Об информационных технологиях вовлечения населения в территориальное общественное самоуправление (на материалах г. Архангельска)
Выпуск:
ART 970652
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нестерина
А.
А.,
Лагунова
С.
В. Об информационных технологиях вовлечения населения в территориальное общественное самоуправление (на материалах г. Архангельска) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1626–1630. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970652.htm.
Аннотация. Территориальное общественное самоуправления (ТОС) – одна из самых органичных и востребованных форм участия населения в решении вопросов местного значения. Однако уровень вовлеченности населения в ТОСовское движение отличается не только между различными субъектами, но и между муниципалитетами одного региона.
Анализируя развитие ТОС в Архангельской области, авторы статьи сравнивают активность населения, с одной стороны, в городских и сельских поселениях, с другой – в областном центре. Если жители муниципальных районов ежегодно осуществляют сотни собственных инициатив, то среднестатистический житель Архангельска зачастую не представляет себе, что такое ТОС, не владеет информацией об успехах проектной деятельности территориальных сообществ, работающих в городе.
Авторы полагают, что эффективным инструментом вовлечения городского населения в активные практики территориального самоуправления могут быть Иитернет-технологии, которые помогут не только оперативно донести информацию, но сделать ее интересной, наглядной, доступной.
Выводы статьи подкреплены статистическими данными и результатами собственного исследования.
Ключевые слова:
информационные технологии, местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, муниципальная власть, территориальное (соседское) сообщество, социально значимые проекты, гражданский потенциал
Похожие статьи
Текст статьи
Лагунова Светлана Владимировна,кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления САФУ им.М.В. Ломоносова, г. Архангельскdecabr7@mail.ru
Нестерина Анна Александровна,студентка4 курсакафедры государственного и муниципального управления САФУ им.М.В. Ломоносова, г. Архангельскnesterinaa95@mail.ru
Об информационных технологиях вовлечения населения в территориальное общественное самоуправление (на материалах г. Архангельска)
Аннотация. Территориальное общественное самоуправления (ТОС) –одна из самых органичных и востребованных форм участия населения в решении вопросов местного значения. Однако уровень вовлеченности населения в ТОСовское движение отличается не только между различными субъектами, но и муниципалитетами одного региона. Анализируя развитие ТОС в Архангельской области, авторы статьи сравнивают активность населения, с одной стороны, в городских и сельских поселениях, с другой –в областном центре. Если жители муниципальных районов ежегодно осуществляют сотни собственных инициатив, то среднестатистический житель Архангельсказачастую не представляет себе, что такое ТОС, не владеет информацией об успехах проектной деятельности территориальных сообществ, работающих в городе.Авторы полагают, что эффективным инструментом вовлечения городского населения в активные практики территориальногосамоуправления могут бытьИнтернеттехнологии, которые помогут не только оперативно донести информацию, но сделать ее интересной, наглядной,доступной.Выводы статьи подкреплены статистическими данными и результатами собственного исследования.Ключевые слова:территориальное общественное самоуправление, местное самоуправление, муниципальная власть, информационные технологии, территориальное (соседское) сообщество, социально значимые проекты, гражданский потенциал.
Ключевой принцип местного самоуправления –вовлечение жителейв управление своей территорией. Однако социологические исследования демонстрируют как низкую осведомленность населения о возможных практиках участия, так и пассивностьграждан, воспринимающих муниципальную власть как низший уровень государственного управления. Среди различных предусмотренных законодательством форм вовлечения гражданв процессы муниципального управления наиболее востребованной и распространенной можно считать территориальное общественное самоуправление(далее –ТОС). Это можно доказать на примере многих российских регионов, в том числе, Архангельскойобласти.Как мы видим (Рис.1), начиная с 2006 года количество местных сообществ, организованных в рамках ТОС, неуклонно растет, а само «территориальное общественное самоуправление» оценивается областными и муниципальными чиновниками как своеобразный бренд региона.Напомним, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [1]. Согласно официальнымдокументам, целью развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области является создание благоприятных условий и стимулов для реализации права участия населения в осуществлении местного самоуправления, роста вклада населения в формирование социальноэкономического развития территории и институтов гражданского общества, в конечном итоге –повышение уровня и качества жизни населения Архангельской области[2].Таким образом, через ТОСы решается проблема использования гражданского потенциала территориальных(соседских)сообществ, а утверждение, что «гражданское общество формируется на местном уровне» обретает реальные примеры.
