Система «кайдзен»: метод «пять почему?» как средство формирования критического мышления студента
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гайнеев
Э.
Р. Система «кайдзен»: метод «пять почему?» как средство формирования критического мышления студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2591–2595. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54782.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности метода «Пять почему?» системы непрерывного совершенствования «кайдзен» в формировании критического мышления студента - важнейшего свойства ума, влияющего на учебно-познавательную деятельность, способствующего формированию у него адекватной самооценки, что является одним из наиболее актуальных направлений воспитательного процесса, важнейшей социальной задачей образовательных учреждений любого уровня и направленности.
Ключевые слова:
воспитание, студент, рефлексия, критическое мышление, учебно-познавательная деятельность, система «кайдзен», метод «пять почему?», адекватность
Текст статьи
Гайнеев Эдуард Робертович, канд. пед. наук, кафедра технологии,ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновскgajneev.eduard@yandex.ru
Система«КАЙДЗЕН»: метод «пяти почему» как метод формирования критического мышления студента
Аннотация.В статье рассматриваются возможности метода «Пять почему?» системы непрерывного совершенствования «кайдзен» в формированиикритического мышления студента
важнейшего свойства ума, влияющего на учебнопознавательную деятельность, способствующему формированию у него адекватной самооценки, что являетсяодним из наиболее актуальных направлений воспитательного процесса, важнейшей социальной задачей образовательных учреждений любого уровня и направленности.Ключевые слова: система «Кайдзен»,метод «Пять почему?», студент, воспитание, учебнопознавательная деятельность, критическое мышление, адекватность, рефлексия.
Всякое размышление есть результат внутреннего спораЛ.В. Выготский
Одной из наиболее актуальныхобразовательных целей современной педагогики становится формированиеи развитие критического мышленияспособности человека объективно оценивать ситуацию, тщательно и всесторонне проверятьвыдвигаемые гипотезы,анализировать ситуацию критически, но без предубеждения,самостоятельно находить решение и защищать свою позицию вескимидоводами, адекватно реагировать на окружающую действительность.
Развитое критическое мышление также предполагает индивидуальную ответственность человека, способствует повышению уровня его индивидуальной культуры, формированию умения анализировать, синтезировать, обобщать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия собственных принимаемых решенийи брать ответственность за эти решения, способствует формированию коммуникативных качеств личности, умению работать в команде.Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы формирования критического мышления посредством применения метода системы «кайдзен»
«Пять почему?», необходимо определиться с понятиями «мышление», «критическое мышление».Мышление в толковом словаре русского языка рассматривается как высшая ступень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях [1; 372].Впсихологической науке в настоящее время выделяют два основных вида мышления: теоретическое мышление направленное, главным образом, на открытие законов, свойств объектов и мышление практическое процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности. Также, под влиянием все возрастающих требований жизни к творческому компоненту мышления возникла необходимость подразделения мышления на его особые виды продуктивное и репродуктивное, удельный вес, соотношение которых в конкретной мыслительной деятельности субъекта может быть различным и зависит от степени новизны получаемого в результате мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта.Критическое мышление в современной большой педагогической энциклопедии определяется как «способность анализировать информацию с позиций логики,находить противоречия в ней», умение выносить обоснованные суждения, решения и применять результаты, особенно,в нетипичныхситуациях, проблемах [2; 338].Отметим такжето, что понятие «критическое мышление» (от слова «критика»), воспринимается,в основном, в отрицательном смысле. Например, в одном из наиболее массовых, распространенных словарей,
классическом толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «критика» трактуетсяв негативном значении:Критика1. Обсуждение, разбор чегон. с целью оценить, выявить недостатки (курсив наш Э. Гайнеев).Во втором, более массовом,разговорном значении,отрицательный смысл данного понятия является основным:Критика 2. Отрицательное суждение о чемн., указание на недостатки [1; 307].
Проблема критического мышления широко представлена в зарубежной литературе. Более того, в конце прошлого века в некоторых странах, например в США, формирование и развитиекритического мышления учащихся было специально выделено в числе важнейших образовательных целей. Современное понимание критического мышления, по мнению М.В. Кларина, выводит его за пределы интеллектуального набора умений и навыков и переводит в личностную сферу, когда оно становится стержнем интеллектуальных умений и определяется как мышление рациональное, рефлексивное [3; 121].
Процесс образования, как известно, включает не только усвоение суммы знаний иформирование определенного наборанавыкови умений, ноиразвитие мышления, прежде всего формирование и развитие критического мышления.
Однако, по справедливому замечанию С.А. Терно,обучение критическому мышлению в современной системе образования основано, как правило,в условиях строгой, классической, обязательной структуры урока, что значительно ограничиваеттворческую деятельность обучающихся.По его мнению, обучение критическому мышлению это, во многом,динамический, творческий процесс[4; 3].Анализ психологопедагогической литературытакже показывает, что формирование и развитие критического мышления в процессе обучения организовано, в основном, на уроках теоретических (языкознание, литературоведение, история, обществознаниеи др.), исовсем незначительноиспользуется потенциал занятий практической направленности, (уроки технологиив общеобразовательной школе, производственноеобучениев техникуме, колледже, производственнаяпрактикана предприятии и др.).Новымподходом к проблеме формирования критического мышления стало рассмотрение его через разнообразные виды деятельностей. Так, одним из педагогических условий формирования критического мышления будущих рабочих и специалистов является разработанная нами и используемая в практике Ульяновского профессиональнопедагогического колледжа (УППК) технология японской системы непрерывного совершенствования «Кайдзен» и, в частности, метода«Пять почему?», в совокупностис разработкой «кайдзенпредложений» как элементов проблемного обучения, средств рационализации, микрорационализации[5; 11]. Понятие рационализации (микрорационализации)объединяет совокупность способов, приемов и средств, посредством которых реализуютсязадачи инновации на основе совокупности разных ресурсов,использование резервов повышения производительности труда, более эффективное использование рабочего времени и основных фондов, повышение качества изделий и улучшение условий труда.Методмикрорационализации(кайдзенпредложений),является одним из направлений системы непрерывного совершенствования «кайдзен» (KAIZEN), и,в последние годы успешно внедряется намногих предприятиях и организациях России, в том числе и на базовом предприятии нашего колледжа ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (ОАО «УАЗ») [6; 3]. Микроэкономический подход, в том числе и система кайдзен способствует пониманию принципа, согласно которому все элементы трудового процесса являются существенными. Например, дефект в системе труб водоснабжения ("капающий" кран) ведет к потерям, равным 6000 литров воды в год[7; 22].
