Интернет-технологии и инновационное развитие общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мирошина Е. Ю. Интернет-технологии и инновационное развитие общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1811–1815. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54626.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли информации в экономике и обществе, проанализированы негативные последствия распространения Интернета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мирошина Евгения Юрьевна, преподаватель, Тульский филиал Российскогоэкономического университетаимени Г.В. Плеханова, г. Тула

Evgeniya1808@yandex.ru

Интернеттехнологии и инновационное развитие общества

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли информации в экономике и обществе, проанализированы негативные последствия распространения Интернета.Ключевые слова.Интернет, информация, инновации, социальные сети

В жизни нас всегда сопровождали инновации без них развитие общества прекратилось бы. Завсе время своего существования человечество прошло множество этапов, но переход от одной стадии к другой был возможен лишь благодаря введению различных новшеств. С их помощью была преодоленаогромнаядистанция, ведь, с каждым открытием эволюция человека шла все быстрее. В ХХ векебыло сделано открытий больше, чем за всю предыдущую историю.На сегодняшний день к определению понятия «инновация» имеются два подхода: социальноэкономический и социальнофилософский. Согласно первому –инновация связана с внедрением различных новшеств. Те, кто поддерживают эту точку зрения, акцентируют внимание на рыночной значимости, прибыльности, коммерческом эффекте, которые ведет за собой внедрение инноваций. Представители социальнофилософского подхода не ограничивают анализ инноваций только техникоэкономическим контекстом, они связывают этот феномен с развитием других сфер общественной жизни, общественными отношениями, социальной психологией, культурой, творческой деятельностью.Субъектом инновационной деятельности является творческая личность, способная к созданию инноваций и реализации их на практике, осознающая социальную ответственность за последствия своей деятельности. Создание инновационной экономики зависит от занятых во всех сферах творческой деятельности: вопервых, от лиц творческих профессий, создающих инновации –ученых, преподавателей, деятелей искусства и культуры, вовторых, руководителей предприятий, инженеров, специалистов, в круг обязанностей которых входит поиск и принятие решений при выполнении инновационных, организационных, информационных и социальных функций, втретьих, работников, которые по собственной инициативе заняты творческим поиском, чтобы реализовать инновации на практике, в т.ч. рабочихноваторов, изобретателей, рационализаторов. По данным социологов, лишь 78% людей способны быть инициаторами оригинальных и нестандартных решений, творцами идей; еще 3035% обладают даром внедрения, доработки; до 60% исполнители, от которых зависит, станут ли новые идеи и разработки основой для массового появления нового продукта [1, с. 234].Таким образом, инновация охватывает все социальное пространство, пронизывает все сферы жизни (политическую, экономическую, социальную, духовную). Инновации отражают динамику современности.Инновационная экономика основана на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции. В данном случае прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство. В настоящее время информация является одним из важнейших ресурсов и сегодня существует значительное количество электронных гаджетов,способствующих созданию, передаче, обработке, хранению информации,без которых уже сложно представить нашу жизнь. Всего несколькодесятилетий назадмобильные телефоны были доступны лишь избранным, компьютер существовалв единственном экземпляре на целую организацию, да и весил он не один килограмм, об Интернете многие и не слышали. Сегодня уже все подругому.Мобильнымтелефономвладеют более80% населения планеты1[2], многие являют обладателями не только компьютеров, но и ноутбуков и планшетов, доступ в Интернет можно получить практически в любом месте.Даже бытовая техникаподключенак Всемирной сети. Все большей популярностью начинает пользоватьсясистема«умный дом», с помощью которой можно дистанционно регулировать температуру и влажность воздуха, включать и выключатьбытовыеприборы. Причем последние становятся все разумнее. Например, существуют холодильники, самостоятельно заказывающие продукты в Интернетмагазинах. Для этого достаточно поднестиштрихкод желаемого товара к специальному встроенному сканеру. Пылесосы оснащены цифровыми камерами, с помощью которых они определяют уровень загрязнения и выбирают необходимый режим уборки.

