История формирования института смертной казни

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туманов А. А. История формирования института смертной казни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2776–2780. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54819.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам возникновения, исторического формирования и развития института смертной казни, его состояния на современном этапе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Туманов Андрей Андреевич,кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»,г. Мурманскandrey.tumanov.1975@mail.ru

История формирования института смертной казни

Аннотация.Статья посвящена вопросам возникновения, исторического формирования, и развития института смертной казни, его состоянию на современном этапе.Ключевые слова:смертнаяказнь, правосудие, уголовная ответственность, уголовное наказание.

Смертная казнь всегда являлась и,безусловно, еще долгое время будет оставатьсяодним из институтов уголовного и уголовноисполнительного правапривлекающимк себе повышенное внимание общественности и исследователей.

Общемировойтенденцией последних лет является движение в сторону отказа отприменения смертной казни или ее ограничения.

В настоящее время свыше половины всех государств мира пошли по пути законодательной отменысмертнойказни, либо не применяют ее на практике. Статистика такова:

80 государств отменили смертную казнь за все виды преступления (Австрия, Германия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция, Швеция, Австралия, ряд латиноамериканских стран),

15 государств отменили смертную казнь за все виды преступления, кроме исключительных случаев, например за военные преступления (Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Испания, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Швейцария, и так далее)

23 государства ввели мораторийна вынесение и исполнение смертной казни, и хотя этот вид наказания сохраняется в законодательстве, на практике он не выносится и не исполняется (к примеру, Бельгия, Боливия, Греция),

78 государств сохраняют и применяют смертную казнь, однако число стран, действительно казнящих осужденных, становится значительно меньше (некоторые из бывших республик СССР, бывшие социалистические страны, тридцать восемь штатов США, ряд азиатских стран, группа африканских государств, все арабские государства).Практика показывает, что после законодательной отмены смертной казни эту меру наказания восстанавливают редко. Например, с1985 г. свыше 50 государств

отменили смертную казнь в законодательном порядке, и лишь 4 страны из этого списка вернули высшую меру наказания. Одно из них