Подобные задания, как показал наш опыт,способствуют формированию умений правильно ставить вопросы, устанавливать причинноследственные связи и находить источник проблемы, ее первопричину.Понятие“Кайдзен” (KAIZEN) в переводе с японского обозначает «Дзен вещей», и является производным от KAI «изменение» и ZEN «хороший», «к лучшему», иимеет прямое отношение, прежде всего,к деятельности, причем, любого вида деятельности, в том числе и деятельноститрудовой, профессиональной. Сутью указанной системыявляется постоянное стремление к совершенствованию всего, что мы делаем, воплощенное в конкретные формы, методы, средстваи технологии. Кайдзен это разработанный вЯпонии подход к организации деятельности, основанный на здравом смысле исамодисциплине, порядке и бережливости.Уделяя внимание данным и процессам, а не результатам, кайдзен поощряет человека искатьрешение возникающих проблем к предыдущему процессу, находить причину. Этому способствуетметод решения проблем «Пять почему?».
Поскольку пяти вопросов, как правило, бывает достаточно для определения причины, то данныйпроцесс получил название «Пять почему?», В книге известного японского специалиста по этой производственной системеМасааки Имаи приводится пример, когда рабочий завода посыпает опилкамипол между станками и, когда у него пытаются выяснить, почемуон это делает, то рабочий поясняет,что пол скользкий и по нему опасно ходить. Поэтапно, пошагово, по мере задавания вопросов, выясняется, что пол представляет опасность потому, что там пролито масло по причине того, что изза течи в картере подтекает станок. А течь в картере станка появилась потому, что износился резиновый сальник [8, 63].
Повторив, вопрос «почему?»пять разудалось выявить первопричину«скользкого, опасного пола». Выявление причины позволяетустранитьименно источник проблемы а, повозможности раз и навсегда! Ноесли не обратить внимания на эту проблему и не принять мер по устранению причин, то можно годами продолжать «посыпать пол опилками», тем самым, устраняя следствиевозникшей производственной проблемы, но не ее причину, и, сохранитьпри этом следующие издержки:
возможность производственного травматизма «скользкий пол»;
дискомфорт производственного участка, рабочего места;
неэффективноеиспользование рабочего времени;
нерациональный расход машинного масла;
нерентабельныйрасход опилок.Метод устранения проблем«Пять почему?» применяется в различных областях человеческой деятельности в процессе анализа проблем и поиска причин их возникновения и способствует поиску истинных причин рассматриваемых проблем с целью эффективного их разрешения.Опыт показал, что метод «Пять почему?» особенно эффективен при обучении профессиям, связанным с технической эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием оборудования (электромонтер, наладчик, слесарьремонтник и др.). В профессиях, где одним из направлений, видов профессиональной деятельности является техническая диагностика: определение и устранение неисправностей в оборудовании.Приведем пример формирования критического мышления студентас применением технологии метода «Пять почему?» при анализе работы схемы электрической принципиальной с одновременным анализом работы электрооборудования станка по схеме принципиальнойи макета со схемой реальной (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент схемы вертикальносверлильного станка 2Н125.Во время анализа схемы используем две указки одновременно: одной указкой показываем электроаппараты на схемах (на классной доске), а другой указкой, те же электроаппараты на макете. Мастер производственного обучения, объясняет последовательность работы схемы, периодически обращается к студентам с вопросами, вовлекая их в анализ работы данной схемы.
Основной целью данного занятия является освоение технологии выполнения монтажа электрической схемы вертикальносверлильного станкас последующим определением и устранением неисправностей.Студентам выдаются макеты учебные с фрагментом схемы и листзадание, где они должны определять и устранять искусственно введенные неисправности.Также, по мере выполнения основного задания, им необходимо продумать и, по возможности, внести предложения по рационализации (кайдзенпредложения).Подобныезадания способствуют формированию умений правильно ставить вопросы, устанавливать причинноследственные связи, а в профессии электромонтера устранять выявленные неисправности при ремонте и обслуживании электрооборудования и электроустановок.Внесение кайдзенпредложений является какусловием, средством формирования и развития критического мышления студента, так и первоначальным этапом формирования основ его опыта творческоконструкторской деятельности во время выполнения учебнопроизводственных работ. Поэтапно, шаг за шагом,выявляется причина отсутствия реверсирования и выясняется, что источником проблемы, ее первопричиной является дефект блокконтакта магнитного пускателя КМ1[9, 32].В таблице алгоритма определения неисправностипредусмотрено также и внесение студентом рационализаторских предложений (кайдзенпредложение). Причем, предложений, направленных на устранениепроблемы, ее причины (первопричины), где на первом этапе определяется первопричина, источник проблемы(выявление причинноследственной связи), а на втором этапе предлагаются способы усовершенствования, микрорационализации «кайдзенпредложения» (рис. 2.).
