Либерализация законодательства, регламентирующего оборот нефти и нефтепродуктов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пимонов Б. В. Либерализация законодательства, регламентирующего оборот нефти и нефтепродуктов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2851–2855. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54834.htm.
Аннотация. В статье на основании проведённого исследования приводятся сведения о социальной и экономической значимости топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Акцентируется внимание на росте противоправных посягательств в рассматриваемой сфере. Осуществляется анализ законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот нефти и нефтепродуктов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пимонов Борис Викторович,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», Тюменская область, г.Тюменьbvpimonov@bk.ru

Либерализация законодательства, регламентирующегооборот нефти и нефтепродуктов

Аннотация: В статье, на основании проведённого исследования, приводятся сведения о социальной и экономической значимости топливноэнергетического комплекса Российской Федерации. Акцентируется внимание на росте противоправных посягательствах в рассматриваемой сфере. Осуществляется анализ законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот нефти и нефтепродуктов. Ключевые слова:нефть, нефтепродукты, топливноэнергетический комплекс, лицензия, лицензирование отдельных видов деятельности, незаконное предпринимательство, контрабанда.

На сегодняшний день на фоне сложившейся экономической ситуации в стране преступные посягательства в топливноэнергетическом комплексе, являющемся гарантом стабильности государства, приобретают новые формы и имеют устойчивую тенденцию к росту, что обусловливает необходимость быстрой и качественной нейтрализации криминальной активности в данной сфере.По данным Главного информационноаналитического центра Министерствавнутренних дел Российской Федерации количество преступных посягательств, совершенных в топливноэнергетическом комплексе, постоянно возрастает. Так, в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, их количество возросло на 9,4%, что составило 7972 преступления. В 2008 году данные показатели выросли на 21,4% (9677 преступлений)[1].Впоследующие годыМинистерством внутренних дел Российской Федерации сведения о преступлениях, совершаемых в рассматриваемой сфере деятельности, не включены в ежемесячные и ежегодные сборники статистических данных. Однако анализ динамики роста описываемых преступных посягательств, опросы и интервьюирование сотрудников правоохранительных органовиграждандают основание предполагать дальнейшее увеличение их количества. Кроме того, по сообщениям официальных должностных лиц,из 196 нефтеперерабатывающих заводов, созданных за последние 5 лет, только 80 официально приняты в эксплуатацию. Остальные 116 предприятий, не имея лицензий, не проходя процедуры сертификаций и соответствующей государственной регистрации, осуществляют реализацию своей продукции[2].Меры государственного регулирования деятельности, в частности и в сфере оборота нефти и нефтепродуктов, существенно затрагивающей интересы большинства юридическихи физическихлиц, должны приводить к стабилизации возникающих отношений между ними, одним из механизмов которого выступает институт лицензирования отдельных их видов.Обосновывая значение системы лицензирования в Российской Федерации, необходимо обратиться к задачам, решаемымею. Этизадачи достаточно полно описал В.Н.Кокин, определивший их как обеспечение:

практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минеральносырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации;

социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;

равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами[3, с.39].Не принижая важностивсех обозначенных задач,хотелось бы в данной статьеобратитьособоевниманиена однуиз них:обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. Ведь именно от социального благополучия граждан и экологических условий, в которых они проживают, экономической стабильности государства напрямую зависит динамика развития всех егоинститутов.Обращаясь к официальной экономической характеристике содержания самой отрасли, необходимо отметить, что «на нефтяной комплекс приходится почти 50% промышленной продукции топливноэнергетического комплекса, около 12% промышленной продукции России и 8% ее валового внутреннего продукта. Он формирует 19% доходов федерального бюджета и около 30% валютных поступлений от экспорта»[4, с.14]. Таким образом, функционирование жизнеобеспечивающих и социальнозначимых объектов, связанных с переработкой нефти и реализациейнефтепродуктов, является важной составляющей комплекса мер по обеспечению суверенитета, территориальной целостности иэнергетической безопасности государства, благополучиякаждого гражданина. По мнению многих специалистов, контрольнаддеятельностьюданныхорганизаций в определённоймередолжен реализовываться, в том числе,в рамкахлицензионноразрешительной системы.

Это не единственная точка зрения, оппоненты которойутверждают, что механизм лицензионноразрешительной системы ограничиваетпредпринимательскую активность в той или иной сфере, а эффективный контроль нужно налаживать за самим рынком, а не за входом на него[5].Реализацию указанной позиции, в частности, мы можем наблюдать в положениях Федерального закона № 99ФЗ от 4 мая 2011 г.«О лицензировании отдельных видов деятельности»[6].

