Особенности организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в «Центре экспериментирования»
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова
Н.
В.,
Тетерина
И.
Н. Особенности организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в «Центре экспериментирования» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3096–3100. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54883.htm.
Аннотация. Статья посвящена аспектам поддержки интереса дошкольников к исследовательской деятельности. Авторы на основе проведённого исследования предложили создание «Центра экспериментирования» и продумали работу в нём.
Текст статьи
Ионова Наталья Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ruТетерина Ирина Николаевна,магистрант1 курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецiro4ka1991.91@mail.ru
Особенности организации исследовательской деятельностидетейстаршего дошкольного возраста в «Центре экспериментирования»
Аннотация.Статья посвящена аспектам поддержки интереса дошкольников к исследовательской деятельности. Авторы, на основе проведённого исследования, предложили создание «Центра экспериментирования» и продумали работу в нём.Ключевые слова:исследовательская деятельность, предметно –развивающая среда, экспериментирование.
Результатысовременных психологических исследованийнашего времени(Совгир Н.Н., Куликовская И. Э., и др.), говорят нам о том, что уровень умственного развития дошкольников существенновыше, чем предполагалось раньше [1].Стало известно, что дети сами могут успешно изучать и понимать как внешниесвойства предметов, фактови явлений, так и их внутренниевзаимоотношения и связи. В дошкольном возрастеребёнок способенк первым формам обобщения, анализа, синтеза, умозаключения, абстракции. Но такое изучение окружающего осуществляется детьми, как правило, в нагляднообразной форме, в ходе конкретной деятельности с изучаемыми предметами, объектами, явлениями.В ходе исследовательской деятельностинужно создавать такие ситуации, которые дошкольник можетразрешитьблагодаря проведению опытовиэкспериментов, анализировать, делатьвывод, умозаключение, самостоятельно овладеваетзнанием о том или ином физическом законе, явлении
Начиная с 60х годов, в работах известных психологов (А.Н. Леонтьева, А.Н. Поддьяков и др.)важное и особоевнимание начинает уделяться изучению исследовательской деятельности, разновидностью которой является экспериментирование[2].Вотечественной педагогике накоплен богатый опыт изучения познавательных интересов детей в различныхвидах деятельности: игровой,трудовой,коммуникативной и др. Между тем, анализ работ ведущих психологов показал, чтоне выделяетсяпроблемаисследования возможностей взаимодействия дошкольников свзрослымии сверстниками для развития у них интереса к экспериментированию.А ведь использование детского экспериментирования в педагогической практикеДОУявляется эффективным, очень значимыми необходимым методом развития у дошкольников навыков исследовательской деятельности, стимулирование познавательного интереса, обогащениезнаний, умений и навыков. Это противоречие позволило сформулировать нам цель исследования–изучить особенности развития исследовательской деятельности в процессе экспериментирования, а также найти эффективный способ поддержки познавательных интересов детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.В процессе развития дошкольников познавательный интересиграет главную роль: и как средство, которое увлекаетребенка при обучении, и как сильный мотив к длительному иинтеллектуальномупротеканию познавательной деятельности. Детям очень нравятся опыты и эксперименты. Это можно объяснить тем, что в данном возрасте в основе лежитнагляднодейственное, а текженагляднообразное мышление. Экспериментированиенапрямую соотносится с данными возрастным особенностям,и, поэтому, очевидно, чтоболее эффективного метода развития ребенка, пожалуй,и нет.В дошкольномвозрасте этот метод является ведущим,основным, а в первые три года –почтиединственным способом познанияи изучения мира. Своё начало экспериментирование берётв манипулирование с предметами.