Рис. 1.Динамика роста количества ТОС в Архангельской области в 20062015 годах
Как правило, объединение соседских сообществ происходит вокруг общей для всех жителей проблемы, которая решается черезконкретный социальный проект. Содержание проектов –это своеобразный индикатор «болевых точек» территории[3], отражающий, в том числе, и ожидания населения от органов власти.Если обратиться к статистическим данным(Рис.2), то мы увидимосновные направления деятельности, которыми занимаются территориальные сообщества в Архангельской области. Так, в целом по области инициативы по благоустройству традиционно составляют чуть меньше половины от общего количества (например, в 2015году 45,8%), а не менее значимую часть составляют проекты по сохранению культурного наследия (33%). Интересно, что многие муниципальные районы, на уровне которых решается вопрос финансовой поддержки проектов ТОС городских и сельских поселений, все чаще констатируют, что нужно расширять спектр конкурсных направлений, так как заданные рамки оказываются «узкими» для оценки социально значимых проектов ТОС. Для сравнения –в городе Архангельске благоустройствосоставляет 73,3% от реализованных инициатив.
Рис.2.Распределение проектов ТОС по приоритетным направлениям в 2015 году в Архангельской области
Отметим, что по заявлению Натальи Кадашовой, директора департамента по местному самоуправлению Администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, на начало 2016 года в некоммерческих организациях и ТОС задействовано более 600 тысяч человек, что составляет примерно половину населения Архангельской области[2].Однако при более подробном анализе ситуации, стоит отметить, отличительные особенности гражданской активностив городском и сельском социуме. Очевидно, что жители сельских поселений Архангельской области становятся более активными участниками территориального самоуправления.Например, на 2016 годвВельскоммуниципальном районе действуют103 ТОС, вОнежском –65. Относительно Архангельска, отметим, что на территории города действуют 12 ТОС, в которых задействовано лишь 4% (15,5 тыс. чел) от общей численности населения(Рис. 3) [4].
Рис.3.Динамика роста количества ТОС в МО «Город Архангельск» в 20082016 годах
Таким образом, основным вопросом нашегоисследования стала проблема низкой активности участия населения в деятельности территориального общественного самоуправлениявмуниципальномобразовании«Город Архангельск».Почему городские жители, в отличие от сельских, не спешат объединяться для решения проблем? Понимая, что многие причины такого положения следует искать как в специфике городского и сельского социума,так и в социальноэкономической ситуации муниципалитетов[5],в данном случае мы обратимся к очевидной проблеме неосведомленности жителей Архангельска:о том, что такое ТОС;о том, что можно реализовывать свои инициативы через ТОС;об успешных практиках ТОС в своем городе.Мы исходили из простой формулы: чтобы быть вовлеченным, человеку необходимо знатьо существовании формы или инструментов участия, иметь представление одостижениях городских ТОС и возможность получить оперативные ответы на свои вопросы.Гипотезой исследования стало предположение отом, что информационные технологии могут стать эффективным инструментом вовлечения городского социума в территориальное общественное самоуправление. Сегодня Интернет –это наиболее востребованная площадка для общения, обмена информацией и опытом, а также освещения личных и общественных достижений. Не уменьшая значимости традиционных форм общения (конференций, семинаров, мастерклассов и пр.), именно Интернеттехнологиипомогут и продолжить конструктивное общение,и предоставить активистам самую актуальную информацию.По сути, информационные потоки, проходящие через Интернет, должны приближатьвласть к человеку, а процессы управления –становитьсяменее формальными и более ориентированными на диалог, чем при обычныхспособах взаимодействия [6].