С одной стороны, благодаря инновациям наша жизнь становится комфортнее, увеличивается количество свободного времени (хотя нередко человек тратит его абсолютно бессмысленно). С другой стороны, инновации ведут к деградации: человек перестает думать, критически мыслить, изобретение роботов лишает многих работы, усиливается отчуждение человека.Одним из инновационных изобретений, оказывающих влияние на жизнь общества, является Интернет. Он прочно вошелв нашу действительность.Объем рынка Интернеттехнологий увеличивается в среднем на 30% в год и в 2011 году составил 2,52 трлн. руб. Это почти 5% ВВП [3].С помощью Интернета можно найти интересную статью или книгу, опубликовать объявления, высказать свои мысли в блогах, попросить помощи на форумах, заказать товар на дом. Скачивая электронные книги, человек экономит значительное количество времени и денег. Но качество этих книг нередко оставляет желать лучшего: многочисленные опечатки, невычитанные фрагменты текста с грамматическими и речевыми ошибками, потерянные абзацы, а то и целые страницы. Запах, красочная обложка, возможность пролистать страницы, загнутые уголки, подчеркивая, закладки –всего этого электронная книга лишена. При этом информация из бумажных книг воспринимается намного лучше, чем из ее аналогов.Заказывая товары онлайн,человекне тратит время на походы по магазинам. Но с другой стороны, теряет здоровье, просиживая перед компьютером целый день, лишается реального общения, кроме того, с легкостью тратит деньги. Покупки через Интернет чаще всего оплачиваются пластиковыми карточками, а с «невидимыми» деньгами легче расстаться, чем с реальными. Кредитные карты, при помощи которых можно расплачиваться в магазинах, провоцируют незапланированные покупки, трату незаработанных денег, которые необходимо возвращать, да еще с процентами.

Аудитория Интернета постоянно растет. Еслив 1998 году в России насчитывалось около 1 млн. пользователей Интернет (0,6% населения), то в 2012 году их численность достигла 52 млн. человек (45%). Интернет является вторым по популярности (после телевидения) источником информации [4]. Развитие Интернет приводит к тому, что объем создаваемой информации увеличивается очень быстро.По данным исследования, проведенного компанией IDC, к2007 году было создано 1По данным агентстваU.N. telecom, подсчитавшим число абонентов сотовой связи (около 6 млрд. человек, что составляет 86% населения Земли). Но эти данные приблизительные. Ведь уодногочеловека может быть несколько мобильных телефонов и одна симкарта или один телефон с двумя симкартами. 281 млрд. гигабайтов (281 эксабайт) информации,т.е. на каждого жителя планеты приходилось приблизительно по 45 гигабайт.Среднегодовой прирост создаваемой информации составляет 60%. При этом человечеству потребовалось 300 тысяч лет, чтобы создать первые 12 эксабайт информации, зато вторые 12эксабайт были созданы всего за два года[5].При этом человек не только создает информацию, он ее потребляет. Впоисках необходимых данных индивидполучает огромное количество ненужных сообщений. На многих сайтах действуют интернетмошенники, которые в 2011 году получили от россиян около 175 млн. долл. [6]. Сообщения о предлагаемых электронных новинках, биодобавках, способах похудения перемежаются с заголовками типа «Введите фамилию и узнайте о себе все», «Ваш аккаунт в Одноклассниках заблокирован. Перейдите по ссылке» и др. Открывая подобные материалы, в лучшем случае, можно прочитать небольшую сомнительную заметку, в худшем –ждут опасные вирусы или соблазн получить результат гадания, гороскопа, рецепт для похудения в обмен на SMS. Стоимость сообщения нигде не указана, но обычно она не менее 300 рублей.Анализировать информацию могут далеко не все изза нехватки времени, навыков, знаний. Большая часть информационного потока воспринимается как истина. Примером может служить ложное сообщение о смерти индонезийского физика Йоханеса Сурьи, которое мгновенно разнеслось тысячами блоггеров. Множество слухов, ежедневно рождаемых на просторах Интернета, побуждает говорить об эволюции человека и появлении так называемого «Homo digitus», «человека цифрового», который может быстро оценить качество, достоверность полученных данных[7].

Правда человек часто не просто не успевает анализировать информацию, он просто не хочет этого делать. Уже существуют специальные очки, позволяющие изучать интернетстраницы, затрачиваяминимум усилий. Достаточно просто посмотреть на нужную строчку, и в течение нескольких секунд получить необходимый объем информации.К сожалению, отдельные инновации могут принести вред обществу. Действия некоторых изобретателей направлены только на получение прибыли, никакие моральные нормы не являются преградой на пути накопления богатства.В современном мире финансы первичны, а производство, товарообмен –вторично [8, с. 7]. Например, развитые технологии манипулирования «заставляют» человека приобретатьопределенный товар, голосовать за определенного политика.Воздействие на человека можно оказывать посредством социальных сетей. В настоящее время в рунете зарегистрировано около 90 млн. аккаунтов[9]. Россияне проводят в социальных сетях в среднем 9,6 часов в месяц (а это десятая часть свободного времени). У некоторых пользователей Интернет эта цифра достигает 20 часов [10]. Появившиеся менее 10 лет назад (в 2005 году) социальные сети, сегодняявляются прекрасным источником заработка для их владельцев.Доход, получаемый от социальных сетей, подразделяется на доход от рекламы, доход от приложений, доход от дополнительных сервисов.Например, «ВКонтакте»за год зарабатываетприблизительно 70млн. долл. изних60% за счетконтекстовой рекламы, 30% приложений, 10%

другихсервисов[11].