Непал на сегодняшний день повторно отменило смертную казнь, а еще одно Филиппины сначала вернуло, а потом вновьприостановило исполнение приговоров. В двух других государствах, Гамбиии Папуа НовойГвинеи, на сегодняшний день исполнениясмертных приговоров не зафиксировано.Однако, в рамках данного исследования мы обратимся не к тенденциям современного мира, а к истории возникновения данного юридического института, его развитию и становлению.Понятие вины, которое влечет за собой наказание, кару, возмездиесуществует столь долго, сколько существует и сама человеческая цивилизация.Наиболее же страшным и разрушительным видом возмездия, безусловно, является смертная казнь. Первым прообразом данного института в древних государствах являлась кровная месть. Однако, вместе со своим развитием,в дальнейшем государство взяло на себя функции санкционирования смертной казни, а потом и отправление правосудия. Сведения о применении смертнойказниимеют примерно тот же возраст, что и сведения опервых государствах. Как узаконенныйв юридическом смыслевид наказания смертная казнь появилась с началом укрепления власти, при переходе к обществу, регулируемому закрепленными правовыми отношениями. Например, на островах Тонга до времени позднего неолита и энеолита (105 тысяч лет до н. э.), где вся земля рассматривалась как собственность вождей, смертной казнью карались попытки простых членов первобытной общины перейти со своим земельным наделом к другому вождю[1]. С переходом от родоплеменного деления к территориальному, правовая системасовершенствовалась и развивалась, и, соответственно, появлялись новые виды преступлений и наказаний. Однако при этом смертная казнь в протогосударственных образованиях назначаласьза проступки, которые считались предосудительными в данном историкокультурном ареале. К примеру, в одном месте смертью каралось посягательство на собственность знати, в другом нарушение экзогамных либо сословнокастовых брачных запретов, в третьем утрата вождем племени «священной силы», позволявшей ему повелевать природой. Как наглядный пример можно привести шиллуков(Верхний Нил), оказывавшие очень высокое почтение своим вождям, но однако, убивавшихих по достижении определенного возрастаиззабоязни, что от одряхления вождя ухудшатсяурожаи, приплод скота, да и сами люди в племени будут чаще болеть и умирать. С возникновением государственноправовых отношений появляется так называемый «принцип талиона», провозглашавший, что наказание должно быть равно преступлению. В массовом сознании этот принцип бытует в виде расхожей цитаты из Ветхого завета: «...а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб», Исх. 21.2325)[2]. В книге Бытия это выражено более обобщенно: «Кто прольет кровь человеческую, сказал Господь, того кровь прольется рукою человека»[3], что практически означает одобрение смертной казни за человекоубийство. Правда, у многих народов существовало также понятие «цена крови», означавшее, что за убитого можно было расплатиться не собственной жизнью, а денежной суммой или ее эквивалентом. Изучениепамятников права, таких, как законы Хаммурапи (17921750 г.г. до н.э.), индийские законы Ману (200012000гг до н.э.), законы хеттов (16001200 г.г. до н.э.), законы Драконта в Древней Греции (621 год до н.э.), законы 12 таблиц в Древнем Риме (450 год до н.э.)[4], подтверждает, что в указанныйпериод спектр преступлений, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, был достаточно обширен.Необходимо отметить, что древний законодатель,рассматривая смертную казнь в качествеуниверсальнойпревенциидля многих видов преступлений, стремился сделать ее наиболеемучительной и устрашающей. К таким видам казни относились, например: повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи, повешение за ребро, посажение на кол, вливание в горло раскаленного свинцаили других металлов, сожжениезаживо, сваривание вводе, маслеили вине, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление, сбрасывание с башни с возвышенности в море или пропасть, распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, растаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка и т.п. Не менееинтересен тот факт, что для каждой конкретной местности или региона был характерен свой «особый» вид смертной казни. Так, например, для Греции были типичны: забрасывание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Массалия), сбрасывание в каменоломню (иногда до приведения в исполнение приговоранад приговоренным совершалась экзекуция—в Спарте и наСиракузах), удушение (Спарта), отравление. Даже в известных своей демократичностью и культурой Афинах в VII в.до н.э., с целью устрашения, для не свободных гражданприменялось распятие. В Древнем Риме применялись в основном те же способы исполнения смертной казни. Например, по ЗаконамXII таблиц поджигатели сжигались на костре, позднее так стали казнить перебежчиков. Существовали и другие способы: повешение, колесование, утопление для отцеубийц, сбрасывание в пропасть и распятие (за преступления, совершенные рабами), обезглавливание, удушение, военнопленных выпускали на арену сражаться с дикими зверями или делали из них гладиаторов. В период Римской империи, в качестве разновидности смертной казни практиковалось самоубийствов присутствиипредставителей власти[5].Время Древнего мира сменилаэпохаСредневековья, вошедшаяв мировую историю как время расцвета инквизиции. Значение смертной казни как меры «защиты» собственности, личных прав граждан, государственных интересов отступилона задний план под давлением религиозныхдогматов. «Епископы и священники должны стараться всеми силами искоренить совершенно из своих приходов дьяволом изобретенное пагубное искусство гадания и колдовства, и если коголибо, мужчину или женщину, заподозрят в принадлежности к подобного рода преступлению, пусть епископы и священники изгонят их из своих приходов самым постыдным образом, ибо апостол сказал: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самонужден» (Послание к Титу, гл. III,с. 10, 11). Будучи развращены, пленены дьяволом и покинуты создателем, они ищут помощи у дьявола, а посему церковь должна быть очищена от подобной заразы»[6]

данная цитата из «Корпуса канонического права» приводится профессором С. Лозинским в предисловии к «роковой книге средневековья»

