Ориентация студентов на решение воспитательных задач в рамках организации самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Норина
Е.
Э. Ориентация студентов на решение воспитательных задач в рамках организации самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3006–3010. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54865.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации различных видов самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам с акцентом на решение воспитательных задач.
Текст статьи
Норина Елена Эдуардовна,кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийскdocenko@list.ru
Ориентация студентовна решение воспитательных задачв рамках организации самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам
Аннотация.Статья посвящена организации различных видов самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам с акцентом на решение воспитательных задач. Ключевые слова:самостоятельная работа, воспитательные задачи, педагогические дисциплины.
В настоящее времявыпускник высшей школы по любому направлению подготовки должен быть готов к регулярной самостоятельной профессиональной образовательной деятельности. Динамичное изменение рынка труда, появление новых информационных технологий, накопление огромных баз данных требуют не просто знаний, а именно способности реагировать на вновь возникающие профессиональные риски, оперировать большими массивами информации, «уходить» в смежные отрасли и т.д. Кроме того, современный профессионал должен быть способен к работе во временных проектных командах, коллективах, к профессиональному обсуждению и решению сложных проблем и задач.Сегодняв связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования заметна тенденция увеличения самостоятельной работы студентов относительно аудиторной. Студент из пассивного потребителя знаний в новой образовательной парадигмедолжен превратиться в активного субъекта, умеющего грамотно сформулировать проблему, проанализировать возможные пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. То есть, по сути, речь идет об изменении парадигмы обучения на парадигму образования. В таком ракурсе самостоятельная работа студентов становится не просто важной формой учебного процесса, она превращается в его основу.Между тем ориентация студентов на будущую профессию учителя как субъективноличностное образование, решение воспитательных задач с точки зрения личностноориентированного подхода не достаточно реализуется в рамках организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам. В то время как именно изучение педагогики дает возможность будущим учителям ответить на многие волнующие их вопросы: Как воспитывать современных детей? Как предостеречь их от негативного влияния окружающей среды? Как помочь родителям? и т.п.Формирование готовности к решению различных проблем самостоятельной работы в широкомконтексте предполагает преподавание педагогическихдисциплин проблемноориентированнымиметодами, использование рефлексивного подхода в обучении, стимулирование устудентов умения отражать свое видение проблемы путем формулирования собственных вопросов[1].Сформировать именно такие способности возможно как раз вкомпетентностой модели образования. Однако введение и реализация подобной модели требует пересмотра подходов к пониманию основных целей и задач самостоятельной работы студента.В настоящее время в научной педагогической литературе даются разные определениясущности этого понятия: через «метод обучения», через «системы приемов», через описаниеспособов руководства действиями студентов, через уровень самостоятельности при решенииучебных задач, и т.д.[1,2,3]. В методической литературе представлены и подробно описаны различные виды самостоятельной работы, например, выделяют самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров), самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов, внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [3,4]. Предлагаются рекомендации преподавателям по организации такой работы.В таком понимании самостоятельная учебная активность студента сводится либо к изучению не рассмотренных на лекциях тем (преподавателем предоставляется учебное пособие), либо к изучению предложенной дополнительной литературы, выполнению домашних заданий, тестов, подготовке рефератов, докладов и выступлений на семинарах, выполнению курсовых и дипломных работ. Промежуточная и итоговая аттестации в такой системе побуждают студента осваивать предлагаемую систему знаний, умений и навыков, формируя временное усвоение больших объемов новой информации, алгоритм выполнения заданий и исполнительную дисциплинированность. Однако такой принцип практически исключает самостоятельность, индивидуальные особенности студента, творческий подход и нестандартные решения. Студенту не нужно самостоятельно осваивать те или иные профессиональные компетенции, знания, технологии. В такой модели обучения остаются абсолютно неучтенными информационная насыщенность современного образовательного пространства, ориентация на личные качества студента, исследовательская и проектировочная направленность, проблемноориентированный характер, ориентированность на требования работодателей в новых образовательных реалиях. Что противоречит «новым» ориентирам реформирования системы образования. Если студент должен быть готов к самостоятельному решению профессиональных проблем и задач, следовательно, перед ним и нужно ставить подобные задачи. В этой связи нам кажется в высшей степени логичной и целесообразной так называемая «проектная» модель организации самостоятельной работы студентов [5,6].Содержаниемсамостоятельной работы студента в подобной модели является создание конкретного проекта, в зависимости от направления подготовки, это может быть презентация по результатам исследования, какойто программы, отчет, аналитический доклад, эссе, обзор научной литературы, решение конкретной прикладной задачи и т.