Автоматизация учёта расчётов с персоналом по оплате труда

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солнцева О. В., Хохлова Н. В. Автоматизация учёта расчётов с персоналом по оплате труда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3056–3060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54875.htm.
Аннотация. В данной статье предложена разработка базы данных для отдела организации по оплате труда. База данных предназначена для хранения сведений и расчёта оплаты труда работников. Областью применения созданной базы данных (БД) является учёт расчетов по оплате труда в сельскохозяйственных организациях. Использование БД позволит уменьшить число бумажных документов и упростит работу отдела организации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хохлова Наталья Владимировна,студентка 4 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина», г. Ульяновскnatikhoh@yandex.ru

Солнцева Ольга Викторовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики ФГБОУ ВПО "Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина", г. Ульяновскsolntsevao@rambler.ru

Автоматизация учёта расчётов с персоналом по оплате труда

Аннотация.В данной статье предложена разработка базыданных для отдела организации по оплате труда. База данных предназначена для хранения сведений и расчёта оплаты труда работников. Областью применения созданной базы данных (БД) является учёт расчетов по оплате труда в сельскохозяйственных организациях. Использование БДпозволит уменьшить число бумажных документов и упростит работу отдела организации.Ключевые слова: база данных, оплата труда, бланк описания задач, запросы, схема БД, расчёты с персоналом, автоматизация учёта данных, информационные технологии.

Особенности такой предметной области как учёт расчетов по оплате труда, влечет за собойвысокие требования к актуальности информации, еёдостоверности искорости обработки. Выполнение этих требований в настоящее времявозможно только с использованием автоматизированных информационных технологий.

Важной задачей для каждой организации является правильное и своевременное начисление и выплата заработной платы. В сегодняшнем миреактивно внедряются автоматизированные системы учёта любого вида деятельности, что иоткрывает новые направления и пути решения даннойзадачи.Одним из основных направлений автоматизации обработки информации являетсясоздание БД и их реализацияв системах управления базами данных. Проблемой автоматизации учёта расчётов с персоналом по оплате труда занимается большинствоучёных, тем не менее, исследованию в данной области не отведено достаточного внимания.Труд и результаты труда занимают важноеместо в производственной деятельности любойорганизации, ведь только с помощью рабочей силы создаётся прибавочный продукт. Этообстоятельство и определилоотношение к целесообразномуиспользованию трудовых ресурсов, потому чтобез коллектива работников нет организации, и без необходимого количества людей определённых профессий и квалификации ни одно предприятие не сможет достичь поставленных перед собой целей. Право граждан на труд закреплено в ст.37 Конституции РФ, котораягласит: «Труд свободен. Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»[1].

В настоящее время основным актом трудового законодательства РФ, регулирующим отношения работников и работодателей в любой организации,независимо от еёОПФ,

является

Трудовой

Кодекс

РФ.Учётрасчётов по заработной плате это одиниз важных и трудоёмких разделов бухгалтерского учетана каждом предприятии, что и подтверждает актуальностьвыбраннойтемы.Расчет заработной платы сотрудникам сельскохозяйственных предприятий производиться бухгалтерами, как правило,либо вручную,либо с помощью программы«1С:бухгалтерия». Однако данная программа сложна в применении, и освоить её

сможет далеконе каждый бухгалтер, поэтомурасчёт заработной платы может производитьсяс помощью электронных таблиц. Это довольно трудоёмкий процесс, занимающиймного времени и ресурсов ПК. Всёвышеперечисленное иобусловило необходимость создания БД. Универсальная СУБД Accessвходит в состав пакета MicrosoftOfficе, она простав пользованиии характеризуетсяинтегрированнoстьюс электронными таблицами Еxcеl, другими программами пакета MiсrosoftОfficе[2].MicrosoftOfficеAccessпредназначена для коллективного пользования, однако имеет средства, которые не позволяют одновременно нескольким пользователям исправлятьодни и те же данные. Её установка также не требует больших мощностей компьютера [3].В статье рассмотрена автоматизация учета расчётов по оплате труда и анализ всех элементов расчёта заработной платы по статьям,с помощью средств СУБД Access.Разработка БД осуществляласьсо следующими допущениями. Расчёт заработной платыпроизводилсяисходя из количества отработанных часов, разряда, тарифной ставки, оклада работников, профсоюзных взносов, с учетом доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за работу в праздничные и выходные дни, а также премий. Расчет НДФЛ производился по основной ставке, установленной в размере 13%, без учета имуществeнных вычетов на иждивенцев.Задачи проектируемой БД:1.Учёт сотрудников.2.Учет количества отработанных часов.3.Введение нормативной тарифной ставки.4.Учёт вида и ставок доплат.5.Учёт оклада.6.Введение ставки премии.7.Расчёт оплаты труда за отработанные часы.8.Расчёт доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за работу в праздничные и выходные дни.9.Расчёт премий. 10.Расчёт начисленной заработной платы.11.Расчёт профсоюзных взносов, НДФЛ, зарплаты к выдаче. 12.Расчёт заработной платы к выдаче.

