Ценностный аспект корпоративной культуры педагогического вуза: «C нас начинается Родина»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ланцевская Н. Ю. Ценностный аспект корпоративной культуры педагогического вуза: «C нас начинается Родина» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2491–2495. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54762.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию ценностного аспекта корпоративной культуры педагогического вуза. Рассматривается потенциал корпоративной культуры вуза в формировании уникального имиджа и, как следствие, повышения его экономической эффективности. Отмечается особая роль корпоративной культуры в формировании системы ценностей, актуальной для внутреннего и внешнего потребителя услуг вуза. На примере корпоративной культуры педагогического института малого провинциального города Шадринска раскрываются механизмы формирования и закрепления ценностей в сознании целевых аудиторий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ланцевская Надежда Юрьевна,кандидат культурологии, доцент кафедры литературы и журналистики,ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскdetkovanu@yandex.ru

Ценностный аспект корпоративнойкультуры педагогического вуза:«Cнас начинается Родина»

Аннотация.Статья посвящена исследованию ценностного аспекта корпоративной культуры педагогического вуза. Рассматривается потенциал корпоративной культуры вуза в формировании уникального имиджа и, как следствие, повышения его экономической эффективности. Отмечается особая роль корпоративной культуры в формировании системы ценностей, актуальной для внутреннего и внешнего потребителя услуг вуза. На примере корпоративной культуры педагогического института малого провинциального города Шадринска раскрываются механизмы формирования и закрепления ценностей в сознании целевых аудиторий.Ключевые слова: корпоративная культура, педагогический вуз,имидж,ценности.



Каждая действующая организация представляет собой организм, жизнеспособностькоторого во многом определяет корпоративная культура. Корпоративная культура есть выражение души организации –ценности и нормы поведения, символика и традиции, миссия и видение, идентичность и вовлеченность сотрудников в общее дело –все то, что способно сделать корпорацию уникальной, узнаваемой, привлекательной. Несмотря на то, что само понятие корпоративной культуры возникло в маркетинговой сфере, «обслуживая» интересы бизнеса, оно полноправно может быть применено и к любой другой деятельности, которая объединяет людей на основе общих ценностей и целей. Жизнь высшего учебного заведения не является исключением в данном случае. Вуз представляет собой корпорацию, связывающуюсотрудников целью создания качественного «продукта» элиты общества, за которой, как бы громко это ни прозвучало, будущее.Как корпорация вуз имеет своих клиентов:внутренних (студенты)и внешних (абитуриенты, их родители, выпускники). От качества корпоративной культуры зависятэффективность внутривузовских отношений, а также отношенийвуза с рынком потребителей его услуг.Многоуровневая, контролируемая и целенаправленно развивающаяся корпоративная культура высшего учебного заведения является залогом создания положительного имиджа организации, что может обеспечитьуспешные экономические показатели в сфере образовательных услуг.Но определяющим плюсомздоровой и активной корпоративной культуры, на наш взгляд, выступаетее способность транслировать ценности, адекватные интересам вуза в частности и общества в целом. И именно аксиологический аспект корпоративной культуры вуза выступает предметом нашего исследования.По мнению исследователя организационной культуры О. Шеина, ценности составляют первый (глубинный, базовый) уровень корпоративной культуры [1]. А миссия ивидение, атрибутикаи традициизанимают второй и третий уровнии детерминируются первым, а также являются способом его объективации.Именно ценности, разделяемые и декларируемые большинством определяют сплоченность и единомыслие коллектива, тем самым помогая ему достичь поставленных целей. Чем более согласованы «внутренняя» (присущая организации) и «внешняя» (принятая социумом) системы ценностей, тем более продуктивно и востребовано существование организации.

А.Ю. Мешков в статье «Качество образования и корпоративная культура университета»отмечает следующие ценностии нормы, пропагандируемые корпоративной культурой вуза[2]:

стремление к истине и знаниям,

объективность,

поиск нового,

стремление к самосовершенствованию,

компетентность (стремление быть профессионалом),

коммуникабельность,

умение работать в команде,

работа на результат,

стремление реализоваться в своей профессии,

активная жизненная позиция,

ответственность,

трудолюбие.

