Элективный курс как средство эффективного формирования диагностической компетентности будущих учителей музыки во время обучения в вузе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Проняева
Н.
А. Элективный курс как средство эффективного формирования диагностической компетентности будущих учителей музыки во время обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3086–3090. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54881.htm.
Аннотация. В статье поднимается вопрос подготовки будущего учителя музыки, обосновывается роль диагностической компетентности в структуре деятельности современного учителя музыки, раскрываются сущностные характеристики данного вида профессиональной компетентности, выявляется потенциал элективного курса как эффективного средства подготовки будущего учителя.
Ключевые слова:
элективный курс, диагностическая компетентность, учитель музыки, структура компетентности
Текст статьи
ПроняеваНадежда Анатольевна,старшийпреподаватель кафедрымолодёжной политики ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,г. Тулаnleshkova@mail.ru
Элективный курс как средство эффективного формирования диагностической компетентности будущих учителей музыки во время обучения в вузе
Аннотация.В статье поднимаетсявопросподготовки будущего учителя музыки, обосновывается роль диагностической компетентности в структуре деятельности современного учителя музыки, раскрываются сущностные характеристики данного вида профессиональной компетентности, выявляетсяпотенциал элективного курса как эффективного средства подготовки будущего учителя.Ключевые слова:диагностическая компетентность, учитель музыки, структура компетентности, элективный курс
На сегодняшний день одной из характеристик готовности будущего учителя музыки к успешному осуществлению профессиональной деятельности является сформированность у него диагностической компетентности, которая даёт возможность изучать и развивать музыкальные вкусы и потребности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Однако анализ современной научной и методической литературы показал, что проблеме формирования диагностической компетентности у будущих учителей музыки в процессе обучения в вузе не уделяется должного внимания, что в значительной мере осложняет их профессиональную деятельность, затрудняя возможности получения достоверной, точной и объективной информации о ребёнке. Диагностическая компетентность представляет собой интегральную характеристику личности учителя музыки, формирующуюся в процессе профессиональной подготовки в вузе, представляющую собой системное проявление диагностических знаний, умений и личностных качеств, отвечающих специфике данной деятельности и способствующих успешному осуществлению диагностической деятельности на уроке музыки. Опираясь на подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В. Хуторского, диагностическую компетентность учителя музыки мы рассматриваем как единство из трёх составляющих:
когнитивная составляющая
включает в себя знания о природе диагностической деятельности учителя музыки, о требованиях к диагностической информации, о методах её сбора и обработки, о роли диагностики музыкальности, музыкальных вкусов и потребностей детей младшего школьного возраста. В состав данного компонента входят знания о целях, средствах, функциях диагностической деятельности, составе действий и её местев деятельности учителя музыки;
операциональнотехнологическая составляющая
включает способы диагностических действий, к которым, прежде всего, относятся умения в области разработки алгоритмов составления музыкальнотестовых заданий, технологические умения, касающиеся конструирования музыкальнопедагогических анкет, диагностическое наблюдение как один из методов изучения уровня развития музыкальности младших школьников, анализ исполнительской деятельности детей;
личностная составляющая–включает в себя личностные качества, развитие которых необходимо для успешной диагностической деятельности учителя музыки. К таким качествам относятся:
интерес к внутреннему миру детей –предполагает не просто выяснение учителем
музыкальных вкусов, интересов и потребностей детей, но и выстраивание всей диагностической деятельности с опорой на индивидуальные качества ребёнка. Изучая уровень развития музыкальности младших школьников, выстраивая ход урока с учётом пожеланий и запросов детей, педагог создаёт положительную эмоциональную атмосферу на уроке, снимает психологические «зажимы» детей, прививает ученикам любовь к искусству, обогащает их эмоциональную среду. Сформированность у будущего учителя данного компонента является залогом успешность в формировании диагностической компетентности;
креативность проявляется в нескольких аспектах: по отношению к организации процесса диагностической деятельности; по отношению к содержанию и способам составления диагностического инструментария; по отношению к процессу диагностической деятельности, которое проявляется, в первую очередь, в организаторской и коммуникативной деятельности учителя музыки. Степень креативности учителя музыки определяют широта музыкальных интересов, энергичность, тяготение к решению сложных педагогических задач, независимость суждений, твёрдое осознание себя как творческой личности, стремление к созданию разнообразных и увлекательных диагностических заданий;