Для разработки БДвначале необходимопроанализировать данные, обязательныедля решения поставленных задач, т.е. составить перечень данных, необходимых для еёрешения. При этом часть данных является:

1. Исходной информацией: учёт сотрудников; учёт количества отработанных часов; введение нормативной тарифной ставки; учёт вида и ставок доплат; учёт оклада; введение ставки премии.





2. Расчетные данные:расчёт оплаты труда за отработанные часы;расчёт доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за работу в праздничные и выходные дни; расчёт премий; расчёт начисленной заработной платы; расчёт профсоюзных взносов, НДФЛ, заработной платы к выдаче.Последовательность выполнения задач рассмотрим в виде схемы представленной на рисунке 1.

Расчет заработной платы к выдаче











Рис.1. Графическое представление последовательности задач.

Расчет профсоюзных взносов, НДФЛРасчет оплаты труда за отработанные часыРасчет доплатРасчет премийРасчет начисленной заработной платыОтработанные часыТарифная ставкаСотрудники Виды и ставки доплатОкладСтавка премииТабель учета рабочего времениТарифноквалификационные справочникиШтатное расписаниеКоллективный договорТрудовой договорНормативноправовые актыПосле формирования перечнязадач главнымэтапом является составление подробного спискаданных, которые необходимыедля решения каждой задачи. Для проведения анализа конкретной задачи целесообразно использовать рабочийбланк описания задач БД. Пример заполнения бланка для задачи «Расчет заработной платы к выдаче» представлен в рис.2.

Рис.2.Бланк описания задачи «Расчет заработной платы к выдаче»После описания поставленных задач, анализа и привязки данных к объектам устанавливается соотношениемежду таблицами и объектами базы данных. Для выполнения этой процедуры используютсябланки описания объектов. В рабочем бланке для каждого атрибута указываетсятип данных, назначение атрибута и его необходимыесвойства (размерполя, условие на значение и т.д.). Заполненный бланк объекта служит основой, для создания таблицы [4].Бланк описания объекта «Сотрудники» приведён на рисунке 3.Таблица «сотрудники» необходима для учета работников на предприятии. В данную таблицу занесём следующие данные: код рабочего, его фамилию, имя и отчество, подразделение организации (цех),в которомработаетнаш сотрудник, дату его рождения и дату принятия на работу, а также занимаемую им должность. Связываемые таблицы находятся в отношении 1:М, поэтому для связи можно задать параметр обеспечения связной целостности данных[5].



Наименование задачи:Расчет заработной платы к выдаче

Краткое описание:Производится расчет окончательной заработной платы, которую сотрудник получит «на руки»Список связанных задач:Расчет заработной платы к выдачеИмя элементаИспользованиеОписаниеОбъектФИОВХФамилия И.О. сотрудникасотрудникиза отработанные часыВЧНачисление заработной платы в соответствии с отработанными часамиза_отработанные_часыдоплата рабочемуВЧРасчет доплатыдопл_рабокладВХОклад сотрудникаокладпремиальныеВЧРасчет премийпремиальныеНДФЛВЧРасчет налога на доходы физических лицк_выдачепрофсоюзВЧРасчет профсоюзных взносовк_выдачек выдачеВЧРасчет заработной платык_выдачеРабочий бланк объектаНаименование объекта: сотрудникиКраткое описание:Данные о рабочихСвязанные объекты:Тип связи:1 : М1 : М1 : М1 : М1 : МИмя:Отраб_часДоплатаПремииТариф_ставкаОкладИмя атрибутаТип данныхОписаниеСвойстваКод рабочихСчетчикПервичный ключ для табл. «Сотрудники»Уник. длинное целоеФИОТекстовыйФамилия И.О. работникаРазмер поля 50, Обязательное поле –даОрганизацияТекстовыйОрганизацияОбязательное поле –даДата рожденияДата/времяДата рожденияОбязательное поле –даДата принятияДата/времяДата принятия на работуОбязательное поле –даНаименование должностиТекстовыйНаименование должности работникаРазмер поля 255 Рис.3. Бланк описания объекта «Сотрудники»Первичные и вторичные ключи, предусмотренные в таблицах, предназначены для установления логических связей между объектами. Путём соединения этих ключей устанавливается соответствие между данными, хранимыми в разных таблицах БД.Объекты «Премии», «Тарифнаяставка», «Оклад», «Доплата», «Отраб_час» содержат вторичный ключ (поле «Код рабочего») для ссылки на первичный ключ объекта «Сотрудники» (поле «Код рабочих»). Для каждой из ранее установленных связей базы данных "Учёт расчётов по оплате труда" установим в окне

“Изменение связей” флажок“Обеспечениецелостности данных”. Созданнаясхемаданных упростит созданиемноготабличных запросов, отчётов,форм иобеспечитподдержание целостности взаимозависимых данных при исправлениитаблиц.Схема базы данных приведена на рисунке 4.