п. Очевидно, что для создания такого проекта студентам все равно необходимапервичная теоретическая база, научный фундамент, который и закладывается в рамках привычных аудиторных занятий. Эти знания, навыки и умения выступают средством решения конкретной проблемы или задачи.Конечно, в такой системе самостоятельная работа студентов должна сопровождаться непрерывным консультированием преподавателем по конкретным проблемам, возникающим в ходе реализации проекта. Поэтому целесообразно включать часы такого консультирования в академическую нагрузку преподавателя. Хотя это отдельная проблема для обсуждения. В итоге реализуется и преемственность в передаче знаний традиционными, привычными для нашей системы образования способами (лекции, семинары), но в то же время происходит ориентация на новые формы самостоятельного освоения функционально необходимых навыков и компетентностей: самостоятельного поиска информации, конструирования собственного знания, планирования собственных действий, получения конкретного продукта и его оценка, рефлексия.Проблема ориентации студентов на решение воспитательных задач в любом типе образовательных учреждений в современных условиях в русле концепции духовнонравственного воспитания стала одной из ключевых проблем. Профессиональнопедагогическое образование должно и может обеспечить готовность студентов к воспитанию человека, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур, адаптирующегося в социуме, в изменяющихся условиях, стремящегося к достижению общественных интересов и личного успеха. Дня этого необходимо принципиально поновому выстраивать проблемнодиалогическое взаимодействие педагогов и студентов в процессе обучения.Ориентируя студентов на решение воспитательных задач, необходимо обеспечить создание условий личностного и профессионального роста студентов, помочь обучающимся самостоятельно выстраивать свои жизненные профессиональныепланы, иметь право выбора путей их достижения, постоянно рефлексировать процесс собственного продвижения, оценивать свою позицию, уровень овладения необходимыми умениями самостоятельно решать легкие и трудные воспитательные задачи на практике.Мы полагаем, что ориентация студентов на решение воспитательных задач сложное интегральное личностное образование, включающее взаимосвязь целевых установок, осознание социальной и личностной значимости воспитательных задач и выражающееся реальной и потенциальной активностью личности.В настоящей статье, мы представляемопыт организации работы самостоятельной работы по педагогическим дисциплинамсо студентами Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина.Во время практических занятий по педагогике, раздел:«Введение в педагогическую профессию» особый акцент делался на формирование адекватной профессиональной самооценки будущего учителя, развитие склонности к педагогической деятельности, коммуникабельности, активной жизненной позиции, направленности на реализацию себя в обществе. При обсуждении наиболее значимых умений будущего педагогавоспитателя, владеющего профессиональнопедагогической культурой, студенты опиралисьлибо на реальный опыт (учителя, встретившиесяв их жизни, по их мнению, близкие к идеальному образу педагога), либо на абстрактную модель учителя, которая строиласьна основе сложившихся представлений о должном и недопустимом в педагогической деятельности.Уже с первых занятий студентам первых курсов предлагалось ответить на вопросы о выборе учительской профессии, используя написание трактата на тему «Хороший учитель это…» или эссе «Мотивы выбора профессии учителя».Впоследствии творческое задание предполагало работу в группах по составлению модели идеального педагога, решению педагогических задач, предложенных А.А. Реаном,Н.В. Бордовской,Н.В. Розумом,заполнению листов самооценки развития профессиональной компетентности. Анализ сочинений студентов, позволил сделать вывод, что для многих выбор профессии учителя складывался под влиянием работы учителей, преподающих в их классе, возможности в будущемобщенияс детьми и формирования их как личностей, семейныхтрадиций. Приведем некоторые фрагменты из сочинений: «Работа учителя очень творческая, ему нельзя работать по шаблону, иначе у учеников пропадет интерес к предмету» (ЕленаМ.) «Я решила быть учителем, так как в этой профессии меня привлекает возможность общения с детьми, постоянного творческого поиска» (Юля Б.) «Профессия учителя это профессия моих бабушки и мамы. Я с детства была с ними в школе и уже тогда решила стать учителем» (Даша Р.).Но, к сожалению, большинство студентов идет в педагогический вуз получить бесплатное высшее образование и никогда не работать по специальности.«Не прошел комиссию в военное училище,поступилна учителя математикиинформатики» (Николай С.). «Поблизости от нашего поселка только педагогический вуз, поэтому выбрал профессию учителя. Хотя может быть после педагогической практики,и решусь работать в школе» (Сергей И.). Поэтому уже с первых занятий студенты могли научиться оценивать не только явления действительности, но и себя в области решения педагогических задач, окончательно определиться со своим профессиональным выбором. Профессиональный идеал это своего рода эталон, перспектива, воплощающая отдаленные цели и стремления. Педагогическая деятельность предъявляет конкретные нормативные требования к тем, кто ее избрал. В решениивоспитательных задачна занятиях по педагогике,мы считаем, необходимо включать студентовв конструирование педагогического процесса, предоставляя возможность быть соавторами преподавателя по внедрению новых форм и технологий обучения.Для оптимального использования средств педагогической культуры впроцессе исследования применялось сочетание различных форм обучения лекционные, семинарские, форм работы групповые, парные, коллективные.
