Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей с проявлением гиперактивности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова М. А., Егорова Е. В. Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей с проявлением гиперактивности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2361–2365. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54736.htm.
Аннотация. В статье отражены особенности организации эффективного варианта физкультурно-оздоровительной работы на основе принципа «круговой тренировки» для детей старшего дошкольного возраста с проявлением гиперактивности. Авторы раскрывают сущность и принципы построения «круговой тренировки», направленные на изменение характера двигательных действий и развитие произвольности психических процессов у старших дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арсёнова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецy0sh@mail.ru

Егорова Елена Владимировна,магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»,специальность 050400.68 «Психология образования», г. Череповец.lena.boytsova.75@mail.ru

Организация физкультурнооздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста с проявлениями гиперактивности

Аннотация.В статье отражены особенностиорганизации эффективного вариантафизкультурнооздоровительной работы на основепринципа «круговой тренировки» для детей старшего дошкольного возраста с проявлением гиперактивности. Авторы раскрываютсущность и принципы построения «круговой тренировки», направленные на изменениехарактера двигательных действий иразвитие произвольности психических процессов у старших дошкольников.Ключевые слова:детская гиперактивность, физкультурнооздоровительнаяработа, круговая тренировка.

В настоящее время сложные социальноэкономические, экологические условия, в которых происходит становление личности, обуславливают значимость исследования проблем воспитания дошкольников, нуждающихся в психологической поддержке и помощи. С каждым годом отмечается увеличение детей, с проблемами развития, которые проявляются уже в дошкольном возрасте. Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка дошкольного возраста. А потребность вдвижении в нем заложена самой природой. Но, существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня.Такие дети нуждаются в пристальном внимании специалистов. Коррекция нарушений, связанных с гиперактивностью, предполагает совместные усилия врачей, психологов и педагогов. Актуальной проблемой при этом становится оказание психологической помощи детям дошкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности.

В психологической литературе мы можем найти достаточно большое количество определений и характеристик терминов, связанных с детской гиперактивностью. Мы определяем детскую гиперактивность как отклонение от возрастных норм онтогенетического развития, характеризуется невнимательностью, отвлечением, импульсной поведением в интеллектуальной и социальной деятельности, повышенной двигательной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития [1].

Педагоги часто отмечают, что эти дети не могут сосредоточиться на одном предмете в течение более или менее длительного времени, не способны выполнить поставленную задачу, не интересуются качеством и результатами его выполнения, и объясняют такое поведение детей «непослушанием», «невоспитанностью», «недисциплинированность».

Для гиперактивных детей старшего дошкольного возраста характерна повышенная потребность в движении. При блокировании этой потребности правилами поведения у ребенка возрастает мускульное напряжение, ухудшается внимание, снижается работоспособность, ребенок быстро устает. Эмоциональная разрядка, которая проявляется после этого, является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное напряжение и проявляется в неконтролируемом подвижном беспокойстве, раздражении, нередко квалифицируются как дисциплинарные нарушения [1]. Состояние утомляемости часто сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут наблюдаться нарушения пространственной координации двигательная медлительность и неуклюжесть [4].Анализ состояния здоровья дошкольников МАДОУ «Центр развития ребёнкадетский сад №109» города Череповца выявил проблему использования эффективных форм и методов оздоровления, повышения уровня физической подготовленности и удовлетворения биологической потребности в движении. Выбирая приоритетноенаправление работы ДОУ, педагоги остановили свой выбор на физическомвоспитании и оздоровлении дошкольников. Риск потери здоровья существенно возрастаетв отношении детей по сравнению с взрослым населением в силу того, что те же самые факторы действуют на них в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма, а также комплексного, часто длительного и непрерывного их действия. А в сенситивные периоды влияние факторов увеличиваются многократно. Состояние здоровья воспитанников, прибывших в учреждение, определило необходимость построения системы работы по физкультурнооздоровительному направлению. Таким образом, актуальным для нас являлся целесообразный подбор инновационных образовательных программ с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающихобразовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистовДОУ с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.

Как известно, занятия физкультурой укрепляют здоровье ребенка, нередко избавляя его от заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, активизируют обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани, увеличивают кислородный обмен, выводят шлаки, снимают мышечную усталость, насыщают дополнительной энергией. Психологопедагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должно включать физическую реабилитацию. Таким детям дополнительная физическая нагрузка не только не противопоказана, но и полезна. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным и уравновешенным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костномышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм. Занятия физкультурой с гиперактивными детьми дошкольного возраста следует проводить с учетом ряда рекомендаций:Вопервых, занятия проводятся в специально оборудованном спортивномзале, строго по часам. Комплекс упражнений дает желаемые результаты лишь в том случае, если проводятся длительное время и регулярно (хорошо разбить их на отдельные циклы и проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением нагрузки. Инструктор по физической культуре долженпродемонстрировать методику их организации родителям гиперактивных, а они, в свою очередь, должны постоянно информировать специалиста о результатах влияния комплекса на ребенка. С инструктором необходимо обсуждать, какие упражнения полезны и нравятся ребенку, а какие неэффективны, что добавить, а что исключить из комплекса.Вовторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх и занятиях, вызывающих сильные эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления. Втретьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы выяснить, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для отдельных органов и систем.Таким образом, знание основных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью позволит взрослым, окружающим ребенка дома и в дошкольном учреждении, грамотно выстроить систему взаимоотношений с ним и организовать такой распорядок жизни дошкольника, который создаст все условия для коррекции отклонений в егоразвитии.В последнее время мы практикуем физкультурнооздоровительные занятияс детьми старшего дошкольного возраста, проявляющими гиперактивность,построенныена методике «круговой тренировки». Взяв за основу технологию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, мы решили включить метод «круговой тренировки» с карточной системой не только в занятия дополнительного образования, секционные,но и основные физкультурные.

