Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебно-профессинальной направленности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Логвинов И. Н., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебно-профессинальной направленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2666–2670. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54797.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению ценностных ориентаций представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебно-профессинальной направленности. Авторами также проанализированы современные теоретические подходы к определению понятия «молодежная субкультура».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Логвинов Игорь Николаевич,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскewredika67@yandex.ruЛогвинова Маргарита Игоревна,

студентка, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскlandaurita@mail.ruЛогвинова Татьяна Игоревна,

студентка, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курскewredika67@yandex.ru

Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультурдосуговой и учебнопрофессинальной направленности

Аннотация. Статья посвящена изучению ценностных ориентаций представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебнопрофессинальной направленности.Авторами также проанализированы современные теоретические подходы копределениюпонятия «молодежная субкультура».Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежные субкультуры, рокеры, геймеры, аниме, футбольные болельщики.

В классических теориях под молодежными субкультурами понимались молодежные меньшинства, относительно независимые течения, имеющие стилистические различия, отражающие изменения классовой структуры. В рамках этих теорий изучались стиль одежды, манера поведения, язык, атрибуты субкультуры. Однако это направление ограничивалось классовым подходом, рассмотрением субкультур с позиций девиантных или делинквентных бунтовмолодежи против общепринятых норм.Процесс зарождения массовых субкультур за рубежом приходится на середину прошлого века. Но большинство субкультур, популярных тогда (стиляги, битники, моды и др.), сегодня потеряло актуальность. То первоначальное представление о субкультурах критикуется современными учеными. Они указывают на то, что современные субкультуры стали более проницаемыми, текучими по сравнению со своими прародителями. Сейчас молодые люди могут одновременно относиться к нескольким субкультурам. Хотя еще сохраняются противоречия и традиционные конфликты между некоторыми субкультурами (например, скинами и рэперами) [1] .В Советском Союзе зарождение субкультур в современном их представлении происходило иначе, чем на Западе и значительно позднее. Широкое распространение в нашей стране имели молодёжные объединения активносозидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала [2].Советскими психологами понятие «субкультура» не приветствовалось, оно считалось слишком буржуазным. К нему стали обращаться только в 80е годы прошлого века, а первые эмпирические исследования появились в конце «перестройки». Возникшие на ее основе группы стали называть «неформальными». Их делили на позитивные, нейтральные и негативные.Далее в обиход вошло понятие «тусовка», которое предполагало создание альтернативных социальных пространств. Именно в них происходило преодоление отчуждения междумолодежью и обществом, развивалась новая эстетика.Иные взгляды на субкультуры в терминах выбора жизненного стиля появились в России в конце ХХ века. Начиная с этого времени, отмечают специфику становления субкультур в нашей стране. Их рассматривают как временные объединения, возникшие под влиянием глубинных изменений, происходящих в обществе [3].Е.Л.Омельченко называет субкультуры, сложившиеся в конце прошлого века «постмодерными субкультурами». Их особенность состоит в том, что их трудно вписать в рамки одного замкнутого стиля. А свою идентификацию с той или иной культурной ориентацией молодежь осуществляет в терминах «нормальный, обычный» и «продвинутый, альтернативный»[1].«Продвинутые, альтернативные» молодые люди собирались в тусовки, составляли меньшинство, имели довольно узкие приоритеты в музыке, кино. Продвинутость означала движение, поиск, социальную, психологическую и культурную мобильность. Своими антагонистами прежде всего считали гопников.«Нормальные, обычные» составляли большинство, не имели такой строгой стилистической и музыкальной идентичности, как «продвинутые». Среди них особое место занимали гопники. Первоначально так называли людей, устраивающих драки без существенного повода, бескультурных, невоспитанных, собирающихся в стайки. Считалось, что они ходят в спортивных костюмах, отличаются агрессивностью и узостью кругозора [1].Две культурные стратегии –«нормальная» и «продвинутая» не были изолированными, происходил обмен культурными формами, переход от одной стратегии к другой. В дальнейшем представители «продвинутой» стратегии сохранили тенденцию к тусовкам, стремились к индивидуализации, их центрами стали клубы, кафе, бары.«Нормальная стратегия» стала отвергать тусовочную практику, не принималось стремление выделиться по внешнему виду (появляется стиль унисекс), музыкальные вкусы лишаются индивидуальности (попса, шансон). Музыка для них не имеласимволического значения, это фон для проведения вечеринок. Среди их ценностей была стабильность и безопасность [1].Отечественный психолог Л.В. Шабанов подчеркивает, что стремление к объединению в группы по интересам является естественным для формирующейся личности, особенно в подростковом возрасте. Подобные объединения существовали и ранее. Правда, они имели несколько иной формат. Такие объединения (кружки, клубы, студии) имели официальное расписание, в них приходили по определенным дням, общались исходя из социальнозначимых интересов, потом расходились, не имели особогосоциально окрашенного сценария [3].Однако Советский союз перестал существовать, были отброшены ценности, безусловно,необходимые молодежи. На их месте возникла пустота, которая была заполнена поразному. Обычной стала ситуация, в ходе которой люди начали объединяться в молодежные движения, часто основанные на псевдоценностях, демонстрирующих пародию на реальную жизнь [3].Л.В. Шабанов также обращает внимание на противоречие, существующее между уровнем физического развития современных молодых людей и их «инфантильностью в социальнопсихологическом отношении» [3].Дать единое всеобъемлющее определение понятия «субкультура» сложно. Отчасти это связано с тем, что данное понятие поразному интерпретируется в разных научных областях.Субкультуру можно определять через ее специфические свойства. Так социолог И.М. Сотников считает, что для любой субкультуры обязателен следующий набор характерных черт:

наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия, что часто приводит к нонконформизму, входящих в данную субкультуру;

специфический стиль жизни и поведения;

наличие внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т.п.;

наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи [4].Т.Б. Щепанская полагает, что «большинство известных определений культуры (и субкультуры как ее разновидности) акцентируют ограниченный набор ее основных признаков. Среди них: знаковые (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира); поведенческие (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения); социальные (социальная группа, страта и т.д., определяемая как носитель субкультуры или ее «порождающая среда») и все они вместе (культура как «целостный образ жизни»)» [5].Общеупотребительно следующее представление о субкультуре. Это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются [6].Анализируя разные позиции, можно заметить, что понятие «субкультура» рассматривают в узком и широком значении. Так субкультура в широком понимании этого слова представляет любую общность людей, объединенную сходными интересами, ценностями, стилем поведения и т.д. В узком понимании субкультура рассматривается как некая элитарная культура [7].Мы будем придерживаться следующего определения молодежных субкультур. Молодежная субкультура –это молодежное сообщество, обладающее достаточно разработанными системами идентифицирующих признаков: самоназванием, системой ценностей, обычаями, нормами, имиджем, стилем поведения,эстетическими предпочтениями [8].Примечательно, что мы говорим именно о молодежных субкультурах, а не о субкультурах зрелого или пожилого возраста. Это определяет специфику исследования данного феномена.Вопервых, именно в подростковом и юношеском возрасте происходит оформление системы ценностей человека и одновременно наиболее ярко выражена тенденция к объединению по интересам. Но становление субкультур в нашей стране пришлосьна коренной перелом основ нашего общества. Поэтому неудивительно, что молодежные субкультуры отличаются от общепринятого культурного контекста в обществе.Вовторых, молодые люди в основном являются учащимися, студентами, они социально зависимы от родителей, не являются полностью самостоятельными членами общества.Втретьих, молодежные субкультуры могут существовать в разных формах –от небольших неформальных групп до массовых движений.Вчетвертых, молодежь занимает специфическое положение в системе общественных отношений, ориентированных на материальное и духовное производство. Современная молодежь потеряла интерес к труду, да и к жизни в целом. Об этом свидетельствует статистика самоубийств, преступности в среде молодежи [9]. Ценностные ориентации личности уже длительное время являются предметом психологического исследования. Многие ученые обращались к изучению этой проблемы.Однако до сих пор относительно понятия «ценность» не существует единого мнения. Исследования проблемы ценностей отмечают два основных подхода к их пониманию. Первая из них заключается в понимании ценностей как извне заданных материальных или идеальных объектов тех или иных форм активности отдельного индивида. В данном случае понятие «ценность» обозначает социально одобряемые или порицаемые средства организации и регуляции поведения человека, выступающие как внешнее условие или как совокупность социально заданных самообоснований собственной активности. Второй подход заключается в понимании ценности как особой формы, в которой общественное сознание отражает объективные тенденции исторического развития. Ценности рассматриваются здесь как идеальное отражение социальных отношений людей, как частный случай процесса опредмечивания общественных отношений в социальных институтах и структурах.В ценностном отношении выделяется двухсторонняя связь между субъектом и объектом [10].Если говорить об историческом аспекте изучения ценностей, то нужно отметить, что интерес к ним обозначился еще в трудах философов Нового времени. Так Томас Гоббс подчеркивал субъективный характер ценностей –что ценно для одного человека, может не иметь значения другого.Ряд философов (Б. Спиноза, И. Бентам) критически относится к ценностям, считая, что поведением человека должно управлять стремление получить пользу.