Этнические стереотипы как предмет этнополитологического анализа
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кряклина
Т.
Ф. Этнические стереотипы как предмет этнополитологического анализа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1716–1720. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54607.htm.
Аннотация. В статье анализируется понятие "этнический стереотип". Подчеркивается его упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный характер. На конкретном социологическом материале показаны наиболее распространенные в настоящее время в России этнические стереотипы, охарактеризованы основные причины их возникновения и распространения. Отмечается, что роль этнических стереотипов возрастает в современных этнополитических процессах, которые во многом провоцируются снижением общего уровня культуры представителей различных этносов, вхождением в традиционные общества универсальной культуры.
Ключевые слова:
стереотипы, этнические стереотипы, аутостереотипы, гетеростереотипы, политизация этничности
Текст статьи
КряклинаТамара Федоровна,доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социогуманитарных наук АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права» (г. Барнаул)ksk@aael.altai.ru
Этнические стереотипы как предмет этнополитологического анализа
Аннотация.В статье анализируется понятие этнический стереотип. Подчеркивается его упрощенный, схематизированный эмоционально окрашенный характер. На конкретносоциологическом материале показаны наиболее распространенные в настоящее время в России этнические стереотипы, охарактеризованы основные причины их возникновения и распространения. Отмечается, что роль этнических стереотипов возрастает в современных этнополитических процессах, которые во многом провоцируются снижением общего уровня культуры представителей различных этносов, вхождением в традиционные общества универсальной культуры.Ключевые слова:стереотипы,этнические стереотипы,аутостереотипы, гетеростереотипы,политизация этничности.
Понятие социальный стереотиподним из первых использовал в своих работах
американский публицист У. Липпман.[1]Этнический стереотип является разновидностьюстереотипасоциального. В научной литературе он определяется как упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какойлибо этнической группы или общности, распространенный на всех ее представителей. В зависимости от того, кого касается стереотип, различают гетеростереотипы и аутостереотипы. Гетерестереотипы это эмоционально окрашенные представления о других этносах, а аутостереотипы это представления о себе или собственном этносе.Таким образом,
этнические стереотипыпредставляют собой максимально обобщенные представления о том или ином этносе, отражающиеупрощенное, схематическое, эмоционально окрашенноевосприятие данной социальной группы. В этнических стереотипах в значительной мере фиксируются психические особенности этноса, который подвергается стереотипизации, особенности его жизни и поведения.Разрабатывая теорию этногенеза, Л.Н. Гумилевпришел к выводу, что этносы объективно отличаются способами поведения их представителей, или тем, что называется этническими стереотипами. Эти стереотипы усваиваются человеком достаточно рано в первые годы жизни от родителей исверстников, а затем используются всю жизнь, как правило, неосознанно.[2]В этносе, в отличие от общества, помнениюГумилева, доминируютне сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы. Проще говоря, поведение человека и этноса это
способы адаптации их к своей географической и этнической среде проживания. В основе формирования этнических стереотипов лежат этнические представления. Этнические представления, возникая на базе традиционных суждений, бытующих в общественном сознании этноса, являются продуктами определенной исторической эпохи и социокультурной среды. Они передаются из поколения в поколение. Каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает свой уникальный стереотип поведения, который поставляетсясвоим членам в качестве устойчивой, общепринятой моделиповедения для конкретных ситуаций. Этнические особенности поведения человека, таким образом, становятся своеобразным маркером, отличающим его от представителейдругих этносов. СконцаXXв. в России начинают активно проводить исследования по выявлению этнических стереотипов. Одним из примеров подобной работы является участие средств массовой информации в проведении интерактивного опроса телезрителейпо московскому телевидению в программе «Времечко» 10 сентября 1999 г. Телезрителям было предложено ответить на вопрос: «Кого следует выслать из Москвы: всех евреев, всех лиц кавказских национальностей или всех бандитов?». Подавляющее большинство телезрителей сочло необходимым выслать из Москвы лиц кавказских национальностей, что явно демонстрирует этнические предубеждениязначительной части москвичей по отношению к народам Кавказа.В 2005 году журналисты газеты «Комсомольская правда» провели аналогичную акцию под названием «Кто мы?». Ими была составлена специальная анкета, в которую кроме русских были включены 13 наций, к которым надо было высказать свое отношение одним словом. Опросы населения по составленной анкете были проведены в Киеве, Минске, Риге, Кишенёве, Бишкеке, Баку, Париже и Москве. Полученные результаты опроса были представлены в газете в двух группах: «Опрос в России» и «Опрос за рубежом». В первую группу вошли ответы 785 человек, опрошенных в Москве. Во вторую группу вошли ответы 3026 человек, опрошенных в Париже, Риге, Минске, Киеве, Кишенёве, Баку и Бишкеке.
