О месте экологического образования молодежи в современном образовательном пространстве

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зиятдинов Ш. Г. О месте экологического образования молодежи в современном образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1856–1860. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54635.htm.
Аннотация. В работе представлены результаты исследования состояния экологического образования учащейся молодежи в системе общеобразовательная школа -педагогический вуз.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиятдинов Шамиль Габдинурович,кандидат физикоматематических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике ФГБОУ ВПО «Бирский филиал Башкирского государственного университета», г. Бирскshamilzg@gmail.com

О месте экологического образования молодежи в современном образовательном пространстве

Аннотация.В работе представлены результаты исследования состояния экологического образования учащейся молодежи в системе общеобразовательная школапедагогический вуз.Ключевые слова: экологический кризис, экологическое образованиемолодежи, диагностика.

В современной России экология становится одним из приоритетов устойчивого развития страны, и это постулируется на государственном уровне. По словам экспертов в области экологии, целью экологически ориентированной политики является гармонизация стабильного экономического развития и соблюдение экологической безопасности —они объединяются в концепцию устойчивого развития страны. В то же время отношение к окружающей среде и ее проблемам является частью культуры населения, а для выстраивания идеологии, построенной на концепции устойчивого развития общества, необходимо понимание того, насколько остро в настоящий момент граждане РФ воспринимают экологические проблемы. Ведь никакие законы не заставят человека делать то, чего у него нет в культуре.При осмыслении экологических проблем современности, в особенности, когда речь идет об отношении населения к этим проблемам возникают вопросы об их месте и роли в общественной жизни страны и, что особенно важно, в системе экологического образования (ЭО) молодежи.За последние годы в литературе появилось значительное количество публикаций, посвященных проблемам ЭОучащихся в современных условиях. Одной из причин возросшего внимания к этим вопросам является осознание причин надвигающегося экологического кризиса и безуспешности попыток его решения.Как следствие, внастоящее время особую актуальность приобретают проблемы диагностирования экологической культуры, готовности учащихся, студентов, учителей к практической экологоориентированнойдеятельности. Основываясь на представлениях А.В. Усовой и И.С. Карасовой [1], диагностику системы ЭО учащейся молодежи

мы рассматриваем как совокупность способов изучения и оценки признаков, характеризующих профессиональную готовность студентабудущего учителя и учителяпрактика к реализации системы ЭО молодежи, а учащихся как непосредственный результат ЭО по формированию экологической культуры учащихся в общеобразовательной школе.Проведенное нами исследование было направлено на выявление того, каковыв действительности представления об экологической проблематике упредставителей системы образования (учащихся, учителей и студентов, будущих учителей общеобразовательных школ), самой грамотной части населения, от которых зависит уровень сформированности экологической культуры всего населения. В ходе педагогического эксперимента более конкретно исследовались различные аспекты проблемы ЭО учащихся в общеобразовательных школах при их обучении физике и подготовленности учителей физики к этой работе в условиях становления общества УР. Репрезентативный опрос респондентов проводился в общеобразовательных школах Республики Башкортостан и в Бирском филиале Башкирского государственного университета (бывшей Бирской педагогической академии). Объем выборочной совокупности –более 1000 респондентов. Методы исследования –беседа, интервью по месту учебы или работы респондента и анкетирование[2]. В большинстве случаев интервьюер предлагает респонденту карточку с вопросами.Ответы респондентов, а также беседы позволили сделать ряд интересных выводов.Для начала представим данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 18 февраля 2014 г. о том, какие из 23выделенных основных проблем волнуют россиян больше всего.Для сравнения динамики рангов перечисленных проблем, волнующих граждан России, в таблице представлены некоторые сведенияВЦИОМ и за предыдущие годы.

