Бюджетирование как составная часть финансового планирования бюджета субъекта РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кириченко А. Ю. Бюджетирование как составная часть финансового планирования бюджета субъекта РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2366–2370. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54737.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены условия развития бюджетного планирования и бюджетирования в субъектах РФ. Показаны стабилизация финансовой системы и межбюджетных отношений как составной части государственного и муниципального управления, прозрачность финансовых потоков между федеральным центром и территориями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кириченко Анна Юрьевна,магистр ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» (Липецкий филиал), г. Липецкanchyta48@yandex.ru

Бюджетирование как составная часть финансового планирования бюджета субъекта РФ

Аннотация. В данной статье рассмотрены условия развития бюджетного планированияи бюджетированияв субъектах РФ. Показана стабилизация финансовой системы и межбюджетных отношений как составной части государственного и муниципального управления.Данапрозрачностьфинансовыхпотоковмеждуфедеральнымцентромитерриториями.Ключевые слова:финансовое планирование, бюджетирование, государственная политика, бюджет, стабилизация экономики.

Необходимостьразвитиябюджетногопланированиявсубъектах РоссийскойФедерациисвязанас реформированиемфинансовыхосновфедеративныхотношенийиместного самоуправлениявРоссийскойФедерации,врезультатекоторогобыли созданыпредпосылкидляпереходакперспективномубюджетному планированию. Стабилизацияфинансовойсистемыимежбюджетныхотношений позволяютпланироватьбудущиепоступлениянаосновечетко сформулированных правил. Бюджетное планирование –совокупность процедур по составлению проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, а также уточнение его показателей и составлениефинансовых планов в процессе исполнения.Значение бюджетного планирования:является важнейшей функцией и составной частью государственного и муниципального управления;обеспечивает правовую и финансовую основу для реализации органами власти полномочий, закрепленных за ними действующими НПА;определяет в комплексе государственную (муниципальную) финансовую политику на всех уровнях управления.Особенности бюджетного планирования как части финансового планирования и бюджетного процесса одновременно предусматривает:1.Нормативноправовую регламентацию содержания процедур бюджетного планирования;2.Определение показателей проекта бюджета, исходя из основных целей и задач государственной и муниципальной финансовой политики;3.Использование различных методов бюджетного планирования;4.Законодательное оформление показателей бюджета как плана.Основные задачи бюджетного планирования:1.Определение объема доходов бюджета по каждому источнику поступлений и общему объему доходов бюджета;2.Определение расходов бюджета в разрезе кодов классификации доходов и общего объема расходов, установление приоритетных расходов;3.Обеспечение сбалансированности бюджета на основе разграничения доходов и расходных обязательств и использования различных форм межбюджетных трансфертов;4.Управление бюджетным дефицитом, обеспечение устойчивости бюджета путем создания бюджетных резервов.

В основе новой организации бюджетного процесса в России лежит широко применимая в мире модель «бюджетирования, ориентированного на результаты» в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее сутьраспределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставляемых услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социальноэкономической политики и в пределах долгосрочных объемов бюджетных ресурсов («потолков» расходов).В мировой практике такая модель имеет название ROMTEFResultorientedmediumtermexpenditureframework. Данная модель включает в себя бюджетирование, ориентированное на результат и среднесрочное бюджетирование ориентированное на результат.Модель предполагает:

переход от затратной модели бюджета на более прогрессивную, с акцентом на ожидаемые и фактические результаты предоставления бюджетных услуг (реализуется в рамках бюджетирования, ориентированного на результат);

обеспечивает интеграцию среднесрочного бюджетного прогнозирования с традиционным годовым бюджетным планом (реализуется в рамках среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат).Изменение технологии бюджетного планирования в условиях реализации модели ROMTEF:1.составление и утверждение бюджета в рамках бюджетных проектировок на среднесрочную и долгосрочную перспективу;2.наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодной актуализации среднесрочных бюджетных проектировок;3.наличие и применение формализованных методик расчета и корректировки бюджетных расходов в соответствии с приоритетами государственной (муниципальной) социальноэкономической политики;4.наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках установленных бюджетных ограничений;5.установление для ведомств «потолков» (лимитов) расходования бюджетных средств на среднесрочный период.Основными инструментами бюджетирования, ориентированного на результат,являются:доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;целевые программы;реестр расходных обязательств;реестргосударственных (муниципальных) услуг;государственные (муниципальные) задания;обоснования бюджетных ассигнований.Состав нормативных правовых актов на региональном уровне можно разделить на две группы:1.Нормативные правовые акты, определяющие технологию бюджетного планирования:a.БК РФ;b.Законы субъектов РФ по вопросам организации бюджетного процесса;c.Нормативноправовые акты исполнительных органов власти по вопросам бюджетного планирования.

2.Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры бюджетного планирования с учетом требований модели ROMTEF.Результатом бюджетного планирования является составление бюджета как финансового плана органами государственной власти и органами местного самоуправления.В Российской Федерации в соответствии со ст.169 Бюджетного кодекса РФ, бюджет как план составляется и утверждается: на федеральном уровне –на 3 года, на региональном и муниципальном уровнях –на один или три года, в зависимости от положений нормативного правового акта, регламентирующего бюджетный процесс в соответствующем субъекте или муниципальном образовании.

Таким образом, процесс бюджетирования в субъекте РФ позволяет наладить социальноэкономическую ситуацию и обеспечить целостную стратегию долгосрочного планирования, перераспределить ресурсы в пользу возникающих приоритетов на основе государственной политики и государственного управления.

Ссылки на источники1. Макашина О.В. «Бюджетирование, ориентированное на результат»/ Вестник ИГЭУ. –Иваново. –2010 г.2. Азизова И.А. «Бюджетирование, ориентированное на результат»/ Ташкент. –2010 г.3. Файзуллаев Ё.Ш., Азизова И.А. «Среднесрочное бюджетное планирование»/Ташкент.2010 г.4. Курченко Л.Ф. «Бюджетная система Российской Федерации субфедеральный и местный уровни»/Москва.2011 г.5. Смоляр И.А. «Программный бюджет: на пути к эффективному финансовому менеджменту»/Финансы/Москва №11 –2010 г. 6.Пономаренко Н. Программноцелевой метод –один из основных инструментов бюджета, ориентированного на результат.Электронный ресурс. Актуальность 25.10.2011. Режим доступа http://www.gosbook.ru/node/373467.Черкасов А.В.Нечаев Н.Г. Юдин О.И.«Казначейское исполнение бюджета муниципального образования Монография.»/Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2008. –168с. 8.Нестерова Н.Н., Зюзина Н.Н. «Композиционное экономикоматематическое нейромоделирование рискав условиях инновационноориентированной экономики региона» /Воронежский государственный университет инженерных технологий.

Kirichenko Anna Y. Master FGOBU VPO "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Lipetsk branch) , Lipetskanchyta48@yandex.ruBudgeting as part of financial planning budget of the Russian FederationAbstract: This article describes the conditions for the development of budget planning and budgeting in the subjects of the Russian Federation. Shown to stabilize the financial system and intergovernmental fiscal relations as part of state and municipal government. Dana transparency of financial flows between the federal center and the regions.Keywords: financial planning, budgeting, public policy, budget stabilization of the economy.