Первое произведение Н.В. Гоголя как семиологический факт

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Одекова Ф. Р. Первое произведение Н.В. Гоголя как семиологический факт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2396–2400. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54743.htm.
Аннотация. В статье рассматривается первое произведение Н. В. Гоголя как важный семиологический факт, который является дальнейшим фоном для всех последующих произведений писателя.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Одекова Феруза Резвановна,кандидат филологических наук, доцент кафедры культуры русской речифакультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института СевероКавказского федерального университета (СКФУ), г. Ставропольferuzaodekova1@rambler.ru

Первое произведение Н.В. Гоголя как семиологический факт

Аннотация. В статье рассматривается первое произведение Н.В. Гоголя как важный семиологический факт, который является дальнейшим фоном для всех последующих произведений писателя. Ключевые слова:первое произведение, аутентичность, антиципация, рекурсивность, семиологический факт.

Первые произведения зачастую рассматриваютсякак ©маргинальные; как правило, авторы, да и составители, выводят их за пределы основного корпуса текстов, помещая в особые разделы: ©ранние произведенияª, ©произведения разных лет, не включенные автором в основное собраниеª. Иногда их можно обнаружить в разделе ©комментарииª, чаще в дневниках, рукописяхª [1].Первые произведения редко сохраняются, авторы если и упоминают о них, то, скорее, иронично. Исследователи обращаютсяк ним только как к фактам биографии. ©Творчество –знаковая система, а знак, как известно, нельзя отождествлять ни с индивидуальным состояниемсознания автора или какоголибо из субъектов, воспринимающих это произведение, ни с тем, что мы называем ©произведениемвещьюª. Оно существует как эстетический объект, местонахождением которого является общественное сознание в целомª[2].Поэма ©Ганц Кюхельгартенª –©визитная карточкаª писателя, явившегося на литературную арену. Нередко бывает –так было и у Гоголя, –что уже в первом произведении писателя, еще далеком от подлинно художественных высот, представляются особенности именно этого таланта, этой творческой натуры. И думается, ©важнее собрать эти первые ростки будущего, нежели радоваться тому, что автор безжалостно затоптал их, стремясь вперед и справедливо высмеивая свои незрелые юношеские творенияª[3].Очень важно осмыслить первое произведение, написанное юным писателем Н.В. Гоголем. Первое произведение является особым семиологическим фактом всего творчества писателя. К.Э.Штайн отмечает: ©Как эстетический объект первое произведение уступает зрелому творчеству, но в контексте идиостиля это знак особого рода –знак инициации, он имплицирует связи с предшествующими и эксплицирует отношения с последующими текстами в большом контексте творчества художника. Это точка отсчета, единство… Первое произведение может стать основой для осмысления культурного сознания автора, показателем и доказательством единства его творчестваª [4]. Ю.С. Степанов рассматривает ©событие первого произведения как элемент эволюционного семиотического рядаª [5]. Первопроизведение является важной ступенью в осмыслении эволюции творчества автора. М. Фуко, рассуждая о проблеме ©автор –произведениеª, отмечал, что ©автор… –это некоторый очаг выражения, который равным образом обнаруживает себя в различных, более или менее завершенных формах: в произведениях, в черновиках, в письмах, вофрагментах…ª [6].В связи с феноменом первого произведения выделяетсяследующий круг проблем: 1) проблема аутентичности(©авторстваªпервого произведения, то есть что можно рассматривать в качестве ©первогоª); 2) проблемы антиципации,то естьустремленности вперед (связи первого с последующим произведениями в творческом наследиихудожника; 3) проблемы рекурсивности, то есть обращенности назад (отношения первого произведения художника с предшествующими в творчестве писателя[1]. Аутентичностьпервого произведения –это©приведение художественного текста поэтом в соответствие с его личностью, необходимостью выразить то, что он хочет, то естьустановление прямой связи между языком духовного мира, на котором художник осознает себя, и языком искусстваª [4]. В 1842 г. Гоголь в предисловии к собранию своих сочинений в четырех томах замечал о ©Вечерахна хуторе близ Диканькиª: ©...