Реализация познавательной цели обучения русскому языку в начальной школе в процессе организации знаково-символического восприятия учащимися состава слова

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хопренинова В. А. Реализация познавательной цели обучения русскому языку в начальной школе в процессе организации знаково-символического восприятия учащимися состава слова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3036–3040. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54871.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопросы реализации познавательной цели обучения русскому языку в начальной школе на основе организации знаково-символического восприятия младшего школьника. Исследуются новые подходы к изучению состава слова на уроках русского языка на основе осознания морфемы как языкового знака. Данная методика способствует развитию речемыслительных и познавательных способностей учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ХопрениноваВалентина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО ©Оренбургский Государственный педагогический университетª, кафедра теории и методики начального и дошкольного образованияvalenteena@yandex.ru

Реализацияпознавательной цели обучения русскому языкув начальной школе в процессе организации знаковосимволического восприятияучащимисясостава слова

Аннотация.В статье рассматривается вопросы реализации познавательной цели обучения русскому языку в начальной школена основе организации знаковосимволического восприятияª младшего школьника.Исследуютсяновые подходы к изучению состава слова на уроках русского языкана основе осознанияморфемы как языкового знака.Данная методика способствуетразвитиюречемыслительныхи познавательныхспособностейучащихся.Ключевые слова:познавательная цель обучения, системаязыковыхзнаков,единица языка, структура слова,морфемный и словообразовательныйанализ, толкование значения слова.

Современный этап развития отечественного образования, характеризующийся сменойценностныхориентиров, демонстрирует новое отношение к знаниям как основной составляющей содержания любойпредметнойобласти. Сегодня на первый план выдвигаются не сами знания как таковые, а способность, умение их приобретать и использовать (преобразовывать в соответствии с потребностями практики, условиями конкретной деятельности). Изучение русского языка в начальных классах —первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения изменились цели обучения русскому языку: ©В системе предметов общеобразовательной школы курс ©Русский языкª реализует познавательнуюи социокультурнуюцели. Познавательная цельпредполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихсяª[5, с.9].Произошло значительное обновление содержания учебного материала: созданы новые программы, курсы, пособия. Отличительной особенностью новых подходовявляется реализация практической направленности обучения. Авторами предлагаютсязадания и упражнения,основанные наимеющемся речевом опыте детей, максимально способствующие ©формированию лингвистической компетенции, обеспечивающей всестороннее изучение родного языкаª [3, с.73].

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

Важнейшая функция языка –быть средством общения –успешно реализуется благодаря тому, что язык представляет собой особую систему знаков, посредством которых осуществляется языковое общение между людьми[7, с.8].Слово –это ©основная структурносемантическая единица языкаª, икак единица языковой системы оно ©имеет определённую структуруª т.е. состоит из морфем –одной или нескольких. поскольку оно, в свою очередь, состоит из кратчайших значимых единиц —морфем. Так, в составе слова простудился (простудил0ся) можно выделить приставку про, выражающую идею проникновения насквозь, корень студ, выражающий идею холода, суффикс и, свидетельствующий о принадлежности данной формы к прошедшему времени или инфинитиву, суффикс л, выражающий значение прошедшего времени, значимое отсутствие окончаний а или о (или, как принято говорить, нулевое окончание), выражающее значение мужского рода (в противном случае было бы простудилась или простудилось), и, наконец, возвратный суффикс ся, выражающий идею направленности действия на самого его производителя[7, с.8].Морфемам, как установлено многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно семантикословообразовательное и грамматическое значения. Лексическое значение слова ©создаетсяª путем взаимодействия и слияния в единое целое значений, присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово. Особая роль принадлежит корню как смысловому ядру, дающему семантическую общность однокоренных слов.Нетрудно заметить, что знак является двусторонней единицей: он состоит из материального объекта и передаваемого с помощью этого объекта содержания. При этом материальную сторону знака обычно именуют планом выражения (либо, иначе, формой, или означающим) знака, а выражаемое этим знаком содержание —планом содержания(либо содержанием, или означаемым) знака[7, с.8].

Знакпредставляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.Знаковосимволическое развитие ребенка происходит, прежде всего, в ходеусвоения родного языка, когда пространство ребенка удваивается: наряду спредметным миром вещей он знакомится с их вербальным обозначением.Язык –это не просто средство общения между людьми, а такое средство, которое состоит изязыковых знаков, основными из которых являются: звук,морфема, слово,словосочетание,предложение. Следовательно, познание родного языка младшими школьниками как знаковой системы предполагает освоение ими как плана выражения(формы), так и плана содержания(смысла) каждого языкового знака, в данном случае морфемы.

Ученыеметодисты констатируют, что ©качественный процесс освоения русского языка в начальной школе невозможен без знания структуры слова и сформирорванного умения быстрого морфемного анализа. Правильное нахождение морфем предупреждает многие орфографические ошибки в письменных работах. Лексическое значение многих слов устанавливается по их составу. понимание семантического значения морфем в слове способствует формированию точной и правильной речи. Кроме того, освоение морфемного состава слова способствует формированию важнейших интеллектуальных умений: выделять части целого (нахождение значимых частей слова –морфем); сопоставлять и сравнивать (установление различий в в морфемном составе нескольких слов); абстрагировать (определение значений приставок и суффиксов вне конкретного слова); синтезировать (составление слова из разрозненных частей)ª[1, с. 29.].

Изучение морфемикии словообразования в школе традиционно являлось одной из самых формализованных сторон анализа устройства языка, поскольку сводилось к механическому выделению структурных компонентов слова.В последние годы возрос интерес учёныхметодистов и учителейпрактиков к проблемам обучения морфемному анализу слова учащихся. Авторами предлагаютсязадания и упражнения,способствующие не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию осознанного понимания внутренней стороны морфемы –ее значения. Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки.В программу младших классов входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов. Усилению семантического аспекта в изучении слова, повышению уровня осознанности усвоения структуры слова, словообразовательных процессов в языкеспособствует многообразная, многоаспектнаяработа, направленная на активизацию у учащихся морфемного канала восприятия слова. Учеными установлено, что этот канал включается в нестандартной речевой ситуации, в которой требуется понять незнакомое слово, опираясь на его морфемное строение.Поэтому необходимо повышенное внимание к структурносемантическому анализу слова. И если при обучении составу слова по учебникам предыдущего поколенияучитель мог объяснить отношения между корнями в словах горе –горка, косарь –косичкакак слова с общим корнем, который имеет разное значение, то в современных учебниках в процессе специальных заданий четко разграничиваются один и тот же корень (приставка, суффикс, окончание) и разные корни (приставки, суффиксы, окончание), которые совпали по звуковому (фонемному) составу. Предпосылкой организации данной работы является тот факт, что между морфемами существуют такие же многообразные связи, как и между целыми словами: синонимия, омонимия и т.д. Причем это относится не только к корню, но в равной степени и к аффиксам. Например, синонимичны суффиксы в словах, обозначающих самок животных: иц(тигрица),их (слониха), к(голубка)и т. п. Омонимичными являются корни словноси носит, суффиксы в словахчайникипечник, окончания существительных 1го склонения в именительном падеже и 2го склонения в родительном:рука —стола,окончания и в трех падежах существительных 3го склонения:тени,приставки в словахзакричал —завернули т. п.При определении значения слова, его смыслового наполнения, младшие школьники учатся пристально вглядываться в морфемную структуру слова, его внутреннюю форму. Например, задание к упр.№290: Слова в группах родственные? Какие добавишь? Где есть лишние?

грибок, гриб, грибной,…(кто?);

хлопки, хлопушка, ….(что делать?);

белеть, белый, побелеть, белка[8, с.12].Или задания к упражнениям:

Какой суффикс придает слову значение ©очень маленькийª,а какой –©очень большойª?

Какой еще суффикс для названий признаков впишешь в справочник?

