Приемы кинезиологической коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Топорова Н. Б. Приемы кинезиологической коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3151–3155. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54894.htm.
Аннотация. Внедрение кинезиологической коррекции в работу дошкольного учреждения – эффективный метод подготовки детей к школе. При комплексном использовании кинезиологического воздействия (работа по развитию мелкой моторики, логоритмика, различные виды массажа, развитие сенсорных способностей, обогащение интеллектуально-эмоционального опыта) заметно улучшается объем памяти, зрительное восприятие, более устойчивым становится внимание, активно развивается творческое воображение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Топорова Надежда Борисовна,воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада компенсирующего вида №1 «Улыбка»», г.Котельничnadezhda_toporova@mail.ru

Приемы кинезиологической коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников

Аннотация.Внедрение кинезиологической коррекции в работу дошкольного учреждения ‬эффективный метод подготовки детей к школе. При комплексном использовании кинезиологического воздействия (работа по развитию мелкой моторики, логоритмика, различные виды массажа, развитие сенсорных способностей, обогащение интеллектуальноэмоционального опыта) заметно улучшается объем памяти,зрительное восприятие, более устойчивым становится внимание, активно развивается творческое воображение.Ключевые слова:кинезиология, коррекционная работа, устранение речевых проблем, здоровье сберегающая технология.

Основнаяцельработынашегодетскогосада созданиеоптимальныхусловийдляпрофилактикииуспешнойкоррекциинарушенийвречевомразвитиидетей.Реформывобразованиидаливозможностьиспользоватьновыеформы,методы, инновационныетехнологииобучения детейснарушениямиречи.Внашдетскийсадпоступают дети старшегодошкольноговозраста,поэтомукоррекционныеиразвивающиезадачидолжнырешатьсявкомплексе.Эвристическимрешениемдлянассталовведениевпедагогическийпроцесскинезиологическойкоррекции.Кинезиология ‬наукаоразвитииголовногомозгачерездвижение. Единствомозгаскладываетсяиздеятельностидвух егополушарий,развитиемежполушарноговзаимодействия ‬основаразвитияинтеллекта.Моторные центрыречивкореголовногомозганаходятсярядомсречевыми.Мыпредположили, чтоиспользованиекинезиологическихупражненийпозволитулучшитьпамять,внимание,речь,мелкуюмоторику,активизируетинтеллектуальнуюипознавательнуюдеятельностьдетей.Основныенаправленияработы1.Формированиеинтеллектуальноэмоциональногоопытадетей.2.Предметноманипуляционнаядеятельность(развитиесенсорныхспособностей, тактильныхощущений)3.Развитиетворческогомышленияиручнойумелости.Целью введениякинезиологическойкоррекциивДОУ являетсяустранениеотклонений в двигательной, интеллектуальной, речевой, моторной, эмоционально ‬волевой,личностной сферахдеятельности ребенка, а такжеуспешная адаптация детейк условиям школьного обучения.Принципывведениякоррекционнойработы

игроваямотивация

систематичностьипоследовательность

характериобъемзаданийсоответствуетуровнюразвитиядетейиихвозрасту

тесноевзаимодействиемеждупедагогамиДОУ(воспитатель, логопед,музыкальныйруководитель,инструкторпофизкультуре, психолог, медсестра), атакжеродителямидетей, посещающих данное учреждение.

учитываются индивидуальные особенности и возможности ребенка, его интересы, склонности.

