Институт территориального общественного самоуправления в системе муниципальной власти

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фомин А. Н. Институт территориального общественного самоуправления в системе муниципальной власти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2081–2085. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54680.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о природе института территориального общественного самоуправления, его предназначении, функциях, цели и задачах в системе местного самоуправления. Также автор предлагает свой вариант реформирования данного института в процессе муниципальной реформы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фомин Александр Николаевич,аспирант Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы» (Специальность: 23.00.02. Политические институты, процессы и технологии), старший преподаватель филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» в р.п. Светлый Яр, г. Волгоградfomin76@mail.ru

Институт территориального общественного самоуправления в системе муниципальной власти

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о природе института территориального общественного самоуправления, его предназначении, функциях, цели и задачах в системе местного самоуправления. Также автор предлагает свой вариант реформирования данного института в процессе муниципальной реформы. Ключевые слова:местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, муниципальная власть, муниципальная реформа,политическая муниципалогия.

По истечению 10 лет действия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ (далее Федеральный закон № 131ФЗ), в стране намечается новая муниципальная реформа. Многие эксперты предлагают оставить местное самоуправление (далее МСУ) только на уровне поселений и внутригородских муниципальных образований, на которые планируется «разделить» крупные города. Предполагается, что в результате этих мер МСУ станет «ближе к людям», «действительно доступным для граждан», «население получит возможность реально влиять на муниципальную власть» и т.п. [1]. Примечательно, что и в прошлый раз, согласно заявлениям разработчиков Федерального закона № 131ФЗ ставилась точно такая же цель: –«... создать необходимые условия для осуществления местного самоуправления самими жителями городов и сел» [2, с. 5.].Члены рабочей группы по исполнению Поручения Президента Российской Федерации по совершенствованию системы организации МСУ, повышение гражданской активности местных сообществ в средних и крупных городах связывают также с деятельностью территориального общественного самоуправления [3]. Считаем, что институт территориального общественного самоуправления (далее ТОС) можно использовать в качестве организационной формы, обеспечивающей участие граждан в реализации муниципальной власти на локальных территориальных уровнях (в микрорайонах, жилых комплексах и т.п.), однако при условии иного подхода в понимании его сущности. На наш взгляд, следует отказаться от определения ТОС, в том виде, в котором оно представлено в 27й статье Федерального закона № 131ФЗ, а именно: –«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан... для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [4, ст. 27]. Вопервых, данное определение однозначно указывает на то, что под ТОС понимается общественная самодеятельность граждан, которая, как известно, является добровольной (инициативной) и необязательной. Именно поэтому участие в территориальном общественном самоуправлении в современной России не имеет массового характера, т.к. «собственные инициативы» наши сограждане вполне могут реализовать в других, более простых и подходящих для этого, формах.Чтобы заниматься хозяйственной или благотворительной деятельностью, оказанием социальных услуг или проведением по месту жительства праздничных мероприятий и т.п., вовсе не обязательно создавать организации ТОС. Существуют и другие организационноправовые формы, в соответствии с Гражданским кодексом, Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях» и т.д. Но в чем тогда особенность и отличие органов ТОС от общественных объединений и некоммерческих организаций по характеру деятельности? Исходя из содержания статьи 27 Федерального закона № 131ФЗ, действительно, отличий нет никаких. Единственно, можно выделить только одну особенность –это более затруднительный порядок учреждения и регистрации. Какой вид деятельности стал бы невозможен, если бы в Федеральном законе № 131ФЗ не было статьи 27? Нет такого вида деятельности.Всем, чем сегодня занимаются современные организации ТОС, можно заниматься и в других организационноправовых формах. Но отличие должны быть! Иначе, просто теряется сам смысл существования ТОС, как самостоятельного института. Вовторых, определение ТОС как –«самоорганизации граждан... для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения», уводит предметную область деятельности ТОС с участия в решении непосредственно вопросов местного значения (на которое прямо указывает часть 2 статьи 1 Федерального закона № 131ФЗ) на неопределенные «собственные инициативы по вопросам местного значения». С нашей точки зрения, под территориальным общественным самоуправлением следует понимать не «самоорганизациюграждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения», а участие граждан (по месту их жительства на части территории муниципального образования) в решении непосредственно вопросов местного значения1. О том, что понятие «территориальное общественное самоуправление» достаточно трудно отнести исключительно к общественным или к властным структурам, уже было сказано многими экспертами. Например, на Парламентских слушаниях Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, А.А. Замотаев, в принципе, так и заявлял, ТОС: –«это ни то и ни другое» [5]. Аналогичным образом характеризовала ТОС и О.Л. Савранская: –«территориальное общественное самоуправление это несколько иное, это не власть и не общественное объединение» [Там же]. Однако их позиция легко подвергалась критическим замечаниям. Так, В.И. Кожевников, недоумевал по поводу таких дефиниций и справедливо считал, что «нельзя определять органы ТОС, что они «не то и не это». Надо определить что» [Там же].В связи с этим, представляется необходимым воспользоваться новым термином, определяющим правовой статус органа ТОС. Формулировки, предложенные И.В. Бабичевым: –«орган общественной власти» [6], Е.Г Шаломенцевой: –«особое общественное объединение» [Там же], по нашему мнению, не являются удачными, т.к. они не раскрывают истинную сущность территориального общественного самоуправления, по прежнему, не отвечают на вопрос о природе органов ТОС в однозначном аспекте. Мы предлагаем следующий вариант –«представительный орган населения», т.е. орган местного самоуправления, действующий на части территории муниципального образования (жилого комплекса) и выражающий интересы проживающих там жителей при решении вопросов местного значения. 1