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ «КАЙДЗЕН»:Метод устранения проблем (метод «Пять почему?»)ФИО _________________________________________________________Проблема: не включается реверсированиевертикальносверлильного станка 2Н1251й этап: определение первопричины:ПроблемаНе включается реверс правое вращение шпинделя станка.По схеме: правое вращение шпинделя это магнитный пускатель КМ2.Вопрос 1Почему не включается магнитный пускатель КМ2?Ответ 1Потому что нет сигнала в цепи управления фаза «А» катушка КМ1».Вопрос 2Почему нет сигнала в цепи управления фаза «А» катушка КМ1?Ответ 2Возможно, нет контакта кнопки SBS1 кнопки SBS2? Прозвонить.Вопрос 3Почему нет контакта кнопки SBS2 контакта КМ1? Прозвонить.Ответ 3Возможно, нет контакта КМ1 КМ2? Прозвонить.Вопрос 4Почему нет контакта КМ2 катушки КМ1? Прозвонить.Ответ 4Возможно, нет контакта КМ1 катушки КМ1? Прозвонить.Вопрос 5Возможно, нет контакта клеммников КМ1? Прозвонить.Ответ 5Нет контакта в цепи управления блокконтакта КМ1 катушка КМ2.ПричинаНет контакта в цепи управления блокконтакта КМ1 катушка КМ2.РешениеЗаменить блокконтакт магнитного пускателя КМ1.2й этап:кайдзен предложение:1. Для лучшей видимости места сверления, детали установить местное освещение2. Если станок развернуть на 90 градусов естественное освещение будет слева3. Очки защитные лучше повесить на ручку станка чтобы сразу их увидеть и надеть4. Установить патрон большего диаметра, что позволит расширить возможности станка5. Для аварийного отключения станка можно установить педаль с кнопкой «Стоп»
Рис. 2. Карта метода устранения проблем (метод «Пять почему?»)
Следовательно, метод «Пять почему?», способ «задавания вопросов», по сути, становится разновидностью сократического метода одного из наиболее простых и продуктивных творческих методов комплексногоформированияи развитиякритического мышления и творческих способностейобучающихся.
Подобныезадания способствуют формированию и развитию умений правильно ставить вопросы и устанавливать причинноследственные связи, что, по мнению замечательного отечественного философа Э.В. Ильенкова, является первым этапом и основой формирования мышления: он подчеркивал, что учить мыслить надо, прежде всего, с развития способности правильно ставитьвопросы [10; 108].
Основным препятствием внедрения системы кайдзен в нашей стране, как отмечает О. Виханский, является наше сознание: долгие годы наших соотечественников приучали к тому, что если делать, то только большие дела «развернуть реки вспять», «посадить сады на Марсе»… и т.п. [11; 2].В справедливости этого убеждаешься, когда начинаются занятия по освоению элементов системы кайдзен при проведении занятий в электромонтажной мастерской при монтаже схем электропривода. Обучающимся, уже освоившим монтаж схем, демонстрируются несколько «мелочей» (микрорационализаторских решений, «кайдзен предложений»), что вызывает у них откровеннуюиронию, скепсис. Им предлагается смонтировать уже известную им электрическую схему, но с хронометражом времени. Затем, на точно таких же учебных стендах, смонтировать схему, применив несколько (24) рациональных приема («кайдзен предложения»). После монтажа второй схемы обучающиеся сравнивают два стенда, время и качество монтажа двух стендов и,с удивлением отмечают, что производительность труда при выполнении монтажа с элементами рационализации (кайдзенпредложениями) повышается на 20 30 %. Но еще большее изумление у студентов вызывает то обстоятельство, что повышается не только производительностьтруда, но и качество монтажа. Создается парадоксальная, на первый взгляд,ситуация: монтаж выполняется не только быстрее по времени, но и заметно лучше покачеству!На самом деле никакого противоречия в этом нет: время, сэкономленное на «мелочах» (кайдзенпредложения), позволяет человеку работать спокойнее и увереннее. Отсюда повышение качества выполнения монтажа, деятельности.
Ирония сменяется изумлением и… пониманием того, что микрорационализация, «мелочи» (кайдзенпредложения) могут, в совокупности, привести к весьма существенным положительным изменениям:более комфортным и безопасным условиям труда, повышению производительности труда и качестваизделияи т.д.Об эффективности деятельностногоподходав обучении, применения технологии «кайдзен»в формировании критического мышления можно судить, например,по результатамучастия студентов колледжа в областных конкурсах профессионального мастерства «Мастер золотые руки». За последние 16 лет участия в конкурсах студенты нашего колледжа будущие электромонтеры, 12 раз занимали первоеместо и четырежды были вторыми. Причем, монтаж схемы студенты нашего колледжа выполняют и быстрее соперников по времени, и лучшевсех по качеству [12; 17].
Известно, что критическое мышление этомышление, по сути оценочное, рефлексивное и поэтому именнов конкурсахпрофессионального мастерства, наиболее ярко проявляются качества, присущие развитому критическому мышлению, такие как,индивидуальная ответственность личности, рефлексия, способность адекватно и объективно оценивать ситуацию, умениеанализировать,проявитьуважениек соперникуумение отдать должное мастерству и т.п.