Обращался к вопросу ценностей и великий немецкий философ И. Кант. Он полагал, что ценности человека автономны, независимы от внешнего источника. Они опираются на разум и не имеют религиозного происхождения. На основе морали формируется цель, имеющая «абсолютную ценность» [11].В русской религиозной философии, в частности в работах B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, идеальный и абсолютный характер сферы ценностей определяется через понятие духовности, имеющей божественное происхождение. Так, у Н.О. Лосского основа ценностей —это «Бог и Царство Божие»[11].В последнее десятилетие наблюдается повышенный интерес к исследованию молодежных субкультур, рассматриваются их различные аспекты, в том числе и ценностный.Л.В. Шабанов занимается исследованием социальнопсихологических характеристик молодежных субкультур. Автор связывает возникновение молодежных субкультур с состоянием маргинализации современного общества. Маргинальность им определяется как обозначение особых черт сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы. Маргинальная личность тяготеет к созданию антиобщественных объединений с перевернутой системой ценностей [3].О.И. Старичкова прослеживает динамику ценностей и образа Я представителей субкультуры (на примере клубов самодеятельной песни). По мнению автора, динамика социальной идентичности члена субкультурной группы может быть описана с помощью четырех взаимосвязанных критериев: 1) степень включенности в группу по субъективной оценке респондента (декларируемая идентичность), 2) слияние образа Я с образом группы, 3) включение в структуру идентичности самохарактеристик, связанных с групповым членством, 4) близость индивидуальных ценностей к ценностям группы [12].Д.В. Парфенюк проанализироваласоциальнопсихологическую направленность представителей молодежных субкультур. Социальнопсихологическая направленность представителей молодёжных субкультур ей трактуется как комплексное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные качества, потребности, цели, интересы, установки, ценностные ориентации, определяющие выбор молодых людей определенной субкультуры [13].Согласно мнению автора, социальнопсихологическая направленность представителей молодежных субкультур включает 3 компонента: личностный, мотивационный и регуляторный. Последний из них как раз включает ценностные ориентации [13].Изучение ценностных ориентаций представителей современных молодежных субкультур представляет несомненный интерес ввиду ряда причин. Вопервых, современныемолодежные субкультуры крайне разнообразны. Вовторых, ценностные ориентации могут выступать в качестве важнейших мотивов поведения. Втретьих, важно исследование ценностных ориентации именно молодежи, так как период их формирования пришелся на тяжелую экономическую, социальную и аксеологическую ситуацию в стране. Важно посмотреть, какие ценностные ориентации преобладают в той или иной субкультуре исходя из ее специфики. Это поможет определить, какие молодежные субкультуры следует поддерживать, расширять, а также в целом составить картину ценностных ориентаций молодежи, образующей субкультуры.Согласно сложившейся, традиции под молодежными субкультурами понимают сообщества, связанные с досуговой деятельностью (так называемые «неформальные объединения молодежи»). Учебнопрофессиональные сообщества как субкультуры не рассматриваются, хотя они и соответствуют определению субкультуры [8].Однако, на наш взгляд, такое пренебрежение в изучении учебнопрофессиональных молодежных сообществ неоправданно. Ведь именнотакие разновидности молодежных субкультур способствуют социализации ее членов, гармоничному вхождению в социум, сознательному выбору жизненного пути, обогащению доминирующей культуры, а не уходу от нее.Поэтому цельюнашего исследованияявляетсяизучениеценностныхориентацийпредставителей молодежных субкультур.Объектомисследованиявыступилиценностные ориентациимолодежи.Предметомисследованияявляютсяценностные ориентации представителей молодежных субкультур.Гипотеза исследования: принадлежность кмолодежной субкультуре является одним из факторов, детерминирующих ценностные ориентации ее представителей.Методический блок исследования включил в себя наблюдение, метод экспертных оценок, анкетирование, беседу, методику М. Рокича «Ценностные ориентации»,методику диагностики ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой.Базу исследования составили представители молодежи в возрасте от 11 до 25 летв количестве 128 человек. Среди них учащиеся школ города Курска, студенты курских вузов.

Эмпирическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе нами были выявлены и изучены представители субкультур досуговой направленности (футбольные болельщики, рокеры, геймеры, анимешники). На втором этапе нами были отобраны и изучены представители молодежных субкультур учебнопрофессиональной направленности.Для начала приведем результаты изучения молодежных субкультур досуговой направленности.Первоначально нами были составлены группы испытуемых, относящихся к определенной молодежной субкультуре. Для этого использовались следующие методы: наблюдение; анкетирование, беседа (изучение общих интересов, склонностей и более частных вопросов, например, «посещаете ли Вы футбольные матчи?»); метод экспертных оценок (где это было возможно, в качестве экспертов выступали педагоги, родители, классные руководители).Затем нами были непосредственно изучены ценностные ориентации представителей молодежных субкультур. При изучении разных молодежных субкультур мы были вынуждены варьировать методики (например, для студентов мы использовали методику М. Рокича, а для школьников ее модификацию Е.Б. Фанталовой). Это было связано с возрастными особенностями исследуемых групп, их готовностью идти на контакти другимиобстоятельствами проведения исследования.Общий объем выборки представителей молодежных субкультур досуговой направленности составил 89человек.Результаты, полученные при изучении ценностных ориентаций представителей молодежных субкультур досуговой направленности, представлены в таблице 1. Проанализируем полученные данные. Таблица 1.Ценностные ориентации представителей молодежных субкультурЦенностиСубкультурагеймерыанимешникирокерыАктивная деятельная жизнь5126Здоровье255Личные интересы3710Красота121012Любовь638,5Материальная обеспеченность10911Уверенность в себе8114Познание988,5Свобода767Друзья413Семья121Творчество1142Согласно таблице 1, наиболее значимые ценности для школьников, увлекающихся аниме, следующие: на первом месте у них находятся друзья, далее, в порядке уменьшения значимости, семья, любовь и творчество. Менее значимыми для представителей данной группы являются такие ценности как свобода и здоровье. В качестве нейтральных для себя школьники, увлекающиеся аниме, выделили следующие ценности: личные интересы, познание (в учебе), материальную обеспеченность. Респондентами были отвергнуты такие ценности как красота, уверенность в себе, активная деятельная жизнь.Согласно даннымиз таблицы 1, респонденты, увлекающиеся рокмузыкой, в разряд значимых для себя отнесли следующие ценности: семья (ранг 1), творчество (ранг 2), друзья (ранг 3), уверенность в себе (ранг 4).Нейтральными ценностями для представителей рокерской субкультуры являются здоровье (ранг 5), активная деятельная жизнь (ранг 6), свобода (ранг 7). Промежуточное положение между нейтральными и отвергаемыми ценностями занимают познание (учеба) и любовь (ранг 8,5).Респондентами данной группы отвергаются такие ценности как личные интересы (ранг 10), материальная обеспеченность (ранг 11), красота (ранг 12).Согласно полученным эмпирическим данным, очень значимыми ценностями геймеры назвали семью, здоровье, личные интересы. Такие ценности как друзья, активная деятельная жизнь и любовь оказались также значимыми, но менее предпочитаемыми. Свобода, уверенность в себе, познание (в учебе) и материальная обеспеченность были отнесены респондентами к незначимым ценностям. В качестве отвергаемых выступили такие ценности как творчество и красота.Давая качественный анализ полученным данным, отметим, что можно выделить отдельные ценности, являющиеся значимыми для представителей всех субкультур (например, друзья, семья). Вместе с этимможно выделить ценности, которые являются значимыми в рамках конкретной субкультуры. Например, личные интересы для геймеров, любовь для анимешников, уверенность в себе для рокеров. Эту специфику можно объяснить исходя из особенностей самой субкультуры, а точнее, исходя из ее знаковых и поведенческих признаков (Т.Б. Щепанская), то есть еементальности, символики, культурного кода, картины мира. Так мы видим, что творчество выступает в качестве значимой ценности для представителей аниме и роккультуры, но отвергается геймерами. На наш взгляд, это связано с тем, что творчество составляет неотъемлемую часть жизни представителя рокерской субкультуры (как известно, рокеры обычно не только слушают музыку, но и играют на музыкальных инструментах, пишут песни, создают собственные группы). То же самое можно сказать и про анимешников. Представители этой субкультуры не только смотрят соответствующую видеопродукцию, но и делают собственные переводы, пробуют себя в создании манг, участвуют в костюмированных представлениях, для которых самостоятельно готовят образ. Геймерская субкультура такого открытого творческого «крена»не имеет.Интересно отношение респондентов к ценности «уверенность в себе». Для рокеров она является значимой, для геймеров не имеет решающего значения, а для анимешников вообще стоит в ряду отвергаемых. Можем предположить, что рокерам их принадлежность к субкультуре позволяет добиться не только самовыражения, но и самоутверждения, обретения внутреннего равновесия, а субкультура аниме такой функции не несет.Проведемколичественный анализ полученным результатам. Для установления статистически значимых различий нами был использован непараметрический критерий хиквадрат. Мы попарно сравнили данные всехтрехисследуемыхгрупп. В результате нами были обнаружены статистически достоверные различия (на уровне 5% или 1%).Действительно, сравнениеценностей геймеров и анимешниковпоказало,что статистически достоверные различия были обнаружены в отношении таких показателейкак активная деятельная жизнь, здоровье, личные интересы, любовь, уверенность в себе, друзья, творчество.Анализируя ценностные иерархии геймеров и рокеров, заметим, что тут статистически достоверные различия были выявлены по отношению к такимценностям, какздоровье, личные интересы, уверенность в себе, творчество.Сравнивая структуры ценностных ориентаций рокеров и анимешников, было установлено, что по рядуценностей также имеются статистически достоверные различия. Это активная деятельная жизнь, личные интересы, любовь, уверенность в себе.Таким образом, мы видим, что иерархия ценностных ориентаций каждой изученной конкретной субкультуры уникальна. Как мы отмечали ранее, молодежные субкультуры могут иметь не только досуговую направленность, но и учебнопрофессиональную. Далее мы проанализируем ценностные ориентации представителей молодежной субкультуры футбольных болельщиков и представителей студенческого психологического клуба «Бумеранг», действующего на базе ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