Результаты опроса приведены в таблице № 1.[3]
Результаты анкеты «КП» (рейтинг самых популярных ответов)Опрос в РоссииОпрос за рубежомрусскийленивый29%терпеливый16%почти медведь 11%расхлябанный19%пьяница17%щедрый15%украинецхитрый42%любит сало35%просто хохол17%жадный25%ест сало15%революционер14%белоруссоюзник23%
бульбаш19%простой15%терпеливый 37%ест картошку28%простак12%прибалттормоз53%
фашист25%сноб9%медлительный41%националист27%предатель8%грузинлюбит вино22%горячий17%гордый12%горячий25%нахальный19%дикий13%азербайджанецторгаш45%у него арбузы26%коварный13%торгаш 55%приставучий20%гостеприимный7%армянинпьёт коньяк30%торгаш18%кулинар14%азартный22%кулинар15%артистичный4%чеченецопасный51%воинственный19%непредсказуемый6%террорист33%необразованный16%бородач11%среднеазиатработник28%неопрятный13%возит наркотики11%неприхотливый24%темный12%живучий11%американецтолстый25%ковбой22%самодовольный15%
тупой27%самодовольный25%идиотская улыбка16%западный европеецчопорный31%культурный27%старый10%равнодушный23%надменный20%воспитанный13%полякшляхтич29%обманщик20%вредитель14%религиозный21%подлый16%ленивый9%турокприлипала40%бабник18%янычар4%хитрый24%любвеобильный23%аферист15%еврейумный35%хитрый26%жадный21%умный45%жадный28%целеустремленный 6%
Сравнительный анализ результатов опросов, проведенных в России и за рубежом, показал, что формулировки большинства этнических стереотипов либо совпадают, либо близки по смыслу. Это объясняется тем, что этнический стереотип ассоциируется с образом жизни и поведения представителей конкретного этноса, особенностями его культуры, какимито личностными чертами характера, закрепившимися в массовом (обыденном) сознании людей по принципу «мы они». Отдельные стереотипы относятся не к одному этносу, а нескольким, проживающим в определенном регионе: прибалты, среднеазиаты, кавказцы. Региональные этнические стереотипы отличаются ещё большей степенью обобщенности, исключающей своеобразие и самобытность отдельного этноса, человека, проживающих в данном регионе. Такой стереотип наделяет одним лицом представителей разных национальностей, проживающих в регионе, и формирует единое общее отношение к ним. Степень отражения этничности разных этносов в таком стереотипе неоднозначна, хотя у народов кавказского региона она традиционно высока в различных сферах жизни.Американские политологи приводят примеры политически значимых проявлений этничности в анализируемых ими 12 странах. В России они иллюстрируют это на примере чеченцев, рассматривая пять основных, используемых ими, характеристик, таких как: физические различия, язык, нормы, направленные против смешанных браков, религия и негативные исторические воспоминания. В приведенной американскими авторами в книге таблице иллюстрируется важная роль этничности чеченцев в формировании такого рода различийсо 2ого по 5ый параметр вышеназванных характеристик. Что же касается физических различий,то, как полагают авторы, этничность на них оказывает лишь некоторое влияние.[4]В формулировке стереотипа восприятия чеченца, сформулированного на основе опроса, проведенного журналистами «Комсомольской правды» в России и за рубежом, указываются такиехарактеристики, как опасный, воинственный, непредсказуемый, террорист, необразованный, в томчисле и физические различия бородач. Большинство из этих характеристик, как видим, не является имманентной сферой проявления этничности. Они скорее навеянытеми вооруженными конфликтами и социальными потрясениями, которые произошли в кавказском регионе после распада СССР.Результаты проведенного журналистами опроса показали, что опрашиваемые обладают сформированными как аутостереотипами, так и гетеростереотипами, так как ниу одного из 14 предложенных имэтносов не оказалось в обобщенных результатах отсутствующего слова, обозначающегоэтнический стереотип. Каждый этнос, выражаясь другими словами, получил причитающийся ему штамп. В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения Ю. Левады исследовал отношения россиян к представителям различных национальностей. Опрашиваемым был задан вопрос: «Представители какой национальности вызывают у вас неприязнь?». По данным социологов, с большим отрывом лидируют кавказцы
23% опрошенных,или каждый двенадцатый,назвалиих, отвечая на этот вопрос. При этом,не уточняя, о каком конкретно этносе идет речь, так как кавказцы
это собирательный образ всех народов, проживающих на Кавказе. По численности тех, кто поддержал кавказоненавистнические настроения, могли соперничатьтолько те, кто не обращает внимание на национальность человека. Таковых интернационалистов среди опрошенных оказалось 34%, то есть значительно больше.Самыми бескомпромисснымипо отношению к приезжимоказались жители двух городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга. В этих городах 33% опрошенных придерживается такой позиции. Антикавказские настроения здесь давно поддерживаютсязначительным ростом численности прибывающих мигрантов изАзербайджана, Армении и Грузии после развала Советского Союза. [5]Следует сказать, что в последние годы в России изменилось отношение населения к мигрантам в худшую сторону. По числу мигрантов, насчитывающих 11 млн. человек, Россия занимает второе место в мире после США, в которых проживают 45,8 млн. переселенцев (преимущественно из Мексики). Такие данные обнародовал отдел народонаселения ООН по экономическим и социальным вопросам в докладе о состоянии миграции на планете.[6]Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2013 г., 74% наших сограждан считают наплыв мигрантов злом, а 53% хотели бы ужесточения закона о мигрантах.[7]Это связано с тем, что основной мигрантский поток в Россию идет не из цивилизованнойЕвропы, а из Средней Азии и несет с собой массу проблем: нелегальную миграцию, криминал, антисанитарию, наркотики и экспансию чужой культуры. Экспансионистский характер распространения чужой культуры обусловлен компактным расселением мигрантов, сохранением ими традиций, обычаев, религий и национального языка в границах замкнутого территориального пространства (анклава). Речь идет о создании этнических анклавов не только выходцами из Средней Азии, но и Вьетнама, Китая и других государств.Попытаемся понять,почему может быть неприветливо агрессивнымотношение россиян к чужим? Как известно, люди чаще всего объясняют свое поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом они склонны успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи внутренними факторами. Вот те каналы, через которые человек усваивает общественные нормы и ценности, приобщается к элементам своей культуры и формирует представления о других этносах. Однако, говоря об этнических стереотипах и источниках их формирования, необходимо анализировать реальное положение этносов, их значимые характеристики, носителем которых является отдельный человек представитель определенного этноса.