Таблица 1. Какие из нижеперечисленных проблем Вы считаетенаиболее важными для страны в целом (в %)? [http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=11471] (Прессвыпуск №2516. В таблицу включены для сравнения сведения и из предыдущих прессвыпусков ВЦИОМ)

Как видим из таблицы, инфляция, алкоголизм, безработица, коррупция, уровень жизни, а также в последнее время ситуация в сфере ЖКХ (т.е. социальноэкономические вопросы) лидируют в рейтинге главных проблем страны. Наименьшее беспокойство вызывают у российского населения политические проблемы, проблемы национальной и энергетической безопасности (основы стабильного развития экономики). Ситуацию в сфере образования считает наиболее важной только 2026% населения (16е место в рейтинге российских проблем), а проблемы экологии и состояния окружающей среды считает наиболее важными около 1420% населения (20е место в рейтинге).Как следствие падения интереса населения, системы образования к экологической тематике, впоследние годы ЭО учащейся молодежи в школах страны, в томчисле и нашей республики, отодвинулось на задний план. Его оттеснили новые более №п/пПроблема03.200603.200801.2009.03.2010 .09.201001.201109.201101.201209.201212.201201.201301.2014Значимость1Ситуация в сфере ЖКХ и ЖКУ13442440335252585558525712Инфляция, рост цен на товары и услуги55676154595953495051545323Коррупция и бюрократия

304141414842434850374734Уровень жизни населения

20324548515151475146454











9Алкоголизм, наркомания3163535859474844484330299











16Ситуация в сфереобразования

201416191424242326231916











18Демократия иправа человека

19138910111111141215171819Состояние экономики

23181516182219231715171820

Экология и состояние окружающей среды9261213182018182019161420











23Затрудняюсь ответить

2110012101123актуальные и значимые задачи –переход на ЕГЭ, внимание к преподаванию наиболее престижных предметов как информатика, английский язык и др.Например, в ходе беседы с респондентами по списку из 10 вопросов мы выяснили, какие же причины определяют, по их мнению, экологические проблемы современности.Как показал анализ результатов исследования, ранжирование причин экологических проблем позволяет выделить условно 3 группы причин по уровню их значимости.В 1ю основную ранговую группу причин можно отнести три: а) потребительское отношение людей; б) пассивность населения в решении экологических проблем, в) бездействие правительства и г) развитие промышленности.2ю группу причин составляют: а) действие самих экологически неграмотных специалистов; б) экологическая неграмотность населения, нехватка знаний и в) отсутствие запретительных законов или их неэффективность.В 3ю группу низких по рангу причин по мнению респондентов попадают остальные 3 менее значимые: а) оторванность учебновоспитательного процесса от реальной жизни, б) неумение использовать знания на практике и в) нежелание использовать свои знания в реальной жизни.Самое интересное то, что не только учащиеся, но и будущие учителя физики и действующий корпус учителей физики не видят в качестве основных причин экологических проблем современности недостатки в системе экологического образования учащейся молодежи, которая должна формировать экологически грамотного специалиста, личности и, в конечном счете, потребителя. А в качестве основных они выделяют причины, вытекающие из последней 3ей группы как следствия.

То, что одной из основных причин экологических проблем современности является «пассивность граждан»подтверждается и данными других опросов. Например, в течение ряда лет учащимся, студентам и учителям, воспитателям задавался вопрос: «Кто же виноват в неблагополучной экологической обстановке Вашего региона?» с выбором ответа из трех предложенных: мы сами жители, местные власти и промышленные и другие предприятия. Результаты опроса представлены в таблице2 и диаграмме 1. Таблица 2и диаграмма 1

Вызывают интерес и результаты анкетирования широкого круга респондентов по конкретным вопросам –обеспокоены ли, интересуются ли они экологическими проблемами в мире, в стране, у себя в регионе и как они читают литературу экологического характера? Эти довольно неожиданные, но объяснимые на наш взгляд, результаты приведены в табл. 3–5 и в диаграммах 2–4.Как видим из диаграммы, большинство респондентов, независимо от возраста, уровня квалификации в системе образования, в причине возникновении экологичеМы сами жителиМестные властиПромышленные и другие предприятияУчащиеся (441)67,113,427Студенты (364)66,521,219,8Учителя (67)46,922,438,8020406080Кто же виноват в неблагополучной экологической обстановке Вашего региона? (в %)ских проблем современности все же видят себя –жителей своего региона, своей республики, страны. Этот факт обнадеживает тем, что непрерывная, целенаправленная работа по формированию экологической культуры молодежи и всего населения в целом может дать в будущем положительные результаты. Но при этом взрослая часть респондентов (учительский корпус) выделяет в качестве основных причин и промышленную, производственную составляющую в экологических проблемах современности. Это и понятно, т.к. учительский корпус больше информирован, он более реалистично и менее эмоционально осмысливает переплетенные между собой экологические, социальноэкономические и другие проблемы в современном мире, в стране и, в частности, в своем регионе.