Все это универсальный ценностный ряд, свойственный культуре современных корпораций, в том числе и вузов. Однако педагогический вуз претендует на добавление уникальныхаксиологических элементов, связанныхсо спецификой направленности –подготовкавоспитателей и учителей, чью роль в жизни общества трудно переоценить. Этими ценностными элементами служат моральные нормы и регулятивы. Перечислим некоторыеиз них: честность(регулятив –«будь честным»), честь(регулятив –«поступай достойно»), верность(регулятив –«будь верным»), уважение к старшим(регулятив –«уважай старших»), патриотизм(регулятив «относись к Родине с любовью и уважением, заботься о ее процветании»).В связи с этим отмечается большая ответственность именно педагогических вузов в деле подготовки квалифицированных специалистов.И задача корпоративной культуры данных организаций создать или усовершенствовать механизмы постоянной циркуляции указанных ценностей во внутривузовской атмосфере (для воздействия как на самих сотрудников, так и на студентов) и проекции их вовне.Рассмотрим на примере педагогического института малого провинциального города Шадринска Курганской области, какие ресурсы может использовать педагогический вуз для внедрения ценностей в сознание сопричастных емусубъектов.Как пишет исследователь Н.Л. Яблонскене в работе «Корпоративная культура современного университета», «систему ценностей организации нельзя увидеть воочию. Она «просвечивает» в целевых установках, документах, определяющих основные принципы деятельности, в планах развития организации»,в особенностях деловой культурыи неформальной жизни, включающей праздники, символику, визуальный ряд корпорации и пр. [3]. Каждый элемент, каждое мероприятие (внутреннее или внешнее), организованное силами вуза, каждый член педагогического сообщества должныявляться носителями и трансляторами ценностей корпоративной культуры.Это возможно осуществить по следующим основаниям:1.Определение миссии, видения и цели вуза.2.Создание внешней атрибутики, символики вуза.3.Создание «звездной карты» вуза.4.Организация и проведение корпоративных церемоний.5.Обучение сотрудников.6.Создание системы внутренней и внешней рекламы.7.Формирование культурных традиций. Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.Определение миссии, видении и цели вуза. До всех подразделений Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ) доведены миссия и цель деятельности организации. Миссия ШГПИ связана с подготовкой в условиях многоуровневой системы образования, на базе передовых научных технологий конкурентоспособных специалистов, успешных в профессиональном плане и нацеливающих свои достижения на развитие Уральского федерального округа. Целью определено стать одним из ведущих педагогических образовательных учреждений Уральского федерального округа.Видение включает в себя веру в то, что вуз отвечает требованиям рынка труда и запросам потребителей; нацеленность на систематическое и успешное участие вуза в грантах и программах развития образования; развитие структур духовнонравственного воспитания и поддержки талантливой молодежи; открытие новых конкурентоспособных направлений и профилей подготовки с учетом складывающегося спроса и рынка труда; создание многоуровневой системы профильной подготовки; развитие научных лабораторий и центров для активного продвижения на рынке результатов научной и научнометодической деятельности; участие в общественных программахи проектах, направленных на внедрение научнообразовательных технологий для решения социальных и производственных задач;обеспечениевыпускников максимально благоприятнойв условиях существующего рынка возможностьювыбора рабочего места в соответствии с достигнутой квалификацией; расширениеусловий для полноценного развития общекультурных и профессиональных компетенцийобучающихся в соответствии с требованиями общества и работодателей.Создание внешней атрибутики, символики вуза(втом числе гимна, герба, девиза), отражающих его специфику и ведущие ценности. Если не брать во внимание уникальный дизайн экстерьера ШГПИ и логотип, отличающие институт от других вузов региона, то можно констатировать отсутствие атрибутов и символов, утверждающих педагогическую направленность организации и транслирующих ценности. По результатам анкетирования, проведенного среди сотрудников ШГПИ в февралемарте 2014 года, более 70% респондентов выразили согласие с тем, что корпуса и помещения ШГПИ должны иметь в оформлении элементы единого стиля; но помимо этого отмечали, что вуз должен иметь собственный гимни с помощью атрибутов выражать свою идентичность.Отдельно здесь следует сказать о девизе (слогане) педагогического вуза.Многие вузы уже давно утвердили свои девизы. Приведем здесь примеры слоганов педагогических университетов:«Все начинается здесь» (лат.:Omnia hic initiantur)Томского государственногопедагогического университета; «Традиции и качество образования» Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г. Чернышевского; «Знать, чувствовать, уметь» Российского государственного профессиональнопедагогического университета в Екатеринбурге. На наш взгляд, наиболее удачным является слоган,отражающий эмоциональное восприятие вуза прежде всего его сотрудниками и студентами, которое впоследствии проецируется на внешнюю целевую аудиторию и делает девиз определяющей характеристикой вуза. Рождение девиза –процесс коллективный. В ШГПИ среди студентов всех факультетов и преподавателей был проведен опрос, выявляющий отношение к институту. Один из вопросов звучал следующим образом: «С какими ценностями у Вас ассоциируется ШГПИ?». Наиболее популярным был ответ: гостеприимство, тепло, комфорт, уют т.е. те ценности, которые в вопросе выборадевиза должны иметь наиважнейшеезначение.Также значимымкритерием должен стать исторический статус института как старейшего вуза Зауралья, который уже на протяжении 75 лет обеспечивает регион квалифицированными кадрами –учителями, воспитателями, социальными работниками.Обязательнонеобходимо учесть педагогическую направленность вуза –ШГПИ готовит специалистов, в ведении которых находятся умы подрастающего поколения, педагогический вуз формирует ту силу, которая является хранителем традиций прошлого истартом для будущего.С учителей и воспитателей начинается открытие мира человеком, формирование ценностей в отношении к семье, друзьям, малойРодинеи пр. В этом заключентретий критерий выбора девиза.Четвертыйкритерий связан со следующим аспектом: на вопрос анкеты, почему студенты выбрали именно ШГПИ для обучения, респондентыв большинстве случаев отмечали территориальную близость вуза к их дому. Т.е. институтбылопределен как «домашний» вуз.Учитывая рассмотренные критерии, можно предложить такой девиз для педагогического вуза: «Снас начинается Родина», где понятие Родины прочно ассоциируется с теплом, уютом, домашней атмосферой,любовью и уважением к людям, пространству, где человек живет –с «началом начал».Таким образом, девиз педагогического вуза должен работать на создание «лица» организации, отражать стержневые характеристики ее «души».Создание «звездной карты» вуза, т.е. распространение информации о личностях, прославивших учебное учреждение. Биографии героев вуза являются немаловажным средством в распространении ценностей. Само по себе наличие ауры сильных, успешных личностей в атмосфере жизни вуза оказывает мощное влияние на самооценку субъектов корпоративной культуры, а также на оценку организации извне.ШГПИ уделяет достаточно много внимания изучению и систематизации информации о выдающихся личностях вуза, однако следует отметить низкую степень информированности студентов, а также сотрудников института в этой сфере: мало кто знает основателей ШГПИ, ветеранов труда, а также преподавателейсовременников, чьи профессиональные заслуги достойны всеобщего признания.Таким образом, регулярные мероприятия, связанные с популяризацией сведений об известных преподавателях вуза, сделавших социально значимые открытия, внесших незаменимый вклад в развитие науки, методики,жизниинститута, культуры города или региона и пр., должны стать важной составляющей корпоративной культуры ШГПИ.Организация и проведение корпоративных церемоний, позволяющих публично «демонстрировать наиболееяркие примеры выражения корпоративных ценностей» [4, 16].Примером может стать ежегодная церемония празднования Дня российской науки в ШГПИ, в рамках которой подводятся итоги работы за определенный период, намечаются перспективы, награждаются герои и победители.На наш взгляд, педагогическому вузу необходимы церемонии, открывающие достижения «продукта» деятельности института –выпускников, которые выступают в качестве показателей значимости и эффективности работы организации.

