Технологическая платформа «Технологии экологического развития» как основа становления зеленой экономики в России
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорова
М.
С. Технологическая платформа «Технологии экологического развития» как основа становления зеленой экономики в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2596–2600. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54783.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления и развития «зеленой» экономики в России. Определено, что переход к «зеленой» экономике имеет прочное экономическое и социальное обоснование. Появляются убедительные аргументы в пользу увеличения усилий и государства, и частного сектора, направленных на осуществление такого экономического преобразования. Действенным инструментом решения задач, связанных с переходом к «зеленой» экономике, являются технологические платформы. Продемонстрированы цели, задачи и координаторы технологической платформы «Технологии экологического развития».
Ключевые слова:
взаимодействие, «зеленая экономика», технологическая платформа, экологическое развитие, объединение усилий
Текст статьи
Егорова Мария Сергеевна,Аспирант, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томскangelochec82@mail.ru
Технологическая платформа «Технологии экологического развития»как основа становлениязеленой экономики в России
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления и развития «зеленой экономики» в России. Определено, что переход к «зеленой» экономике имеет прочное экономическое и социальное обоснование. Появляются убедительные аргументы в пользу увеличения усилий и государства, и частного сектора, направленных на осуществление такого экономического преобразования.Действенным инструментом решения задач, связанных с переходом к «зеленой» экономике являются технологические платформы. Продемонстрированы цели, задачи и координаторытехнологической платформы «Технологии экологического развития».Ключевые слова: «зеленая экономика», технологическая платформа, экологическое развитие,объединение усилий, взаимодействие
В последние года идея «зеленой» экономики стала широко обсуждаться не только специалистами по экологической экономике, но и на различных политических форумах. Данная идея все чаще упоминается главами государств и министрами финансов, а также в совместных заявлениях Большой двадцатки и обсуждается в контексте устойчивого развития и искоренения бедности. Повышению интереса к концепции «зеленой» экономики способствуют растущее разочарование в самой распространенной экономической модели, или, как ее еще называют«коричневая» экономика, а также чувство усталости, порожденное многочисленными кризисами и сбоями рыночного механизма, которые наблюдались в течение первого десятилетия нового столетия, особенно финансовоэкономическим кризисом 2008 г. [1].Переход к «зеленой» экономике имеет прочное экономическое и социальное обоснование. Появляются убедительные аргументы в пользу увеличения усилий и государства, и частного сектора, направленных на осуществление такого экономического преобразования. В связи с этим передгосударством стоит задача уравнять условия игры для «зеленой» продукции путем отказа от предоставления устаревших субсидий, реформирования политики и создания новых стимулов, укрепления инфраструктуры рынка и рыночных механизмов, перенаправления государственных инвестиций и перехода к «зеленым» государственным закупкам. Перед частным сектором стоит задача использовать возможности, предоставляемые переходом к «зеленой» экономике в ряде ведущих секторов, а также отреагировать на реформирование политики и ценовые сигналы путем увеличения объемов финансирования и инвестирования[1].Приоритетным направлением повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики является создание и развитие национальных и региональных инновационных систем. Значительная роль в данном процессе отводится формированию национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации. Действенным инструментом решения такой задачи являются технологические платформы, впервые и широко используемые в странах Евросоюза.Термин «технологические платформы» (EuropeanTechnologyPlatform) был введен в 2004 году Еврокомиссией в докладе «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований» для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы научнотехнические приоритеты Евросоюза в части взаимодействия европейских государств, их бизнеса, науки и образования, которые должны решить задачу технологической независимости Европы[6]. По обозначенным направлениям осуществляется выделение «существенных объемов финансирования для проведения различных научноисследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и промышленности»[9].
Таблица 1
Макроэкономическое содержание понятия «технологические платформы»
По определению ЕврокомиссииПо определению Правительства РФ«Это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научнотехнического развития и формирования общих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий» «Коммуникационный инструмент,направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативноправовой базы в области научнотехнологического, инновационного развития...»