это первоначальные ученические опыты, недостойные строгого внимания читателя; но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключить их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности. Снисходительный читатель может пропустить весь первый томи начать читать со второгоª[7, т. 1].Таким образом, можно сказать, что юношескими, или ©ученическимиª опытами открывалось гоголевское собрание сочинений, ими же предполагалось его завершить.Относительно хронологических рамок тома следует отметить, что, несмотря на некоторую временную неопределенность границы, проведенной Гоголем между его ©юношескимиª и зрелыми произведениями, главный рубеж приходится на середину 1830х гг. –время выхода в свет ©Арабесокª, ©Миргородаª и ©Ревизораª. 28 июня 1836 г. Гоголь писал В.А. Жуковскому: ©Каких высоких, каких торжественных ощущений... исполнена жизнь моя!.. Львиную силу чувствую в душе своей и заметно слышу переход свой из детства, проведенного в школьных занятиях, в юношеский возраст... В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика, в которой на одной странице видны нерадение и лень, на другой нетерпение и поспешность...Изредка, может быть, выберется страница, за которую похвалит разве только учитель, провидящий в них зародыш будущего. Пора, пора наконец заняться деломª[7, т. 11]. Еще несколько набросков датируются 1839 г. Крайней же датой, которой исчерпываются ©юношеские опытыª, является 1842 г. –год появления в печати первого собрания сочинений Гоголя.Под антиципациейследует понимать ©предвосхищение принципов, методов, средств, приемов, характерных для последующего творчества, в первом произведении, то естьэто предвосхищение общего контура всей системы по одному из элементов –первому произведениюª [4]. Еще Ш.О. СентБев в работе, посвященной П. Корнелю (1829г.), писал, что ©самое важное для биографа великого писателя, великого поэта –это уловить, осмыслить, подвергнуть анализу всю его личность именно в тот момент, когда более или менее удачное стечение обстоятельств –талант, воспитание, окружающие условия –исторгает из него первый его шедевр. Если вы успели понять поэта в этот критический момент его жизни, развязать узел, от которого отныне протянутся нити к его будущему, если вам удастся отыскать, так сказать, тайное звено, что соединяет два его бытия –новое, ослепительное, сверкающее, великолепное, и то –прежнее –тусклое, замкнутое… И тогда от ©Ренеª до последнего творения гна Шатобриана, от первых ©размышленийª до всего, что еще создаст гн Ламартин, от ©Андромахиª до ©Гофомииª,от ©Сидаª до ©Никомедаª –вам легко приобщиться к гению великого поэта –путеводная нить у вас в руках, вам остается только идти за нейª [8].В 1850 г. в разговоре с друзьями Гоголь отметил: ©Человек со временем будет тем, чем смолоду былª.Попытку показать единство своих взглядов по времени Гоголь предпринял, включив в состав пятого тома готовившегося им незадолго до смерти собрания сочинений наряду со статьями ©Выбранных мест из переписки с друзьямиª (1847г.) несколько статей из раннего сборника ©Арабескиª (1835г.). Тогда же вслед за пятым томом Гоголь намечает шестой –©Юношеские опытыª, который должен был завершить собрание. Сюда он планировалвключить все произведения, не вошедшие в первые пять томов. ©Все же прочее, –замечал он в предисловии к пятому тому, –может со временем составить отдельный том под названием юношеских опытовª[9]. О намерении Гоголя издать в конце жизни том ©Юношеские опытыª вспоминал и Г.П. Данилевский, посетивший писателя осенью 1851 г. Такой том выделил впоследствии в собрании сочинений Гоголя Н.С. Тихонравов (Сочинения Н.В. Гоголя. 10е изд. Т. 5. –М., 1889).Действительно, резкого, принципиального расхождения между зрелой прозой Гоголя и его ©юношескими опытамиª не существует. Несмотря на кажущиеся противоречия в его творчестве, все написанные им произведения в итоге составили лишь последовательные ступени духовного восхождения.Таким образом, еще в раннем творчестве сложились творческие и языковые критерии Гоголя, которые он отстаивал на протяжении всей своей жизни.Рекурсивностьпервого произведения (от лат. recursio–возвращение) ©осуществляется в трех основных направлениях: 1.От первого произведения к предшественникам (подключение к художественной парадигме).