Реклама представляет опасность для общества, ее подавляющая часть носитинформационноубеждающий характер, преследующий цель привлечь как можно больше потребителей рекламируемого товара, услуги, идеи.Реклама способна не только создавать новые потребности в товарах, но может формировать более сложные образования: правовые установки, эстетические вкусы, нравственные ценности, стиль жизни и т.д. Причем часто это происходит совершенно незаметно для самогочеловека.В 2012 году автором было проведено исследование2, одной из задач которого было определение влияния рекламы на потребительское поведение. 41,4% респондентов ответили, что если им необходим какойлибо товар, они приобретут рекламируемое. А 2,5% покупают только товары «из рекламы». В то же время 6,5% участников исследования никогда не покупают рекламируемые товары. Кроме размещениярекламы владельцы социальных сетей зарабатывают, предлагая дополнительные услуги, за которые взимается определенная плата. К ним относитсявозможность поставить более высокую оценку за фотографию, отправитьинтерактивный подарок, инкогнито посетить страничку друга, повысить свой рейтинг и т.д.Эти сервисы не самые дешевые, например, виртуальный подарокстоит от 2 до 50 голосов (валюты «В Контакте», а за один голос в среднем нужно отдать 710рублей). А не лучше ли сделать реальный подарок?Введение дополнительных сервисов вызывает возмущение у пользователей, но все равномногие тратят немаленькие суммы, пользуясь предлагаемыми услугами.

Еще один вид доходов социальных сетей –это приложения (в основном онлайн игры), работа с которыми также требует финансовых вложений. Пользователь платит за доступ к игре, использование дополнительных опций. Например, в 2009 году только наигре «Счастливый фермер» «В Контакте» заработал 10 млн. долл.А в этой социальной сети функционирует около 7 тысяч приложений, половина из них –игры[11]. Для скольких людей эти игры являются единственным видом досуга, на который они тратят все свое свободное время, забывая о семье, друзьях, личностном росте?Кроме этого социальные сети дают возможность общаться людям, находящимся на расстоянии друг от друга. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ)59% респондентов используют Интернет для общения в социальных сетях, 16% для общения в чатах, блогах, на форумах[4]. Общаясь через Интернет,человек надевает на себя маску: егоэмоции заменяют смайлики, слова –аббревиатуры, мысли –статусы.Кроме того через Интернет широко распространяется «порча орфографии», когда сознательно искажаются слова и появляютсявсевозможные «аффтар», «превед», «исчо» и т.д. Грамотный человек эти ошибки видит, а дети, могут впервые столкнутьсяс этими словамиименно в таком написании.В итоге людей способных правильнописать, четко,доступно выражать свои мысли становится все меньше. Интернетприводит к тому, чтоличная жизнь становится достоянием общественности, причем без ведома индивида.Объем цифровой информации о среднестатистическом человеке, создаваемой за день, уже превышает объем цифровой информации, создаваемой самим человеком.В сеть попадают файлыс камер видеонаблюдения, фотографии с массовых мероприятий, списки рассылки, хронологии посещения Интернетсайтов и т.д.По некоторым даннымчеловек ежедневно генерирует около 30 мегабайтов информации о себесам того и не подозревая, создавая так называемую «цифровую тень»[12].Информация, однажды попавшая в Интернет, остается там надолго: удаленные письма, диалог в «аське», фотографии, видеозаписи хранятся в вебархивах.Во Всемирной паутине уже можно найти сведенияо любом человеке, пока это не всем это доступно, но технологии развиваются искоро,имея лишь одну фотографию,можно узнать где, с кем, когда были родственники, друзья, коллеги.