Наиболее мощно и ярко висследовательской деятельности проявляется познавательная активность детей, которая направлена на получениеновойдля нихинформации и знаний (форма экспериментирования
познавательная), на получение результатовдетского индивидуального либо коллективного творчества –новыхсказок, рисунков, поделок и построек(форма экспериментирования
продуктивная).Экспериментированиев этом случае выступает как метод обучения, служащийдля передачи малышамновых знаний, как форма организации образовательногопроцесса,являясьодним извидов познавательной активности дошкольников.Методэкспериментирования в ДОУ имеет ряд достоинств:
детям получаютпредставления о различных аспектах изучаемого объекталибо явления, о его взаимоотношениях с инымиобъектами и со средой его обитания;
обогащается памятьребенкановыми словами и определёнными выводами, активизируются его мыслительные процессы, так как всё время возникает потребность в совершении таких операций, как анализ, классификация, синтез и т.д.;
развивается речь ребенка, так какребёнку дошкольного возраста необходимо объяснять увиденные явления, формулироватьи рассказыватьнайденныезакономерности и выводы;
происходит увеличение объемаумственных приемов и операций, которые Л.Н. Прохорова рассматриваеткак «умственные умения»[3]. В процессе исследовательской деятельностиу ребёнкаразвивается эмоциональная сфера, стимулируется проявление творческих способностей, формируются трудовые навыки, а за счет увеличениядвигательной активностиукрепляется здоровье.Экспериментирование вызывает у ребенкаустойчивыйинтерес к исследованию и изучению природы, поддерживает познавательную активность и любознательность малышей, помогает эффективнеевосприниматьучебный материалпо ознакомлению с окружающим миром, с основами математических представлений, с моральнымиправилами жизни в социумеи т.п. В наиболее полном видедетскоеэкспериментирование предполагает следующее:1)Ребёнок самостоятельно формулируетпроблему, которую нужно решить;2)Предлагает вероятныерешения;3)Исходя из данных, проверяетданные варианты;4)Делает выводыи подводит итогив соответствии с результатами проверки;5)Применяет выводы к новым фактам;6)Обобщает полученные знания и умения. В ходе нашего исследования мы столкнулись с такой проблемой, что многие дети старшего дошкольного возраста выбирают игровую, изобразительную деятельность, а не исследовательскую. Мы провели диагностику «Выбор деятельности», автор Прохорова Л.Н., цель которой выявить сформированность мотивации на исследовательскую деятельность у детей дошкольного возраста[3]. Данная методика исследует вид деятельности, который часто выбирают дети, выявляет место детского экспериментирования вразличныхпредпочтениях малышей. Результаты эксперимента с детьми старшего дошкольного отображены на Схеме 1.
Схема 1Результат диагностики «Выбор деятельности»
Можно предположить, что у детей мотивация на исследовательскую деятельностьсформирована не достаточно, так как большинство детей предпочитают игру,изобразительную деятельность,а не экспериментирование. Это может быть связано с тем, что дети мало знакомы с этим видом деятельности, не получают определённые знания в этой областии в группе детского сада не созданывсе необходимые условия. Взрослые не участвуют в поддержании устойчивого интереса детей к экспериментированию. А ведь именно педагог должен заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивать тем самым любознательность и познавательную активность. Поэтому дальнейшая работа была направлена на анализ предметно –игровой среды для организации исследовательской деятельности.Мы предположили, что в данной группе самым эффективным способом развития исследовательской деятельности и поддержки познавательных интересов детей может стать создание«Центр экспериментирования». Мы разработали планирование занятий в нем и продумалиего работу. В «Центре экспериментирования» должны быть: место для постоянной выставки,как детских работ, так и тех материалов, которые дошкольники будут изучать на занятии;местодля приборови инструментов для экспериментирования); место для проведения опытови экспериментов; место для разныхсхем, моделей,таблиц,специально разработанных презентаций,которые иллюстрируют основные свойства веществ; материалы, которые разделены на темы («Вода и песок», играуголок природыконструированиеэкспериментированиечтениеизо«Бумага», «Магниты», «Звук», «Стекло», «Свет»); картотека «Детские опыты и эксперименты»; правила безопасности и работы с различными материалами.На наш взгляд, детей нужно познакомить с учёнымии их основными трудами, но в доступной для детей форме. Это могут быть мини –фильмы, презентации, мультфильмы, фотографии. Необходимо расположить в «Центре экспериментирования» их портреты и фотографии, где данные люди находятся в работе, проводят эксперименты и опыты. Детям можно рассказатьпро Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Константина Циолковского, Михаила Ломоносова и др. Такая наглядность должна поддержать интерес детей к исследовательской деятельности, настроить на получение определённых результатов. Работу в «Центре экспериментирования» можно представить следующим образом.