2.От первого произведения к праобразам по закону ©автономного комплексаª(К. Юнг).3.От первого произведения к безднам языка, ведь первое слово –тоже поэзия (А.А. Потебня), оно, в свою очередь, направлено к “первозвукам”ª [4]. Язык ©изначально строит свой запас слов, а затем и связную речьª, являясь ©органом постижения мира, возникновения и формирования идей, импульсом для развития духовной деятельности человекаª, –пишет В. Гумбольдт[10]. Первое произведение уходит в корни традиций, в глубины коллективного бессознательного и в ©гул языкаª(Р. Барт). У Гоголямы наблюдаем рекурсивность в первом направлении –от первого произведения к предшественникам (подключение к художественной парадигме).©Гоголь, как и Пушкин, как и Лермонтов, а до них еще Фонвизин и Грибоедов, начинает с поисков ведущего характера времени. Без такого поиска, без такого открытия не мыслится пока что дебют писателя. Ганц Гоголя –человек того же типа, той же закваски, что и Онегинª[3]. Как и Онегин, Ганц тяготится окружающей его средой, как и Чацкий, он недоволен и мрачен, как и Арбенин, онв любви пытается забыться, отойти от никому не ведомых ©романтическихª страданий. И Ганц уезжает путешествовать, оставив милую свою Луизу, как Онегин и Чацкий –Татьяну и Софью. ©Если потом Гоголь принесет свою нерушимую клятву быть верным пушкинским заветам, то здесь, в начале пути, он был близок к этому –к пушкинской проблематике, крyгyидейных, поэтических интересов великого поэта. Пока что молодой литератор целиком в русле пушкинской мыслиª[3].Главы ©Евгения Онегинаª доходили в Нежинскую гимназию. Свосхищением и восторгом читал Гоголь пушкинскую поэзию. ©Мы выписывали с ним (Гоголем –Ф.О.) и с Прокоповичем журналы, альманах... Мы собирались втроем ичитали ©Онегинаª Пушкина, который тогда выходил по главам. Гоголь уже тогда восхищался Пушкинымª, –писал товарищ Гоголя по Нежинской гимназии[цит. по: 11]. Следует отметить, что к моменту появления гоголевской поэмы пушкинский роман еще не был закончен. Характер Онегина не обрисовывался пока целиком и вполне ясно. Но Гоголь охватывает в ©Ганце Кюхельгартенеª почти все сюжетные линии, связанные с образом Онегина, в ту пору еще не дорисованного до конца самим Пушкиным. Близость мышления Гоголя и Пушкина уже здесь видна: в их произведениях, можно найти почти идентичные эпизоды. Речь идет в данном случае ©не о художественном уровне, совершенном у Пушкина, робкоученическом у Гоголя, но о совладении замыслов, об одинаковом понимании, например, причин, побудивших Ганца или Онегина покинуть тихие свои деревни: презрение к обывательскому окружениюª [3].Уезжает Онегин. Татьяна находит в его кабинете книги, заметки на полях, и коечто открывается ей в этом характере. Уезжает Ганц. Луиза и ее мать в домике Ганца:Вот входят в комнату оне;Но в ней все пусто. В сторонеЛежит, в густой пыли, том давний,Платон и Шиллер своенравный,Петрарка, Тик, Аристофан,Да позабытый Винкельман... [9].