Например, на семинарском занятии по изучению современных образовательных технологий творческое задание предполагалостудентамвторого курса бакалавриатапоучаствовать в экпрессдебатах по теме тезиса и антитезиса: «В профессиональной деятельности учитель должен вооружиться «психологической броней»» (утверждающая сторона) «В профессиональной деятельности учитель НЕ должен вооружиться «психологической броней» (отрицающая сторона). Анализируя статью Б. Бочарова «Психологическая броня»в течение двадцати минут студенты готовили аргументы «за» и «против». Оценивали выступления судьи по специальным критериям, включающим: содержательностьвыступления, содержательностьответов на вопросы и культуру общения. В конце занятия подводились итоги, где побеждала команда, сумевшая убедить судей в правоте своей позиции.Не готовясь специально, используя текст только статьи и собственный эмпирический опыт, студенты приводили следующие аргументы: «В разумном подходе и состоит отличие психологической брони от эгоизма.Если бесполезно противостоять невзгодам, горю, то нужно смириться. В структуре профессионального здоровья педагога основное место занимают проблемы психологического неблагополучия, что связано с известными особенностями образовательной деятельности. Деформация личности у учителей, много лет отдавших работе в школе, проявления синдрома выгорания, свойственное представителям тех профессий, где приходится много и неформально общаться с людьми, проявления хронического стресса все это часто встречается у работников образования, и не только снижает качество их жизни, но и неблагоприятно отражается на здоровье их учеников». Контраргументы звучали следующим образом: «Главное предназначение учителя в воспитании»; «Российский менталитет всегда был на стороне единения и сострадания чужому горю»; «Если учитель не будет переживать события в классе, то о каком личном примере можно говорить? и др.». Но, даже подведя итоги, многие студенты продолжали обсуждать вопросы, которые никого не оставили равнодушными после окончания семинара, тем самым проецируя на себя образ будущей профессии.При изучении курса «Теория и методика воспитания» воспитание студента как творческой личности может быть ориентировано на развитие творческоисследовательских, исследовательскокультурных умений и способностей. На семинарских занятиях, организуя аудиторную самостоятельную работу, студентысоставлялитаблицу направлений и форм воспитания, а затем выбирали по одной из проблемдляпримернойпрограммывоспитательных мероприятий, например: «Нравственные аспекты воспитания»; «Здоровый образ жизни», «Проблема наркомании и беспризорности», «Экологическое воспитание», «Конфликты в семье и пути их предупреждения», «Ребенок и компьютер: проблемы зависимости», «Суицид в подростковой среде» и др.Используя на занятиях методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо будущим учителям, студентам предлагалось ответить на вопросы, возникшие после просмотра фрагмента кинофильма режиссера Р. Быкова «Чучело» о формировании нравственных качеств подростков, о личности и коллективе, о безучастности и попустительстве взрослых и т.п. В группе, обсуждая проблемы, затронутые в фильме, студенты поновому смотрели на свою будущую роль как педагогавоспитателя. Подводя итоги занятия, студентам было предложено написать эссе на тему «Чучело, прости нас!». Откровения многих студентов после прочтения поразили, оказывается проблема подлости и предательства, изгоев в детской среде понятна и знакома многим по «школьным годам чудесным…».На занятиях по «Этнопедагогике» студентывыпускных курсовпедагогического факультетаотвечалина вопросы, которые поднимались авторамифильма «Россия 88». Например: как Вы можете прокомментировать лозунг, предложенный одним из главных героев в начале 90х прошлого века: «Россия для русских Москва для москвичей»? Приходилось ли Вам сталкиваться с неприязненным отношением некоторых детей по отношению к представителям других этносов?Опишите случай из педагогической практики. В группе обсудите проблему неприязни у разных этносов друг к другу. Как сформировать у ребенка толерантность? Какие средства наилучшим образом помогают педагогу в предотвращении национальной розни?На семинарском занятии «Взгляды, нравы, обычаи, нормы жизни русского крестьянства как факторы воспитания»доминировали этнопедагогический и историкоантропологический аспекты. Основными задачами семинара являлись: конкретизация представления студентов о нормах народного воспитания в средерусского крестьянства; обучение студентов пользоваться различными способами интегрирования информации на основе имеющихся знаний,полученных из текста; формирование у студентов умения самостоятельно решать проблемы, возникающие при работе с родителями посредством конкретных примеров народной педагогики в области семейного воспитания; развитие у студентов способности поддерживать процессы самоопределения и ценностносмыслового поиска, моделируя необходимую групповую и индивидуальную работу.