Приведенные в таблице 1 сложившиеся современные дефиниции термина «технологические платформы» позволяют утверждать, что содержательно это объект инновационной инфраструктуры, который позволяет обеспечить интеграцию государства, науки и бизнеса для объединения и концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях научнотехнологического развития страны[8].В проекте Стратегии инновационного развития России до 2020 года указывается, что технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения частногосударственного партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии следующих проблем:множественность потенциальных участников технологической платформы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства;
слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям;
многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясность существующих научнотехнологических компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.Технологические платформы представляют собой некий механизм, призванный объединить усилия для формирования единой стратегии развития направления с учетом интересов всех сторон. Эффективность таких проектов, работающих на базе партнерских отношений государства, бизнеса и экспертного сообщества, наглядно доказана в странах Евросоюза. Именно поэтому в качестве модели для технологических платформ РФ приводятся Европейские технологические платформы (ЕТП), которые применяются там уже почти десять лет[2].Технологическая платформа «Технологии экологического развития» разработана на основании решения Правительства Российской Федерации по высоким технологиям и инновациям (протокол от 3 августа 2010 г. № 4) в соответствии с Меморандумом об образовании ТП от 14 февраля 2011 г. и утверждена решением Правительственной Комиссии России по высоким технологиям и инновациям (Протокол от 5 июля 2011 г. № 3).Полное официальное наименование технологической платформына русском языке: Технологическая платформа «Технологии экологического развития». Наименованиетехнологическойплатформынаанглийскомязыке: Technological Platform «Technologies for Sustainable Ecological Development».Координатором технологической платформыявляется Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество».Инициаторами технологической платформыявляются[7]:Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования «Российский государственный гидрометеорологический университет»;Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»;Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».Технологическая платформаявляется механизмом реализации государственночастного партнерства, мобилизации возможностей заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки и образования, а также институтов гражданского общества) в целях реализации научнотехнической и инновационной политики для достижения целей инновационного развития и технологической модернизации российской экономики с учетом экологических факторов.Технологическая платформаявляется объединением участников, включая организации любой правовой формы, а также формы собственности, и государственных учреждений, профессиональных объединений, ассоциаций негосударственных организаций, научных организаций и высших учебных заведений, разделяющих цели и задачи технологической платформыи участвующих в их достижении.Рассмотрим на примере Томской области.Стратегической целью экологического развития Томской области является наличие безопасного и рационального использования имеющегося природноресурсного потенциала, который используется в интересах Российской Федерации и населения области, предотвращающее нанесение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения на основе применения инновационных средств «зеленой» экономики.В интересах достижения цели экологического развития округа требуется решение следующих задач[3]:построение эффективной системы управления (включая мониторинг);создание институциональных, финансовых, организационных и других предпосылок для научных разработок,изобретения и внедрения экологически эффективных технологий;предотвращение негативного воздействия на окружающую среду;восстановление нарушенных природных систем;участие граждан, общественных объединений, некоммерческих и хозяйственных организаций в принятии экологически важных решений;распространение среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков;укрепление органов власти, отвечающих за экологическую безопасность.Экологическое развитие исходит из принципов:приоритетности обеспечения для населения автономного округа безопасного состояния окружающей среды при сохранении высоких темпов экономического развития;обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, источниках экологической опасности для принятия адекватных управленческих решений;координации действий территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти Томской области Томска и органов местного самоуправления, природопользователей и населения в сфере охраны окружающей среды и их взаимная ответственность за состояние экологической безопасности, разработку и реализацию совместных мероприятий по ее обеспечению.Экологическое развитие (или «зеленый» рост) это модель, направленная на стимулирование экономического роста и развития, сохраняя при этом природный капитал как источник ресурсов и экологических услуг, на которых основывается наше благополучие. Эта модель служит катализатором инвестиций и инноваций, которые являются основой устойчивого экономического роста и новых экономических возможностей. «Зеленый» рост может сохранить национальный природный капитал путем более рационального использования природных богатств (включая экосистемы)[5].