Среди любимых писателей Ганца, названных как объяснение мятежных страстей –Тик и Аристофан. ©Это две стороны собственных гоголевских интересов, две не слитые пока что творческие струны: романтика и сатира, мечта и злободневность, восторженная, болезненная грусть и оглушительный, здоровый смехª [3].Как и пушкинской Татьяне, страшный сон приснился Луизе, ее подруге по духу:Мне снилось: в темной я пустыне, Вокруг меня туман и глушь.И на болотистой равнинеНет места, где была бы сушь.Тяжелый запах; топко, вязко;Что шаг, то бездна подо мной:Боюся я ступить ногой;И вдруг мне сделалось так тяжко......Где ни возьмись, Ганц дикий, странный, –

Бежала кровь, струясь ив раны... [9].

Страшным, диким казался во сне и Онегин Татьяне. Странными, непонятными представляются Луизе и Татьяне их избранники, во сне они как бы попадают в ту жуткую обстановку, где льется кровь и разверзаются бездны, в ту обстановку, которая и может, с точки зрения начитавшихся романов девиц, порождать подобные характеры, загадочные стремления.Оченьважно рассматривать раннего Гоголя в кругу пушкинской проблематики, и не только потому, что он любил Пушкина, пользовался его советами, учился у него историзму, но и потому, что он выступил на литературное поприще как ученик пушкинской школы, сторонник пушкинского направленияª [3]. До того как Гоголь стал создателем собственного направления в русской литературе, он принадлежал к пушкинской когорте, был ©пушкинцемª. Создание образа героя своего времени было для него той же точкой отсчета, что и для Грибоедова, для Пушкина. Мечтатель Ганц Кюхельгартен и рачительный помещик Костанжогло –начало и конец жизни Гоголя, его творчества. Между этими двумя фигурами, Ганцем и Костанжогло, и расположилось собственно ©гоголевское направлениеª русской литературы.Характер, близкий Ганцу, попытался Гоголь создать и в небольшой сцене, оставшейся от замысла комедии ©Владимир 3ей степениª, –в ©Отрывкеª. Молодой человек Миша страдает изза деспотического характера своей ©великосветскойª маменьки, Марии Александровны, желающей, чтобы сын непременно определился по военной службе и женился на богатой княжне Шлепохвостовой.В образе Миши Гоголь попытался показать человекапорядочного, доброго, думающего о бедных, считающего, что все сословия равны, что рождаются все одинаковыми. В пылких речахМиши мы четкоуслышим отзвуки свободолюбивых лекций по естественному праву; читанных в Нежинском лицее молодым профессором Белоусовым. Именно о равенстве людей говорил любимый наставник. Идеи эти, запавшие в душу Гоголя, сказались в одном из первых же драматургических замыслов –в ©Отрывкеª. ©Но вы посудите, –пылко отвечает маменьке, Миша, –справедлив ли человек богатый, который будет искать тоже богатых невест, –что ж будет тогда на свете? Ведь это все равно, что сверх шубы да надеть шинель, когда и без того жарко, когда эта шинель, может быть, прикрыла бы чьинибудь плечи. Нет, маменька, это несправедливоª [9].И.В. Вишневская подчеркивает: ©И именно в первой же гоголевской поэме ©Ганц Кюхельгартенª возникает лихорадочная жизнь минуты, обнаженная тенденция, точная карта политических интересов данной эпохиª [3]. Как только Гоголь сумеет отказаться от конкретного воплощения идеала, идеала, выраженного в сюжете, так уйдет из его произведений и открытая тенденция, открытый язык политики. Изменяется идеологическая цель, изменяются соответственно и художественные средства ее достижения. ©В поэме ©Ганц Кюхельгартенª, как правило, объявляемой далекой от реальной действительности, связанной лишь с немецким романтизмом, мы можем найти дышащие живым волнением эпохи строкиª [3].Вот Ганц и семья пастора заняты беседой. О чем она, эта беседа, в сюжете, ©навеянном немецким романтизмомª? Сидят они, ©разговорясь про новости газетª:Про злой неурожай, про греков и про турок,Про Мисолунги, про дела войны,Про славного вождя Колокотрони,Про Канинга, про парламент,Про бедствия и мятежи в Мадриде [9].