Какое значение вносит в слово указанный суффикс? Добавь его в свой справочник[8, с.114115,119].Постоянное внимание учителя к тому, что в нашем языке возможны морфемысинонимы, омонимичные значимые части и т. п., создает у учащихся представление о неисчерпаемом богатстве языка, его безграничных возможностях для выражения всех оттенков мысли.Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием. В настоящее время в русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов. Так, 60000 слов из "Орфографического словаря" и 17томного толкового словаря конструируются с помощью 4,5тысяч корней, около 500 суффиксов иприблизительно100 приставок. Каждая из этих морфемоказывает влияние на лексическое значение слова, формирует это значение [5]..Один из основных типов лексического значения слова в русском языке выделяется с точки зрения мотивированности значения слова, т.е. является ли оно первичным или мотивировано какимлибо значением того же самого слова. Немотивированным(первичным) называется значение, которое является генетически непроизводным для современного русского языка. Мотивированным (вторичным) значение именуется потому, что оно производно в смысловом или словообразовательном отношении. Мотивированные слова обладают ©внутренней формойª: они связаны с производящим словом своей формой и теми семами, которые входят в мотивирующую часть значения Ср. слова окнои подоконник. Почему именно словом окноназывается ©отверстие в стене для света и воздухаª,в слове не отражено. Связь между предметом и его названием условная. Непроизводное слово окнов современном русском языке не имеет внутренней формы, связь между значением слова и его строением отсутствует. Иное дело –производное слово подоконник.Оно имеет внутреннюю форму, так как его значение опирается на его строение. Значение слова подоконникопределяется значением его составных частей: основы –окон, приставки поди предметного суффиксаник: подоконник –©доска, плита, расположенная под окномª [2].

Указанная особенность языка является одной из причин, обусловливающих возможность использования членения слова на морфемы в целях выяснения его смысла. Современная методика предлагает приемы исследованияструктуры слова в неразрывномединстве с изучением лексики. Это значит, что лексический анализ стал основой словообразовательного и морфемного состава слова, открывая возможные лексические связи и отношения (многозначности, синонимии и омонимии).Например, предложение ©Карпы с карпятами в озеро спрятаныªсодержит одно иззаданий: Как секрет корней помог тебе понять значение слова карпята? [8, с.119].Целая серия упражнений направлена на уяснение младшими школьниками общей мотивации родственных слов: рассказ о погремушке, куда нужно вставить подходящие по смыслу родственные слова, мотивированные словом гремит; текст Н. Сладкова о грибах, растущихпод березами и осинами и т. п. –причем постоянно имеется напоминание об обращении к толковому словарю.

Стратегия современной методики направлена на то, чтобы детям регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, на формирование способа действия, с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов. Подобные упражнения помогают наполнить конкретным содержанием выражение ©сходны по смыслуª, которое нередко для ребенка оказывается лишенным определенного содержания, например:[с.8,11].

У словазимамного родственников. Запиши их, выделяя корень. 1)ласковое название зимы . ………………..;2)день во время зимы ............................(какой?);

3)все, что происходит во время зимы,……..(когда?);4)проводить зиму ……………………..(что делать?);5)

место, помещение, гдезимой живут охотники, геологи, …. .Этой возможностью учащиеся начинают осознанно пользоваться по мере усвоения морфемного состава слов и их образования. Лексическое значение многих производных слов осознается учащимися, когда им ©открываютсяª тайны той связи, на которой основано семантическое родство слов. Поэтому изучение состава слова заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса детей к миру языка. С восхищением слушают младшие школьники ©слово о словахª, онис огромным интересом узнают о том, почему исследователей Луны назвали селенавтами,они хотят знать, что значат и как возникли множество слов, которые использует в своей речи человек. Выяснение того, как сделаны слова в языке и как они делаются, способствует возникновению мотивации, необходимой для успешного овладения речевой деятельностью, развивает в детях потребность в повышении своей языковой культуры, стремление наиболее точно выразитьмысль в слове.