Психологический клуб «Бумеранг» мы рассматриваем как своеобразную субкультуру, так как он отвечает всем основным критериям, изложенным в определении понятия молодежная субкультура, приведенном нами ранее.Объем выборки футбольных болельщиков составил 23 человека, также было исследовано 16 членов психологического клуба «Бумеранг».Проанализируем терминальные ценности указанных групп, представленных в таблице 2(см. табл.2).Охарактеризуем терминальные ценности представителей молодежной субкультуры футбольных болельщиков.Согласно данным, представленным в таблице 2, очень значимыми для респондентов указанной группы являются такие ценности (в порядке уменьшения значимости) как здоровье, любовь как духовная и физическая близость с любимым человеком; а также развитие.Таблица 2.Терминальные ценности представителей молодежныхсубкультур Терминальные ценностиРанг (болельщики)Ранг (клуб)активная деятельная жизнь74жизненная мудрость1212здоровье12интересная работа116красота природы и искусства1617любовь23материально обеспеченная жизнь1416наличие хороших и верных друзей55общественное признание1514познание8,510продуктивная жизнь8,57,5развитие47,5развлечения1718свобода1015счастливая семейная жизнь31счастье других1313творчество1811уверенность в себе69Значимыми для представителей молодежной субкультуры футбольных болельщиков можно считать следующие ценности: наличие хороших и верных друзей (ранг 5); далее находится уверенность в себе; затем располагается активная деятельная жизнь; познание; продуктивная жизнь. Причем последние две ценности имеют одинаковый ранг –8,5.В следующую группу были отнесены нейтральные для исследуемых ценности. В данной группе оказались такие ценности как свобода, интересная работа,счастье других,материально обеспеченная жизнь.В последнюю группу были отнесены ценности, являющиеся отвергаемыми со стороны представителей молодежной субкультуры футбольных болельщиков. В данной группе оказались следующие ценности: общественное признание,красота природы и искусстваиразвлечения. Примечательно, что последнее место в иерархии ценностей футбольных болельщиков занимает творчество.Проанализируем теперь структуру терминальныхценностейчленов психологического клуба«Бумеранг». Первую группу составляют ценности, являющиеся очень значимыми для респондентов. Перечислим эти ценности, располагая их в порядке уменьшения значимости: счастливая семейная жизнь, здоровье (физическое и психическое), любовь, активная деятельная жизнь.Далее в иерархии ценностных ориентаций респондентов располагаются ценности, являющиеся для них значимыми. Это наличие хороших и верных друзей, интересная работа. Сюда же относятся продуктивная жизнь и развитие, которые имеют одинаковый ранг (7,5), а такжеуверенность в себе.Следующую группу составляют ценностные ориентации, выступающие для представителей данной молодежной субкультуры в качестве нейтральных. Сюда входит познание, творчество, жизненная мудрость, счастье других, общественное признание.Последнюю группу составляют ценности, являющиеся для респондентовотвергаемыми. В данную группу ими были отнесены такие ценности как свобода, материально обеспеченная жизнь, красота природы и искусства. Последнее место в иерархии ценностейиспытуемых занимают развлечения.Проведякачественный анализ полученных данных, можно констатировать, что в указанных группах, несмотря на их существенные различия в регуляторном, поведенческом и мотивационном компонентах, присутствуютсущественные сходства. Так очень значимыми ценностями в обеих группах выступают здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь. Несколько ценностей и вовсе имеют равный ранг (наличие хороших и верных друзей, счастье других).Однако существуют и значительные различия. Примечательно, что они в большей степени характерны для значимых и нейтральных ценностей, а не для очень значимых или отвергаемых. Например, для членов психологического клуба значительно важнее интересная работа, а для футбольных болельщиков –свобода. Мы считаем, что эта специфика также объясняется особенностямисубкультуры.Проведениеколичественногоанализаполученных результатовпоказало, чтостатистически достоверные различия существуютпотакимценностямкак активная деятельная жизнь, интересная работа, красота природы и искусства, свобода, творчество, уверенность в себе.Таким образом, и в этом случае мы видим, что иерархия ценностных ориентаций исследуемых групп обладает рядом особенностей.Все вышесказанное как раз указывает назначительноеразнообразие,как самих современных молодежных субкультур, так и ценностных ориентаций ее представителей. Поддержка и распространение определенной субкультуры должно исходить из запросов общества и государства –какие ценности являются приоритетными для них. Современные ценностные ориентиры государства изложены в «Концепциидуховнонравственного развития и воспитания личности гражданина России». Здесь указывается, что «современный национальный воспитательный идеал —этовысоконравственный, творческий, компетентный гражданинРоссии, принимающий судьбу Отечества как свою личную,осознающий ответственность за настоящее и будущее своейстраны, укоренённый в духовных и культурных традицияхмногонационального народа Российской Федерации»[14, с.11].