В качестве объекта нашего внимания были выбраныИнтернетпортал «Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области», официальные сайты Администрации МО «Город Архангельск» и Администрации Архангельской области.Основным методом исследования сталинформационный аудит указанных Интернетресурсов. Его цель –проанализировать смысловую нагрузку, актуальность и своевременность публикуемых данных о деятельности ТОС. Итак, как было сказано выше, в рамках информационной поддержки ТОС с 2011годафункционирует Интернетпортал «Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области». Сайт позиционируется как площадка для обобщения информациииобмена опытом. На портале размещаются данные о правовой основе ТОС, о государственной поддержке данной формы участия населения в местном самоуправлении, о планах развития ТОС, а также новостные сообщения [7].Впериод нашего исследования (январь
март 2017 года) нами были сформулированыглавныепроблемы в работе портала: содержание указанного порталаобновляется крайне редко; сайт содержит большое количество справочной информации, часть из которой является не актуальной на сегодняшний день. Портал не содержит базы данных ТОС, в которой содержалась бы расширенная информация об истории и развитии каждого ТОС, его проектах, а также участниках.Нами было отмеченоотсутствие интересных фактов о деятельности ТОС, различных бесед и интервью с лидерами и активистами, а также простыми гражданами, не вовлеченными в деятельность ТОС, но отмечающими результаты их работы.Несмотря на то, что данныйИнтернетресурспозиционируется как официальная площадка для общения и обмена опытомработы ТОС и включает раздел «Форум»,на момент нашего аудитана нем был зарегистрированвсего 21 пользователь. В разделе обсуждений содержится лишь одно сообщение, в котором администраторы портала призывают участников вносить свои предложения «по поводу совершенствования сайта».Очевиден недостаток «живого общения», что снижаетобщий интерес посетителей.При этом стоит отметить, что Интернетпортал «Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области» уже продолжительное время находится на стадии модернизации, что ограничилонаши возможности для его полноценного анализа.Среди других информационных ресурсов, обеспечивающих освещение деятельности территориального общественного самоуправления в Архангельской области, являются официальные сайты Администрации Архангельской области и Администрации МО «Город Архангельск».Прессслужба Губернатора и Правительства Архангельской области на официальном Интернетпортале Правительства области организует новостное обеспечениедеятельности территориального общественного самоуправления в регионе, а также сообщает опроведенных мероприятиях: форумах, конференциях, круглых столах.Так,за 2016 год прессслужбой Администрации Архангельской области было опубликовано 73 сообщения, связанных с деятельностьютерриториального общественного самоуправления. Сугубо новостное содержание носят 64% опубликованных статей, 36% содержат положительную оценку деятельности ТОС в регионе [2].В целом, публикациина официальном сайте Правительства Архангельской области обновляются регулярно, что позволяет заинтересованным гражданам получать и отслеживать актуальную информацию на сегодняшний день.Иная ситуация складывается при анализе официального Интернетресурса Администрации города Архангельска.За 2016 год на сайте Администрации города опубликовано 16 сообщений, освещающих деятельность территориального общественного самоуправления Архангельска. Из них 81% –новостные сообщения, и лишь 19% статей содержат положительную оценку результатов работы ТОС [4].Нами отмечено, что справочная информация о деятельности ТОС на территории города Архангельска продолжительное время не обновляется, что рождаетсомнения о ее актуальности. Несомненно, официальные Интернетпорталы властных органов области и города обязаны опубликовывать информацию о деятельности соседских сообществ, а также отчитываться о результатах проектной активности населения. Но можно ли считать данные Интернетресурсы эффективными достаточнымспособомвовлечения граждан в территориальное общественное самоуправление? Как часто простой обыватель посещает официальныесайтыорганов власти?