Таблица 1

Формыорганизацииработысдетьми

Индивидуальнаяработа, безусловно, эффективнее коллективной, так как позволяет установить тесный контакт с ребенком,даетвозможностьраскрытьдетямсвойинтеллектуальныйпотенциал, нолучше, еслиэтобудетпроисходитьвгруппеединомышленников, чтобыребенокнашелэмоциональнуюподдержкусверстников, ктотосмогоценитьрезультатыегодеятельностиНазанятияхиспользуетсяследующееоборудование:природныйибросовыйматериалмассажныемячикиразныхцветов и размеров«пальчиковые бассейны» сразличныминаполнителями ( желудями, фасолью, горохом, ракушками, камушками)музыкальныйцентрразныевидыбумаги ткань, пряжа,ниткикрупы, макаронныеизделиябисер, тонкаяпроволока, лескаПри наблюденииза детьми с речевой патологией, становится очевидным, что движения детей характеризуются недостаточной четкостью, точностью, обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами.Перед педагогами стоит задача снять мышечное напряжение.Благодаря систематическомувыполнениюигровыхупражнений,направленныхнарасслаблениемышц ‬поглаживание ( «погладькотенка»), нарастяжениемышц,дляснятиязастоявних и скованности (« дотянись до….», «достань…»),развитиетактильныхощущений,мышечнойпамяти,движениядетейприобретаютбольшуюуверенностьиуправляемость. Детиначинаютлегчепереключатсясодногодвижениянадругое,обучаютсясамостоятельнорешатьдвигательнуюзадачу.I. ФормированиеинтеллектуальноэмоциональногоопытадетейЗадача ‬развитиегибкостимышления, т.е.способностипереключатьсяотоднойумственнойоперациикдругой,свободаотшаблонов и трафаретовмышления,способностьклогическомурассуждению,связанномуспотребностьювдоказательствах,обоснованиях, выводах висследовательско поисковойдеятельности.Наиболее результативным для достижения этой задачи являетсяиспользование следующих видов кинезиологических упражнений:Видыкинезиологическихупражнений:

пальчиковыеигры

физкультминутки, физкультпаузы

музыкальнохореографическиезанятия

логоритмика ( развитиедвигательнойсферывсочетаниисословами имузыкой)

кинезиологическийтренинг (комплексспециальныхупражнений )ГрупповыеИндивидуальныеИгры, практические заданияИгрысоревнованияПраздники. Развлечения

ТворческиемастерскиеКружкипоинтересамЭкскурсии, наблюденияПосещениекультурномассовыхмероприятийМежгрупповыеолимпиады, КВНыПодготовкак праздникам, конкурсам, выставкамОбучениеприемаммассажа, правиламигр,Заучиваниестихов, песенок, пальчиковыхигрВыполнениетворческихзаданийКоррекциядвигательнойсферы

видымассажа:лечебнооздоровительный, логопедический, антистрессовый, точечный

психогимнастика(развитиепсихомоторики )

театрализованнаядеятельностьсиспользованиемразличныхвидовтеатра(пальчиковый, «варежки», театрналожках)II. ПредметноманипуляционнаядеятельностьЗадача ‬формирование способов познания путем сенсорного анализа, расширение представлений об окружающем мире через экспериментирование, наблюдение, обследование.Обучение строится как увлекательное предметноигровая деятельность, обеспечивающая рост самостоятельности в процессе получения новых знаний. Тонкиедифференцированныедвижениярукформируютсяисовершенствуются вработесбумагой, тканью, пластилином, мозаикой.Виды кинезиологических упражнений.

игрызанятия «в сухом бассейне»

игры в пальчиковом бассейне с различными сыпучими наполнителями

песочный игротренинг

массаж с помощью предметов (грецкие орехи, прищепки, мячики)

логоритмика с использованием предметовЭффективно так же применение1.Ручного труда с использованием природного, бросового материала, бумагопластика, работа с тканью, бисероплетение.2.Использование технических материалов (гайки, винты, болтики, пробки, проволока, формочкивкладыши).3.Экспериментирование (опыты с песком,глиной, почвой; водойвоздухом, солнечнымсветом),изучение физических явлений, статического электричества, магнетизма, законов движения.III. Развитие творческого мышления.Задача

способствовать самовыражению, раскрытию индивидуальности ребенка, воспитывать творческого человека, умеющего находитьнестандартные решения.Творческая деятельность