Ссылки на источники1.

Омельченко Е.Л. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас. –М., 2004, №4(36).2.Субкультура. –URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/subkultura [дата обращения: 07.03.2014].3.Шабанов Л.В. Социальнопсихологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. –Томск: Томский государственный университет, 2005. 4.Сотников И.М. Дифференциация студенческой субкультуры в современном Российском обществе:дисс.… канд. социол. наук. –М., 2009.5.Щепанская Т.Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. –М.:РГГУ,2003.6.Субкультуры среди молодёжи. –URL: www.subculture.ru [дата обращения:01.05.2013].7.Брешин А.А. Субкультура современной российской молодежи: социологический анализ: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. –М., 2010.8.Громов Д.В. Основные параметры и закономерности формирования молодежных субкультур. –URL: http://postnauka.ru/longreads/2491 [дата обращения: 11.03.2014].9.Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры/ Инт социологии РАН, Ульян. гос. унт. Н.И. центр «Регион». М.: Инт социологии РАН, 2000.10.Выготский Л. С. Детская психология. Т. 4. –М., 1984.

11.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социальнопсихологические факторы молодежного лидерства: ценностные ориентации (гендерный аспект). LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany. Saarbrucken. 2013. 12.Старичкова А.И. Динамика ценностей и образа Я представителей субкультуры: автореф. дисс. ... канд. пс. наук. –М., 2005.13.Парфенюк Д.В. Социальнопсихологическая направленность представителей молодежных субкультур: автореф. дисс. ... канд. пс. наук. –М., 2011.14.Данилюк А. Я. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2009.

Igor Logvinov,

PhD, Ass. Prof., Dept of Psychology, Federal State Statefinanced Educational Institution of Highest Vocational Education “Kursk State University”, Kurskewredika67@yandex.ruMargarita Logvinova,

student,Federal State Statefinanced Educational Institution of Highest Vocational Education “Kursk State University”, Kursklandaurita@mail.ruTatiana Logvinova,

student,Federal State Statefinanced Educational Institution of Highest Vocational Education “Kursk State University”, Kurskewredika67@yandex.ruSystems of values of representatives of modern youth subcultures of leisure and educational and professional orientationAbstract.The article is devoted to the study of the systems of values of representatives of modern youth subcultures of leisure and educational and professional orientation. Modern theoretical approaches to the conceptual definition of “youth subculture” are also analyzed by the authors.Keywords: systems of values, youth subcultures, rockers, gamers, anime, football fans.