Для осознания словообразовательной структуры русского языка материалом для наблюдения стали все словообразовательные языковые единицы:словообразовательная пара, цепочка. словообразовательный тип, парадигма, модель, словообразовательное гнездо, например:[9, с.40].Хитрый

хитроватый,

хитрость бесхитростный

хитрец

хитрить

Учащиеся учатся распределять однокоренныеслова по мере образования друг от друга строят словообразовательные цепочки: Выявляя семантикословообразовательные связи в паре ©производнопроизводящееª, школьники постепенно овладевают элементарным словообразовательным анализом, исходя из смысла вторичного (производного) слова.В дальнейшем проводятся упражнения на ознакомление со словообразовательным гнездом, на формирование умений ориентироваться в нем, а уже затем его самостоятельно составлять. В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Автором Е.Г. Мережко составлен ©Словарик близкородственных словª. В данном словарике пособии для начальных классов использовано следующее построение словообразовательного гнезда (на основе предложенной А.Н. Тихоновым структуры): каждое гнездо содержит непроизводное слово, являющееся его вершиной, затем производные слова, расположенные по алфавиту. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов словообразовательная пара. Затем дается описание значения производного слова через производящее, что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах [6].Одним из средств, способствующих развитию морфемной зоркости, является ©Словесный конструкторª[с. 107].. Конструируя (собирая) слова, школьники наблюдают за тем, какие части делают слова похожими по значению, а какие –разными. Внимание к значению морфем, к тому, какое новое значение ©приносят с собойª в слово те или иные приставки и суффиксы развивает языковое чутье, основанное на понимании ©внутренней формы словаª. Составление ©Справочника приставок и суффиксовªпомогает как усвоению значений аффиксов, так и запоминаниюнаписания служебных морфем [8, с. 114].Понимание закономерности строения русских слови их образования формируется умладших школьников в процессе моделирования морфемной структуры слова[8,с.106]. .Лингвистическая модель, отражая существенные признаки моделируемого объекта, помогает показать устройство слова, уяснить отношения между родственными словами, различие между родственными словами и формами одного и того же слова. Используя известные условные значки, обозначающие морфемы и основу слова,возможно создание вариативных моделей, учитывающих особенности языковой подготовки класса, речевой интуиции учащихся.Известно, что знание состава слова –основа для формирования орфографических навыков, так как, выбирая правильное написание, пишущий должен непременно установить, в какой части слова находится орфограмма. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня,приставок,суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения фонетических, словообразовательных и грамматических знаний. Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является со здание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и прежде всего корня. Существенным подспорьем в работе по орфографии часто оказывается этимологический анализ, поскольку в учебниках русского языка для начальной школы немало слов, состав и правописание которых можно объяснить только с помощью этимологических справок, например: медведь, муравейник, облако, одуванчик, просека, урожай. черемуха, шиповники др.Этимологический анализ связан с этимологией (наука о происхождении слов) и позволяет установить, когда и каким образом в языке образовывалось то или иноепроизводное слово, как менялись его формальносмысловые связи с родственными словами, как развивалась его морфемная и словообразовательная структура. Этимологический анализ опирается на данные истории языка и других языков. Так, например, слово облакоисторически связано с глаголом влачить(ср. форму с полногласием волочить, с приставкой об: обволакивать). Вследствие изменения значения слова и звукового изменения произошло опрощение: слово облако в современном русском языке имеет непроизводную основу.Г.Н. Приступа разработал для начальной школы материалы, где дается краткое толкование слов, связанное с историей развития языка (краткий этимологический словарь для начальной школы). Выполнениеклассных и домашних упражнений с элементами этимологического разбора способствует размышлению над загадками слов, помогает детям закрепить знания о лексическом значении этих слов и их правописании, развивает чувство языка, чувство слова, создает базу для формирования орфографической зоркости [6].В морфемике решаются два основных вопроса: как классифицируются морфемы русского языка и как слово членится на морфемы, то есть, каков алгоритм морфемного членения. На второй вопрос отвечает морфемный анализ или разбор слова по составу–один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова.