Примеромвысокой эффективности внедрения производственной системы «кайдзен» в условиях современного производствамогут послужить результаты работы системы кайдзенпредложений на ОАО «УАЗ» за один год. За отчетный период всего было подано почти 18 тыс. идей по повышению эффективности производства(в среднем 1500 в месяц), из которых 97,8% признаны перспективными, из них уже успешно внедрено 92,4%. Экономический эффект от реализации этих предложений составил более 170 млн рублей. В процессе улучшения деятельности предприятия на равных участвовали как рабочие (51% от поданных предложений), так и руководители совместно со специалистами (49%) [13; 2].Подчеркнем, что процесс непрерывного совершенствования (кайдзен) может быть использованне только к производственной или учебной деятельности, но применим к любому виду человеческой деятельности, учитывая, что любая деятельность это фактически последовательность процессов. А проведение анализа, микроанализаи описаниядеятельности в виде процессов и их составляющих, способствует более глубокому пониманию сложившейся ситуации и внесению, рациональных предложений, особенно в условиях непрерывной модернизациии рационализации, в «ситуации нового вида» [14; 30].
Необходимо также отметить, что освоение системы «кайдзен», т.е. реального вида профессиональной деятельности в условиях производства,в процессе профессиональной подготовки современного рабочего и специалиста является важным условием реализации компетентностного подхода в обучении [9; 32].Микроэкономический, микроаналитический подходы в обучении посредствомиспользованияметодасистемы непрерывного совершенствования «кайдзен»(метод устранения проблем «Пять почему?») является наиболее простыми доступным, что определяет массовость и ситуацию успеха, не требует значительных затрат и специальной подготовки испособствуют формированию критического мышления.Важнейшей функцией внедрения этой системы становитьсясопричастность сотрудников (студентов) с предприятием(учебным заведением), их вовлеченность в инновационные процессыв образовательном процессе и на производстве процесс непрерывного совершенствования; что становиться инструментом саморазвития сотрудников созданию культуры самообучающейся организации.Решение проблемы формирования и развития критического мышления особенно важно также для решения одной из наиболее актуальных современных практических педагогических задач профессиональной ориентации, профессионального самоопределенияподростка, выбора им профессиональной специализации, когда так важны объективная самооценка, реальная оценка собственных способностей ивозможностей,самостоятельность и независимость выбора.Наш опыт показывает, что критическое мышление является стержнем интеллектуальных умений, формирование и развитие которого весьма благотворно сказывается, прежде всего,на формировании мировоззрения студента и способствует решению ряда важных образовательных задач:
формированию социально значимых качествличности, ее нравственноценностных мотивов, социализациии адаптациив коллективе;
развитию креативности и рефлексии, воспитанию инициативности, ответственности, профессиональной самостоятельности;
формированию умений видеть проблемы и перспективы и определять пути их решения, ставить задачи и находить рациональные пути к их реализации.Таким образом, освоение метода «Пять почему?» системы непрерывного совершенствования «Кайдзен» важного компонента профессиональной компетентности работника современного непрерывно модернизируемого производства, направленногона высокопроизводительную профессиональную деятельность,активизирует учебнопознавательную деятельность студента и способствует более эффективному формированию и развитию у него критического мышления.
Ссылки на источники1. Ожегов, С. И., Шведова, Н.И. Толковый словарь русского языка: / С. И. Ожегов,Н. Ю. Шведова.
Российская акад. наук, Инт рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4е изд., доп. М. : ИНФОТЕХ, 2009. 938 с. 2. Педагогика. Большая современная энциклопедия[Текст] / сост. Е. С. Рапацевич М. :Современное слово, 2005. 720 с.3. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин //, М.В. М. Наука, 1997. 223 с.4. Терно,С.А. Критическое мышление в школе средневековая отсталость? // Современные научные исследования и инновации. Сентябрь 2013. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/09/26512 (дата обращения: 03.10.2013).5. Гайнеев, Э.Р. Творческоконструкторская деятельность как средство формирования критического мышления учащихся [Текст]. / Э.Р. Гайнеев // Решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Сб. научных трудов Международной научнопрактической конференции. Украина. Одесса: 2008. с. 9 14.6. Положение о системе непрерывного совершенствования «КАЙДЗЕН» [Текст]. Ульяновск : ОАО «УАЗ», 2006. 14 с.7. Шушански, Я. Методология рационализации [Текст] /Я. Шушански. М.: Экономика. 248 с.8. Имаи, Масааки. Гемба кайдзен: путь к снижению затрати повышению качества[Текст] / Масааки Имаи М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 345 с.9. Гайнеев, Э.Р. «Кайдзентехнологии» вподготовке квалифицированных рабочих [Текст] / Э.Р. Гайнеев // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 9. С. 32 33. 10. Ильенков, Э.В. Школа должна учитьмыслить [Текст]. / Э.В. Ильенков //Воронеж, 2009. 108 с.11. Виханский, О.С. Приживется ли система Кайдзен в России? / О.С Виханский // URL: Режим доступа mgubs.ru›?news&id=810
(дата обращения: 27.01.2014).12. Гайнеев, Э.Р. Поэтапное формирование опыта творческоконструкторской деятельности: учебное пособие / под науч. ред. С.А. Новоселова /Э.Р. Гайнеев/. Екатеринбург, 2012 72 с.13. Козлов,В. Система кайдзенпредложений на ОАО «УАЗ» [Текст] /В.Козлов// propersonalURL:
[дата обращения 22.03.2014].14. Новоселов, С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования[Текст]: дис. … дра пед. наук / С.А.Новоселов. Екатеринбург, 1997. 324 с.
