких результатов. Происходит постоянное сравнение своей деятельности с возможностями других классов. У детей развиваются такие навыки как удержание цели деятельности до получения ее результата; выработка алгоритма действий; оценивание весомости приводимых рассуждений(«убедительно, истинно, ложно, существенно, не
существенно»); корректировка своего поведения; анализ эмоционального состояния от успешности (не успешности) деятельности.
Развитие познавательных УУДТщательный подбор заданий для марафона позволяет расширять систему способов познания окружающего мира, выстраивать самостоятельный процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Структура. Вопросы к каждой игре психолог подбирает из разных областей знаний. Задания для интеллектуального марафона должны отвечать следующим критериям: не иметь прямолинейного ответа, выводимого энциклопедическими знаниями; актуализировать компетенции учеников; обобщать имеющиеся знания, умения и навыки; развивать дивергентное мышление школьников. Ответы команд оцениваются по 10бальной системе. Для максимальной оценки необходимо дать правильный развернутый ответ. 9,8 баллов получают коллективы, рассуждающие в верном направлении. 7,6 баллов: ответы, далекие от правильного, но с логичным рассуждением, исходя из условий вопроса. 4,5 баллов: неверный ответ, алогичный, не связанный с вопросом. За отказ от ответа –0 баллов. Несколько примеров. Категория «Религия». Вопрос: «В православном богословиисуществует понятие «умная молитва». Как должен молиться православный христианин, чтобы его молитва была умной?» Ответ: Про себя, не произнося слова молитвы вслух, т.е. молиться в уме.Категория «Физика». Вопрос: «Может ли звук сильного взрыва на Луне бытьслышен на Земле?» Ответ: Нет, звук не распространяется в вакууме, так как нет упругой среды. Категория «Литература». Вопрос: В оригинале эта сказка имеет еще и второе название, которое на русский язык можно перевести как «Обувь, отороченная мехом».Однако в некоторых изданиях этой сказки французское слово «мех для оторочки» было заменено схожим по звучанию словом «стекло». Эта ошибка отразилась и в ряде переводов на другие языки, поэтому мы имеем несколько иное представление об этой обуви, нежели это задумывалось автором.Под каким названием эту историю знаем мы? Ответ: Золушка.Туфелька в сказке Ш. Перро была не хрустальной, а меховой. В некоторых французских изданиях
слово vair –«мех для оторочки»
было по ошибке заменено словом
verre –«стекло», так в иностранных переводах появился образ хрустальной туфельки.
Выводы. Интеллектуальный марафон пытается с разных сторон подтолкнуть учеников к познавательной активности, продумывая формулировку каждого вопроса. Поиск ответов на вопросы открытого типа позволяет:
работать с письменной и устной информацией;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;
находить дополнительную информацию, опираясь на логику построения вопроса;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один илинесколько объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное (существенное и несущественное);
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинноследственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот вариант?»);
выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать информацию: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
презентовать подготовленную информацию в вербальном виде.
Развитие личностных УУДПсихологи интеллектуального марафона стараются задать определенную систему ценностей для учеников. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «верующий» и др.). Структура. Развитие у школьников личностной сферы происходит посредством обсуждаемой проблематики и собственного примера поведения. В каждой игре присутствуютвопросы из отечественной истории, литературы, искусства, религии. Выводы. Интеллектуальный марафон прикасается к личности каждого ребенка. Процесс игры позволяет:
воспринимать речь психолога (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различать основные нравственноэтические понятия;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Таким образом, интеллектуальный марафон отвечает поставленным задачам. Он помогает в игровой форме осуществлять процесс познания. С одной стороны, психолог по результатам игры может диагностировать проблемные области УУД в каждом классе или отдельных учеников. С другой стороны, проведение марафона подталкивает детей к саморазвитию, к проявлению активности и интеллектуальной инициативы. Насегодняшний день проведено тридцатьигр интеллектуального марафона. Ведется структуризация информации по вопросам. В базе данных находится более 300 заданий открытого типа. Анализируются положительные и проблемные стороны в процессе игры.
Интеллектуальный марафон является продуктивной инновационной формой взаимодействия всех участников образовательной среды. Психолог разрабатывает и проводит игры, в которых прослеживается эффективность процесса обучения. Ученики проверяют развитие собственных УУД. Педагоги оценивают эффективность своих методов передачи информации по предмету. Учащиеся школы 111 классов оказывают эмоциональную поддержку в зрительном зале. Родители могут посещать интеллектуальный марафон, наблюдая за успешным выступлением детей.
Таким образом, процесс обучения, построенный на продуктивном взаимодействии дуэта психолога и педагога с детьми и их родителями, является эффективной моделью будущего образования.
Zhdanova OlesiaPsychologist, Moscow, GBOU SOSH №1987zhdanova@s1987.ruDuet: mechanisms for the implementation of the FGOS in modern school.Modern school is a complex system of multifactor personal development of each child. New standards of education put forward new requirements to activity of a teacher. Expanding the methodological basis of the teachers, changing the approach to the training and education of children, but it is obvious the need for practical support of the educational process by several specialists. Teacher important help in the rebuilding of his thinking, the organization of working space, the analysis of educational and developmental work. The joint activity of the teacher and psychologist can become a work mechanism of implementation of the FGOS in the modern school.Key words:continuity, the interaction of a psychologist and educator, FGOS, cooperation, intellectual marathon.