Совремнные проблемы подготовки менеджеров для производственной сферы и их решение

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горшенина М. В., Фирсова Е. Ю. Совремнные проблемы подготовки менеджеров для производственной сферы и их решение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1851–1855. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54634.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки менеджеров производственной сферы. Менеджер производственной сферы должен быть готов к выполнению трех функций: управленческой, информационно-аналитической и производственной. Для решения проблемы предлагается ввести в практику обучения менеджеров интегрированный учебный курс «Основы управления производственными системами».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горшенина Маргарита Владимировна,кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и управления социальными системами филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» в г. Сызраниkaf.piuss@yandex.ru

Фирсова Елена Юрьевна,Старший преподаватель кафедры педагогики и управления социальными системами филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» в г. Сызраниkaf.piuss@yandex.ru

Современные проблемы подготовки менеджеров для производственной сферыи их решение

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки менеджеров производственной сферы. Менеджер производственной сферы должен быть готов к выполнению трех функций: управленческой, информационноаналитической и производственной. Для решения проблемы предлагается ввести в практику обучения менеджеров интегрированный учебный курс «Основы управления производственными системами».Ключевые слова: менеджер производственной сферы,структура профессиональной деятельности,готовность к профессиональной деятельности, интегрированный учебный курс

Современные высокотехнологичные производства отличаются сложной организационной структурой управления и разветвлённой сетью корпоративных связей. В этих условиях деятельность менеджера становится всё более интегрированной, комплексной и инновационной. Именно интеллектуальный капитал предприятия в большей степени определяет его конкурентоспособность, чем наличие у него современных наукоёмких технологий. Однако как показывают многочисленные исследования, многие российские предприятия отличаются низким уровнем автоматизации, наличием ненужных функций и процессов, дефицитом навыков управления производством и отсутствием знаний производственных процессов у менеджеров производственной сферы. В связи с этим встаёт необходимость инвестировать капитал «в подготовку высококвалифицированных работников интеллектуального труда способных реализовывать новейшие научнотехнические достижения… для производства и других видов деятельности» [1].Профильные экономические вузы, осуществляющие подготовку специалистов для различных секторов экономики, не в состоянии обеспечить производство менеджерами, способными к отраслевому управлению производствами и производственной деятельностью. Следовательно, как подчёркивает президент Международной академии науки и практики организации производстваО. Туровец, основную роль в подготовке управленческих кадров для производственной сферы должны играть технические вузы [2].

В существующей системе подготовки менеджеров производственной сферы можно выделить противоречие между требованиями работодателей к высокому уровню профессиональной подготовки менеджеров производственной сферы и существующей традиционной подготовкой менеджеров. Для устранения этогопротиворечиятребуется совершенствоватьобразовательныепрограммы, сампроцессобучения с учетом передового международного опытаиориентациейна практическую подготовку менеджеров производственной сферы.

Многочисленные опросы работодателей, проведённые на ведущих предприятиях г. Сызрань и Самарской области(ОАО «Тяжмаш», ОАО «СНПЗ», ОАО «Автоваз», ОАО «РусГидро», ОАО «Самаратрансгаз», УК «Полиметалл»и др.), позволили выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера производственной сферы:

вопервых, управленческие компетенции, позволяющие выполнять управленческие функции (организация персонала, его мотивация, формирование эффективных команд, принятие управленческого решения и пр.);

вовторых, экономические компетенции, обеспечивающие эффективность информационноаналитической деятельности (прогнозирование, предвидение событий и тенденций, определение значимых экономических показателей и пр.);