На наш взгляд, необходим поиск альтернативных вариантов привлечения внимания граждан к ТОС. В современном обществе значительное место в жизни людей занимают социальные сети. Именно данные информационные технологии во многомформируют общественное мнение, позволяют проводить онлайнопросы, рассказывать обинтересных событиях. Все чаще именно социальные сети задают интересные темыдля средств массовой информации. В этом отношении, создание официальнойгруппы ВКонтакте «ТОСы Архангельской области», среди участников которой начальник отдела муниципальных проектов департамента по местному самоуправлению Администрации Архангельской области, депутаты Архангельского областного Собрания, лидеры общественного мнения, мы расцениваем какпозитивный шаг. С другой стороны, нужно более полно использовать этот ресурс для диалога, обсуждения и,подчеркнем,мотивации населения к участию в ТОС, а значит –и вместном самоуправлении.Привлечение к теме ТОС мнений знаменитых, уважаемых в обществе людей, известных политиков, лидеров и активистов соседских сообществ, известных блогеров, инициирование свободной дискуссии по проблемам развития самоуправленческих практик поможет преодолеть неосведомленность жителей о том, что в городе есть реальная возможность решить вопросы отдельного дома улицы, микрорайона.Инициативы ТОС должныстать постоянным информационным поводом для прессрелизов, рассылаемых прессслужбамиорганов власти на новостные порталы и печатные издания.В целом, изучение развития территориального общественного самоуправления в г. Архангельске ианализ информационного сопровождения данного процесса позволило сформулировать следующие выводы:1.В муниципальном образовании «Город Архангельск» наблюдается низкая активность населения в осуществлении местного самоуправления, в частности –в реализации права на территориальное общественное самоуправление. Одна из причин –размытые представленияграждан о возможных формах и алгоритме участия.2.Территориальное общественное самоуправление более активно развивается в сельских районах Архангельской области, где своеобразным «информационным каналом» является личное наблюдение успехов того или иного ТОС, успешно обустраивающего свое жизненное пространство (так называемый, «демонстрационный эффект»). Наглядное знакомство со сделанным рождает у других потребность повторить успех.3.Как показал проведенный аудит официальных порталов, деятельность территориального общественного самоуправления чаще освещается в новостном контексте: подводятся итоги результатов реализации проектов, проводимых собраний и форумов. Чтобы мотивировать населения к участию, необходим поиск новых информационных инструментов вовлечения населения в активные практики.4.Муниципальные чиновники должны стать более открытыми и нацеленными на взаимодействие с населением и с органами территориального общественного самоуправления. При этом, активность диалога не должна ограничиваться периодом конкурса проектов. Безусловно, для поиска и внедрения новых каналов информации потребуется как ресурсы финансов и времени, так и ресурс компетентности чиновников. Например, созданиеплощадки для обсуждения, подразумевает ее финансовоеобеспечение (например,разработка сайта, официальной страницы). Однакокроме этого,модераторам портала необходимо поддерживать интерес посетителей сайта, вести диалог, при этом разбираясь какв правовых и методических вопросах, так и владеякоммуникационными навыками. 5.Логично рассматривать информационные технологии в деятельности органов муниципальной власти не только в качестве получения оперативной информации населениемили констатации неких фактов, но и в контексте диалога с местным сообществом. В заключение обратимся к словам Ли Якокки, человека,вошедшего в число великих топменеджеров XXстолетия: «Единственный способ настроить людей на энергичную деятельность–это общаться с ними».