Здесь, что ни слово –живая жизнь, политика дня, про греков и про турок говорят герои ©идиллииª. Они говорят о Джордже Каннинге, известном именно в эти годы, годы написания ©Ганцаª, английском государственном деятеле, обеспечившем Англии господствующее международное положение. Героипоэмыупоминают и Колокотрони (Теодорос Колокотронис), одного из выдающихся греческих инсургентов, особенно прославившегося в 20е годы XIXв., когда и писался ©Ганц Кюхельгартенª, своей борьбой против турок.©Про Мисолунгиª (Миссолонги) разговаривают Ганц и пастор. Персонажиюного Гоголя толковали о мятежном греческом городе Миссолунги, где похоронено сердце умершего там в 1824 г. Байрона, где поставлен ему памятник, где был главный опорный пункт Западной Греции в войне с турками. В 1825 г. 35тысячный корпус, предводимый Рашидпашой, осадил героический город, так и не сломив его славных жителей. В 1826 г., исчерпав все боевые и продовольственные запасы, греки взорвали пороховой погреб и погребли себя под развалинами вместе с ворвавшимися в город турками. О городе, где умер Байрон говорит со своей Луизой гоголевский Ганц.©Лорда Байрона портретª видит Татьяна на письменном столе Онегина.Про ©мятежи в Мадридеª услышим мы в поэме, поскольку в Мадриде, в годы создания ©Ганцаª, кипела революция.Как видим, героев поэмы волнуют прогрессивные явления современности. С сочувствием автор пишет о ©славном вожде Колокотрониª или©бедствиях и мятежах в Мадридеª. Гоголь включает в первое свое произведение события, окрашенные цветами революционными, события, не вызывающие одобрения у царского правительства. По этому поводу И.В. Вишневская пишет: ©Такая открытая оппозиционность Гоголя, сказавшаяся весьма рано и недвусмысленно, впоследствии нечасто будет проявляться столь откровенно. Однако отзвуки, отблески такой оппозиционности, не имеющей ничего общего с абстрактным романтизмом и замешанной на чисто русской почве, найдем мы и в одной из сцен, оставшихся от ©Владимира 3ей степениª, –в свободолюбивых тирадах Мишиª [3].С течением времени Гоголь станет пользоваться целым рядом этих же фактов ифамилий для усиления сатирической силы своих произведений. Политические факты и фамилии героев, упомянутые в сатирическом контексте, подчеркивают аполитичность, ©внеобщественноеª существование гоголевских персонажей.Во втором томе ©Мертвых душª Гоголь создаст из победы под Наварином цвет фрака Чичикова, особый цвет ©наваринского дыму с пламенемª. Чичиков –не тихий господин средних лет, но ©воинª, ©боецª на своем фронте, фронте накопительства. Он агрессивен, активен, как греки при Наварине, и пока что он побеждает, и потому даже цвет его фрака воинственный.А в кабинете Собакевича окажутся картины, на которых ©...всё были молодцы, всё греческие полководцы: ...Колокотрони, Миаули, Канари... героиня греческая Бобелина...ª [12]. Поместив к Собакевичу портретыгреческих вождей, Гоголь извлекает из этого смысл сатирический. Пафос комизма заключен в следующем: картины с изображением полководцев висели здесь потому, что ©хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые...ª [21]. Только оболочку явлений видит Собакевич, только их форму, содержание от него ускользает. Как не удивила его просьба Чичикова о мертвых душах, так не поражают и подвиги героев, помещенных в его каждодневный быт и остающихся ему неизвестными. Так Гоголь образно оттеняет бездуховность Собакевича.©Я сегодня все утро читал газеты, –сообщит в своих ©Запискахª сумасшедший Поприщин. –Странные дела делаются в Испании... Пишут, что престол упразднен... Мне кажется это чрезвычайно странным... Да, говорят, нет короля. –Не может статься, чтобы не было короля... Сегодняшний день –есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король –яª [12]. Так преображаются ©мятежи в Мадридеª из ©Ганца Кюхельгартенаª в ©Записках сумасшедшегоª. Но, преобразившись, они не утратят своей первоначальной оппозиционнойокраски, сочувственной гоголевской интонации. Только мораль будет не прямой, а опосредствованной, искусство войдет в свои права. Как отмечает И.