втретьих, производственные компетенции, предусматривающие определённые знания и умения в области технологических процессов предприятия (конструирование, проектирование, ресурсное обеспечениеи пр.).При этом многие руководители отметили, что в большинстве случаев менеджеры на их предприятии даже имеющие инженерные знания, не всегда готовы к принятию управленческого решения в сфере производств, что требует их переквалификации.Для подтверждения необходимости формирования производственной компетенции у менеджеров производственной сферы,был проведен также анализ должностных обязанностей следующих руководителей и линейных менеджеров: генеральный директор, главный диспетчер, главный инженер, главный конструктор, главный технолог, заведующий производством, заведующий хозяйством, заместители директора по строительству, производству, коммерческим вопросам, по управлению персоналом, мастер участка, начальники производственных отделов [3]. В должностные обязанности генерального директора входит организационноуправленческий вид деятельности: организация и координация работ, контроль за качеством продукции, изучение рынка, анализ, планирование; информационноаналитическийвид деятельности: ответственность за принятие решений; производственный вид деятельности: использование научнотехнических достижений, внедрение новых технологий, рациональное использование ресурсов. Генеральный директор должен обладать знаниями не толькофинансовоэкономической, управленческой деятельности, но и знаниями из области производственной деятельности. Обязательным требованием к квалификации является наличие инженерноэкономического или технического образования. Ведущим видом профессиональной деятельности генерального директора является организационноуправленческая. В должностных обязанностях главного диспетчера, главного инженера, главного конструктора, главного технолога основной упор делается проявлении знаний в области производственной деятельности: внедрение и модернизация техники и оборудования, проектирование производств, модернизация и реорганизация производств, составление технической документации с в соответствии с нормами и стандартами производства. Организационноуправленческая деятельность и информационно аналитическая сводится к элементарному заполнению отчетов и формированию динамики показателей и управлению персоналом на вверенном участке (мотивация, контроль, координация). Однако квалификационные требования, кроме наличия технического образования, требуют опыта работы или образования в области управления и экономики. В должностные обязанности заведующих производством и хозяйством входит производственная деятельность в области конструирования и сопровождения технологических изменений, составление технической документации, информационное сопровождение, совершенствование организации производственного процесса, внедрение прогрессивной технологии; в организационноуправленческой деятельности в области координации, организации; контроля за персоналом в области информационноэкономической деятельности выполнение функций анализа показателей, диагностики и учета. Требования к квалификации ‬обязательное инженерноэкономическое или техническое образование. В должностных обязанностях заместителей директора по строительству, производству, коммерческим вопросам, по управлению персоналом, мастера участка и начальников производственных отделов видна интеграция всех видов деятельности в полном объеме, что соотносится с требованиями к квалификации: обязательное инженерное, техническое и экономическое образование. Анализ должностных обязанностей и требований квалификации к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы показал наличие обязательного технического или инженерного образования, что говорит о необходимости применения знаний о производстве и технологиях, наличие обязательного экономического образования, чтоподтверждает необходимостьвыполнения управленческих функций и,следовательно, соответствующих видов деятельности. Нами был проведен контентанализ текста профессиональных задач федерального государственного стандарта и учебных планов основных образовательных программ по направлению 080200 «Менеджмент» с целью выявления соответствия функций и видов деятельности менеджера производственной сферы. Основываясь на результатах опроса руководителей ведущих предприятий, для анализа были выбраны следующие словосмыслы: для производственной функции ‬«конструирование», «проектирование» «ресурсное обеспечение»; для управленческой функции ‬«принятие решения» и «организация»; для экономической функции ‬«анализ» и «прогнозирование». При проведении контентанализа нами подсчитывалась встречаемость единиц измерения в тексте. Результаты анализапредставлены в таблице 1.Таблица 1Контент анализ текста ФГОС по направлению «Менеджмент»(в процентном соотношении)ФункцияФункциональная обязанностьВстречаемость,%Вид деятельностиПроизводственнаяКонструирование0

Проектирование0

Ресурсное обеспечение0

Итого 0

УправленческаяПринятие решения10ПредпринимательскаяОрганизация9,6Организационноуправленческая

Итого 19,6

ЭкономическаяАнализ11,3ИнформационноаналитическаяПрогнозирование1Информационноаналитическая