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 06.10.2003 №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Принят Гос. Думой 16 сентября 2003 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.01.2017.] // Российская газета. –08.10.2003. –№ 202.2.Официальный сайт Правительства Архангельской области [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://dvinaland.ru/ (дата обращения 26.01.2017).3.Лагунова С.В. Государственная и муниципальная поддержка социальных инициатив территориального общественного самоуправления в Архангельской области: проблемы иперспективы // Социальные проекты: монография /Мво по местному самоуправлению и внутр. политике Арханг. обл., Сев (Аркт.) федер. унт им. М.В. Ломоносова, Высш. шк. экон. и упр.; [ред. кол.: А.А.Дрегало и др.]. –Архангельск, 2015. С.85101.4.Официальный сайт Администрации МО «Город Архангельск» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.arhcity.ru/ (дата обращения 26.01.2017).5.Лагунова С.В.Институциализациятерриториального общественного самоуправления в локальной среде (на примере Архангельской области): дис. канд. социол. наук; –Архангельск, 2013.6.Нестерина А.А. Информационные технологии в реализации взаимодействия власти и общества современной России // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых –2016: сборник материалов конференций [Электронный ресурс]. –Архангельск: ИД САФУ, 2016. –2027 с. // URL: http://narfu.ru/upload/medialibrary/b4e/2016.pdf (29.01.2017).7.Интернетпортал «Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://tos29.ru/ (дата обращения 01.02.2017).
Нестерина Анна Александровна,студентка4 курсакафедры государственного и муниципального управления САФУ им.М.В. Ломоносова, г. Архангельскnesterinaa95@mail.ru
Об информационных технологиях вовлечения населения в территориальное общественное самоуправление (на материалах г. Архангельска)
Аннотация. Территориальное общественное самоуправления (ТОС) –одна из самых органичных и востребованных форм участия населения в решении вопросов местного значения. Однако уровень вовлеченности населения в ТОСовское движение отличается не только между различными субъектами, но и муниципалитетами одного региона. Анализируя развитие ТОС в Архангельской области, авторы статьи сравнивают активность населения, с одной стороны, в городских и сельских поселениях, с другой –в областном центре. Если жители муниципальных районов ежегодно осуществляют сотни собственных инициатив, то среднестатистический житель Архангельсказачастую не представляет себе, что такое ТОС, не владеет информацией об успехах проектной деятельности территориальных сообществ, работающих в городе.Авторы полагают, что эффективным инструментом вовлечения городского населения в активные практики территориальногосамоуправления могут бытьИнтернеттехнологии, которые помогут не только оперативно донести информацию, но сделать ее интересной, наглядной,доступной.Выводы статьи подкреплены статистическими данными и результатами собственного исследования.Ключевые слова:территориальное общественное самоуправление, местное самоуправление, муниципальная власть, информационные технологии, территориальное (соседское) сообщество, социально значимые проекты, гражданский потенциал.
Ключевой принцип местного самоуправления –вовлечение жителейв управление своей территорией. Однако социологические исследования демонстрируют как низкую осведомленность населения о возможных практиках участия, так и пассивностьграждан, воспринимающих муниципальную власть как низший уровень государственного управления. Среди различных предусмотренных законодательством форм вовлечения гражданв процессы муниципального управления наиболее востребованной и распространенной можно считать территориальное общественное самоуправление(далее –ТОС). Это можно доказать на примере многих российских регионов, в том числе, Архангельскойобласти.Как мы видим (Рис.1), начиная с 2006 года количество местных сообществ, организованных в рамках ТОС, неуклонно растет, а само «территориальное общественное самоуправление» оценивается областными и муниципальными чиновниками как своеобразный бренд региона.Напомним, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [1]. Согласно официальнымдокументам, целью развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области является создание благоприятных условий и стимулов для реализации права участия населения в осуществлении местного самоуправления, роста вклада населения в формирование социальноэкономического развития территории и институтов гражданского общества, в конечном итоге –повышение уровня и качества жизни населения Архангельской области[2].Таким образом, через ТОСы решается проблема использования гражданского потенциала территориальных(соседских)сообществ, а утверждение, что «гражданское общество формируется на местном уровне» обретает реальные примеры.