«Зеленый рост» требует эффективной экологической и межотраслевой политики. Его положительный эффект для развития основан на целом ряде факторов, например:стимулирование более высокой производительности предприятий путем уменьшения затрат энергии и других ресурсов;формирование новых отраслей;повышение доверия инвесторов;активизация инновационной деятельности;проникновение на новые рынки;создание новых рабочих мест;снижение рисков, обусловленных деградацией среды обитания и ухудшением здоровья людей.Винтересах ускорения структурных преобразований важно, вопервых, последовательно устранять все барьеры, препятствующие притоку инвестиций в точки роста и, вовторых, стимулировать распространение знаний через совершенствование системы образования.В связисо вступлением России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), особое значение приобретает использование ее опыта в области инициирования и проведения структурных реформ. В рекомендациях ОЭСР, разработанных в последние годы, акцент ставится на стимулировании зеленой экономики, ориентированной на вовлечение в оборот возобновляемых природных ресурсов, увеличение занятости населения и оздоровление окружающей среды. Особого внимания заслуживает положение о тесной зависимости качества жизни людей от уровня загрязненности вод и атмосферного воздуха, а также от степени сохранности живой природы. Показатели состояния окружающей среды оказываются столь же существенными для понимания происходящих социальноэкономических изменений, как и традиционные индикаторы благосостояния (размеры заработной платы и др.).Региону ВЕКЦА (Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия) ОЭСР посвятил отдельный доклад «Зеленыйрост и природоохранное управление в странах ВЕКЦА», который на текущий момент может рассматриваться в качестве базового руководства по переходу экономики данного региона на модель «зеленого» развития.Специальный анализ экономики России, выполненный OЭСР, показывает, что одна из самых серьезных проблем перехода страны на инновационный путь развития заключается в исключительно высоком уровне энергоемкости экономики. Меры, которые предусматриваются государственными программами, приносят позитивный, но все еще ограниченный результат. В своем выступлении на Форуме «Рио + 20» в 2012 году Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев признал, что «… энергоемкость нашей экономики (а она, к сожалению, высока) снижается более чем на 4% в год, что неплохо».Согласно данным новейшего исследования OЭСР (Economic Policy Reforms. Going for Growth, 2012), в интересах ускорения структурных преобразований в странах Европы важно, вопервых, последовательно устранять все барьеры, препятствующие притоку инвестиций в точки роста и, вовторых, стимулировать распространение знаний через совершенствование системы образования. Очевидно, что эти выводы в полной мере касаются и России.Стратегическая программы исследований технологической платформы направлена на решение приоритетных проблем социальноэкономического развития страны. Как показывает практика, устойчивое развитие является наиболее безопасным типом развития и в широком смысле представляет собой нерегрессивный тип эволюции, который элиминирует либо снижает до болееменее приемлемого уровня грубые и негативные воздействия на объект с целью его сохранения его целостности. Безопасность представляется как устойчивый способ бытия того или иного объекта, сохранение его природы в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Основным принципом Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года выступает принцип обеспечения безопасности через приоритеты устойчивого развития. Раскрывается история и содержание этого принципа, автором которого является автор данной статьи, предложивший его еще в 1995 г. и разработавшего его в ряде монографических работ[4].Человечество, как уже отмечалось, столкнулось в последние десятилетия не просто с естественными ограничениями (они были всегда на локальном уровне), а с глобальнопланетарными природными, прежде всего, биосферными ограничениями. Глобализация как системно
общепланетарное движение, с одной стороны, существенно расширяет пространствовремя социальных и социоприродных взаимодействий до общепланетарного объема биосферы. Но, с другой стороны, это расширение наталкивается на планетарные (биосферные) ограничения, которые, как и рассмотренные выше экологические, ставят объективный предел дальнейшему расширению социальных и социоприродных процессов и предполагает их «сжатие» и обретение целостности в границах биосферы (если не считать возможности дальнейшей космическойэкспансии, что пока сопряжено с огромными трудностями). Причем довольно часто в литературе по глобальным исследованиям пространственные, временные и другие ограничения со стороны природных факторов даже не упоминаются.Между тем формирующийся глобальный мир обретает свою целостность не только под влиянием деятельности человека, но и природных глобальных ограничений и особенностей. Глобальный мир оказывается целостным, но ограниченным земным миром социоприродных взаимодействий, воздействующих и даже определяющих все другие процессы на нашей планете. Наиболее зримые ограничения не только ограничения территориальные, ставящие предел дальнейшему экстенсивному развитию, но и исчерпаемость природных ресурсов, глобальная экологическая угроза и т.д. Это и ограничения темпорального характера, связанные с пространственными пределами, очень часто ставящие временной финал развитию тех или иных процессов на Земле, в том числе и существованию человечества[10].