рефлексия следует отметить, что диагностическая деятельность учителя рефлексивна по своей природе, так как основывается на процессах двойного оценивания и понимания: с одной стороны, на уроке музыки оценивается личность ребёнка, его музыкальные способности и возможности, а с другой учитель оценивает самого себя свою деятельность, качество и эффективность предложенного диагностического инструментария. Диагностическая деятельность требует от учителя музыки постижения внутреннего мира детей, выяснения их музыкальных интересов и потребностей для осознания того, какую реакцию вызовут у детей действия и суждения учителя, с какими затруднениями столкнутся школьники. Значительным потенциалом в процессе формирования у студентов диагностической компетентностивыступают элективные курсы. Определяя подходы к разработке и организации курса «Диагностика иразвитие музыкальных способностей младших школьников», мы исходили из общей цели подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе. Задачиданного курса таковы:1)выработка у студентовмузыкантовгуманных профессиональных позиций, выражающихся в признании самоценности личности ребёнка, во внимании к его внутреннему миру, в стремлении выявить музыкальные способности, изучить возрастные и индивидуальные особенности детей с цельюраскрытия их музыкальных интересов и потребностей;2)становление и углубление представлений студентов о содержательной характеристике диагностической компетентности учителя музыки;3)формирование у студентов диагностических умений, включающих в себя сложные действия: определение цели и составление плана диагностического исследованиямузыкальных способностей; составление и выбор диагностического инструментариядля изучения уровня сформированности основных музыкальных способностей у детей; анализполученныхдиагностических данных; подбор диагностических средств, адекватных выявленным музыкальным особенностям школьников; определение перспектив развития музыкальности учащихся; наблюдение за динамикой развития личности учащегося; самодиагностика и рефлексия.Конструируя содержание курса, мы исходили из того убеждения, что оно должно включать в себя все известные компоненты содержания образования, представленные в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. По нашему мнению, оно должно представлять собой систематизированную под задачу
формирования у студентов диагностической компетентностисовокупность элементов содержания образования. Таким образом, в структуру содержания курса «Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» были включены три модуля. Первый образует предметное содержание –это теория педагогическойдиагностики, теория профессиональной деятельности учителя музыки, теоретический анализ компетентностного подхода в современном образовании. Второй модульпредставлен операциональнотехнологической составляющей, включающей обучение способам диагностических действий, составлению музыкальнотестовых заданий и анкет. Третий, который пронизывает содержание двухпредыдущих модулей, структурируя и преобразуя их, личностный компонент, проявляющийся в ценностном отношении к диагностике в работеучителя музыки.Отбор содержания курса «Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» осуществлялся в соответствии со следующими критериями:
адекватность уровню современных научных исследований в области диагностики музыкальных способностей у детей; практическая направленность;
соответствие требованиям компетентностного подхода в музыкальном образовании;
ориентация на профессиональное и личностное развитие будущих учителей музыки.Содержание элективного курса«Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» отражено в его тематическом плане. Выбор тем занятий во многом определялся с помощью пилотажного эксперимента, в ходе которогобыл проведён опрос учителей музыки г. Тулы и студентов выпускного курса музыкального отделения факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л.Н. Толстого с целью выявления наиболее типичных проблем, связанных с музыкальным обучением и воспитанием младших школьников, решение которых предполагает обращение к диагностике основных музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста. Обобщив результаты, мы смогли вычленить те вопросы, которые в большей степени вызывают затруднения в профессиональной работе учителей музыки. С учётом полученной информации была составлена тематика лекционных и практических занятий.Так, в первую очередь, студентам для изучения был предложен блок «Диагностическая компетентность учителя музыки: специфика, содержание, структура», в котором подробно раскрывалось понятие, предмет, функции, цели диагностической компетентности и её роль в деятельности современного учителя музыки. В блоке «Учитель музыки как субъект диагностической деятельности» рассматривались профессионально важные качества личности учителя музыки, выявлялись требования к личности учителя музыки, предъявляемые диагностической деятельностью. Большое внимание при изучении модуля было уделено диагностическим знаниями педагогическому мышлению, лежащим в основе когнитивного компонента диагностической компетентности учителя музыки, а также диагностическим умениям, в состав которых входят проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские, исследовательские умения. При изучении темы «Младший школьник как объект и субъект диагностической деятельности на урокемузыки» рассматривались вопросы, раскрывающие психологические особенности детей этого возраста, специфику взаимоотношений с детьми на уроке музыки, основное внимание уделялось возможностям развития личности младшего школьника на уроках музыки. В блоке «Профессиональная подготовка и становление музыкантадиагноста»была подробно рассмотрена система диагностической подготовки будущих учителей музыки, выявлены возможности дальнейшего