Рис. 1.Динамика роста количества ТОС в Архангельской области в 20062015 годах
Как правило, объединение соседских сообществ происходит вокруг общей для всех жителей проблемы, которая решается черезконкретный социальный проект. Содержание проектов –это своеобразный индикатор «болевых точек» территории[3], отражающий, в том числе, и ожидания населения от органов власти.Если обратиться к статистическим данным(Рис.2), то мы увидимосновные направления деятельности, которыми занимаются территориальные сообщества в Архангельской области. Так, в целом по области инициативы по благоустройству традиционно составляют чуть меньше половины от общего количества (например, в 2015году 45,8%), а не менее значимую часть составляют проекты по сохранению культурного наследия (33%). Интересно, что многие муниципальные районы, на уровне которых решается вопрос финансовой поддержки проектов ТОС городских и сельских поселений, все чаще констатируют, что нужно расширять спектр конкурсных направлений, так как заданные рамки оказываются «узкими» для оценки социально значимых проектов ТОС. Для сравнения –в городе Архангельске благоустройствосоставляет 73,3% от реализованных инициатив.
Рис.2.Распределение проектов ТОС по приоритетным направлениям в 2015 году в Архангельской области
Отметим, что по заявлению Натальи Кадашовой, директора департамента по местному самоуправлению Администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, на начало 2016 года в некоммерческих организациях и ТОС задействовано более 600 тысяч человек, что составляет примерно половину населения Архангельской области[2].Однако при более подробном анализе ситуации, стоит отметить, отличительные особенности гражданской активностив городском и сельском социуме. Очевидно, что жители сельских поселений Архангельской области становятся более активными участниками территориального самоуправления.Например, на 2016 годвВельскоммуниципальном районе действуют103 ТОС, вОнежском –65. Относительно Архангельска, отметим, что на территории города действуют 12 ТОС, в которых задействовано лишь 4% (15,5 тыс. чел) от общей численности населения(Рис. 3) [4].
Рис.3.Динамика роста количества ТОС в МО «Город Архангельск» в 20082016 годах
Таким образом, основным вопросом нашегоисследования стала проблема низкой активности участия населения в деятельности территориального общественного самоуправлениявмуниципальномобразовании«Город Архангельск».Почему городские жители, в отличие от сельских, не спешат объединяться для решения проблем? Понимая, что многие причины такого положения следует искать как в специфике городского и сельского социума,так и в социальноэкономической ситуации муниципалитетов[5],в данном случае мы обратимся к очевидной проблеме неосведомленности жителей Архангельска:о том, что такое ТОС;о том, что можно реализовывать свои инициативы через ТОС;об успешных практиках ТОС в своем городе.Мы исходили из простой формулы: чтобы быть вовлеченным, человеку необходимо знатьо существовании формы или инструментов участия, иметь представление одостижениях городских ТОС и возможность получить оперативные ответы на свои вопросы.Гипотезой исследования стало предположение отом, что информационные технологии могут стать эффективным инструментом вовлечения городского социума в территориальное общественное самоуправление. Сегодня Интернет –это наиболее востребованная площадка для общения, обмена информацией и опытом, а также освещения личных и общественных достижений. Не уменьшая значимости традиционных форм общения (конференций, семинаров, мастерклассов и пр.), именно Интернеттехнологиипомогут и продолжить конструктивное общение,и предоставить активистам самую актуальную информацию.По сути, информационные потоки, проходящие через Интернет, должны приближатьвласть к человеку, а процессы управления –становитьсяменее формальными и более ориентированными на диалог, чем при обычныхспособах взаимодействия [6].В качестве объекта нашего внимания были выбраныИнтернетпортал «Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области», официальные сайты Администрации МО «Город Архангельск» и Администрации Архангельской области.Основным методом исследования сталинформационный аудит указанных Интернетресурсов. Его цель –проанализировать смысловую нагрузку, актуальность и своевременность публикуемых данных о деятельности ТОС. Итак, как было сказано выше, в рамках информационной поддержки ТОС с 2011годафункционирует Интернетпортал «Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области». Сайт позиционируется как площадка для обобщения информациииобмена опытом. На портале размещаются данные о правовой основе ТОС, о государственной поддержке данной формы участия населения в местном самоуправлении, о планах развития ТОС, а также новостные сообщения [7].Впериод нашего исследования (январь
