Первое произведение Н.В. Гоголя как семиологический факт
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Одекова
Ф.
Р. Первое произведение Н.В. Гоголя как семиологический факт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2396–2400. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54743.htm.
Аннотация. В статье рассматривается первое произведение Н. В. Гоголя как важный семиологический факт, который является дальнейшим фоном для всех последующих произведений писателя.
Ключевые слова:
первое произведение, аутентичность, антиципация, рекурсивность, семиологический факт
Текст статьи
Одекова Феруза Резвановна,кандидат филологических наук, доцент кафедры культуры русской речифакультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института СевероКавказского федерального университета (СКФУ), г. Ставропольferuzaodekova1@rambler.ru
Первое произведение Н.В. Гоголя как семиологический факт
Аннотация. В статье рассматривается первое произведение Н.В. Гоголя как важный семиологический факт, который является дальнейшим фоном для всех последующих произведений писателя. Ключевые слова:первое произведение, аутентичность, антиципация, рекурсивность, семиологический факт.
Первые произведения зачастую рассматриваютсякак ©маргинальные; как правило, авторы, да и составители, выводят их за пределы основного корпуса текстов, помещая в особые разделы: ©ранние произведенияª, ©произведения разных лет, не включенные автором в основное собраниеª. Иногда их можно обнаружить в разделе ©комментарииª, чаще в дневниках, рукописяхª [1].Первые произведения редко сохраняются, авторы если и упоминают о них, то, скорее, иронично. Исследователи обращаютсяк ним только как к фактам биографии. ©Творчество –знаковая система, а знак, как известно, нельзя отождествлять ни с индивидуальным состояниемсознания автора или какоголибо из субъектов, воспринимающих это произведение, ни с тем, что мы называем ©произведениемвещьюª. Оно существует как эстетический объект, местонахождением которого является общественное сознание в целомª[2].Поэма ©Ганц Кюхельгартенª –©визитная карточкаª писателя, явившегося на литературную арену. Нередко бывает –так было и у Гоголя, –что уже в первом произведении писателя, еще далеком от подлинно художественных высот, представляются особенности именно этого таланта, этой творческой натуры. И думается, ©важнее собрать эти первые ростки будущего, нежели радоваться тому, что автор безжалостно затоптал их, стремясь вперед и справедливо высмеивая свои незрелые юношеские творенияª[3].Очень важно осмыслить первое произведение, написанное юным писателем Н.В. Гоголем. Первое произведение является особым семиологическим фактом всего творчества писателя. К.Э.Штайн отмечает: ©Как эстетический объект первое произведение уступает зрелому творчеству, но в контексте идиостиля это знак особого рода –знак инициации, он имплицирует связи с предшествующими и эксплицирует отношения с последующими текстами в большом контексте творчества художника. Это точка отсчета, единство… Первое произведение может стать основой для осмысления культурного сознания автора, показателем и доказательством единства его творчестваª [4]. Ю.С. Степанов рассматривает ©событие первого произведения как элемент эволюционного семиотического рядаª [5]. Первопроизведение является важной ступенью в осмыслении эволюции творчества автора. М. Фуко, рассуждая о проблеме ©автор –произведениеª, отмечал, что ©автор… –это некоторый очаг выражения, который равным образом обнаруживает себя в различных, более или менее завершенных формах: в произведениях, в черновиках, в письмах, вофрагментах…ª [6].В связи с феноменом первого произведения выделяетсяследующий круг проблем: 1) проблема аутентичности(©авторстваªпервого произведения, то есть что можно рассматривать в качестве ©первогоª); 2) проблемы антиципации,то естьустремленности вперед (связи первого с последующим произведениями в творческом наследиихудожника; 3) проблемы рекурсивности, то есть обращенности назад (отношения первого произведения художника с предшествующими в творчестве писателя[1]. Аутентичностьпервого произведения –это©приведение художественного текста поэтом в соответствие с его личностью, необходимостью выразить то, что он хочет, то естьустановление прямой связи между языком духовного мира, на котором художник осознает себя, и языком искусстваª [4]. В 1842 г. Гоголь в предисловии к собранию своих сочинений в четырех томах замечал о ©Вечерахна хуторе близ Диканькиª: ©...это первоначальные ученические опыты, недостойные строгого внимания читателя; но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключить их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности. Снисходительный читатель может пропустить весь первый томи начать читать со второгоª[7, т. 1].Таким образом, можно сказать, что юношескими, или ©ученическимиª опытами открывалось гоголевское собрание сочинений, ими же предполагалось его завершить.Относительно хронологических рамок тома следует отметить, что, несмотря на некоторую временную неопределенность границы, проведенной Гоголем между его ©юношескимиª и зрелыми произведениями, главный рубеж приходится на середину 1830х гг. –время выхода в свет ©Арабесокª, ©Миргородаª и ©Ревизораª. 28 июня 1836 г. Гоголь писал В.А. Жуковскому: ©Каких высоких, каких торжественных ощущений... исполнена жизнь моя!.. Львиную силу чувствую в душе своей и заметно слышу переход свой из детства, проведенного в школьных занятиях, в юношеский возраст... В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика, в которой на одной странице видны нерадение и лень, на другой нетерпение и поспешность...Изредка, может быть, выберется страница, за которую похвалит разве только учитель, провидящий в них зародыш будущего. Пора, пора наконец заняться деломª[7, т. 11]. Еще несколько набросков датируются 1839 г. Крайней же датой, которой исчерпываются ©юношеские опытыª, является 1842 г. –год появления в печати первого собрания сочинений Гоголя.Под антиципациейследует понимать ©предвосхищение принципов, методов, средств, приемов, характерных для последующего творчества, в первом произведении, то естьэто предвосхищение общего контура всей системы по одному из элементов –первому произведениюª [4]. Еще Ш.О. СентБев в работе, посвященной П. Корнелю (1829г.), писал, что ©самое важное для биографа великого писателя, великого поэта –это уловить, осмыслить, подвергнуть анализу всю его личность именно в тот момент, когда более или менее удачное стечение обстоятельств –талант, воспитание, окружающие условия –исторгает из него первый его шедевр. Если вы успели понять поэта в этот критический момент его жизни, развязать узел, от которого отныне протянутся нити к его будущему, если вам удастся отыскать, так сказать, тайное звено, что соединяет два его бытия –новое, ослепительное, сверкающее, великолепное, и то –прежнее –тусклое, замкнутое… И тогда от ©Ренеª до последнего творения гна Шатобриана, от первых ©размышленийª до всего, что еще создаст гн Ламартин, от ©Андромахиª до ©Гофомииª,от ©Сидаª до ©Никомедаª –вам легко приобщиться к гению великого поэта –путеводная нить у вас в руках, вам остается только идти за нейª [8].В 1850 г. в разговоре с друзьями Гоголь отметил: ©Человек со временем будет тем, чем смолоду былª.Попытку показать единство своих взглядов по времени Гоголь предпринял, включив в состав пятого тома готовившегося им незадолго до смерти собрания сочинений наряду со статьями ©Выбранных мест из переписки с друзьямиª (1847г.) несколько статей из раннего сборника ©Арабескиª (1835г.). Тогда же вслед за пятым томом Гоголь намечает шестой –©Юношеские опытыª, который должен был завершить собрание. Сюда он планировалвключить все произведения, не вошедшие в первые пять томов. ©Все же прочее, –замечал он в предисловии к пятому тому, –может со временем составить отдельный том под названием юношеских опытовª[9]. О намерении Гоголя издать в конце жизни том ©Юношеские опытыª вспоминал и Г.П. Данилевский, посетивший писателя осенью 1851 г. Такой том выделил впоследствии в собрании сочинений Гоголя Н.С. Тихонравов (Сочинения Н.В. Гоголя. 10е изд. Т. 5. –М., 1889).Действительно, резкого, принципиального расхождения между зрелой прозой Гоголя и его ©юношескими опытамиª не существует. Несмотря на кажущиеся противоречия в его творчестве, все написанные им произведения в итоге составили лишь последовательные ступени духовного восхождения.Таким образом, еще в раннем творчестве сложились творческие и языковые критерии Гоголя, которые он отстаивал на протяжении всей своей жизни.Рекурсивностьпервого произведения (от лат. recursio–возвращение) ©осуществляется в трех основных направлениях: 1.От первого произведения к предшественникам (подключение к художественной парадигме).