Рис.4. Схема базы данных.Характерной чертой современных БД является большой объём хранимой в них информации. Анализ таких объёмов информации невозможенбез применения специальных средств –запросов. Запрос этооперация над отношениями,результатом которой является таблица. Важным преимуществом запросов является то, что они позволяют достаточно быстронайти и выбрать нужные данные из нескольких взаимосвязанныхтаблиц с большим количеством записей.Процедура создания запроса может быть реализована средствами языка запросов по образцу (QBE), обладающим двумерным синтаксисом. В этом случае запрос формулируется путем заполнения табличнойформы.Рассчитаем сумму премии работникам с помощью запроса на выборку с расчётным полем, которая является важной составляющейзаработной платы работника(рис.5).В условиях рыночной экономики работодатель самостоятельно устанавливает систему премирования. Премиальные работнику рассчитываются путем умножения оклада сотрудника на его индивидуальную ставку премии.

Рис.5. Запрос «Премии» в режиме Конструктор.Расчёт заработной платы по окладу, подлежащей выдаче на руки, заканчивается вычитанием налога и других удержаний из начисленной суммы. Составим итоговый запрос на выборку с расчетом рассчитаем оплату труда работников со всеми удeржaниями (рис.6).

Рис.6. Запрос «К выдаче» в режиме Конструктор.

Расчет итогового запроса ведётся по следующим формулам:Начислено:[за_отработанные_часы].[за отработанные часы]+[доплата рабочим].[доплата рабочему]+[оклад.оклад]+[премиальные].[премиальные]НДФЛ: ([за_отработанные_часы].[за отработанные часы]+[доплата рабочим].[доплата рабочему]+[оклад].[оклад]+[премиальные].[премиальные])*0,13профсоюз: ([за_отработанные_часы].[за отработанные часы]+[доплата рабочим].[доплата рабочему]+[оклад].[оклад]+[премиальные].[премиальные])*0,01к выдаче: ([за_отработанные_часы].[за отработанные часы]+[доплата рабочим].[доплата рабочему]+[оклад].[оклад]+[премиальные].[премиальные])*0,86Кроме таблиц изапросов БДможетсодержать и другие объекты, например отчёты и формы, которые служат для форматированного вывода данных на печать.Отчетысоздаются на основании базовых таблиц,запросови даютвозможность извлечь из БДнеобходимыесведения и предоставитьих в удобном для восприятия виде, а также даютширокие возможности для обобщения и анализа данных [6].Начисление и выплата премий,предусмотренных коллективным договором или положением опремировании,oбязaтельны для работодателя. На рис.7показана формаотчёта

сумма премиальных по организации.

Рис.7. Отчет «Премиальные»Проблема обработки информации широко распространена в любой сфере деятельности. Основным решением этой проблемы в современном мире являются информационные системы. РазработаннаяБДпозволяет автоматизировать ведение учёта в области оплаты трудабез привлечения дорогостоящих услуг профессиональных программистов. При этом ожидается, что внедрение БДпринесет сельскохозяйственным предприятиям некоторыепреимущества:сокращениевременирасчёта данных; ускорениесозданияотчётности по оплате труда, экономиюзатрат труда на обработку и передачу необходимой информации. Так как установкаданнойбазы данных не требует огромных мощностей компьютера и дополнительных усилий, то она будет проста в использовании и не потребует приобретения более мощного, но дорого программного обеспечения.Разработанная БДсостоит из таблиц, с установленными между ними связями, что позволяет обеспечитьконфиденциальность информации и удобство поиска нужной информации из большого массива данных.Ссылки на источники1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197ФЗ (ред. от 28.12.2013)2.Гончаров А.Ю. Access 2003 /А.Ю. Гончаров. –М.: Кудиц –Образ, 2004. –964с.3.Михеева В. MicrosoftAccess2002 / В. Михеева, И. Харитонова. СПб.: БХВ –Петербург, 2003. –1040с.4.Романов В.В. АИТ. Учебнометодическое пособие/ Автоматизированные информационные технологии» (базы данных). –Ульяновск, 2005. –48 с.5.Видеркер М.А., Солнцева О.В. Основы работы в Microsoft Access 2003. Электронное учебнометодическое пособие. –Ульяновск, 20076.Солнцева О.В., Бунина Н.Э. Основы работы в среде MS Access. Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы. Ульяновск, ГСХА, 2007.

Khokhlova Natalya VladimirovnaThe student 4 courses of economic faculty "Stolypin Ulyanovsk Agricultural Academy", UlyanovskSolntseva Olga ViktorovnaCandidate of Economic Sciences, associate professor at the chair of computer science of "StolypinUlyanovsk Agricultural Academy", Ulyanovsk Automation of the account of calculations with the personnel on labour payment.Annotation.In this paper proposes the development of a database of Department of the organization on labour payment. The database is designed to store information and to calculate the compensation of employees. The scope of application of the created database (DB) is the accounting of payment for labour in the agricultural organizations. The use of the database will allow to reduce paper documents and to simplify the work of the organization Department.Keywords: database, labour cost, form description of problems, queries, DB scheme, staff accounting, automation of accountingdata, information technologies.