Итого 12,3

Контентанализпоказал,чтовиды деятельности, указанные во ФГОС, являются универсальными для всех менеджеров (организационноуправленческая, информационноаналитическая и предпринимательская деятельность) ине учитываетсяспецифика деятельности менеджерапроизводственной сферы,

связаннаяс выполнением производственной функции.Таким образом, структура профессиональной деятельности менеджера производственной сферы подтверждает существование проблемы подготовки менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности.Решить данную проблему можно за счет регионального и элективного компонентов основной образовательной программы.Выявленная специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы требует разработки определённого содержания обучения и таких средств и методов обучения, которые обеспечили бы усвоение производственной, управленческой и экономической составляющих их профессиональной деятельности.Для формирования готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельностибыл разработан интегрированный учебный курс «Основы управления производственными системами». Структура курса выдержана в логике профессиональной деятельности и в соответствии с основными этапами принятия управленческого решения. Курс включает в себя три раздела: основы управления производственными системами, проектноконструкторская деятельностьи прогнозирование развития производственных комплексов.

При изучении раздела «Основы управления производственными системами» формируются способности для усиления организационноуправленческого вида деятельности:

способность управлять собой;

способность создавать эффективные команды, нацеленные на решение производственных проблем;

способность проявлять решительность и нести ответственность за принятие решений;

способность к управлению производственными системами;

способность координировать работу технического и производственного персонала.

При изучении раздела «Проектноконструкторская деятельность» формируются способности к проектноконструкторской деятельности, основанные на изучении программных средств проектирования и конструирования нового продукта, исследовании технологических ситуаций, способах реорганизации производства и прочее:

способность к проектноконструкторской деятельности;

способность участвовать в постановке целей проекта;

способность осваивать и применять современные методы организации и управления производствами;

способность участвовать в разработке проектов модернизации действующих производств, созданию новых;

способность проводить организационноплановые расчеты по созданию и реорганизации производственных участков производств.

При изучении раздела «Прогнозирование развития производственных комплексов» формируются способности, позволяющие качественно выполнять информационногоаналитическую деятельность с тем, чтобы выработать эффективное управленческое решение:

способность к прогнозированию

способность к анализу профессиональных ситуаций

способность к оценке результата деятельности

способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения

способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений. Содержание интегрированного учебного курса «Основы управления производственными системами» отбирается на основе технологического подхода, педагогические средства определяются с учетом принципов командного и личностноориентированного подходов.Сутьтехнологическогоподходасводитсяк следующей структуре деятельности: идеяпроектсырьепродукт. Следовательно, процесс подготовки менеджеров производственной сферы будет имитировать конкретные профессиональные ситуации.В качестве методов обучения нами предлагаются кейсстади, имитационнодеятельностные деловые игры, так как в них обучающиеся могут встретиться с возможными ситуациями в процессе профессиональной деятельности. Деловые игры разработаны А.К. Казанцевым и Л.С. Серовой, для имитации управления организацией [4], а нами адаптированы для обучения менеджеров производственной сферы. Деловая игра ОРГПО направлена на концептуальное проектирование производством. Целью данной игры является приобретение способностей в области проектирования процесса выработки и обоснования решения при реорганизации производств, либо создания новых. Игра включает в себя проведение расчетов по обоснованию объектов и масштабов производства продукции, что позволит сформировать способности проводить организационноплановые расчеты по созданию и реорганизации производственных участков производств. Деловая игра СИПРОМ включает в себя обучение организации, координации, мотивации и контроля за деятельностью персонала. Деловая игра СТРАТПЛАН предназначена для закрепления полученных способностей в области анализа, планирования и прогнозирования показателей производственной деятельности, с учетом возможных рисков. Игра включает в себя: анализ и методы прогнозирования показателей, анализ производственных ситуаций, методы расчета окупаемости, инструменты учета рисков и прочие задания по анализу. Рассматриваемый комплекс деловых игр, ориентируется на развитие способностей в структуре готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы. Преимущество комплекса игр состоит в их практикоориентированной направленности на формирование готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы в процессе обучения.Кроме деловых игр интегрированный курс использует целый комплекс программных средств, чтообеспечивает развитие способностей к конструированию, проектированию и составлению технической документации, проведению производственных расчетов:

программа Компас 3d предназначена для выполнения машиностроительных, строительных чертежей. Она позволяет создавать трехмерные модели деталей и сборок, чертежи и спецификации, проста в освоении и имеет большие возможности для проектирования;

программа CATIAвключает полный цикл разработки изделия, технологической подготовки производства и инженерного анализа. Она включает в себя передовой инструментарий трёхмерного моделирования, подсистемы программной имитации сложных технологических процессов, средства анализа и единую базу данных текстовой и графической информации.Система позволяет эффективно решать все задачи технической подготовки производства от внешнего проектирования до выпуска чертежей, спецификаций, монтажных схем и управляющих программ для станков с частичным программным управлением;

программа SmarTeamдополняет программу CATIA и представляет собой платформу интегрированной среды для информационного обеспечения всех стадий жизненного цикла изделия ‬от начальных стадий проектирования до утилизации. SmarTeam обеспечивает автоматизацию планирования работс объектами и управление этими работами. На основе иерархии сборочных единиц и деталей можно построить спецификацию изделия. SmarTeam позволяет определить состав атрибутов, сформировать спецификацию, вывести ее в пакет, содержащий вместе с данными и программу редактирования;

программное средство MATLABпредназначенодля решения задач технических вычислений, для обработки и анализа больших наборов данных. Большое количество оптимизаций для типов данных, операций, функций и аппаратного обеспечения привело к значительному повышению скорости вычислений пользовательских приложений. Кейсстади представляют собой набор практикоориентированных ситуаций профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы и применяются при изучении всех разделов интегрированного курса. Кейсстади могут дополняться или изменяться в зависимости от уровня обученности студентов, их психологического состояния, технических возможностей аудитории и т.д.Для формирования навыков командной работы и создания условий для самораскрытия участниковиспользуется тренинг, как метод обучения.

Таким образом, проблема формирования готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности осуществляется путем внедрения в практику обучения интегрированного курса «Основы управления производственными системами» и практикоориентированных методов обучения. Эффективность разработанного интегрированного курса была подтверждена результатами опытноэкспериментальной работы в филиале ФГБОУ «Самарский государственный технический университет» в г. Сызрани, которая показала значительный прирост индекса сформированности компонентов готовности к профессиональной деятельности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».

Ссылки на источники1.Черковец В. Особенности нового этапа инновационного развития России // Экономист. ‬2009. ‬№ 12. С.3855.2.Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. М.:ИНФРАМ, 2004.528 с.3.Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих. Отраслевые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих. ‬М.: Экономика,1987. 220 с.4.Казанцев А.К., Серова Л.С. Имитационное моделирование управления организацией: опыт разработки деловых колмпьютерных игр // Вестник СанктПетербургского университета. ‬сер. 8. ‬Менеджмент. ‬ 2006, №4.С. 186206

Margarita Gorshenina, candidate of pedagogical sciences, the head Pedagogics and management chair social systems, branch of Samara State Technical University in SyzranElena Firsova, senior teacher of the Pedagogics and management chair social systems,branch of Samara State Technical University in SyzranModern problems of training of managers for the production sphere and their decisionAbstract. In article the problem of training of managers of the production sphere is considered. The manager of the production sphere must be ready toperformance of three functions: administrative, information and analytical and production. For a solutionit is offered to enter into practice of training of managers the integrated training course "Bases of management of production systems".Keywords: the manager of the production sphere, the structure of the professional activity, readiness for professionalactivity, components of readiness, the integrated training course.