Одним из важнейших направлений ориентации студентов на решение воспитательных задачявляется художественнообразное познание педагогических явлений. Важную роль в формировании педагогического «образаидеала» имеют художественная литература, и публицистика как искусство слова.Студентам предлагаются произведения, которые посвящены вопросам формирования идеального образа учителя в художественной литературе. Книги, статьи, повести, рассказы,будущие учителя выбирают самостоятельно. Работа с этими произведениямина занятиях по педагогике строится поразному: общее обсуждение одного или нескольких рассказов, прочитанных большинством учащихся группы; написание обучающимися отзыва по избранной книге и на его основе выступление с общей характеристикой решения тех или иных вопросов, поднимаемых автором произведения.Отзывы студентов на прочитанные произведения позволяют заметить, что они не оставляют ихравнодушными, вызывают у них переживание, сочувствие, соучастие. В процессе восприятия художественного произведения состояние переживания и соучастия, рождающееся у человека, становятся благодаря механизму идентификации, своеобразному перенесению своего мира в мир художественных образов. Иначе говоря, происходит не только интеллектуальное, но и эмоциональнопсихологическое освоение профессиональных ценностей.В этом отношении эффективным методом организации самостоятельной работыстудентов на практических занятияхявляется применение технологии кейсстади, предполагающей описания конкретных ситуаций (от английского «case» случай). Студентына занятии рассматривалиреальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражалоне только какуюлибо практическую проблему, но и актуализировалоопределенный комплекс знаний, который дает ценный опыт для последующего педагогического взаимодействия с детьми.Чтобы побудить к рефлексии, к собственным размышлениям и поискам, пробудить у будущего педагога исследовательский интерес к профессиональнопедагогической деятельности,помогалматериал, оформленный в виде коротких историй, с использованием многочисленных притч, пословиц, поговорок, афоризмов. Параллельная методологическая подготовка и постепенный переход к систематизированному изучению теоретического материала позволялобеспечить сопоставление собственных смыслов профессиональнопедагогической деятельности с теоретическим знанием, оформлению смыслов в систему ценностных ориентаций, реализуемых в профессиональной деятельности педагогавоспитателя.Оценивалиуровень достиженийстудентовв области решения воспитательных задач попедагогическим дисциплинам, мы с помощью«педагогическихпортфолио»,включающихследующие структурные элементы: сопроводительное письмо «владельца», портрет (представление), собственнуюличную коллекцию творческихработ, глоссарий, мудрые заповеди классиков педагогики и др.В заключении,необходимо отметить,что рассмотренные видыаудиторной и внеаудиторной самостоятельной работыстудентовпо педагогическим дисциплинам, на наш взгляд,позволяют будущим учителям:систематизировать знания о воспитательной работе и ее значении, видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе, строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Ссылки на источники1. Рубаник А. Самостоятельная работа студента //Высшее образование в России.
2005. №6. С.120124.2. Пидкасистый П.И. Организация учебнопознавательной деятельности. 2е изд.,доп. и перераб. М.Педагогическое общество России, 2005.ISBN: 59313420523. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного образования // Высшее образование в России. 2006.№7.С.109114.4. Петухова Т.П., Глотова М.И. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 121126.5. Головина Н.И. Проектные технологии в самостоятельной работе студентов. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/506041/ (дата обращения 30.09.2013).6. Имакаев В.Р., Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов //Актуальные проблемы реализацииобразовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: Материалы Всероссийской научнометодической конференции. Оренбург, 2011.С.15571566.
Norina Elena Eduardovnacandidate of the pedagogical sciences, docent of the department of pedagogy, g. Byisk the Altai Region, Shukshin Altay State Academy of Education, department of pedagogyOrientation of students to solve educational problems in the organization of independent work on pedagogical disciplinesAbstract.This paper is devoted to the organization of different kinds of students' independent work on pedagogical disciplines with a focus on educational problems solution. Keywords: independent work, educational objectives, pedagogical discipline.