В. Вишневская: ©Нелепейшие потуги австрийского императора и русского царя ввязаться в дела Испании трансформируются в бредни Поприщина. И именно он, несчастный безумец, может воплотить в себе короля для поднявшего мятеж народа, не желающего короля. Только сумасшедшийможет навязывать свою волю, свою власть мятежному народуª [3].Из сказанного следует, что прямые политические высказывания Гоголя о либерализме, о мятежном Мадриде, о равенстве бедных и богатых, о героизме греческих повстанцев были связаны с поисками положительного героя времени.Обрисовав фигуру свободомыслящего Ганца Кюхельгартена, отметив основные черты в характере молодого петербургского чиновника Миши, наметив драму другого чиновника, Петрушевича, во ©Владимире 3ей степениª, Гоголь мог бы предпочестьпуть романиста, драматурга, поэта, отдающего свои силы созданию героя своего времени.И в ©Отрывке из неизвестной драмыª (1832г.) пробовал Гоголь найти симпатичный ему человеческий тип борца за справедливость, не терпящего низости, клеветы, сословной спеси.Пылкий, сражающийся с подлостью герой есть и в этом отрывке, близком по стилю к юношеской драме Белинского ©Дмитрий Калининª. Баскаков, как зовут этого героя, возмутившись дурными поступками бывшего друга, разражается следующей тирадой: ©А, забрало, наконец, какое это непостижимое явление! Подлец последней степени, мошенник, заклейменный печатью позора, для которого одна награда –виселица, и этот человек, попробуй ктонибудь коснуться его чести, назвать его подлецом: ©Как вы смеете, милостивый государь, поносить честь мою? Я требую удовлетворения за вашу обиду...ª Бездельник! И он стоит за честь свою, за честь, которая составлена из бесчестияª [9]. Интересно прозвучат здесь мотивы, предшествующие лермонтовскому ©Маскарадуª. Враг Баскакова, некто Валуев,требует дуэли. Баскаков: ©Поединок. Неправда. Нет, братец, этаких подлецов не вызывают на поединок... Этого для моей чести уже было бы слишком... Дуэль? Нет...ª [9]. Впоследствии именно этим же способом обойдется со Звездичем лермонтовский Арбенин, отказав ему в честной дуэли и отметив ©негодяяªпощечиной. Варианты мелодраматического конфликта, понятия о рыцарстве, о чести, о правилах благородного поединка были в основном неизменяемы.Гоголь стремился к созданию образа героя своего времени. В какихто аспектах, и весьма существенных, этот образ под именем то Ганца, то Миши, то Баскакова, был им освещен достаточно полно. Писатель мог развивать найденное, продолжать и обогащать самую раннюю тенденцию своего творчества. Однако Гоголь решительно порывает с грибоедовскопушкинской проблематикой, отходит от характеров Ганца, Миши, Баскакова, в чемто сходных с Чацким и Онегиным, и предлагает новую эстетическую категорию –обличение зла как прославление добра.ПереставподражатьПушкину, и непереставая учиться у него, Гоголь создает свой поэтический мир. Он станет ближе Пушкину, когда создаст ©Ревизораª. ©Во главе натуральной школы мог быть только создатель новой поэтики, она и была создана Гоголем, но лишь тогда, когда он разлучился со ©светлой гостьейª (воспользуемся этими словами Гоголя, сказанными им по другому поводу) –положительной натурой в своем творчествеª [3].Отказавшись от изображения ©добродетельногоª героя, Гогольсумел посвоему поведать миру о добре. Яростно обличая зло, он пламенно любил добродетель, любил людей. ©Соотечественники, я вас любил; любил той любовью, которую не высказывают... любовь эта была мне в радость и утешениеª [9], –так напишет Гоголь в своем завещании. Любовь эта состояла как бы из двух чувств –из собственно любви и ненависти. ©Странная любовьª, как потом назовет ее Лермонтов: ©Люблю Отчизну я, но странною любовьюª. ©На колени перед богом, –говорил Гоголь одному из поэтов, –и проси у него Гнева и Любви! Гнева —противу того, что губит человека, любви —к бедной душе человека, которую губят...