«Круговая тренировка» это целостнаяорганизационнометодическаяформа работы с детьми, включающаяряд частных методик применения физических упражнений. Основная цель «круговой тренировки» это эффективное развитие двигательных качеств, которое предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. Данная методика позволяет педагогу распределить нагрузку для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями, учетом рекомендаций врача. Круговой методпредусматривает поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм силовой выносливости скоростной выносливости и скоростной силы. Участники переходят от выполнения одного упражнения к выполнению другого, от снаряда к снаряду, от одного места занятий к другому, передвигаясь по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаютсяк первому, таким образом, замыкая круг.Вкачестве индивидуального задания выступают карточкисхемы.При этом каждый из детей учится контролировать свою двигательную нагрузку и самостоятельно распределять свои силы. Система занятий по принципу «круговой тренировки» состоит из трех этапов:

Подготовительный, который предусматривает предварительную работу с детьми с целью формирования у детей определенных умений и навыков согласно программным требованиям и рабочему плану. Занятия проводятся в любой форме (путешествие, поиск клада, игра и т.д.). Постепенно вводятся ознакомительные карточкисхемы в качестве знаковых опор при перестроении, смене видов движений.

Основной этап, предполагающийиспользование на занятиях спортивного оборудования и снарядов, которые расположены по кругу (на всей площади физкультурного зала), что соответствует названию используемой методики «круговая тренировка». Подбираются упражнения, освоенные детьми. Цель данного этапа –совершенствовать двигательные умения и навыки; развиватьи закреплять физические качества (ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость); учить работать со схемами; активизировать зрительную память, мышление, наблюдательность, воображение, координацию, ориентировку в пространстве, умение контролировать двигательную нагрузку.

Дополнительный этап–это занятия спортивнотренировочного характера. Его цель –совершенствовать основные физические качества; формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой; способствовать познанию силы и красоты своего тела. Комплексы круговой тренировки целесообразно включать в основную часть физкультурных занятий. Занятия с использованием знаковых опор предполагают многократность повторений, последовательность и системность введения материала, его блочное распределение. Но самое главное –это создание условий, при которых ребенку будет интересен этот вид деятельности. Для поддержания этого интереса используются различные виды «круговой тренировки»:

«круговая сюжетная тренировка», которая выполняется по типу непрерывного двигательного упражнения с определенной направленностью и сопровождается художественным словом; «круговая тренировка» из подвижных игр, когда распределяется нагрузка на разные виды мышц, дети находятся длительное время в движении;

«круговая тренировка» с одним снарядом –выполняются различные виды движений с одним снарядом (ходьба по скамейке с мячом, прокатывание мяча по скамейке, под дугой и т.д.);

«круговая тренировка»с несколькими снарядами –по сигналу дети переходят от одного снаряда к другому, от выполнения одного движения к другому.Карточная система включает нескольковидов карточек, состоящие из подобных двигательных действий: 1) прокатывание мяча по скамейке изисходного положениясидя на пятках, проползание под скамейкой на низких четвереньках; 2) бросание мяча в обруч, лежащий на полу, двумя руками, подбрасывание мячавверх и ловля его, стоя в обруче; 3) сбивание кеглей из разных исходных положений: сидя на пятках, стоя ноги врозь, лежа на полу; 4) прыжки разными способами с продвижением вперед; 5) броски мяча в баскетбольное кольцо; 6) прыжки на батуте, 7) ходьба по канату, веревочке, бревну, скамейке,выполняя различные задания: пройти с мешочком на голове, выполняя броски мяча вверх или в пол, перенести предметы в определенное место и т.д. Также, круговая тренировка может включать в себя и комплекс упражнений на тренажерах. С целью реализации дифференцированного подхода к детям, в процессе круговой тренировки следует распределить их по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физической подготовленности и уровнем двигательной активности. Детей различных подгрупп целесообразно отметить какимлибо отличительным знаком или эмблемой (например, использоватьбраслеты или пояса разных цветов, не стесняющие движений).По сигналу каждая группадошкольниковначинает одновременно выполнять двигательное действие, а педагог наблюдает за ними, дает дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях». Рекомендуется использовать соответствующее темпу выполнения упражнений музыкальное сопровождение.