2.От первого произведения к праобразам по закону ©автономного комплексаª(К. Юнг).3.От первого произведения к безднам языка, ведь первое слово –тоже поэзия (А.А. Потебня), оно, в свою очередь, направлено к “первозвукам”ª [4]. Язык ©изначально строит свой запас слов, а затем и связную речьª, являясь ©органом постижения мира, возникновения и формирования идей, импульсом для развития духовной деятельности человекаª, –пишет В. Гумбольдт[10]. Первое произведение уходит в корни традиций, в глубины коллективного бессознательного и в ©гул языкаª(Р. Барт). У Гоголямы наблюдаем рекурсивность в первом направлении –от первого произведения к предшественникам (подключение к художественной парадигме).©Гоголь, как и Пушкин, как и Лермонтов, а до них еще Фонвизин и Грибоедов, начинает с поисков ведущего характера времени. Без такого поиска, без такого открытия не мыслится пока что дебют писателя. Ганц Гоголя –человек того же типа, той же закваски, что и Онегинª[3]. Как и Онегин, Ганц тяготится окружающей его средой, как и Чацкий, он недоволен и мрачен, как и Арбенин, онв любви пытается забыться, отойти от никому не ведомых ©романтическихª страданий. И Ганц уезжает путешествовать, оставив милую свою Луизу, как Онегин и Чацкий –Татьяну и Софью. ©Если потом Гоголь принесет свою нерушимую клятву быть верным пушкинским заветам, то здесь, в начале пути, он был близок к этому –к пушкинской проблематике, крyгyидейных, поэтических интересов великого поэта. Пока что молодой литератор целиком в русле пушкинской мыслиª[3].Главы ©Евгения Онегинаª доходили в Нежинскую гимназию. Свосхищением и восторгом читал Гоголь пушкинскую поэзию. ©Мы выписывали с ним (Гоголем –Ф.О.) и с Прокоповичем журналы, альманах... Мы собирались втроем ичитали ©Онегинаª Пушкина, который тогда выходил по главам. Гоголь уже тогда восхищался Пушкинымª, –писал товарищ Гоголя по Нежинской гимназии[цит. по: 11]. Следует отметить, что к моменту появления гоголевской поэмы пушкинский роман еще не был закончен. Характер Онегина не обрисовывался пока целиком и вполне ясно. Но Гоголь охватывает в ©Ганце Кюхельгартенеª почти все сюжетные линии, связанные с образом Онегина, в ту пору еще не дорисованного до конца самим Пушкиным. Близость мышления Гоголя и Пушкина уже здесь видна: в их произведениях, можно найти почти идентичные эпизоды. Речь идет в данном случае ©не о художественном уровне, совершенном у Пушкина, робкоученическом у Гоголя, но о совладении замыслов, об одинаковом понимании, например, причин, побудивших Ганца или Онегина покинуть тихие свои деревни: презрение к обывательскому окружениюª [3].Уезжает Онегин. Татьяна находит в его кабинете книги, заметки на полях, и коечто открывается ей в этом характере. Уезжает Ганц. Луиза и ее мать в домике Ганца:Вот входят в комнату оне;Но в ней все пусто. В сторонеЛежит, в густой пыли, том давний,Платон и Шиллер своенравный,Петрарка, Тик, Аристофан,Да позабытый Винкельман... [9].
Среди любимых писателей Ганца, названных как объяснение мятежных страстей –Тик и Аристофан. ©Это две стороны собственных гоголевских интересов, две не слитые пока что творческие струны: романтика и сатира, мечта и злободневность, восторженная, болезненная грусть и оглушительный, здоровый смехª [3].Как и пушкинской Татьяне, страшный сон приснился Луизе, ее подруге по духу:Мне снилось: в темной я пустыне, Вокруг меня туман и глушь.И на болотистой равнинеНет места, где была бы сушь.Тяжелый запах; топко, вязко;Что шаг, то бездна подо мной:Боюся я ступить ногой;И вдруг мне сделалось так тяжко......Где ни возьмись, Ганц дикий, странный, –
Бежала кровь, струясь ив раны... [9].