E.R. Gayneev,The Ulyanovsk statepedagogical University. I.N. Ulyanov»SYSTEM «KAIZEN»: THE METHOD «FIVE WHY?» AS A MEANSTHE FORMATION OF CRITICAL THINKING OF STUDENTSAbstract.The article considers the features of the «Five why?» of system of continuous improvement «Kaizen» in formation of critical thinking of students the most important properties of the mind, influencing educationalcognitive activity, contributing to the formation of his adequate selfassessment, which is one of the most actual directions of educational process, the most important social task of educational institutions of any level and orientation.Keywords:system «Kaizen», the «Five why?» student, education, educationalcognitive activity, critical thinking, adequacy, reflection.
Система«КАЙДЗЕН»: метод «пяти почему» как метод формирования критического мышления студента
Аннотация.В статье рассматриваются возможности метода «Пять почему?» системы непрерывного совершенствования «кайдзен» в формированиикритического мышления студента
важнейшего свойства ума, влияющего на учебнопознавательную деятельность, способствующему формированию у него адекватной самооценки, что являетсяодним из наиболее актуальных направлений воспитательного процесса, важнейшей социальной задачей образовательных учреждений любого уровня и направленности.Ключевые слова: система «Кайдзен»,метод «Пять почему?», студент, воспитание, учебнопознавательная деятельность, критическое мышление, адекватность, рефлексия.
Всякое размышление есть результат внутреннего спораЛ.В. Выготский
Одной из наиболее актуальныхобразовательных целей современной педагогики становится формированиеи развитие критического мышленияспособности человека объективно оценивать ситуацию, тщательно и всесторонне проверятьвыдвигаемые гипотезы,анализировать ситуацию критически, но без предубеждения,самостоятельно находить решение и защищать свою позицию вескимидоводами, адекватно реагировать на окружающую действительность.
Развитое критическое мышление также предполагает индивидуальную ответственность человека, способствует повышению уровня его индивидуальной культуры, формированию умения анализировать, синтезировать, обобщать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия собственных принимаемых решенийи брать ответственность за эти решения, способствует формированию коммуникативных качеств личности, умению работать в команде.Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы формирования критического мышления посредством применения метода системы «кайдзен»
«Пять почему?», необходимо определиться с понятиями «мышление», «критическое мышление».Мышление в толковом словаре русского языка рассматривается как высшая ступень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях [1; 372].Впсихологической науке в настоящее время выделяют два основных вида мышления: теоретическое мышление направленное, главным образом, на открытие законов, свойств объектов и мышление практическое процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности. Также, под влиянием все возрастающих требований жизни к творческому компоненту мышления возникла необходимость подразделения мышления на его особые виды продуктивное и репродуктивное, удельный вес, соотношение которых в конкретной мыслительной деятельности субъекта может быть различным и зависит от степени новизны получаемого в результате мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта.Критическое мышление в современной большой педагогической энциклопедии определяется как «способность анализировать информацию с позиций логики,находить противоречия в ней», умение выносить обоснованные суждения, решения и применять результаты, особенно,в нетипичныхситуациях, проблемах [2; 338].Отметим такжето, что понятие «критическое мышление» (от слова «критика»), воспринимается,в основном, в отрицательном смысле. Например, в одном из наиболее массовых, распространенных словарей,
классическом толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «критика» трактуетсяв негативном значении:Критика1. Обсуждение, разбор чегон. с целью оценить, выявить недостатки (курсив наш Э. Гайнеев).Во втором, более массовом,разговорном значении,отрицательный смысл данного понятия является основным:Критика 2. Отрицательное суждение о чемн., указание на недостатки [1; 307].
Проблема критического мышления широко представлена в зарубежной литературе. Более того, в конце прошлого века в некоторых странах, например в США, формирование и развитиекритического мышления учащихся было специально выделено в числе важнейших образовательных целей. Современное понимание критического мышления, по мнению М.В. Кларина, выводит его за пределы интеллектуального набора умений и навыков и переводит в личностную сферу, когда оно становится стержнем интеллектуальных умений и определяется как мышление рациональное, рефлексивное [3; 121].
Процесс образования, как известно, включает не только усвоение суммы знаний иформирование определенного наборанавыкови умений, ноиразвитие мышления, прежде всего формирование и развитие критического мышления.
Однако, по справедливому замечанию С.А. Терно,обучение критическому мышлению в современной системе образования основано, как правило,в условиях строгой, классической, обязательной структуры урока, что значительно ограничиваеттворческую деятельность обучающихся.По его мнению, обучение критическому мышлению это, во многом,динамический, творческий процесс[4; 3].Анализ психологопедагогической литературытакже показывает, что формирование и развитие критического мышления в процессе обучения организовано, в основном, на уроках теоретических (языкознание, литературоведение, история, обществознаниеи др.), исовсем незначительноиспользуется потенциал занятий практической направленности, (уроки технологиив общеобразовательной школе, производственноеобучениев техникуме, колледже, производственнаяпрактикана предприятии и др.).Новымподходом к проблеме формирования критического мышления стало рассмотрение его через разнообразные виды деятельностей. Так, одним из педагогических условий формирования критического мышления будущих рабочих и специалистов является разработанная нами и используемая в практике Ульяновского профессиональнопедагогического колледжа (УППК) технология японской системы непрерывного совершенствования «Кайдзен» и, в частности, метода«Пять почему?», в совокупностис разработкой «кайдзенпредложений» как элементов проблемного обучения, средств рационализации, микрорационализации[5; 11]. Понятие рационализации (микрорационализации)объединяет совокупность способов, приемов и средств, посредством которых реализуютсязадачи инновации на основе совокупности разных ресурсов,использование резервов повышения производительности труда, более эффективное использование рабочего времени и основных фондов, повышение качества изделий и улучшение условий труда.Методмикрорационализации(кайдзенпредложений),является одним из направлений системы непрерывного совершенствования «кайдзен» (KAIZEN), и,в последние годы успешно внедряется намногих предприятиях и организациях России, в том числе и на базовом предприятии нашего колледжа ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (ОАО «УАЗ») [6; 3]. Микроэкономический подход, в том числе и система кайдзен способствует пониманию принципа, согласно которому все элементы трудового процесса являются существенными. Например, дефект в системе труб водоснабжения ("капающий" кран) ведет к потерям, равным 6000 литров воды в год[7; 22].