Ориентация студентовна решение воспитательных задачв рамках организации самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам
Аннотация.Статья посвящена организации различных видов самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам с акцентом на решение воспитательных задач. Ключевые слова:самостоятельная работа, воспитательные задачи, педагогические дисциплины.
В настоящее времявыпускник высшей школы по любому направлению подготовки должен быть готов к регулярной самостоятельной профессиональной образовательной деятельности. Динамичное изменение рынка труда, появление новых информационных технологий, накопление огромных баз данных требуют не просто знаний, а именно способности реагировать на вновь возникающие профессиональные риски, оперировать большими массивами информации, «уходить» в смежные отрасли и т.д. Кроме того, современный профессионал должен быть способен к работе во временных проектных командах, коллективах, к профессиональному обсуждению и решению сложных проблем и задач.Сегодняв связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования заметна тенденция увеличения самостоятельной работы студентов относительно аудиторной. Студент из пассивного потребителя знаний в новой образовательной парадигмедолжен превратиться в активного субъекта, умеющего грамотно сформулировать проблему, проанализировать возможные пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. То есть, по сути, речь идет об изменении парадигмы обучения на парадигму образования. В таком ракурсе самостоятельная работа студентов становится не просто важной формой учебного процесса, она превращается в его основу.Между тем ориентация студентов на будущую профессию учителя как субъективноличностное образование, решение воспитательных задач с точки зрения личностноориентированного подхода не достаточно реализуется в рамках организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам. В то время как именно изучение педагогики дает возможность будущим учителям ответить на многие волнующие их вопросы: Как воспитывать современных детей? Как предостеречь их от негативного влияния окружающей среды? Как помочь родителям? и т.п.Формирование готовности к решению различных проблем самостоятельной работы в широкомконтексте предполагает преподавание педагогическихдисциплин проблемноориентированнымиметодами, использование рефлексивного подхода в обучении, стимулирование устудентов умения отражать свое видение проблемы путем формулирования собственных вопросов[1].Сформировать именно такие способности возможно как раз вкомпетентностой модели образования. Однако введение и реализация подобной модели требует пересмотра подходов к пониманию основных целей и задач самостоятельной работы студента.В настоящее время в научной педагогической литературе даются разные определениясущности этого понятия: через «метод обучения», через «системы приемов», через описаниеспособов руководства действиями студентов, через уровень самостоятельности при решенииучебных задач, и т.д.[1,2,3]. В методической литературе представлены и подробно описаны различные виды самостоятельной работы, например, выделяют самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров), самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов, внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [3,4]. Предлагаются рекомендации преподавателям по организации такой работы.В таком понимании самостоятельная учебная активность студента сводится либо к изучению не рассмотренных на лекциях тем (преподавателем предоставляется учебное пособие), либо к изучению предложенной дополнительной литературы, выполнению домашних заданий, тестов, подготовке рефератов, докладов и выступлений на семинарах, выполнению курсовых и дипломных работ. Промежуточная и итоговая аттестации в такой системе побуждают студента осваивать предлагаемую систему знаний, умений и навыков, формируя временное усвоение больших объемов новой информации, алгоритм выполнения заданий и исполнительную дисциплинированность. Однако такой принцип практически исключает самостоятельность, индивидуальные особенности студента, творческий подход и нестандартные решения. Студенту не нужно самостоятельно осваивать те или иные профессиональные компетенции, знания, технологии. В такой модели обучения остаются абсолютно неучтенными информационная насыщенность современного образовательного пространства, ориентация на личные качества студента, исследовательская и проектировочная направленность, проблемноориентированный характер, ориентированность на требования работодателей в новых образовательных реалиях. Что противоречит «новым» ориентирам реформирования системы образования. Если студент должен быть готов к самостоятельному решению профессиональных проблем и задач, следовательно, перед ним и нужно ставить подобные задачи. В этой связи нам кажется в высшей степени логичной и целесообразной так называемая «проектная» модель организации самостоятельной работы студентов [5,6].Содержаниемсамостоятельной работы студента в подобной модели является создание конкретного проекта, в зависимости от направления подготовки, это может быть презентация по результатам исследования, какойто программы, отчет, аналитический доклад, эссе, обзор научной литературы, решение конкретной прикладной задачи и т.п. Очевидно, что для создания такого проекта студентам все равно необходимапервичная теоретическая база, научный фундамент, который и закладывается в рамках привычных аудиторных занятий. Эти знания, навыки и умения выступают средством решения конкретной проблемы или задачи.