Ссылки на источники1.Егорова М. С. Практика стимулирования перехода к "зеленой экономике": международный опыт // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 53333. URL:http://ekoncept.ru/article/706/
Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.2.Егорова М.С. Технологические платформы и кластеры как инструменты модернизации экономического развития// Фундаментальные исследования. № 11 (часть 8) 2013, стр. 16261630.3.Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию в РиодеЖанейро получил официальное наименование: «Будущее, которого мы хотим» // URL: http://www.un.org/ru/sustainablefuture.4.Лосев К.С. Экологические проблемы и устойчивое развитие России в XXIвеке. М., 20015.Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. Учебник. М.: МГУ, 2007.6.Механик А. Кто поедет на платформе // Эксперт. 2011. № 35 (768). URL: http://expert.ru/expert/2011/35/ktopoedetnaplatforme/?n=877787.Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ. М., 1989.8.Плужник М.В., Егорова М.С. Сравнительная характеристика подходов к созданию технологических платформв Европе и в Российской федерации// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6; URL:http://www.scienceeducation.ru/113118229.Технологические платформы: взаимодействие бизнеса и науки // Ректор вуза. № 5. 2011. С. 5659.10.Урсул А.Д. Интенсификация производства в системе глобальных проблем // Коммунист Молдавии. 1986. №2.
Egorova Maria SergeevnaGraduate student, National research Tomsk polytechnical university, Tomskangelochec82@mail.ruThe technological platform "Technologies of Ecological Development" as a basis of formation of green economy in RussiaAbstract.Article is devoted to formation and development questions of "green economy" in Russia. It is defined that transition to "green" economy has strong economic and social justification.There are convincing arguments in favor of increase in efforts and the state, and the private sector, directed on implementation of such economic transformation. The effective tool of the solution of the tasks connected with transition to "green" economy are technological platforms. The purposes, tasks and coordinators of the technological platform "Technologies of Ecological Development" are shown.Keywords: "green economy", technological platform, ecological development, association of efforts, interaction
Технологическая платформа «Технологии экологического развития»как основа становлениязеленой экономики в России
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления и развития «зеленой экономики» в России. Определено, что переход к «зеленой» экономике имеет прочное экономическое и социальное обоснование. Появляются убедительные аргументы в пользу увеличения усилий и государства, и частного сектора, направленных на осуществление такого экономического преобразования.Действенным инструментом решения задач, связанных с переходом к «зеленой» экономике являются технологические платформы. Продемонстрированы цели, задачи и координаторытехнологической платформы «Технологии экологического развития».Ключевые слова: «зеленая экономика», технологическая платформа, экологическое развитие,объединение усилий, взаимодействие
В последние года идея «зеленой» экономики стала широко обсуждаться не только специалистами по экологической экономике, но и на различных политических форумах. Данная идея все чаще упоминается главами государств и министрами финансов, а также в совместных заявлениях Большой двадцатки и обсуждается в контексте устойчивого развития и искоренения бедности. Повышению интереса к концепции «зеленой» экономики способствуют растущее разочарование в самой распространенной экономической модели, или, как ее еще называют«коричневая» экономика, а также чувство усталости, порожденное многочисленными кризисами и сбоями рыночного механизма, которые наблюдались в течение первого десятилетия нового столетия, особенно финансовоэкономическим кризисом 2008 г. [1].Переход к «зеленой» экономике имеет прочное экономическое и социальное обоснование. Появляются убедительные аргументы в пользу увеличения усилий и государства, и частного сектора, направленных на осуществление такого экономического преобразования. В связи с этим передгосударством стоит задача уравнять условия игры для «зеленой» продукции путем отказа от предоставления устаревших субсидий, реформирования политики и создания новых стимулов, укрепления инфраструктуры рынка и рыночных механизмов, перенаправления государственных инвестиций и перехода к «зеленым» государственным закупкам. Перед частным сектором стоит задача использовать возможности, предоставляемые переходом к «зеленой» экономике в ряде ведущих секторов, а также отреагировать на реформирование политики и ценовые сигналы путем увеличения объемов финансирования и инвестирования[1].Приоритетным направлением повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики является создание и развитие национальных и региональных инновационных систем. Значительная роль в данном процессе отводится формированию национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации. Действенным инструментом решения такой задачи являются технологические платформы, впервые и широко используемые в странах Евросоюза.Термин «технологические платформы» (EuropeanTechnologyPlatform) был введен в 2004 году Еврокомиссией в докладе «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований» для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы научнотехнические приоритеты Евросоюза в части взаимодействия европейских государств, их бизнеса, науки и образования, которые должны решить задачу технологической независимости Европы[6]. По обозначенным направлениям осуществляется выделение «существенных объемов финансирования для проведения различных научноисследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и промышленности»[9].