Морфемный анализследует отличать от словообразовательного и по целям, и по результатам.Цель морфемного анализа –установить, из каких морфем состоит слово, в результате морфемного анализа мы узнаем состав слова. При словообразовательном анализе мы должны соотнести изучаемое слово с производящим. Цель данного анализа –установитьмотивирующее слово, рассмотреть соотношение с ним слова мотивированного как в формальном, так и в семантическом плане. В процессе анализа выделяется производящая основа исловообразовательный формант [2].

Словообразовательный анализ, т.е. определение того, от какой основы образовано данное производное слово, учащиеся начинают выполнять как специальное задание в средних классах. Однако практически младшие школьники устанавливают словообразовательные связи между словами. Например, выполняя задание, третьеклассники учатся правильному рассуждению. Кто такой часовщик? Это тот, кто чинит часы,это часовых дел мастер. Сопоставление показывает, что в слове часовщик два суффикса:ов, щик [11].

Морфемный и словообразовательный анализ слова следует различать, но необходимо помнить, что они связаны между собой. Их можно рассматривать как две ступени анализа структуры слова, причём морфемный анализ –это первая, начальная ступень. О взаимосвязанности морфемного и словообразовательного анализа при определении структуры слова свидетельствуют и то, что в ряде случаев правильно определить морфемный состав слова можно только после словообразовательного анализа. Ученикисследователь идет от более сложной структуры ко все более простой, выясняя, сколько промежуточных ступеней отделяет данное производное слово от однокоренного немотивированного. Например: порыбацки→ рыбацкий→рыбак→ рыба.Таким образом, главная установка подхода к морфемному членению основы и алгоритм морфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в ©неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбораª [10, с.184].Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть ©опознаныª как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода —случаи типаключик (ср.: летчик), ящик (обойщик).Поэтому, современные подходы к проведениюморфемного разбора в начальной школе предполагают проговариваниеспособа действия при выполнении каждой операции, что обеспечивает пошаговый контроль за правильностью проведения анализа. Способ вычленения морфемы определяется той ролью, которую она выполняет в слове, иначе морфемный анализ не будет сознательным. Морфему выделяют путем подбора слов, имеющих общий семантический признак и одинаковый по фонемному составу отрезок. Рекомендуется проводить вычленение морфем, объясняя значение слова, показывая его появление. Выделяя аффиксы в слове, ребенок опирается не только на такой признак морфемы, как ее местоположение (что наблюдалось в практике обучения), а подбирает разные слова, имеющие то же дополнительное значение )например, признак предмета) и ту же по фонемному составу часть. Памятка ©Как узнать строение слова?ª так формулирует подбор группы слов, являющихся одним словообразовательным типом: ©постарайся объяснить работу приставки в языке, подумай о работе суффиксаª [8, 156]. ©Только так ребенок научится думать над строением слова, а не будет просто ©рубитьª его на частиª.Но и при правильно определенном корне очень часто приходится решать вопрос об определении количества и состава суффиксов, если этих морфем в слове больше двух. При морфемном анализе подобных слов возможно вариативное вычленение этих частей слова, что связано с различиями в трактовке процесса образования слова, например: сорняки –выделяется два суффикса –н и як,если объяснение идет через сочетаниесорная трава,и один суффикс–няк,если объяснение значения идет только через слово сор. Таких случаев в словах русского языка, даже самых, казалось бы простых, (лесник, лыжник и др.),встречается очень много. Авторами учебника ©К тайнам нашего языкаª ©принято решение: из двух возможных (лингвистически допустимых) мотиваций образования слова выбирать ту, которая больше понятна ребенку, ближе к его логике объяснения словаª. [11].