содержательная форма активности человека, это целенаправленная деятельность, в результате которой возникает чтото новое, оригинальное. Необходимые компоненты творчества ‬мышление, воображение, сформированные умения.Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал, придумывать оформление, приемы изготовления, то есть учится анализировать свою деятельностьТаблица 2Примерное распределение кинезиологической коррекции в режиме дня детского сада

Дни неделиУтроПредметно манипуляционная деятельностьПознавательная деятельностьИнтеллектуально эмоциональное развитиеПрогулкаЭксперименты, игры,наблюденияВечерТворческие заданияПонедельникМышечная психогимнастика.Массажи.Проектная деятельность (выбор темы для исследования)ИгрыэкспериментыРисование не традиционными способами.ВторникРазучивание комплекса специальных кинезиологических Математические игры. Головоломки КВН.Самостоятельная игровая деятельность с песком, Знакомство с фреской.упражненийкамушками,…СредаИгры в пальчиковом бассейне, пальчиковая гимнастикаИнтегрированные занятияСбори обследованиеприродного материалаБумагопластика, квилингЧетвергЛогоритмикаМузыкальнохореографическая деятельностьРабота с техническими материаламиПоделки из природного или бросового материалаПятницаПальчиковая гимнастика игры в сухом бассейнеРазвлечение.Спортивные соревнованияНаблюдение, опыты, обследование объектовВыставка детских работ

Распределение необходимой коррекционной

работы в течении дня, предохраняет нервную систему ребенка от переутомления, дает возможностьзадействовать все органы чувств, удовлетворяет жажду экспериментирование и любознательности,активно развивается словарь и речевая функция ребенка, совершенствуются личностные качества ‬большинство детей становятся мене тревожными, уменьшается гипервозбудимость, развиваются творческие способности.Таблица 3Примерное распределение кинезиологической коррекции по лексическим темам в течении учебного года

Лексическая темаОбогащение интеллектуальноэмоционального опытаПредметноманипуляционная деятельностьТворческие заданияИгрушкиИгры в пальчиковом бассейне, наполненном песком «Кто спрятался?»

Интегративное занятие «О чем грустят игрушки?»(Речевая, изодеятельность)Массаж мячиками, игры с прищепками (развесь платочки, собери платочки)

Экспериментирование «Песочная страна» (свойства сухого и сырого песка)Работа с бросовым материалом «Игрушкипогремушки»

Работа с песком «Фрески»Домашние животные и их детенышиИсследовательский проект «Почему собаки кусаются?»

Логоритмика «На бабушкином дворе»

Психогимнастика «Погладь котенка»

Театрализованная деятельность инсценирование сказки «Как котенок маму искал»Пальчиковые игры «По встречались», «Две козочки»

Цикл наблюдений «Волшебницаводица»

Кинезиологический комплекс «Кулакреброладонь»Работа с опилом «Пудель»

Рисование методом «тычка» «Котята»

Работа с яичной скорлупой «Цыплята»Зима.Зимние забавы.Логоритмика «Телеграмма»

Санный поход с родителями

Концерт «Зимушка хрустальная»Исследование свойств снега и льда

Игры с цветными льдинками

Массаж с помощью предметов (грецкие орехи, желуди)Соленое тесто «Барельеф»

Рисование «по сырому» «Зимний лес»ОбувьХореографическоспортивное занятие «Зверобика»Цикл наблюдений «Солнечные зайчики» (из каких цветов состоит Придумывание сказки «Как башмачки потерялись»

Сюжетноролевая игра «Разведчики»

«Понтомима» снятие эмоциональномышечного напряжениясолнечный луч)

Пальчиковая гимнастика «Приглашение»

Рисование персонажей сказки (самостоятельно)Продукты питанияПроектноисследовательская деятельность «Все о шоколаде»

Праздник« Сладкий час»

Игра на музыкальных инструментах

(треугольник, металлофон)Упражнение «Золушка»(разобрать фасоль и горох)

Мамины помощники (выпечка печенья с помощью формочек)

Кинезиологический комплекс « Лезгинка»

Картины из круп «Ежики» (греча)

«Медвежонок» (окрашенная манная крупа)Дикие животныеИгра викторина «Чьё объявление?»