Подобные задания, как показал наш опыт,способствуют формированию умений правильно ставить вопросы, устанавливать причинноследственные связи и находить источник проблемы, ее первопричину.Понятие“Кайдзен” (KAIZEN) в переводе с японского обозначает «Дзен вещей», и является производным от KAI «изменение» и ZEN «хороший», «к лучшему», иимеет прямое отношение, прежде всего,к деятельности, причем, любого вида деятельности, в том числе и деятельноститрудовой, профессиональной. Сутью указанной системыявляется постоянное стремление к совершенствованию всего, что мы делаем, воплощенное в конкретные формы, методы, средстваи технологии. Кайдзен это разработанный вЯпонии подход к организации деятельности, основанный на здравом смысле исамодисциплине, порядке и бережливости.Уделяя внимание данным и процессам, а не результатам, кайдзен поощряет человека искатьрешение возникающих проблем к предыдущему процессу, находить причину. Этому способствуетметод решения проблем «Пять почему?».
Поскольку пяти вопросов, как правило, бывает достаточно для определения причины, то данныйпроцесс получил название «Пять почему?», В книге известного японского специалиста по этой производственной системеМасааки Имаи приводится пример, когда рабочий завода посыпает опилкамипол между станками и, когда у него пытаются выяснить, почемуон это делает, то рабочий поясняет,что пол скользкий и по нему опасно ходить. Поэтапно, пошагово, по мере задавания вопросов, выясняется, что пол представляет опасность потому, что там пролито масло по причине того, что изза течи в картере подтекает станок. А течь в картере станка появилась потому, что износился резиновый сальник [8, 63].
Повторив, вопрос «почему?»пять разудалось выявить первопричину«скользкого, опасного пола». Выявление причины позволяетустранитьименно источник проблемы а, повозможности раз и навсегда! Ноесли не обратить внимания на эту проблему и не принять мер по устранению причин, то можно годами продолжать «посыпать пол опилками», тем самым, устраняя следствиевозникшей производственной проблемы, но не ее причину, и, сохранитьпри этом следующие издержки:
возможность производственного травматизма «скользкий пол»;
дискомфорт производственного участка, рабочего места;
неэффективноеиспользование рабочего времени;
нерациональный расход машинного масла;
нерентабельныйрасход опилок.Метод устранения проблем«Пять почему?» применяется в различных областях человеческой деятельности в процессе анализа проблем и поиска причин их возникновения и способствует поиску истинных причин рассматриваемых проблем с целью эффективного их разрешения.Опыт показал, что метод «Пять почему?» особенно эффективен при обучении профессиям, связанным с технической эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием оборудования (электромонтер, наладчик, слесарьремонтник и др.). В профессиях, где одним из направлений, видов профессиональной деятельности является техническая диагностика: определение и устранение неисправностей в оборудовании.Приведем пример формирования критического мышления студентас применением технологии метода «Пять почему?» при анализе работы схемы электрической принципиальной с одновременным анализом работы электрооборудования станка по схеме принципиальнойи макета со схемой реальной (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент схемы вертикальносверлильного станка 2Н125.Во время анализа схемы используем две указки одновременно: одной указкой показываем электроаппараты на схемах (на классной доске), а другой указкой, те же электроаппараты на макете. Мастер производственного обучения, объясняет последовательность работы схемы, периодически обращается к студентам с вопросами, вовлекая их в анализ работы данной схемы.
Основной целью данного занятия является освоение технологии выполнения монтажа электрической схемы вертикальносверлильного станкас последующим определением и устранением неисправностей.Студентам выдаются макеты учебные с фрагментом схемы и листзадание, где они должны определять и устранять искусственно введенные неисправности.Также, по мере выполнения основного задания, им необходимо продумать и, по возможности, внести предложения по рационализации (кайдзенпредложения).Подобныезадания способствуют формированию умений правильно ставить вопросы, устанавливать причинноследственные связи, а в профессии электромонтера устранять выявленные неисправности при ремонте и обслуживании электрооборудования и электроустановок.Внесение кайдзенпредложений является какусловием, средством формирования и развития критического мышления студента, так и первоначальным этапом формирования основ его опыта творческоконструкторской деятельности во время выполнения учебнопроизводственных работ. Поэтапно, шаг за шагом,выявляется причина отсутствия реверсирования и выясняется, что источником проблемы, ее первопричиной является дефект блокконтакта магнитного пускателя КМ1[9, 32].В таблице алгоритма определения неисправностипредусмотрено также и внесение студентом рационализаторских предложений (кайдзенпредложение). Причем, предложений, направленных на устранениепроблемы, ее причины (первопричины), где на первом этапе определяется первопричина, источник проблемы(выявление причинноследственной связи), а на втором этапе предлагаются способы усовершенствования, микрорационализации «кайдзенпредложения» (рис. 2.).