В настоящее время в России, согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., проживают 193 этноса. Самый многочисленный этнос русские. Они составляют 111017 тыс. чел. (80%). Затем по численности как наиболее крупные (более 1 млн.) идут татары (5310,6 тыс. чел), украинцы (1928 тыс. чел.), башкиры (1584,6 тыс. чел.), чуваши (1435,9 тыс. чел.), чеченцы (1431,4 тыс. чел.), армяне (1182,4 тыс. чел.). Численность остальных этносов колеблется от нескольких сот тысяч до 400 человек некоторые малочисленные народности Севера. За 21 год, прошедший между переписями населения 1989 и 2010 годов, русские понесли самую большую демографическую потерю представителей основной нации страны стало меньше на 8,8 млн. К такому выводу пришли сотрудники Института демографии Высшей школы экономики, опубликовавшие исследование на эту тему в журнале «Демоскоп».[8]За указанный период численность украинцев и белорусов в России уменьшилась более чем в 2 раза. Уменьшается и численность мордвы, чувашей, удмуртов, марийцев, немцев, евреев, татар. Главная причина уменьшения численности населения низкая рождаемость. На этом фоне, однако, резко контрастируют другие этносы, численность которых от переписи к переписи растет. К нимотносятся ингуши, цыгане, чеченцы, даргинцы, аварцы, тувинцы, якуты. Чеченцы, к примеру, за два десятилетия почти удвоили свою численность, примерно такая же статистика и у других народов Кавказа.Ставят рекорды по росту численности населения народы, которые традиционно не считаются российскими: число турок в нашей стране, например, увеличилось в 11 раз, таджиков в 5,2 раза, узбеков в 2 раза, киргизов в 2,5 раза. То же самое у армян и азербайджанцев. Демографические процессы, характерные для российских народов, прямое следствие миграционных потоков, хлынувших в Россию после развала СССР.Что же касается демографического взрыва среди народов Кавказа, то, по мнению директора Института демографии ВШЭ, д.э.н. А. Вишневского, одна из причин его высокая рождаемость, отчасти связанная с подъемом национальнорелигиозного самосознания, а возможно, и с исламским фундаментализмом, который не приветствует изменений в положении женщин.[9]Однако, по его мнению, не следует переоценивать значение этих факторов, так как рождаемость снижается и в исламских странах.По мнению демографов, старение этноса следствие снижения рождаемости. К народам, имеющим крайне высокий уровень старости (40% от численности населения имеют возраст старше 60 лет), они относят евреев, украинцев, белорусов; высокий уровень старости (30% населения старше 60 лет) имеют карелы, финны, вепсы; значительный уровень старости (20% населения старше 60 лет) имеют удмурты, коми, комипермяки, немцы, мордва; заметный уровень старости (18% населения старше 60 лет) характерен для осетин, корейцев, марийцев, молдован, грузин, татар, греков, чувашей, проживающих в России. Демографически молодые этносы: цыгане, чукчи, ненцы, чеченцы, ханты, тувинцы, коряки, эскимосы, манси, азербайджанцы, узбеки, ингуши, эвенки. Для подтверждения данных характеристик демографы приводят статистику числа детей, рожденных одной женщиной, достигшей возраста 5054 лет, представляющей конкретный этнос. Так наиболее высокие показатели у ингушки (3,.55), цыганки (3,46), чеченки (3,15),самые низкие у белоруски (1,85), русской (1, 78), еврейки (1,45).[10]
Пока численность демографически молодых этносов заметно растет, это не может не приводить к их миграциям в другие регионыРоссии в поисках решения целого комплекса проблем: трудоустройства, стабильного заработка, создания приемлемых условий для проживания.Приезд новых жителей в обжитые районы России представляет определенную угрозудля старожилов, так как усиливает конкуренцию в поиске рабочих мест, свободной земли, комфортных условий жизни. Если оказывается, что приезжие иной национальности, языка и культуры, то неизбежен период адаптации к новому месту жительства, в течение которого люди присматриваются друг к другу по принципу «мы они». В конечном счете, либо принимаютвновь прибывших, либо их не принимают по ряду причин. Значительная доля россиян (14%), высказавшая при опросе Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2005 году свою ненависть к чужим, не всегдаих связывалас представителями конкретного этноса. Такой ответ может быть расценен как форма недовольства, неприятия тех отрицательных фактов, которые имелиместов стране в связи с приездом огромного количества мигрантов и представителей других регионов.При восприятии лиц иной национальности срабатывает психологический стереотип схема (мы они), попытка прицениваниядругого к собственной персоне. Очень убедительно этот феномен описан известным психологом Д. Карнеги, который анализируя представления разных народов о себе и других этносах, приходит к выводу о том, что каждая нациясчитает себя выше других наций,и это обстоятельство порождает патриотизм и войны.[11]С этим утверждением трудно не согласиться, так какэтничность многими людьми воспринимается как социальная и гуманитарная ценность, которая при определенныхобстоятельствах может стать основой формирования как патриотизма (периоды образования национальных государств, защиты своего отечества), так и ненависти (межэтнические и межнациональные конфликты, различные формы геноцида и апартеида). Природа и механизмы воспроизводства этничности поразному трактуются исследователями. Однако бесспорным остаётся тот факт, что в современных политических процесса она играет всё большую и большую роль.Этнические стереотипы во многом определяются культурными детерминантами, сложившимися в традиционных обществах. Они играют значительную роль в формировании поведения больших социальных группи отношения к другим людям. Однако культура человека не остаётся неизменной. Она меняется под воздействием многих факторов: образа жизни, политических режимов, межэтнических контактов, смен видов деятельности, образования, и т.д. Проведенная в начале 30х годов ХХ века профессорами психологии Московского государственного университета Л.С. Выготским и А.