Таблица 3 и диаграмма 2

Респонденты из системы образования высказывают свою обеспокоенность экологической ситуацией, как в стране, так в республике и на своей малой родине (таблица 4 и диаграмма 3).Как видим, у респондентов вызывают определенный интерес экологические проблемы не у себя в республике, на своей малой родине, а проблемы глобальные, которые происходят там, гдето далеко, так как экологическая обстановке у себя в республике, на малой родине довольно благополучная по сравнению с обстановкой в стране (!). Таблица 4 и диаграмма 3

Но, вместе с тем, респонденты указывают на то, что человечество способно решать экологические проблемы, причем в большей степени местные, региональные экологические проблемы, нежели глобальные (табл. 5 и диаграмма 4).В миреВ странеВ республикеНе интересуютУчащиеся (186)64,833,924,711,8Студенты (513)64,334,927,313,1Учителя (152)69,743,441,57,2020406080Интерес к экологическим проблемам современности (в %)Учащиеся (274)Студенты (342)Учителя (170)УчащиесяСтудентыУчителяУчащиесяСтудентыУчителяВ странеВ республикеВ своем регионеНет ответа21183682612Нет747176575965433847Да2418164035275556410%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%Устраивает ли Вас экологическая обстановка, в %Таблица 5 и диаграмма 4

Подавляющее большинство респондентов ратуют за необходимость изучения экологических проблем современности и введения экологического образования учащейся молодежи в общеобразовательной школе (табл. 6и диаграмма 5).

Таблица 6и диаграмма 5

В условиях растущей экологической опасности практически все респонденты осознают «экологическую недостаточность» общего среднего и высшего профессионального педагогического образования. Поэтому подавляющее большинство респондентов ратует за необходимость изучения экологических проблем современности (до 90% респондентов) и начинать ЭО учащейся молодежи в общеобразовательной школе, считая его наиболееэффективным звеном ЭО всего населения страны. Интересен следующий результат исследования. Доля респондентов, принимавших личное участие в защите окружающей среды, в природоохранных мероприятиях, составила: 50,6 % учащихся, 56,6 % студентов и 84,6 % работников образования. Вместе с тем из опроса следует, что 59,0 % учащихся, 79,5 % студентов и 79,5 % работников образования ощущают личную потребность в природоохранной деятельности. Т.о., наблюдается противоречие между желанием и реальным участием учащихся в решении экологических проблем на местах. Большинство респондентовучащихся хотели бы участвовать в экологических мероприятиях, но в основном не спешат, т.е. значительная часть школьников и студентов еще не готовы проявлять личную активность в практическом решении экологических проблем. В действительности доля сельских школьников, непосредственно участвующих в экомероприятиях, несколько выше чем доля городских. Это говорит о том, что городская среда несколько отрывает молодежь от природы, способствует формированию у них в большей степени потребительского отношения к природе, к окружающей среде. Потребительский дух больше довлеет над горожанами, нежели над сельскими жителями.МестныеВ республикеВ странеГлобальныеУчащиеся (36)97,284,648,741Студенты (247)91,180,664,448,6Учителя (39)79,576,964,141020406080100Человечество может (способно) решить экологические проблемы? (в %)ДаНетНет ответаУчащиеся (175)77,712,69,7Студенты (236)89,44,75,9Учителя (215)92,53,34,2020406080100Считаете ли Вы необходимым осуществить экологическое образование учащихся (в %)Таким образом, большинство респондентов представителей системы образования осознают сложность экологической обстановки в мире, в стране, необходимость решения экологических проблем. При этом они считают основными причинами экологическую пассивность населения, его потребительское отношение к природе, естественно, развитие промышленности при недостаточной экологической подготовке специалистов, обслуживающего персонала. Респонденты указывают на большой интерес к экологическим проблемам глобального характера, в стране, но в меньшей степени у себя на малой родине, считая при этом возможным решение экологических проблем местного уровня в большей степени, нежели глобальных. Вместе с тем, если респонденты обеспокоены, интересуются экологическими проблемами в мире, в стране, у себя в регионе, то читают ли они литературу экологического характера? Опрос дал парадоксальный результат: при достаточно высоком интересе к экологическим проблемам респонденты мало изучают экологическую литературу, в основном от случая к случаю (около 70%),а 10% –вообще не читают!Проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу о необходимости, вопервых, экологической подготовки действующего корпуса учителей физикив системе повышения квалификацииили путем самообразования, направленной на формирование общетеоретических, практических, профессиональных ЗУН, экологической культуры, и, вовторых, экологической подготовки студентов –путем интеграции курса физика с экологией и чтения спецкурсов с использованием как традиционных, так и инновационных форм ЭО.Такая работа позволит совершенствовать систему ЭО населенияи учащихся при их обучения физике в интересах УР, при проведении различных форм аудиторной и внеклассной работы.Как показывают результаты исследования, интересен для студентов спецкурс «Экологические проблемы современности в курсе физики» (таблица 7, диаграмма 6). Таблица 7, диаграмма 6. Динамика формирования экологических представлений студентов (в %).