март 2017 года) нами были сформулированыглавныепроблемы в работе портала: содержание указанного порталаобновляется крайне редко; сайт содержит большое количество справочной информации, часть из которой является не актуальной на сегодняшний день. Портал не содержит базы данных ТОС, в которой содержалась бы расширенная информация об истории и развитии каждого ТОС, его проектах, а также участниках.Нами было отмеченоотсутствие интересных фактов о деятельности ТОС, различных бесед и интервью с лидерами и активистами, а также простыми гражданами, не вовлеченными в деятельность ТОС, но отмечающими результаты их работы.Несмотря на то, что данныйИнтернетресурспозиционируется как официальная площадка для общения и обмена опытомработы ТОС и включает раздел «Форум»,на момент нашего аудитана нем был зарегистрированвсего 21 пользователь. В разделе обсуждений содержится лишь одно сообщение, в котором администраторы портала призывают участников вносить свои предложения «по поводу совершенствования сайта».Очевиден недостаток «живого общения», что снижаетобщий интерес посетителей.При этом стоит отметить, что Интернетпортал «Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области» уже продолжительное время находится на стадии модернизации, что ограничилонаши возможности для его полноценного анализа.Среди других информационных ресурсов, обеспечивающих освещение деятельности территориального общественного самоуправления в Архангельской области, являются официальные сайты Администрации Архангельской области и Администрации МО «Город Архангельск».Прессслужба Губернатора и Правительства Архангельской области на официальном Интернетпортале Правительства области организует новостное обеспечениедеятельности территориального общественного самоуправления в регионе, а также сообщает опроведенных мероприятиях: форумах, конференциях, круглых столах.Так,за 2016 год прессслужбой Администрации Архангельской области было опубликовано 73 сообщения, связанных с деятельностьютерриториального общественного самоуправления. Сугубо новостное содержание носят 64% опубликованных статей, 36% содержат положительную оценку деятельности ТОС в регионе [2].В целом, публикациина официальном сайте Правительства Архангельской области обновляются регулярно, что позволяет заинтересованным гражданам получать и отслеживать актуальную информацию на сегодняшний день.Иная ситуация складывается при анализе официального Интернетресурса Администрации города Архангельска.За 2016 год на сайте Администрации города опубликовано 16 сообщений, освещающих деятельность территориального общественного самоуправления Архангельска. Из них 81% –новостные сообщения, и лишь 19% статей содержат положительную оценку результатов работы ТОС [4].Нами отмечено, что справочная информация о деятельности ТОС на территории города Архангельска продолжительное время не обновляется, что рождаетсомнения о ее актуальности. Несомненно, официальные Интернетпорталы властных органов области и города обязаны опубликовывать информацию о деятельности соседских сообществ, а также отчитываться о результатах проектной активности населения. Но можно ли считать данные Интернетресурсы эффективными достаточнымспособомвовлечения граждан в территориальное общественное самоуправление? Как часто простой обыватель посещает официальныесайтыорганов власти?На наш взгляд, необходим поиск альтернативных вариантов привлечения внимания граждан к ТОС. В современном обществе значительное место в жизни людей занимают социальные сети. Именно данные информационные технологии во многомформируют общественное мнение, позволяют проводить онлайнопросы, рассказывать обинтересных событиях. Все чаще именно социальные сети задают интересные темыдля средств массовой информации. В этом отношении, создание официальнойгруппы ВКонтакте «ТОСы Архангельской области», среди участников которой начальник отдела муниципальных проектов департамента по местному самоуправлению Администрации Архангельской области, депутаты Архангельского областного Собрания, лидеры общественного мнения, мы расцениваем какпозитивный шаг. С другой стороны, нужно более полно использовать этот ресурс для диалога, обсуждения и,подчеркнем,мотивации населения к участию в ТОС, а значит –и вместном самоуправлении.