Р. Лурия экспедиция в Среднюю Азию, подтвердила гипотезу о том, что высшие,опосредованные знаками, психологические функции человека определяются не природой, а культурой и поэтому меняются вместе с изменением культуры.[12]На основании этого ими был сделан вывод о том, что школьное образование не только дает людям знания, но и видоизменяет процессы их мышления. Изменение процесса мышления в школе связано с тем, что образование наряду с научными знаниями даёт и навыки решения учебных задач, которые не приходится решать человеку традиционного общества в повседневной жизни. Школьные задачи требуют иного типа мышления. Чем выше уровень образования, тем сложнее и многообразнее задачи, которые приходится решать (осваивать) человеку в процессе обучения, тем более значимым для их решения научный тип мышления и образованности. Разработанный А.Н. Леонтьевым деятельностный подход к психике человека показал, что высшие психические процессы определяются не природными факторами, а деятельностью человека. Согласно этой точке зрения, «мышление людей традиционной культуры соответствует не низшей ступени развития, а определенным видам деятельности и соответствующим задачам».[13]Отсюда, специалисты делают вывод, что при разработке программ школьного образования целесообразно исходить не только из того высокого стандарта, которым в нынешней европейской культуре наделена наука, но и тех видов экономической и культурной деятельности, которыми традиционно занимаются этносы, к которым принадлежит обучающийся. Это в первую очередь относится к малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни.Казалось бы образование и универсальная культура должны разрушать этнические стереотипы. Однако, как показывают исследования зарубежных авторов, этничность и, следовательно, этнические стереотипы как крайняя форма её проявления не исчезают.[14]Более того, по мнению американского профессора Дж. Ротшильда, при определенных обстоятельствах происходит политизация этничности.[15]В качестве таких обстоятельств он называет процессы модернизации общества, которые, с однойстороны, усиливают промышленное развитие, сопровождаемоеинтенсивной урбанизацией и социальной мобильностью населения, а, с другой, способствуют усилению неравенства между группами внутри этноса. По мнению Дж. Ротшильда, политизация этничности происходит именно в тот момент, когда в этническую группупроникают универсальная культура и технологии. Но при этом группа политизируется на основе не универсальной, урбанистической, а уникальнойэтноспецифической культуры. Эта ситуация названа им парадоксом политизации этничности.Наряду со стереотипами в политизации этничности, на наш взгляд, задействованы этнические предубеждения, предрассудки, установки. Предубеждение
это предвзятое и негативное суждение о группах людей (или об идеи, ситуации, поведении), в основе которого находятся эмоции,и которое не совпадает с действительностью. В основе предубеждений нередко лежит большое разочарование или неуспех. Свой неуспех индивиды проецируют на других, как правило, чужих, которые становятся главными разрушителями привычных стереотипов жизни и поведения человека традиционного общества. При этом в таких ситуациях агрессия ставится наиболее предпочтительным человеческим качеством по сравнению со всеми другими. Что же касается установки, то это социальнопсихологический феномен более высокого порядка, который связанс целеполаганием и направленностью к чемулибо или комулибо.Общим свойством всех трех феноменов (этнических предубеждений, предрассудков, установок) является неприятие или противопоставление своего этнического «я» чужому (иному, другому, инонациональному), которое получает негативную, уничижительно
агрессивную окраску. Такое противопоставление становится основойдальнейшейконсолидации этносов и их этничности и, следовательно, каналомформирования этнических стереотипов.
Заключая статью, подчеркнем, что трансформация этнических стереотипов как сложных социальнопсихологическихи этнополитическихфеноменов зависит от многих факторов, в числе которых межнациональное общение, участие в многонациональных организацияхи объединениях, совместная трудовая, образовательная, научная деятельность одним словом, широкий комплекс мер, отражающих многогранность и взвешенность этнонациональной политики государства, направленной на сближение народов, формирование общих представлений и ценностей.
Ссылки на источники1.Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.2.Гумилев, Л.Н., Ермолаев, В.Ю. Горе от иллюзий / Л.Н. Гумилев, В.Ю. Ермолаев // Лики России. Almamater. 1992 № 6 7 С. 9.3.Акция «КП»: самоопределение нации. Русских считают щедрыми пьяницами. А мы просто терпеливые лодыри! // Комсомольская правда, 2005, 6 сент. С. 89.4.Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: учебное пособие / Г. Алмонд и др. Науч ред. перевода М.В. Ильин, А.А. Мельвиль. М.: Аспект Пресс, 2002. С.5051.5.Всероссийский центр изучения общественного мнения. Прессвыпуск № 267 «Россиян раздражают нежелание представителей других национальностей адаптироваться и конкуренция с их стороны». / http: www.wciom.ru[18.03.2014]6.Прессрелиз ООН. www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_totals2013.pdf[18.03.2014]7.Всероссийский центр изучения общественного мнения. Прессвыпуск № 2366 «Добро пожаловать» или «посторонним вход воспрещен». / http: www.wciom.ru[18.03.2014]8.Перепись 2010: этнический срез //Демоскоп / http://demoscope.ru/weekly/2014/0587/index.php[18.03.2014]9.Вишневский, А. Народ путался: «папа татарин, мама башкирка, себя считаю русским…» // Комсомольская правда, 2012, 30ноября, С. 6.10.Перепись 2010: этнический срез // Демоскоп / http://demoscope.ru/weekly/2014/0587/index.php[18.03.2014]11.Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989. С. 126.12.Тульвисте, Э. Типы мышления и традиционные занятия / Э. Тульвисте // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986 С. 100108.13.Тульвисте, Э. Указ. соч., С.103.14.Майборода, А.Н. Зарубежная этнополитология о природе национальных движений / А.Н. Майборода // Философская и социологическая мысль, 1991, №2 С.6981.15.Rotshild D. Ethnopolitics: a conceptional framework. N.Y, 1991.380 p.