Это участие может происходить в разных формах с точки зрения юридической силы решений, принятых гражданами и органами ТОС по вопросов местного значения.Также считаем, что в теории МСУ (включающую в себя и политическую муниципалогию) необходимо развести понятия «представительный орган муниципального образования» и «представительный орган населения».В первом случае речь идет о представительном органе муниципального образования, который предусмотрен, в качестве обязательного, Федеральным законом № 131ФЗ (ст. 34), и который действительно является органом публичной власти, т.е. обладает правом принятия общеобязательных нормативных актов. Однако, с нашей точки зрения, является принципиальнымуказать на то, что «представительный орган муниципального образования» выражает интересы именно муниципального образования, как целостной административнотерриториальной конструкции, но не интересы конкретных жителей, проживающих на его территории. Исходяиз того, что основным предназначением представительного органа муниципального образования является принятие нормативных правовых актов, более соответствующим было бы его наименование не представительным органом местного самоуправления, а законодательным (нормотворческим) органом муниципального образования2. Для того, чтобы орган местного самоуправления мог соответствовать статусу представительного органа, необходимо чтобы он непосредственно выражал интересы людей, проживающих в пределах его компетенции. Аэто означает постоянный процесс взаимоотношений, постоянный процесс обмена информацией, действиями и т.д. На государственном и муниципальном уровне (имеется в виду уровень крупного муниципального образования) нет не только возможности, но и необходимости в этом. Вопросы государственного и муниципального значения настолько сложны и требуют специфических знаний и компетенции, а инициативы и предложения от населения могут быть настолько разнообразными и малокомпетентными, что депутатам представительных органов муниципальных образований и тем более вышестоящих уровней, нет никакой необходимости советоваться по каждому вопросу со своими избирателями. Граждане, избрав конкретного человека в представительный орган муниципального образования, региональный парламентили Государственную Думу, делегируют ему право решать за них и по своему усмотрению вопросы государственного и муниципального значения, т.к. по мнению большинства, именно этот человек (депутат) обладает наилучшими качествами, способностями и т.д. По другому обстоит дело в вопросах местного локальнотерриториального значения, т.е. возникающих по месту непосредственного проживания граждан (в жилых комплексах). Принять участие в решении данных вопросов могут практически все дееспособные члены местных сообществ. Однако, этого не происходит, в виду отсутствия в крупных и средних российских городах субмуниципального (локальнотерриториального) уровня МСУ, на котором только и возможна организация и вовлечение жителей в процесс обсуждения и решения местных проблем. Таким образом, на локальных территориальных уровнях (являющихся составными частями муниципального образования) существует объективная потребность в наличии такого органа местного самоуправления, который оказывал бы гражданам организационную помощь и поддержку при обсуждении вопросов местного значения. Таким органом местного самоуправления, на наш взгляд, и должен быть орган ТОС, с правовым статусом –«представительный орган населения». В таком статусе, орган ТОС не обладает правом принятия общеобязательных нормативных актов, но зато является именно представителем населения, выражающим его интересы. При этом представление интересов 2

В этом случае, все уровни законодательной публичной власти имели бы четкую конфигурацию: федеральныйорган законодательной власти (Государственная Дума), субфедеральный орган законодательной власти (региональная Дума) и муниципальный орган законодательной власти (городские и районные Думы). населения должно являться не правом, а обязанностью органов ТОС, закрепленной нормативноправовыми актами. Представление интересов населения в большей степени подходит под определение социальной миссии (предназначения) органов ТОС. Что же касается конкретных задач и функций, выполнение которых наиболее эффективно именно в форме ТОС, то мы представляем их в следующем виде.Задачи органов ТОС:1) сделать прозрачной и открытой работу муниципальных органов, процесс расходования средств местного бюджета и управления муниципальной собственностью и, тем самым, приостановить в местной власти коррупцию. 2) повысить качество услуг, предоставляемых населению муниципальными органами (администрацией и др.), учреждениями (образования, здравоохранения, соцзащиты и др.), предприятиями торговли (магазины, рынки и т.п.), промышленными предприятиями (забота об экологии, охране окружающей среды) и другими субъектами, действующими на территории.Цель деятельности ТОС –сближение муниципальной власти и жителей, доведение до минимума степени недоверия между ними; формирование в границах территории благоприятного социальнопсихологического и нравственного климата, атмосферы сотрудничества, доброжелательности, толерантности и т.д. Что бы надлежащим образом исполнять свое предназначение, орган ТОС должен обладать полномочиями, необходимыми для выполнения всего двух функций: 1) это организация процедуры общественной экспертизы, т.е. соучастия граждан в принятии решений по вопросам местного значения и 2) организация общественного контроля над всеми субъектами, действующими на территории и оказывающими услуги населению.Считаем, что для формирования традиции самоуправления среди наших сограждан, привычки принимать участие в обсуждении местных дел, данных двух функций органов ТОС, обеспечивающих выражение мнения и интересов населения, будет достаточно. Главное, что бы они осуществлялись целенаправленно, систематически и были сфокусированы на вовлечение жителей в процесс реализации муниципальной власти, на их участие в решении вопросов местного значения. В заключении нашего исследования обозначим конкретные действия, которые необходимо предпринять для реформирования института территориального общественного самоуправления3:1. Статью 27 из главы 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» Федерального закона № 131ФЗ –исключить полностью, по следующему основанию. Содержание этой статьи, по своей сути, относится к регулированию отношений, связанных с деятельностью органа общественной самодеятельности по месту жительства. Отсюда, более корректным и целесообразным будет перенос норм статьи 27 Федерального закона № 131ФЗ в статью 12 Федерального закона № 82ФЗ «Об общественных объединениях». Тем самым расширится толкование и сфера применения понятия «орган общественной самодеятельности по месту жительства».2. В статье 34 «Органы местного самоуправления» Федерального закона № 131ФЗ, прямо указать, что в структуру органов местного самоуправления входят и органы ТОС. 3