С распространением Интернеттехнологий возникла проблема виртуального потребления.Существуют такие программы как There.com, IMVU.com или Second Life.com, которые по сути предоставляют человеку «вторую жизнь». Это виртуальные миры, где можно делать все, что заблагорассудится: купить свой 2Исследование «Особенности потребительской культуры жителей города Тулы» проведено в мае2012 года. Выборка репрезентативная, пропорциональная 300 человек трех возрастных групп.собственный остров, ежедневно оставлять в магазинах огромные суммы. Только это не виртуальные деньги, а реальные. За 40 долл. (приблизительно от 10 до 70 тыс. виртуальной валюты) можно приобрести несколько участков земли. Виртуальная экономика растет, впереводе на реальные деньги совокупный объем сделок составляет 12 млрд. долл. в год. Самая старая и пользующаяся наибольшей популярностью сеть Second Life не публикует данных об объеме виртуальных продаж, но сообщает, что в 2010 году размер ее виртуальной экономики по сравнению с прошлым годом вырос на 94%[13]. Привыкнув в виртуальном мире тратить деньги на роскошные вещи, люди и в реальности поступают также. Количество виртуальных жителей растет, как и совокупный объем их расходов.Изза Интернета человек теряет свою индивидуальность. В виртуальной жизни он богатый, знаменитый, успешный; на самом деле –никто. Человек не стремится исправить это, он боится перемен, поэтому в реальности он остается тем, кем был, но зато каждый вечер он бежит с работы к компьютеру, желая погрузиться в новый, иллюзорный мир.Развивается Интернетзависимость, когда человек не в состоянии жить без глобальной сети. Он постоянно проверяет почту, общается в социальных сетях, сражается в онлайн играх. Сегодня около 10% населения мира страдают этой формой зависимости[14].По данным Фонда общественного мнения 32% суточной Интернетаудитории отметили, что если бы вдруг лишились возможности пользоваться интернетом, их жизнь ощутимо изменилась бы[4].

Таким образом,Интернет играет значительную роль в экономике и в жизни общества. При помощи Всемирной сетиможно оплачивать счета, заказывать товары, пользоваться государственными услугами, записываться на прием, скачивать интересующую информацию, смотреть новинки кинопроката и многое другое. Но с другой стороны глобальная сеть нередко лишает человека реального общения, здоровья, умения самостоятельно мыслить. Для того, чтобы Интернет не оказывал разрушающего воздействия на личность нужнопользоваться им в случаях, когда это действительнонеобходимо, публикуемую информацию воспринимать критическии не забывать, что кроме Интернета есть еще очень много важного и интересного.

Ссылки на источники1. Тощенко Ж.Т. Социологиятруда: опыт нового прочтения. –М.: Мысль, 2005.2. Сколько мобильныхтелефонов в мире?

URL: http://www.sota1.ru/week_news.php3?News_id=25412[дата обращения 26.01.2014].3. Исследование экономики Рунета 2011 –2012. URL: http://www.towave.ru/pub/issledovanieekonomikaruneta20112012mneniespetsialistov.html[дата обращения 29.01.2013].4. База данных Фонда общественного мнения. URL: http://bd.fom.ru[дата обращения 26.01.2014]. 5. Результаты нового исследования: стремительный рост объема цифровой вселенной и возникновение глобального феномена «цифровой тени». URL: http://b2blogger.com/pressroom/8646.html[дата обращения 26.01.2014].6. Интернетмошенничество. URL: http://www.aferizm.ru/novost/2012/01/1201161internetmoshenniki2011.htm[дата обращения 25.02.2013].7. Мартынов К. Homodigitus. URL: http://fom.ru/SMIiinternet/10025#[дата обращения 28.01.2013].8. Осипов Ю.М. Кризис –время разочарований, прозрений и надежд // Философия хозяйства. –2009. –№ 3.9. Доходы социальных сетей. URL: http://wu3uk.ru/computer/internet/dohodysocialnyhsetey.html[дата обращения 28.01.2014].10. Россияне проводят в социальных сетях не так много времени. URL: http://pitbit.ru/news/internet/rossiyane_provodyat_v_sotsialnykh_setyakh_ne_tak_mnogo_vremeni/[дата обращения 28.01.2013]. 11. Как зарабатывают социальные сети. URL: http://internetua.com/kakzarabativauatsocialnieseti[дата обращения 28.01.2014]. 12. Цифровой след и цифровая тень –новая угроза для человечества. URL: http://www.hwp.ru/articles/TSifrovaya_ten_i_tsifrovoy_sled___novaya_ugroza_dlya_chelovechestva_21/viewtopic.php?PAGEN_1=2[дата обращения 28.01.2013].13. Виртуальное общество потребления. URL: http://old.novayagazeta.ru/data/2009/the_new_york_times08/13.html[дата обращения 15.05.2012].14. Компьютерная и интернетзависимость. URL: http://www.zavisimost.su/index.php/zavisimosti/internet.html

[дата обращения 25.01.2014]

Miroshina Evgeniya,Tula branch of the Russian economic University named after G.V. Plekhanov, TulaInternet technologies and innovative development of society

Annotation.The article is devoted to the role of information in the economy and society, analyzed the negative consequences of the spread of the Internet.Keywords.Internet, information, innovations, social networks