Страшным, диким казался во сне и Онегин Татьяне. Странными, непонятными представляются Луизе и Татьяне их избранники, во сне они как бы попадают в ту жуткую обстановку, где льется кровь и разверзаются бездны, в ту обстановку, которая и может, с точки зрения начитавшихся романов девиц, порождать подобные характеры, загадочные стремления.Оченьважно рассматривать раннего Гоголя в кругу пушкинской проблематики, и не только потому, что он любил Пушкина, пользовался его советами, учился у него историзму, но и потому, что он выступил на литературное поприще как ученик пушкинской школы, сторонник пушкинского направленияª [3]. До того как Гоголь стал создателем собственного направления в русской литературе, он принадлежал к пушкинской когорте, был ©пушкинцемª. Создание образа героя своего времени было для него той же точкой отсчета, что и для Грибоедова, для Пушкина. Мечтатель Ганц Кюхельгартен и рачительный помещик Костанжогло –начало и конец жизни Гоголя, его творчества. Между этими двумя фигурами, Ганцем и Костанжогло, и расположилось собственно ©гоголевское направлениеª русской литературы.Характер, близкий Ганцу, попытался Гоголь создать и в небольшой сцене, оставшейся от замысла комедии ©Владимир 3ей степениª, –в ©Отрывкеª. Молодой человек Миша страдает изза деспотического характера своей ©великосветскойª маменьки, Марии Александровны, желающей, чтобы сын непременно определился по военной службе и женился на богатой княжне Шлепохвостовой.В образе Миши Гоголь попытался показать человекапорядочного, доброго, думающего о бедных, считающего, что все сословия равны, что рождаются все одинаковыми. В пылких речахМиши мы четкоуслышим отзвуки свободолюбивых лекций по естественному праву; читанных в Нежинском лицее молодым профессором Белоусовым. Именно о равенстве людей говорил любимый наставник. Идеи эти, запавшие в душу Гоголя, сказались в одном из первых же драматургических замыслов –в ©Отрывкеª. ©Но вы посудите, –пылко отвечает маменьке, Миша, –справедлив ли человек богатый, который будет искать тоже богатых невест, –что ж будет тогда на свете? Ведь это все равно, что сверх шубы да надеть шинель, когда и без того жарко, когда эта шинель, может быть, прикрыла бы чьинибудь плечи. Нет, маменька, это несправедливоª [9].И.В. Вишневская подчеркивает: ©И именно в первой же гоголевской поэме ©Ганц Кюхельгартенª возникает лихорадочная жизнь минуты, обнаженная тенденция, точная карта политических интересов данной эпохиª [3]. Как только Гоголь сумеет отказаться от конкретного воплощения идеала, идеала, выраженного в сюжете, так уйдет из его произведений и открытая тенденция, открытый язык политики. Изменяется идеологическая цель, изменяются соответственно и художественные средства ее достижения. ©В поэме ©Ганц Кюхельгартенª, как правило, объявляемой далекой от реальной действительности, связанной лишь с немецким романтизмом, мы можем найти дышащие живым волнением эпохи строкиª [3].Вот Ганц и семья пастора заняты беседой. О чем она, эта беседа, в сюжете, ©навеянном немецким романтизмомª? Сидят они, ©разговорясь про новости газетª:Про злой неурожай, про греков и про турок,Про Мисолунги, про дела войны,Про славного вождя Колокотрони,Про Канинга, про парламент,Про бедствия и мятежи в Мадриде [9].
Здесь, что ни слово –живая жизнь, политика дня, про греков и про турок говорят герои ©идиллииª. Они говорят о Джордже Каннинге, известном именно в эти годы, годы написания ©Ганцаª, английском государственном деятеле, обеспечившем Англии господствующее международное положение. Героипоэмыупоминают и Колокотрони (Теодорос Колокотронис), одного из выдающихся греческих инсургентов, особенно прославившегося в 20е годы XIXв., когда и писался ©Ганц Кюхельгартенª, своей борьбой против турок.©Про Мисолунгиª (Миссолонги) разговаривают Ганц и пастор. Персонажиюного Гоголя толковали о мятежном греческом городе Миссолунги, где похоронено сердце умершего там в 1824 г. Байрона, где поставлен ему памятник, где был главный опорный пункт Западной Греции в войне с турками. В 1825 г. 35тысячный корпус, предводимый Рашидпашой, осадил героический город, так и не сломив его славных жителей. В 1826 г., исчерпав все боевые и продовольственные запасы, греки взорвали пороховой погреб и погребли себя под развалинами вместе с ворвавшимися в город турками. О городе, где умер Байрон говорит со своей Луизой гоголевский Ганц.©Лорда Байрона портретª видит Татьяна на письменном столе Онегина.Про ©мятежи в Мадридеª услышим мы в поэме, поскольку в Мадриде, в годы создания ©Ганцаª, кипела революция.Как видим, героев поэмы волнуют прогрессивные явления современности. С сочувствием автор пишет о ©славном вожде Колокотрониª или©бедствиях и мятежах в Мадридеª. Гоголь включает в первое свое произведение события, окрашенные цветами революционными, события, не вызывающие одобрения у царского правительства. По этому поводу И.В. Вишневская пишет: ©Такая открытая оппозиционность Гоголя, сказавшаяся весьма рано и недвусмысленно, впоследствии нечасто будет проявляться столь откровенно. Однако отзвуки, отблески такой оппозиционности, не имеющей ничего общего с абстрактным романтизмом и замешанной на чисто русской почве, найдем мы и в одной из сцен, оставшихся от ©Владимира 3ей степениª, –в свободолюбивых тирадах Мишиª [3].С течением времени Гоголь станет пользоваться целым рядом этих же фактов ифамилий для усиления сатирической силы своих произведений. Политические факты и фамилии героев, упомянутые в сатирическом контексте, подчеркивают аполитичность, ©внеобщественноеª существование гоголевских персонажей.Во втором томе ©Мертвых душª Гоголь создаст из победы под Наварином цвет фрака Чичикова, особый цвет ©наваринского дыму с пламенемª. Чичиков –не тихий господин средних лет, но ©воинª, ©боецª на своем фронте, фронте накопительства. Он агрессивен, активен, как греки при Наварине, и пока что он побеждает, и потому даже цвет его фрака воинственный.А в кабинете Собакевича окажутся картины, на которых ©...всё были молодцы, всё греческие полководцы: ...Колокотрони, Миаули, Канари... героиня греческая Бобелина...ª [12]. Поместив к Собакевичу портретыгреческих вождей, Гоголь извлекает из этого смысл сатирический. Пафос комизма заключен в следующем: картины с изображением полководцев висели здесь потому, что ©хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые...ª [21]. Только оболочку явлений видит Собакевич, только их форму, содержание от него ускользает. Как не удивила его просьба Чичикова о мертвых душах, так не поражают и подвиги героев, помещенных в его каждодневный быт и остающихся ему неизвестными. Так Гоголь образно оттеняет бездуховность Собакевича.©Я сегодня все утро читал газеты, –сообщит в своих ©Запискахª сумасшедший Поприщин. –Странные дела делаются в Испании... Пишут, что престол упразднен... Мне кажется это чрезвычайно странным... Да, говорят, нет короля. –Не может статься, чтобы не было короля... Сегодняшний день –есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король –яª [12]. Так преображаются ©мятежи в Мадридеª из ©Ганца Кюхельгартенаª в ©Записках сумасшедшегоª. Но, преобразившись, они не утратят своей первоначальной оппозиционнойокраски, сочувственной гоголевской интонации. Только мораль будет не прямой, а опосредствованной, искусство войдет в свои права. Как отмечает И.