Конечно, в такой системе самостоятельная работа студентов должна сопровождаться непрерывным консультированием преподавателем по конкретным проблемам, возникающим в ходе реализации проекта. Поэтому целесообразно включать часы такого консультирования в академическую нагрузку преподавателя. Хотя это отдельная проблема для обсуждения. В итоге реализуется и преемственность в передаче знаний традиционными, привычными для нашей системы образования способами (лекции, семинары), но в то же время происходит ориентация на новые формы самостоятельного освоения функционально необходимых навыков и компетентностей: самостоятельного поиска информации, конструирования собственного знания, планирования собственных действий, получения конкретного продукта и его оценка, рефлексия.Проблема ориентации студентов на решение воспитательных задач в любом типе образовательных учреждений в современных условиях в русле концепции духовнонравственного воспитания стала одной из ключевых проблем. Профессиональнопедагогическое образование должно и может обеспечить готовность студентов к воспитанию человека, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур, адаптирующегося в социуме, в изменяющихся условиях, стремящегося к достижению общественных интересов и личного успеха. Дня этого необходимо принципиально поновому выстраивать проблемнодиалогическое взаимодействие педагогов и студентов в процессе обучения.Ориентируя студентов на решение воспитательных задач, необходимо обеспечить создание условий личностного и профессионального роста студентов, помочь обучающимся самостоятельно выстраивать свои жизненные профессиональныепланы, иметь право выбора путей их достижения, постоянно рефлексировать процесс собственного продвижения, оценивать свою позицию, уровень овладения необходимыми умениями самостоятельно решать легкие и трудные воспитательные задачи на практике.Мы полагаем, что ориентация студентов на решение воспитательных задач сложное интегральное личностное образование, включающее взаимосвязь целевых установок, осознание социальной и личностной значимости воспитательных задач и выражающееся реальной и потенциальной активностью личности.В настоящей статье, мы представляемопыт организации работы самостоятельной работы по педагогическим дисциплинамсо студентами Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина.Во время практических занятий по педагогике, раздел:«Введение в педагогическую профессию» особый акцент делался на формирование адекватной профессиональной самооценки будущего учителя, развитие склонности к педагогической деятельности, коммуникабельности, активной жизненной позиции, направленности на реализацию себя в обществе. При обсуждении наиболее значимых умений будущего педагогавоспитателя, владеющего профессиональнопедагогической культурой, студенты опиралисьлибо на реальный опыт (учителя, встретившиесяв их жизни, по их мнению, близкие к идеальному образу педагога), либо на абстрактную модель учителя, которая строиласьна основе сложившихся представлений о должном и недопустимом в педагогической деятельности.Уже с первых занятий студентам первых курсов предлагалось ответить на вопросы о выборе учительской профессии, используя написание трактата на тему «Хороший учитель это…» или эссе «Мотивы выбора профессии учителя».Впоследствии творческое задание предполагало работу в группах по составлению модели идеального педагога, решению педагогических задач, предложенных А.А. Реаном,Н.В. Бордовской,Н.В. Розумом,заполнению листов самооценки развития профессиональной компетентности. Анализ сочинений студентов, позволил сделать вывод, что для многих выбор профессии учителя складывался под влиянием работы учителей, преподающих в их классе, возможности в будущемобщенияс детьми и формирования их как личностей, семейныхтрадиций. Приведем некоторые фрагменты из сочинений: «Работа учителя очень творческая, ему нельзя работать по шаблону, иначе у учеников пропадет интерес к предмету» (ЕленаМ.) «Я решила быть учителем, так как в этой профессии меня привлекает возможность общения с детьми, постоянного творческого поиска» (Юля Б.) «Профессия учителя это профессия моих бабушки и мамы. Я с детства была с ними в школе и уже тогда решила стать учителем» (Даша Р.).Но, к сожалению, большинство студентов идет в педагогический вуз получить бесплатное высшее образование и никогда не работать по специальности.«Не прошел комиссию в военное училище,поступилна учителя математикиинформатики» (Николай С.). «Поблизости от нашего поселка только педагогический вуз, поэтому выбрал профессию учителя. Хотя может быть после педагогической практики,и решусь работать в школе» (Сергей И.). Поэтому уже с первых занятий студенты могли научиться оценивать не только явления действительности, но и себя в области решения педагогических задач, окончательно определиться со своим профессиональным выбором. Профессиональный идеал это своего рода эталон, перспектива, воплощающая отдаленные цели и стремления. Педагогическая деятельность предъявляет конкретные нормативные требования к тем, кто ее избрал. В решениивоспитательных задачна занятиях по педагогике,мы считаем, необходимо включать студентовв конструирование педагогического процесса, предоставляя возможность быть соавторами преподавателя по внедрению новых форм и технологий обучения.Для оптимального использования средств педагогической культуры впроцессе исследования применялось сочетание различных форм обучения лекционные, семинарские, форм работы групповые, парные, коллективные.
