Конкурентоспособность предприятия путем управления затратами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронцова М. М. Конкурентоспособность предприятия путем управления затратами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1451–1455. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85291.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы экономического развития, конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики, определена себестоимость продукции как важнейший инструментарий. Освещены проблемы управления и анализом затрат.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воронцова Мария Мерабовна,магистр ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет при Правительстве РФ» (Липецкий филиал), ЛипецкManechka91@mail.ru

Руководитель: к.э.н., доц. Юдин О.И. ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет при Правительстве РФ» (Липецкий филиал)

Конкурентоспособность предприятия путем управления затратами.

Аннотация. Вданной статье рассматриваются вопросы экономического развития,конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономике , определена себестоимость продукции, как важнейший инструментарий. Освещены проблемы управления и анализом затрат. Ключевые слова: прибыль, издержки, структура себестоимости, себестоимость продукции, анализ, планирование затрат, управление производством.

В условиях сегодняшней нестабильнойсоциальноэкономической ситуации предприятия вынуждены учитывать все издержки. Для управления себестоимостью необходимо располагать системой показателей, отражающих ее уровень и динамику.Любое предприятие стремится к снижению затрат путем использования новых ресурсных возможностей. Характеристики взаимосвязанных финансовых, материальных и трудовых потоков влияют на выполнение функций и параметры протекания основных и вспомогательных процессов, а, следовательно, и на конечные результаты деятельности предпринимательской структуры. Поэтому оценку издержекмы будем осуществлять, учитывая взаимодействие двух составляющих: внутреннего ресурсного потенциала и воздействия внешних факторов.

Себестоимость продукцииэто синтетический показатель. В нем сконцентрированы все стороны хозяйственной деятельности предприятия: эффективность использования ресурсов, рациональность организации труда и управления.Себестоимость является основой прогнозирования производства , базой для исчисления продажных цен и формирования финансовых результатов, важнейшим резервом повышения прибыли. Недооценка себестоимости как фактора формирования прибыли не соответствует принципам эффективного ведения хозяйственной деятельности и может привести к негативным последствиям.Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам: 1.затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;2.информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами; 3.знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукцииили услуги производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект, если бы повысить объем продаж на 33% .Прежде всего, необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.Под структурой себестоимости понимаются еесостав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы :1.специфика (особенности) предприятия.

Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);2.ускорение научнотехнического прогресса.

Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;3.географическое местонахождение предприятия;4.инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности. Содержание анализа себестоимости продукции раскрывается в его задачах, которые сводятся к следующему:1.оценке динамики (выполнению плана) по важнейшим показателям себестоимости продукции и выполнению отклонений;2.определению и количественной оценке причин отклонений от плана и в динамике. Для этого себестоимость изучается по следующим направлениям: структурным подразделениям предприятия, статьям и элементам затрат, видам продукции, местам возникновения затрат, факторам; 3.анализу влияния на себестоимость эффективности использования производственных ресурсов(трудовых, материальных,основных фондов);4.выявлению и оценке резервов возможного снижения себестоимости продукции и разработке мероприятий по их мобилизации.Перечисленные задачи анализа себестоимости являются традиционными, типовыми. Эти общие задачи трансформируются , конкретизируются применительно к различным отраслям народного хозяйства : промышленности, строительству, сельскому хозяйству, сфере услуг и т.п. Рыночная экономика также требует решения таких дополнительных задач, как учет при проведении анализа особенностей функционирования предприятий малого бизнеса и предприятий различных организационноправовых форм, анализ поведения затрат во взаимосвязи с объемом продаж и прибылью, определение порога рентабельности продаж и товаров и т.д.Соблюдение всех принципов системы управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками с целью их минимизации, выявления основных резервы по их снижению и разработки конкретных мероприятий по их реализации на предприятии. На каждом предприятии структура затрат должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо, как упоминалось выше, для управления издержками на предприятии с цельюих минимизации.

Ссылки на источники1.Корпоративные финансы: учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, А. И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. –СПб.: Питер, 2011.–592 с.2.Ковалев В. В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами. Издво: «Проспект», 2010 г., 504 с.3.Лапуста М. Г., Мазурина Т. Ю., Скамай Л. Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник. –М.: ИНФРАМ, 2011. –575 с.4. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. Под ред. Е. С. Стояновой.М.: Перспектива, 2010. 656 с.5.Экономический анализ:Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации/ под редакцией Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. МазуровойМосква, Юрайт, 2010г.,140с.6. Юдин О.И. Факторы, влияющие на возникновение рисков в хозяйственной деятельности промышленных предприятий/ О.И. Юдин, Д.А. Стрельцов// ГНУ НИИ ЭОАПК ЦЧР РФ.2010.5с.7.Юдин О. И., Некрасова Е.А. Современная парадигма управления рисками в машиностроительном комплексе// Материалы международной научнопрактической конференции «Современные проблемы эффективного развития и использования социальноэкономического потенциала регионов и пути их решения », Липецк, 2013г.8.Интернетресурс: http://www.cfin.ru ("Корпоративный менеджмент" независимый проект, направленный на сбор и предоставление методической и аналитической информации, относящейся к управлению компаниями, инвестициям, финансам и маркетингу).