Однаконеобходимоучитывать, что «нефтяной бизнес», являясьвысокодоходной корпоративной коммерческой деятельностью, привлекает внимание криминальной субкультуры и предполагает «крышевание» данной отрасли и недопущение в него нежелательных лиц. Лицензирование же обеспечиваеторганизацию проверки на начальном этапе предпринимательской деятельности, а именно наличия у соискателя необходимых сил и средств для исполнения всех требований, предъявляемых к реализуемой деятельности.Данныймеханизм, а также последующая проверкасоблюдения хозяйствующим субъектом требований, определенных лицензионным соглашением, не направленына ущемление прав предпринимателей, апредполагают обеспечение защиты прав граждан на получение качественных товаров и услуг. На этом фоне сложно согласиться снеобходимостьюосвобождения предпринимателей от получения лицензии на осуществление авиаперевозок, оборота нефти и нефтепродуктов, выпуск и реализацию протезноортопедических изделийи др. Кроме того, специалистами в области лицензионноразрешительной системы ставится под сомнение необходимость сохранения лицензий в сфере врачебной деятельности[5].По нашему мнению, лицензирование предпринимательской деятельности, являющеесягарантом качества предоставляемых услуг и товаров, является неотъемлемымгосударственным механизмом,обеспечивающим защиту прав населения. Как уже указывалось, нельзя принижатьего значимостьи в сфере оборота нефти и нефтепродуктов. Проведённые опросы граждан показали, что качество нефтепродуктови предоставляемых услуг в описываемой сфересущественно снизилось с момента отмены обязанности получения хозяйствующим субъектом соответствующих специальных разрешений на осуществление оборота нефти и нефтепродуктов[7].В подтверждениесостоятельности обозначенной позиции могут выступить следующие примеры. Так, 4 декабря 2007 года в Государственную Думу Российской Федерации Законодательным Собранием Оренбургской областибыл внесён проект федерального закона № 5004424, в котором одним из пунктов обоснованно предлагалось дополнить к лицензируемым видам деятельности (в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128ФЗ) продажу нефти, газа и продуктов их переработки. Аргументировано данное предложение тем, что это станет более действенной мерой контроля над качеством реализуемого автозаправками топлива, чем имеющийсяштраф за нарушение обязательных требований Госстандартов (ч. 1 ст. 19.19 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях)[8].Другой пример, 10 июня 2008 года в Государственную Думу Российской ФедерацииВоронежской областной Думой вносился проект федерального закона № 703075. Авторы проекта справедливо утверждали, что именно отмена лицензирования оборота нефти и нефтепродуктов негативно повлияла на качество продаваемого в России топлива и вызвала рост производства суррогатного бензина, а производители и собственники автозаправочных станций даже по качественному топливу все чаще нарушают нормы его хранения и реализации. Поэтому предлагалось возобновить лицензирование деятельности по хранению и реализации нефти, газа и продуктов их переработки[9].Однако по итогам заседания Совета Государственной Думы было принято решение «Овозвращении авторам законодательных инициатив в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерациии статьи 105 Регламента (отсутствуетзаключение Правительства Российской Федерации) проектов федеральных законов».Необходимо отметить, что это не единственные в последние годы попытки подобного рода вернуться к лицензированию оборота нефти и нефтепродуктов. Тщетность данных усилий мыможем наблюдать в Федеральном законе«О лицензировании отдельных видов деятельности»[6], в котором так и не нашла своегоотраженияобязанность предпринимателей получать соответствующее разрешение на осуществление оборота углеводородов. Единственным лицензируемымвидомдеятельности, немногим относящимся к обороту нефтепродуктов и закрепленным в указанном законе, является обязанность получать лицензию наэксплуатациювзрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Однако данный вид деятельностине относится к контролюнадсоблюдениемтехнологий производства нефтепродуктов и их качества, а автозаправочные станции, в частности, не обязаны её получать.В условияхотмены контролянадкачеством и реализациейнефтепродуктовна сегодняшний день остаетсянесколько путейвосстановления нарушенных прав и получения компенсации за понесенные убытки в результате использования фальсифицированных нефтепродуктов. В частности, в числе основных можно назвать следующие: ‬обращениев суд с исковымзаявлением(при этом предварительно необходимо установить причинноследственную связь между использованием фальсифицированных (некачественных) нефтепродуктов и наступившими последствиями, получить заключение результатов исследования остатков нефтепродуктов, и т.д.);‬обращениес заявлением в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологиис целью проведения внеплановой проверки деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию нефтепродукции;‬обращение с заявлением в правоохранительные органы. Здесь хотелось бы остановить внимание на некоторых проблемах, возникающих у сотрудников правоохранительных органов при осуществлении противодействия незаконному обороту нефти и нефтепродуктов. Снижение уровня государственного контроля в топливноэнергетическом комплексе обусловило ростсовершенных противоправных деяний на этапах добычи, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, о чем свидетельствуют приведенные в работе статистические данные, а также результаты проведённогоисследования*.