Перед началом занятияготовятся столы для опытов.Каждый ребёнок готовит для себя белую салфетку из ткани, поднос или тарелочка, кладут на них необходимые инструменты и материалы для опыта. Детямнравитсяуже то, чтоонинадевают белые халаты и знают, что сегодня они будут «Маленькими учёными» и узнают много всего нового и очень интересного. Они будут чувствовать определённую ответственность, ведь они получили роль, а,значит,с удовольствием и большим интересом будут участвоватьв исследовательской деятельности.1)занятия проводятся с небольшими подгруппами (510 человек). Это делается для того, чтобы проследить познавательную и творческую активность каждого из детей;
2)задания к экспериментированию даются детям от лица сказочного или мультипликационного героя. Это может быть кукла или игрушка, а так же эти же герои могут создавать проблемную ситуацию в созданной педагогом презентации. Это делается для поддержания интереса ребёнка к исследовательской деятельности;3)на начальном этапе педагог помогает детям решатьпоставленные задачи, проводя различные опыты и эксперименты (дети могут самостоятельно пополнять картотеку с опытами, привлекая родителей);4)через парузанятий, работа выполняется со слов детей (дети стараются обучатьпедагога, проговаривают план всей работы, самостоятельно делают определённые выводы эксперимента, отражая ихв речи);5)на следующих занятиях ребёнок рассказывает и демонстрирует опыты, которые они провели дома(защита проектов или представление определённых результатов эксперимента с помощью моделей);6)дети самостоятельно прибирают рабочее место и при желании помогают в этом друг другуВ данном центре будут проводиться в основном наблюдения и эксперименты.
Можно проводить работу совместно с родителями, которые могут предложить что то новое в ходе детского экспериментирования, рассказать истории из своей жизни, как они занимались исследовательской деятельностью. Если предложить детям провести опыт, то нужно сообщить им цель и задачу, которая не должна остаться без решения, дать время на обдумывание, а затем привлечь детей к обсуждению эксперимента и его результата. Но иногда приходится проводить эксперименты подруководством педагога, чтобы не лишать детей инициативы и свободы воли, делатьэтонужнокрайне редко.Если дети будут принимать участие в планировании работы, то экспериментирование будет самым эффективным методом развития детского мышления.Заранее не нужно предсказывать конечный результат, ведь тем самым мы решаем ребёнка того ощущения, что это он самостоятельно добился определённого итога эксперимента, теряется ощущение первооткрывателя.Дети будут работать увлечённо и с интересом, если дать им возможность во время проведения опыта проговаривать свои действия, обмениваться выводами и мнениями друг с другом.Обязательно нужно помогать тем детям, которые работают медленно и теряют основную мысль эксперимента, чтобы поддержать их интерес к исследовательской деятельности.В конце эксперимента необходимо подвести итоги и сформулировать выводы.Это можноделать как в устной форме, так и показать результат на экране с помощьюпрезентации и обсудить вместе с детьми. После работы дети должны сами привестив порядок рабочие места –моют, вытираюти убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание нужно уделить техникебезопасности.Таким образом, мы можем сделать вывод, что при постепенном усложнениипроводимых опытов в «Центре экспериментирования»увеличивается самостоятельность детей. Они начинают активнозадаватьвопросы, а также пытаютсясамостоятельно на них ответить, становятся инициаторами исследовательской деятельности.Дошкольники учатсяанализировать результаты опытов, самостоятельно делают выводы, составляют развернутыерассказыоб увиденных явлениях.Велика и роль педагога в данном процессе.Он должен внимательно следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования, напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов и стимулировать рост познавательной активности малышей.
Ссылки на источники:1.Куликовская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: «Педагогическое общество России». 2003. –79 с.2.Поддьяков А. Н.Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами// Вопросы психологии. 1996. —№ 4.—С. 14–233.Прохорова Л.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. –«АРКТИ». –2003. –64с.
Natalia Ionova,Candidate of Philological Sciences, associate professor at the chair of Early Childhood Education, Cherepovets State University, CherepovetsIrina Teterina,A firstyear undergraduate, the chair of Early Childhood Education, Cherepovets State University, CherepovetsFeatures of the organization of research activities preschool children in the "Center of experimentation"Abstract.Article is devoted to aspects of supporting interest preschoolers to research. The authors, on the basis of the study, proposed the creation of the "Center of experimentation" and thoughtful work in it.Keywords:Research activities, subject developing environment, experimentation.