За время изучения спецкурса у студентов повышается экологическая самооценка, интерес к экологическим проблемам современности физического характера в мире, в стране, на своей малой родине. Но, как было показано выше,они проявляют интерес больше к экологическим проблемам не своей малой родины, а глобальным проблемам, связанным с крупными промышленными авариями, и которые происходят Неверные представленияОбщие представленияУмение объяснятьНет ответаДо эксперимента6219811После эксперимента1844326020406080в %там, «гдето далеко отнас»! При этом респонденты практически не имеют представления о фундаментальных понятиях современной экологии, таких, например, как «устойчивое развитие (УР)» и «образование для устойчивого развития (ОУР)», хотя эти понятия широко обсуждаются в литературе, СМИ, а 20052014 годы и объявлены решением ООН декадой ОУР. Заметим, что в новых ФГОС для средней школы понятие «устойчивое развитие» встречается лишь однажды –в разделе 9.5. для интегрированного учебного предмета «Экология», где написано, что «…результатом освоения предмета «Экология» должна быть сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного)развития общества и природы, об экологических связях в системе "человекобществоприрода".С целью определения наиболее значимых мотиваций для ЭО респондентам был предложен вопрос: «Если Вы считаете необходимым углублять свои экологические знания, то для чего они Вам нужны?» с выбором ответа из 5 наиболее значимых на наш взгляд мотиваций. Респондентам было предложено в соответствии с собственным представлением проранжировать свойства по степени их значимости и актуальности в реальной жизни. Таблица 8 и диаграмма 7. Для чего Вам нужны экологические знания? (в %).

Результаты, отраженные на диаграмме, свидетельствуют о том, что, по мнению респондентов, экологические знания являются основой здорового образа жизни (более 30% респондентов), причем по мере их ЭО этот показатель возрастает. Около 30% респондентов считают экознания необходимыми для общего развития, чтобы грамотно участвовать в экологоориентированных мероприятиях и более 20%, чтобы самому разобраться в экологических проблемах современности.Вместе с тем (с сожалением приходится констатировать), только 2,4% студентов 14 курсов и 1718 % старшекурсников (45 курсы после изучения спецкурса и после педагогических практик) и учителей признают необходимость своего ЭО для будущей профессиональной деятельности в качестве учителя физики в школе. Сравнивая данные таблицы 8 можно заметить, что результаты самооценки учителей коррелируют с самооценкой студентов до изучения материалов спецкурса.Опрос учителей и студентов 45 курсов физмата педвуза (после изучения спецкурса и прохождения педпрактик) с целью проверки их подготовленности к ЭО учащейся молодежи и взрослого населения показал, что,если к работе с учащимися готовы более 80% учителей и 90% студентов, то к работе среди населения они готовы в меньшей степени (60% и 70% соответственно). Этот факт объясняется тем, что, если среди учащихся учителя пользуются авторитетом в рамках и класса и школы, экологические знания являются основой здорового образа жизнидля общего развитиячтобы грамотно участвовать в экологической деятельностидля того, чтобы самому разобраться в экологических проблемахчтобы использовать при преподавании физики298 учащихся31,93921,115,1085 студентов 14 курсов до изучения спецкурса30,628,222,621,22,4304 студентов 45 курсов после изучения спецкурса 4733,92224,717,4106 учителей41,536,821,732,117,905101520253035404550они могут выйти из любой непредсказуемой ситуации, перенести обсуждение каверзных вопросов «на потом», то во внешкольных мероприятиях это невозможно. Отвечать на вопросы, высказывать свое мнение приходится немедленно, не откладывая.