Таблица 1
Макроэкономическое содержание понятия «технологические платформы»
По определению ЕврокомиссииПо определению Правительства РФ«Это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научнотехнического развития и формирования общих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий» «Коммуникационный инструмент,направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативноправовой базы в области научнотехнологического, инновационного развития...»
Приведенные в таблице 1 сложившиеся современные дефиниции термина «технологические платформы» позволяют утверждать, что содержательно это объект инновационной инфраструктуры, который позволяет обеспечить интеграцию государства, науки и бизнеса для объединения и концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях научнотехнологического развития страны[8].В проекте Стратегии инновационного развития России до 2020 года указывается, что технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения частногосударственного партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии следующих проблем:множественность потенциальных участников технологической платформы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства;
слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям;
многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясность существующих научнотехнологических компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.Технологические платформы представляют собой некий механизм, призванный объединить усилия для формирования единой стратегии развития направления с учетом интересов всех сторон. Эффективность таких проектов, работающих на базе партнерских отношений государства, бизнеса и экспертного сообщества, наглядно доказана в странах Евросоюза. Именно поэтому в качестве модели для технологических платформ РФ приводятся Европейские технологические платформы (ЕТП), которые применяются там уже почти десять лет[2].Технологическая платформа «Технологии экологического развития» разработана на основании решения Правительства Российской Федерации по высоким технологиям и инновациям (протокол от 3 августа 2010 г. № 4) в соответствии с Меморандумом об образовании ТП от 14 февраля 2011 г. и утверждена решением Правительственной Комиссии России по высоким технологиям и инновациям (Протокол от 5 июля 2011 г. № 3).Полное официальное наименование технологической платформына русском языке: Технологическая платформа «Технологии экологического развития». Наименованиетехнологическойплатформынаанглийскомязыке: Technological Platform «Technologies for Sustainable Ecological Development».Координатором технологической платформыявляется Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество».Инициаторами технологической платформыявляются[7]:Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования «Российский государственный гидрометеорологический университет»;Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»;Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».Технологическая платформаявляется механизмом реализации государственночастного партнерства, мобилизации возможностей заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки и образования, а также институтов гражданского общества) в целях реализации научнотехнической и инновационной политики для достижения целей инновационного развития и технологической модернизации российской экономики с учетом экологических факторов.Технологическая платформаявляется объединением участников, включая организации любой правовой формы, а также формы собственности, и государственных учреждений, профессиональных объединений, ассоциаций негосударственных организаций, научных организаций и высших учебных заведений, разделяющих цели и задачи технологической платформыи участвующих в их достижении.Рассмотрим на примере Томской области.Стратегической целью экологического развития Томской области является наличие безопасного и рационального использования имеющегося природноресурсного потенциала, который используется в интересах Российской Федерации и населения области, предотвращающее нанесение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения на основе применения инновационных средств «зеленой» экономики.В интересах достижения цели экологического развития округа требуется решение следующих задач[3]:построение эффективной системы управления (включая мониторинг);создание институциональных, финансовых, организационных и других предпосылок для научных разработок,изобретения и внедрения экологически эффективных технологий;предотвращение негативного воздействия на окружающую среду;восстановление нарушенных природных систем;участие граждан, общественных объединений, некоммерческих и хозяйственных организаций в принятии экологически важных решений;распространение среди всех групп населения экологических знаний и формирование экологически мотивированных культурных навыков;укрепление органов власти, отвечающих за экологическую безопасность.