Обучение сотрудников: организация и проведение тренингов и семинаров по пропаганде и закреплению коллективных и индивидуальных ценностей, актуальных для педагогической работы.Для корпоративной культуры ШГПИ, к сожалению, не характерны подобные устремления. Конечно, вуз заботится о повышенииквалификации сотрудников, однако, как отмечает исследование, ежегодно уменьшается процент удовлетворенных возможностью повысить уровень профессиональной компетенции, что связано с недостаточным финансированием.Асами курсы повышения квалификации больше отвечают индивидуальным запросам сотрудников и не имеют прямой связис распространением корпоративных ценностей и идеалов.Создание системы внутренней и внешней рекламы, позиционирующей ценностную систему вуза. В данном случае речь идет о корпоративном издании, сайте, общих собраниях, профориентационной работе. ШГПИ благодаря усилиям направления«Журналистика»успешноразвивает практику выпуска корпоративных газет обучающего уровня, однако как серьезная организация, претендующая на высокий статус «начала Родины» педагогический вуз обязан иметькачественное периодическое корпоративное издание, через которое будут также транслироватьсяценности вузаи педагогики. Профориентационная работа педагогического вузадолжна быть связана не только с рекламой специальностей, но прежде всего с рекламой уникальной и удивительной возможности, которуюдарит вуз своим выпускникам –бытьтворцами людей будущего, их мировоззрения, мироощущения и миропонимания. Роль учителя в современной культуре обесценена, и в задачи педагогического вуза должна входить реализация программы реабилитации статуса учителя с привлечением ценностных установок,не оставляющих учителю возможности быть социальным аутсайдером. Формирование культурных традиций. Влюбом вузе существуют традиции, приуроченные к известным знаковым датам, либо же связанные с циклами жизни самого учебного заведения. Традиции объединяют членов коллектива, являясь гарантом сохранения истории, проявлением преемственности и что особенно важно –выражением души вуза, его индивидуальности. Именно поэтому к вопросу сбереженияи создания традиций следует относиться ответственно. В ШГПИимеется своя копилка традиций это и празднованиекалендарных дат, итрадиции, связанные с переходными периодами студенческой жизни(посвящение в студенты, «последний звонок»), и проведение тематических конференций и пр. Однако педагогическомувузу, на наш взгляд, не хватаетсобытийных мероприятий, посвященных взаимодействию педагогических кадров вуза и других образовательных учреждений города или области,чьи субъекты зачастую являются «продуктом» вуза. Таким событийным мероприятием может стать, например, педагогический фестиваль, проводимый в рамках празднования Дня учителя. Формат фестиваля позволит соединить в себе политические, имиджевые, познавательные и развлекательные аспекты деятельности педагогического сообщества, нуждающегося в обменеопытом, интеллектуальном и эмоциональном взаимообогащении. Данное мероприятие способно гармонично реализовать трансляцию ценностей, созвучных педагогической культуре. Итак, нами рассмотрены основные механизмы формирования и распространения ценностей в педагогическом вузе посредством возможностей его корпоративной культуры. Вслед за С.П. Фирсовой, мы считаем, что корпоративная культура высшего учебного заведения–«это степень его высокой репутации, имидж, создаваемый в условиях конкуренции в современном образовательном и социальноэкономическом контексте» [5].Корпоративная культура педагогических вузов в настоящее время находится в напряженном состоянии, определяемом общим кризисом в сфере образования: демографический провал, сокращение ставок, отток квалифицированных кадров, слабо обновляемый преподавательский состав, низкий уровень знаний выпускников, межвузовская конкуренция и пр.И чтобы корпоративная культура вуза стала дееспособной, необходим не один год планомерной, систематической работы под грамотным и неравнодушным руководством и контролем. Именно корпоративная культура способна внедрить в сознание своих членов (коими в нашем случае являются сотрудники и студенты вуза) те ценности, которые станут базой для развития сильного, здорового общества будущего: «С нас начинается Родина».