В. Вишневская: ©Нелепейшие потуги австрийского императора и русского царя ввязаться в дела Испании трансформируются в бредни Поприщина. И именно он, несчастный безумец, может воплотить в себе короля для поднявшего мятеж народа, не желающего короля. Только сумасшедшийможет навязывать свою волю, свою власть мятежному народуª [3].Из сказанного следует, что прямые политические высказывания Гоголя о либерализме, о мятежном Мадриде, о равенстве бедных и богатых, о героизме греческих повстанцев были связаны с поисками положительного героя времени.Обрисовав фигуру свободомыслящего Ганца Кюхельгартена, отметив основные черты в характере молодого петербургского чиновника Миши, наметив драму другого чиновника, Петрушевича, во ©Владимире 3ей степениª, Гоголь мог бы предпочестьпуть романиста, драматурга, поэта, отдающего свои силы созданию героя своего времени.И в ©Отрывке из неизвестной драмыª (1832г.) пробовал Гоголь найти симпатичный ему человеческий тип борца за справедливость, не терпящего низости, клеветы, сословной спеси.Пылкий, сражающийся с подлостью герой есть и в этом отрывке, близком по стилю к юношеской драме Белинского ©Дмитрий Калининª. Баскаков, как зовут этого героя, возмутившись дурными поступками бывшего друга, разражается следующей тирадой: ©А, забрало, наконец, какое это непостижимое явление! Подлец последней степени, мошенник, заклейменный печатью позора, для которого одна награда –виселица, и этот человек, попробуй ктонибудь коснуться его чести, назвать его подлецом: ©Как вы смеете, милостивый государь, поносить честь мою? Я требую удовлетворения за вашу обиду...ª Бездельник! И он стоит за честь свою, за честь, которая составлена из бесчестияª [9]. Интересно прозвучат здесь мотивы, предшествующие лермонтовскому ©Маскарадуª. Враг Баскакова, некто Валуев,требует дуэли. Баскаков: ©Поединок. Неправда. Нет, братец, этаких подлецов не вызывают на поединок... Этого для моей чести уже было бы слишком... Дуэль? Нет...ª [9]. Впоследствии именно этим же способом обойдется со Звездичем лермонтовский Арбенин, отказав ему в честной дуэли и отметив ©негодяяªпощечиной. Варианты мелодраматического конфликта, понятия о рыцарстве, о чести, о правилах благородного поединка были в основном неизменяемы.Гоголь стремился к созданию образа героя своего времени. В какихто аспектах, и весьма существенных, этот образ под именем то Ганца, то Миши, то Баскакова, был им освещен достаточно полно. Писатель мог развивать найденное, продолжать и обогащать самую раннюю тенденцию своего творчества. Однако Гоголь решительно порывает с грибоедовскопушкинской проблематикой, отходит от характеров Ганца, Миши, Баскакова, в чемто сходных с Чацким и Онегиным, и предлагает новую эстетическую категорию –обличение зла как прославление добра.ПереставподражатьПушкину, и непереставая учиться у него, Гоголь создает свой поэтический мир. Он станет ближе Пушкину, когда создаст ©Ревизораª. ©Во главе натуральной школы мог быть только создатель новой поэтики, она и была создана Гоголем, но лишь тогда, когда он разлучился со ©светлой гостьейª (воспользуемся этими словами Гоголя, сказанными им по другому поводу) –положительной натурой в своем творчествеª [3].Отказавшись от изображения ©добродетельногоª героя, Гогольсумел посвоему поведать миру о добре. Яростно обличая зло, он пламенно любил добродетель, любил людей. ©Соотечественники, я вас любил; любил той любовью, которую не высказывают... любовь эта была мне в радость и утешениеª [9], –так напишет Гоголь в своем завещании. Любовь эта состояла как бы из двух чувств –из собственно любви и ненависти. ©Странная любовьª, как потом назовет ее Лермонтов: ©Люблю Отчизну я, но странною любовьюª. ©На колени перед богом, –говорил Гоголь одному из поэтов, –и проси у него Гнева и Любви! Гнева —противу того, что губит человека, любви —к бедной душе человека, которую губят...ª [9]. Это и есть ©творческий рецептª Гоголя –©смесь Гнева и Любви. Гнев стоит на первом местеª [3].Взяв все лучшее, что накопила до него русская словесность,Гоголь высказал свое кредо, окончательно сформулированное в ©Мертвых душахª: ©...Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку; …праздно вращается на устах слово ©добродетельный человекª, потому что обратили в рабочую лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нем и тени добродетели, и остались только ребра да кожа вместо тела... Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлецаª [12]. Подобная мысль была близка и Пушкину, высмеивавшему в ©Онегинеª романы, где ©... при конце последней части всегда наказан был порок, добру достойный был венокª[13].Итак, первые стихотворные опыты Н.В. Гоголя, его первое произведениеслужат важным семиологическим фактом, который является дальнейшим фоном для всех произведений автора. Первое произведение и юношеские опытыв процессе исследования оказываются чрезвычайно значимыми–маргинальное становится в основную структурную позицию. Первые творческие опыты Н.В. Гоголя являются тем фундаментом, на котором заложена вся концепция творчества Гоголя, его коэволюционный подход.
Ссылки на источники1.Штайн К.Э. Гармония поэтического текста. Монография / Под редакцией доктора филологических наук, профессора В.В. Бабайцевой. –Ставрополь: Издательство СГУ, 2006 –646 с.2.Мукаржовский Я. Искусство как семиологический факт // Чешская и словацкая эстетика. В 2 т. –М.: Прогресс, 1985. –Т. 2. –С. 81–89.3.Вишневская И.В. Гоголь и его комедии. –М.: Издательство ©Наукаª, 1976.–354 с.4.Штайн К.Э. К вопросу о семиологии первого произведения // Первое произведение как семиологический факт: Сборник статей научнометодического семинара ©Textusª. Вып. 2. –СПб. –Ставрополь, 1997. –С. 413.5.Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. –М.: Наука, 1985. –356 с.6.Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / –М. Фуко. –СПб. –406 с.7.Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 т. –Т. 1, с. 318, т. 11, с. 48–49.–М.: Издательство АН СССР, 1949–1952.8.СентБев Ш.О. Пьер Корнель // Хрестоматия по теориилитературы. –М.: Просвещение, 1982. –С. 336–339.9.Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 5 кн. И 7 т. Кн. 5. т. 7. –М.: Астрель, АСТ, 2007. –797 с.10.Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. –М.: Прогресс, 1985. –456 с.11.Шенрок И. Материалы для биографии Гоголя в 4 т., т. 1. М., 1892 –С. 102.12.Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 5 кн. И 7 т. Кн. 3. т. 5. –М.: Астрель, АСТ, 2006. –654 с.13.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т.–Т. 6. –1937. –С. 56.14.Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. –М: Радуга, 1983. –С. 306–349.15.Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтикохудожественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XXвв. –М: Издательство МГУ, 1987. –С. 214–231.