Привлечение к теме ТОС мнений знаменитых, уважаемых в обществе людей, известных политиков, лидеров и активистов соседских сообществ, известных блогеров, инициирование свободной дискуссии по проблемам развития самоуправленческих практик поможет преодолеть неосведомленность жителей о том, что в городе есть реальная возможность решить вопросы отдельного дома улицы, микрорайона.Инициативы ТОС должныстать постоянным информационным поводом для прессрелизов, рассылаемых прессслужбамиорганов власти на новостные порталы и печатные издания.В целом, изучение развития территориального общественного самоуправления в г. Архангельске ианализ информационного сопровождения данного процесса позволило сформулировать следующие выводы:1.В муниципальном образовании «Город Архангельск» наблюдается низкая активность населения в осуществлении местного самоуправления, в частности –в реализации права на территориальное общественное самоуправление. Одна из причин –размытые представленияграждан о возможных формах и алгоритме участия.2.Территориальное общественное самоуправление более активно развивается в сельских районах Архангельской области, где своеобразным «информационным каналом» является личное наблюдение успехов того или иного ТОС, успешно обустраивающего свое жизненное пространство (так называемый, «демонстрационный эффект»). Наглядное знакомство со сделанным рождает у других потребность повторить успех.3.Как показал проведенный аудит официальных порталов, деятельность территориального общественного самоуправления чаще освещается в новостном контексте: подводятся итоги результатов реализации проектов, проводимых собраний и форумов. Чтобы мотивировать населения к участию, необходим поиск новых информационных инструментов вовлечения населения в активные практики.4.Муниципальные чиновники должны стать более открытыми и нацеленными на взаимодействие с населением и с органами территориального общественного самоуправления. При этом, активность диалога не должна ограничиваться периодом конкурса проектов. Безусловно, для поиска и внедрения новых каналов информации потребуется как ресурсы финансов и времени, так и ресурс компетентности чиновников. Например, созданиеплощадки для обсуждения, подразумевает ее финансовоеобеспечение (например,разработка сайта, официальной страницы). Однакокроме этого,модераторам портала необходимо поддерживать интерес посетителей сайта, вести диалог, при этом разбираясь какв правовых и методических вопросах, так и владеякоммуникационными навыками. 5.Логично рассматривать информационные технологии в деятельности органов муниципальной власти не только в качестве получения оперативной информации населениемили констатации неких фактов, но и в контексте диалога с местным сообществом. В заключение обратимся к словам Ли Якокки, человека,вошедшего в число великих топменеджеров XXстолетия: «Единственный способ настроить людей на энергичную деятельность–это общаться с ними».
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 06.10.2003 №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Принят Гос. Думой 16 сентября 2003 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.01.2017.] // Российская газета. –08.10.2003. –№ 202.2.Официальный сайт Правительства Архангельской области [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://dvinaland.ru/ (дата обращения 26.01.2017).3.Лагунова С.В. Государственная и муниципальная поддержка социальных инициатив территориального общественного самоуправления в Архангельской области: проблемы иперспективы // Социальные проекты: монография /Мво по местному самоуправлению и внутр. политике Арханг. обл., Сев (Аркт.) федер. унт им. М.В. Ломоносова, Высш. шк. экон. и упр.; [ред. кол.: А.А.Дрегало и др.]. –Архангельск, 2015. С.85101.4.Официальный сайт Администрации МО «Город Архангельск» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.arhcity.ru/ (дата обращения 26.01.2017).5.Лагунова С.В.Институциализациятерриториального общественного самоуправления в локальной среде (на примере Архангельской области): дис. канд. социол. наук; –Архангельск, 2013.6.Нестерина А.А. Информационные технологии в реализации взаимодействия власти и общества современной России // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых –2016: сборник материалов конференций [Электронный ресурс]. –Архангельск: ИД САФУ, 2016. –2027 с. // URL: http://narfu.ru/upload/medialibrary/b4e/2016.pdf (29.01.2017).7.Интернетпортал «Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://tos29.ru/ (дата обращения 01.02.2017).