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ «КАЙДЗЕН»:Метод устранения проблем (метод «Пять почему?»)ФИО _________________________________________________________Проблема: не включается реверсированиевертикальносверлильного станка 2Н1251й этап: определение первопричины:ПроблемаНе включается реверс правое вращение шпинделя станка.По схеме: правое вращение шпинделя это магнитный пускатель КМ2.Вопрос 1Почему не включается магнитный пускатель КМ2?Ответ 1Потому что нет сигнала в цепи управления фаза «А» катушка КМ1».Вопрос 2Почему нет сигнала в цепи управления фаза «А» катушка КМ1?Ответ 2Возможно, нет контакта кнопки SBS1 кнопки SBS2? Прозвонить.Вопрос 3Почему нет контакта кнопки SBS2 контакта КМ1? Прозвонить.Ответ 3Возможно, нет контакта КМ1 КМ2? Прозвонить.Вопрос 4Почему нет контакта КМ2 катушки КМ1? Прозвонить.Ответ 4Возможно, нет контакта КМ1 катушки КМ1? Прозвонить.Вопрос 5Возможно, нет контакта клеммников КМ1? Прозвонить.Ответ 5Нет контакта в цепи управления блокконтакта КМ1 катушка КМ2.ПричинаНет контакта в цепи управления блокконтакта КМ1 катушка КМ2.РешениеЗаменить блокконтакт магнитного пускателя КМ1.2й этап:кайдзен предложение:1. Для лучшей видимости места сверления, детали установить местное освещение2. Если станок развернуть на 90 градусов естественное освещение будет слева3. Очки защитные лучше повесить на ручку станка чтобы сразу их увидеть и надеть4. Установить патрон большего диаметра, что позволит расширить возможности станка5. Для аварийного отключения станка можно установить педаль с кнопкой «Стоп»
Рис. 2. Карта метода устранения проблем (метод «Пять почему?»)
Следовательно, метод «Пять почему?», способ «задавания вопросов», по сути, становится разновидностью сократического метода одного из наиболее простых и продуктивных творческих методов комплексногоформированияи развитиякритического мышления и творческих способностейобучающихся.
Подобныезадания способствуют формированию и развитию умений правильно ставить вопросы и устанавливать причинноследственные связи, что, по мнению замечательного отечественного философа Э.В. Ильенкова, является первым этапом и основой формирования мышления: он подчеркивал, что учить мыслить надо, прежде всего, с развития способности правильно ставитьвопросы [10; 108].
Основным препятствием внедрения системы кайдзен в нашей стране, как отмечает О. Виханский, является наше сознание: долгие годы наших соотечественников приучали к тому, что если делать, то только большие дела «развернуть реки вспять», «посадить сады на Марсе»… и т.п. [11; 2].В справедливости этого убеждаешься, когда начинаются занятия по освоению элементов системы кайдзен при проведении занятий в электромонтажной мастерской при монтаже схем электропривода. Обучающимся, уже освоившим монтаж схем, демонстрируются несколько «мелочей» (микрорационализаторских решений, «кайдзен предложений»), что вызывает у них откровеннуюиронию, скепсис. Им предлагается смонтировать уже известную им электрическую схему, но с хронометражом времени. Затем, на точно таких же учебных стендах, смонтировать схему, применив несколько (24) рациональных приема («кайдзен предложения»). После монтажа второй схемы обучающиеся сравнивают два стенда, время и качество монтажа двух стендов и,с удивлением отмечают, что производительность труда при выполнении монтажа с элементами рационализации (кайдзенпредложениями) повышается на 20 30 %. Но еще большее изумление у студентов вызывает то обстоятельство, что повышается не только производительностьтруда, но и качество монтажа. Создается парадоксальная, на первый взгляд,ситуация: монтаж выполняется не только быстрее по времени, но и заметно лучше покачеству!На самом деле никакого противоречия в этом нет: время, сэкономленное на «мелочах» (кайдзенпредложения), позволяет человеку работать спокойнее и увереннее. Отсюда повышение качества выполнения монтажа, деятельности.
Ирония сменяется изумлением и… пониманием того, что микрорационализация, «мелочи» (кайдзенпредложения) могут, в совокупности, привести к весьма существенным положительным изменениям:более комфортным и безопасным условиям труда, повышению производительности труда и качестваизделияи т.д.Об эффективности деятельностногоподходав обучении, применения технологии «кайдзен»в формировании критического мышления можно судить, например,по результатамучастия студентов колледжа в областных конкурсах профессионального мастерства «Мастер золотые руки». За последние 16 лет участия в конкурсах студенты нашего колледжа будущие электромонтеры, 12 раз занимали первоеместо и четырежды были вторыми. Причем, монтаж схемы студенты нашего колледжа выполняют и быстрее соперников по времени, и лучшевсех по качеству [12; 17].
Известно, что критическое мышление этомышление, по сути оценочное, рефлексивное и поэтому именнов конкурсахпрофессионального мастерства, наиболее ярко проявляются качества, присущие развитому критическому мышлению, такие как,индивидуальная ответственность личности, рефлексия, способность адекватно и объективно оценивать ситуацию, умениеанализировать,проявитьуважениек соперникуумение отдать должное мастерству и т.п.
Примеромвысокой эффективности внедрения производственной системы «кайдзен» в условиях современного производствамогут послужить результаты работы системы кайдзенпредложений на ОАО «УАЗ» за один год. За отчетный период всего было подано почти 18 тыс. идей по повышению эффективности производства(в среднем 1500 в месяц), из которых 97,8% признаны перспективными, из них уже успешно внедрено 92,4%. Экономический эффект от реализации этих предложений составил более 170 млн рублей. В процессе улучшения деятельности предприятия на равных участвовали как рабочие (51% от поданных предложений), так и руководители совместно со специалистами (49%) [13; 2].Подчеркнем, что процесс непрерывного совершенствования (кайдзен) может быть использованне только к производственной или учебной деятельности, но применим к любому виду человеческой деятельности, учитывая, что любая деятельность это фактически последовательность процессов. А проведение анализа, микроанализаи описаниядеятельности в виде процессов и их составляющих, способствует более глубокому пониманию сложившейся ситуации и внесению, рациональных предложений, особенно в условиях непрерывной модернизациии рационализации, в «ситуации нового вида» [14; 30].