Odekova Feruza RezvanovnaCandidate of Philology; Docent;Department of the Russian Culture of Speech; Faculty of Philology, Journalism and Crosscultural Communication; Institute of Humanities; NorthCaucasus Federal University (NCFU); Stavropol.First literary text of N.V. Gogol as a semiologicalfactSummary: The first Gogol‱s literary text is presented in the article as a significant semiological fact that forms the background for all subsequent texts of the writer.Key words: first literary text, authenticity, anticipation, recursiveness, semiological fact.
Первое произведение Н.В. Гоголя как семиологический факт
Аннотация. В статье рассматривается первое произведение Н.В. Гоголя как важный семиологический факт, который является дальнейшим фоном для всех последующих произведений писателя. Ключевые слова:первое произведение, аутентичность, антиципация, рекурсивность, семиологический факт.
Первые произведения зачастую рассматриваютсякак ©маргинальные; как правило, авторы, да и составители, выводят их за пределы основного корпуса текстов, помещая в особые разделы: ©ранние произведенияª, ©произведения разных лет, не включенные автором в основное собраниеª. Иногда их можно обнаружить в разделе ©комментарииª, чаще в дневниках, рукописяхª [1].Первые произведения редко сохраняются, авторы если и упоминают о них, то, скорее, иронично. Исследователи обращаютсяк ним только как к фактам биографии. ©Творчество –знаковая система, а знак, как известно, нельзя отождествлять ни с индивидуальным состояниемсознания автора или какоголибо из субъектов, воспринимающих это произведение, ни с тем, что мы называем ©произведениемвещьюª. Оно существует как эстетический объект, местонахождением которого является общественное сознание в целомª[2].Поэма ©Ганц Кюхельгартенª –©визитная карточкаª писателя, явившегося на литературную арену. Нередко бывает –так было и у Гоголя, –что уже в первом произведении писателя, еще далеком от подлинно художественных высот, представляются особенности именно этого таланта, этой творческой натуры. И думается, ©важнее собрать эти первые ростки будущего, нежели радоваться тому, что автор безжалостно затоптал их, стремясь вперед и справедливо высмеивая свои незрелые юношеские творенияª[3].Очень важно осмыслить первое произведение, написанное юным писателем Н.В. Гоголем. Первое произведение является особым семиологическим фактом всего творчества писателя. К.Э.Штайн отмечает: ©Как эстетический объект первое произведение уступает зрелому творчеству, но в контексте идиостиля это знак особого рода –знак инициации, он имплицирует связи с предшествующими и эксплицирует отношения с последующими текстами в большом контексте творчества художника. Это точка отсчета, единство… Первое произведение может стать основой для осмысления культурного сознания автора, показателем и доказательством единства его творчестваª [4]. Ю.С. Степанов рассматривает ©событие первого произведения как элемент эволюционного семиотического рядаª [5]. Первопроизведение является важной ступенью в осмыслении эволюции творчества автора. М. Фуко, рассуждая о проблеме ©автор –произведениеª, отмечал, что ©автор… –это некоторый очаг выражения, который равным образом обнаруживает себя в различных, более или менее завершенных формах: в произведениях, в черновиках, в письмах, вофрагментах…ª [6].В связи с феноменом первого произведения выделяетсяследующий круг проблем: 1) проблема аутентичности(©авторстваªпервого произведения, то есть что можно рассматривать в качестве ©первогоª); 2) проблемы антиципации,то естьустремленности вперед (связи первого с последующим произведениями в творческом наследиихудожника; 3) проблемы рекурсивности, то есть обращенности назад (отношения первого произведения художника с предшествующими в творчестве писателя[1]. Аутентичностьпервого произведения –это©приведение художественного текста поэтом в соответствие с его личностью, необходимостью выразить то, что он хочет, то естьустановление прямой связи между языком духовного мира, на котором художник осознает себя, и языком искусстваª [4]. В 1842 г. Гоголь в предисловии к собранию своих сочинений в четырех томах замечал о ©Вечерахна хуторе близ Диканькиª: ©...это первоначальные ученические опыты, недостойные строгого внимания читателя; но при них чувствовались первые сладкие минуты молодого вдохновения, и мне стало жалко исключить их, как жалко исторгнуть из памяти первые игры невозвратной юности. Снисходительный читатель может пропустить весь первый томи начать читать со второгоª[7, т. 1].Таким образом, можно сказать, что юношескими, или ©ученическимиª опытами открывалось гоголевское собрание сочинений, ими же предполагалось его завершить.Относительно хронологических рамок тома следует отметить, что, несмотря на некоторую временную неопределенность границы, проведенной Гоголем между его ©юношескимиª и зрелыми произведениями, главный рубеж приходится на середину 1830х гг. –время выхода в свет ©Арабесокª, ©Миргородаª и ©Ревизораª. 28 июня 1836 г. Гоголь писал В.А. Жуковскому: ©Каких высоких, каких торжественных ощущений... исполнена жизнь моя!.. Львиную силу чувствую в душе своей и заметно слышу переход свой из детства, проведенного в школьных занятиях, в юношеский возраст... В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика, в которой на одной странице видны нерадение и лень, на другой нетерпение и поспешность...Изредка, может быть, выберется страница, за которую похвалит разве только учитель, провидящий в них зародыш будущего. Пора, пора наконец заняться деломª[7, т. 11]. Еще несколько набросков датируются 1839 г. Крайней же датой, которой исчерпываются ©юношеские опытыª, является 1842 г. –год появления в печати первого собрания сочинений Гоголя.Под антиципациейследует понимать ©предвосхищение принципов, методов, средств, приемов, характерных для последующего творчества, в первом произведении, то естьэто предвосхищение общего контура всей системы по одному из элементов –первому произведениюª [4]. Еще Ш.О. СентБев в работе, посвященной П. Корнелю (1829г.), писал, что ©самое важное для биографа великого писателя, великого поэта –это уловить, осмыслить, подвергнуть анализу всю его личность именно в тот момент, когда более или менее удачное стечение обстоятельств –талант, воспитание, окружающие условия –исторгает из него первый его шедевр. Если вы успели понять поэта в этот критический момент его жизни, развязать узел, от которого отныне протянутся нити к его будущему, если вам удастся отыскать, так сказать, тайное звено, что соединяет два его бытия –новое, ослепительное, сверкающее, великолепное, и то –прежнее –тусклое, замкнутое… И тогда от ©Ренеª до последнего творения гна Шатобриана, от первых ©размышленийª до всего, что еще создаст гн Ламартин, от ©Андромахиª до ©Гофомииª,от ©Сидаª до ©Никомедаª –вам легко приобщиться к гению великого поэта –путеводная нить у вас в руках, вам остается только идти за нейª [8].В 1850 г. в разговоре с друзьями Гоголь отметил: ©Человек со временем будет тем, чем смолоду былª.Попытку показать единство своих взглядов по времени Гоголь предпринял, включив в состав пятого тома готовившегося им незадолго до смерти собрания сочинений наряду со статьями ©Выбранных мест из переписки с друзьямиª (1847г.) несколько статей из раннего сборника ©Арабескиª (1835г.). Тогда же вслед за пятым томом Гоголь намечает шестой –©Юношеские опытыª, который должен был завершить собрание. Сюда он планировалвключить все произведения, не вошедшие в первые пять томов. ©Все же прочее, –замечал он в предисловии к пятому тому, –может со временем составить отдельный том под названием юношеских опытовª[9]. О намерении Гоголя издать в конце жизни том ©Юношеские опытыª вспоминал и Г.П. Данилевский, посетивший писателя осенью 1851 г. Такой том выделил впоследствии в собрании сочинений Гоголя Н.С. Тихонравов (Сочинения Н.В. Гоголя. 10е изд. Т. 5. –М., 1889).Действительно, резкого, принципиального расхождения между зрелой прозой Гоголя и его ©юношескими опытамиª не существует. Несмотря на кажущиеся противоречия в его творчестве, все написанные им произведения в итоге составили лишь последовательные ступени духовного восхождения.Таким образом, еще в раннем творчестве сложились творческие и языковые критерии Гоголя, которые он отстаивал на протяжении всей своей жизни.Рекурсивностьпервого произведения (от лат. recursio–возвращение) ©осуществляется в трех основных направлениях: 1.От первого произведения к предшественникам (подключение к художественной парадигме).