На основе внимания к морфемному составу слов, его словообразовательной модели возможно формирование элементарных умений лингвистического анализа художественного текста. Особенность этих упражнений состоит в том, что для анализа подобранытексты, в которыхиспользованы выразительные средства русского словообразования.В художественном тексте функции производных слов усложняются: они служат для создания художественных образов, могут содержать метафору, сравнение, выступать как средство передачи семантически емкой информации [6].Секрет изобразительной силырусского словообразования состоитв том, что оноотличается исключительной стилистической гибкостью. Путем присоединения приставок или суффиксов создаются словообразовательные варианты, которые получают определенную функциональностилистическую закрепленность. На страницах современных учебников для начальной школы представлены тексты, которые позволяют организовать наблюдение за художественным приемами, основанными на изобразительных возможностях русскогословообразования (словообразовательный повтор, выразительность многоприставочных глаголов и др.) [8,с.115,132, 140]. Подобные упражненияобогащают представления учащихся об эстетической функции языка, активизируют морфемный канал восприятия слова.Таким образом, тема ©Состав словаª является одной из важнейших тем курса русского языка в начальной школе. Изучение состава слова, осмысление функций составляющих его морфем, накопление в памяти словообразовательных моделей,активизация морфемного канала восприятия слов, осознание эстетической функции языкаимеют большое значение для обогащения и развития словарного запаса учащихся,воспитывают интерес к русскому языку, заставляютприслушаться к слову, проникнуть в его тайны, способствуют формированиюязыковой интуиции.Современная методика обучения составу слова в начальной школе предлагает эффективные приемы осознания богатейших возможностей русского словообразования, которые являются надежным инструментом познавательной деятельности, совершенствования речемыслительных способностей учеников и их языкового чутья.

Ссылки на источники1.

Бакулина, Г.А.Морфемный разбор слова:новые подходы –новые возможности /Г.А. Бакулина// Начальная школа. –2012. –№4. –С.2932.2.

ЗемскаяЕ.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е.А. Земская. –4е изд. –М.: Флинта: Наука. –2007. –328 с.3.

Ермакова, Е.А. О понятии ©функционально грамотная личность младшего школьникаª// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. –2012. –№7. –С. 70 –74.4.

Исаева Н.А. Стратегия исследования структуры слова на разных ступенях обучения //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. –2011. –№ 11 . –С. 18 –24.5.

Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: ООО ©Торговоиздательский дом ©Русское словоРСª . –2000. –126 с.4.МережкоЕ. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка //Начальная школа. –1996. –№ 6.5.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.–В 2 ч. Ч. 1. –М. Просвещение. –2010. –400с.6.Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка / Начальная школа. –1999. –№4.

7.Русский язык: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений/ Л.Л. Касаткин, Е.Б.,Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред Л.Л. Касаткина.–М.: Издательский центр ©Академияª. –2005. –768с.8.Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. –Смоленск: Ассоциация XXIвек. –2012. –160 с.9.Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 ч. –Самара: Издательство ©Учебная литератураª: Издательский дом ©Федоровª. –2012. –Ч.1176 с.10.СоловейчикМ.С. Русский язык вначальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. ©Педагогика и методика начального обученияªМ.:1993.11..Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику итетрадямзадачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. –Смоленск: Ассоциация XXIвек. –2001. –144 с.

Chuprinova Valentina AlekseevnaCandidate of pedagogical Sciences, associate Professor, FSEI HPE ©the Orenburg State pedagogical University, Department of theory and methodology of elementary and preschool educationvalenteena@yandex.ru

Implementation of the learning goals of Russian language teaching in primary schools in the process of organizing a symbolic perception of teachers developed structure of a wordAnnotation. The article considers the issues of realization of cognitive goals training Russian language in elementary school through the organization ofa symbolic perception of theª Junior student. Explores new approaches to the study of the composition words at Russian lessonsbased awareness of the morpheme as a language sign. This practice contributes to the development rehabilitating and snovalnik abilities of students.Key words: cognitive learning objective, the system language signs, unit of language, structure of the word, morphemic and morphological analysis, tolinterpretation of the meaning of the word.