Экологическое развитие исходит из принципов:приоритетности обеспечения для населения автономного округа безопасного состояния окружающей среды при сохранении высоких темпов экономического развития;обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, источниках экологической опасности для принятия адекватных управленческих решений;координации действий территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти Томской области Томска и органов местного самоуправления, природопользователей и населения в сфере охраны окружающей среды и их взаимная ответственность за состояние экологической безопасности, разработку и реализацию совместных мероприятий по ее обеспечению.Экологическое развитие (или «зеленый» рост) это модель, направленная на стимулирование экономического роста и развития, сохраняя при этом природный капитал как источник ресурсов и экологических услуг, на которых основывается наше благополучие. Эта модель служит катализатором инвестиций и инноваций, которые являются основой устойчивого экономического роста и новых экономических возможностей. «Зеленый» рост может сохранить национальный природный капитал путем более рационального использования природных богатств (включая экосистемы)[5].«Зеленый рост» требует эффективной экологической и межотраслевой политики. Его положительный эффект для развития основан на целом ряде факторов, например:стимулирование более высокой производительности предприятий путем уменьшения затрат энергии и других ресурсов;формирование новых отраслей;повышение доверия инвесторов;активизация инновационной деятельности;проникновение на новые рынки;создание новых рабочих мест;снижение рисков, обусловленных деградацией среды обитания и ухудшением здоровья людей.Винтересах ускорения структурных преобразований важно, вопервых, последовательно устранять все барьеры, препятствующие притоку инвестиций в точки роста и, вовторых, стимулировать распространение знаний через совершенствование системы образования.В связисо вступлением России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), особое значение приобретает использование ее опыта в области инициирования и проведения структурных реформ. В рекомендациях ОЭСР, разработанных в последние годы, акцент ставится на стимулировании зеленой экономики, ориентированной на вовлечение в оборот возобновляемых природных ресурсов, увеличение занятости населения и оздоровление окружающей среды. Особого внимания заслуживает положение о тесной зависимости качества жизни людей от уровня загрязненности вод и атмосферного воздуха, а также от степени сохранности живой природы. Показатели состояния окружающей среды оказываются столь же существенными для понимания происходящих социальноэкономических изменений, как и традиционные индикаторы благосостояния (размеры заработной платы и др.).Региону ВЕКЦА (Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия) ОЭСР посвятил отдельный доклад «Зеленыйрост и природоохранное управление в странах ВЕКЦА», который на текущий момент может рассматриваться в качестве базового руководства по переходу экономики данного региона на модель «зеленого» развития.Специальный анализ экономики России, выполненный OЭСР, показывает, что одна из самых серьезных проблем перехода страны на инновационный путь развития заключается в исключительно высоком уровне энергоемкости экономики. Меры, которые предусматриваются государственными программами, приносят позитивный, но все еще ограниченный результат. В своем выступлении на Форуме «Рио + 20» в 2012 году Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев признал, что «… энергоемкость нашей экономики (а она, к сожалению, высока) снижается более чем на 4% в год, что неплохо».Согласно данным новейшего исследования OЭСР (Economic Policy Reforms. Going for Growth, 2012), в интересах ускорения структурных преобразований в странах Европы важно, вопервых, последовательно устранять все барьеры, препятствующие притоку инвестиций в точки роста и, вовторых, стимулировать распространение знаний через совершенствование системы образования. Очевидно, что эти выводы в полной мере касаются и России.