2.От первого произведения к праобразам по закону ©автономного комплексаª(К. Юнг).3.От первого произведения к безднам языка, ведь первое слово –тоже поэзия (А.А. Потебня), оно, в свою очередь, направлено к “первозвукам”ª [4]. Язык ©изначально строит свой запас слов, а затем и связную речьª, являясь ©органом постижения мира, возникновения и формирования идей, импульсом для развития духовной деятельности человекаª, –пишет В. Гумбольдт[10]. Первое произведение уходит в корни традиций, в глубины коллективного бессознательного и в ©гул языкаª(Р. Барт). У Гоголямы наблюдаем рекурсивность в первом направлении –от первого произведения к предшественникам (подключение к художественной парадигме).©Гоголь, как и Пушкин, как и Лермонтов, а до них еще Фонвизин и Грибоедов, начинает с поисков ведущего характера времени. Без такого поиска, без такого открытия не мыслится пока что дебют писателя. Ганц Гоголя –человек того же типа, той же закваски, что и Онегинª[3]. Как и Онегин, Ганц тяготится окружающей его средой, как и Чацкий, он недоволен и мрачен, как и Арбенин, онв любви пытается забыться, отойти от никому не ведомых ©романтическихª страданий. И Ганц уезжает путешествовать, оставив милую свою Луизу, как Онегин и Чацкий –Татьяну и Софью. ©Если потом Гоголь принесет свою нерушимую клятву быть верным пушкинским заветам, то здесь, в начале пути, он был близок к этому –к пушкинской проблематике, крyгyидейных, поэтических интересов великого поэта. Пока что молодой литератор целиком в русле пушкинской мыслиª[3].Главы ©Евгения Онегинаª доходили в Нежинскую гимназию. Свосхищением и восторгом читал Гоголь пушкинскую поэзию. ©Мы выписывали с ним (Гоголем –Ф.О.) и с Прокоповичем журналы, альманах... Мы собирались втроем ичитали ©Онегинаª Пушкина, который тогда выходил по главам. Гоголь уже тогда восхищался Пушкинымª, –писал товарищ Гоголя по Нежинской гимназии[цит. по: 11]. Следует отметить, что к моменту появления гоголевской поэмы пушкинский роман еще не был закончен. Характер Онегина не обрисовывался пока целиком и вполне ясно. Но Гоголь охватывает в ©Ганце Кюхельгартенеª почти все сюжетные линии, связанные с образом Онегина, в ту пору еще не дорисованного до конца самим Пушкиным. Близость мышления Гоголя и Пушкина уже здесь видна: в их произведениях, можно найти почти идентичные эпизоды. Речь идет в данном случае ©не о художественном уровне, совершенном у Пушкина, робкоученическом у Гоголя, но о совладении замыслов, об одинаковом понимании, например, причин, побудивших Ганца или Онегина покинуть тихие свои деревни: презрение к обывательскому окружениюª [3].Уезжает Онегин. Татьяна находит в его кабинете книги, заметки на полях, и коечто открывается ей в этом характере. Уезжает Ганц. Луиза и ее мать в домике Ганца:Вот входят в комнату оне;Но в ней все пусто. В сторонеЛежит, в густой пыли, том давний,Платон и Шиллер своенравный,Петрарка, Тик, Аристофан,Да позабытый Винкельман... [9].
Среди любимых писателей Ганца, названных как объяснение мятежных страстей –Тик и Аристофан. ©Это две стороны собственных гоголевских интересов, две не слитые пока что творческие струны: романтика и сатира, мечта и злободневность, восторженная, болезненная грусть и оглушительный, здоровый смехª [3].Как и пушкинской Татьяне, страшный сон приснился Луизе, ее подруге по духу:Мне снилось: в темной я пустыне, Вокруг меня туман и глушь.И на болотистой равнинеНет места, где была бы сушь.Тяжелый запах; топко, вязко;Что шаг, то бездна подо мной:Боюся я ступить ногой;И вдруг мне сделалось так тяжко......Где ни возьмись, Ганц дикий, странный, –
Бежала кровь, струясь ив раны... [9].