«Молоту Ведьм». Интересно заметить, что «очищение», затрагивающее не ведьм и колдунов, а еретиков проходило «в соответствии с нормами уголовного права, например, как это произошло в 556 году, когда в Равенне была казнена группа манихеев»[7]. Наглядно свидетельствует о характере инквизиции факт активного участия в процессах (со стороны обличителей) детей. Так, в 1692 году во время суда над салемскими ведьмами восьмилетняя Анна Патнам «поставила своего рода рекорд, выдвинув 21 обвинение»[8].По официальным данным, инквизиция унесла жизни более 100 тысяч человек, однако, так как многие процессуальные акты были утрачены,историкиговорят о 9 миллионах[9]. Следует отметить, что квалифицированные виды смертной казни, пришедшие из Древнего мира и эпохи Средневековья, были столь жестокимипо своему «исполнению», что заставляли осужденных просить у палача как милости, спасения последнего удара, сохранялись, как отмечает А.Ф. Кистяковский в своем «Исследовании о смертной казни»[10], вплоть до XVII века. Нередко изуверские способы исполнения казни, особенно в чрезвычайных ситуациях, выдумывались по совещанию с «людьми опытными и сведущими»[11]. Таковы, например, получившие по своей жестокости историческую известность казни Равальяка в 1610 году и Дамиена в 1757 году. Таким образом, изначально целью данного вида наказания вплоть до XVIIвека, прежде всего, являлось устрашение потенциальных преступников, то есть законодатель применял квалифицированные виды смертной казни в качестве меры общей, а не частной превенции. С этой цельюсмертная казнь осуществляласьне простопублично, апо возможности–на людных площадях, при большом стечении народа, или на перекрестках больших дорог, где трупы казненных были бы издали видны проходящим.Эшафоты и виселицы не убирались, атрупы убитых не снимались целыми годами. Более того, на казнях присутствовала не только чернь, но и представители высшего общества. Само исполнение смертной казни не считалось чемлибо позорным не только в те времена, когда казнь являлась жертвоприношением, религиозным обрядом, когда она выполнялась жрецами первосвященниками, царями, но и гораздо позднее. В средневековой Германии нередко палачи возводились в дворянское звание, аво Франции сам титул их «maitre des hautes oeuvres»[12]показывал, что они занимали почетное положениев обществе.Позднее в законодательных актах иностранных государств в XVIIIXIXвеке намечается явная тенденция к сокращению количества преступлений, предусматривающих в качестве наказания за их совершение смертную казнь. К примеру, в начале XIX столетия Англия занимала первое место по количеству преступлений, караемых смертной казнью. По свидетельству Уильяма Блэкстона[13], в его время английские законы знали до 160 преступлений, обложенных смертной казнью, а по счету других, даже в первой четверти XIX столетия, их число доходило до 240, причем наравне с государственными преступлениями, с такими тяжкими посягательствами на личность, как убийство, изнасилование, такой же мерой наказания угрожал закон за угрозу на письме, за увечье животных, за лесные порубки, за кражу из лавок на сумму свыше 5 шиллингов, кражу в церкви, на ярмарке на сумму свыше 1 шиллинга, кражу животных и так далее. Однако начиная с 30х годов, число преступлений, караемых смертью, стало значительно уменьшаться, причем особую роль в этом процессе сыграли статуты королевы Виктории 1837 и 1841 годов, а после консолидированныхстатутов 1861 года к этой группе стали относиться лишь: посягательство на особу королевы и членов царствующего дома, бунт, сопровождающийся насилием, убийство, злоумышленное нанесение ран, окончившееся смертью, морской разбой и поджог доков и арсеналов[14]. Более того, когда после вскрытия тел повешенных преступников было выявлено, что от перелома шейных позвонков человек погибает практически мгновенно, а смерть от асфиксии наступает лишь через несколько минут и более мучительна, в Англии из гуманных соображений стали вводиться виселицы с длинным падением, вместо существовавших ранее «агрегатов» с коротким.Во Франции в конце XVIII столетия смертная казнь назначалась в 119 случаях. По code penal[15]1810 года она назначалась еще в 39 случаях, причем за отцеубийство была сохранена даже квалифицированная смертная казнь. Однако это число было значительно уменьшено реформами 1832 и в особенности 1848 года, отменившими смертнуюказнь за политические преступления, хотя даже после этих реформ по числу случаев, караемых смертью, французский кодекс на первую четверть XX столетия занимал одно из первых мест, причем смертная казнь назначалась не только за тяжкие виды убийства, но и за другие преступления, окончившиеся смертью потерпевшего, или грозившие опасностью жизни –лишение свободы, истязания, поджоги, взрывы и тому подобное. В памятнике германского праваКаролине[16]смертная казнь предусматривалась за 44 рода преступных деяний, почти такое же количество знало прусское земское право 1794 года, а германский кодекс 1872 года сохранил смертную казнь только в двух случаях: при предумышленном убийстве, и при посягательстве на жизнь императора или главы отдельного государства, когда посягательство учинено его подданным или лицом, находящимся на территории этого государства. По военноуголовным законам число случаев применения смертной казни было значительно больше.В Австрии число преступлений, совершение которых каралось квалифицированной смертной казнью (разрывание тела раскаленными щипцами, вырезание ремней из спины, отрезание грудей и так далее) еще по кодексу Марии Терезии 1768 года было достаточно высоко. При преемнике Марии Терезии Иосифе II смертная казнь была в 1787 году вовсе отменена, однако в 1796 году данный институт вновь восстановили. Кодекс 1803 года(исправленный в 1852 году), допускал применение смертной казни только в пяти случаях –бунт, предумышленное убийство, разбой, сопровождавшийся убийством, поджог с отягчающими обстоятельствами и некоторые общеопасные случаи повреждения железнодорожных сооружений.Следует отметить, что законодательные акты скандинавских стран того периода были не столь гуманны, как теперь–так, например, шведский кодекс 1864 года угрожал смертью в 23 случаях[17].Тем не менее, не подвергается сомнению тот факт, что с развитием человеческого общества в целом, его моральнонравственных устоев, а также правовой сферы его бытия, происходит гуманизация пенитенциарной системы, и, следовательно, трансформируется сам институт смертной казни. Так, например, в XIX данный вид наказания не применялся за многие виды преступлений против собственности, за исключением только тех, которые помимо имущества также посягали на жизнь и общественную безопасность. И с этого периода смертная казнь выполняется одним актом, преимущественно посредством гильотины, как сравнительно наиболее быстрогои не мучительного лишения жизни –то есть применяется, в основном, в качестве меры частной превенции. Что касается стран, в которых смертная казнь вовсе была отменена во второй половине ХIХ столетия, то их было всего четыре: Румыния (1864 год), Италия (1890 год), Голландия (1870 год), Португалия (1867 год).Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы: вопервых, смертная казнь является одним из самых древних видов наказания; вовторых, изначально целью данного вида наказания являлась общая превенция; втретьих, с развитием правовой, а, следовательно, и пенитенциарной системы, трансформируется сам институт смертной казни.