Круговая тренировка приучает детей к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывает алгоритмы двигательных действий.Детям доставляет удовольствие работать с карточками, выполнять задания.

Метод «круговой тренировки» эффективен при организации гиперактивных детей, так как у этих детей отмечается неусидчивость, беспокойство в движениях и быстрая переключаемость с одного дела на другое.Занятие делится на короткие периоды. Это подходит для гиперактивныхдетей, так как онине в состоянии поддерживать активное внимание в течение длительного периода. Е.К. Лютова и Г.Б.Монинасчитают, что детям с дефицитом внимания и гиперактивностьюнеобходима наглядная фиксация. Именно использование карточногоматериала помогает детям удобнее воспринимать информацию. Для этой цели используются не слова, а символы, понятные детям. Круговая тренировка подразумевает индивидуальный или индивидуальнодифференцированный подход в организации детей, поэтому можно эффективно использовать в работе так называемый «тактильный метод». Это прикосновения, которые являются сигналом, помогающим включить внимание ребенка.Каждый ребенок занимается в определенной зоне самостоятельно под контролем педагога, в своём собственном ритме, удовлетворяя свою биологическую потребность.А педагог, осуществляя контроль, может легкими прикосновениями подстраховать при выполнении какоголибо двигательного действия, или подкорректировать его, или просто похвалить и погладить ребенка по голове. Концентрация внимания дается гиперактивным детям с трудом, потому что они постоянно реагируют на зрительно воспринимаемые впечатления. Поэтому рекомендуем включать в «круговую тренировку» следующие задания: проползти по дорожке, под воротами или в тоннель с закрытыми глазами (при этомв руках держатьпредметы), опираясь только на свой слух и осязание;проползти под дугой, не задев висящий на ней колокольчик.Постепенно у детей внешнее управление поведением сменяется внутренним. В концепции психомоторики эта степень называется «контролированием с помощью мышления». Ребенок учится включать сознание в промежутке между чувственным восприятием раздражителя и свой реакцией на него.Круговая тренировка является одним из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовки детей,развития выносливости к различным физическим нагрузкам. Повышается моторная плотность занятия, развиваются умственные способности, умение совмещать умственную и двигательную деятельности, проявляются такие качества личности, как коллективизм, взаимопомощь, целеустремленность, ответственность.

Как показали результаты мониторинга детей с проявлением гиперактивности,системность и последовательность физкультурнооздоровительных мероприятий, оптимальный двигательный режим, использование методики «круговой тренировки» способствовали: повышению уровня психологического равновесия детей, снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности.

Сравнительный анализ результатов обследования детей с помощью комплекса методик, на начало и конец учебногогода,с целью исследования эмоциональноличностной сферы ребёнка, показал снижение уровня агрессии у детей, увеличение объема целеустремленности и ответственности. В ходе эксперимента выявлены достоверные различия в результатах всех контрольных упражненийу детей с проявлениями гиперактивности.При этом уровеньфизической подготовленности на конец учебного года у обследованных детей оказался намного выше, чем на начало, а сравнительный анализспоказателями физической подготовленностиконтрольной группы выявил отсутствие низкого уровня.Это свидетельствует о целесообразности применения в процессе физического воспитания гиперактивных детей в дошкольном образовательном учреждениикомплексов круговой тренировки.

Мы считаем, что организациятаких физкультурнооздоровительныхмероприятий, как «круговая тренировка», направленная на изменение характера двигательной деятельностигиперактивныхдетей, а также развитие произвольности психических процессов, развитие умения управлять своими движениями, позволит ослабить гиперактивное поведение у старших дошкольников. Эти занятия позволяет педагогу варьироватьнагрузкуи не перегружать детей физически, ограничивать задания, связанные с высокой подвижностью и чередовать различные виды двигательнойдеятельности.

Ссылки на источники1.Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. Альтхер, Л. Берг и др.; Под ред М. Пассольта –М.: Издательский центр «Академия, 2004. –160с.2.Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. –М.: НИИ семьи, 1997. –78 с.3.Мэш Э., Вольф Д. Детская Патопсихология. Нарушения психики ребенка/Пер. с англ. –СПб., М., 2003. –522 с.4.Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития /Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе –СПб.: Питер, 2009. –384 с.

Egorova Elena,undergraduate VPO " Cherepovets State University",specialty 050400.68 " Educational Psychology " , Cherepovets .lena.boytsova.75@mail.ru

Arsenova Marina,Ph.D., Associate Professor of Early Childhood Education VPO "Cherepovets State University ", Cherepovetsy0sh@mail.ru

Organization of sports and recreation activities for preschool children with manifestations of hyperactivityAbstract.The article describes the characteristics of the organization effective variant sports and recreation activities on the basis of the "circuit training" for preschool children with manifestations of hyperactivity. The authors reveal the essence and principles of the "circuit training" aimed at changing the nature of motor actions and the development of voluntary mental processes in older preschoolers.Keywords:children's hyperactivity, sports and recreation activities, circuit training.