ª [9]. Это и есть ©творческий рецептª Гоголя –©смесь Гнева и Любви. Гнев стоит на первом местеª [3].Взяв все лучшее, что накопила до него русская словесность,Гоголь высказал свое кредо, окончательно сформулированное в ©Мертвых душахª: ©...Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку; …праздно вращается на устах слово ©добродетельный человекª, потому что обратили в рабочую лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нем и тени добродетели, и остались только ребра да кожа вместо тела... Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлецаª [12]. Подобная мысль была близка и Пушкину, высмеивавшему в ©Онегинеª романы, где ©... при конце последней части всегда наказан был порок, добру достойный был венокª[13].Итак, первые стихотворные опыты Н.В. Гоголя, его первое произведениеслужат важным семиологическим фактом, который является дальнейшим фоном для всех произведений автора. Первое произведение и юношеские опытыв процессе исследования оказываются чрезвычайно значимыми–маргинальное становится в основную структурную позицию. Первые творческие опыты Н.В. Гоголя являются тем фундаментом, на котором заложена вся концепция творчества Гоголя, его коэволюционный подход.

Ссылки на источники1.Штайн К.Э. Гармония поэтического текста. Монография / Под редакцией доктора филологических наук, профессора В.В. Бабайцевой. –Ставрополь: Издательство СГУ, 2006 –646 с.2.Мукаржовский Я. Искусство как семиологический факт // Чешская и словацкая эстетика. В 2 т. –М.: Прогресс, 1985. –Т. 2. –С. 81–89.3.Вишневская И.В. Гоголь и его комедии. –М.: Издательство ©Наукаª, 1976.–354 с.4.Штайн К.Э. К вопросу о семиологии первого произведения // Первое произведение как семиологический факт: Сборник статей научнометодического семинара ©Textusª. Вып. 2. –СПб. –Ставрополь, 1997. –С. 413.5.Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. –М.: Наука, 1985. –356 с.6.Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / –М. Фуко. –СПб. –406 с.7.Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 т. –Т. 1, с. 318, т. 11, с. 48–49.–М.: Издательство АН СССР, 1949–1952.8.СентБев Ш.О. Пьер Корнель // Хрестоматия по теориилитературы. –М.: Просвещение, 1982. –С. 336–339.9.Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 5 кн. И 7 т. Кн. 5. т. 7. –М.: Астрель, АСТ, 2007. –797 с.10.Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. –М.: Прогресс, 1985. –456 с.11.Шенрок И. Материалы для биографии Гоголя в 4 т., т. 1. М., 1892 –С. 102.12.Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 5 кн. И 7 т. Кн. 3. т. 5. –М.: Астрель, АСТ, 2006. –654 с.13.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т.–Т. 6. –1937. –С. 56.14.Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. –М: Радуга, 1983. –С. 306–349.15.Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтикохудожественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XXвв. –М: Издательство МГУ, 1987. –С. 214–231.

Odekova Feruza RezvanovnaCandidate of Philology; Docent;Department of the Russian Culture of Speech; Faculty of Philology, Journalism and Crosscultural Communication; Institute of Humanities; NorthCaucasus Federal University (NCFU); Stavropol.First literary text of N.V. Gogol as a semiologicalfactSummary: The first Gogol‱s literary text is presented in the article as a significant semiological fact that forms the background for all subsequent texts of the writer.Key words: first literary text, authenticity, anticipation, recursiveness, semiological fact.