Вполне вероятно, что в течение 20142015 гг. в России будет принят новый Федеральный закон о местном самоуправлении, но на момент написания этой работы действующим является Федеральный закон № 131ФЗ, поэтому все наши рекомендации относятся к данному закону.3. Формулировки понятий «территориальное общественное самоуправление», «границы территориального общественного самоуправления», «орган территориального общественного самоуправления», «глава территориального общественного самоуправления», включая определения его статуса, полномочий, функций и т.п. помещаются отдельной статьей в главу 6 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления».4. Главу 11 «Особенности организации местного самоуправления» дополнить статьей «Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях с населением свыше 20 тысяч человек» (возможны варианты –свыше 30 тыс., 40 тыс., 50 тыс.), в которой указывалось бы, что в данных муниципальных образованиях формирование органов ТОС (выборы главы ТОС) осуществляется в обязательном порядке. А в муниципальных образованиях с населением менее 20 тысяч человек(менее 30 тыс., 40 тыс., 50 тыс.), решение о формировании органов ТОС (выборах главы ТОС) принимается представительным органом муниципального образования (возможны варианты –представительным органом поселения, представительным органом муниципального района, законодательным органом субъекта Федерации).Если в отношении муниципального образования с населением менее 20 тысяч человек (менее 30 тыс., 40 тыс., 50 тыс.), было принято решение не формировать органы ТОС (не избирать глав ТОС), то в этом случае, инициативные граждане всегда могут воспользоваться статьей 12 Федерального закона № 82ФЗ «Об общественных объединениях», создать по месту жительства органы общественной самодеятельности и осуществлять собственные инициативы в вопросах местного значения, взаимодействовать с муниципальной властью и заниматься любой другой общественной деятельностью.

Ссылки на источники1.Население должно получить возможность реально влиять на муниципальную власть // Парламентская газета. –2014.01.16. –URL: http://www.pnp.ru/news/detail/46972. [Дата обращения 16.02.2014].2.Мокрый В. Нельзя объять необъятное. Из массива поправок могут «вырасти» несколько взаимоисключающих законов // Муниципальная власть. –2003. –№ 2. –С. 5.3.Тимченко В.С. Решать проблемы местного самоуправлениянадо системно // Всероссийский совет местного самоуправления. –2014.02.16. –URL: http://vsmsinfo.ru/novosti/3580 (дата обращения 19.02.2014].4.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ в ред. от 07.12.2011. –URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru. [Дата обращения 14.11.2013]. 5.Парламентские слушания Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций «Правовое регулирование территориального общественного самоуправления». –Москва, 25 мая 2001 г. –URL: http://vasilievaa.narod.ru/Tos/Parl_slush_Tos.htm. [Дата обращения 12.10.2008].6.Всероссийский семинар «Территориальное общественное самоуправление (ТОС): роль и место в реализации местного управления и формировании гражданского общества». –Волгоград, 2425 мая 2010 г. –Часть 1. –URL: htpp://golostos.ru/index.php?page=metodika=138 [Дата обращения 21.06.2010].

Fomin Alexander Nikolaevichthe postgraduate student of Volgograd branch the «Russian academy of national economy and public administration» (Specialty: 23.00.02. Political institutes, processes and technologies),the elder tutor branchof the «Moscow state university of technology and management of K.G. Razumovsky» in Svetlyi Yar, Volgogradfomin76@mail.ru

Institute of territorial public selfgovernment in system of municipal authorityAbstract. In article the question of the nature of institute of territorial public selfgovernment, its mission, functions, the purpose and tasks in system of local government is considered. Also the author offers the option of reforming of this institute in the course of municipal reform. Keywords: local government, territorial public selfgovernment, municipal authority, municipal reform, political munitsipalogiya.