Стратегическая программы исследований технологической платформы направлена на решение приоритетных проблем социальноэкономического развития страны. Как показывает практика, устойчивое развитие является наиболее безопасным типом развития и в широком смысле представляет собой нерегрессивный тип эволюции, который элиминирует либо снижает до болееменее приемлемого уровня грубые и негативные воздействия на объект с целью его сохранения его целостности. Безопасность представляется как устойчивый способ бытия того или иного объекта, сохранение его природы в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Основным принципом Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года выступает принцип обеспечения безопасности через приоритеты устойчивого развития. Раскрывается история и содержание этого принципа, автором которого является автор данной статьи, предложивший его еще в 1995 г. и разработавшего его в ряде монографических работ[4].Человечество, как уже отмечалось, столкнулось в последние десятилетия не просто с естественными ограничениями (они были всегда на локальном уровне), а с глобальнопланетарными природными, прежде всего, биосферными ограничениями. Глобализация как системно
общепланетарное движение, с одной стороны, существенно расширяет пространствовремя социальных и социоприродных взаимодействий до общепланетарного объема биосферы. Но, с другой стороны, это расширение наталкивается на планетарные (биосферные) ограничения, которые, как и рассмотренные выше экологические, ставят объективный предел дальнейшему расширению социальных и социоприродных процессов и предполагает их «сжатие» и обретение целостности в границах биосферы (если не считать возможности дальнейшей космическойэкспансии, что пока сопряжено с огромными трудностями). Причем довольно часто в литературе по глобальным исследованиям пространственные, временные и другие ограничения со стороны природных факторов даже не упоминаются.Между тем формирующийся глобальный мир обретает свою целостность не только под влиянием деятельности человека, но и природных глобальных ограничений и особенностей. Глобальный мир оказывается целостным, но ограниченным земным миром социоприродных взаимодействий, воздействующих и даже определяющих все другие процессы на нашей планете. Наиболее зримые ограничения не только ограничения территориальные, ставящие предел дальнейшему экстенсивному развитию, но и исчерпаемость природных ресурсов, глобальная экологическая угроза и т.д. Это и ограничения темпорального характера, связанные с пространственными пределами, очень часто ставящие временной финал развитию тех или иных процессов на Земле, в том числе и существованию человечества[10].
Ссылки на источники1.Егорова М. С. Практика стимулирования перехода к "зеленой экономике": международный опыт // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 53333. URL:http://ekoncept.ru/article/706/
Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.2.Егорова М.С. Технологические платформы и кластеры как инструменты модернизации экономического развития// Фундаментальные исследования. № 11 (часть 8) 2013, стр. 16261630.3.Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию в РиодеЖанейро получил официальное наименование: «Будущее, которого мы хотим» // URL: http://www.un.org/ru/sustainablefuture.4.Лосев К.С. Экологические проблемы и устойчивое развитие России в XXIвеке. М., 20015.Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. Учебник. М.: МГУ, 2007.6.Механик А. Кто поедет на платформе // Эксперт. 2011. № 35 (768). URL: http://expert.ru/expert/2011/35/ktopoedetnaplatforme/?n=877787.Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию / Пер. с англ. М., 1989.8.Плужник М.В., Егорова М.С. Сравнительная характеристика подходов к созданию технологических платформв Европе и в Российской федерации// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6; URL:http://www.scienceeducation.ru/113118229.Технологические платформы: взаимодействие бизнеса и науки // Ректор вуза. № 5. 2011. С. 5659.10.Урсул А.Д. Интенсификация производства в системе глобальных проблем // Коммунист Молдавии. 1986. №2.
Egorova Maria SergeevnaGraduate student, National research Tomsk polytechnical university, Tomskangelochec82@mail.ruThe technological platform "Technologies of Ecological Development" as a basis of formation of green economy in RussiaAbstract.Article is devoted to formation and development questions of "green economy" in Russia. It is defined that transition to "green" economy has strong economic and social justification.There are convincing arguments in favor of increase in efforts and the state, and the private sector, directed on implementation of such economic transformation. The effective tool of the solution of the tasks connected with transition to "green" economy are technological platforms. The purposes, tasks and coordinators of the technological platform "Technologies of Ecological Development" are shown.Keywords: "green economy", technological platform, ecological development, association of efforts, interaction