Необходимо также отметить, что освоение системы «кайдзен», т.е. реального вида профессиональной деятельности в условиях производства,в процессе профессиональной подготовки современного рабочего и специалиста является важным условием реализации компетентностного подхода в обучении [9; 32].Микроэкономический, микроаналитический подходы в обучении посредствомиспользованияметодасистемы непрерывного совершенствования «кайдзен»(метод устранения проблем «Пять почему?») является наиболее простыми доступным, что определяет массовость и ситуацию успеха, не требует значительных затрат и специальной подготовки испособствуют формированию критического мышления.Важнейшей функцией внедрения этой системы становитьсясопричастность сотрудников (студентов) с предприятием(учебным заведением), их вовлеченность в инновационные процессыв образовательном процессе и на производстве процесс непрерывного совершенствования; что становиться инструментом саморазвития сотрудников созданию культуры самообучающейся организации.Решение проблемы формирования и развития критического мышления особенно важно также для решения одной из наиболее актуальных современных практических педагогических задач профессиональной ориентации, профессионального самоопределенияподростка, выбора им профессиональной специализации, когда так важны объективная самооценка, реальная оценка собственных способностей ивозможностей,самостоятельность и независимость выбора.Наш опыт показывает, что критическое мышление является стержнем интеллектуальных умений, формирование и развитие которого весьма благотворно сказывается, прежде всего,на формировании мировоззрения студента и способствует решению ряда важных образовательных задач:
формированию социально значимых качествличности, ее нравственноценностных мотивов, социализациии адаптациив коллективе;
развитию креативности и рефлексии, воспитанию инициативности, ответственности, профессиональной самостоятельности;
формированию умений видеть проблемы и перспективы и определять пути их решения, ставить задачи и находить рациональные пути к их реализации.Таким образом, освоение метода «Пять почему?» системы непрерывного совершенствования «Кайдзен» важного компонента профессиональной компетентности работника современного непрерывно модернизируемого производства, направленногона высокопроизводительную профессиональную деятельность,активизирует учебнопознавательную деятельность студента и способствует более эффективному формированию и развитию у него критического мышления.
Ссылки на источники1. Ожегов, С. И., Шведова, Н.И. Толковый словарь русского языка: / С. И. Ожегов,Н. Ю. Шведова.
Российская акад. наук, Инт рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4е изд., доп. М. : ИНФОТЕХ, 2009. 938 с. 2. Педагогика. Большая современная энциклопедия[Текст] / сост. Е. С. Рапацевич М. :Современное слово, 2005. 720 с.3. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин //, М.В. М. Наука, 1997. 223 с.4. Терно,С.А. Критическое мышление в школе средневековая отсталость? // Современные научные исследования и инновации. Сентябрь 2013. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/09/26512 (дата обращения: 03.10.2013).5. Гайнеев, Э.Р. Творческоконструкторская деятельность как средство формирования критического мышления учащихся [Текст]. / Э.Р. Гайнеев // Решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Сб. научных трудов Международной научнопрактической конференции. Украина. Одесса: 2008. с. 9 14.6. Положение о системе непрерывного совершенствования «КАЙДЗЕН» [Текст]. Ульяновск : ОАО «УАЗ», 2006. 14 с.7. Шушански, Я. Методология рационализации [Текст] /Я. Шушански. М.: Экономика. 248 с.8. Имаи, Масааки. Гемба кайдзен: путь к снижению затрати повышению качества[Текст] / Масааки Имаи М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 345 с.9. Гайнеев, Э.Р. «Кайдзентехнологии» вподготовке квалифицированных рабочих [Текст] / Э.Р. Гайнеев // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 9. С. 32 33. 10. Ильенков, Э.В. Школа должна учитьмыслить [Текст]. / Э.В. Ильенков //Воронеж, 2009. 108 с.11. Виханский, О.С. Приживется ли система Кайдзен в России? / О.С Виханский // URL: Режим доступа mgubs.ru›?news&id=810
(дата обращения: 27.01.2014).12. Гайнеев, Э.Р. Поэтапное формирование опыта творческоконструкторской деятельности: учебное пособие / под науч. ред. С.А. Новоселова /Э.Р. Гайнеев/. Екатеринбург, 2012 72 с.13. Козлов,В. Система кайдзенпредложений на ОАО «УАЗ» [Текст] /В.Козлов// propersonalURL:
[дата обращения 22.03.2014].14. Новоселов, С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования[Текст]: дис. … дра пед. наук / С.А.Новоселов. Екатеринбург, 1997. 324 с.
E.R. Gayneev,The Ulyanovsk statepedagogical University. I.N. Ulyanov»SYSTEM «KAIZEN»: THE METHOD «FIVE WHY?» AS A MEANSTHE FORMATION OF CRITICAL THINKING OF STUDENTSAbstract.The article considers the features of the «Five why?» of system of continuous improvement «Kaizen» in formation of critical thinking of students the most important properties of the mind, influencing educationalcognitive activity, contributing to the formation of his adequate selfassessment, which is one of the most actual directions of educational process, the most important social task of educational institutions of any level and orientation.Keywords:system «Kaizen», the «Five why?» student, education, educationalcognitive activity, critical thinking, adequacy, reflection.