Страшным, диким казался во сне и Онегин Татьяне. Странными, непонятными представляются Луизе и Татьяне их избранники, во сне они как бы попадают в ту жуткую обстановку, где льется кровь и разверзаются бездны, в ту обстановку, которая и может, с точки зрения начитавшихся романов девиц, порождать подобные характеры, загадочные стремления.Оченьважно рассматривать раннего Гоголя в кругу пушкинской проблематики, и не только потому, что он любил Пушкина, пользовался его советами, учился у него историзму, но и потому, что он выступил на литературное поприще как ученик пушкинской школы, сторонник пушкинского направленияª [3]. До того как Гоголь стал создателем собственного направления в русской литературе, он принадлежал к пушкинской когорте, был ©пушкинцемª. Создание образа героя своего времени было для него той же точкой отсчета, что и для Грибоедова, для Пушкина. Мечтатель Ганц Кюхельгартен и рачительный помещик Костанжогло –начало и конец жизни Гоголя, его творчества. Между этими двумя фигурами, Ганцем и Костанжогло, и расположилось собственно ©гоголевское направлениеª русской литературы.Характер, близкий Ганцу, попытался Гоголь создать и в небольшой сцене, оставшейся от замысла комедии ©Владимир 3ей степениª, –в ©Отрывкеª. Молодой человек Миша страдает изза деспотического характера своей ©великосветскойª маменьки, Марии Александровны, желающей, чтобы сын непременно определился по военной службе и женился на богатой княжне Шлепохвостовой.В образе Миши Гоголь попытался показать человекапорядочного, доброго, думающего о бедных, считающего, что все сословия равны, что рождаются все одинаковыми. В пылких речахМиши мы четкоуслышим отзвуки свободолюбивых лекций по естественному праву; читанных в Нежинском лицее молодым профессором Белоусовым. Именно о равенстве людей говорил любимый наставник. Идеи эти, запавшие в душу Гоголя, сказались в одном из первых же драматургических замыслов –в ©Отрывкеª. ©Но вы посудите, –пылко отвечает маменьке, Миша, –справедлив ли человек богатый, который будет искать тоже богатых невест, –что ж будет тогда на свете? Ведь это все равно, что сверх шубы да надеть шинель, когда и без того жарко, когда эта шинель, может быть, прикрыла бы чьинибудь плечи. Нет, маменька, это несправедливоª [9].И.В. Вишневская подчеркивает: ©И именно в первой же гоголевской поэме ©Ганц Кюхельгартенª возникает лихорадочная жизнь минуты, обнаженная тенденция, точная карта политических интересов данной эпохиª [3]. Как только Гоголь сумеет отказаться от конкретного воплощения идеала, идеала, выраженного в сюжете, так уйдет из его произведений и открытая тенденция, открытый язык политики. Изменяется идеологическая цель, изменяются соответственно и художественные средства ее достижения. ©В поэме ©Ганц Кюхельгартенª, как правило, объявляемой далекой от реальной действительности, связанной лишь с немецким романтизмом, мы можем найти дышащие живым волнением эпохи строкиª [3].Вот Ганц и семья пастора заняты беседой. О чем она, эта беседа, в сюжете, ©навеянном немецким романтизмомª? Сидят они, ©разговорясь про новости газетª:Про злой неурожай, про греков и про турок,Про Мисолунги, про дела войны,Про славного вождя Колокотрони,Про Канинга, про парламент,Про бедствия и мятежи в Мадриде [9].
Здесь, что ни слово –живая жизнь, политика дня, про греков и про турок говорят герои ©идиллииª. Они говорят о Джордже Каннинге, известном именно в эти годы, годы написания ©Ганцаª, английском государственном деятеле, обеспечившем Англии господствующее международное положение. Героипоэмыупоминают и Колокотрони (Теодорос Колокотронис), одного из выдающихся греческих инсургентов, особенно прославившегося в 20е годы XIXв., когда и писался ©Ганц Кюхельгартенª, своей борьбой против турок.©Про Мисолунгиª (Миссолонги) разговаривают Ганц и пастор. Персонажиюного Гоголя толковали о мятежном греческом городе Миссолунги, где похоронено сердце умершего там в 1824 г. Байрона, где поставлен ему памятник, где был главный опорный пункт Западной Греции в войне с турками. В 1825 г. 35тысячный корпус, предводимый Рашидпашой, осадил героический город, так и не сломив его славных жителей. В 1826 г., исчерпав все боевые и продовольственные запасы, греки взорвали пороховой погреб и погребли себя под развалинами вместе с ворвавшимися в город турками. О городе, где умер Байрон говорит со своей Луизой гоголевский Ганц.©Лорда Байрона портретª видит Татьяна на письменном столе Онегина.Про ©мятежи в Мадридеª услышим мы в поэме, поскольку в Мадриде, в годы создания ©Ганцаª, кипела революция.Как видим, героев поэмы волнуют прогрессивные явления современности. С сочувствием автор пишет о ©славном вожде Колокотрониª или©бедствиях и мятежах в Мадридеª. Гоголь включает в первое свое произведение события, окрашенные цветами революционными, события, не вызывающие одобрения у царского правительства. По этому поводу И.В. Вишневская пишет: ©Такая открытая оппозиционность Гоголя, сказавшаяся весьма рано и недвусмысленно, впоследствии нечасто будет проявляться столь откровенно. Однако отзвуки, отблески такой оппозиционности, не имеющей ничего общего с абстрактным романтизмом и замешанной на чисто русской почве, найдем мы и в одной из сцен, оставшихся от ©Владимира 3ей степениª, –в свободолюбивых тирадах Мишиª [3].С течением времени Гоголь станет пользоваться целым рядом этих же фактов ифамилий для усиления сатирической силы своих произведений. Политические факты и фамилии героев, упомянутые в сатирическом контексте, подчеркивают аполитичность, ©внеобщественноеª существование гоголевских персонажей.Во втором томе ©Мертвых душª Гоголь создаст из победы под Наварином цвет фрака Чичикова, особый цвет ©наваринского дыму с пламенемª. Чичиков –не тихий господин средних лет, но ©воинª, ©боецª на своем фронте, фронте накопительства. Он агрессивен, активен, как греки при Наварине, и пока что он побеждает, и потому даже цвет его фрака воинственный.А в кабинете Собакевича окажутся картины, на которых ©...всё были молодцы, всё греческие полководцы: ...Колокотрони, Миаули, Канари... героиня греческая Бобелина...ª [12]. Поместив к Собакевичу портретыгреческих вождей, Гоголь извлекает из этого смысл сатирический. Пафос комизма заключен в следующем: картины с изображением полководцев висели здесь потому, что ©хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые...ª [21]. Только оболочку явлений видит Собакевич, только их форму, содержание от него ускользает. Как не удивила его просьба Чичикова о мертвых душах, так не поражают и подвиги героев, помещенных в его каждодневный быт и остающихся ему неизвестными. Так Гоголь образно оттеняет бездуховность Собакевича.©Я сегодня все утро читал газеты, –сообщит в своих ©Запискахª сумасшедший Поприщин. –Странные дела делаются в Испании... Пишут, что престол упразднен... Мне кажется это чрезвычайно странным... Да, говорят, нет короля. –Не может статься, чтобы не было короля... Сегодняшний день –есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король –яª [12]. Так преображаются ©мятежи в Мадридеª из ©Ганца Кюхельгартенаª в ©Записках сумасшедшегоª. Но, преобразившись, они не утратят своей первоначальной оппозиционнойокраски, сочувственной гоголевской интонации. Только мораль будет не прямой, а опосредствованной, искусство войдет в свои права. Как отмечает И.