Kryaklina Tamara Fedorovna,Doctor of Philosophy, Professor, Head . the Department of social sciences and humanities ANOO VO " Altai Academy of Economics and Law" (Barnaul)ksk@aael.altai.ruEthnic stereotypes as a subject of analysis etnopolitologicheskogoAbstract. This article analyzes the concept of ethnic stereotype . Highlights its easy , a schematized emotionally charged nature . On konkretnosotsiologicheskom material shows the most common now in Russian ethnic stereotypes , describes the main causes of their emergence and spread . Noted that the role of ethnic stereotypes increases in modern ethnopolitical processes that largely provoked a decrease in the general level of culture from different ethnic groups , becoming a universal culture of traditional societies .Keywords: stereotypes , ethnic stereotypes, autostereotipy , heterostereotypes , the politicization of ethnicity.
Этнические стереотипы как предмет этнополитологического анализа
Аннотация.В статье анализируется понятие этнический стереотип. Подчеркивается его упрощенный, схематизированный эмоционально окрашенный характер. На конкретносоциологическом материале показаны наиболее распространенные в настоящее время в России этнические стереотипы, охарактеризованы основные причины их возникновения и распространения. Отмечается, что роль этнических стереотипов возрастает в современных этнополитических процессах, которые во многом провоцируются снижением общего уровня культуры представителей различных этносов, вхождением в традиционные общества универсальной культуры.Ключевые слова:стереотипы,этнические стереотипы,аутостереотипы, гетеростереотипы,политизация этничности.
Понятие социальный стереотиподним из первых использовал в своих работах
американский публицист У. Липпман.[1]Этнический стереотип является разновидностьюстереотипасоциального. В научной литературе он определяется как упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какойлибо этнической группы или общности, распространенный на всех ее представителей. В зависимости от того, кого касается стереотип, различают гетеростереотипы и аутостереотипы. Гетерестереотипы это эмоционально окрашенные представления о других этносах, а аутостереотипы это представления о себе или собственном этносе.Таким образом,
этнические стереотипыпредставляют собой максимально обобщенные представления о том или ином этносе, отражающиеупрощенное, схематическое, эмоционально окрашенноевосприятие данной социальной группы. В этнических стереотипах в значительной мере фиксируются психические особенности этноса, который подвергается стереотипизации, особенности его жизни и поведения.Разрабатывая теорию этногенеза, Л.Н. Гумилевпришел к выводу, что этносы объективно отличаются способами поведения их представителей, или тем, что называется этническими стереотипами. Эти стереотипы усваиваются человеком достаточно рано в первые годы жизни от родителей исверстников, а затем используются всю жизнь, как правило, неосознанно.[2]В этносе, в отличие от общества, помнениюГумилева, доминируютне сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы. Проще говоря, поведение человека и этноса это
способы адаптации их к своей географической и этнической среде проживания. В основе формирования этнических стереотипов лежат этнические представления. Этнические представления, возникая на базе традиционных суждений, бытующих в общественном сознании этноса, являются продуктами определенной исторической эпохи и социокультурной среды. Они передаются из поколения в поколение. Каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает свой уникальный стереотип поведения, который поставляетсясвоим членам в качестве устойчивой, общепринятой моделиповедения для конкретных ситуаций. Этнические особенности поведения человека, таким образом, становятся своеобразным маркером, отличающим его от представителейдругих этносов. СконцаXXв. в России начинают активно проводить исследования по выявлению этнических стереотипов. Одним из примеров подобной работы является участие средств массовой информации в проведении интерактивного опроса телезрителейпо московскому телевидению в программе «Времечко» 10 сентября 1999 г. Телезрителям было предложено ответить на вопрос: «Кого следует выслать из Москвы: всех евреев, всех лиц кавказских национальностей или всех бандитов?». Подавляющее большинство телезрителей сочло необходимым выслать из Москвы лиц кавказских национальностей, что явно демонстрирует этнические предубеждениязначительной части москвичей по отношению к народам Кавказа.В 2005 году журналисты газеты «Комсомольская правда» провели аналогичную акцию под названием «Кто мы?». Ими была составлена специальная анкета, в которую кроме русских были включены 13 наций, к которым надо было высказать свое отношение одним словом. Опросы населения по составленной анкете были проведены в Киеве, Минске, Риге, Кишенёве, Бишкеке, Баку, Париже и Москве. Полученные результаты опроса были представлены в газете в двух группах: «Опрос в России» и «Опрос за рубежом». В первую группу вошли ответы 785 человек, опрошенных в Москве. Во вторую группу вошли ответы 3026 человек, опрошенных в Париже, Риге, Минске, Киеве, Кишенёве, Баку и Бишкеке.