Интегрированное занятие «Сафарипарк»Физкультурноречевое

Развлечение «Праздник мыльных пузырей»Игры эксперименты «Воздухневидимка»

Песочный игротренинг

Пальчиковый театр «Вот так встреча»Бисероплетение «Крокодил» «Тритон»

Рисование «Кляксография»ТранспортИгра ‬путешествие «На воздушном шаре»

Расскажи стихи руками

«Шапканевидимка»снятие мышечного и эмоционального напряженияИзучаем магнетизм

Сюжетно ‬ролевая игра «Ремонтная мастерская» использование технических материалов: гайки, шайбы,болты.Бросовый материал «Кораблики»

Рисование различными материалами (уголь, сангина, мелки)ВеснаИнтегрированное занятие «Подснежник» музыкально ‬театрализованное деятельность)

Антистрессовый массаж (психолог)Наблюдение, опыты проращивание семян

Игры с клубочками «Шнуровочки»

Упражнение «Собери бусы»Лоскутное шитье «Весенний букет» (тесьма, пуговицы)

Рисованиефантазирование «Чем пахнет весна?»Скоро летоСнятие мышечного напряжения «Скульптор»

Исследовательский проект «Кого на земле больше всех?» (насекомые)Игра ‬обследование «Текстура» (ткани, мех)

Пальчиковая гимнастика «Аленький цветочек»

Игры с камушками, ракушкамиКвилинг «Удивительные цветы»

Лоскутное шитье «Семицветик» (ткань)

Даннаямоделькинезиологическойкоррекции

мобильнаяструктура, в которую можновносить изменения, добавления, исправления, ееможноиспользовать в работеспециализированного учреждения, в домашнихусловиях, назанятиях встудиях и кружках.Кинезиологическая коррекцияотноситсякздоровье сберегающей технологии. Упражнения повышаютстрессоустойчивость, улучшают мыслительнуюдеятельность, способствуютулучшениюпамяти, внимания, улучшается эмоциональноесостояние, зрительномоторнаякоординация, синхронизируется работаполушарийголовногомозга, совершенствуется регулирующая и контролирующаяроль нервной системы.

Ссылки на источники1.Программа «Коррекция нарушения речи» Чиркина Г.В., М «Просвещение» 2009 г.2.Примерная программа коррекционно ‬развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. Нищева, СПб, «Детствопресс» 2012 г3.Творим и мастерим Куцакова Л.В., М. «Мозаикасинтез» 2007 г.4.Открытые возможности: поддержка детской инициативы Гусева Т.Н., Цапенко М.М., М «Школьная пресса» 2009 г.5.Экспериментальная деятельностьТугушева Г.П., Чистякова А.Е., СПб «Детствопресс» 2007 г.6.Развиваем мелкую моторику Ткаченко Т.А., М «Эксмо» 2010 г.7.Играем в ученых Волкова Е.В., город Новосибирск, 2008 г.8.От навыков к творчеству Баранова Е.В., М «Мозаикасинтез» 2009 г.9.«Воспитатель ДОУ» Практический журнал №3, №5 2010г., №7 2009г., №2 2007г.

Toporova Nadezda,Educator Municipal preschool educational institution «kindergarten of compensating type №1 «Smile»,» Kotelnich, Kirov region.Techniques kinesiological correction of abnormalities of speech development of children.Abstract.The introduction of kinesiological correction in the work of preschool institutions effective method of training children for school. In a complex use of medical exposure (work on the development of fine motor skills, speech rhythmic, various massages, development of sensory abilities, the enrichment of the intellectual and emotional experience) significantly improves memory, visual perception becomes more sustainable attention, is actively developing a creative imagination.Keywords:kinesiology, correctional work, speech and cognitive activities, healthsaving technology.