профессионального самообразования молодых педагогов, изучены документы, регламентирующие работу учителя музыки (Государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования, Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.). При изучении блока «Техника диагностической деятельности учителя музыки» были проанализированы факторы, влияющие на осуществление диагностической деятельности (позитивные и негативные), изучены правила составления анкет, тестов, заданий в игровой форме. Отдельно был рассмотрен вопрос планирования и организации диагностических процедур на уроке музыки с соблюдением всех этических норм.Время проведения элективного курсатакже определялось экспериментальным путём. В процессе пилотажных исследований мы пришли к выводу, что по ряду причин наиболее оптимальным периодом для организации занятий являются 5и 6семестры. К этому моменту завершается изучение основных музыкальнопедагогических курсов, процесс формирования музыкальнопедагогических знаний находится на завершающей стадии. Существенным оказалось и то обстоятельство, что к этому периоду обучения студенты в ходе активной педагогической практики приобретают первый опыт профессиональной деятельности. Помимо фактора времени, который рассматривался нами как условие эффективности работы элективного курса, мы учитывали также сформированность мотивационной сферы студентов к восприятию содержания курса и их когнитивную готовность. Необходимость соблюдения последних двух условий продиктована характером самого курса, так как он представляет собой интегративную дисциплину. Уже на этапе теоретической разработки стало очевидно, что эта черта объективно присуща элективному курсу«Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» и вытекает из особенностей диагностикив работе учителя музыки. Её сущностьзаключается в объективной и всесторонней оценке педагогической ситуации, вычленении из неё педагогической задачи и подборе педагогических средств, адекватных данной ситуации и задаче. Следовательно, учителю необходимо изучить музыкальные способности, интересы, предпочтениядетей, учитывая при этом индивидуальные,возрастные особенности и возможности младших школьников, и, параллельно, определить эффективные и наиболее оптимальные способы взаимодействия с учениками.Основой такой деятельности служит вся система профессионального знания, позволяющая педагогу выявить музыкальный потенциал ребёнка и наметить перспективы для его дальнейшего развития.Внутрипредметная интеграция знаний в области музыкальной теории и педагогики, применяемая в элективном курсе«Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» носит различный характер. В некоторых случаях это могло быть привлечение информации для детализации, для более точного описания процессов, протекающих при осуществлении диагностики музыкальных способностей учащихся. В другихслучаях –способ генерализации знаний и умений в области музыкальной диагностики, повышение уровня их абстракции, обобщённости.Исследуемая нами с этих позиций диагностическая компетентностьявляется одним из компонентовпрофессиональной компетентности учителя музыки и входит в состав его специальных компетенций. Наиболее адекватными содержанию и задачам курса оказались занятия комбинированного типа, которые состояли из двух форм –семинаров и лабораторнопрактических занятий. В этом случае мы получили возможность актуализировать теоретические знания по проблеме диагностики музыкальных способностей младших школьников, а затем отработать диагностические действия. Поэтому, если первая половина практического занятия проводилась в форме учебных дискуссий, научных сообщений, обсуждений, то второй час занятия мы
отводим тренингам, упражнениям, направленным на обучение студентов составлению и применению на практике заданий диагностического характера –музыкальных тестов, анкет, вопросников и т.д.
Таким образом, опыт организации курса по выбору «Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» позволяет говорить о том, что он способствует формированию у будущих учителей музыки диагностической компетентности, сформированность которой является одной из характеристик готовности будущего учителя музыки к успешному осуществлению профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.ЗимняяИ.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. –М., 20042.
Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф.В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. –СПб.: Издво им. А.И. Герцена, 2005. –392 С.3. Хуторской А.В. Инновационный аспект компетентностного подхода в образовании // Научное наследие Т.И.Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования. Сборник статей: В 2 т. Т.1. М., 2011. С. 7983.