Результаты опроса приведены в таблице № 1.[3]
Результаты анкеты «КП» (рейтинг самых популярных ответов)Опрос в РоссииОпрос за рубежомрусскийленивый29%терпеливый16%почти медведь 11%расхлябанный19%пьяница17%щедрый15%украинецхитрый42%любит сало35%просто хохол17%жадный25%ест сало15%революционер14%белоруссоюзник23%
бульбаш19%простой15%терпеливый 37%ест картошку28%простак12%прибалттормоз53%
фашист25%сноб9%медлительный41%националист27%предатель8%грузинлюбит вино22%горячий17%гордый12%горячий25%нахальный19%дикий13%азербайджанецторгаш45%у него арбузы26%коварный13%торгаш 55%приставучий20%гостеприимный7%армянинпьёт коньяк30%торгаш18%кулинар14%азартный22%кулинар15%артистичный4%чеченецопасный51%воинственный19%непредсказуемый6%террорист33%необразованный16%бородач11%среднеазиатработник28%неопрятный13%возит наркотики11%неприхотливый24%темный12%живучий11%американецтолстый25%ковбой22%самодовольный15%
тупой27%самодовольный25%идиотская улыбка16%западный европеецчопорный31%культурный27%старый10%равнодушный23%надменный20%воспитанный13%полякшляхтич29%обманщик20%вредитель14%религиозный21%подлый16%ленивый9%турокприлипала40%бабник18%янычар4%хитрый24%любвеобильный23%аферист15%еврейумный35%хитрый26%жадный21%умный45%жадный28%целеустремленный 6%
Сравнительный анализ результатов опросов, проведенных в России и за рубежом, показал, что формулировки большинства этнических стереотипов либо совпадают, либо близки по смыслу. Это объясняется тем, что этнический стереотип ассоциируется с образом жизни и поведения представителей конкретного этноса, особенностями его культуры, какимито личностными чертами характера, закрепившимися в массовом (обыденном) сознании людей по принципу «мы они». Отдельные стереотипы относятся не к одному этносу, а нескольким, проживающим в определенном регионе: прибалты, среднеазиаты, кавказцы. Региональные этнические стереотипы отличаются ещё большей степенью обобщенности, исключающей своеобразие и самобытность отдельного этноса, человека, проживающих в данном регионе. Такой стереотип наделяет одним лицом представителей разных национальностей, проживающих в регионе, и формирует единое общее отношение к ним. Степень отражения этничности разных этносов в таком стереотипе неоднозначна, хотя у народов кавказского региона она традиционно высока в различных сферах жизни.Американские политологи приводят примеры политически значимых проявлений этничности в анализируемых ими 12 странах. В России они иллюстрируют это на примере чеченцев, рассматривая пять основных, используемых ими, характеристик, таких как: физические различия, язык, нормы, направленные против смешанных браков, религия и негативные исторические воспоминания. В приведенной американскими авторами в книге таблице иллюстрируется важная роль этничности чеченцев в формировании такого рода различийсо 2ого по 5ый параметр вышеназванных характеристик. Что же касается физических различий,то, как полагают авторы, этничность на них оказывает лишь некоторое влияние.[4]В формулировке стереотипа восприятия чеченца, сформулированного на основе опроса, проведенного журналистами «Комсомольской правды» в России и за рубежом, указываются такиехарактеристики, как опасный, воинственный, непредсказуемый, террорист, необразованный, в томчисле и физические различия бородач. Большинство из этих характеристик, как видим, не является имманентной сферой проявления этничности. Они скорее навеянытеми вооруженными конфликтами и социальными потрясениями, которые произошли в кавказском регионе после распада СССР.Результаты проведенного журналистами опроса показали, что опрашиваемые обладают сформированными как аутостереотипами, так и гетеростереотипами, так как ниу одного из 14 предложенных имэтносов не оказалось в обобщенных результатах отсутствующего слова, обозначающегоэтнический стереотип. Каждый этнос, выражаясь другими словами, получил причитающийся ему штамп. В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения Ю. Левады исследовал отношения россиян к представителям различных национальностей. Опрашиваемым был задан вопрос: «Представители какой национальности вызывают у вас неприязнь?». По данным социологов, с большим отрывом лидируют кавказцы
23% опрошенных,или каждый двенадцатый,назвалиих, отвечая на этот вопрос. При этом,не уточняя, о каком конкретно этносе идет речь, так как кавказцы
это собирательный образ всех народов, проживающих на Кавказе. По численности тех, кто поддержал кавказоненавистнические настроения, могли соперничатьтолько те, кто не обращает внимание на национальность человека. Таковых интернационалистов среди опрошенных оказалось 34%, то есть значительно больше.Самыми бескомпромисснымипо отношению к приезжимоказались жители двух городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга. В этих городах 33% опрошенных придерживается такой позиции. Антикавказские настроения здесь давно поддерживаютсязначительным ростом численности прибывающих мигрантов изАзербайджана, Армении и Грузии после развала Советского Союза. [5]Следует сказать, что в последние годы в России изменилось отношение населения к мигрантам в худшую сторону. По числу мигрантов, насчитывающих 11 млн. человек, Россия занимает второе место в мире после США, в которых проживают 45,8 млн. переселенцев (преимущественно из Мексики). Такие данные обнародовал отдел народонаселения ООН по экономическим и социальным вопросам в докладе о состоянии миграции на планете.[6]Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2013 г., 74% наших сограждан считают наплыв мигрантов злом, а 53% хотели бы ужесточения закона о мигрантах.[7]Это связано с тем, что основной мигрантский поток в Россию идет не из цивилизованнойЕвропы, а из Средней Азии и несет с собой массу проблем: нелегальную миграцию, криминал, антисанитарию, наркотики и экспансию чужой культуры. Экспансионистский характер распространения чужой культуры обусловлен компактным расселением мигрантов, сохранением ими традиций, обычаев, религий и национального языка в границах замкнутого территориального пространства (анклава). Речь идет о создании этнических анклавов не только выходцами из Средней Азии, но и Вьетнама, Китая и других государств.Попытаемся понять,почему может быть неприветливо агрессивнымотношение россиян к чужим? Как известно, люди чаще всего объясняют свое поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом они склонны успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи внутренними факторами. Вот те каналы, через которые человек усваивает общественные нормы и ценности, приобщается к элементам своей культуры и формирует представления о других этносах. Однако, говоря об этнических стереотипах и источниках их формирования, необходимо анализировать реальное положение этносов, их значимые характеристики, носителем которых является отдельный человек представитель определенного этноса.