Для этого уже требуется другой уровень подготовки. С целью выяснения отношения студентов и учителей к формам ЭО учащихся респондентам был задан вопрос: «Какие на Ваш взгляд формыЭО учащихся являются наиболее эффективными и какие из них реально используются в школе?» Результаты анкетирования представлены на диаграмме 9.

Диаграмма 9.Какие на Ваш взгляд формыЭО учащихся при обучении физике являются наиболее эффективными (учителя (1), студенты (2)) и какие из них реально используются в школе (учителя (3), студенты (4)) (в %).

(Горизонтальная шкала: 1 урок, 2 кружок, 3 факультатив, 4 реферат, 5 доклад, 6 беседы, 7 выполнение проектов, 8 исследовательская работа, 9 участие в работе конференции, 10 экскурсии. Наиболее эффективные формы ЭО учащихся представлены линиями 1 и 2 и реальные формыЭО –линиями 3 и 4.)

Как видно из диаграммы, учителя и студентыбудущие учителя физики выделяют в качестве наиболее эффективных такие формыи методы ЭО, как уроки, беседы, самостоятельную проектнотворческую, исследовательскую деятельность и т.д. Однако они же указывают, что реальная картина в общеобразовательной школе другая. Накопленный положительный опыт использования эффективных форм ЭО является эпизодическим, слабо используется на практике и не находит широкого распространения и теоретического системного осмысления.Данные диагностирования удовлетворенности экологической подготовленностью показаны в Таблице 9с указанием средней ошибки доли, которая оценена согласно биномиальной схеме по формуле �=√�(1−�)�, где р–доля[3].(В связи с ограниченностью объема работы в дальнейшем диаграммы не будут представлены)

Делая разумное предположение о независимости ответов респондентов, можно ожидать получения гистограмм в форме нормального распределения. Так, например, гистограммы для студентов и учащихся в пределах ошибки являются симметричными относительно центрального столбца (колонки «Удовлетворен частично»), что представляется разумным. В то же время гистограмма, соответствующая ответам учите0102030405060708012345678910учителя (1)учителя (3) студенты (2) студенты (4)