Например, на семинарском занятии по изучению современных образовательных технологий творческое задание предполагалостудентамвторого курса бакалавриатапоучаствовать в экпрессдебатах по теме тезиса и антитезиса: «В профессиональной деятельности учитель должен вооружиться «психологической броней»» (утверждающая сторона) «В профессиональной деятельности учитель НЕ должен вооружиться «психологической броней» (отрицающая сторона). Анализируя статью Б. Бочарова «Психологическая броня»в течение двадцати минут студенты готовили аргументы «за» и «против». Оценивали выступления судьи по специальным критериям, включающим: содержательностьвыступления, содержательностьответов на вопросы и культуру общения. В конце занятия подводились итоги, где побеждала команда, сумевшая убедить судей в правоте своей позиции.Не готовясь специально, используя текст только статьи и собственный эмпирический опыт, студенты приводили следующие аргументы: «В разумном подходе и состоит отличие психологической брони от эгоизма.Если бесполезно противостоять невзгодам, горю, то нужно смириться. В структуре профессионального здоровья педагога основное место занимают проблемы психологического неблагополучия, что связано с известными особенностями образовательной деятельности. Деформация личности у учителей, много лет отдавших работе в школе, проявления синдрома выгорания, свойственное представителям тех профессий, где приходится много и неформально общаться с людьми, проявления хронического стресса все это часто встречается у работников образования, и не только снижает качество их жизни, но и неблагоприятно отражается на здоровье их учеников». Контраргументы звучали следующим образом: «Главное предназначение учителя в воспитании»; «Российский менталитет всегда был на стороне единения и сострадания чужому горю»; «Если учитель не будет переживать события в классе, то о каком личном примере можно говорить? и др.». Но, даже подведя итоги, многие студенты продолжали обсуждать вопросы, которые никого не оставили равнодушными после окончания семинара, тем самым проецируя на себя образ будущей профессии.При изучении курса «Теория и методика воспитания» воспитание студента как творческой личности может быть ориентировано на развитие творческоисследовательских, исследовательскокультурных умений и способностей. На семинарских занятиях, организуя аудиторную самостоятельную работу, студентысоставлялитаблицу направлений и форм воспитания, а затем выбирали по одной из проблемдляпримернойпрограммывоспитательных мероприятий, например: «Нравственные аспекты воспитания»; «Здоровый образ жизни», «Проблема наркомании и беспризорности», «Экологическое воспитание», «Конфликты в семье и пути их предупреждения», «Ребенок и компьютер: проблемы зависимости», «Суицид в подростковой среде» и др.Используя на занятиях методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо будущим учителям, студентам предлагалось ответить на вопросы, возникшие после просмотра фрагмента кинофильма режиссера Р. Быкова «Чучело» о формировании нравственных качеств подростков, о личности и коллективе, о безучастности и попустительстве взрослых и т.п. В группе, обсуждая проблемы, затронутые в фильме, студенты поновому смотрели на свою будущую роль как педагогавоспитателя. Подводя итоги занятия, студентам было предложено написать эссе на тему «Чучело, прости нас!». Откровения многих студентов после прочтения поразили, оказывается проблема подлости и предательства, изгоев в детской среде понятна и знакома многим по «школьным годам чудесным…».На занятиях по «Этнопедагогике» студентывыпускных курсовпедагогического факультетаотвечалина вопросы, которые поднимались авторамифильма «Россия 88». Например: как Вы можете прокомментировать лозунг, предложенный одним из главных героев в начале 90х прошлого века: «Россия для русских Москва для москвичей»? Приходилось ли Вам сталкиваться с неприязненным отношением некоторых детей по отношению к представителям других этносов?Опишите случай из педагогической практики. В группе обсудите проблему неприязни у разных этносов друг к другу. Как сформировать у ребенка толерантность? Какие средства наилучшим образом помогают педагогу в предотвращении национальной розни?На семинарском занятии «Взгляды, нравы, обычаи, нормы жизни русского крестьянства как факторы воспитания»доминировали этнопедагогический и историкоантропологический аспекты. Основными задачами семинара являлись: конкретизация представления студентов о нормах народного воспитания в средерусского крестьянства; обучение студентов пользоваться различными способами интегрирования информации на основе имеющихся знаний,полученных из текста; формирование у студентов умения самостоятельно решать проблемы, возникающие при работе с родителями посредством конкретных примеров народной педагогики в области семейного воспитания; развитие у студентов способности поддерживать процессы самоопределения и ценностносмыслового поиска, моделируя необходимую групповую и индивидуальную работу.