Pronyaeva Nadezda
senior teacher, Tula state pedagogical university, Tula, postgraduate by the department of pedagogy, psychology and subjects of primary education.nleshkova@mail.ruElective course as a means of effective formation ofdiagnostic competence of future teachers of music while studying at universityAbstract.The article raises the question of preparation of future music teachers, the role of diagnostic competence grounded in the structure of activity of the modern music teacher, reveals the essential characteristics of this type of professional competence, revealed potential elective courses as an effective means of training future teachers.Keywords: diagnostic competence, music teacher competence structure, elective course
Элективный курс как средство эффективного формирования диагностической компетентности будущих учителей музыки во время обучения в вузе
Аннотация.В статье поднимаетсявопросподготовки будущего учителя музыки, обосновывается роль диагностической компетентности в структуре деятельности современного учителя музыки, раскрываются сущностные характеристики данного вида профессиональной компетентности, выявляетсяпотенциал элективного курса как эффективного средства подготовки будущего учителя.Ключевые слова:диагностическая компетентность, учитель музыки, структура компетентности, элективный курс
На сегодняшний день одной из характеристик готовности будущего учителя музыки к успешному осуществлению профессиональной деятельности является сформированность у него диагностической компетентности, которая даёт возможность изучать и развивать музыкальные вкусы и потребности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Однако анализ современной научной и методической литературы показал, что проблеме формирования диагностической компетентности у будущих учителей музыки в процессе обучения в вузе не уделяется должного внимания, что в значительной мере осложняет их профессиональную деятельность, затрудняя возможности получения достоверной, точной и объективной информации о ребёнке. Диагностическая компетентность представляет собой интегральную характеристику личности учителя музыки, формирующуюся в процессе профессиональной подготовки в вузе, представляющую собой системное проявление диагностических знаний, умений и личностных качеств, отвечающих специфике данной деятельности и способствующих успешному осуществлению диагностической деятельности на уроке музыки. Опираясь на подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В. Хуторского, диагностическую компетентность учителя музыки мы рассматриваем как единство из трёх составляющих:
когнитивная составляющая
включает в себя знания о природе диагностической деятельности учителя музыки, о требованиях к диагностической информации, о методах её сбора и обработки, о роли диагностики музыкальности, музыкальных вкусов и потребностей детей младшего школьного возраста. В состав данного компонента входят знания о целях, средствах, функциях диагностической деятельности, составе действий и её местев деятельности учителя музыки;
операциональнотехнологическая составляющая
включает способы диагностических действий, к которым, прежде всего, относятся умения в области разработки алгоритмов составления музыкальнотестовых заданий, технологические умения, касающиеся конструирования музыкальнопедагогических анкет, диагностическое наблюдение как один из методов изучения уровня развития музыкальности младших школьников, анализ исполнительской деятельности детей;
личностная составляющая–включает в себя личностные качества, развитие которых необходимо для успешной диагностической деятельности учителя музыки. К таким качествам относятся:
интерес к внутреннему миру детей –предполагает не просто выяснение учителем
музыкальных вкусов, интересов и потребностей детей, но и выстраивание всей диагностической деятельности с опорой на индивидуальные качества ребёнка. Изучая уровень развития музыкальности младших школьников, выстраивая ход урока с учётом пожеланий и запросов детей, педагог создаёт положительную эмоциональную атмосферу на уроке, снимает психологические «зажимы» детей, прививает ученикам любовь к искусству, обогащает их эмоциональную среду. Сформированность у будущего учителя данного компонента является залогом успешность в формировании диагностической компетентности;
креативность проявляется в нескольких аспектах: по отношению к организации процесса диагностической деятельности; по отношению к содержанию и способам составления диагностического инструментария; по отношению к процессу диагностической деятельности, которое проявляется, в первую очередь, в организаторской и коммуникативной деятельности учителя музыки. Степень креативности учителя музыки определяют широта музыкальных интересов, энергичность, тяготение к решению сложных педагогических задач, независимость суждений, твёрдое осознание себя как творческой личности, стремление к созданию разнообразных и увлекательных диагностических заданий;