Особенности организации исследовательской деятельностидетейстаршего дошкольного возраста в «Центре экспериментирования»
Аннотация.Статья посвящена аспектам поддержки интереса дошкольников к исследовательской деятельности. Авторы, на основе проведённого исследования, предложили создание «Центра экспериментирования» и продумали работу в нём.Ключевые слова:исследовательская деятельность, предметно –развивающая среда, экспериментирование.
Результатысовременных психологических исследованийнашего времени(Совгир Н.Н., Куликовская И. Э., и др.), говорят нам о том, что уровень умственного развития дошкольников существенновыше, чем предполагалось раньше [1].Стало известно, что дети сами могут успешно изучать и понимать как внешниесвойства предметов, фактови явлений, так и их внутренниевзаимоотношения и связи. В дошкольном возрастеребёнок способенк первым формам обобщения, анализа, синтеза, умозаключения, абстракции. Но такое изучение окружающего осуществляется детьми, как правило, в нагляднообразной форме, в ходе конкретной деятельности с изучаемыми предметами, объектами, явлениями.В ходе исследовательской деятельностинужно создавать такие ситуации, которые дошкольник можетразрешитьблагодаря проведению опытовиэкспериментов, анализировать, делатьвывод, умозаключение, самостоятельно овладеваетзнанием о том или ином физическом законе, явлении
Начиная с 60х годов, в работах известных психологов (А.Н. Леонтьева, А.Н. Поддьяков и др.)важное и особоевнимание начинает уделяться изучению исследовательской деятельности, разновидностью которой является экспериментирование[2].Вотечественной педагогике накоплен богатый опыт изучения познавательных интересов детей в различныхвидах деятельности: игровой,трудовой,коммуникативной и др. Между тем, анализ работ ведущих психологов показал, чтоне выделяетсяпроблемаисследования возможностей взаимодействия дошкольников свзрослымии сверстниками для развития у них интереса к экспериментированию.А ведь использование детского экспериментирования в педагогической практикеДОУявляется эффективным, очень значимыми необходимым методом развития у дошкольников навыков исследовательской деятельности, стимулирование познавательного интереса, обогащениезнаний, умений и навыков. Это противоречие позволило сформулировать нам цель исследования–изучить особенности развития исследовательской деятельности в процессе экспериментирования, а также найти эффективный способ поддержки познавательных интересов детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.В процессе развития дошкольников познавательный интересиграет главную роль: и как средство, которое увлекаетребенка при обучении, и как сильный мотив к длительному иинтеллектуальномупротеканию познавательной деятельности. Детям очень нравятся опыты и эксперименты. Это можно объяснить тем, что в данном возрасте в основе лежитнагляднодейственное, а текженагляднообразное мышление. Экспериментированиенапрямую соотносится с данными возрастным особенностям,и, поэтому, очевидно, чтоболее эффективного метода развития ребенка, пожалуй,и нет.В дошкольномвозрасте этот метод является ведущим,основным, а в первые три года –почтиединственным способом познанияи изучения мира. Своё начало экспериментирование берётв манипулирование с предметами.