Каждыйиз указанных этаповтоварооборота углеводородовхарактеризуется присущими для него криминальными деяниями. Субъекты противоправной деятельности осуществляют подыскание криминальных источников получения нефти, еёпереработки и последующей реализации, а также действия,направленные на сокрытие преступлений, чтообусловливает возможность квалифицировать их деяния по различным составам преступлений. Так, действия лиц, осуществляющих хищения нефтепродуктов, подпадают под признаки ст.ст.158, 159, 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее ‬УК РФ)[10]; действия лица, осуществляющего реализацию неучтенного товара, предполагают уход от налогообложения, что подпадает под ст.199 УК РФ; доказывание причастности к обналичиванию денежных средств позволит вменить лжепредпринимательство (ст.173УКРФ); при выявлении признаков незаконной предпринимательской деятельности образуется состав преступления, предусмотренного ст. 171УК РФ; действия руководителя организации, осуществляющей сверхлимитную добычу и продажу нефти, а также разработку законсервированных скважин, подпадают под признаки статей 171 и 255УКРФ. Кроме того, в случае отравления, загрязнения или иной порчи земли нефтью или иными отходами, образуемыми в результате осуществления ее добычи, повлекшимипричинение вреда здоровью человека или окружающей среде, действия лица, допустившего данные последствия, квалифицируются в соответствии со ст.254УКРФ. Помимо этого,еслиприобретение, хранение, транспортировка, купляпродажа и прочие действия с нефтью и нефтепродуктами снабжаются подложными документами прикрытия, то тем самым образуютсяпризнаки ст.327 УК РФ, а при осуществлении действий,направленных на легализацию полученного в ходе преступной деятельности дохода, действия субъекта преступной деятельности образуют состав преступления, предусмотренного ст. 174 (174.1)УК РФ.Как мы можем наблюдать, незаконный оборотнефти и нефтепродуктовможет быть квалифицирован большим количеством составов преступлений, предусмотренных особенной частью УК РФ. Однаконаметившаяся на *С помощью разработанного научного инструментария изучено 180 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом нефтепродуктов, а также проведено анкетирование и интервьюирование 160 сотрудников следственных подразделений системы МВД и СК России, а также 150 сотрудников, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность по борьбе с экономическими преступлениями.сегодняшний день тенденция либерализации законодательства нашла свое отражение и в нормах уголовного законодательства, выразившееся в декриминализации некоторых преступных посягательств. Отметим некоторые из них:1. Утратила юридическую силу статья 188 УК РФ(Контрабанда).Не вдаваясь в полемику обоснованности принятых изменений, следует отметить, что незаконный оборот нефтепродуктов, являясь многоструктурным и многоэтапным процессом, охватывает своей преступной деятельностью значительную поразмеру территорию, зачастую не только нескольких субъектов Российской Федерации, но и нескольких государств. Кроме того, географическое положение региона, характеризуя обстановку совершения преступления, определяет способ подготовки к его совершению. Например, в приграничных районах Сибирского и Уральского регионов подпольные коммерсанты в основном работают на контрабандном сырье из Республики Казахстан, где его качество ввиду высокого процента содержания парафина значительно хуже, что определяет невысокую по сравнению с российской нефтью стоимость. Ввоз контрабандной нефти осуществляется автобойлерами в обход таможенных постов либо, что чаще встречается в последнее время, железнодорожным транспортом с недостоверным декларированием и использованием поддельных средств таможенной идентификации (поставляется нефть под видом газового конденсата либо оформляется ложный транзит через территорию Российской Федерации). Данные обстоятельства приводили к постоянно растущему объему реализуемых на российском рынке фальсифицированных нефтепродуктов, использование которыхвлечёт преждевременный износ и выходиз строя механизмов, работающих с использованием продуктов переработки нефти.2.Учитывая, что целью незаконного оборотанефти инефтепродуктовявляется получение прибыли, то незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) должно быть вменено лицам, его осуществляющим,в большинстве случаев. Однако вступившие в законную силу изменения данной уголовноправовой нормыдекриминализировалитри способа совершения преступной деятельности, квалифицируемые как незаконная предпринимательская деятельность, а именно:а)осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации;б)предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лици индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения(на практике следователь зачастую сталкивается со случаями оформления юридического лица на «подставного» или умершего (не существующего) человека);в)осуществление предпринимательской деятельности при наличии лицензии, но с нарушением лицензионных требований и условий лицензирования.Последний способ относил к преступлениям действия,осуществляемые:

‬с нарушением квалификационных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату;

‬с нарушением требований о соответствии эксплуатируемого объекта;

‬с нарушением требований, непосредственно указанных в лицензии;

‬после приостановления лицензии.На практике зачастую встречаются смешанные способы осуществления незаконной предпринимательской деятельности, объединенные одним противоправным деянием, являющимся продолжаемым преступным посягательством. Так, например, руководитель организации, осуществляя подлежащую лицензированию деятельность (добыча нефти), обратился в лицензирующий орган с просьбой о продлении срока лицензии, но ему было отказано по какимлибо основаниям. Однако руководитель нефтедобывающей организации продолжил свою деятельность, указывая на тот факт, что в случае немедленной консервации скважины могут произойти последствия, намного превышающие возможный ущерб предприятия (загрязнение окружающей среды и подземных вод, невозможность дальнейшей добычи нефти, неисполнение договорных обязательств, банкротство организации, неуплата налогов и сборов в бюджеты различных уровней, увольнение сотрудников организации), чем в результате уплаты административного штрафа за осуществление деятельности без специального разрешения.По нашему мнению, в данной ситуации руководитель фирмы должен нести уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (в том числе и в случае, если уплачивался налог за период отсутствия лицензии) по следующим основаниям:‬документы, необходимые для продления срока лицензии, предоставляются в лицензирующий орган заранее (за 6 месяцев);‬по результатам рассмотрения данных документов лицензирующий орган продляет срок лицензии либо отказывает, обосновывая данное решение;‬осуществление предпринимательской деятельности без лицензии причиняет ущерб государству в виде неуплаченных налогов и государственной пошлины;‬уплата налогов за объемы добытой и реализованной нефти не включают сумму денежных средств, подлежащих к оплате за получение лицензии(государственная пошлина).Кроме того, отказ в продлении срока лицензии в основном обосновывается тем, что организация не обладает необходимыми средствами для осуществления лицензируемой деятельности, что может привести к причинению вреда здоровью, имуществу населения, экологической безопасности территории и т.д.Таким образом, в случае отказа лицензирующего органа в продлении срока специального разрешения есть время устранить хозяйствующим субъектом указанные негативные обстоятельства и выполнить условия, необходимые для ее получения, а в случае невозможности их исполнения ‬предпринять меры к недопущению возникновения возможных чрезвычайных последствий в результате осуществления деятельности, связанной с оборотом нефти и нефтепродуктов. Взаключениехотелось бы отметить, что современные тенденции либерализации законодательства Российской Федерации, в частности направленной на организацию свободного рынка, механизм которого создаст наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования социальных и экономических процессов, являютсяположительным вектором развития нашего общества. Вместе с тем оборот нефти и нефтепродуктов, безусловно,являясь трудоёмким процессом, зачастую осуществляется хозяйствующим субъектомв погоне за прибыльюс нарушениями требований ГОСТа, что приводит к реализации некачественных фальсифицированных нефтепродуктов, чем причиняетсяущерб каждому гражданину России.В реализуемой борьбе с такими проявлениями правоохранительные органы сталкиваются со множеством проблем, одной из которых выступает коррумпированностьрассматриваемой сферы деятельности.Лица, осуществляющие прикрытие преступной деятельности, как правило, не поддерживают связь с рядовыми исполнителями, а общаются только с организатором, осуществляя не только прикрытие организованной им деятельности, но и другие различные вспомогательные функции. Так, субъектами местного самоуправления на территории, где осуществляется незаконный оборот углеводородов, могут предоставляться налоговые льготы, заключаться договоры на поставку нефтепродуктов, разработку месторождений, проведение научноисследовательских работ и т.д. без проведения тендеров на оказание услуг. Лицензирующий орган может предоставлять лицензии на занятие той или иной деятельностью в нарушение существующих требований и предъявляемых условий. Кроме того, указанные государственные структуры всегда могут повлиять на принятие нужного для организатора решения по материалупредварительной проверки, если преступнаяпредпринимательскаядеятельность будет выявлена, а также консультировать по правовым и экономическим вопросам и вовремя предупреждать о готовящихся проверках и рейдах, обеспечивая при этом необходимыми подложными документами, удостоверениями качества, протоколами испытаний и другими документами на нефть и нефтепродукцию.Так, А.А.Матвеев справедливо отмечает, что важнейшим свойством современной организованной преступности является ее способность не только адаптироваться в правовой среде функционирования предприятий, но и адаптировать саму эту среду для достижения преступного результата, придаватьвид законности фиктивным хозяйственным операциям[11, с.9].По данному вопросу не без оснований высказывал свои суждения А.А. Гармаев:«Уже ни для кого не секрет, что современная коррумпированная преступность для достижения своих целей способна лоббировать даже принятие законов, не говоря уже о подзаконных актах министерств и ведомств, для организации крупных разовых или длящихся преступных операций»[12, с. 24].Все это ещёраз подтверждает сложность и многозадачность борьбы с преступными посягательствами, совершаемыми в сфере оборотанефти инефтепродуктов. Актуальность данной работыобусловлена особенностью развития современного общества, экономической зависимостью России от оборота углеводородного сырья, высокой латентностью преступлений в данной сфере, особо крупными ущербами, причиняемыми федеральному и местным бюджетам страны, а, как следствие, каждому гражданину нашего государства.Учитывая перманентное развитие способов совершения преступных посягательств, средств и методов их сокрытия, правоохранительные органы Российской Федерации должны обладать адекватными средствами противодействия криминальной активности в описываемой сфере деятельности.Настоящая работа, конечно же, не претендуют на исчерпывающий характеранализа действующего законодательства, и тем более не можетбыть универсальным ключом к оптимизации нормативного правового регулирования, связанного с незаконным оборотомнефти инефтепродуктов. Однако автор надеется, что ознакомление с данной работой позволит еще раз акцентировать внимание читателя на важности рассматриваемых вопросов. Также авторбудет признателенвсем читателям, которые выскажут критические замечания по изложенному материалудля совершенствования предложенного и последующих научных продуктов.