Таблица 8

Учителя (101), в %Студенты (585), в %Учащиеся (472), в %Полностью удовлетворен8,9±2,819,3±1,611,4±1,5Удовлетворен частично53,5±5,046,5±2,141,3±2,3Не удовлетворен26,7±4,418,3±1,614,0±1,6Затрудняюсь ответить –нет ответа10,9±3,115,9±1,533,3±2,2лей, смещена в сторону колонки «Не удовлетворен», что также представляется достаточно разумным, так как, как правило, учителя склонны реально оценивать свою подготовленность, точнее, неподготовленность. Колонка «Затрудняюсь ответить –нет ответа» представляет собой своего рода фон, который при анализе гистограмм, даже качественном, необходимо вычитать.Наиболее интересным является вывод о значительном уменьшении доли ответа «Затрудняюсь ответить –нет ответа» при переходе от учащихся к студентам. Количественно это можно показать разными способами.Введем величину Р, описывающую разность долей � «Затрудняюсь ответить» между группой учащихся и группой студентов,�=�учащиеся−�студенты=17,4, погрешность для которой составляет�=√(�учащиеся)2+(�студенты)2=2,7.Согласно критерию о статистической совместимости два набора данных можно рассматривать как один, если разность средних значений, вычисленных для каждого набора, меньше удвоенного значения погрешности разности (это соответствует уровню доверия 95%). В нашем случае видим, что группы учащихся и студентов не являются статистически совместимыми. Эта несовместимость объясняется тем, что студенты экологически более подготовлены и лучше ориентируются в экологических проблемах современности.Другой способ основан на использовании �2теста Пирсона на независимость. Нулевую гипотезу можно сформулировать в следующей форме: наблюдаемое отличие между студентами и учащимися обуславливается только лишь случайным фактором и нет никаких существенных различий между двумя наборами ответов. Для проверки гипотезы необходимо вычислить распределение ответов, ожидаемое в рамках нулевой гипотезы («Затрудняюсь ответить –нет ответа» и «Остальные ответы»). Величину �2

вычисляем по формуле [4]:�2=∑(��−��)2���=43, где ��

и ��–это фактические и ожидаемые данные в рамках нулевой гипотезы, причем сумма ведется по данным таблицы 9. Теперь необходимо сравнить полученное значение со значением �0.052, т.е. значением �2, ожидаемым в рамках нулевой гипотезы, на уровне доверия 95%. Это значение можно взять из стандартных таблиц [4, С. 328] и оно равно �0.052=3,8. Т.е. теоретическоезначение �0.052значительно меньше экспериментального �2. Это говорит о том, что нулевая гипотеза не выполняется: между двумя наборами данных есть существенные различия.Аналогичный анализ соотношения статистик результатов среди учителей и студентов не позволяет сделать вывод о существенном различии между наборами соответствующих данных, что нам представляется естественным.Интерес представляет анализ данных анкет респондентов на вопрос об их удовлетворенности своей экологической подготовленностью (Таблица 9).

Качественный и количественный анализ данных таблицы позволяет заметить новые эффекты. Например, сравнивая колонку «Затрудняюсь ответить» для учащихся, можно заметить качественное изменение при переходе из 9 класса в 1011 классы. Количественно это можно описать с помощью любого из двух методов, использованных выше. Из таблицы 10можно заметить аналогичное изменение для студентов. Уровень «Затрудняюсь ответить» существенно падает после изучения спецкурса. Новый эффект, который можно отметить –это явное смещение нормальных кривых, которые соответствуют данным, описывающим содержательные ответы студентов до и после изучения спецкурсов в сторону более полной удовлетворенности своей подготовкой. Количественно же это можно описать с помощью �2теста Пирсона.Для этого случая сформулируем нулевую гипотезу в следующей форме: наблюдаемое отличие между студентами до и после эксперимента обуславливается только лишь случайным фактором и нет никаких существенных различий между двумя наборами ответов. Оценка дает фактическое значение = 12,0, тогда как табличное значение χ0.052= 6,0, т.е. нулевую гипотезу необходимо отбросить как неверную. Таблица 10содержит результаты опроса об уровне сформированности экологической подготовленности. Здесь наиболее интересные эффекты связаны с изменениями статистики ответов студентов до и после изучения спецкурса, которые можно описать либо с помощью вычисления изменения колонки «Затрудняюсь ответить», либо используя �2тест Пирсона для колонок с содержательными ответами.Таблица 10

Высокий, в %Средний, в %Низкий, в %Затрудняюсь ответить –нет ответа, в %Учителя физики (52 респондента)Учителя9,6±4,167,3±6,515,4±5,03,7±2,6Студенты (328 респондентов, 20067, 20089, 200910, 201011 уч.гг.)До изучения спецкурса (34 курсы)6,4±1,450,3±2,832,6±2,610,7±1,7После изучения спецкурса (45 курсы)34,5±2,652,7±2,89,4±1,63,4±1,0Учащиеся (214 респондентов)11 класс7,0±1,772,9±3,011,2±2,28,9±1,9