Наиболее мощно и ярко висследовательской деятельности проявляется познавательная активность детей, которая направлена на получениеновойдля нихинформации и знаний (форма экспериментирования
познавательная), на получение результатовдетского индивидуального либо коллективного творчества –новыхсказок, рисунков, поделок и построек(форма экспериментирования
продуктивная).Экспериментированиев этом случае выступает как метод обучения, служащийдля передачи малышамновых знаний, как форма организации образовательногопроцесса,являясьодним извидов познавательной активности дошкольников.Методэкспериментирования в ДОУ имеет ряд достоинств:
детям получаютпредставления о различных аспектах изучаемого объекталибо явления, о его взаимоотношениях с инымиобъектами и со средой его обитания;
обогащается памятьребенкановыми словами и определёнными выводами, активизируются его мыслительные процессы, так как всё время возникает потребность в совершении таких операций, как анализ, классификация, синтез и т.д.;
развивается речь ребенка, так какребёнку дошкольного возраста необходимо объяснять увиденные явления, формулироватьи рассказыватьнайденныезакономерности и выводы;
происходит увеличение объемаумственных приемов и операций, которые Л.Н. Прохорова рассматриваеткак «умственные умения»[3]. В процессе исследовательской деятельностиу ребёнкаразвивается эмоциональная сфера, стимулируется проявление творческих способностей, формируются трудовые навыки, а за счет увеличениядвигательной активностиукрепляется здоровье.Экспериментирование вызывает у ребенкаустойчивыйинтерес к исследованию и изучению природы, поддерживает познавательную активность и любознательность малышей, помогает эффективнеевосприниматьучебный материалпо ознакомлению с окружающим миром, с основами математических представлений, с моральнымиправилами жизни в социумеи т.п. В наиболее полном видедетскоеэкспериментирование предполагает следующее:1)Ребёнок самостоятельно формулируетпроблему, которую нужно решить;2)Предлагает вероятныерешения;3)Исходя из данных, проверяетданные варианты;4)Делает выводыи подводит итогив соответствии с результатами проверки;5)Применяет выводы к новым фактам;6)Обобщает полученные знания и умения. В ходе нашего исследования мы столкнулись с такой проблемой, что многие дети старшего дошкольного возраста выбирают игровую, изобразительную деятельность, а не исследовательскую. Мы провели диагностику «Выбор деятельности», автор Прохорова Л.Н., цель которой выявить сформированность мотивации на исследовательскую деятельность у детей дошкольного возраста[3]. Данная методика исследует вид деятельности, который часто выбирают дети, выявляет место детского экспериментирования вразличныхпредпочтениях малышей. Результаты эксперимента с детьми старшего дошкольного отображены на Схеме 1.
Схема 1Результат диагностики «Выбор деятельности»
Можно предположить, что у детей мотивация на исследовательскую деятельностьсформирована не достаточно, так как большинство детей предпочитают игру,изобразительную деятельность,а не экспериментирование. Это может быть связано с тем, что дети мало знакомы с этим видом деятельности, не получают определённые знания в этой областии в группе детского сада не созданывсе необходимые условия. Взрослые не участвуют в поддержании устойчивого интереса детей к экспериментированию. А ведь именно педагог должен заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивать тем самым любознательность и познавательную активность. Поэтому дальнейшая работа была направлена на анализ предметно –игровой среды для организации исследовательской деятельности.Мы предположили, что в данной группе самым эффективным способом развития исследовательской деятельности и поддержки познавательных интересов детей может стать создание«Центр экспериментирования». Мы разработали планирование занятий в нем и продумалиего работу. В «Центре экспериментирования» должны быть: место для постоянной выставки,как детских работ, так и тех материалов, которые дошкольники будут изучать на занятии;местодля приборови инструментов для экспериментирования); место для проведения опытови экспериментов; место для разныхсхем, моделей,таблиц,специально разработанных презентаций,которые иллюстрируют основные свойства веществ; материалы, которые разделены на темы («Вода и песок», играуголок природыконструированиеэкспериментированиечтениеизо«Бумага», «Магниты», «Звук», «Стекло», «Свет»); картотека «Детские опыты и эксперименты»; правила безопасности и работы с различными материалами.На наш взгляд, детей нужно познакомить с учёнымии их основными трудами, но в доступной для детей форме. Это могут быть мини –фильмы, презентации, мультфильмы, фотографии. Необходимо расположить в «Центре экспериментирования» их портреты и фотографии, где данные люди находятся в работе, проводят эксперименты и опыты. Детям можно рассказатьпро Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Константина Циолковского, Михаила Ломоносова и др. Такая наглядность должна поддержать интерес детей к исследовательской деятельности, настроить на получение определённых результатов. Работу в «Центре экспериментирования» можно представить следующим образом.