рефлексия следует отметить, что диагностическая деятельность учителя рефлексивна по своей природе, так как основывается на процессах двойного оценивания и понимания: с одной стороны, на уроке музыки оценивается личность ребёнка, его музыкальные способности и возможности, а с другой учитель оценивает самого себя свою деятельность, качество и эффективность предложенного диагностического инструментария. Диагностическая деятельность требует от учителя музыки постижения внутреннего мира детей, выяснения их музыкальных интересов и потребностей для осознания того, какую реакцию вызовут у детей действия и суждения учителя, с какими затруднениями столкнутся школьники. Значительным потенциалом в процессе формирования у студентов диагностической компетентностивыступают элективные курсы. Определяя подходы к разработке и организации курса «Диагностика иразвитие музыкальных способностей младших школьников», мы исходили из общей цели подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе. Задачиданного курса таковы:1)выработка у студентовмузыкантовгуманных профессиональных позиций, выражающихся в признании самоценности личности ребёнка, во внимании к его внутреннему миру, в стремлении выявить музыкальные способности, изучить возрастные и индивидуальные особенности детей с цельюраскрытия их музыкальных интересов и потребностей;2)становление и углубление представлений студентов о содержательной характеристике диагностической компетентности учителя музыки;3)формирование у студентов диагностических умений, включающих в себя сложные действия: определение цели и составление плана диагностического исследованиямузыкальных способностей; составление и выбор диагностического инструментариядля изучения уровня сформированности основных музыкальных способностей у детей; анализполученныхдиагностических данных; подбор диагностических средств, адекватных выявленным музыкальным особенностям школьников; определение перспектив развития музыкальности учащихся; наблюдение за динамикой развития личности учащегося; самодиагностика и рефлексия.Конструируя содержание курса, мы исходили из того убеждения, что оно должно включать в себя все известные компоненты содержания образования, представленные в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. По нашему мнению, оно должно представлять собой систематизированную под задачу
формирования у студентов диагностической компетентностисовокупность элементов содержания образования. Таким образом, в структуру содержания курса «Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» были включены три модуля. Первый образует предметное содержание –это теория педагогическойдиагностики, теория профессиональной деятельности учителя музыки, теоретический анализ компетентностного подхода в современном образовании. Второй модульпредставлен операциональнотехнологической составляющей, включающей обучение способам диагностических действий, составлению музыкальнотестовых заданий и анкет. Третий, который пронизывает содержание двухпредыдущих модулей, структурируя и преобразуя их, личностный компонент, проявляющийся в ценностном отношении к диагностике в работеучителя музыки.Отбор содержания курса «Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» осуществлялся в соответствии со следующими критериями:
адекватность уровню современных научных исследований в области диагностики музыкальных способностей у детей; практическая направленность;
соответствие требованиям компетентностного подхода в музыкальном образовании;
ориентация на профессиональное и личностное развитие будущих учителей музыки.Содержание элективного курса«Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» отражено в его тематическом плане. Выбор тем занятий во многом определялся с помощью пилотажного эксперимента, в ходе которогобыл проведён опрос учителей музыки г. Тулы и студентов выпускного курса музыкального отделения факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л.Н. Толстого с целью выявления наиболее типичных проблем, связанных с музыкальным обучением и воспитанием младших школьников, решение которых предполагает обращение к диагностике основных музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста. Обобщив результаты, мы смогли вычленить те вопросы, которые в большей степени вызывают затруднения в профессиональной работе учителей музыки. С учётом полученной информации была составлена тематика лекционных и практических занятий.Так, в первую очередь, студентам для изучения был предложен блок «Диагностическая компетентность учителя музыки: специфика, содержание, структура», в котором подробно раскрывалось понятие, предмет, функции, цели диагностической компетентности и её роль в деятельности современного учителя музыки. В блоке «Учитель музыки как субъект диагностической деятельности» рассматривались профессионально важные качества личности учителя музыки, выявлялись требования к личности учителя музыки, предъявляемые диагностической деятельностью. Большое внимание при изучении модуля было уделено диагностическим знаниями педагогическому мышлению, лежащим в основе когнитивного компонента диагностической компетентности учителя музыки, а также диагностическим умениям, в состав которых входят проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские, исследовательские умения. При изучении темы «Младший школьник как объект и субъект диагностической деятельности на урокемузыки» рассматривались вопросы, раскрывающие психологические особенности детей этого возраста, специфику взаимоотношений с детьми на уроке музыки, основное внимание уделялось возможностям развития личности младшего школьника на уроках музыки. В блоке «Профессиональная подготовка и становление музыкантадиагноста»была подробно рассмотрена система диагностической подготовки будущих учителей музыки, выявлены возможности дальнейшего