В. Вишневская: ©Нелепейшие потуги австрийского императора и русского царя ввязаться в дела Испании трансформируются в бредни Поприщина. И именно он, несчастный безумец, может воплотить в себе короля для поднявшего мятеж народа, не желающего короля. Только сумасшедшийможет навязывать свою волю, свою власть мятежному народуª [3].Из сказанного следует, что прямые политические высказывания Гоголя о либерализме, о мятежном Мадриде, о равенстве бедных и богатых, о героизме греческих повстанцев были связаны с поисками положительного героя времени.Обрисовав фигуру свободомыслящего Ганца Кюхельгартена, отметив основные черты в характере молодого петербургского чиновника Миши, наметив драму другого чиновника, Петрушевича, во ©Владимире 3ей степениª, Гоголь мог бы предпочестьпуть романиста, драматурга, поэта, отдающего свои силы созданию героя своего времени.И в ©Отрывке из неизвестной драмыª (1832г.) пробовал Гоголь найти симпатичный ему человеческий тип борца за справедливость, не терпящего низости, клеветы, сословной спеси.Пылкий, сражающийся с подлостью герой есть и в этом отрывке, близком по стилю к юношеской драме Белинского ©Дмитрий Калининª. Баскаков, как зовут этого героя, возмутившись дурными поступками бывшего друга, разражается следующей тирадой: ©А, забрало, наконец, какое это непостижимое явление! Подлец последней степени, мошенник, заклейменный печатью позора, для которого одна награда –виселица, и этот человек, попробуй ктонибудь коснуться его чести, назвать его подлецом: ©Как вы смеете, милостивый государь, поносить честь мою? Я требую удовлетворения за вашу обиду...ª Бездельник! И он стоит за честь свою, за честь, которая составлена из бесчестияª [9]. Интересно прозвучат здесь мотивы, предшествующие лермонтовскому ©Маскарадуª. Враг Баскакова, некто Валуев,требует дуэли. Баскаков: ©Поединок. Неправда. Нет, братец, этаких подлецов не вызывают на поединок... Этого для моей чести уже было бы слишком... Дуэль? Нет...ª [9]. Впоследствии именно этим же способом обойдется со Звездичем лермонтовский Арбенин, отказав ему в честной дуэли и отметив ©негодяяªпощечиной. Варианты мелодраматического конфликта, понятия о рыцарстве, о чести, о правилах благородного поединка были в основном неизменяемы.Гоголь стремился к созданию образа героя своего времени. В какихто аспектах, и весьма существенных, этот образ под именем то Ганца, то Миши, то Баскакова, был им освещен достаточно полно. Писатель мог развивать найденное, продолжать и обогащать самую раннюю тенденцию своего творчества. Однако Гоголь решительно порывает с грибоедовскопушкинской проблематикой, отходит от характеров Ганца, Миши, Баскакова, в чемто сходных с Чацким и Онегиным, и предлагает новую эстетическую категорию –обличение зла как прославление добра.ПереставподражатьПушкину, и непереставая учиться у него, Гоголь создает свой поэтический мир. Он станет ближе Пушкину, когда создаст ©Ревизораª. ©Во главе натуральной школы мог быть только создатель новой поэтики, она и была создана Гоголем, но лишь тогда, когда он разлучился со ©светлой гостьейª (воспользуемся этими словами Гоголя, сказанными им по другому поводу) –положительной натурой в своем творчествеª [3].Отказавшись от изображения ©добродетельногоª героя, Гогольсумел посвоему поведать миру о добре. Яростно обличая зло, он пламенно любил добродетель, любил людей. ©Соотечественники, я вас любил; любил той любовью, которую не высказывают... любовь эта была мне в радость и утешениеª [9], –так напишет Гоголь в своем завещании. Любовь эта состояла как бы из двух чувств –из собственно любви и ненависти. ©Странная любовьª, как потом назовет ее Лермонтов: ©Люблю Отчизну я, но странною любовьюª. ©На колени перед богом, –говорил Гоголь одному из поэтов, –и проси у него Гнева и Любви! Гнева —противу того, что губит человека, любви —к бедной душе человека, которую губят...ª [9]. Это и есть ©творческий рецептª Гоголя –©смесь Гнева и Любви. Гнев стоит на первом местеª [3].Взяв все лучшее, что накопила до него русская словесность,Гоголь высказал свое кредо, окончательно сформулированное в ©Мертвых душахª: ©...Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку; …праздно вращается на устах слово ©добродетельный человекª, потому что обратили в рабочую лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нем и тени добродетели, и остались только ребра да кожа вместо тела... Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлецаª [12]. Подобная мысль была близка и Пушкину, высмеивавшему в ©Онегинеª романы, где ©... при конце последней части всегда наказан был порок, добру достойный был венокª[13].Итак, первые стихотворные опыты Н.В. Гоголя, его первое произведениеслужат важным семиологическим фактом, который является дальнейшим фоном для всех произведений автора. Первое произведение и юношеские опытыв процессе исследования оказываются чрезвычайно значимыми–маргинальное становится в основную структурную позицию. Первые творческие опыты Н.В. Гоголя являются тем фундаментом, на котором заложена вся концепция творчества Гоголя, его коэволюционный подход.
Ссылки на источники1.Штайн К.Э. Гармония поэтического текста. Монография / Под редакцией доктора филологических наук, профессора В.В. Бабайцевой. –Ставрополь: Издательство СГУ, 2006 –646 с.2.Мукаржовский Я. Искусство как семиологический факт // Чешская и словацкая эстетика. В 2 т. –М.: Прогресс, 1985. –Т. 2. –С. 81–89.3.Вишневская И.В. Гоголь и его комедии. –М.: Издательство ©Наукаª, 1976.–354 с.4.Штайн К.Э. К вопросу о семиологии первого произведения // Первое произведение как семиологический факт: Сборник статей научнометодического семинара ©Textusª. Вып. 2. –СПб. –Ставрополь, 1997. –С. 413.5.Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. –М.: Наука, 1985. –356 с.6.Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / –М. Фуко. –СПб. –406 с.7.Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 т. –Т. 1, с. 318, т. 11, с. 48–49.–М.: Издательство АН СССР, 1949–1952.8.СентБев Ш.О. Пьер Корнель // Хрестоматия по теориилитературы. –М.: Просвещение, 1982. –С. 336–339.9.Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 5 кн. И 7 т. Кн. 5. т. 7. –М.: Астрель, АСТ, 2007. –797 с.10.Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. –М.: Прогресс, 1985. –456 с.11.Шенрок И. Материалы для биографии Гоголя в 4 т., т. 1. М., 1892 –С. 102.12.Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 5 кн. И 7 т. Кн. 3. т. 5. –М.: Астрель, АСТ, 2006. –654 с.13.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т.–Т. 6. –1937. –С. 56.14.Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. –М: Радуга, 1983. –С. 306–349.15.Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтикохудожественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XXвв. –М: Издательство МГУ, 1987. –С. 214–231.
Odekova Feruza RezvanovnaCandidate of Philology; Docent;Department of the Russian Culture of Speech; Faculty of Philology, Journalism and Crosscultural Communication; Institute of Humanities; NorthCaucasus Federal University (NCFU); Stavropol.First literary text of N.V. Gogol as a semiologicalfactSummary: The first Gogol‱s literary text is presented in the article as a significant semiological fact that forms the background for all subsequent texts of the writer.Key words: first literary text, authenticity, anticipation, recursiveness, semiological fact.