Ссылки на источники1.Официальный сайт МВД Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvd.ru. Статистика. (Дата обращения: 10.03.2014 г.).2.Первый канал. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www. 1tv.ru/newsvideo/161059. (Дата обращения: 19.06.2013 г.).3.Кокин В.Н. Недропользование: теоретикоправовой анализ. ‬М: ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2005.4.Лысенко С.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности в нефтегазовом комплексе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.5.Официальный сайт «Российская газета» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/05/06/license.html(дата обращения: 19.06.2013 г.).6.О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99ФЗ: ред. от 02 июля 2013 г. № 185ФЗ // СЗ РФ. 2011. №19. Ст. 2716.7.О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 128ФЗ: ред. от 27 дек. 2009 г. № 374ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3430.8.Перечень важных документов на стадии принятия // журнал «Главная книга», 2008. № 1. http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/cw20080703.html(Дата обращения: 19.06.2013 г.).9.Перечень важных документов на стадии принятия // журнал «Главная книга», 2008. № 13. http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/cw20080703.html(Дата обращения: 19.06.2013 г.).10.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63Ф3: ред. от 03 февраля 2014г. №15ФЗ// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.11.Матвеев А.А. Использование экономической информации при выявлении и предупреждении организованных преступлений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1999.12.Гармаев Ю.П. Источники методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Вестн. криминалистики. 2003. Вып. 1(5).

Pimonov Boris Viktorovich,candidate of jurisprudence, senior teacher of chair of the organization of investigation of crimes and judicial examinations of Tyumen Institute of Professional Development of Staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen region, Tyumenbvpimonov@bk.ruLiberalization of legislation regulating the turnover of oil and oil productsAbstract:In the article, on the basis of the conducted research, provides information about the social and economic significance of the fuel and energy complex of the Russian Federation. The focus is on the increase in illegal infringements in this sphere. Is carried out the analysis of the legislation of the Russian Federation regulating the turnover of oil and oil products.

Keywords:oil, oil products, fuel and energy complex, license, licensing certain types of activities, illegal entrepreneurship, smuggling.