профессионального самообразования молодых педагогов, изучены документы, регламентирующие работу учителя музыки (Государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования, Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.). При изучении блока «Техника диагностической деятельности учителя музыки» были проанализированы факторы, влияющие на осуществление диагностической деятельности (позитивные и негативные), изучены правила составления анкет, тестов, заданий в игровой форме. Отдельно был рассмотрен вопрос планирования и организации диагностических процедур на уроке музыки с соблюдением всех этических норм.Время проведения элективного курсатакже определялось экспериментальным путём. В процессе пилотажных исследований мы пришли к выводу, что по ряду причин наиболее оптимальным периодом для организации занятий являются 5и 6семестры. К этому моменту завершается изучение основных музыкальнопедагогических курсов, процесс формирования музыкальнопедагогических знаний находится на завершающей стадии. Существенным оказалось и то обстоятельство, что к этому периоду обучения студенты в ходе активной педагогической практики приобретают первый опыт профессиональной деятельности. Помимо фактора времени, который рассматривался нами как условие эффективности работы элективного курса, мы учитывали также сформированность мотивационной сферы студентов к восприятию содержания курса и их когнитивную готовность. Необходимость соблюдения последних двух условий продиктована характером самого курса, так как он представляет собой интегративную дисциплину. Уже на этапе теоретической разработки стало очевидно, что эта черта объективно присуща элективному курсу«Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» и вытекает из особенностей диагностикив работе учителя музыки. Её сущностьзаключается в объективной и всесторонней оценке педагогической ситуации, вычленении из неё педагогической задачи и подборе педагогических средств, адекватных данной ситуации и задаче. Следовательно, учителю необходимо изучить музыкальные способности, интересы, предпочтениядетей, учитывая при этом индивидуальные,возрастные особенности и возможности младших школьников, и, параллельно, определить эффективные и наиболее оптимальные способы взаимодействия с учениками.Основой такой деятельности служит вся система профессионального знания, позволяющая педагогу выявить музыкальный потенциал ребёнка и наметить перспективы для его дальнейшего развития.Внутрипредметная интеграция знаний в области музыкальной теории и педагогики, применяемая в элективном курсе«Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» носит различный характер. В некоторых случаях это могло быть привлечение информации для детализации, для более точного описания процессов, протекающих при осуществлении диагностики музыкальных способностей учащихся. В другихслучаях –способ генерализации знаний и умений в области музыкальной диагностики, повышение уровня их абстракции, обобщённости.Исследуемая нами с этих позиций диагностическая компетентностьявляется одним из компонентовпрофессиональной компетентности учителя музыки и входит в состав его специальных компетенций. Наиболее адекватными содержанию и задачам курса оказались занятия комбинированного типа, которые состояли из двух форм –семинаров и лабораторнопрактических занятий. В этом случае мы получили возможность актуализировать теоретические знания по проблеме диагностики музыкальных способностей младших школьников, а затем отработать диагностические действия. Поэтому, если первая половина практического занятия проводилась в форме учебных дискуссий, научных сообщений, обсуждений, то второй час занятия мы
отводим тренингам, упражнениям, направленным на обучение студентов составлению и применению на практике заданий диагностического характера –музыкальных тестов, анкет, вопросников и т.д.
Таким образом, опыт организации курса по выбору «Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников» позволяет говорить о том, что он способствует формированию у будущих учителей музыки диагностической компетентности, сформированность которой является одной из характеристик готовности будущего учителя музыки к успешному осуществлению профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.ЗимняяИ.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. –М., 20042.
Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф.В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. –СПб.: Издво им. А.И. Герцена, 2005. –392 С.3. Хуторской А.В. Инновационный аспект компетентностного подхода в образовании // Научное наследие Т.И.Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования. Сборник статей: В 2 т. Т.1. М., 2011. С. 7983.
Pronyaeva Nadezda
senior teacher, Tula state pedagogical university, Tula, postgraduate by the department of pedagogy, psychology and subjects of primary education.nleshkova@mail.ruElective course as a means of effective formation ofdiagnostic competence of future teachers of music while studying at universityAbstract.The article raises the question of preparation of future music teachers, the role of diagnostic competence grounded in the structure of activity of the modern music teacher, reveals the essential characteristics of this type of professional competence, revealed potential elective courses as an effective means of training future teachers.Keywords: diagnostic competence, music teacher competence structure, elective course