В настоящее время в России, согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., проживают 193 этноса. Самый многочисленный этнос русские. Они составляют 111017 тыс. чел. (80%). Затем по численности как наиболее крупные (более 1 млн.) идут татары (5310,6 тыс. чел), украинцы (1928 тыс. чел.), башкиры (1584,6 тыс. чел.), чуваши (1435,9 тыс. чел.), чеченцы (1431,4 тыс. чел.), армяне (1182,4 тыс. чел.). Численность остальных этносов колеблется от нескольких сот тысяч до 400 человек некоторые малочисленные народности Севера. За 21 год, прошедший между переписями населения 1989 и 2010 годов, русские понесли самую большую демографическую потерю представителей основной нации страны стало меньше на 8,8 млн. К такому выводу пришли сотрудники Института демографии Высшей школы экономики, опубликовавшие исследование на эту тему в журнале «Демоскоп».[8]За указанный период численность украинцев и белорусов в России уменьшилась более чем в 2 раза. Уменьшается и численность мордвы, чувашей, удмуртов, марийцев, немцев, евреев, татар. Главная причина уменьшения численности населения низкая рождаемость. На этом фоне, однако, резко контрастируют другие этносы, численность которых от переписи к переписи растет. К нимотносятся ингуши, цыгане, чеченцы, даргинцы, аварцы, тувинцы, якуты. Чеченцы, к примеру, за два десятилетия почти удвоили свою численность, примерно такая же статистика и у других народов Кавказа.Ставят рекорды по росту численности населения народы, которые традиционно не считаются российскими: число турок в нашей стране, например, увеличилось в 11 раз, таджиков в 5,2 раза, узбеков в 2 раза, киргизов в 2,5 раза. То же самое у армян и азербайджанцев. Демографические процессы, характерные для российских народов, прямое следствие миграционных потоков, хлынувших в Россию после развала СССР.Что же касается демографического взрыва среди народов Кавказа, то, по мнению директора Института демографии ВШЭ, д.э.н. А. Вишневского, одна из причин его высокая рождаемость, отчасти связанная с подъемом национальнорелигиозного самосознания, а возможно, и с исламским фундаментализмом, который не приветствует изменений в положении женщин.[9]Однако, по его мнению, не следует переоценивать значение этих факторов, так как рождаемость снижается и в исламских странах.По мнению демографов, старение этноса следствие снижения рождаемости. К народам, имеющим крайне высокий уровень старости (40% от численности населения имеют возраст старше 60 лет), они относят евреев, украинцев, белорусов; высокий уровень старости (30% населения старше 60 лет) имеют карелы, финны, вепсы; значительный уровень старости (20% населения старше 60 лет) имеют удмурты, коми, комипермяки, немцы, мордва; заметный уровень старости (18% населения старше 60 лет) характерен для осетин, корейцев, марийцев, молдован, грузин, татар, греков, чувашей, проживающих в России. Демографически молодые этносы: цыгане, чукчи, ненцы, чеченцы, ханты, тувинцы, коряки, эскимосы, манси, азербайджанцы, узбеки, ингуши, эвенки. Для подтверждения данных характеристик демографы приводят статистику числа детей, рожденных одной женщиной, достигшей возраста 5054 лет, представляющей конкретный этнос. Так наиболее высокие показатели у ингушки (3,.55), цыганки (3,46), чеченки (3,15),самые низкие у белоруски (1,85), русской (1, 78), еврейки (1,45).[10]
Пока численность демографически молодых этносов заметно растет, это не может не приводить к их миграциям в другие регионыРоссии в поисках решения целого комплекса проблем: трудоустройства, стабильного заработка, создания приемлемых условий для проживания.Приезд новых жителей в обжитые районы России представляет определенную угрозудля старожилов, так как усиливает конкуренцию в поиске рабочих мест, свободной земли, комфортных условий жизни. Если оказывается, что приезжие иной национальности, языка и культуры, то неизбежен период адаптации к новому месту жительства, в течение которого люди присматриваются друг к другу по принципу «мы они». В конечном счете, либо принимаютвновь прибывших, либо их не принимают по ряду причин. Значительная доля россиян (14%), высказавшая при опросе Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2005 году свою ненависть к чужим, не всегдаих связывалас представителями конкретного этноса. Такой ответ может быть расценен как форма недовольства, неприятия тех отрицательных фактов, которые имелиместов стране в связи с приездом огромного количества мигрантов и представителей других регионов.При восприятии лиц иной национальности срабатывает психологический стереотип схема (мы они), попытка прицениваниядругого к собственной персоне. Очень убедительно этот феномен описан известным психологом Д. Карнеги, который анализируя представления разных народов о себе и других этносах, приходит к выводу о том, что каждая нациясчитает себя выше других наций,и это обстоятельство порождает патриотизм и войны.[11]С этим утверждением трудно не согласиться, так какэтничность многими людьми воспринимается как социальная и гуманитарная ценность, которая при определенныхобстоятельствах может стать основой формирования как патриотизма (периоды образования национальных государств, защиты своего отечества), так и ненависти (межэтнические и межнациональные конфликты, различные формы геноцида и апартеида). Природа и механизмы воспроизводства этничности поразному трактуются исследователями. Однако бесспорным остаётся тот факт, что в современных политических процесса она играет всё большую и большую роль.Этнические стереотипы во многом определяются культурными детерминантами, сложившимися в традиционных обществах. Они играют значительную роль в формировании поведения больших социальных группи отношения к другим людям. Однако культура человека не остаётся неизменной. Она меняется под воздействием многих факторов: образа жизни, политических режимов, межэтнических контактов, смен видов деятельности, образования, и т.д. Проведенная в начале 30х годов ХХ века профессорами психологии Московского государственного университета Л.С. Выготским и А.Р. Лурия экспедиция в Среднюю Азию, подтвердила гипотезу о том, что высшие,опосредованные знаками, психологические функции человека определяются не природой, а культурой и поэтому меняются вместе с изменением культуры.[12]На основании этого ими был сделан вывод о том, что школьное образование не только дает людям знания, но и видоизменяет процессы их мышления. Изменение процесса мышления в школе связано с тем, что образование наряду с научными знаниями даёт и навыки решения учебных задач, которые не приходится решать человеку традиционного общества в повседневной жизни. Школьные задачи требуют иного типа мышления. Чем выше уровень образования, тем сложнее и многообразнее задачи, которые приходится решать (осваивать) человеку в процессе обучения, тем более значимым для их решения научный тип мышления и образованности. Разработанный А.