Одним из важнейших направлений ориентации студентов на решение воспитательных задачявляется художественнообразное познание педагогических явлений. Важную роль в формировании педагогического «образаидеала» имеют художественная литература, и публицистика как искусство слова.Студентам предлагаются произведения, которые посвящены вопросам формирования идеального образа учителя в художественной литературе. Книги, статьи, повести, рассказы,будущие учителя выбирают самостоятельно. Работа с этими произведениямина занятиях по педагогике строится поразному: общее обсуждение одного или нескольких рассказов, прочитанных большинством учащихся группы; написание обучающимися отзыва по избранной книге и на его основе выступление с общей характеристикой решения тех или иных вопросов, поднимаемых автором произведения.Отзывы студентов на прочитанные произведения позволяют заметить, что они не оставляют ихравнодушными, вызывают у них переживание, сочувствие, соучастие. В процессе восприятия художественного произведения состояние переживания и соучастия, рождающееся у человека, становятся благодаря механизму идентификации, своеобразному перенесению своего мира в мир художественных образов. Иначе говоря, происходит не только интеллектуальное, но и эмоциональнопсихологическое освоение профессиональных ценностей.В этом отношении эффективным методом организации самостоятельной работыстудентов на практических занятияхявляется применение технологии кейсстади, предполагающей описания конкретных ситуаций (от английского «case» случай). Студентына занятии рассматривалиреальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражалоне только какуюлибо практическую проблему, но и актуализировалоопределенный комплекс знаний, который дает ценный опыт для последующего педагогического взаимодействия с детьми.Чтобы побудить к рефлексии, к собственным размышлениям и поискам, пробудить у будущего педагога исследовательский интерес к профессиональнопедагогической деятельности,помогалматериал, оформленный в виде коротких историй, с использованием многочисленных притч, пословиц, поговорок, афоризмов. Параллельная методологическая подготовка и постепенный переход к систематизированному изучению теоретического материала позволялобеспечить сопоставление собственных смыслов профессиональнопедагогической деятельности с теоретическим знанием, оформлению смыслов в систему ценностных ориентаций, реализуемых в профессиональной деятельности педагогавоспитателя.Оценивалиуровень достиженийстудентовв области решения воспитательных задач попедагогическим дисциплинам, мы с помощью«педагогическихпортфолио»,включающихследующие структурные элементы: сопроводительное письмо «владельца», портрет (представление), собственнуюличную коллекцию творческихработ, глоссарий, мудрые заповеди классиков педагогики и др.В заключении,необходимо отметить,что рассмотренные видыаудиторной и внеаудиторной самостоятельной работыстудентовпо педагогическим дисциплинам, на наш взгляд,позволяют будущим учителям:систематизировать знания о воспитательной работе и ее значении, видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе, строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Ссылки на источники1. Рубаник А. Самостоятельная работа студента //Высшее образование в России.
2005. №6. С.120124.2. Пидкасистый П.И. Организация учебнопознавательной деятельности. 2е изд.,доп. и перераб. М.Педагогическое общество России, 2005.ISBN: 59313420523. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного образования // Высшее образование в России. 2006.№7.С.109114.4. Петухова Т.П., Глотова М.И. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 121126.5. Головина Н.И. Проектные технологии в самостоятельной работе студентов. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/506041/ (дата обращения 30.09.2013).6. Имакаев В.Р., Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов //Актуальные проблемы реализацииобразовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: Материалы Всероссийской научнометодической конференции. Оренбург, 2011.С.15571566.
Norina Elena Eduardovnacandidate of the pedagogical sciences, docent of the department of pedagogy, g. Byisk the Altai Region, Shukshin Altay State Academy of Education, department of pedagogyOrientation of students to solve educational problems in the organization of independent work on pedagogical disciplinesAbstract.This paper is devoted to the organization of different kinds of students' independent work on pedagogical disciplines with a focus on educational problems solution. Keywords: independent work, educational objectives, pedagogical discipline.