Ссылки на источники1.Шеин О. Организационная культура и лидерство.

СПб.: Питер. –2001.2.Мешков А.Ю. Качество образования и корпоративная культура университета // http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvoobrazovaniyaikorporativnayakulturauniversiteta.3.ЯблонскенеН.Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 725.

4.Там же. С. 16.5.Фирсова С.П. Формирование корпоративной культуры в образовательном пространстве технического университета // Фундаментальные исследования. –2011. –№ 4 –стр. 4448URL:www.rae.ru/fs/ ?section=content&op=show_article&article_id=21227

(дата обращения: 26.03.2014).

Lantsevskaya NadezhdaCandidate of Culturology, Associate Professor at the chair of literature and journalism, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia detkovanu@yandex.ruValuable aspect of corporate culture pedagogical Institute: «Homeland begins with us»Abstract. The Article is devoted to analysis of axiological aspect of corporate culture pedagogical University. Examines the potential of the corporate culture of the University in the formation of the unique image and, as consequence, increase of its efficiency. The special role of corporate culture in the formation of the system of values that are relevant for domestic and foreign consumers of services of the University.For example, the corporate culture of the pedagogical Institute of the small provincial town of Shadrinsk reveal the mechanisms of the formation and consolidation of the values in the minds of audiences.Keywords: corporate culture, pedagogical University, the image and values.