Ссылки на источники1.Непознанное Электронный ресурс: база данных содержитинформацию, относящуюся к различным наукам. –Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 199. –Режим доступа:http://istina.rin.ru/ufo/text/188.html/. –Загл. с экрана.2.Библия –книги Священного Писания Ветхого и Нового завета (канонические, врусском переводе с параллельными местами) –М. : Слово, 2004.3.Тамже. 4.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. I. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. –М.: Юристъ, 2002.5.Правотека Электронный ресурс: ЮридическаяИнтернетэнциклопедия. –Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2006. –Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/enc/5547.html/. –Загл. с экрана.6.Шпренгер Я. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. –Спб.: Амфора, 2006. 7.Саммерс М. История колдовства/Пер. с англ. А.М. Лотменцева.М.:ОЛМАПРЕСС, 2002.8.История: правда и вымысел / Под ред. Ярошенко Н. –М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2005.9.Ведьмы/Под ред. Голубовской М.В. –М. :Слово», 1993. 10.Кистяковский, А.Ф. Исследование о смертной казни / А. Ф. Кистяковский. –Тула: Издво Автограф, 1999. 11.Таганцев Н.С. Уголовное право (общая часть) Часть 2. По изданию 1902 года Электронный ресурс: Юридический портал Allpravo.ru.–Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2003. –Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum106/print997.html/. –Загл. с экрана.12.Тамже.13.Тамже.14.Тамже.15.Тамже.16.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. I. / Под. Ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. –М.: Юристъ, 2002. С.299.17.Таганцев Н.С. Уголовное право (общая часть) Часть 2. По изданию 1902 года Электронный ресурс: Юридический портал Allpravo.ru.–Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2003. –Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum106/print997.html/. –Загл. с экрана.

Andrew Tumanov,Candidate of Philosophical Sciences, associate professor at the chair of criminal law and criminology Murmansk State Technical’sUniversity, Murmansk The history of theinstitutionof the death penaltyAbstract.Paper refers to theorigin,the formation ofthe historicand thedevelopment of the institutionof the death penalty, asitat present.Keywords:death penalty, justice, criminal liability, criminal penalties.