Перед началом занятияготовятся столы для опытов.Каждый ребёнок готовит для себя белую салфетку из ткани, поднос или тарелочка, кладут на них необходимые инструменты и материалы для опыта. Детямнравитсяуже то, чтоонинадевают белые халаты и знают, что сегодня они будут «Маленькими учёными» и узнают много всего нового и очень интересного. Они будут чувствовать определённую ответственность, ведь они получили роль, а,значит,с удовольствием и большим интересом будут участвоватьв исследовательской деятельности.1)занятия проводятся с небольшими подгруппами (510 человек). Это делается для того, чтобы проследить познавательную и творческую активность каждого из детей;
2)задания к экспериментированию даются детям от лица сказочного или мультипликационного героя. Это может быть кукла или игрушка, а так же эти же герои могут создавать проблемную ситуацию в созданной педагогом презентации. Это делается для поддержания интереса ребёнка к исследовательской деятельности;3)на начальном этапе педагог помогает детям решатьпоставленные задачи, проводя различные опыты и эксперименты (дети могут самостоятельно пополнять картотеку с опытами, привлекая родителей);4)через парузанятий, работа выполняется со слов детей (дети стараются обучатьпедагога, проговаривают план всей работы, самостоятельно делают определённые выводы эксперимента, отражая ихв речи);5)на следующих занятиях ребёнок рассказывает и демонстрирует опыты, которые они провели дома(защита проектов или представление определённых результатов эксперимента с помощью моделей);6)дети самостоятельно прибирают рабочее место и при желании помогают в этом друг другуВ данном центре будут проводиться в основном наблюдения и эксперименты.
Можно проводить работу совместно с родителями, которые могут предложить что то новое в ходе детского экспериментирования, рассказать истории из своей жизни, как они занимались исследовательской деятельностью. Если предложить детям провести опыт, то нужно сообщить им цель и задачу, которая не должна остаться без решения, дать время на обдумывание, а затем привлечь детей к обсуждению эксперимента и его результата. Но иногда приходится проводить эксперименты подруководством педагога, чтобы не лишать детей инициативы и свободы воли, делатьэтонужнокрайне редко.Если дети будут принимать участие в планировании работы, то экспериментирование будет самым эффективным методом развития детского мышления.Заранее не нужно предсказывать конечный результат, ведь тем самым мы решаем ребёнка того ощущения, что это он самостоятельно добился определённого итога эксперимента, теряется ощущение первооткрывателя.Дети будут работать увлечённо и с интересом, если дать им возможность во время проведения опыта проговаривать свои действия, обмениваться выводами и мнениями друг с другом.Обязательно нужно помогать тем детям, которые работают медленно и теряют основную мысль эксперимента, чтобы поддержать их интерес к исследовательской деятельности.В конце эксперимента необходимо подвести итоги и сформулировать выводы.Это можноделать как в устной форме, так и показать результат на экране с помощьюпрезентации и обсудить вместе с детьми. После работы дети должны сами привестив порядок рабочие места –моют, вытираюти убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание нужно уделить техникебезопасности.Таким образом, мы можем сделать вывод, что при постепенном усложнениипроводимых опытов в «Центре экспериментирования»увеличивается самостоятельность детей. Они начинают активнозадаватьвопросы, а также пытаютсясамостоятельно на них ответить, становятся инициаторами исследовательской деятельности.Дошкольники учатсяанализировать результаты опытов, самостоятельно делают выводы, составляют развернутыерассказыоб увиденных явлениях.Велика и роль педагога в данном процессе.Он должен внимательно следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования, напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов и стимулировать рост познавательной активности малышей.
Ссылки на источники:1.Куликовская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: «Педагогическое общество России». 2003. –79 с.2.Поддьяков А. Н.Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами// Вопросы психологии. 1996. —№ 4.—С. 14–233.Прохорова Л.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. –«АРКТИ». –2003. –64с.
Natalia Ionova,Candidate of Philological Sciences, associate professor at the chair of Early Childhood Education, Cherepovets State University, CherepovetsIrina Teterina,A firstyear undergraduate, the chair of Early Childhood Education, Cherepovets State University, CherepovetsFeatures of the organization of research activities preschool children in the "Center of experimentation"Abstract.Article is devoted to aspects of supporting interest preschoolers to research. The authors, on the basis of the study, proposed the creation of the "Center of experimentation" and thoughtful work in it.Keywords:Research activities, subject developing environment, experimentation.