Метод 1: Разность долей P«Затрудняюсь ответить» между группами студентов до и после спецкурса

�=�до−�после=7,3. Вычисление погрешности для P дает

�=√(�до)2+(�после)2=2,0.То есть, разность долей значительно больше удвоенного значения погрешности, что свидетельствует о неслучайности отличий между двумя наборами данных.Метод 2: Для того чтобы использовать �2тест Пирсона сформулируем нулевую гипотезу в стандартной форме: наблюдаемое отличие между ответами студентов до Таблица 9

РеспондентыПолностью удовлетворен, в %Удовлетворен частично, в %Не удовлетворен, в %Затрудняюсь ответить –нет ответа, в %Учащиеся 9 классов (52)7,7±3,740,4±6,811,5±4,440,4±6,8Учащиеся 10 классов (191)12,0±2,448,6±3,614,1±2,527,7±3,2Учащиеся 11 классов (229)12,3±2,247,2±3,314,4±2,326,1±2,9Студенты до изучения спецкурса (163)8,6±2,251,5±3,916,0±2,923,9±3,3Студенты после изучения спецкурса (422)23,5±2,148,1±2,420,3±2,08,1±1,3Учителя физики (101)8,9±2,853,5±5,026,7±4,410,9±3,1и после изучения спецкурса обуславливается только лишь случайным фактором и нет никаких существенных различий между двумя наборами ответов. Вычисление дает фактическое значение �2= 104, тогда как табличное значение χ0.052= 6,0, т.е. нулевую гипотезу необходимо отбросить.Также стоит отметить, что если судить по колонке «Затрудняюсь ответить» Таблиц 9и 10, то можно сделать вывод, что учителя качественно близки к студентам старших курсов, прослушавшим спецкурс, тогда как студенты младших курсов качественно похожи на учащихся 11 классов.Подводя итог,приходится констатировать, что чем острее становится экологическая ситуация в мире, в регионах, чем больше обрушивается на нас поток информации о приближающемся экологическом кризисе, тем меньше мы задумываемся о его последствиях и не пытаемся чтото изменить. В этом заключается парадокс ЭО. Принцип «осведомлен –действую» не работает. Соответственно можно сделать вывод: экологический кризис –не столько проблема для изучения, сколько результат обучения. Оказалось, что в настоящее время даже «хорошего» экологизированного образования недостаточно для того, чтобы люди стали задумываться о своем воздействии на биосферу и принимать решения, которые это воздействие уменьшали бы: результата ЭО практически нет. Уровень экологической ответственности людей, как считают эксперты, не отвечает вызовам времени, ЭО не нашло массовой поддержки и уровень ЭО не всегда соответствует сегодняшним требованиям.Анализ состояния теории и практики ЭО позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по ЭО учащейся молодежи в общеобразовательной школе и в педагогическом вузе[5,6]. В целом, в школах накоплен большой объем теоретического и практического, опытного материалов, в которых разработаны эффективные формы и методы ЭО учащейся молодежи, ожидающиесвоего активного применения.

Ссылки на источники1.Усова А.В., Карасова И.С. Формирование исследовательских умений студентов на занятиях по преподаванию физики // Наука и школа, №1, 2002. –С.1820.2.Зиятдинов Ш.Г. Анкеты, тесты и задачи по экологии (физический аспект). 2Бирск: БирГСПА, 2011. 2124 с.3.Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики.–М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.4.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. –СПб.: «Речь», 2003. – 350 с. 5.Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебнометодическое пособие (Гриф УМО). –СПбБирск, БирГСПА, 2008. –262 с.6.Зиятдинов Ш.Г. К элективному курсу по выбору «Физическая экология» // Социальноантропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 64020. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/64020.html Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.

Ziyatdinov Shamil Gabdinurovich,

Ph.D. in Physics, professor, Department of Physics and Methods of Physics Education, BirskBranch of Bashkir State University, Birsk, BashkortostanOn the place of environmental education for young people in modern educational spaceAbstract: We present the study of the current state of environmental education for young people within the system“high school teacher‱s training college”.Keywords:Ecological crisis, environmental education for the young, evaluation.