Н. Леонтьевым деятельностный подход к психике человека показал, что высшие психические процессы определяются не природными факторами, а деятельностью человека. Согласно этой точке зрения, «мышление людей традиционной культуры соответствует не низшей ступени развития, а определенным видам деятельности и соответствующим задачам».[13]Отсюда, специалисты делают вывод, что при разработке программ школьного образования целесообразно исходить не только из того высокого стандарта, которым в нынешней европейской культуре наделена наука, но и тех видов экономической и культурной деятельности, которыми традиционно занимаются этносы, к которым принадлежит обучающийся. Это в первую очередь относится к малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни.Казалось бы образование и универсальная культура должны разрушать этнические стереотипы. Однако, как показывают исследования зарубежных авторов, этничность и, следовательно, этнические стереотипы как крайняя форма её проявления не исчезают.[14]Более того, по мнению американского профессора Дж. Ротшильда, при определенных обстоятельствах происходит политизация этничности.[15]В качестве таких обстоятельств он называет процессы модернизации общества, которые, с однойстороны, усиливают промышленное развитие, сопровождаемоеинтенсивной урбанизацией и социальной мобильностью населения, а, с другой, способствуют усилению неравенства между группами внутри этноса. По мнению Дж. Ротшильда, политизация этничности происходит именно в тот момент, когда в этническую группупроникают универсальная культура и технологии. Но при этом группа политизируется на основе не универсальной, урбанистической, а уникальнойэтноспецифической культуры. Эта ситуация названа им парадоксом политизации этничности.Наряду со стереотипами в политизации этничности, на наш взгляд, задействованы этнические предубеждения, предрассудки, установки. Предубеждение
это предвзятое и негативное суждение о группах людей (или об идеи, ситуации, поведении), в основе которого находятся эмоции,и которое не совпадает с действительностью. В основе предубеждений нередко лежит большое разочарование или неуспех. Свой неуспех индивиды проецируют на других, как правило, чужих, которые становятся главными разрушителями привычных стереотипов жизни и поведения человека традиционного общества. При этом в таких ситуациях агрессия ставится наиболее предпочтительным человеческим качеством по сравнению со всеми другими. Что же касается установки, то это социальнопсихологический феномен более высокого порядка, который связанс целеполаганием и направленностью к чемулибо или комулибо.Общим свойством всех трех феноменов (этнических предубеждений, предрассудков, установок) является неприятие или противопоставление своего этнического «я» чужому (иному, другому, инонациональному), которое получает негативную, уничижительно
агрессивную окраску. Такое противопоставление становится основойдальнейшейконсолидации этносов и их этничности и, следовательно, каналомформирования этнических стереотипов.
Заключая статью, подчеркнем, что трансформация этнических стереотипов как сложных социальнопсихологическихи этнополитическихфеноменов зависит от многих факторов, в числе которых межнациональное общение, участие в многонациональных организацияхи объединениях, совместная трудовая, образовательная, научная деятельность одним словом, широкий комплекс мер, отражающих многогранность и взвешенность этнонациональной политики государства, направленной на сближение народов, формирование общих представлений и ценностей.
Ссылки на источники1.Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.2.Гумилев, Л.Н., Ермолаев, В.Ю. Горе от иллюзий / Л.Н. Гумилев, В.Ю. Ермолаев // Лики России. Almamater. 1992 № 6 7 С. 9.3.Акция «КП»: самоопределение нации. Русских считают щедрыми пьяницами. А мы просто терпеливые лодыри! // Комсомольская правда, 2005, 6 сент. С. 89.4.Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: учебное пособие / Г. Алмонд и др. Науч ред. перевода М.В. Ильин, А.А. Мельвиль. М.: Аспект Пресс, 2002. С.5051.5.Всероссийский центр изучения общественного мнения. Прессвыпуск № 267 «Россиян раздражают нежелание представителей других национальностей адаптироваться и конкуренция с их стороны». / http: www.wciom.ru[18.03.2014]6.Прессрелиз ООН. www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/pdf/internationalmigrantsworldwide_totals2013.pdf[18.03.2014]7.Всероссийский центр изучения общественного мнения. Прессвыпуск № 2366 «Добро пожаловать» или «посторонним вход воспрещен». / http: www.wciom.ru[18.03.2014]8.Перепись 2010: этнический срез //Демоскоп / http://demoscope.ru/weekly/2014/0587/index.php[18.03.2014]9.Вишневский, А. Народ путался: «папа татарин, мама башкирка, себя считаю русским…» // Комсомольская правда, 2012, 30ноября, С. 6.10.Перепись 2010: этнический срез // Демоскоп / http://demoscope.ru/weekly/2014/0587/index.php[18.03.2014]11.Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989. С. 126.12.Тульвисте, Э. Типы мышления и традиционные занятия / Э. Тульвисте // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986 С. 100108.13.Тульвисте, Э. Указ. соч., С.103.14.Майборода, А.Н. Зарубежная этнополитология о природе национальных движений / А.Н. Майборода // Философская и социологическая мысль, 1991, №2 С.6981.15.Rotshild D. Ethnopolitics: a conceptional framework. N.Y, 1991.380 p.
Kryaklina Tamara Fedorovna,Doctor of Philosophy, Professor, Head . the Department of social sciences and humanities ANOO VO " Altai Academy of Economics and Law" (Barnaul)ksk@aael.altai.ruEthnic stereotypes as a subject of analysis etnopolitologicheskogoAbstract. This article analyzes the concept of ethnic stereotype . Highlights its easy , a schematized emotionally charged nature . On konkretnosotsiologicheskom material shows the most common now in Russian ethnic stereotypes , describes the main causes of their emergence and spread . Noted that the role of ethnic stereotypes increases in modern ethnopolitical processes that largely provoked a decrease in the general level of culture from different ethnic groups , becoming a universal culture of traditional societies .Keywords: stereotypes , ethnic stereotypes, autostereotipy , heterostereotypes , the politicization of ethnicity.